Что такое предложение собственной конструкции 5 класс
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.
Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.
Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.
Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сравните содержание колонок.
Утренний лес окутал туман.
Лучи солнца пробивались сквозь туман.
Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.
Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.
Чем же предложение отличается от словосочетания?
Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?
Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.
В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).
2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.
В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.
По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения.
В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.
Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.
• выражает законченную мысль
• характеризуется интонацией законченности
• имеет грамматическую основу
• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.
• состоит из главного и зависимого слова
• уточняет значение слова
• не выражает законченной мысли
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.
Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.
Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.
Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.
Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.
Есть подлежащее и сказуемое.
Есть только подлежащее или только сказуемое.
Разбор задания: вспоминаем: Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения. Следовательно: Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое. Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.
Урок русского языка, 5 класс.Тема: Предложение.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 5 классе.
Класс обучается по учебнику «Русский язык» 5 класс, в 2 частях, под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. ФГОС, Москва, издательство «Просвещение», 2012.
Тип урока : урок осмысления новых теоретических сведений и способов действия с ними.
углубление знаний о грамматической основе предложения;
— развивающая: развитие умения рассуждать и делать выводы;
развитие мотивации к познавательной деятельности;
— воспитательная: воспитание любви к слову.
Учащиеся научатся отличать предложения с двумя главными членами и одним главным членом; разовьют свою устную речь.
Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация (можно сделать презентацию урока, и можно вывести на экран только задания).
2.Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними.
На доске (слайде) написаны слова и словосочетания.
(дышало осенью, уж, день становился короче, реже уж, блистало солнышко)
(Ответы: мы видим слова и словосочетания; смысл не понятен.)
Учитель. Что нужно сделать?
Класс работает на данном этапе в группах по 4 человека (2 парты). Ребята при чтении поняли, что есть некая рифма, значит, стихотворение. Им стало легче соединять слова.
Итоги 2 этапа. Получились строчки из стихотворения А.С.Пушкина.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…
Дети зачитывают строки. Делают вывод: Из слов и словосочетаний можно создать предложение.
Учитель. 1.Что такое предложение? (Ответы: предложение – слова или словосочетания, связанные по смыслу (грамматически – никто не сказал); в предложении есть грамматическая основа).
2.В чем отличие словосочетания от предложения? (Ответы: в словосочетании нет смысла, в предложении – есть; в словосочетании 2 слова – главное и зависимое – связь только подчинительная, в предложении – больше слов и есть сочинительная связь ещё).
3.Назовите признаки предложения. (Ответы: есть смысл; знаки в конце предложения; наличие грамматической основы).
Учитель. Вернемся к созданным строкам. Докажите, что это предложения. (ответы: есть знаки, есть грамматические основы ( выделяем подлежащее и сказуемое, в последнем предложении помогаю выделять), ость общий смысл).
Какова тема данных строк?
(Ответы: осень; сейчас у нас такая же погода; сейчас у нас поздняя осень.)
Учитель. Придумайте и запишите свои примеры на тему «Осень». ( Ученики поднимают руки и говорят предложения или слова, запись идет в тетрадь и на доску).
Учитель. Докажите, что предложения. (Ответы: есть знаки, есть грамматические основы – выделяют).
Учитель. Какие трудности возникли при выполнении данной работы? (Ответы: в некоторых предложениях нет или сказуемого, или подлежащего, их надо добавить).
Учитель. Давайте посмотрим на правильность выполнения вашей работы и подумаем, нужно ли что – то в предложения добавлять? (проверяем наличие грамматической основы и смысла предложения). (Ответы: предложения имеют смысл, добавлять ничего не нужно).
3.Этап целеполагания и планирования.
Учитель. К чему мы пришли в нашем исследовании? (Ответы: оказывается, есть предложения, в которых имеются оба главных члена, или только подлежащее, или только сказуемое).
Учитель. Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Ответы: разговор о предложении, в котором может быть подлежащее и сказуемое, или подлежащее, или сказуемое).
Учитель. Какой должна быть тема нашего урока? (Разные предложения. Предложения).
Учитель. Прописываем тему и цель урока.
Учитель. Мы открыли новые для себя сведения. Я предлагаю вам поработать с предложениями, в которых один главный член.
Как вам удобнее работать: в группе, паре или индивидуально?(Выбор детей).
Как вы хотите оценивать выполненную вами работу? (Возможные варианты: 5 –балльная система, + и – за задание).
4.Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.
Учитель. Сравним полученные нами знания с материалом параграфа.(Параграф 28, страница 67-68). Прочитайте самостоятельно задание под значком «Материал для самостоятельного наблюдения». (Ответы: мы сделали правильные выводы, такие предложения есть).
5.Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.
Учитель может раздать карточки или вывести задание на экран.
Учитель. Поработаем с предложениями, в которых есть только один член предложения.
Задание: выбрать предложения только с одним главным членом и вписать в нужный столбик таблицы, прежде её создав и озаглавив колонки. Надписать над словом, какой частью речи оно является.
Предложенные предложения: Накрапывает мелкий дождь. К утру крепчал мороз. Подморозило. Тихая ночь. Какой свежий воздух! Светает. Рано темнеет. Короткий осенний день. Гаснут огни в домах. Ночь.
6.Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними (в том числе в нестандартных (творческих) ситуациях).
Учитель может раздать карточки или вывести задание на экран.
Учитель. Много в нашей жизни путаницы. Кто – то и с нами пошутил! Внимание на экран. Прочитайте внимательно предложения и соотнесите их с заголовками колонок. Исправьте ошибки. (Ответы: учащиеся переставляют предложения в соответствии с заданием).
Предложения с двумя главными членами
Предложения с одним главным членом
Октябрь уж наступил.
Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад (холод).
Подул ненужный ветер.
Пронизывающий октябрьский ветер.
И ждем мы все зимы.
Предложения с двумя главными членами
Предложения с одним главным членом
Октябрь уж наступил.
Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад (холод).
Пронизывающий октябрьский ветер.
Подул ненужный ветер.
И ждем мы все зимы.
Учитель. Задание: составьте текст из предложений с одним главным членом.
(Ответ: Осень. Унылая пора! Пронизывающий октябрьский ветер. Холодеет. Зима.)
Учитель. Как вы думаете, нужно ли использовать такие предложения в речи? (Ответы: да, они короткие, но очень яркие и точные, четко рисуют картину).
Рефлексия деятельности (итог урока).
Учитель. Пора подводить итоги урока. Какую цель мы ставили на уроке? Какой результат получили? Обоснуйте свои ответы.
Учитель раздает листочки и просит продолжить предложение:
«Я сегодня узнал…..», «Я не понял …..», «Мне нужно повторить и закрепить….»
Домашнее задание. Прочитать параграф 28 (теорию), создать текст из 5 предложений с одним главным членом на тему «Зима» или выполнить упражнение 142.
Вставные конструкции
1. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) содержат дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки к основному высказыванию.
Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Выражая дополнительные сообщения, они требуют более значительного выделения в составе предложения, нежели вводные конструкции, как правило, заключающие в себе отношение к высказанному, его оценку. Именно эта смысловая самостоятельность вставных конструкций объясняет необходимость использования для их выделения скобок и тире.
2. Знаки препинания при вставных конструкциях
Скобками выделяются:
1) вставные конструкции, дополняющие или поясняющие содержание основного предложения.
Например: Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки, оделся потеплее ( это было уже в конце сентября ) и, сам правя, выехал со двора (П.); В жаркое летнее утро ( это было в исходе июля ) разбудили нас ранее обыкновенного (Акс.); Молодой воробей выпал из гнезда ( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неподвижно (Т.); Я не успел хорошенько заметить его лица ( коляска слишком быстро промчалась мимо ); но мне показалось, что он был глубоко тронут (Т.); Возвратясь в свою комнату ( она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками ), Гаврила сперва выслал вон свою жену… (Т.); Пети не было дома ( он пошёл к товарищу, с которым намеревался из ополчения перейти в действующую армию ) (Л.Т.); Проехав какие-то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело (Л.Т.); Дисканты и альты ( иногда басы и тенора ) в эти хоры набирались из учеников (Пом.).
2) Вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания.
Например: Поверьте ( совесть в том порукой ), супружество нам будет мукой (П.); Не отвечай те, я знаю, что вы в этом не признаетесь, потому что Грушницкий убит ( она перекрестилась ) (Л.); «Господа, — сказал он ( голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного ). — Господа, к чему пустые споры?» (Л.); Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть ( иначе я не могу назвать ее ) ловить и собирать бабочек (Акс.); Но Господь Бог ведает ( тут он поднял руку над головою ), что скорее шар земной в раздробление придёт, чем мне от своего слова отступиться или… ( тут он даже фыркнул) или струсить… (Т.); Я не понимал ( теперь я понял ), что я делал с близкими мне существами (Гарш.); Теперь, когда с посещения Даши прошло больше недели, ему стало казаться удивительным, как могла незаметно ( он с ней не сразу даже и поздоровался ) и просто ( вошла, села, положила муфту на колени ) появиться в их оголтелой квартире эта девушка (А.Т.).
