Что такое правовая традиция
Что такое правовая традиция
Аспирант кафедры теории и истории государства и права
Алтайский государственный университет 656049, г. Барнаул, просп. Ленина, 61
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Статья посвящена проблеме правовых традиций, определению понятия «правовая традиция», влиянию правовых традиций на развитие правовой системы современного российского государства и на формирование правосознания его граждан.
Ключевые слова: правовая традиция; обновление права; правовые ценности; правовая система
В основании права находятся такие абсолютные ценности, как сохранение жизни, семьи, собственности, обеспечение безопасности, получение знаний и др. Целевое назначение права выражено в сохранении существующих ценностей, что проявляется по таким направлениям: закрепление ценностей, информирование о ценностях, создание иерархии ценностей, перераспределение ценностей и защита ценностей.
Среди правовых ценностей – справедливость, естественное право, конституция, закон, суд. Всеобщее признание получили такие правовые ценности, как правовое государство, разделение властей, права человека. Из существования таких правовых ценностей, как правомерное и неправомерное, вытекает существование той правовой ценности, с помощью которой дается оценка правомерности действий участников общественных отношений – это законность (правозаконность). Правовые ценности существуют для общества и индивида в виде «готовых формул», которые ориентируют в социальной жизни, влияя на выбор варианта поведения в сфере действия права.
Правовые ценности лежат в основе формирования правовых традиций. Правовые традиции аккумулируют правовые ценности, привнося их в правовое пространство посредством воздействия на духовную сферу жизни общества. Через правосознание, правовую культуру, юридическую технику правовые традиции проникают в правовое пространство, совершенствуя и развивая правовую систему государства.
Традиции в современном мире имеют значение мощного регулятивного средства, исполненного большого гуманистического и практического смысла и подкрепленного мощной этнокультурной сферой. Традиция сохраняет правовую систему, обеспечивает ее качественное своеобразие, самовоспроизводимость, самотождественность в истории. Традиция, понятая как культурное наследование и наследие, предстает как жизненная сила культуры, как механизм сохранения и воспроизведения культурных констант [6, с. 19]. Культурно-правовые традиции выступают как обобщение длительной социальной практики и становятся общепринятым стереотипом поведения, на основе которого складывается поведенческий фон, в итоге и определяющий правовую культуру данного общества [4, с. 10].
Для того чтобы в полной мере оценить то влияние, которое оказывают правовые традиции на национальную правовую систему, на формирование правосознания общества, на правовую культуру государства, необходимо определиться с вопросом, что же является правовой традицией. В юридической литературе отсутствует единая точка зрения на сущность правовых традиций, а само определение правовой традиции дают лишь некоторые авторы, занимающиеся изучением правовых традиций.
В юридической литературе встречаются следующие определения правовой традиции:
1. Правовые традиции – воспроизводящиеся смыслообразующие принципы права, которые обеспечивают трансляцию и преемственность прежнего правового опыта, а также ориентацию правовой деятельности на укрепление и восполнение правового наследия.
2. Правовые традиции – единство исторически сформированного, критически осмысленного коллективного опыта правовой деятельности, основанного на господствующих в обществе представлениях о праве и справедливости, сохранение и воспроизведение которого обеспечивает устойчивость всей правовой системы и ее последовательное, «плавное» развитие.
3. Правовая традиция – совокупность правовых знаний, правового опыта, достигнутого предыдущими поколениями и воспринятого на нынешнем этапе развития права, который, воздействуя на духовную сферу жизни общества, участвует в формировании правовой системы государства, правосознания его граждан.
4. Правовая традиция – выраженный в социально-организованных коллективах опыт, аккумулирующий правовые ценности, который в определенных пространственно-временных рамках передается от одного поколения к другому и приобретает устойчивые формы своего внешнего выражения, опосредуясь при этом в государственно-правовом пространстве данного общества.
Как мы видим, каждое определение правовой традиции сочетает в себе следующие признаки правовой традиции:
– правовая традиция – это прежде всего опыт (знание), полученный в рамках правовой деятельности;
– в основе правовых традиций лежат правовые ценности;
– правовая традиция должна быть не просто передана следующему поколению, но и воспринята этим поколением;
– правовые традиции имеют устойчивые формы своего внешнего выражения (норма права);
– правовые традиции участвуют в формировании и развитии правовой системы.
Однако если традиция рассматривается как готовая правовая модель, а не как основа для творчества, то это приводит к стагнации. В современной юриспруденции должен утверждается критический традиционализм, уравновешивающий традицию и новацию. Правовая традиция, становясь общепринятым стереотипом поведения, должна ложиться в основу формирования поведенческого фона, определяющего правовую культуру данного общества.
Чтобы считать традицию правовой, необходимы следующие условия:
Правовая традиция – это особый вид традиции, в которой кроме характеристик информационной модели, содержится предписание, императивное требование. Специфическая черта правовой традиции – ее регулятивная направленность. «Регулятивный потенциал, заключенный в норме, обусловливает наличие в ней, наряду со стереотипностью, также и признака императивности» [5, с. 102]. Правовые традиции фиксируют требования социальной общности к поведению ее членов, которое должно соответствовать социально одобренным образцам и не противоречить правовой системе. Определяя границы приемлемых, ожидаемых и одобряемых, социально допустимых действий, правовые традиции упорядочивают, контролируют, регулируют общественные отношения. Реализуясь в деятельности людей, правовые традиции делают ее общезначимой, повторяющейся, выводят ее на горизонт общественно-правовой целесообразности.
«Традиции в праве как синоним абсолютного, вечного, существующего в разные времена тождественны универсалиям. Они проявляют себя в таких источниках права, как конституции, кодексы, прецеденты, договоры и т.п., в правовых принципах, аксиомах и презумпциях, в правовой терминологии и, конечно же, правовой процедуре» [3, с. 62]. К примеру, в правовой сфере с числом две трети связывают понятие квалифицированного большинства. Разумность этой традиции была определена еще в древности, когда три человека составляли коллегию. Так вот, в Дигестах говорится о законе, установившем, что решения принимают двумя голосами из трех. Правило двух третей с ХII столетия получило еще большее распространение, поскольку стало использоваться при выборах папы римского [1, с. 337]. Сегодня эта правовая традиция получила свое официальное признание и закрепление в нормах конституций и других нормативных актах многих современных государств, а также в международных правовых документах.
Само становление традиции развернуто во времени. К примеру, становление традиции эквивалентности обязательств сторон как необходимого условия действительности договора происходило на протяжении многих столетий. Еще в римском праве лицо, продавшее земельный участок по цене, составлявшей менее половины его действительной стоимости, имело право расторгнуть договор. В условиях средневековья Ф.Аквинский наставлял, что стороны по договору должны брать на себя равные обязательства. В современном Германском Гражданском уложении согласно &138 абз. 2 договор считается ничтожным, если налицо явная диспропорция взаимных обязательств и одна из сторон заключила его, используя стесненное положение, неопытность, недальновидность и слабоволие другой стороны [7, с. 13–14]. В российской традиции наличествует набор самозамкнутых законодательных систем, которые не опосредуются общими для всех правовыми критериями или учреждениями, управомоченными давать им оценку (к примеру, монарх, несменяемый конституционный суд, высшая церковная инстанция и т.п.) [3, с. 83].
В российском обществе отсутствует традиция уважения правовых норм. Современные законодательные акты устанавливают порядки, которые не закреплены в сознании и не имеют глубоких оснований в российских традициях. В соответствии с Конституцией РФ:
– носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;
– народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
– высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Данные положения Основного закона государства, который представляет гражданам широкие права и свободы, вступают в несоответствие с многовековой практикой взаимодействия властной и подвластной подсистем, традиционным пониманием и отношением народа к государственной власти, которая выступает единственным организатором населения страны в административном и военном планах, оказывает существенное влияние на экономическую, духовную и социальные сферы жизни.
