Что такое практикум по биологии в школе
Роль практических работ в преподавании биологии
Разделы: Биология
Обучение биологии требует проведения большого количества практических работ и упражнений. Значительная часть их предусматривается программой.
В примерной программе по биологии прописаны следующие требования к результатам обучения:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
Под практической работой мы понимаем такую работу, которая выполняется обучающимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.) результат умственных и физических действий.
Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация учителем приемов ее выполнения.
Приемы проведения практических работ с обучающимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.
Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например практические работы в курсе ботаники по определению принадлежности растений к семейству по гербарным экземплярам.
Практические работы могут иметь целью применение полученных теоретических знаний на практике, например явление плазмолиза и деплазмолиза в курсе общей биологии.
Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся.
Таким образом, практические работы проводятся при изучении биологии с различной целью, но общим для них является то, что перед каждой учитель тщательно инструктирует обучающихся, демонстрирует приемы и порядок работы, указывает, каким материалом следует пользоваться, следит за процессом выполнения работы, не допуская отступлений в процессе выполнения от указанных требований.
Практическая работа на определенном этапе обучения при наличии соответствующих умений и навыков может включать, и значительные элементы самостоятельности учащихся. Целью такой работы может быть не только закрепление и применение знаний, но и получение новых знаний. Следовательно, при определенных условиях практическая работа может стать самостоятельной работой учащихся.
Степень самостоятельности учащихся при выполнении различных заданий зависит от того, на каком этапе обучения практическая работа проводится, а также от цели и характера работы. Включая в процесс обучения самостоятельное выполнение практических работ, учителю следует помнить о том, чтобы освоение каждого нового вида самостоятельной работы было подготовлено предшествующими занятиями, предусмотреть нарастание трудностей заданий и необходимость проявления обучающимися все большей самостоятельности.
Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов практических работ, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. Например, с помощью экспериментальных практических работ достигается не только приобретение умений и навыков, но также приобретение новых знаний и выработка умения применять ранее полученные знания.
Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитико-вычислительного характера.
Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
Выработка умения применять знания на практике осуществляется с помощью решения задач различного вида, решение задач в общем виде, экспериментальных работ и т.д.
Формирование умений творческого характера достигается при написании сочинений, рефератов, при подготовке докладов, заданий при поиске новых способов решения задач, новых вариантов опыта и т.п.
Практический опыт учителей показал, что систематически проводимые практические работы (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию практических работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления и самостоятельности.
При тщательно продуманной методике проведения практических работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
С течением времени при систематической организации практических работ на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у обучающихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.
В настоящее время практические занятия не в полной мере реализуют свои функции, что связано, прежде всего, с недостаточной теоретической и методической разработанностью проблемы. Среди мотивов, побуждающих учащихся к самостоятельной работе, преобладают конкретные, прагматические: необходимость подготовки к практическому занятию, стремление избежать осложнений на уроке, экзамене.
К тому же не каждая школа имеет все необходимое для организации сложных практических работ.
В связи с этим вашему вниманию предлагается одна из практических работ из курса общей биологии, раздел основы генетики и селекции. Работу можно провести при изучении тем «Наследственные заболевания человека», либо «Мутагенное загрязнение окружающей среды».
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний момент особое значение приобретают исследования и наблюдения, проводимые для человека с целью сохранения его здоровья.
Практическая работа «Виды хромосомных нарушений у домовой мыши и человека»
Цель: обеспечить усвоение понятия мутация, сформировать умение находить их.
Оборудование: микрофотографии кариотипа домовой мыши с мутациями.
Предварительные теоретические сведения.
Набор хромосом для каждого вида свой и постоянен. Так в 1956 году было точно определено, что диплоидное число хромосом в клетках человека равно 46. С тех пор достигнуты большие успехи в изучении кариотипа человека. Для каждой пары хромосом установлены соотношения размеров плеч хромосом и особенности расположения темно- и светлоокрашенных полос, которые позволяют безошибочно определить порядковый номер каждой хромосомы в кариотипе.
Так же как успешная работа хирурга немыслима без точного знания анатомии, так и работа генетика, немыслима без детальных сведений о строении хромосом. Поэтому для более детального генетического изучения любого вида строятся генетические карты. Успехи в построении генетических карт человека до середины 70-х годов прошлого столетия были весьма скромными. В настоящее время установлено положение многих сотен генов на соответствующих хромосомах. Что позволило использовать данную информацию при диагностике ряда тяжелых наследственных заболеваний человека.
В ходе практической работы у вас появится возможность познакомиться с кариотипом домовой мыши, который имеет диплоидный набор 40 хромосом.
Дополнительная образовательная программа по биологии для 5 профильного химико-биологического класса «Биологический практикум»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Гатчинская средняя общеобразовательная школа № 9
с углублённым изучением отдельных предметов»
Возрастной диапазон: 11-13 лет
Срок реализации программы: 2 года
Учитель биологии: Гуськова С.А.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В свете современных требований нового ФГОС, выпускник средней школы должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро выходить них. В современном мире именно система образования может служить направляющей силой, формирующей такие качества личности как пытливость, инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Развитию этих качеств обучающихся помогает исследовательская деятельность под руководством учителя.
В нашей школе обучающимся предоставляется возможность углублённого изучения предметов естественнонаучного цикла (биологии, химии, физики). Освоение этих предметов на профильном уровне невозможно без систематической, разного уровня сложности практической и исследовательской деятельности.
Дополнительная образовательная программа «Биологический практикум» направлена на получение базовых навыков работы с лабораторным оборудованием в школьной лаборатории естественнонаучного профиля, освоение навыков научно-исследовательской работы.
овладевая базовыми навыками работы в научно-исследовательской лаборатории, учащиеся химико-биологических классов получают инструмент для научно-исследовательской деятельности.
Новизна дополнительной образовательной программы в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте, расширяет возможности практической реализации теоретических знаний.
формирование творческой личности, обладающей навыками самостоятельной проектно-исследовательской работы, владеющей навыками работы в научно-исследовательской лаборатории, использующей для достижения своих целей современное оборудование и инновационные технологии.
Предоставить возможность обучиться навыкам исследовательской работы; выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, реализовывать полученные знания на практике.
Повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску.
Познакомить учащихся с современными методами проектно-исследовательской работы.
Научить учащихся оформлять научные идеи, размышления.
Сформировать базовые навыки работы с лабораторным оборудованием (световыми, цифровыми микроскопами, СЗМ и др.)
Оформить результаты работы в виде презентации, фотоальбома или сайта.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ состоят в специфике и узкой направленности курса, ориентированного на обучающихся химико-биологического профиля.
теоретические, практические, индивидуальные и групповые занятия.
Основным методом занятий является метод проектов. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы с использованием лабораторного оборудования. Кроме того, отводится время для публичной презентации индивидуальных или групповых проектов учеников.
Курс направлен на достижение обучающимися следующих результатов :
личностных:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
формирование целостного преставления о живой и неживой природе родного края, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
метапредметных:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Учащиеся должны получить знания :
о многообразии живой природы;
основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
правила работы с микроскопом;
правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь :
определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
отличать живые организмы от неживых;
пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
характеризовать среды обитания организмов;
характеризовать экологические факторы;
проводить фенологические наблюдения;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Формы проверки результатов освоения программы включают в себя следующее:
отчеты по практическим занятиям;
отчёты по экскурсиям;
оценку разработанных проектов и публичную защиту результатов.
Условиями успешности обучения в рамках программы кружка являются:
освоение практических навыков использования лабораторного оборудования в исследовательской деятельности;
связь обучения с жизнью учебного заведения;
презентация работы на научно-практической конференции;
возможность размещения работы в сети Интернет.
Календарный учебный график
Программа рассчитана на два года. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Общий объем 68 часов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 11-13 лет.
Критерии и формы оценки качества знаний
Мониторинг оценки качества реализации программы предполагает измерение учебных знаний, умений, навыков и оценку уровня развития конкретных личностных качеств.
Форма проверки уровня усвоения материала
письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских работ;
сообщения по результатам выполнения домашних заданий.
защита творческой работы на семинаре или конференции, в виде реферата, стендового доклада, компьютерной презентации
Формы проведения диагностики:
Самостоятельная практическая работа
Коллективный анализ работ
Задания для самостоятельных работ, конкурсных мероприятий предполагают три уровня сложности, что дает возможность дифференцированного подхода, успешного освоения программы детьми с различными способностями
Способы отслеживания прогнозируемых результатов.
Беседы с детьми и родителями, анкетирование детей и их родителей.
Результаты мониторинга фиксируются в рабочей тетради педагога
Диагностика осуществляется по следующим параметрам:
владение специальной терминологией.
практические умения и навыки;
владение инструментами и приспособлениями.
Формы подведения итогов:
диагностика реализации программы
реализации программы является рейтинговый контроль на каждом этапе деятельности, накопительная система баллов при выполнении учащимися каждого вида заданий.(Критерии оценки деятельности заранее известны учащимся и озвучено максимальное количество баллов за каждый вид деятельности.)
Учебно – тематический план
1 год обучения (5 класс)
Тема 1. Вводное занятие. Назначение, цели и задачи курса. (2 ч.)
Формы организации и проведения занятий. История и значение лабораторных исследований.
Тема 2. Разнообразие живой природы. Отличительные признаки живых организмов. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на организмы. Взаимное влияние человека и окружающих его организмов (32 ч.)
Тема 3. История развития биологии. Имена великих биологов. Отрасли современной биологии. Методы исследования биологических объектов. Правила проведения наблюдений в природе и в лабораторных условиях. Опыт. Эксперимент. Полевые исследования. (13ч.)
Тема 4. Знакомство с естественнонаучной лабораторией. Правила работы и техника безопасности при работе в лаборатории. Спецодежда. Лабораторная посуда. Оборудование. Лупы – ручная и штативная. Световой микроскоп – устройство и методы работы. Определение степени увеличения микроскопа. Работа с готовыми микропрепаратами. Цифровой микроскоп – особенности работы.. (11 ч.)
Тема 5. Объекты изучения цитологии и гистологии. Историческое развитие этих наук. Цитологические и гистологические исследования. Способы сбора материала для цитологических и гистологических исследований. Методы изучения клеток и тканей растений. Работа с готовыми микропрепаратами. Методика самостоятельного приготовления микропрепаратов (10 ч.)
Тема 6. Что такое исследовательский проект? Научно-исследовательская работа. Создание и организация рабочей группы. Распределение ролей в группе. Планирование проекта – выбор темы, методов исследования. Планирование результатов проекта. Определение объекта, предмета исследования, постановка цели и задач исследования. Выдвижение гипотез. Проблемные вопросы. Выбор оборудования. Поиск и анализ информации по теме. Работа над индивидуальными и групповыми проектами. Оформление результатов исследования на компьютере. Печатная работа. Компьютерная презентация. Размещение результатов проекта в сети Интернет. Отчёт по проекту на итоговой конференции.
Рабочая программа «Практикум по биологии» 11 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Рабочая программа элективного курса « Практикум по общей биологии» 11 класс составлена на основе примерной программы по биологии основного общего образования, утвержденной Министерством образования РФ (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312), авторской программы по биологии для 11 классов В.В. Пасечник.
Проблема подготовки обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный элективный курс предназначен для обучающихся 11 классов и рассчитан на 34 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты усвоения курса:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
умение решать задания ЕГЭ.
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
исследование реальных связей и зависимостей;
организация и проведение учебно-исследовательской работы.
поиск нужной информации в источниках разного типа;
отделение основной информации от второстепенной;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст);
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов;
уметь давать определения, приводить доказательства;
умение формулировать свои мировоззренческие взгляды;
самооценка, объективное оценивание своих учебных достижений;
понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
объективное оценивание своих учебных достижений;
умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
само- и взаимопроверка.
К концу курса обучающиеся получат возможность научиться:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем; биосферы;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); сущность биологических процессов; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека, органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов;
биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника и дополнительной литературы отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах, биологических процессах и объектах (в том числе с использованием информационных технологий).
Содержание курса «Практикум по биологии»
Введение в элективный предмет
Ресурсы учебного успеха: обученность, мотивация, память, внимание, модальность, мышление, деятельность. Контроль, самоконтроль.
Мотивация на успех: матрица индивидуального успеха, индивидуальная программа развития общеучебных навыков.
Решение задач по теме: «Основные свойства живого. Системная организация жизни»-1 час
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
Основные признаки живого. Определение понятия «жизнь». Биологическая форма существования материи. Уровни организации живой материи и принципы их выделения.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные признаки живого. Уровни организации живой материи. Методы изучения в биологии. Клетка. Ткань. Орган. Организм. Популяция и вид. Биогеоценоз. Биосфера
Раздел 1. Решение задач по теме «Молекулярная биология»-6 часов
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
Химический состав клетки. Неорганические вещества.
Химические элементы и их роль в клетке. Неорганические вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. Вода в клетке, взаимосвязь ее строения, химических свойств и биологической роли. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности клетки и поддержание гомеостаза. Ионы в клетке, их функции. Осмотическое давление и тургор в клетке. Буферные системы клетки.
Химический состав клетки. Углеводы. Липиды.
Жиры и липиды, особенности их строения, связанные с функциональной активностью клетки.
Химический состав клетки. Белки.
Органические вещества клетки. Биополимеры – белки. Структурная организация белковых молекул. Свойства белков. Денатурация и ренатурация – биологический смысл и значение. Функции белковых молекул. Ферменты, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Классификация ферментов
4-5. Химический состав клетки. Нуклеиновые кислоты.
Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. История изучения. ДНК – молекула хранения наследственной информации. Структурная организация ДНК. Самоудвоение ДНК. РНК, ее виды, особенности строения и функционирования
АТФ – основной аккумулятор энергии в клетке. Особенности строения молекулы и функции АТФ. Витамины, строение, источник поступления и роль в организме и клетке.
6. Контрольная работа по разделу «Молекулярная биология»
Основные понятия. Аминокислоты. Антикодон. Гидрофильность. Гидрофобность. Гликопротеиды. Гуанин. Денатурация. ДНК. Кодон. Комплементарность. Липопротеиды. Локус. Макроэлементы. Микроэлементы. Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Осмос. Полимер. Полипептид. Пептидная связь. РНК. Тимин. Ферменты. Цитозин. Урацил.
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
Цитология как наука.
Предмет, задачи и методы современной цитологии. Место цитологии в системе естественнонаучных и биологических наук. История развития цитология. Теоретическое и практическое значение цитологических исследований в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве, деле охраны природы и других сферах человеческой деятельности.
История открытие клетки. Клеточная теория. Основные положения первой клеточной теории. Современная клеточная теория, ее основные положения и значение для развития биологии.
Строение клетки и её органоиды.
Плазматическая мембрана и оболочка клетки. Строение мембраны клеток. Проникновение веществ через мембрану клеток. Виды транспорта веществ через цитоплазматическую мембрану клеток (пассивный и активный транспорт, экзоцитоз и эндоцитоз). Особенности строения оболочек прокариотических и эукариотических клеток.
Цитоплазма и ее структурные компоненты. Основное вещество цитоплазмы, его свойства и функции.
Ядро интерфазной клетки. Химический состав и строение ядра. Значение ядра в обмене веществ и передаче генетической информации. Ядрышко, особенности строения и функции. Хромосомы, постоянство числа и формы, тонкое строение. Понятие о кариотипе. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом.
Аппарат Гольджи. Строение, расположение в клетках животных и растений, функции аппарата Гольджи: синтез полисахаридов и липидов, накопление и созревание секретов (белки, липиды, полисахариды), транспорт веществ, роль в формировании плазматической мембраны и лизосом. Строение и функции лизосом.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС), ее типы. Особенности строения агранулярной (гладкой) и гранулярной (шероховатой) ЭПС. Значение гладкой ЭПС в синтезе полисахаридов и липидов, их накоплении и транспорте. Защитная функция ЭПС (изоляция и нейтрализация вредных для клетки веществ). Функции шероховатой ЭПС (участие в синтезе белков, в накоплении белковых продуктов и их транспорте, связь с другими органоидами и оболочкой клетки).
Рибосомы, особенности строения и роль в биосинтезе белка. Полирибосомы.
Вакуоли растительных клеток, их значение, связь с ЭПС.
Пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Особенности, строение и функции пластид. ДНК пластид. Происхождение хлоропластов. Взаимное превращение пластид.
Митохондрии, строение (наружная и внутренняя мембраны, кристы). Митохондриальные ДНК, РНК, рибосомы, их роль. Функции митохондрий. Гипотезы о происхождении митохондрий. Значение возникновения кислородного дыхания в эволюции.
Клеточный центр, его строение и функции. Органоиды движения. Клеточные включения – непостоянный органоид клеток, особенности и функции.
Обмен веществ и энергии. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.
4. Энергетический обмен
Энергетический обмен в клетке и его биологический смысл. Этапы энергетического обмена, приуроченность этих процессов к определенным структурам клетки. Значение митохондрий и АТФ в энергетическом обмене.
Биосинтез белков в клетке и его значение. Роль генов в биосинтезе белков. Генетический код и его свойства. Этапы биосинтеза белка. Реакции матричного синтеза. Регуляция синтеза белков. Ген-регулятор, ген-оператор, структурные гены, их взаимодействие. Принцип обратной связи в регуляции функционирования генов. Современные представления о природе ген
Типы деления клеток
Жизненный цикл клетки и его этапы. Подготовка клетки к делению – интерфаза, ее периоды (пресинтетический, синтетический, постсинтетический). Биологическое значение интерфазы. Апоптоз. Митотический цикл.
Бесполое и половое размножение.
Формы и способы размножения организмов. Бесполое размножение, его виды и значение. Половое размножение, его виды и эволюционное значение. Общая характеристика и особенности размножения основных групп организмов. Развитие мужских и женских половых клеток у животных и растений.
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов.
Оплодотворение и его типы. Оплодотворение и развитие зародыша у животных. Основные этапы эмбрионального развития животных. Взаимодействие частей развивающегося зародыша. Биогенетический закон, его современная интерпретация. Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков, загрязнения окружающей среды на развитие зародыша животных и человека.
Общая характеристика и особенности размножения вирусов, бактерий, водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных, грибов и лишайников. Смена фаз в жизненном цикле.
Контрольная работа по разделу «Цитология»
Основные понятия. Автотрофы. Аминокислоты. Анаболизм. Ассимиляция. Антикодон. Аппарат Гольджи. Активный транспорт. Аэробы. Бактериофаги. Биосинтез белка. Брожение. Вакуоль. Включения. Гаплоидный набор хромосом. Диплоидный набор хромосом. Ген. Генетический код. Геном. Генотип. Гидрофильность. Гидрофобность. Гликолиз. Гликокаликс. Гликопротеиды. Грана. Гуанин. Денатурация. Диссимиляция. ДНК. Дыхательный субстрат. Клеточное дыхание. Кариоплазма. Катаболизм. Кислородный этап. Кодон. Комплементарность. Криста. Лейкопласты. Лизосома. Липопротеиды. Локус. Макроэлементы. Матрикс. Матричный синтез. Метаболизм. Микротрубочки. Микрофиламенты. Микроэлементы. Мономер. Нуклеопротеиды. Нуклеотид. Оперон. Органоиды. Осмос. Оператор. Пластиды. Пиноцитоз. Полимер. Полипептид. Пептидная связь. Прокариоты. Репрессор. Рибосомы. РНК. СПИД. Строма. Структурные гены. Трансляция. Транскрипция. Триплет. Тилакоид. Тимин. Фагоцитоз. Ферменты. Хлоропласт. Хроматин. Хромопласт. Хромосома. Центриоли. Цитоплазматическая мембрана. Цитозин. Урацил. Фотосинтез. Хемосинтез. Экзоцитоз. Эндоцитоз. Эндоплазматическая сеть. Эукариоты. Ядро. Ядрышко.
Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Зигота. Половое размножение. Почкование. Апоптоз. Жизненный цикл клетки. Сперматозоид. Спора. Яйцеклетка. Амитоз. Митоз. Мейоз. Центромера. Интерфаза. Профаза. Анафаза. Метафаза. Телофаза. Веретено деления. Бивалент. Генеративная ткань. Гомологичные хромосомы. Двойное оплодотворение. Зародышевый мешок. Коньюгация. Кроссинговер. Редукционное деление. Сперматогенез. Овогенез. Жизненный цикл. Гаметофит. Спорофит. Биогенетический закон. Бластула. Бластомер. Оплодотворение. Онтогенез. Внутреннее оплодотворение. Наружное оплодотворение. Зародышевые листки. Органогенез. Партеногенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Филогенез. Эктодерма. Энтодерма. Мезодерма.
Раздел 3.Решение задач по теме «Генетика»-13 часов
Закрепление основного содержания тем в ходе решения биологических задач:
Независимое наследование признаков
Предмет, задачи и методы генетики. Основные разделы генетики. Место генетики среди биологических наук. Значение генетики в разработке проблем охраны природы, здравоохранения, медицины, сельского хозяйства. Практическое значение генетики.
Г.Мендель – основоположник генетики. Метод генетического анализа, разработанный Г.Менделем. Генетическая символика. Правила записи схем скрещивания.
Понятие о генах и аллелях. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Расщепление при возвратном и анализирующем скрещивании.
Взаимодействие аллельных и неаллельных генов.
Наследование при взаимодействии аллельных генов. Доминирование. Неполное доминирование. Кодомнирование. Сверхдоминирование. Множественный аллелизм.
Взаимодействие неаллельных генов. Новообразования при скрещивании. Особенности наследования количественных признаков. Комплиментарность. Эпистаз. Полимерия. Множественное действие генов. Примеры множественного действия генов. Возможные механизмы объяснения этого явления. Генотип как целостная исторически сложившаяся система.
Хромосомная теория наследственности.
Явление сцепленного наследования и ограниченность третьего закона Менделя. Значение работ Т.Г.Моргана и его школы в изучении явления сцепленного наследования. Кроссинговер, его биологическое значение. Генетические карты хромосом. Основные положения хромосомной теории наследственности. Вклад школы Т.Г.Моргана в разработку хромосомной теории наследственности.
Генетика пола. Первичные и вторичные половые признаки. Хромосомная теория определения пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Типы определения пола. Механизм поддержания соотношения полов 1:1. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Изменчивость. Классификация изменчивости с позиций современной генетики.
Фенотипическая (модификационная и онтогенетическая) изменчивость. Норма реакции и ее зависимость от генотипа. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая.
Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в объяснении эволюционных процессов, селекции организмов. Мутационная изменчивость, ее виды. Мутации, их причины. Классификация мутаций по характеру изменения генотипа (генные, хромосомные, геномные, цитоплазматические). Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Н.И.Вавилова. Экспериментальное получение мутаций.
Генетика человека. Человек как объект генетических исследований. Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, гибридизация соматических клеток.
Наследственные болезни, их распространение в популяциях человека. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на наследственность человека. Медико-генетическое консультирование. Критика расистских теорий с позиций современной генетики.
Основные понятия. Генетика. Гибридологический метод. Наследственность. Изменчивость. Аллель. Альтернативные признаки. Генотип. Фенотип. Гетерозигота. Гомозигота. Гибрид. Доминантный признак. Рецессивный признак. Анализирующее скрещивание. Возвратное скрещивание. Дигетерозигота. Полигибридное скрещивание. Комплиментарное действие генов. Эпистаз. Полимерия. Плейотропия. Множественный аллелизм. Кодоминирование. Сверхдоминирование. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Группы сцепления. Кроссинговер. Кроссоверные и некроссоверные гаметы. Аутосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Сцепленное с полом наследование. Фенотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Варианта. Вариационный ряд. Вариационная кривая. Норма реакции. Онтогенетическая изменчивость. Генотипическая изменчивость. Мутационная изменчивость. Мутации. Мутагены. Генные мутации. Геномные мутации. Хромосомные мутации. Комбинативная изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость. Спонтанные мутации. Летальные мутации. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Генетика человека. Наследственные болезни. Альбинизм. Близнецовый метод. Гемофилия. Гибридизация соматических клеток. Медико-генетическое консультирование. Полидактилия. Популяционный метод.