Что такое практическая работа по биологии

Практические работы по биологии

Практические работы проводятся под руководством педагога; объекты изучения даются учащимся для непосредственного чувственного восприятия и детального изучения.

Практические работы развивают наблюдательность, вызывают интерес к предмету, изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность, способствуют лучшему усвоению ботанических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда. Как правило, эти занятия проводятся фронтально, т.е. всем классом «под команду» учителя. Такое занятие требует тщательной и своевременной подготовки учителя к его проведению.

Хотя учителя и знают об эффективности этого метода, все же с неохотой его применяют, отделываясь словесными объяснениями.

В чём же причина? Их достаточно много, но одну мне бы хотелось выделить. Это трудность в определении чётких мелких (пошаговых) операциях. Такая чёткая последовательность, когда каждая следующая операция совершается одновременно всем классом, даёт возможность приучить школьников в дальнейшем работать с объектами индивидуально.

Предлагаемый инструктивный материал предназначен для выполнения практических работ по биологии (ботаника) в 6 классе. Учебный материал представлен в форме интерактивной презентации. Это даст возможность учителю одновременно корректировать ход работы и контролировать действия всего класса.

Теперь о самой презентации. На первом слайде краткая информация об изучаемом материале. Второй и последующие — сам ход практической работы. Здесь включены уточняющие вопросы и краткие ответы на них (выделены курсивом). Вопросы «Что делать» и «Что наблюдать» конкретизируют ход работы делая её максимально понятной (этому же способствуют и рисунки, схемы). Заключительный слайд даёт возможность подвести итог о проделанной работе: выполнить рисунки, сделать вывод, проанализировать, ответить на вопросы и т.п., что приводит, в конечном счёте, к завершённости практического занятия.

Что такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологии Что такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологии

В презентации нет общепринятых целей, задач, оборудования. С этим прекрасно справится каждый учитель. Он также, с учётом его возможностей, может варьировать этим материалом по своему усмотрению.

При разработке практических работ использовался учебный материал, утверждённый или рекомендованный Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Источник

Роль практических работ в преподавании биологии

Разделы: Биология

Обучение биологии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.

В примерной программе по биологии прописаны следующие требования к результатам обучения:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

Под практической работой мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.

Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения.

Приемы проведения практических работ с обучающимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.

Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например практические работы в курсе ботаники по определению принадлежности растений к семейству по гербарным экземплярам.

Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике, например явление плазмолиза и деплазмолиза в курсе общей биологии.

Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся.

Таким образом, практические работы проводятся при изучении биологии с различной целью, но общим для них является то, что перед каждой учитель тщательно инструктирует обучающихся, демонстрирует приемы и порядок работы, указывает, каким материалом следует пользоваться, следит за процессом выполнения работы, не допуская отступлений в процессе выполнения от указанных требований.

Практическая работа на определенном этапе обучения при наличии соответствующих умений и навыков может включать, и значительные элементы самостоятельности учащихся. Целью такой работы может быть не только закрепление и применение знаний, но и получение новых знаний. Следовательно, при определенных условиях практическая работа может стать самостоятельной работой учащихся.

Степень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий зависит от того, на каком этапе обучения практическая работа проводится, а также от цели и характера работы. Включая в процесс обучения самостоятельное выполнение практических работ, учителю следует помнить о том, чтобы освоение каждого нового вида самостоятельной работы было подготовлено предшествующими занятиями, предусмотреть нарастание трудностей заданий и необходимость проявления обучающимися все большей самостоятельности.

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов практических работ, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.

Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.

Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.

Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.

Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.

Практический опыт учителей показал, что систематически проводимые практические работы (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления и самостоятельности.

При тщательно продуманной методике проведения практических работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

С течением времени при систематической организации практических работ на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

В настоящее время практические занятия не в полной мере реализуют свои функции, что связано, прежде всего, с недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы. Среди мотивов, побуждающих учащихся к самостоятельной работе, преобладают конкретные, прагматические: необходимость подготовки к практическому занятию, стремление избежать осложнений на уроке, экзамене.

К тому же не каждая школа имеет все необходимое для организации сложных практических работ.

В связи с этим вашему вниманию предлагается одна из практических работ из курса общей биологии, раздел основы генетики и селекции. Работу можно провести при изучении тем «Наследственные заболевания человека», либо «Мутагенное загрязнение окружающей среды».

Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний момент особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые для человека с целью сохранения его здоровья.

Практическая работа «Виды хромосомных нарушений у домовой мыши и человека»

Цель: обеспечить усвоение понятия мутация, сформировать умение находить их.

Оборудование: микрофотографии кариотипа домовой мыши с мутациями.

Предварительные теоретические сведения.

Набор хромосом для каждого вида свой и постоянен. Так в 1956 году было точно определено, что диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46. С тех пор достигнуты большие успехи в изучении кариотипа человека. Для каждой пары хромосом установлены соотношения размеров плеч хромосом и особенности расположения темно- и светлоокрашенных полос, которые позволяют безошибочно определить порядковый номер каждой хромосомы в кариотипе.

Так же как успешная работа хирурга немыслима без точного знания анатомии, так и работа генетика, немыслима без детальных сведений о строении хромосом. Поэтому для более детального генетического изучения любого вида строятся генетические карты. Успехи в построении генетических карт человека до середины 70-х годов прошлого столетия были весьма скромными. В настоящее время установлено положение многих сотен генов на соответствующих хромосомах. Что позволило использовать данную информацию при диагностике ряда тяжелых наследственных заболеваний человека.

В ходе практической работы у вас появится возможность познакомиться с кариотипом домовой мыши, который имеет диплоидный набор 40 хромосом.

Источник

Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по биологии

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное бюджетное профессиональное

«Магнитогорский педагогический колледж»

лабораторных работ и практических занятий

Разработчик: Испулова Г.К., преподаватель естественнонаучных дисциплин ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по учебной дисциплине Биология обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования для специальности 49.02.01 «Физическая культура» естественно-научного профиля составлены для студентов 1 курса в соответствии с программой учебной дисциплины «Биология» для контроля знаний, умений и навыков студентов по основным темам курса.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Тема: Составление простейших схем моногибридного скрещивания…………………….11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: Решение задач на дигибридное скрещивание…………………………………………14

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Решение задач на генетику пола……………………………………………………….16

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Тема: Составление простейших схем наследования групп крови…………………………..19

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6

Тема: Изучение статистических закономерностей модификационной изменчивости……23

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

Тема: «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №8

Тема: Описание особей одного вида по морфологическому критерию…………………………….25

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9

Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной,

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №10

Тема: Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека…………………………………27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………31

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по проведению практические и лабораторных занятий по биологии составлены для студентов 1 курса специальности: 49.02.01 «Физическая культур», в соответствии с программой учебной дисциплины «Биология» для контроля знаний, умений и навыков студентов по основным темам курса. Выполнение практических и лабораторных работ позволяют студентам закрепить знания, полученные на уроках биологии и приобрести опыт разнообразной практической деятельности, опыт познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира; Практические и лабораторные работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

На предлагаемых занятиях широкое применение получают практические методы: работы по распознаванию и определению природных объектов, наблюдения с последующим анализом, приготовление и просмотр микропрепаратов, анализ различных источников информации. Всё это позволяет формировать у студентов специальные и общеучебные умения и навыки: использование лабораторных инструментов и приборов, решение генетических задач, составление сравнительных таблиц и т.д.

Опыт показывает, что практические работы п озволяют обучающимся реально оценивать свои возможности; повышается мотивация и интерес к дисциплине.

приобретаются навыки учебно-познавательной деятельности, студенты учатся применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Лабораторные работы и практические занятия относятся к основным видам учебных занятий, направленные на экспериментальное подтверждение теоретических знаний и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

1.2. В процессе лабораторной работы или практического занятия, как видов учебных занятий, студенты выполняют одно или несколько заданий под руководством преподавателя в соответствии с календарно-тематическим планом и рабочей программой по дисциплине.

1.3. Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:

обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины «Биология»;

формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. При планировании состава и содержания лабораторных работ и практических занятий следует исходить из того, что лабораторные работы и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

2.1.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений.

Состав и содержание практических занятий должны быть направлены на реализацию ГОС СПО по специальностям и формировать умения (компетенции) студента.

2.2. При выборе содержания и объема лабораторных работ исходили из сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных связей, из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности лабораторных работ, и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.

2.3. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, выполнение вычислений, работа с оборудованием и др.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения, формируются общие компетенции.

2.4. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в рабочих учебных программах дисциплины в разделе «Содержание учебной дисциплины».

2.5. Состав заданий для лабораторной работы или практического занятия спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные работы и практические занятия, зафиксировано в тематических планах рабочих учебных программ.

2.6. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах дисциплины, а также количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной программой (базисным учебным планом), но при этом должны формировать уровень подготовки выпускника, определенный Государственными требованиями по соответствующей специальности, а также, дополнительными требованиями к уровню подготовки студента.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями, организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

3.2. По каждой лабораторной работе и практическому занятию разработаны и утверждены методические указания по их проведению.

3.3. Методические указания для выполнения лабораторных работ и практических занятий включают:

Источник

Практические работы по биологии

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологииЧто такое практическая работа по биологии. Смотреть фото Что такое практическая работа по биологии. Смотреть картинку Что такое практическая работа по биологии. Картинка про Что такое практическая работа по биологии. Фото Что такое практическая работа по биологии

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Нефтекумский региональный политехнический колледж»

Практических и лабораторных работ

основной образовательной программы (ОПОП)

131003 Бурение нефтяных и газовых скважин

131018 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений;

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

На заседании методического объединения

Протокол № ____ от __________________

Заместитель директора по УМР

Е.С. Шведова_______________________ «____»________________________ 20____ г.

Составитель : преподаватель ГБОУ СПО НРПК Л.Н. Николайчук

Дисциплина «Биология» ставит задачей дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни и историей ее развития на Земле. Особое внимание уделяется анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.

Практические работы проводятся с целью систематизации и углубления знаний, полученных при изучении дисциплины «Биология», а также облегчают восприятие любого, самого трудного материала..

Преподавателем разработано семнадцать практических работ и четыре лабораторных.

При составлении содержания практических работ использовалась учебная литература, указанная после практических работ. Каждый обучающийся получает работу, оформленную на отдельных листах.

При оценке знаний обучающихся используется шкала оценки образовательных достижений :

Процент результативности (правильных ответов)

Источник

Методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ по биологии

по выполнению практических и лабораторных работ

для всех специальностей

для всех профессий

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 « Сравнение строения клеток растений и животных»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3

« Анализ фенотипической изменчивости»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5

«Описание особей одного вида по морфологическому критерию»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

« Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на земле»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6

« Изучение биотических отношений в экосистеме»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

«Решение экологических задач»

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Название практического занятия

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 « Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 « Сравнение строения клеток растений и животных»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 « Анализ фенотипической изменчивости»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни на земле»

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 « Изучение биотических отношений в экосистеме»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 « Решение экологических задач»

Лабораторно – практический практикум составлен на основе примерной программы по биологии для средних специальных учебных заведений и рассчитан на 14 часов.

Ценность лабораторной и практической работы состоит в том, что она вооружает студентов не только необходимыми в жизни биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, но и способствуют развитию интереса к биологическим исследованиям, формирует навыки, умения биологического исследования, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет развивать наблюдательность студентов в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).

Оформление результатов работы дисциплинирует мысль обучающихся, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в учебной деятельности.

Лабораторно – практический практикум включает разнообразные лабораторные и практические работы по всем основным темам курса биологии.

Однако для проведения лабораторных работ необходимо учитывать:

— варианты программы средне-профессионального учебного заведения, реализуемой в колледже;

— наличие специального оборудования для проведения работы;

— сложность оценки увиденного или зафиксированного в эксперименте;

— умение выполнять расчёты, построение графиков, выводы.

Лабораторные и практические работы подбираются с учётом базовой программы для средних специальных учебных заведений. Вместе с тем, в практикуме содержатся и такие опыты, постановка которых не предусмотрена действующей программой, но представляется весьма целесообразной. Это и опыты, освещающие важные вопросы базового курса и могут быть рекомендованы в качестве формы их практической отработки, а так же опыты, рассчитанные на домашнее экспериментальное исследование, как вариативные и дополнительные работы. Проведение таких опытов расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний обучающихся и их интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности студентов, и, следовательно, позволяет применять дифференцированный подход при биологических исследованиях.

Практическая работа №1

Тема: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Цель работы: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.

Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.

снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);

приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;

с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;

рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.

нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор, в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.

Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.

Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.

Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?

Лабораторная работа №1

Тема: «Сравнение строения клеток растений и животных»

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

В ходе проведения лабораторной работы студент должен научиться: связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.

Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, учебник Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов «Общая биология 10-11класс» с.290 или учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров с.79-80.

Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель

1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.

2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.

3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.

4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.

5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.

6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *