Что такое позиционные фонетические процессы
Позиционные фонетические процессы
Позиция —это произносительные условия звука (под ударением, в безударном положении, в абсолютном начале слова, в абсолютном конце слова).
1. Редукция(←лат. reductio «возвращение, отодвигание назад») — ослабление и изменение гласных в безударном положении. Гласные в безударном положении звучат менее отчетливо. Положение гласных под ударением называется сильным положением. Безударные позиции гласных называются слабыми.
Различают редукцию количественнуюи качественно-количественную.
Безударныегласные верхнего подъема [и, ы, у]подвергаются только количественной редукции.
Гласные неверхнего подъема [а, о, э]подвергаются качественно-количественной редукции: эти звуки не только ослабляются, но и изменяются их акустика, артикуляционный характер, т.е. изменяется качество их звучания (см. таблицу безударных гласных).
В зависимости от положения безударных гласных по отношению к ударению различают:
1-ую слабую позицию — первый предударный слог и положение в абсолютном начале слова (АНС), а также положение в абсолютном конце слова (АКС) при отчетливом произношении;
2-ую слабую позицию — остальные безударные позиции.
В первой слабой позиции наблюдается редукция первой степени, во второй слабой позиции — редукция второй степени. В первой слабой позиции гласные редуцируются меньше, чем во второй.
2. Протеза(← греч. prothesis «подстановка») — развитие протетических звуков в абсолютном начале слова (АНС). В русском языке это согласные в, j(i̭), г,например:
восемь — ср. старосл. осьмь, рус. осьмушка (хлеба);
я ([jа]) — ср. старосл. азъ;
гусеница – ср. усы.
3. Оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова (АКС) –стало происходить в русском языке после утраты редуцированных, когда согласные оказались в АКС, например:
[дуп] (дуб),[прут] (пруд), [сток] (стог).
4. Сингармонизм(← греч. syn «вместе» + harmonia «созвучие») — употребление в слове гласных одного ряда образования. Это явление не свойственно русскому языку. Оно характеризует фино-угорские и тюркские языки, например:
аргамак — лошадь восточной породы;
арба —тележка;
чекмень — мужская верхняя одежда.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗВУКОВ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ
Комбинаторные фонетические процессы.К комбинаторным изменениям звуков в потоке речи относятся ассимиляции, диссимиляции и аккомодации.
¯ Начало страницы 70 ¯
Ассимиляция бывает полной и частичной. При полной ассимиляции оба взаимодействующих звука становятся совершенно одинаковыми, например, бе[ш]шумный, [ж]жечъ. Если после ассимиляции звуки сохраняют различие, то ассимиляция является неполной, или частичной. Например, в слове сбить [с] уподобляется [б] только по звонкости и мягкости [з’]бить, оставаясь при этом переднеязычным зубным звуком.
¯ Начало страницы 71 ¯
К другим комбинаторным фонетическим процессам относятся диэрезы, эпентезы, протезы и метатезы, которые основываются либо на ассимилятивных, либо на диссимилятивных тенденциях, либо на тех и других вместе.
Диэреза,или выкидка,чаще всего происходит на ассимилятивной основе и представляет собой выпадение; звука в сложном сочетании звуков, например: честный, счастливый, лестница выпадает [т], праздный выпадает [д]. Разновидностью диэрезы
¯ Начало страницы 72 ¯
На ассимилятивной и диссимилятивной основе могут осуществляться метатезы,то есть перестановки звуков. Метатеза возникает при освоении заимствованных слов (футляр из нем. Futteral, Фрол из лат. Floris, тарелка
ПОЗИЦИОННЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Речь, как известно, является линейным явлением, она представляет собой непрерывный поток звучания, который разворачивается во времени и пространстве. Таким образом, звуки произносятся не изолированно, а в речевом потоке связной речи, что обуславливает возможность их фонетических преобразований. Эти преобразования звуков в потоке речи представляют собой фонетические процессы (изменения), которые являются синтагматически обусловленными. Живые фонетические процессы (далее — ФП) прежде всего подразделяются на две большие группы: 1) первичные ФП и 2) вторичные ФП. В свою очередь каждая из названных групп является неоднородной, охватывая частные подтипы и разновидности фонетических изменений.
І. ПЕРВИЧНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Выделяют две группы фонетических условий, обуславливающих действие первичных ФП:
1. Влияние общих условий произношения, артикуляции звука, т. е. его место, позиция в потоке речи (ударный или безударный слог, позиция перед паузой или после нее, позиция в начале или в конце фонетического слова). Изменения звуков, вызванные влиянием общих условий произношения, местом звука в рамках фонетического слова, называются позиционными ФП.
2. Влияние звуков друг на друга, их взаимодействие. Изменения смежных (соседних) или несмежных (отдаленных друг от друга) звуков, обусловленные их взаимодействием, называются комбинаторными ФП (
Б. Качественная редукция — это редукция, при которой гласные безударных слогов утрачивают не только силу и долготу, но и некоторые признаки своего тембра, т. е. своё качество. Степень качественной редукции зависит от места безударного слога относительно ударного, а само наличие качественной редукции определяется типом словесного ударения в этом языке по его физической природе.
По физической природе словесное ударение в украинском языке является динамическим (силовым), а в русском языке — динамико-квантитативным, т. е. ударные слоги одновременно являются и более сильными, и более долгими.
Так, в украинском языке между безударными слогами выдыхаемая энергия распределяется более или менее равномерно, поэтому безударные гласные произносятся чётко и выразительно. Таким образом, в современном украинском языке нет качественной редукции гласных: молоко [молокó]. В украинском языке только безударные [е] и [и] в слабой позиции звучат одинаково как [е и ], а также [о] перед [у] и перед ударным [і] приобретает соответствующий призвук, становясь более губным: [зо у зýл´а], [ко у жýх], [со у б’і].
В русском языке ударение намного сильнее, потому на ударный слог приходится больше выдыхаемой энергии, чем на безударный, вследствие чего ударный слог резко выделяется на фоне безударных слогов. В то время как на безударные слоги приходится очень мало выдыхаемой энергии, между ними она распределяется как бы по остаточному принципу. В силу этого гласные в безударных слогах претерпевают существенные изменения. Таким образом, в русском языке, в отличие от украинского, существует качественная редукция гласных: молоко [мъл^кó], часы [чи е с΄ы]. Сравните варианты фонемы в таких словах русского языка, как вóды [вóды], вода [в^дá], водяной [въд’э и нó . і]. В первом слове это звук заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный, во втором — задне-среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, в третьем — среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный.
Таблица гласных звуков русского языка (с учетом редуцированных)
Передний ряд | Средний ряд | Задний ряд | |
Верхний подъем | [и] | [ы] | [у] |
Верхне-средний подъем | [и э ] [ь] | [ы э ] | |
Средний подъем | [э] | [ъ] | [о] |
Нижний подъем | [а] [Λ] | ||
Нелабиализованные | Лабиализованные |
При очень сильной редукции безударные гласные могут совсем исчезать: русск. жáв(о)ронки, прóвол(о)ка, сýтол(о)ка, всё-т(а)ки, с(ей)чáс, (И)ван (И)вáн(ов)ич; англ. I am busy [aim ΄bizi], it is [its]. В английском языке конечные редуцированные гласные совсем исчезли: fase ‘лицо’ [feis], game ‘игра’ [geim], name ‘имя’ [neim]. В древнерусском языке произошел процесс падения редуцированных гласных [ъ] и [ь] в слабых позициях: съна > cна, видъ > вид.
1.2. Оглушение конечных звонких согласных — это еще одна разновидность позиционных фонетических процессов, т. е. во многих языках конечные звонкие согласные оглушаются.
Следует отметить, что для одних языков (русского, белорусского, польского, немецкого, турецкого, туркменского) названный фонетический процесс является нормой литературного произношения, а для других языков (украинского, английского, французского, испанского) представляет собой отклонение от литературных норм, т. е. ошибку.
Русск. пруд [прут], друг [друк], зуб [зуп]; белорусск. горад [гóрат], захад [зáхат], воз [вос]; польск. krew ‘кровь’ [kref], kulig ‘катание на санках’ [kulik], kręg ‘позвоночник’ [krenk]; немец. Hand ‘рука’ [hant], Bund ‘союз’ [bunt], Zug ‘поезд’ [zuk] — в приведенных словах конечные звонкие согласные оглушаются, т. е. произносятся как парные глухие. Физиологической основой этого явления считается преждевременное возвращение произносительного аппарата в состояние покоя.
Фонетика (краткий курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Звуковая сторона языка
2. Акустические признаки звуков речи
3. Артикуляционные признаки звуков речи
4. Классификация звуков речи
5. Фонетическое членение речи
6. Фонетические процессы.
6.1. Комбинаторные изменения звуков
6.2. Позиционные изменения звуков. Ударение. Редукция
7. Фонемы, позиции, вариации и варианты
8. Система фонем и фонетическая система языка. Орфоэпия
Ключевые слова: фонетика, фразы, такты, слоги, звуки, количественные и качественные отношения, интонация, ударение, волна сонорности, относительна акустическая и артикуляционная однородность, колебательные движения, высота, сила, длительность, тембр звука, шумы, резонатор, гармонические обертоны, резонаторные тоны, форманта, артикуляция, экскурсия, выдержка, рекурсия, гласные, согласные, спиранты, активные и пассивные органы речи, палатализация и веляризация, консонантизм, вокализм, артикуляционные и акустические признаки звуков, сегментные и суперсегментные единицы, дифтонг, фразовое ударение, пауза, пограничные сигналы, комбинаторные и позиционные изменения звуков, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология, редукция, протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, перцептивная и сигнификативная функции звуков речи, фонемы, звукотипы, оппозиции, дифференциальные и интегральные признаки фонем, произносительные условия, дистрибуция фонем, сильные и слабые позиции фонем, варианты и вариации фонем, омофония, делимитативная функция звуковых единиц, нормировка произношения
1. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА ЯЗЫКА
Фонетика – наука, изучающая звуковые единицы языка – фразы, такты, слоги, звуки, которые связаны между собой количественными и качественными отношениями. Единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, а единство звука – его относительной акустической и/или артикуляционной однородностью. Фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга, поэтому они составляют систему.
2. АКУСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Акустика – наука, изучающая теорию звука. Звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. К акустическим признакам звука относятся: высота, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота, тем выше звук; сила, которая зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук; длительность (или долгота), которая связана с количеством колебаний во времени, тембр – индивидуальное качество его акустических признаков.
Колебаниямогут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.
Тоны в резонаторе могут возникать и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область резонирования и его результат называются формантой.
Таким образом, тембр звука – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и резонаторные тоны.
3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Источником образования большинства звуков речи служит воздушная струя, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. С точки зрения образования звуков речевой аппарат делится на три части: 1) все, что ниже гортани; 2) гортань; 3) все, что выше гортани.
Звуки делятся на гласные и согласные, различающиеся как акустически, так и артикуляционно.
Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них либо не присутствуют (это гласные), либо они минимальны (например, в артикуляции (р), (л), (м), (н). В шумных (это только согласные) тембр звука определяется характером шума. Крайними точками сонорности служат (а) и (п). Между этими двумя полюсами – чисто тональных звуков типа (а) и далее в убывающем по сонорности порядке, благодаря уменьшающемуся раствору рта, (э), (о), (и), (у), и чисто шумовых (п) – находятся звуки, переходные от сонорных к шумным. Так, в пределах сонорных это согласные (м), (н), (л), (р), (й), (w), а в пределах шумных это звонкие длительные (в), (з), (ж) и мгновенные (б), (д), (г); глухие длительные (ф), (с), (ш), (х), мгновенные (п), (т), (к). Следовательно, акустически гласные являются чисто тональными звуками.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ
4.1. Классификация согласных
Все согласные могут быть подразделены на шумные и сонорные. К шумным относятся фрикативные, которые бывают звонкими и глухими, а также взрывные и аффрикаты, как глухие, так и звонкие. Носовые, боковые, дрожащие относятся к сонорным.
Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дрожащие звуки – к длительным.
Палатализация – это подъем средней части языка к твердому небу, что повышает характерный тон и шум. Это явление называют смягчением. Веляризация – это подъем задней части языка к мягкому небу, что понижает характерный тон и шум. Это явление называется отвердением (ср. люк – лук).
Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные.
Система согласных называется консонантизмом.
4.2. Классификация гласных
Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Гласные делятся по широте раствора рта. По этому признаку они бывают: широкие (а), средние (э), (о), узкие (и), (у). Акустически это деление соответствует степени сонорности: максимально сонорные, средней сонорности и минимально сонорные.
Различия гласных по высоте резонаторного тона зависят от того: а) как перегорожен ротовой резонатор; б) как расположены губы; в) включен или выключен носовой резонатор. Положение губ – важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивает переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон. Эта артикуляция называется огублением или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных. Лабиализовать легче узкие гласные (сильная лабиализация), труднее средние (средняя лабиализация) и труднее всего широкие (слабая лабиализация).
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произношении данного звука. Выделяются гласные: переднего ряда – (и), (и), (э),(о),( ); заднего ряда – (ы), (у), (о), ( ), (а) заднее и его огубленная пара ( ); среднего ряда – (ы) и его огубленная пара (у).
Вертикально гласные распределяются по подъему, то есть по степени приподнятости той или иной части языка. Выделяются: гласные верхнего подъема – (и), (и), (ы), (у), (ы), (у); среднего – (э), (о), (а), (о); нижнего – это разные (а), см. таблицу № 3.
Гласные могут различаться и долготой.
5. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ
Такт – группа слогов, объединенная одним ударением. В обычной звучащей речи (нестихотворной) безударные слоги группируются вокруг ударного слога. Ударный слог выделяется своей силой и длительностью. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные (служебные) слова, не имея своего ударения, примыкают к слову, имеющему ударение, либо спереди (проклитика) либо сзади (энклитика).
Фраза – несколько тактов, объединенных интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, которое может быть осложнено сопутствующими явлениями: увеличением силы ударения в отдельных тактах, убыстрением и замедлением темпа. Иногда к интонации относят и тембр всего высказывания. Во фразе выделяются три части: предцентровая, центр и постцентровая. Центр – это ударный слог в том такте, который выделяется по силе среди других тактов фразы. Эти такты, произношение которых усилено, несут фразовое ударение. Одна фраза от другой отделяется с помощью: 1. интонации; 2. пауз; 3. фразового ударения. Членение текста на такты и фразы имеет смыслоразличительную функцию.
К числу суперсегментных единиц относятся и так называемые пограничные сигналы (диэремы), так как на границах слов (и морфем) действуют иные звуковые закономерности, чем в середине значимых языковых единиц. Пограничные сигналы являются суперсегментными единицами по той причине, что всегда обусловлены особыми звуковыми сочетаниями, возникающими на границах значимых единиц.
6. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Звуки могут влиять друг на друга. Это влияние вызывает комбинаторные изменения, к которым относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология. Кроме этого на звуки могут влиять общие условия произношения. Это вызывает позиционные изменения звуков. К ним относятся протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.д.
6.1. Комбинаторные изменения звуков
Аккомодация имеет место при приспособлении согласных и гласных, стоящих рядом. Она бывает прогрессивной и регрессивной. В любом случае это частичное приспособление звуков. Вопрос о том, что аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным, решается по-разному в разных языках и даже в одном языке в разные периоды его существования.
Ассимиляция – это процесс уподобления звуков того же рода. Она может быть полной или неполной; прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной. Ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука. Так, для согласных это: способ и место образования твердости и мягкости; участие-неучастие голоса (оглушение и озвончение). Для гласных это признаки ряда, подъема, лабиализации. Каждая ассимиляция может быть охарактеризована со всех указанных точек зрения.
Диссимиляция – это процесс расподобления звуков одного типа, когда из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее похожих звука. Они касаются как гласных, так и согласных; могут быть контактными и дистактными; регрессивными и прогрессивными.
Ассимиляция не угрожает фонетическому облику языка, и поэтому шире допускается литературным языком, а диссимиляция более резко меняет фонетические нормы языка, и поэтому более характерна для ненормированной речи, а именно диалектов, просторечия и т.д.
Наряду с этим имеют место и так называемые прочие фонетические процессы. Они основываются либо на диссимиляции, либо на ассимиляции. К ним относятся: диэрезы (выкидки), основанные на ассимилятивных процессах; гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов; эпентезы (вставки), основанные на диссимиляции; протезы (надставки), приставляющиеся к началу слова; метатезы (перестановки).
6.2. Позиционные изменения. Ударение. Редукция
Позиционные изменения связаны прежде всего с ударением, то есть с позицией слога относительно ударения.
Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Оно достигается в разных языках различными средствами, а именно: силой или интенсивностью артикуляции – динамическое (или силовое, экспираторное) ударение; долготой произношения – квантитативное (количественное или долготное) ударение; движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – тоновое (мелодическое, музыкальное) ударение. Эти приемы могут выступать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Кроме этого ударение может быть как фиксированным, так и нефиксированным; как одноместным, так и разноместным.
Динамическое и динамически-комплексное ударение является источником редукции.
Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов.. В связи с этим она касается преимущественно гласных звуков. Различают количественную и качественную редукцию.
Однако позиционные изменения характерны и для согласных звуков. Это позиционные изменения шумных согласных в конце слова, когда имеет место оглушение звонкого. Это явление представляет собой редукцию согласного звука.
7. ФОНЕМЫ. ПОЗИЦИИ. ВАРИАЦИИ И ВАРИАНТЫ
Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз, и поэтому попадают в разные произносительные условия. Распределение фонем по этим произносительным условиям называется дистрибуцией. Эти условия называются позициями. Они бывают сильными и слабыми. Сильная позиция является благоприятной для выполнения фонемой смыслоразличительной функции, а слабая неблагоприятная. Поскольку фонемы выполняют две функции – перцептивную и сигнификативную, то понятия сильная и слабая позиция понимаются по-разному применительно к указанным функциям. Применительно к перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, а слабая та, в которой фонема меняет свое звучание и выступает в виде оттенка или вариации. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление внутри своей пары, и поэтому различают значимые элементы языка, а слабая та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, то есть перестают различаться и различать значимые элементы языка. В этом случае мы имеем дело с вариантами фонем. Таким образом, перцептивно сильные и слабые позиции принадлежат одной фонеме, а сигнификативно сильные и слабые позиции – не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух и более фонем. Вариации фонем не затрагивают смысла и даже не замечаются говорящим. Варианты, напротив, влияют на понимание речи и приводят к омофонии.
8. СИСТЕМА ФОНЕМ И ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА. ОРФОЭПИЯ
Система фонем, а тем самым каждый ее член – одно из характерных свойств самобытности языка народности, нации. Фонемы – всегда члены данной фонетической системы, ее содержание и значимость определяются ее положением в системе. Они могут быть выстроены в виде оппозиций, организованных на основе тех или иных дифференциальных признаков.
Оппозиции бывают коррелятивными, двучленными, различающимися одним дифференциальным признаком; ступенчатыми (градуальными), состоящими более чем из двух членов, которые усиливают какой-то признак. Для определения состава фонем в языке необходимо понимание позиций, поскольку подсчет фонем может быть осуществлен только на основании сравнения сильных позиций. При этом надо брать морфемы, а не слова и определять состав фонем каждой морфемы независимо от той позиции, в которой они оказались в рамках слова.
Особую роль в связной речи могут выполнять звуковые единицы для обозначения начал и концов морфем и слов. Это делимитативная (или разграничительная) функция.
Орфоэпия – дисциплина, занимающаяся нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов. Орфоэпия буквально значит «правильное произношение». При этом нормировать можно только литературное произношение. Вспомогательным разделом орфоэпии являются так называемые «правила чтения».
ЛИТЕРАТУРА