Для обновления права с учетом традиций, во-первых, нужно выявить область общественных отношений, где функционируют традиции, которые могут быть восприняты правом, что позволит достичь наибольшей эффективности правовых норм. В этом случае нормы права будут иметь в своей основе народные правовые традиции. Такими областями могут быть признаны сферы деятельности высших органов власти, органов местного самоуправления, область судебной деятельности, гражданско-правовые, семейно-правовые и трудовые отношения, область правотворчества и т.п. Конечно, значение традиций в правовом регулировании в различных областях жизни неодинаково, но в ряде сфер общественной жизни юридическая эффективность норм традиций, определяемая как «соответствие поведения адресатов правовой нормы с требуемым поведением, указанным в норме» [2, с. 49], остается достаточно высокой. Таким образом, есть основания утверждать, что правовые традиции нередко характеризуются более высоким уровнем признания (реализации) конкретными социальными субъектами, чем соответствующие нормы действующей параллельно (в тех же областях правового регулирования) системы национального законодательства.
Правовая система любого общества посредством укоренившейся правовой идеологии и правовой доктрины придает особое значение праву, его авторитету. В рамках сложившейся правовой традиции юридическая и моральная сила всех правовых систем так или иначе покоится на их неразрывной связи с прошлым, и все они сохраняют эту связь на уровне юридического языка и юридической практики. Любая правовая доктрина, как правило, исходит из того, что правовая традиция общества является непрерывной и органически целостной, хотя признание этого факта является условным обстоятельством. В то же время правовая доктрина, признавая тот факт, что право не может быть произвольным, констатирует, что оно и не может быть чем-то вечным, а должно меняться, опираясь на то, что было раньше.
Создавая новое, правовое общество, мы должны широко использовать достижения в области правовой мысли и государственного строительства, накопленные нашими предками в прошлом. У российского общества есть свои незыблемые правовые ценности, легшие в основу правовых традиций, – это идеи гуманизма, веротерпимость, соборность.
Библиографический список
Правовые традиции россии: теоретико-правовой аспект
2. Юридические традиции – это совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития функционирования системы законодательства, правопорядка, правоприменительной и процессуальной деятельности. Юридические традиции проявляются в праве лишь в механизме правового регулирования.
3. Преемственность и правовые традиции – взаимосвязанные, но не тождественные явления. Правовые традиции выполняют две функции для процесса преемственности. Правовые традиции служат проявлением преемственности. Преемственность как связь времен в правовом пространстве выражается в том, что элементы прошлого правового развития воспринимаются в настоящем, а правовые традиции позволяют проследить данную связь времен. Если они (правовые традиции) существуют, значит, связь времен не нарушена, следовательно, процесс преемственности в праве не нарушен.
Правовые традиции позволяют направить национальное право в нужную сторону развития в случае разрыва преемственности, вследствие, например, революции. В определенные моменты исторического развития преемственность права может быть нарушена, и тогда нужны правовые ценности, которые позволят законодателю сохранить вектор развития национального права. Такими ценностями могут служить правовые традиции.
4. При создании норм права правовые традиции выступают выражением тех правовых ценностей, которых достигло право в предыдущие периоды. Выражение правового опыта в правовых традициях позволяет придать вновь создаваемой норме права свойство эффективности. Учет законодателем правовых традиций национальной правовой системы позволит создать такую норму права, соблюдение которой будет обеспечиваться не только принуждением государства, но и внутренним убеждением человека в ее справедливости и необходимости.
5. Правовые традиции должны рассматриваться не как готовая модель императивного требования, подлежащая закреплению в норме права, а как духовный ориентир, стержень права в его духовно-содержательном измерении, как основа для правотворчества.
6. Правовые традиции позволяют сформировать право, которое находит свое отражение в правосознании граждан, принимается и поддерживается им. Именно правовые традиции как фактор укрепления правосознания современного российского общества позволят создать правовое государство, позволят вывести право на более высокий уровень, на уровень уважения права всем обществом.
7. Правовые традиции необходимо использовать как основу законности, правовой культуры, правосознания, толкования права, что будет означать обогащение познавательного инструментария при творческом разрешении соответствующих правовых проблем, приращение правового опыта. Необходимо беречь и хранить максимально возможное количество позитивных правовых ценностей, какими являются правовые традиции, что позволит изучить процесс развития правовой культуры и с учетом данного опыта воссоздать ценности, способствующие действительному обогащению правовой культуры.
Апробация исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории и истории государства и права юридического факультета Алтайского государственного университета; полученные в ходе исследования результаты нашли отражение в восьми научных публикациях автора, включая три публикации в научных журналах, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации. Основные положения диссертационной работы докладывались на выступлениях на международных и всероссийских конференциях в Москве, Новосибирске, Кемерово, Омске, Барнауле.
Результаты исследования применимы для дальнейшего развития философского, антропологического, культурологического и правоведческого знания. Теоретические обобщения и выводы могут быть использованы для разработки в высшей школе учебных курсов по «Теории государства и права», «Проблемам теории государства и права», а также специальных курсов по философии и теории права, например: «Правовые традиции в развитии права», а также могут быть использованы при подготовке учебных и учебно-методических пособий.
Отдельные положения и выводы диссертационного исследования могут применяться в правотворческой и правоприменительной деятельности. Например, для разработки типовых кодексов этики судей, сотрудников прокуратуры и иных правоохранительных органов.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются актуальность темы, степень ее научной разработанности, определены объект, предмет исследования, цели, задачи исследования, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, методология, методика и эмпирическая база, сформулированы основные положения, выносимые на защиту, приведены сведения о научной и практической апробации исследования.
Первая глава «Правовые традиции: понятие, общая характеристика» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Понятие правовой традиции в современной юридической науке» раскрывается степень разработанности темы и указывается на то, что до сих пор исследователи не уделили должного внимания природе правовой традиции как самостоятельного явления права.
В диссертации критически оцениваются позиции ученых, предлагающих определять правовую традицию через категории «правовой принцип», «правовой опыт», а также как правило поведения, как часть правовой системы.
На основе анализа имеющихся в юридической литературе подходов к определению правовой традиции диссертант формулирует авторское определение правовой традиции, под которой можно понимать совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития прошлых исторических эпох в пределах отдельно взятой правовой системы, которая обеспечивает трансляцию и преемственность правового опыта, выраженная в передаче правовой культурой из одного времени в другое элементов правовой системы.
В диссертации аргументируется вывод о том, что правовые традиции как определенные результаты прошлой правовой деятельности, совершенствования правовой системы позволяют реформировать правовую систему, избегая ошибок, совершенных на более ранних этапах развития права.
В диссертации обосновывается ценность правовой традиции как фундаментального правового явления, проходящего через всю правовую историю. Правовые традиции обладают вневременной ценностью.
Правовые традиции хранят в себе определенные результаты прошлой правовой деятельности, совершенствования правовой системы, которые позволяют реформировать правовую систему, избежать ошибок, совершенных на более ранних этапах развития права. Прошедшие эпохи оставляют не только огромный нормативный материал, результаты правоприменительной деятельности, но также его восприятие предшественниками, нашедшее свое выражение в научных теориях и в обыденном правосознании.
Правовые традиции прослеживаются в наличии определенных одинаковых элементов, которые можно обнаружить при сравнении одной правовой системы в различные временные периоды: наличие сходных институтов права и их устойчивость в течение длительного времени, идентичность юридической техники, сходство в процессуальном праве.
Правовые традиции являются тем системообразующим фактором становления и развития российской правовой системы, который, основываясь на национальных истоках, оказал влияние на российскую правовую самобытность, стал частью национального правового менталитета.
Во втором параграфе «Проблемы использования понятия традиции в современной правовой доктрине» раскрываются понятия «традиция права», «юридическая традиция», «традиции в праве», а также их соотношение с правовой традицией. Данные понятия большинство ученых-правоведов использует как полностью тождественные, не раскрывая правовую природу каждого из них. Это приводит к использованию неправильной терминологии в юридической литературе, что в свою очередь отражается и в постановлениях судов всех инстанций, в том числе и высших.
Диссертантом обосновывается необходимость разграничения правовой традиции и традиции права, юридической традиции, традиций в праве, раскрытия содержания каждого из данных понятий.
Традиция права – это исторически сложившийся в рамках входящих в нее правовых систем и обусловленный схожими базовыми правовыми принципами, правовыми традициями, нормами и ценностями порядок функционирования и взаимодействия правовых учреждений и иных субъектов правовой жизни на протяжении всего периода развития правовых систем, а также совокупность отношений к данному порядку, к природе и роли права в обществе и государстве.
