Что такое поурочные планы в школе

Памятка «Подготовка поурочного плана»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Памятка для преподавателей по составлению поурочного плана

I. Типология уроков

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков:уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Типы уроков. Формы уроков

Урок изучения нового материала (вводная и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков):

— урок с использованием учебного кино-, видеофильма;

— урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

— урок смешанный (сочетание элементов различных видов урока на одном).

Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д.):

— урок самостоятельной работы (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);

— урок – лабораторная работа;

— урок практических работ;

Урок обобщения и систематизации:

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН):

— устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

— зачетные и лабораторные работы;

— контрольная (самостоятельная) работа;

— смешанный урок (сочетание трех первых видов).

На нем решается несколько дидактических задач.

Примечание: на каждом уроке возможно использование электронных средств обучения в форме презентаций, электронного учебного пособия, рабочих тетрадей.

Нетрадиционные формы урока:
— ролевые игры;

— исполнение сказочного сюжета;

— круглый стол или конференция;

— урок открытых мыслей;

— игра «Следствие ведут знатоки»;

— моделирование мышления учащихся;

— ролевая деловая игра;

— игра «Волшебный конверт»;

— межпредметный интегрированный урок;

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся в свою очередь, делятся на несколько групп:

— цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;

— цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;

— цели, связанные с обеспечением развития интеллектуальной культуры;

— цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры;

— цели, связанные с развитием у учащихся культуры самоуправления учебной деятельностью;

— цели, ориентированные на развитие информационной культуры;

— цели, ориентированные на развитие коммуникативной культуры;

— цели, связанные с развитием рефлексивной культуры.

Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

— актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

— помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

— содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

— помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

Цели, связанные с обеспечением развития интеллектуальной культуры:

— создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

— обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

— содействовать развитию умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, задаче, законе и др.);

— обеспечить развитие умений классифицировать познавательные объекты и др.

Цели, ориентированные на развитие исследовательской культуры:

— содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

— создать условий для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Цели, связанные с развитием оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

— обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность;

— создать условия для развития умения работать во времени;

— содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Цели, ориентированные на развитие информационной культуры учащихся:

— создать условия для развития умения структурировать информацию;

— обеспечить развития умений составлять простой и сложный планы.

Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

— содействовать развитию умений общаться;

— обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры:

— создать условия для развития умений «приостановить» свою деятельность;

— обеспечить развитие умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

— содействовать развитию умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

— обеспечить развитие умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ (образовательные):

· помочь учащимся целостно представить проект изучения новый темы;

· организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;

· организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению:

6) способов действий (перечисляются конкретные специальные (предметные) умения);

· обеспечить закрепление понятий (указываются конкретные понятия), правил, принципов, законов и т.п.; умений (перечисляются предметные умения);

· обеспечить применение учащимися знаний и способов действий
(указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях;

· организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

· организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.

Лишь единство в реализации отмеченных предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.

III. Этапы планирования урока и подготовки к нему

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой дидактической цели урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.

8. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).

9. Проверка оборудования и технических средств обучения.

10. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

11. Планирование объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.

12. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.

13. Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся.

14. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.

15. Продумывание форм подведения итогов урока.

16. Планирование внеклассной работы по данной теме.

17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

IV. Схема поурочного плана

І. Тема урока (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

· образовательная (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках учащихся, формирование…);

· развивающая (какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся и какой это может дать развивающий результат);

· воспитательная (какие качества личности формируются).

2. Тип урока (указываются тип урока в соответствии с календарно-тематическим планом, его вид).

З. Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии.

4. Оборудование: ТСО, средства наглядности, источники информации, дидактические средства обучения.

III. Формирование новых понятий, способов действия (указываются новые понятия, подлежащие изучению и способы их усвоения, для уроков совершенствования знаний, умений и навыков – указывается углубление и расширение знаний; формулируется познавательная задача этапа усвоения знаний, указываются предполагаемые приращения, приемы формирования способов деятельности; определяется тип самостоятельной работы, возможные приемы установления межпредметных связей, намечаются ученики для выполнения индивидуальных заданий и способы индивидуализации- карточки с разноуровневым дидактическим материалом, формулируются проблемные и информационные вопросы).

IV. Применение (формирование умений и навыков) (указываются конкретные умения и навыки для отработки, например, умение формулироватьвопрос, устанавливать причинно-следственные связи. Классифицировать, сравнивать; намечаются способы получения обратнойсвязи, указываются фамилии учащихся для опроса и т.д.)

V. Домашнее задание (указываются основное задание, вопросы для повторения, дифференцированныетворческие задания, продумывается объем домашнего задания не превышает 2/3 того, что сделано в классе).

Источник

Статья «Поурочный план учителя»

Поурочный план — документ, регламентирующий деятельность на уроке:

Просмотр содержимого документа
«Статья «Поурочный план учителя»»

— документ, регламентирующий деятельность на уроке:

1.Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

Использование печатных поуро­чных планов, выпущенных любыми издательствами, не допустимо, т.к. они не могут отразить в полном мере, согласно специфике каждого класса, цели урока, структуру, методы, организационные формы и способы, которые будут использованы на уроке, необходимый учебный материал, домашнее задание.

Администрация школы имеет право не допустить учителя к проведению урока, если у него нет поурочного плана.

Срок хранения поурочных планов определяется локальным актом, существующим в школе. Однако до окончания текущего рабочего дня планы занятий должны быть в наличии у каждого педагога.

Поурочный план составляется учителем в соответствии с рабочей программой учителя по предмету.

Основные задачи поурочного плана:

— определение места урока в изучаемой теме;

— определение методической цели, образовательных, воспитательных развивающих задач, планируемых предметных и метапредметных результатов деятельности учащихся (УУД) на уроке;

— отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока;

— группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

— отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

Основными компонентами поурочного плана являются:

целевой: постановка методической цели и задач урока, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

содержательный: подбор материала для организации деятельности учащихся т. д.;

технологический: выбор форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения;

контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

Цели и задачи урока должны способствовать формированию системы предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Планируемые результаты включают:

Педагогу гарантируется (ст.55 закона 273-ФЗ) право на свободу выбора и использования той или иной методики обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников.

Этапы планирования урока:

— определение типа урока, разработка его структуры;

отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его на ряд опорных знаний;

подбор методов, технологий, средств, приемов обучения в соответствии с типом урока и каждым отдельным его этапом;

выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

— определение форм и объема домашнего задания;

— продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

оформление поурочного плана;

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение планируемого урока:

• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;

• подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»

• продумывание приемов педагогической техники.

3. Оформление поурочного плана

Поурочный план оформляется в виде конспекта.

Молодые (педагогический стаж не более трех лет) и малоопытные педагоги пишут поурочный план от руки или в печатной (набранной на компьютере) форме в развернутом виде, т.е. готовят план-конспект урока.

Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную и содержательную.

В формальную часть конспекта включается:

— методическая цель урока;

— планируемые предметные и метапредметные результаты урока.

— тип урока, форма проведения, формы организации учебной деятельности;

Содержательная часть конспекта включает

— описание этапов урока,

— названия, последовательность и содержание которых зависит от целеполагания.

Их можно распределить в четыре группы (по Л.Г.Петерсон):

урок «открытия» нового знания;

— урок построения системы знаний;

— урок развивающего контроля.

Опытные учителя, которые имеют достаточный опыт педагогической работы и квалификационную категорию, педагогические звания, качественные показатели в учебно-воспитательном процессе, методические разработки, могут содержательную часть конспекта урока оформлять в форме тезисов, таблицы, презентации и т.п.

Примерный перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

уроки «открытия» нового знания;

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Уроки «открытия» нового знания имеют следующие этапы:

1) Мотивация к учебной деятельности;

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;

3) Выявление места и причины затруднения;

4) Построение проекта выхода из затруднения;

5) Реализации построенного проекта;

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) Включение в систему знаний и повторения;

9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Уроки рефлексии имеют следующие этапы :

1) Мотивация (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) Актуализация и пробное учебное действие;

3) Локализация индивидуальных затруднений;

4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений;

5) Реализация построенного проекта;

6) Обобщение затруднений во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) Включение в систему знаний и повторения;

9) Рефлексия учебной деятельности на уроке.

уроки построения системы знаний;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

уроки построения системы знаний имеют следующие этапы

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.

уроки развивающего контроля;

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Уроки развивающего контроля имеют следующие этапы:

1)Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) Актуализация и пробное учебное действие;

3) Локализация индивидуальных затруднений;

4) Построение проекта коррекции выявленных затруднений;

5) Реализации построенного проекта;

6) Обобщение затруднений во внешней речи;

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

8) Решение заданий творческого уровня;

9) Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.

В содержательной части конспекта поурочного плана в обязательном порядке должны присутствовать пометки о решении задач и планируемых УУД. Пометки учитель делает справа в отдельной колонке.

Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форма его оформления должна соответствовать общешкольной форме:

Методическая цель урока:

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

УУД, формирующиеся на данном этапе

4. Анализ реализации поурочного плана

.Анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем, обучения и воспитания.

Оценка профессионального мастерства учителя – один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации

Урок анализируется с позицией деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и др.

5. Самоанализ реализации поурочного плана

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя. Самоанализ урока – неотъемлемая часть деятельности учителя по совершенствованию мастерства и учебного процесса. Через грамотно построенный самоанализ учитель сможет выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.

Самоанализ урока дает возможность:

— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Схема педагогического самоанализа урока

I. Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

— умение детей работать в парах;

— умение детей работать в малых группах;

— умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

— умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II. Анализ эффективности проекта урока

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие(-ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?
5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?
7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе самоанализа. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *