Что такое практическая направленность
Практическая направленность обучения
Разделы: Физика
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Повышение качества образования – важнейшая задача модернизации школьного образования. На современном этапе модернизации образования одной из главных составляющих является практическая направленность обучения, формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности, реализацию принципа связи обучения с жизнью. “Зачем мы это изучаем? Где мы можем это применить?”.
Физика – предмет достаточно сложный и от учителя требуется немалое мастерство, чтобы овладение физическими знаниями школьниками было успешным.
Главное повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной. Обучающиеся должны осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.
Однообразие, шаблон, формализм и скука ведут к снижению уровня знаний обучающихся и качества преподавания предмета.
Как оживить процесс обучения, создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у обучающихся тягу к знаниям?
В физике используются различные методы обучения, которые ведут к повышению качества образования. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, за создание творческого продукта.
Основная цель проектов – способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Особенностью системы выполнения проектов является возможность совместной творческой работы учителя и учащегося.
Д.С. Лихачев: “Учитель учит и воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру”.
В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.
В зависимости от сложности проект может быть индивидуальным или коллективным
Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ.
На следующем этапе провожу индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности.
Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вношу поправки. После этого учащиеся приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта. Дальнейшую помощь учащимся в работе над выполнением проектов в порядке консультаций.
Если работа требует больших затрат времени, то предлагаю выполнять её частично дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полнота, аккуратность выполнения, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
При работе над проектом учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентаций (выполненных в MS PowerPoint), публикаций (выполненных в MS Word, MS Pablisher), плакат, модель, рисунок и т.д., Проектная методика позволяет каждому учащемуся освоить на достаточно хорошем уровне создание презентаций, публикаций, что несомненно повышает интерес и к информационным технологиям и к физике или другому предмету. Результат работы над проектом может быть внешним и внутренним. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, внутренний результат (опыт деятельности) становится достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и учащихся – учитель помогает ученику самостоятельно добывать знания.
“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. Этому во многом способствует выполнение творческих проектов.
1. Физика в походе; физика для поваров; физика у костра; физика за обедом.
2. Физика дома (консервирование, приготовление пищи, обустройство дома и т.д.).
3. Физика и транспорт.
Проведение лабораторные работы, которые не описаны в учебнике. Ученики сами составляют ход работы и таблицу для записи результатов. Я сообщаю только название работы и предполагаемое оборудование. Можно сделать так, чтобы и оборудование выбирали ученики сами. Например: определить среднюю скорость движения от школы до дома; определить давление, создаваемое на пол одной и двумя ногами; определить среднюю скорость ветра и др.
Провожу обобщающие уроки по темам, например, уроки конструирования или использование элементов конструирования. На таких уроках предлагается придумать простейший прибор (или модель), сделать его, объяснить принцип действия, выдать главные технические характеристики изделия. Как его изготовлять, не говорится, но предоставляются материалы, которые можно использовать, на начальном этапе подсказывается идея конструкции. К таким задания можно отнести изготовление следующих приборов: простейший вариант ареометра, сделать весы, сконструировать фильтр для воды, сделать компас, электроскоп, и т.д.
Таким образом, работа над проектом формирует у обучающихся целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета. В конечном итоге это способствует тому, что обучающиеся самостоятельно мыслят и творчески развиваются.
Доклад на тему: «Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии».
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии».»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнегнутовская средняя школа» Чернышковского муниципального района Волгоградской области
«Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии».
Подготовила: учитель физики
МКОУ «Нижнегнутовская СШ»
Из всего педагогического ассорти идей я выбрала практическую направленность урока.
«Практическая направленность урока, как цель достижения успеха каждым учеником на учебном занятии».
В настоящее время интерес к знаниям, понимание их ценности для дальнейшей жизни у школьников встречается довольно редко, наблюдается тенденция слабой мотивации к учению. Как сделать так, чтобы ученики стали учиться, и в силу своих возможностей осваивали материал? Ответ на этот вопрос можно найти как у дидактов прошлого, так и современных. Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой). В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся. Необходимо показать учащимся значение знаний в производственной, общественной и личной жизни – возможно, это поможет освоению знаний учащимися.
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение, то есть требует организации их домашней учебной работы. А чтобы она была интересной и продуктивной в помощь нам практическая направленность. (Фото продуктивной практической домашней работы прилагаются).
Из всего педагогического ассорти идей я выбрала практическую направленность урока.
Подходи честной народ!
Пед.идеи бери в прок!
Моя мысль весьма проста
Если учишь ты письму
Если вдруг ты математик
Тут уж ты король педпрактик.
Вычитаем, умножаем, делим, складываем, знаем,
Что без практики беда
Сосчитать нечто нельзя!
Биологам и химикам практика как минимум
Нужна как воздух для живых,
Чтоб успеваемость детей
Стремительно не скатывалась вниз!
География, физ-ра пед.идея на «ура»!
Практикуем бегая, и моря исследуя!
Смотрите в проекторию!
Профессию дети выбирают
Практику и здесь не забывают!
Что такое практическая направленность упражнений в педагогике?
Практическая направленность упражнений в педагогике.
Среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Мы уже рассматривали сущность данного метода в связи с решением воспитательных задач. Обратим внимание на его важнейшие дидактические функции и особенности.
Упражнение — это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Постепенное и систематическое упражнение и как его следствие — закрепляемые навыки — надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недостаток — в слабом выполнении побуждающей функции.
Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными. Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков. Без производных упражнений навык забывается. Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному, прочному усвоению материала всеми учащимися.
Педагогика
Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.
Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.
Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.
• Принцип практической направленности обучения заключается в понимании связей и зависимостей между познанием действительности, следствием которой является теория, и практикой. Во время проведения теоретических занятий учащиеся должны приобретать профессиональные знания, а на практических занятиях – научиться эффективно действовать в сложных условиях.
Подчеркивая важность сочетания обучения с жизнью, Я. А. Коменский считал, что ученик легче усваивает учебный материал, если показать, какую пользу имеет этот материал в повседневной жизни. Он предлагал придерживаться этого правила в грамматике, и в диалектике, и в математике, и в физике.
Этот принцип одновременно выполняет воспитательные, развивающие функции и доказывает обоснованность основных дидактических закономерностей. Его сущность – в его правилах, знание и выполнение которых является показателем педагогического мастерства учителей.
Основные положения этого принципа:
– понимание требований к организации и проведению учебных занятий в современных условиях;
– формирование высокой научной культуры будущей профессиональной деятельности;
– строгое соблюдение как научной, так и методической основ предоставления конкретного содержания каждой составляющей дидактического процесса;
– строгое соблюдение дисциплины учебного процесса, недопущения упрощений и послаблений во время проведения занятий;
– умение целенаправленно, эффективно и оптимально действовать в сложных условиях;
– использование на занятиях рекомендаций психологической, педагогической и других наук;
– постоянное закаливание эмоционально-волевой и других черт личности ученика;
– использование научно обоснованных и методически конкретных критериев оценки эффективности дидактического процесса.
• Принцип системности и последовательности обучения можно рассматривать в определенной степени как производный от принципа научности, поскольку каждая наука, имея свою систему, предполагает определенную систему и последовательность изложения в дидактическом процессе. Этот принцип касается как содержательного, так и процессуального компонентов учебного процесса, то есть определяет его логику и последовательность.
Я. А. Коменский считал этот принцип одним из основных правил образования: образование станет понятной, а потому прочной и основательной, если все то, что преподается и изучается, будет не темным и запутанным, но светлым, раздельным, будто пальцы руки».
К. В. Ушинский предполагал системность знаний и подчеркивал: только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, несвязанными знаниями, по его мнению, похожа на кладовую, где царит беспорядок, и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
Собственно говоря, содержание обучения в учебных программах поддается определенной систематизации по годам, семестрам обучения и по каждому отдельному предмету в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки конкретного специалиста. Поэтому для авторов учебных программ и учебников этот принцип стал нормой – их задача так подать материал, чтобы в нем чувствовалась, обоснована система профессиональных знаний, навыков и умений. Основное здесь заключается в том, чтобы ход обучения обеспечивал учащимся освоения необходимого объема знаний, формирование практических общенаучных и профессиональных навыков и умений в оптимальных для этого условиях. Следовательно, здесь действует принцип не только системности, но и последовательности обучения. Нарушение правил системности и последовательности в обучении, вызывает прерывистость знаний, которые трудно использовать в практической деятельности. Я. А. Коменский говорил, что все находится во взаимосвязи, поэтому следует выкладывать материал в таком же связи.
Этот принцип требует соблюдения следующих правил:
широкое применение логики учебного процесса и структурирования содержания обучения во время преподавания;
последовательное и внутренне согласованное распределение обучающего материала из разных предметов по семестрам и годам обучения, с учетом всех знаний, навыков и умений, содержательного компонента, конечного результата и
особенностей предварительной подготовки учащихся;
целенаправленное планирование учебного процесса с учетом оптимальной последовательности изучения учебных дисциплин и наиболее рационального расположения учебного материала по темам;
переход от простых систем и структур к сложным, от конкретных к общим, и наоборот;
переход к изучению следующего учебного модуля только после прочного усвоения предыдущего;
максимальный учет структур, характерных для большинства учебных предметов;
четкое выделение главного, существенного в материале, который изучается, попытки его систематизировать, обобщить и классифицировать учащимися;
умелый учет особенностей предстоящей деятельности учащихся для усовершенствования их профессиональных знаний, навыков и умений;
проведение теоретических практических занятий раньше, методически обоснованное чередование теоретических и практических занятий;
широкое внедрение в дидактический процесс современных технологий обучения;
систематическое управление учебно-познавательной деятельностью субъектов обучения, стремление глубокого усвоения ими знаний, качественного освоения практических действий;
поиск возможностей комплексного использования знаний, навыков и умений во время проведения разнообразных занятий;
систематическое управление самостоятельной работой субъектов учения и тому подобное.
Принцип последовательности, в первую очередь, должен учитываться при составлении учебных программ. Он предусматривает размещение по правилам линейности и концентричности, правило линейности – изучается материал с повторением; правило концентричности – материал изучается без повторения на более высоком уровне мышления субъектов учения с каждым следующим занятием.
Сообщение педагога «Практическая направленность обучения»
Сила мотивов связана с эмоциями, возникшими у человека в процессе и в результате деятельности. Деятельность должна быть положительно мотивирована, ребенок должен испытывать чувство удовлетворения при ее совершении. Это обеспечивается, во-первых, формированием у ребенка отношением к этой деятельности (трудовым процессам, поведению, общению, как к важной в его жизни личностно значимой для него (следовательно, необходимой для исполнения). Лишь когда у ребенка сформировано такое отношение к деятельности, оно будет воплощаться и в его поведении и в его соответствующих действиях.
Исходя их этого цель занятий: Формировать и развивать социально- бытовые умения и навыки у детей с УУО.
Исходя из поставленной цели,определили задачи:
• Формирование умений ориентироваться в окружаемом социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;
• Развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде.
• Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях.
• Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Системообразующим компонентом коррекционно-развивающей среды для детей с УУО являются занятия. Из своего опыта работы могу сказать, что очень результативными являются интегрированные занятия. Задания распределяю и подбираю с учетом возможности и особенности каждого ребенка, одни справляются сами, с другими приходиться работать индивидуально.
Большое значение для привлечения интереса детей к занятиям, активизации их деятельности имеет разнообразие форм проведения. Это могут быть традиционные комплексные занятия с системой различных методов и приемов; экскурсии, занятия-игры, занятия-путешествия (например: «Уроки Мойдодыра», «В гости к бабушке Федоре», «Спасательный поход в «Заколдованный замок»; занятия-практикумы.
Занятия-практикумы по обучениюдетей умениям бытового труда: это
(Уборка посуды со стола, уход за одеждой, обувью, помещением); даю занимательные названия занятиям (например: «Веселая шнуровка», «В царстве мыльных пузырей», «В гостях у тетушки прачки».
На занятиях по формированию знаний, умений и навыков по социально-бытовой подготовке, использую следующие методы и приемы обучения: демонстрация,наблюдение,обьяснение,экскурсия,беседа,моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных ситуациях и на изображениях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, просмотр фильмов, создание тематических альбомов, стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала умственно отсталым детям служат наглядные средства обучения. Поэтому демонстрация является одним из важных методов в обучении и воспитании таких детей.
На занятиях используются различного вида наглядность: натуральные предметы (например, одежда, посуда, продукты, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты; изображения, фотографии, практический показ действий людей в реальных ситуациях; технологические, операционные, предметные планы (карты).
Успешность социальной адаптации у детей с УУО определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных жизненных ситуациях. С этой целью следует использовать приемы проблемного обучения. К ним прежде всего относится создание проблемной ситуации. Возможность создания проблемной ситуации имеется на каждом занятии и реализуется в процессе беседы, сюжетно-ролевых и режиссерских игр, моделирование реальных ситуаций.
Обучение по теме может считаться завершенным, если ребенок овладел содержанием составляющих ее знаний и умений настолько, что способен учить других. Девочки с удовольствием демонстрируют свои умения как взрослым, так и сверстникам. При этом, обучая других, ребенок и сам добивается еще лучшего овладения знаниями, навыками и умениями по теме.Очень любим занятии с куклами: делаем хвостики, учимся заплетать косички, ходим в «магазин» за продуктами, готовим, сервируем стол, наливаем из чайничка в кружечки чай, кормим, убираем, моем посуду ; одеваем на прогулку, и не просто одеть куклу на прогулку, а сортировать одежду по сезону т. е. выбрать из предложенных вещей (платье, шапка, шарф, кофта) ту, которая подходит по сезону, тем самым формируя знания, умения и навыки одеваться и обуваться самим в «правильную» одежду и обувь.
Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения «Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения». Воспитатель группы компенсирующего вида для детей с ослабленным.
«На пороге школы». Опытно-практическая работа Подготовка детей должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. Для подготовки ребенка к успешному.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-оздоровительная направленность «Малая волна» Пояснительная записка. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее.
Аналитическая справка о владении педагога методиками активного социально-психологического обучения детей Аналитическая справка о владении Дигуровой Я. О. методиками активного социально-психологического обучения детей в МБДОУ№65 В наше время известно.
Конспект НОД в старшей группе «Фитолаборатория. Практическая работа с растениями» Цель: Знакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, хранением и их применением в лечебных целях. Развивать экологическое.
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.
Программа дополнительного образования детей 4–5 лет «Умелые ручки» (художественная направленность) Образовательная программа дополнительного образования детей «Умелые ручки» Педагог: Степанова Н. А. Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации:.
Семинар «Организация работы с воспитанниками по созданию мультипликационных роликов». 2 часть (практическая) В канун праздника Новый год, мы предлагаем вам, снять свою поздравительную анимационную открытку в технике перекладка. Материалы и оборудование,.
Практическая консультация для родителей «Долгие зимние каникулы (выходные)» В такие большие выходные, родители успевают переделать много домашних дел и, чтобы не мучил вопрос: «Чем занять ребёнка? «- мы приготовили.
Сообщение из опыта работы «Коррекционная направленность обучения рисованию детей с нарушением зрения» 1. Доброе утро уважаемые коллеги! Я сегодня представляю свой опыт работы по теме: «Коррекционная направленность обучения рисованию детей.