Сближает понятия правовой традиции и традиции права то, что признаки определенной традиции права и есть правовые традиции. Данный вывод основан на следующем: сходство правовых традиций, характерных для конкретной правовой системы, является основанием для отнесения правовой системы к определенной традиции права. Так, признаки, выделяемые для западной традиции права, можно считать конкретными правовыми традициями, характерными для данной традиции права и конкретной правовой системы: прозрачность законодательного процесса; гласность судебного процесса; неприкосновенность частного договора от вмешательства государственной власти; стабильность и предсказуемость законов и др.
Юридические традиции, в отличие от правовых, формально определены, формализованы. И если диссертант определяет правовую традицию как совокупность устойчивых результатов правового развития прошлых исторических эпох, то в отношении юридической традиции следуют отметить, что это совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов правового развития функционирования системы законодательства, публичного правопорядка, правоприменительной и процессуальной деятельности.
В диссертационном исследовании обоснован вывод, что юридические традиции проявляются в праве лишь в механизме правового регулирования, а также в рамках профессиональной юридической деятельности.
Обосновывается тезис о том, что традиции в праве и правовые традиции – это разные явления общественной жизни. В зависимости от специфической сферы применения – права – можно говорить о традициях в праве. Традиции в праве представляют собой, по сути, неправовое явление.
Данный термин объединяет в себе те народные традиции, к использованию которых отсылают нормативно-правовые акты. В основном, это те традиции коренных народов, которые так или иначе оказывают влияние на правовое регулирование традиционной хозяйственной деятельности данных народов. Они оказывают непосредственное влияние на право, формируя народный менталитет, что не может не отразиться на отношении человека к праву.
Законодатель прямо указывает на необходимость учета традиций в рамках правовой деятельности в области общественных отношений, урегулированных данным конкретным нормативно-правовым актом. Примерами нормативно-правовых актов, имеющих прямую отсылку на использование местных традиций могут служить Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г., Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г., Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» № 25-ФЗ от 2 марта 2007 г. и многие другие.
В диссертации обосновывается вывод, что указание в нормативно-правовом акте на возможность учета традиций делает их юридически значимым явлением, но не наполняет правовым содержанием.
Для юридической науки традиции представляют интерес в силу того, что они выступают в роли особой нормативно-регулятивной системы, которая является своего рода предшественницей системы права. Традиции в любом обществе играют важную роль в содержательной основе его обычного права, в воспроизводстве его духовно-нравственных ценностей, в обеспечении преемственности поколений в духовной жизни и этносоциальной практики.
В диссертационном исследовании отстаивается то, что изучение традиций позволяет установить те факторы, которые оказали влияние на развитие права на каждом отдельном этапе его развития и в целом. Правовая норма создается и функционирует не на пустом месте, а на основе уже накопленного в культуре опыта, имеет культурный контекст. Любую правовую норму нельзя без последствий вырвать из определенного правового контекста.
Вторая глава «Правовые традиции в системе правового регулирования» состоит из трех параграфов и посвящена изучению роли правовых традиций в процессе развития права.
В первом параграфе «Роль правовых традиций в развитии права» анализируется влияние правовых традиций на обеспечение преемственности права и процесса его обновления.
Развитие права нельзя представлять как преодоление национальных особенностей права. Сам процесс перехода от старого к новому рассматривается не как непосредственное «превращение» старого, предшествующего качества в новое, а как процесс с переходным состоянием. Переходное состояние соединяет в себе черты как старого, так и нового качества. Переходное состояние в той или иной форме существует в любом процессе замещения старого качества новым. Любая современная правовая система представляет собой итог, ставший результатом ее длительного исторического развития. Несмотря на нарастающее взаимодействие культуры, экономики, политики, социальной сферы, происходящее между народами, государствами, социальными группами, индивидами, нормативная интеграция и движение к общему правовому полю не разрушают национальной правовой культуры, национальных правовых систем.
В ходе развития права возникают правовые идеи, представления, модели правового поведения, выходящие за пределы сложившихся систем правовых ценностей.
Как отмечается в юридической доктрине, развитие права представляет собой единство обновления и преемственности. На это обращает внимание и Ж.Б. Доржиев, указывая, что «преемственность и обновление – это две стороны одного и того же процесса – процесса становления и развития национальной правовой системы»4. Данное мнение разделяет и В.Н. Протасов5.
Преемственность является принципом правовой системы, стимулирующим ее к развитию, к переходу на более высокую юридическую ступень, исходя из собственного правового опыта, из сложившихся правовых традиций.
Преемственность в праве осуществляется использованием как традиционных регуляторов (обычаев, традиций, привычек), так и привлечением рациональных регуляторов (законов, решений, договоров). Преемственность может быть выражена в правовых нормах и институтах, правосознании, правовом поведении. Преемственность обозначает также всю совокупность действия правовых традиций, воспроизводящих нормы социально-правового поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности.
В диссертационном исследовании аргументируется вывод о том, что преемственность и правовые традиции – взаимосвязанные, но не тождественные явления. Правовые традиции выполняют две функции для процесса преемственности. Во-первых, правовые традиции служат проявлением преемственности. Преемственность как связь времен в правовом пространстве выражается в том, что элементы прошлого правового развития воспринимаются в настоящем, а правовые традиции позволяют проследить данную связь времен. Если они (правовые традиции) существуют, значит, связь времен не нарушена, следовательно, процесс преемственности в праве не нарушен.
Во-вторых, правовые традиции позволяют направить национальное право в нужную сторону развития в случае разрыва преемственности, вследствие, например, революции. Действительно, в определенные моменты исторического развития преемственность права может быть нарушена, и тогда нужны какие-либо правовые ценности, которые позволят законодателю вновь формируемую норму права наполнить «духом» национального права.
Диссертантом критически оцениваются попытки отождествления преемственности и традиции. При этом обоснован вывод о том, что правовые традиции, в отличие от преемственности, не связаны тесными рамками близости этапов, они позволяют воспроизводить положительный правовой опыт, правовые ценности, даже через несколько этапов, в которых произошли перерывы преемственности.
Диссертант отмечает, что при обновлении права требуются определенные ориентиры, которые позволят сохранить стабильность правовой системы. Они должны гарантировать устоявшиеся правовые ценности и иметь общественную поддержку. В качестве таких ориентиров в исследовании предлагается использовать правовые традиции, которые обладают постоянством и стабильностью, а, значит, способны придать эти качества обновленной правовой системе.
Процесс обновления права происходит, основываясь как на внешних заимствованиях из международного права или иностранных правовых систем, так и с учетом собственной культуры и системы ценностей, правовых традиций и обычаев, приспосабливая новации к существующим реалиям. Для обновления права с учетом традиций прежде всего нужно выявить область общественных отношений, где функционируют традиции, которые могут быть восприняты правом, что позволит достичь наибольшей эффективности правовых норм.
Сделан вывод о недопустимости сведения процесса обновления правовой системы к отказу от «устаревших» институтов и заимствованию готовых решений из других правовых систем. недостаточно простого включения иностранных норм во внутреннее право. Справедливо отмечается «отсутствие стремления в ходе введения нового реально оценить «почву», на которую переносятся институты, осмыслить собственный опыт, традиции, особенности правовой культуры, изучить тенденции современного развития страны»6. На это обстоятельство обращает внимание и Е.А. Суханов: «Воспроизводя отдельные положения из чужих правовых систем без учета того, что там они реализуются в связке с целым рядом других норм, вряд ли можно рассчитывать на то, что они заработают у нас так же эффективно»7.
Недооценка правовых традиций, тяга к обновлению и освобождению от правового наследия прошлого в той или иной сфере правовой организации неизбежно подтачивают саму основу правовой системы, ее единство и целостность, воспроизводство и идентификацию.
Взаимосвязь и взаимодействие права и правовых традиций активно способствуют качественным изменениям в нормативном регулировании, повышают его эффективность. Поэтому исследование данных процессов будет содействовать использованию имеющихся и потенциальных возможностей взаимовлияния, взаимопроникновения, взаимодополнения правовых и неправовых средств социального регулирования. Характер взаимодействия права и правовых традиций значительно влияет на эффективность и полноту правового регулирования различных сторон жизни общества.