3) Вставные конструкции, поясняющие отдельные слова в основном предложении.
4) Вставные конструкции, синтаксически связанные с основным предложением, но выключенные из него и носящие присоединительный характер.
Например: Увидя, что мужик, трудясь над дугами, их прибыльно сбывает с рук ( а дуги гнут с терпеньем и не вдруг ), Медведь задумал жить такими же трудами (Кр.); Враги его, друзья его ( что, может быть, одно и то же ) его честили так и сяк (П.); Издеваться над ним ( и ещё в официальной газете ) нехорошо (П.); Отец лишился обыкновенной своей твёрдости, и горесть его ( обыкновенно немая ) изливалась в горьких жалобах (П.); …Но целью взоров и суждений в то время жирный был пирог ( к несчастию, пересоленный ) (П.); …И, несмотря на теперешнюю, весьма объясняемую уклончивость Петра Петровича ( потому что он тебя ещё не знает ), Дуня твёрдо уверена, что достигнет всего своим добрым влиянием на будущего своего мужа (Дост.); Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования ( к чему особенно был склонен Пьер ), то и в этом он видел не недостаток, а силу (Л.Т.); …Спасибо за Ваше письмо, за то, что ещё раз показали мне Ваш трагический почерк ( который, кстати сказать, стал более разборчив ) (Ч.); Он был ранен ( легко ), потом женился (Кор.); И потому ( пускай не там, в огне ) мы и сегодня — фронтовые люди (Щип.).
5) Вставные вопросительные и восклицательные конструкции и отдельные слова, выражающие эмоции автора или его отношение к высказанным словам, к цитатам.
Например: …Быть может ( лестная надежда! ), укажет будущий невежда на мой прославленный портрет… (П.); Мы узнали от него самого, что он, г. Савельев, решился посвятить все способности ( чьи? ) разработанию ( разрабатыванию? ) отечественной истории (Бел.).
Знаки препинания, которые стоят на месте «разрыва» предложения вставной конструкцией, выделяемой скобками, помещаются после скобок.
Например: У Саввы, пастуха ( он барских пас овец ), вдруг убывать овечки стали (Кр.) — обособленное приложение пастуха, но запятая ставится только после вставного предложения;
Татьяна, состоявшая, как мы уже сказали выше, в должности прачки ( впрочем, ей, как искусной и учёной прачке, поручалось одно тонкое бельё ), была женщина лет двадцати осьми (Т.) — обособленное определение, та же последовательность знаков.
В редких случаях, когда вставная конструкция явно относится ко второй части предложения, внутри которого она находится, нужный знак препинания перед открывающей скобкой сохраняется.
Например: В старинны годы люди были совсем не то, что в наши дни; ( коль в мире есть любовь ) любили чистосердечнее они (Л.).
При помощи тире выделяются вставные конструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора и т. д. (часто в произведениях художественной литературы).
(сравните: любила нравиться, как птичка, встряхивая перышки, – когда на седой росе начнет отсвечивать розоватое солнце); Косынку она сняла, вьющиеся пепельные волосы ее были перехвачены на затылке красной атласной ленточкой ( выдали на складе артиллерийского управления ) (А. Т.); (сравните: . пепельные волосы ее были перехвачены на затылке красной атласной ленточкой – выдали на складе артиллерийского управления); Сидя в клетушке, придерживая под боком вещевой мешок ( где между прочими вещами находились Дашины фарфоровые кошечка и собачка ), он с умилением вспоминал горячие речи, сказанные за столом (А. Т.) (сравните: придерживая под боком вещевой мешок, где между прочими вещами находились Дашины фарфоровые кошечка и собачка, он вспоминал...).
Если внутри вставной конструкции уже имеется тире, то общим выделительным знаком оказываются только скобки.
Например: Между тем лесок, который я недавно проехал ( какой там лесок – осиновые кустики! ), до сих пор сливавшийся с чернотой ночи, так что его нельзя было и заподозрить, начал смутно проступать, потому что сзади него пожелтело и засветилось (Сол.).
Часто для выделения вставных конструкций на равных основаниях употребляются скобки и тире.
Однажды вечером ( это было в начале октября 1773 года ) сидел я дома, слушая вой осеннего ветра (П.); Раз — это было за Тереком — я ездил с абреками отбивать русские табуны (Л.); Солдаты ( их было трое ) ели, не обращая внимания на Пьера (Л.Т.); Крупные, красивые птицы ( их было тринадцать ) летели треугольником (Т.); Булочники — их было четверо — держались в стороне от нас (М.Г.); Проснувшиеся овцы — их было около трёх тысяч — неохотно, от нечего делать принялись за невысокую, наполовину утоптанную траву (Ч.); И каждый вечер в час назначенный ( или это только снится мне? ) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.); Литвинов остался на дорожке; между ним и Татьяной — или это ему только чудилось? — свершалось что-то… (Т.).
Если вводное или вставное предложение находится внутри другого вставного предложения, то последнее (так сказать, внешнее) выделяется скобками, а первое (внутреннее) — тире: Я наскоро пообедал, не отвечая на заботливые расспросы доброй немки, которая сама расхныкалась при виде моих красных, опухших глаз ( немки — известное дело — всегда рады поплакать ) (Т.).
В редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми.
В зависимости от синтаксической структуры основного предложения и вставной конструкции на месте «разрыва», помимо тире, могут быть еще запятые. Здесь возможны следующие случаи:
Тема урока «Предложение». 5-й класс
Класс: 5
Тема урока: Предложение.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: Урок-практикум.
1.Среда WORD, Power Point; (Приложение 1. Приложение 2). 2.Сигнальные карточки зеленого и красного цвета; 3. Алгоритм определения предложения по цели высказывания.
Ход урока
Дети заходят в класс, садятся за парты. Урок начинается с ритмических хлопков. Весь класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп хлопков объединяют преподавателя и учащихся, включают в общее действие. Таким образом, создается радостное настроение, благоприятная атмосфера на уроке, что способствует лучшему усвоению материала.
Б. Активизация мышления с помощью метафоры
(Метафора основана на сходстве, и ее использование обогащает модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики, так как для создания метафоры используется особый язык – паттерны языкового влияния или Милтон-модель)
Учитель: – “Учиться можно любой вещи, – говорил Учитель своим ученикам. – Все в этом мире существует, чтоб наставлять нас”. “Чему же учит нас железная дорога?” – спросил ученик. “Тому, что, опоздав на мгновение, ты можешь упустить все”. “А телеграф?” “Тому, что каждое наше слово учитывается”. “А телефон?” “Все, что мы говорим здесь, слышно там”.
В. Вступительное слово учителя
Учитель: – Ребята, сегодня мы закрепим теоретические и практические умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках, изучая простые и сложные предложения. Все готовы.
(Дети поднимают карточки, которые говорят об их готовности)
Учитель: – Кто может сформулировать тему нашего урока?
(После ответов детей число и тема проецируется на экране)
Число. Классная работа.
Простые и сложные предложения.
(На экране проецируются слова: подлежащее, определение, существительное, дополнение).
Подлежащее
Определение
Существительное
Дополнение
Учитель: – Что можно сгруппировать?
Учитель: – Что лишнее?
Учитель: – На какие две группы можно разделить члены предложения?
А. Повторение теоретического материала при помощи “Игры с мячом”.
(Этот прием очень полезен при закреплении и повторении материала. Когда ребенку бросают мяч, он впадает в кратковреиенное состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движениям и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса, который он слышит).
Учитель: – Что называется предложением?
Учитель: – Какое предложение называется простым?
Учитель: – Какое предложение называется сложным?
Учитель: – Что называется грамматической основой?
Учитель: – Что называется подлежащим?
Учитель: – Что называется сказуемым?
Б. Выборочное списывание.
Учитель: – Из предложений, спроецированных на экран, выпишите грамматические основы.
– Определить вид предложения по его конструкции.
– Всем понятно задание?
(Дети показывают карточки).
Задание: Выпишите грамматические основы.
Определите вид предложения по его конструкции.
1. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышатся заспанные голоса.
2. Молнии не ударяли в землю зигзагами, а полыхали розовым светом.
3. Туча уходила на север, а на юге вечернее небо уже очистилось.
4. На небе засверкали звезды, когда туча совсем ушла.
Учитель: – Сравните выписанное вами с записью на экране.
1. Горят лучины, слышаться голоса. СБП
2. Молнии не ударяли, а полыхали. ПП
3. Туча уходили, а небо очистилось. ССП
4. Засверкали звезды, когда туча ушла. СПП
(Дети проверяют и оценивают себя)
В. Психологическая пауза.
Учитель: – А сейчас мы с вами перенесемся в театр жестов. – Что передают наши предложения? (состояние природы)
Учитель: – А какими жестами и мимикой вы передадите смысл этих предложений?
Учитель: – Вы на уроках много пишите и не всегда следите за своей осанкой. Покажите, как сидит царица или царь? А как сидит кассир в магазине?
Учитель: – Покажите, как вы сердитесь? А как радуетесь своей удаче? А как радуетесь удаче одноклассника?
Г. Осложненное списывание.
Учитель: – А как вы скажете своему товарищу об этом?
Учитель: – Какое у вас получилось предложение по эмоциональной окраске? (восклицательное).
Учитель: – А какие бывают предложения по цели высказывания?
Учитель: – Спишите предложения и расставьте знаки препинания.
– Всем понятно задание? (дети показывают карточки)
– Если у кого-то возникнут вопросы в процессе выполнения задания, вы можете поднять красную карточку, я к вам подойду.
(один ученик работает за доской).
Задание: Спишите предложения и расставьте знаки препинания.
Учитель: – Как мимика и жесты могут нам донести смысл этих предложений?
Учитель:– Составьте побудительное восклицательное предложение.
Учитель: – Расскажите о каждом виде предложений по цели высказывания по схеме
Учитель: – Повествовательное предложение разберите по членам предложения, сделайте схему.
Ученики: – (самостоятельно делают полный синтаксический разбор в тетрадях).
Учитель:– А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания у своего соседа по парте, сверив с доской.
(Один ученик читает разбор, спроецированный на экран).
(Один ученик на доске чертит схему).
Д. Составление монологических высказываний.
Учитель: – Чем же осложнено это простое предложение?
Учитель: – А какие члены предложения могут быть однородными?
Учитель: – Расскажите об однородных членах предложения.
Ученики: – (Рассказывают всё об однородных членах по цепочке, а в это время один ученик чертит на доске)
(Запись, которая должна появиться на доске).
А. Работа с текстом в парах.
(Текст у каждого в отпечатанном виде).
Учитель: – Прочитайте внимательно предложения.
1.Васютка проснулся поздно. 2. В избушке одна мать. 3. Дедушка Афанасий ушел куда-то. 4. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря и с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего десять дней. 5.Потом засобирался по кедровые шишки. |
Учитель: – Ответьте на вопросы.
1. Что перед нами: текст или отдельные предложения? Докажите свой ответ.
2. Выпишите из первого предложения грамматическую основу.
3. Составьте схему третьего предложения.
4. Определите тип четвертого предложения?
5. Назовите слова с нулевым окончанием. Какие это части речи?
(Проверка практической части задания в виде развернутого ответа на каждый вопрос по мере выполнения)
Б. Диктант с условными обозначениями.
(Для закрепления навыков определения на слух предложения по его синтаксической конструкции).
Учитель: – А сейчас мы с вами напишем диктант с условными обозначениями. Я буду диктовать предложения, а вы распределите их по группам. В первый столбик вы записываете номер простого предложения, а в левый столбик записываете номер сложного предложения.
1.Егоров подал знак, и оба разведчика бесшумно приблизились к нему вплотную. 2.Разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ – палаток. 3.Мальчик вскочил на ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть мочи в лес. 4.Ваня не откликнулся, и только гулкое лесное эхо прилетело назад откуда – то сбоку. 5.Передний грузовик немного замедлил ход, и солдат вскочил на подножку. 6.Водитель резким рывком переставил рычаги, и машина с ноющим звуком ползла в гору. 7.Ваня посмотрел в глаза капитану Енакиеву и понял все. 8.Капитан Енакиев притянул к себе мальчика и вдруг быстро прижал его к груди. 9.Ваня и Биденко прошли через город.
простые предложения: 2, 3, 7, 8, 9;
сложные предложения: 1, 4, 5, 6.
Учитель: – Какой теоретический материал мы повторили на уроке?
– Какие практические навыки закрепили?
– О каком предложении мы говорили больше?
– Кто догадается, что мы будем повторять на следующем уроке?
Учитель: – На следующем уроке мы с вами будем играть в игру “Я учитель русского языка”. Для этого вам нужно дома составить и записать на карточке не менее 5-ти сложных предложений без знаков препинания. На уроке мы будем работать по этим карточкам.
Самым активным учащимся поставить оценки, а остальных отметить словесно.