Что такое предметные планируемые результаты

Планируемые результаты как инструментарий реализации ФГОС

В документах ФГОС подчеркивается, что “планируемые результаты должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки” достижений учащихся.

Для осуществления такой связи необходима конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов, а также с учетом возраста учащихся.

Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта. Среди таких положений системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный подходы.

Системно-деятельностный и компетентностный подходы в данном случае выражаются в том, что сами результаты характеризуют систему действий школьников с учебным материалом, способность применять знания и умения для решения учебных и учебно-практических задач; в них находят отражение как собственно познавательные, так и регулятивные, коммуникативные и личностно-мотивированные действия, а, следовательно, рассматриваются личностные, метапредметные, предметные результаты; учитывается динамика и перспективы развития школьников по мере их продвижения по ступеням обучения.

В соответствии с дифференцированным подходом выделяются разноуровневые результаты освоения знаний, умений и навыков:

1) на базовом, опорном уровне (выпускник научится)

2) на углубленном уровне, с элементами подготовки к дальнейшему изучению предмета (выпускник получит возможность научиться)

Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями- личностными, регулятивными, коммуникативными, познавательными, преломленными через специфику содержания того или иного предмета овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями ФГОС в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, служащий основой, опорой для последующего обучения и подлежащий освоению всеми учащимися.

В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения.

Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие классы учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач:

1. Задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний;

2. Задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса, интеграции знаний;

3. Учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем;

5. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок;

6. Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ИКТ компетентности обучающихся;

В структуре планируемых результатов выделяются:

К общим предметным результатам изучения истории в 5-9 классах относятся:

— овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа;

— умения изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоках “Выпускник научится” и “Выпускник получит возможность научиться”.

Приведу пример из раздела “История Древнего мира”-

— определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов;

— применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории;

— проводить поиск информации;

— описывать условия существования, основные занятия, и т.д;

— раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ, религиозных верований;

— объяснять назначение и художественные достоинства памятников, сооружений, предметов быта и искусства;

— давать оценку событиям и личностям;

Выпускник получит возможность научиться:

— давать характеристику общественного строя древних государств;

— сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различия;

— видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

— высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Значительное место в характеристике планируемых результатов занимают умения школьников. Они рассматриваются как:

— маркер, показывающий, какое операциональное содержание предполагает данный результат;

— связующая категория между планируемым результатом и видами заданий, с помощью которых он может быть достигнут.

Умения, относящиеся к основным планируемым результатам:

Планируемые результатыУмение
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий1)устанавливать место исторического события на ленте времени; 2) объяснять последовательность событий (раньше, позже); 3) устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию, времени до н.э и н.э.
Применять знание фактов для характеристики исторической эпохи, ее ключевых событий1) указывать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; 2) группировать, систематизировать факты по заданному признаку
Использовать историческую карту как источник информации1) находить и показывать на исторической карте природные и социальные объекты, используя систему условных обозначений; 2) прослеживать маршруты передвижения людей в древности, используя информацию карты и учебника
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира1) находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты; 2) находить в изображении ключевые знаки, символы, образы; 3) определять смысл высказывания, изображения
Описывать условия существования, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории1) осуществлять отбор необходимой информации из текстов и иллюстраций учебника; 2) составлять последовательное описание, рассказ (на основе плана)
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории1) излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; 2) высказывать свои оценочные суждения
Объяснять, в чем заключается назначение и художественные достоинства памятников древней культуры1) объяснять, в чем заключалось назначение памятника, предмета; 2) выделять основные конструктивные и художественные элементы; 3) раскрывать, чем определялась ценность памятника, произведения для общества, в котором он создавался
Раскрывать существенные черты форм государственного устройства древних обществ; положения основных групп населения; религиозных верований людей в древности1) выделять главные признаки исторических явлений, событий; 2) иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами

Пример составления заданий, способствующих достижению планируемых результатов:

Планируемый результат: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов.

Умения: устанавливать место события на линии времени; объяснять их последовательность.

Задание базового уровня: Разместите на линии времени события связанные с созданием империи Александра Македонского.

Задание повышенного уровня: Укажите, какое из названных событий произошло позже остальных: 1) Завоевание Цезарем Галлии; 2) падение Рима; 3) распад державы Александра Македонского.

Источник

Планируемые результаты в реализации ФГОС

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Планируемые результаты (характеристики) ООП

— внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе,

— принятие образа «хорошего ученика»,

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

— экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

— гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,

— осознание ответственности человека за общее благополучие,

— осознание своей этнической принадлежности,

— социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

— мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя),

— самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности,

— целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

— уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

— навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

— эстетические потребности, ценности и чувства;

— этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,

— гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— использовать общие приёмы решения задач;

— ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

— выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

— рефлексия способов и условий действий,

— контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

— ставить и формулировать проблемы;

— самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

— выбирать вид чтения в зависимости от цели;

— узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

— моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

— сбор информации ( извлечение необходимой информации из различных источников ; дополнение таблиц новыми данными

— обработка информации ( определение основной и второстепенной информации ; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

— передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

— интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

— оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

— классификация по заданным критериям;

— установление причинно-следственных связей;

— формулировать и удерживать учебную задачу,

преобразовывать практическую задачу в познавательную,

— ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем,

применя ть установленные правила в планировании способа решения;

— выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

— определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

— составлять план и последовательность действий;

— адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

— выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

— использовать речь для регуляции своего действия;

— предвидеть уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

использовать установленные правила в контроле способа решения;

— различать способ и результат действия;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия,

вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

— выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

— устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

— соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

— активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

— концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

— стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

— обращаться за помощью,

— формулировать свои затруднения;

— предлагать помощь и сотрудничество;

Планирование учебного сотрудничества:

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

— договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

— формулировать собственное мнение и позицию;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— строить монологичное высказывание;

— вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка ;

— определять общую цель и пути ее достижения;

— осуществлять взаимный контроль,

— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

— прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть фото Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть картинку Что такое предметные планируемые результаты. Картинка про Что такое предметные планируемые результаты. Фото Что такое предметные планируемые результаты

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть фото Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть картинку Что такое предметные планируемые результаты. Картинка про Что такое предметные планируемые результаты. Фото Что такое предметные планируемые результаты

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть фото Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть картинку Что такое предметные планируемые результаты. Картинка про Что такое предметные планируемые результаты. Фото Что такое предметные планируемые результаты

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть фото Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть картинку Что такое предметные планируемые результаты. Картинка про Что такое предметные планируемые результаты. Фото Что такое предметные планируемые результаты

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки; учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования и являются основой для анализа (разработки) рабочих программ учебных предметов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников.

Личностные результаты обучения отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Они не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем, учитель должен обращать внимание на то, как происходит формирование личностных универсальных учебных действий, особенно тех, которые представлены в ФГОС НОО, оценивать изменения, происходящие в разных сферах личности школьника: учебно-познавательных мотивах; взаимоотношениях со сверстниками; гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.

Источник

Что такое предметные планируемые результаты

К предметным результатам освоения образовательных программ Концепция стандарта относит результаты, которые выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования»[2]. В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.
Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть фото Что такое предметные планируемые результаты. Смотреть картинку Что такое предметные планируемые результаты. Картинка про Что такое предметные планируемые результаты. Фото Что такое предметные планируемые результаты

Анализируя предметные результаты, необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе учебников учителю предлагаются материалы по диагностике школьной зрелости, результативности формирования универсальных и предметных учебных действий, в том числе и комплексные проверочные работы. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго года обучения. Поурочный балл не выставляется.

Методы контроля : метод «Портфолио»

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный.

Источник

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования»

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения в программах дополнительного образования

Автор: Гончаренко Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

Важнейшей задачей современной системы образования является

формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. По Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения обязаны обеспечить оптимальное функционирование образовательного процесса и качественное достижение результатов образования, соответствующих образовательному стандарту.

Сегодня в системе дополнительного образования детей одной из актуальных проблем становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и личностных образовательных результатов. Обращение к метапредметности является новым для дополнительного образования детей, хотя она зачастую заложена в саму природу тех программ, которые реализуются в данной сфере. Не случайно в Концепции развития дополнительного образования детей среди других требований к разработке и освоению современных дополнительных общеразвивающих программ заложена «ориентация на метапредметные и личностные результаты образования».

Очевидно: чтобы заложить в данные программы возможность достижения данных образовательных результатов, необходимо познакомиться со спецификой метапредметного подхода в образовании, с теми ключевыми понятиями, которые придется использовать при разработке программ.

Интерес к метапредметной организации образовательного процесса в российской педагогике возник в 90-е годы ХХ столетия. На сегодняшний день можно выделить два наиболее разработанных в данной области подхода. Один из них представлен в работах Ю.В. и Н.В. Громыко и других представителей данной школы, другой – в работах А.В. Хуторского. Обладая определенным сходством, эти подходы в то же время существенно отличаются.

В сфере дополнительного образования детей с ее временной свободой, ориентированностью на интегративный характер программ, возможностью создавать необходимые для их освоения условия, метапредметы смогут найти применение, в особенности в реализации таких дополнительных общеобразовательных программ, которые обеспечивают сферу научно-технического творчества.

Метапредметность предполагает выход за пределы образовательного процесса, овладение такими способами мышления и действия, такими компетенциями, способностями, которые человек может применять не только в процессе обучения, но и в жизненных ситуациях, в профессиональной, исследовательской и т.д. деятельности.

Применительно к сфере дополнительного образования детей, где нет предметов, но есть определенные направленности и дополнительные общеобразовательные программы, связанные с определенными областями деятельности, метапредметныеобразовательные результаты это результаты, которых обучающийся достигает в процессе всего периода обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Они подразумевают овладение кругом надпредметных компетенций, включающих надпредметные знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и – в дальнейшем – профессиональной деятельности во взаимосвязанных областях.

Предметные результаты обучения

— как фактор развития когнитивных ресурсов обучающихся; когнитивные ресурсы – это интеллектуальная способность обрабатывать информацию.

Под предметными результатами понимаются:- результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета.

Эти результаты, например, традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять главное внимание.

К сожалению, большинство педагогов и родителей по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

-как фактор развития мотивационных ресурсов обучающихся.

Можно структурировать в три блока:

Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е. личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и долга перед Родиной? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в котором отражены все значимые события для учащегося. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост, свои достижения, определить направление дальнейшего пути).

Психолого-педагогическое сопровождение также играет в этом процессе значительную роль. Психологам и педагогам приходится писать характеристики и оценивать уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые проявляются в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

ценностно-смысловых установках обучающихся: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

Метапредметные результаты обучения

— как фактор развития инструментальных ресурсов обучающихся.

Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые обучающимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной программы должны отражать:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8. Смысловое чтение;

9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий..

Универсальные учебные действия (УУД)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

В узком значении этот термин означает совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Таким образом, универсальные учебные действия являются связаны с метапредметными результатами обучения.

Внимательный читатель, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.

УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

Виды универсальных учебных действий

Выделяется 4 вида универсальных учебных действий:

Я могу: Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:

целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Я и другой: Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Я в мире: Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

Личностные УУД— личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Соотношение типов универсальных учебных действий с группами образовательных результатов и задачами учебного занятия:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *