Что такое практическая работа по русскому языку

Виды практической работы на уроках русского языка

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Виды практической работы на уроках русского языка

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, умения самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения постановки и решения задач для разрешения возникающих в жизни проблем − профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. В связи с этим особое значение приобретает воспитание и развитие мобильной и самореализующейся личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Большая роль в этом принадлежит практической работе, которая широко используется на уроках русского языка в начальной школе.

Традиционно в методике обучения орфографии в младших классах выделяются следующие группы практической работы:

1. Списывание − передача в письменной форме зрительно воспринимаемого (в момент записи) слова, предложения, текста.

В начальных классах должно быть сформировано умение списывать в соответствии с правилами каллиграфии и орфографии, аккуратно и без исправлений, не допуская пропусков и перестановки букв, правильно употребляя знаки препинания. В целях овладения учащимися умением списывать учитель, начиная с букварного периода, систематически обучает детей этому. В следующих правилах, адресованных ученику, кратко отражается то основное, что направляет формирование рассматриваемого умения:

1. Прежде чем начинать списывать, прочитай целиком все, что нужно списать.

2. Слово в каждом предложении подели на слоги и диктуй себе по слогам.

В качестве материала для списывания могут выступать слова, отдельные предложения и небольшие тексты. В зависимости от цели, которую ставит учитель, списыванию может предшествовать подготовка: проговаривание слов с орфограммами, требующими проверки, и обоснование, почему слово так пишется, подсчет в тексте орфограмм на определенное правило и т. п.

Примеры комплексных видов упражнений:

1. Списать, найти однокоренные слова, выделить в них корень, обозначить ударение.

2. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какая часть слова не дописана? Укажите часть речи, падеж, объясните написание.

3. Списать, вставить в текст подходящее по смыслу слово, выбирая из слов, данных в скобках.

4. Восстановление деформированных предложений и текста.

2. Диктант – вид практической работы, сущность которой для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

1. Предупредительный диктант используется в целях отработки приемов применения правила и направлен, в частности, на овладение учащимися алгоритмом действий. Перед записью текста или в процессе записи (при так называемом комментированном письме) учащиеся объясняют, как напишут слово и почему.

2. Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи — контролируют правильность выполнения работы.

3. Выборочный диктант требует записи не всего текста, диктуемого учителем, а только части, соответствующей заданию. Например, записывают слова только, на определенное правило. Диктант развивает орфографическую зоркость учащихся, развивает согласованность действий при работе в коллективе.

4. Свободный диктант допускает некоторую свободу учащимся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям в 3-4 предложения; записывается каждая часть после повторного ее прочтения.

3. Изложение как вид орфографического упражнения характеризуется и четко выраженной направленностью на развитие речи учащихся (имеется в виду и обогащение словаря, и развитие навыков связной речи). Изложение проводится на заключительном этапе изучения орфографической темы, когда учащиеся овладели правилом и научились его применять. Правильность применения правила при написании изложений свидетельствует о его усвоении, так как условия становятся более сложными по сравнению с диктантом.

4. Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование − это вид упражне­ния, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложе­ний. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, нахо­дит объект объяснения, т. е. орфограмму.

а) чтение текста или его запись;

б) последовательное указание орфограмм в словах и между ними;

в) к каждой орфограмме − комментарий: тип орфограмм правильное написание;

г) в конце предложения − комментирование пунктуации.

5. Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккурат­ность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговарива­нием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. В начале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание — своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.

6. Взаимоконтроль при выполнении орфографических упражнений .

Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику или написанное на доске. Первое предложение или слово чита­ет один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записыва­ют предложение или слово. Затем второй ученик ведет поясне­ние, и так до тех пор, пока не выполнят упражнение.

Взаимоконтроль всего процесса почти исключает ошибки в тет­ради учащихся, формирует у них умение рассуждать, обосно­вывать свой ответ, развивает речь.

7. Какографические упражнения

8. Работа над ошибками

Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляется учителем, а вместо этого ставится на полях палочка (у более слабых учеников − номер орфограммы), в конце работы − вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с «Памяткой» (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки).

Таким образом, в методике обучения русскому языку в начальной школе выделяются следующие группы практической работы: с писывание ; диктант; изложение; комментированное письмо с указанием орфограмм; письмо с проговариванием; взаимоконтроль при выполнении орфографических упражнений; какографические упражнения; работа над ошибками.

Список использованных источников

1. Анисимова, Н. И. Задания поискового и исследовательского характера для уроков русского языка в начальной школе / Н. И. Анисимова. – М. : МГУ, 2014. – 56 с.

2. Власенков, А. И. Развивающее обучение русскому языку : пос. для учителей : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http :// www . twirpx . com . – Загл. с экрана.

3. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Р. Львов. − М. : Академия, 2013. – 572 с.

4. Методы обучения русскому языку / под ред. М. Р. Львова. – М. : Просвещение, 2009. – 314 с.

Источник

Методические рекомендации к практическим работам по русскому языку

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

43.02.13 Технология парикмахерского искусства,

43.02.14 Гостиничное дело

ОГАПОУ «Белгородский техникум промышленности и сферы услуг»

____________ Е.И. Кривцова

Протокол № ____ от «__» ________ 2018 г.

__________ Е.В. Тулинова

«__» _________ 2018 г.

Лушпа Андрей Олегович, преподаватель русского языка и литературы

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

– совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

– формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

– совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

– дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;

− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

Настоящее пособие представляет собой сборник методических рекомендаций по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине ОУД.01 «Русский язык» который предназначен для специальнос тей 43.02.13 Технология парикмахерского искусства, 43.02.14 Гостиничное дело.

Методические рекомендации составлены с учетом действующей программы и ориентированы на учебник:

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. – М: «Русское слово», 2014

Аудиторная учебная нагрузка при изучении дисциплины «Русский язык» 78 часов

Из них практических: 27 часа

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Методические рекомендации по выполнению

Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.

Для эффективного выполнения заданий Вы должны знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.

В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной системе.

Условия и порядок выполнения работы:

1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.

2. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

3. Изучить содержание заданий и начать выполнение.

5. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или обучающегося, успешно выполнившего работу.

Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке к практической работе.

Пропущенные практические работы отрабатываются в дополнительное время.

Источник

Методические рекомендации по проведению практических работ по русскому языку

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

по учебно-методической работе

____________ Н. Н. Тугаринова

_____ ___________ 20___ г.

_____ ___________ 20___ г.

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Данные методические указания предназначены для обучающихся и преподавателей профессиональных образовательных организаций.

— обеспечить обучающихся дидактическим материалом для практических занятий в соответствии с рабочей программой и перспективно-тематическим планом по дисциплине,

— помочь в практическом освоении норм современного русского литературного языка, совершенствовании орфографических и пунктуационных навыков, повышении речевой культуры в процессе формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций обучающихся.

Структура учебного пособия определена содержанием учебного материала, целями и задачами дисциплины и представляет собой сборник упражнений по всем разделам курса русского языка: «Язык и речь. Функциональные стили речи», «Фонетика и орфоэпия, графика и орфография», «Лексика и фразеология», «Морфемика, словообразование, орфография», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация».

Представленные задания могут быть использованы в качестве обучающего и закрепляющего материала на уроках русского языка, могут выполняться как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

Пособие рассчитано на дифференцированную работу с обучающимися: на уроке может быть использован весь комплекс заданий для практического занятия или определённые упражнения в соответствии с уровнем подготовленности, уровнем обученности, темпом работы обучающихся. Выполнение практических заданий даёт возможность повторить и усвоить изученный теоретический материал, применить знания на практике, потренироваться в различных видах анализа языковых единиц.

Объем практических работ определяется Рабочей Программой учебной дисциплины «Русский язык» и календарно-тематическим планированием на учебный год в некоторых группах первого курса – 12 часов.

— систематизация знаний обучающихся о сфере употребления и особенностях разговорного и научного стилей речи,

— определение структурных и функциональных особенностей основных жанров разговорного и научного стилей речи,

— развитие умений анализировать тексты разговорного и научного стилей речи;
— формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Оборудование: Орфографический словарь, задания, учебник Русского языка

А.В. Дудников, рабочая тетрадь.

Время выполнения: 1 пара.

Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания. Составьте с ними три предложения различных стилей речи.

Пробуждающаяся природа, по данным социологического опроса, светская хроника, шорох ресниц, ходил совсем ошалевший, предстоящие переговоры, судебное разбирательство, вопросы экологии, завершившийся эксперимент, хлопать ушами, серебристый иней, лебедь белая, валютный коридор, библиографический указатель, защищать природу, растянулся на лавке.

Распределите приведённые ниже слова в три группы: разговорные, просторечные, общеупотребительные.

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, беспорядок, беспредел, вкалывать, ручеёк, дурачьё, бабуля, зайчишка, расчёска, печка, дом, наворовать, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье.

Прочитайте слова, определите их стилистическую принадлежность. Выпишите слова, относящиеся к разговорному стилю речи, выделите в них морфемы.

Задание 4. Прочитайте ученическую работу (аннотацию), при необходимости отредактируйте текст.

Экзаменационные билеты и ответы по русскому языку. 11 класс. Учебное пособие.

Пособие включает перечень экзаменационных билетов и отличные, лучше всех, ответы на них. В пособии также заключены проверочные работы, самостоятельные работы и контрольные работы с ответами на них. Это пособие очень хорошее, оно содержит готовый материал. Если вы будете заниматься по нему, то обязательно получите пятёрку на выпускном экзамене. Рекомендую его вам!

Источник

Методические указания для студентов по выполнению практических работ по русскому языку

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж

имени Героя России В.В. Бурцева»

Методические указания для студентов

по выполнению практических работы

для специальности 111701 Кинология

(на базе основного общего образования)

Методические указания составленыв соответствиис программой дисциплины « Русский язык». В методических указаниях приведена структура и содержание 28практических работ , предусмотренных рабочей программой дисциплины. Методические указания предназначены для студентов 1 курса специальностей СПО111701 Кинология (базовыйй уровень)в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Данные методические указания могут быть использованы преподавателями колледжа, а также преподавателями аналогичных и смежных дисциплин других образовательных учреждений.

Рассмотрено на заседании ПЦК преподавателей

дисциплин филологического цикла

Протокол № ___ о т «__» ________ 2013 г.

Председатель Скрипченко Т.А.

Составитель: Е.Мишурова преподаватель ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж»

Тематический план практических работ по дисциплине ……………

Задания для практических работ ……………. ….

Практическая работа № 1…………………………………………

Практическая работа № 2………………………………………

Практическая работа № 3

Практическая работа № 4

Практическая работа №5

Практическая работа №6

Практическая работа №7

Практическая работа №8

Практическая работа №9

Практическая работа № 10

Практическая работа № 11

Практическая работа № 12

Практическая работа №13

Практическая работа №14

Список рекомендуемой литературы ……………………………………

Методические указания предназначены для студентов и служат пособием при выполнении практических работ, предусмотренных рабочими учебными планами специальностей111701 Кинология и запланированных в рабочих программах.

Содержание и объем практических работ по дисциплине«Русский язык»соответствует требованиям ФГОС СПО, реализуемого в пределах ОПОП с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Практические задания направлены на экспериментальноеподтверждение теоретических положений и формирование учебных умений, они составляют важнуючасть теоретической подготовки поосвоению дисциплины.

Выполненные работы должна быть представлены в тетрадях для практических работ.

Результат выполнения практических заданий о цениваетсяпо пятибалльной системе.

Критериями оценки служат отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, аккуратность оформления.

В данных методических указанияхприведено 28 часов практических занятий.Каждое практическое занятие содержит цель, перечень оснащения работы, содержания работы,методическоеруководство к выполнению, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии оценки.

Методические указания по дисциплине «Русский язык» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для экзамена по дисциплине«Русский язык», поэтому в случае отсутствия на занятие по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на стенде «Расписание».

Желаем Вам успехов.

Методические рекомендации по выполнению

Подготовка к практическим работам заключатсяв самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе,предусмотренной рабочей программой.

Для эффективного выполнения заданий ВЫ должны знать теоретические материалы и уметь применять эти знания для приобретения практических навыков при выполнении практических заданий.

В конце занятия преподаватель выставляет оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после нее.

Оценки за выполнение практических занятий выставляется по пятибалльной системе.

Условия и порядок выполнения работы:

1. Прочитать методические рекомендации по выполнению практической работы.

2. Ответить на вопросы, необходимые для выполнения заданий.

3. Изучить содержание заданий и начать выполнение.

5. Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или обучающегося, успешно выполнившего работу.

Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке к практической работе.

Пропущенные практические работы отрабатываются в дополнительное время.

Тематический план практическихработпо дисциплине Русский язык

Название практической работы

Практическая работа № 1

Тема:Стилистический анализ текста.

Функциональные стили в речи.

Практическая работа № 2

Тема: Стилистические ошибки.

Оформление документов официально-делового стиля, составление текстов публицистического стиля.

Практическая работа № 1 Стилистическое редактирование текста».

Тема:Стилистический анализ текста. Функциональные стили в речи». Стилистические ошибки

Практическая работа №4

Практическая работа №5

Тема: Комплексный анализ текста.

Практическая работа №6

Практическая работа № 7

Тема: Словообразовательный разбор слов

Практическая работа №8

Практическая работа №9

Практическая работа №10

Тема:Морфологический разбор наречия

Практическая работа №11

Практическая работа №12

Тема: Виды связи слов всловосочетании.

Практическая работа №13

Тема: Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

Практическая работа №14

Практическая работа № 1

Тема: Стилистический анализ текста.Функциональные стили в речи.

Учебная цель: научиться определять стили текстов, закрепить теоретические знания по типам речи, знать схему стилистического анализа текста.

Оснащение занятия: компьютер, мультимедиа проектор, таблица«Стили речи», карточки с текстами

Время выполнения 2 часа

Схема стилистического анализа текста

1) стиль, подстиль и жанр текста;

2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован;

3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие);

4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста;

5) тип мышления, отраженный в тексте: конкретный; обобщенно-абстрагированный, образный и др.;

6) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);

7) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности;

8) языковые приметы стиля, отраженные в тексте;

9) образ автора и цель его текстовой деятельности;

10) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Стиль языка — это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка, а также присущие им языковые средства.

Стили русского литературного языка

Общение людей в быту

Общение граждан с учреждениями
и учреждений между собой

художественный стиль (стиль
художественной литературы)

Каждый стиль характеризуется следующими признаками: целью общения, набором языковых средств и формами (жанрами), в которых он существу

Вопросы для закрепления

Сколько стилей речи в русском языке ?

Что такое тема текста?

Внимательно прочитайте текст.

Определите, к какому стилю речи относится текст.

— оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

1Власенков А.И., РыбченковаЛ.М..Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений.

. 3.Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

2. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.- Русский язык и культура речи. – М.: «Феникс» Гриф Минобр.2010

3. Власенков А. И., Рыбченкова Русский язык. –М. «Просвещение»2009. 287с. Гриф Минобр.

4. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. М.: «Дрофа»2009.224с. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное образование.

1.Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.:«Оникс, Мир и Образование», 2010. – 640с.

2. Сазонова И. К. Толково- грамматический словарь причастий. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2008. 648с.

3. Шушков А. А. Толково- понятийный словарь русского языка.- «Астрель, АСТ, Транзиткнига», 2003. 768с.

4. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В.Фразеологический словарь русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.

5. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.

6. Новейший словарь иностранных слов и выражений: Экономическая и техническая терминология.- «АСТ». 2007. 672с.

7. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс Книга», 2009. 800с.

9. Электронные ресурсы «Русский язык и культура речи». Форма доступа:

Практическая работа № 2

Тема : Стилистические ошибки.

Оформление документов официально-делового стиля, составление текстов публицистического стиля

Оснащение занятия : компьютер, мультимедиа проектор, таблица«Стили речи», карточки с текстами.

Время выполнения 2 часа

Что такое практическая работа по русскому языку. Смотреть фото Что такое практическая работа по русскому языку. Смотреть картинку Что такое практическая работа по русскому языку. Картинка про Что такое практическая работа по русскому языку. Фото Что такое практическая работа по русскому языкуТеоретические сведения

Жанры делового стиля

Заявление – документ-ходатайство, содержащий просьбу/предложение (в некоторых случаях их краткую аргументацию) какого-либо лица и адресованный организации или должностному лицу учреждения. В заявлении используются клишированные синтаксические конструкции: 1) выражающие просьбу: прошу (принять, разрешить, допустить и т.п.); Прошу Вашего разрешения (согласия) + на что? (на зачисление и т.п.). 2) вводящие аргументацию: ввиду того что; в связи с тем что, на основании того, что; потому что; так как; учитывая (что?)…

Автобиография – документ информационного типа, целевая установка которого описать жизненный путь составителя текста. Пишется от руки, излагается в произвольной форме от 1-го л. в хронологическом порядке и должен дать представление о жизни, квалификации и общественно-политической деятельности составителя. Жанровую форму составляет сообщение следующей информации: 1) сведения о составителе (имя, отчество, фамилия, дата и место рождения, сведения о родителях), 2) сведения об образовании (когда и где учился), 3) сведения о трудовой деятельности (специальности, виды деятельности, последнее место работы), 3) знаки отличия (награды, поощрения), 4) сведения о семье (семейное положение, состав семьи, домашний адрес и телефон), 5) дата и подпись. Каждый новый блок информации лучше начинать с определения времени и графически обозначать абзацем.

Резюме (самохарактеристика) – составляемый при приеме на работу документ информационного характера, целевая установка которого изложить сведения об образовании и трудовой деятельности кандидата на вакантное место. Главные принципы составления резюме – подчеркнуть все положительные сильные моменты и сделать незаметными, насколько это возможно, отрицательные слабые стороны. Правильно составленное резюме – рекламный проспект, призванный показать, что собой представляет его податель и чем он лучше других. Сообщение неверных сведений может стоить человеку репутации.

Сведения излагаются в «обратном» хронологическом порядке. Обычно отмечается все, что имеет отношение к той специальности или должности, на которую претендует соискатель. О местах работы сообщается в обратном порядке с обозначением времени (сроков), мест, должностей, служебных обязанностей. Затем отмечается то, что характеризует автора как работника, но не относится к конкретным служебным обязанностям, например наличие водительских прав, умение работать с компьютером, знание иностранных языков, наличие печатных трудов, профессиональные навыки по другой специальности.

В случаях конфликтных ситуаций на предприятиях, выявлении каких-либо нарушений, невыполнения указаний составляются докладные и объяснительные записки.

Докладная записка – информационно-справочный документ, цель которого – информирование о ситуации, каком-л. факте, о выполненной работе. Адресат – руководитель подразделения или учреждения. Информация записки принимается им к сведению или побуждает его к действию. Жанровую форму составляют два действия: 1) сообщение негативных фактов, 2) изложение выводов и предложений. Тексту записки предшествует заголовок, начинающийся с предлога о, например: О срыве занятий. Текст подписывается составителем с указанием должности, инициалов и фамилии.

Объяснительная записка – документ, указывающий на причины, которые привели к каким-либо нарушениям. Составляется в произвольной форме и по структуре близка к докладной записке.

В докладной и объяснительной записках используются следующие клишированные синтаксические конструкции: 1) вводящие констатирующую информацию: Сообщаю Вам, что…; Довожу до Вашего сведения…; 2) выражающие просьбу или предложение: Прошу, предлагаю + инфинитив (принять меры, выделить, разрешить, допустить, перенести…); 3) объясняющие ситуацию: В связи с…; Вследствие…

Достаточно распространены также исковые заявления – документы, целеустановкой которых является разрешение в суде спорных вопросов, возникших в отношениях работника и предприятия, клиента и служащих. Жанровую форму составляют следующие реквизиты: 1) номинация конфликтующих сторон (истца с указанием его адреса и ответчика); 2) изложение сути претензий, напр. «О взыскании зарплаты». Текст заявления должен быть подтвержден соответствующими документами (оформленными как приложения) и подписан заявителем.

Деловые (служебные) письма, несмотря на новые, более быстрые, порой и более надежные технологии, продолжают оставаться надежным каналом связи – однонаправленным, непрерываемым. Входящая и исходящая корреспонденция занимает значительное место в документообороте организаций; разнообразие П. позволяет классифицировать их по различным признакам. Так, разделение корреспонденции на деловую и коммерческую проводится по тематическому признаку. Дел.принято считать П., оформляющие экономические, правовые, финансовые и т.п. виды деятельности организаций, тогда как коммерческими считаются П., составляемые при заключении и выполнении контрактов, при решении вопросов покупки и продажи, сбыта и снабжения. Виды коммерческих П.: запросы, в которых содержатся просьбы что-л. разъяснить; предложения (оферты) – заявления о желании заключить сделку и ее конкретных условий; рекламации (претензии) – требования возместить убытки, нанесенные в результате невыполнения или нарушения условий контракта другой стороной. Инициативные коммерческие П. требуют обязательного ответа.

Вопросы для закрепления

1Сколько стилей речи в русском языке ?

3.Что такое тема текста?

1Внимательно прочитайте текст.

2Определите, к какому стилю речи относится текст.

3 Напишите автобиографию.

— оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания, но допущены неточности в работе .

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

1Власенков А.И., РыбченковаЛ.М..Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. 3.Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

Практическая работа № 3

Учебная цель: научиться анализировать текст, научиться находить речевые ошибки, уметь их исправлять

Оснащение занятия : компьютер, мультимедиа проектор, справочник:Термины и понятия: Методы исследования и анализа текста: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011. таблица«Стили речи»,тесты, карточки с текстами

Время выполнения 2 часа

Схема стилистического анализа текста

1) стиль, подстиль и жанр текста;

2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован;

3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие);

4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста;

5) тип мышления, отраженный в тексте: конкретный; обобщенно-абстрагированный, образный и др.;

6) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);

7) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности;

8) языковые приметы стиля, отраженные в тексте;

9) образ автора и цель его текстовой деятельности;

10) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Вопросы для закрепления

Сколько стилей речи в русском языке ?

Что такое тема текста?

1Внимательно прочитайте текст.

2Определите, к какому стилю речи относится текст.

3.Найдите предложение, в котором содержится основная мысль.

— оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

оценка «хорошо» выставляется студенту, если задания, но допущены неточности в работе .

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

1Власенков А.И., РыбченковаЛ.М..Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

Практическая работа № 4

Тема: Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибо к

Учебная цель: научиться выявлять, объяснять и исправлять лексические и фразеологические ошибки

Оснащение занятия : компьютер, мультимедиа проектор, таблица«Стили речи»,тесты, карточки с текстами

Время выполнения 2 часа

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

Работа с «Толковым словарем» Ожегова

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

1) Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате:

2) Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.

3) Знания лексической сочетаемости слов.

4) Учета многозначности либо омонимии слов.

5) Учета расслоения лексики на:

— общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

— активно употребляемую и пассивный словарный запас;

— нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо посто-янно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справоч-никам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Рассмотрите основ-ные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным

Вопросы для закрепления

1Сколько стилей речи в русском языке ?

3Что такое тема текста?

1Внимательно прочитайте текст.

2Определите, к какому стилю речи относится текст.

— оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

1Власенков А.И., РыбченковаЛ.М..Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

Практическая работа № 5

Тема: Комплексный анализ текста

Учебная цель: вспомнить план комплексного анализа текста, уметь анализировать текст по плану

Оснащение занятия : компьютер, мультимедиа проектор, таблица«Стили речи»,тесты, карточки с текстами

Время выполнения 2 часа

Функция речи (описать, рассказать, доказать);

Смысловая основа типа речи (последовательность явлений – в повествовании; одновременность явлений, признаков, действий – в описании; причинно-следственные отношения – рассуждении);

Характер сообщения в типе речи (сообщение о развивающихся, изменяющихся, сменяющих друг друга действиях – в повествовании; перечисление одновременных или постоянных признаков предметов, явлений, действий – в описании; сообщение в виде вывода, доказательства на основе установления причинно-следственной связи между явлениями – в рассуждении);

Языковые средства выражения характерной черты типа речи;

Текст в целом отвечает на вопрос::

Что происходит? – повествование

Композиционно-содержательный анализ текста

2. Части текста имеют логическое расположение, строгий порядок следования (описание красоты леса, повествование о поступке юноши, вывод автора). Вид связи предложений в тексте: цепная (при повествовании), при этом средства связи – текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он); параллельная связь в последнем абзаце (каскад риторических вопросов – синтаксический параллелизм как средство связи).

Б) Стилистический анализ текста

3. Стиль текста – публицистический. Экстралингвистические черты: информативность, «открытая оценочность речи», экспрессивность. Функция речи: воздействующая (оказать воздействие на читателя). Сфера общения: массовая коммуникация (публикация в газете…). Тип мышления автора – конкретно-образный. Языковые признаки особенно ярко проявляются на уровне синтаксиса:

• Обособленные члены предложения («любуясь работой», «темнеющую в поле», «с семи лет влюбленных в рогатки»);

• Парное соединение однородных членов предложения в порядке нарастания экспрессии («пистолеты и двустволки,…беречь и любить,…скучен и неприветлив, радоваться и беречь»);

• Вводные слова («к сожалению»);

• Риторические вопросы («Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?»);

• Односоставные назывные предложения («Такая тишина»);

• Простые предложения (18 простых) в целях доступности содержания всем читателям;

• Диалог для выражения «открытой оценочности речи» («Зачем?» – «А просто так…»);

• Средства поэтического синтаксиса: анафора («Кто… Кто… Кто…»), синтаксический параллелизм (4 последних предложения).

Изобразительно-выразительные средства: 1) эпитеты («безмолвный лес», «окровавленный клюв»…); олицетворения («заболевшая сосна», «лес молчит»…); метафора («по тугой струне стучит костяной молоточек»), сравнение («дятел – музыкант»). Стилистические фигуры: парное соединение однородных членов предложения, синтаксический параллелизм, анафора.

В) Типологический анализ текста

4. Тип речи – повествование с элементами описания и рассуждения. Основная часть текста – повествование – рассказ о том, как одно и то же в окружающей нас природе разными людьми воспринимается по-разному. Смысловая основа типа речи – последовательность действий выражена в употреблении глаголов прошедшего времени («дятел работал, доставал, продолжал, упал…».«Я шел, увидел, спрятался…). Характер сообщения – сообщение о сменяющих друг друга действиях. Характерная черта повествования – динамизм. К основной части текста можно задать вопрос: «Что происходит?» Связь между предложениями – цепная (текстуальные синонимы, местоимения (музыкант – дятел – его – птица; парень – он). Предложения максимально связаны друг с другом. Рассказ ведется от 1 лица.

Тип речи описание – описание осеннего леса. Первое предложение исходное. Все остальные по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Каждое предложение относительно самостоятельно. Смысловая основа типа речи и характер сообщения – одновременность явлений выражена в употреблении глаголов несовершенного вида настоящего времени («молчит, убегает, приносит, стучит»). Характерная черта – статичность. К первому абзацу можно задать вопрос: «Каков объект?». Заключительная часть текста – рассуждение. Синтаксический параллелизм усиливают выразительность речи. Риторические вопросы выражают основную мысль текста.

Вопросы для закрепления

Что та кое тема текста?

Как озаглавим текст?

В каком предложении содержится основная мысль?

Определите стиль речи.

Определите тип речи.

Укажите значение слова «дисгармония».

В какую лексическую группу входит слово «дисгармония»?

Какие выразительные средства использует В. Астафьев?

1Внимательно прочитайте текст.

2Определите, к какому стилю речи относится текст.

— оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

1Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

Практическая работа № 6

Тема: Фонетический разбор слова . Тестирование по теме «Фонетика»

Учебная цель: вспомнить порядок фонетического разбора, уметь воспроизводить фонетический разбор слова

• Повторить понятия “фонетика”, “фонетический разбор”.

• Повторить звуки – гласные и согласные.

• Повторить классификацию согласных звуков.

• Повторить, в каких случаях буквы е, ё, ю, я могут при произношении давать два звука.

• Повторить правило деления слов на слоги, постановки ударения в словах.

• Отработать умение воспроизводить звуковой состав слова с помощью транскрипции.

• Научиться давать подробную характеристику каждому звуку.

• Повторить правило сокращения слов при письме.

• Отработать порядок проведения фонетического разбора слова.

Оснащение занятия : компьютер, мультимедиа проектор, тесты, карточки с текстами

Время выполнения 2 часа

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

Звуки бывают гласные и согласные.

При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.

В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,

но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].

мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усл’и], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].

Мяч[м’ач], тёрн [т’орн], тюль [т’ул’], пена [п’эна].

◦ Я, Ё, Ю, Е дают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят ◾в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];

◾ после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];

◾ после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].

• В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются. Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.

• Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]

В состав слога обязательно входит гласный звук: “Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!”

При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

• Звонкие ◦образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.

◦ Л, М, Н, Р, Й – самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.

◦ Б, В, Г, Д, Ж, З – звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.

◦ Фраза для запоминания содержит все звонкие согласные : Мы же не забывали друга.

• Глухие ◦произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:

◦ Фразы для запоминания, которые содержат все глухие согласные: ◾ «Степка, хочешь щец?» – «Фи!»

◾ Фока, хочешь поесть щец?

Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

• Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].

Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] – моль [мол’], угол [угол] – уголь [угол’], нос [нос] – нёс [н’ос].

• Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С – парные согласные по звонкости-глухости.

• Ж, Ш, Ц – всегда твердые согласные.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ (ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ) АНАЛИЗ СЛОВА

3.Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.

4.Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.

5.Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.

6.Опишите звуки: ◦Гласный, ударный или безударный.

◦ Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.

7.Сосчитайте и запишите количество звуков.

8.Иногда требуется объяснить особенности правописания (орфографические правила).

ко|леч|ко – 3 слога, 7 б., 7 зв.

Л [л’] согл., звон., мягк.

Ч [ч’] согл., глух., мягк.

Ель – 1 слог, 3 б. 3 зв.

Е [й’] согл., звон., мягк.

Л [л’] согл., звон., мягк.

Ь [-] не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л

2.Буква И ◾после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и];

◾ после согласных Ж, Ш, Ц даёт звук [ы]: ◾зажим [зажым], шины [ш ы н ы], цирк [цырк] ;

3.гласная О под ударением даёт звук [о], а без ударения [а]: ◾кОтик – [ кОт ‘ и к], скворцы – [с к в а р ц ы];

4.гласная Е под ударением даёт звук [э], а без ударения [и]: ◾лес [л’эс], лесА [л’исА] (см. лисА [л’исА]), весна [в’исна];

5.в некоторых иноязычных словах перед гласной Е согласный произносится твёрдо: ◾кафе [кафэ], купе [купэ], свитер [свитэр], отель [атэл’];

6.гласная Я под ударением даёт звук [а], а без ударения [э], [и]: ◾мяч – [м’ач’], рябина – [р’эб’ина], пятно – [п’итно].

1.парные по глухости/звонкости согласные в конце слова, перед глухой согласной произносятся глухо (оглушаются): ◾гриб – [гр’ и п], лавка – [л а ф к а];

3.Ж, Ш, Ц – [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;

4.Если в слове рядом стоят несколько согласных, то в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся (непроизносимые согласные), но буквы в,д, л, т пишутся: ◾чувство [ч’Уства], солнце [сОнцэ], сердце [с’Эрцэ], радостный [рАдасный’].

7.иногда буква С в начале слова перед звонкой согласной озвончается: ◾сделал – [з’ д’ э л а л].

8.между корнем и суффиксом перед мягкими согласными согласные могут звучать мягко : ◾зонтик – [з о н’ т ‘и к];

9.иногда буква Н обозначает мягкий согласный звук перед согласными Ч, Щ: ◾стаканчик – [с т а к а н’ ч’ и к], сменщик – [см’э н’ щ’ и к];

10.Удвоенные согласные располагаются ◾ после ударного гласного, то дают длинный звук : грУппа [ груп:а], вАнна [ ван:а];

◾ перед ударным гласным, то образуется обычный согласный звук: миллиОн [м’ил’иОн], аккОрд [акОрт], аллЕя [ал’Эй’а] ;

11.сочетания ТСЯ, ТЬСЯ (у глаголов) произносятся как длинный [ц]: ◾бриться – [бр’ иц:а];

13.буква Щ и сочетания букв СЧ, ЗЧ, ЖЧ обозначают звук [щ’]: ◾щавель [щ ‘ав ‘ эл ‘ ], счастливый [ щ ‘асливый ‘ ], извозчик [извощ ‘ик], перебежчик [п ‘ир ‘ибещ ‘ик];

14.в окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: ◾белого – [б е л а в а].

Вопросы для закрепления

1Что изучает фонетика?

2Назовите звуки всегда твердые

3Назовите звуки всегда мягкие.

1Внимательно прочитайте слова

2Определите, сколько букв и звуков в выделенных словах..

— оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

1Власенков А.И., РыбченковаЛ.М..Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

Практическая работа № 7

Тема: Словообразовательный разбор слов

Учебная цель: вспомнить словообразовательный разбор слов. Знать порядок словообразовательного разбора слов и уметь производить его.

Оснащение занятия : компьютер, мультимедиа проектор, тесты, карточки с текстами

Время выполнения 2 часа

Словообразовательный разбор (анализ) — это определение способа образования слова, т.е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования.

План словообразовательного разбора

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

3. Для производного слова подобрать производящее слово (см. Как отличать производное слово от производящего?).

4. Указать основу в производящем слове.

5. Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

6. Указать способ образования слова (см. Какие есть способы образования слов?).

1. Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.

2. Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи. См. перечень неизменяемых слов.

3. Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы в начальной форме.

4. Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то слово обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём нулевой суффиксации или путём перехода из одной части речи в другую.

5. Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6. Сложное слово всегда является производным.

7. Окончания и суффиксы могут быть нулевыми. См. Как найти нулевой суффикс в слове? В каких формах слов могут быть нулевые окончания?

8. В одном слове могут быть два и более корня, суффикса, приставки, окончания, соединительные морфемы. См. Может ли в одном слове быть два и более окончания?

Образец словообразовательного разбора

Зеленоватый ← зеленый (суффиксальный способ).

Образцы письменного словообразовательного разбора:

канатоходец ← ходить (по) канату (сложение основ с одновременным прибавлением суффикса);

лесник ← лесной (суффиксальный способ);

переходØ ← переходить (нулевая суффиксация);

выходной (сущ.) ← выходной (прил.) (день) (переход из одной части речи в другую);

конструировани[jэ] ← конструировать (суффиксальный способ);

лесозаготовка ← лес, заготовка (сложение с помощью соединительной гласной о);

наморозить ← морозить (приставочный способ);

приморский ← море (приставочно-суффиксальный);

бегØ ← бежать (нулевая суффиксация; усечение основы бежа-).

Вопросы для закрепления

1Что изучает словообразование?

2Как образованы слова?.

3Какие существуют способы образования слов в русском языке.

1Внимательно прочитайте слова

2Определите, как образованы слова.

— оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполнены верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

1Власенков А.И., РыбченковаЛ.М..Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

Практическая работа № 8

Оснащение занятия : компьютер, мультимедиа проектор, справочники указать. тесты, карточки с текстами

Время выполнения 2 часа

Морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению, степень сравнения для качественных прилагательных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).

Схема морфологического разбора имени прилагательного

II. Морфологические признаки:

Начальная форма Постоянные признаки:

1) разряд по значению;

2) Степень сравнения (для качественных прилагательных).

III. Синтаксическая функция. Длинный синий рубец на щеке и лбу тянулся по его почти бронзовому лицу. (Н. Гоголь)

Образец морфологического разбора имени прилагательного

I. Длинный – имя прилагательное, так как обозначает признак предмета.

1.Начальная форма – длинный.

2. Постоянные признаки:

2)образует формы степеней сравнения; сравнительная степень – длиннее, более (менее) длинный; превосходная степень – длиннейший, самый длинный, длиннее всех.

2) Единственное число;

3) именительный падеж.

III. Имя прилагательное «длинный» согласуется с существительным «рубец», следовательно в предложении выполняет функцию согласованного определения

Вопросы для закрепления

1Внимательно прочитайте слова

2Найдите прилагательные и, сделайте морфологический разбор

— оценка «отлично» выставляется студенту, если все задания выполненые верно; студент правильно делает выводы, уверенно работает с текстом.

— оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в заданиях допущены существенные ошибки, при этом студент справляется с заданиями, требующими доказательного и развернутого вывода.

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если во всех заданиях допущены ошибки и неточности.

1Власенков А.И., РыбченковаЛ.М..Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *