Что такое псевдотекст по русскому языку
Работа с псевдотекстом
Работа с текстом на уроках родного русского языка
Драчкова Татьяна Васильевна,
Цель: поделиться опытом работы с текстом на уроках родного русского языка
В моей методической копилке много разных видов работы с текстом, остановлюсь лишь на некоторых.
Результативными являются традиционные формы и методы организации работы на уроке с текстом:
— комплексный анализ текста;
— работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;
— анализ текста при работе над типами речи;
— сопоставительный анализ текстов;
— работа с «деформированным» текстом;
— составление текста по опорным словам.
Не отказываясь от традиций, использую достаточно новые, хотя уже широко известные приёмы технологии развития критического мышления, позволяющие организовать работу в группе, в паре.
1) кластер (групповая работа)
2) Таблица З – Х – У(знаю- хочу узнать-узнал)
3) Приём «инсерт».
Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, использую данный приём, который позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию,.
(Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки)
V (уже знал) | – (новое или противоречащее прежним знаниям) | + (интересно) | ? (неясно, есть вопросы) | ! (хочу узнать больше) |
4.Синквейн– быстрый и мощный инструмент рефлексии.
Вот такой синквейн получился у ребят на уроке в 9 классе «Крылатые слова и выражения как выражение речевой культуры»
Называют, удивляют, вдохновляют.
Крылатые слова – жемчужины языка.
Интерес обучающихся вызывает составление текстов-ропаликов.
2000г. Сергей Марков
Секунды ждать не будут.
Они торопить меня не станут.
На уроке в 9 классе «Этика и этикет в электронной среде общения» ученики составили такой ропалик:
Будьте вежливы,(2 слова)
Соблюдайте нормы этикета, (3 слова)
Общаясь в среде Интернета.(4 слова)
Очень важны для проведения уроков родного русского языка критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.
Особую роль приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Очень интересны для такой работы «Затеси» В.П. Астафьева: небольшие по объему и емкие по содержанию.
Примеры миниатюр.
Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.
Все замерло удрученно и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.
Снова зной. Снова зажило все разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне все дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребенка.
Будни
Работу с миниатюрами постепенно усложняю. И однажды предлагаю для анализа такой текст:
Современный жених.
На свадьбе говорили: живите дружно, делите горести и радости пополам.
( В.П. Астафьев «Затеси»)
Работа с псевдотекстом
Примером такой работы может служить следующее: детям предлагается прочитать текст и ответить на вопрос: о чём он?
Затем ученику предлагается в предложенном отрывке угадать различные тексты.
Выполняя это упражнение, школьник сначала разбирает текст, а затем собирает воедино разрозненные предложения в несколько единых по содержанию и форме отрывков. В ходе обсуждения выделяются исходные тексты.
Для работы с псевдотекстами предлагаю следующее задание:
вычленить тексты по четырём признакам:
-способы связи предложений в тексте.
Такая работа имеет элементы неожиданности, занимательности. Это позволяет научить детей не шаблонному восприятию текста, а критическому осмыслению того, что они читают.
Уроки, на которых проводится такая работа, остаются в памяти детей, стимулируют к созданию творческих работ.
Многоаспектная работа с текстом позволяет достичь определенных результатов:
— сформировать у учащихся положительную мотивацию изучения русского языка;
— более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и
навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению
учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
— позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Работа с псевдотекстом на уроках русского языка как один из приёмов технологии продуктивного чтения.
Работа с псевдотекстом на уроках русского языка как один из приёмов технологии продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения – это технология формирования правильной читательской деятельности. Целью данной технологии является формирование читательской и коммуникативной компетенции школьника. Формирование у учащихся коммуникативной компетенции всегда было одной из основных целей обучения. Время не стоит на месте, и понимание того, что Ушинский называл умением «распоряжаться словом свободно в изустной или письменной речи» в наше время коренным образом изменилось, но, тем не менее, суть его осталась прежней.
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью.
Коммуникативная компетенция проявляется, прежде всего, в умении работать с текстом: воспринимать его в процессе слушания и чтения, определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, видеть языковые особенности текста и как результат – создавать собственные тексты.
По мнению Н.М. Шанского, задача учителя русского языка – «научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным взглядом».
Это возможно лишь в том случае, если обучение ведется на основе текста, ведь текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды.
Именно текст – основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативную, образовательную, развивающую, воспитательную. Ф. Советкин писал: « Русскому языку нельзя научить ребят на отдельных словах или отдельных, не связанных по смыслу предложениях. Нужен непременно текст, который давал бы образцы правильной связной речи».
Обращение к художественному тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из школьника грамотного носителя русского языка.
Работа с текстом на уроках русского языка – это одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи.
Один из новых видов работы с текстом – прием, предложенный Евгенией Станиславовной Антоновой, доктором педагогических наук, профессором Московского государственного областного университета, автором Рабочих тетрадей для развития речи и мышления школьников 5-6, 7-8, 9 классов и методических рекомендаций к этим тетрадям. Прием это получил название псевдотекста.
Система работы с такими упражнениями описана Антоновой Е.С. в журнале «Русский язык в школе» № 2 2002г. в статье «Тайны текста» и секреты методики» и в Методических пособиях курса «Тайны текста».
Задача ученика при работе с псевдотекстом – проанализировать псевдотекст, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом, определить стиль, тип речи и языковые особенности каждого текста, выделить смысловые и стилистически единые части одного текста и, в конце концов, выделить исходные тексты, и, если произведения изучались ранее, назвать тексты-оригиналы. 1
Задача учителя при работе с псевдотекстом – организовать беседу, создать ситуацию поиска: найти средства связи в тексте, определить типы и стили речи, особенности каждого предложения.
В ходе анализа псевдотекста ученик восстанавливает тексты, опираясь на особенности лексики, строя речи, стиля и жанра, т.е. определяет языковые ориентиры разных уровней (лексический, морфемный, морфологический, словообразовательный, словообразовательный, синтаксический и стилистический).2
Такие задания можно использовать на уроках обобщения, повторения, уроках контроля знаний.
Предлагаю фрагмент урока, на котором был использован данный прием.
-Вспомните основные понятия, связанные с темой «Текст».
-Назовите отличительные черты стилей речи.
-А сейчас вашему вниманию я предлагаю текст.
Берёза – род лиственных деревьев, наиболее распространённая древесная порода на территории России. Это высокое дерево (до 25 м) с белой гладкой корой, с тонкими, обычно повисающими ветвями, с листьями сердцевидной формы, с висячими сережками на длинных ножках. Белолицая, белоствольная, как невеста, горда и нежна, словно русская песня раздольная, к небесам устремилась она.
Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!
На территории России распространены 4 вида берёзы: берёза обыкновенная белая, берёза пушистая, берёза кустарниковая, берёза карликовая. Кустарниковая берёза встречается на крайнем севере Сибири, карличная на болотах северной части Европейской России. Сколько красоты в покрытых листьями берёзах летом! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву торжественно-печальный вид. Наряд её лёгкий чудесен, нет дерева сердцу милей, и сколько задумчивых песен поётся в народе о ней.
Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом.
А зимой никакое дерево не сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов!
Ей дарят и радость и слёзы, и так уж она хороша, что, кажется, в шуме берёзы есть русская наша душа.
-Текст прочитан. Почему же на слайде – знак вопроса?
-Вспомним признаки текста.
-Это текст, но текст особого вида – псевдотекст.
-Подберите слова с частью ПСЕВДО, объясните их значение.
-Как вы думаете, чем же мы сейчас станем заниматься?
-Мы с вами сейчас попытаемся найти в этом псевдотексте три настоящих. А для этого я предлагаю вам использовать цветные карандаши трех цветов, потому что наш псевдотекст состоит из трех настоящих.
-Вспомните еще раз признаки, по которым мы узнаем текст.
-Перед вами – рабочие листы, заполните, пожалуйста, таблицу 1.
Псевдотекст: дидактические материалы
Псевдотекст: дидактические материалы.
Псевдотекст – это упражнение, части которого объединены темой, но взяты из разных источников.
Работа с псевдотекстом является одним из средств формирования коммуникативной компетенции учащихся. В её основе лежит принцип лингвостилистического исследования. Такого рода упражнения можно предлагать на уроках обобщения и повторения или в качестве зачётных заданий.
Цель работы для учащихся: овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений.
Цель работы для учителя: способствовать формированию навыков учащихся находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекст.
Система работы с такими упражнениями описана в журнале «Русский язык в школе» №2 2002г. в статье «Тайны текста» и секреты методики».
Материалы составлены учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск Забайкальского края
1. Сколько авторов рассказывают о горах?
Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.
2. Вычленить тексты по четырём признакам:
ü способы связи предложений в тексте.
1. Сколько авторов рассказывают о грозе?
2. Вычленить тексты по четырём признакам:
ü способы связи предложений в тексте.
И..чезновение лесов ведёт к ухудшению климата. Вот вроде бы пуст..ковый пример. Когда строили Забайкальскую железную дорогу, Батарейная сопка в Чите и сопка Маяк были покрыты лесом. Что(бы) его не возить (из)далека, его рубили здесь же, и – вырубили. Из-за этого железная дорога несёт большие убытки: там и тут стремительно выр..стают овраги. Овраг – это глубокая крутосклонная рытвина, часто ветвящаяся к верховью, с голыми незадерненными бортами, образованная временным водотоком на возвышенности, склоне речной долины. Когда-то между долинами Онона и Аргуни стояли густые, тенистые боры. Появились в Забайкалье заводы по выплавке серебра и свинца – боры вскоре и..чезли в их топках. Уничтожили боры – пустыня Гоби вклинилась в Забайкалье, с каждым годом продв..гаясь всё глубже. Борзинские степи обезводились; по степям разгул..вают ветры, и(с, сс)ушая растительность. Сопки да ветры понурые, ветер да жёлтая пыль… Поезд идёт. Даурия! Россказни ты или быль? Будто бы Чингисхана прячет степной вострец? Пусть! Но за шапкой кургана вижу лишь белых овец. Вина за ухудшение климата в этих местах ложится целиком на людей, которые не берегли лес.
Нет смысла перечислять всё то, что пришло к людям из леса. Незримо, ненавязчиво лес окружает человека всю его жизнь. И если тот даже ни разу не видел его в глаза (чего, пожалуй, и не бывает), то за свою жизнь (по)немногу, (по)капельке всё равно израсходует на свои нужды не меньше четырёхсот деревьев. Одним забайкальцам надо около миллиона тонн кислорода в год – такое количество «сж..гается» в наших организмах. Ночь. Раст..ряв по раздолию шерсти серебря..ый ш..лк, диким бараном в Монголию месяц рогатый ушёл. Н.. ручейка, н.. деревца, н.. пересвета небес… Вер..тся мне и не вер..тся: (с, з)бился с дороги экспре(сс, с). Чтобы восстановить выдыхаемый нами воздух, на каждого из нас в лесу работает два дерева. Уже за одно это лес достоин уважения и любви.
А1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1. Что явилось причиной проникновения пустыни Гоби в Забайкалье?
2. Когда появились в Забайкалье заводы по выплавке серебра и свинца?
3. Какую роль играет лес в жизнедеятельности человека?
А2. Укажите предложение, в котором содержится сравнение.
1. Будто бы Чингисхана прячет степной острец?
2. Вот вроде бы пустяковый пример.
3. Диким бараном в Монголию
Месяц рогатый ушёл.
В1. Среди слов с пропущенными буквами выпишите слова с чередованием.
С2.2. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Лес достоин уважения и любви». Используйте в своём сочинении бессоюзные сложные предложения со знаком препинания, который вы «защищаете».
Тексты первого упражнения:
А) Горные вершины спят во тьме ночной;
Тихие долины полны свежей мглой;
Не пылит дорога, не дрожат листы…
Подожди немного, отдохнёшь и ты.
Б) Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь – всюду нетронутый снег. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.
В) Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа.
Тексты второго упражнения:
Б) Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты громовые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
В) Громом называется явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии.
Тексты третьего упражнения:
Исчезновение лесов ведёт к ухудшению климата. Вот вроде бы пустяковый пример. Когда строили Забайкальскую железную дорогу, Батарейная сопка в Чите и сопка Маяк были покрыты лесом. Чтобы его не возить издалека, его рубили здесь же, и – вырубили. Из-за этого железная дорога несёт большие убытки: там и тут стремительно вырастают овраги.
Когда-то между долинами Онона и Аргуни стояли густые, тенистые боры. Появились в Забайкалье заводы по выплавке серебра и свинца – боры вскоре исчезли в их топках. Уничтожили боры – пустыня Гоби вклинилась в Забайкалье, с каждым годом продвигаясь всё глубже. Борзинские степи обезводились; по степям разгуивают ветры, иссушая растительность. Вина за ухудшение климата в этих местах ложится целиком на людей, которые не берегли лес.
Нет смысла перечислять всё то, что пришло к людям из леса. Незримо, ненавязчиво лес окружает человека всю его жизнь. И если тот даже ни разу не видел его в глаза (чего, пожалуй, и не бывает), то за свою жизнь понемногу, по капельке всё равно израсходует на свои нужды не меньше четырёхсот деревьев. Одним забайкальцам надо около миллиона тонн кислорода в год – такое количество «сжигается» в наших организмах.
Чтобы восстановить выдыхаемый нами воздух, на каждого из нас в лесу работает два дерева. Уже за одно это лес достоин уважения и любви.
Сопки да ветры понурые,
Ветер да жёлтая пыль…
Россказни ты или быль?
Будто бы Чингисхана
Прячет степной вострец?
Пусть! Но за шапкой кургана
Вижу лишь белых овец.
Ночь. Раст..ряв по раздолию
Шерсти серебря..ый ш..лк,
Диким бараном в Монголию
Месяц рогатый ушёл.
Овраг – это глубокая крутосклонная рытвина, часто ветвящаяся к верховью, с голыми незадерненными бортами, образованная временным водотоком на возвышенности, склоне речной долины.
Работа с псевдотекстом на уроках русского языка в 5-9 классах
Просмотр содержимого документа
«Работа с псевдотекстом на уроках русского языка в 5-9 классах»
Работа с псевдотекстом –способ формирования читательской грамотности
Работа с псевдотекстом является одним из средств формирования читательской грамотности учащихся.
Цель работы для учащихся:
овладеть умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений.
Цель работы для учителя:
способствовать формированию навыков учащихся находить текстообразующие компоненты каждого отрывка, составляющего псевдотекст.
Пример псевдотекста для работы с обучающимися 5-х классов
Найди 2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначь круглыми (1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.
Определитему и основную мысль каждого текста.
Раздели каждый текст на абзацы. Выпиши ключевые слова.
Определи способы связей предложений в каждом из тестов. Укажи средства связи предложений.
Что тебе известно о происхождении книги из учебников истории и литературы?
Назови несколько элементов книги.
Как ты думаешь, может ли Интернет вытеснить со временем книгу?
Пример псевдотекста для работы с обучающимися 6-х классов
Ежегодно 31 октября во всех странах черноморского побережья отмечается международный день Черного моря.Чёрное море – внутреннее море бассейна Атлантического океана. По поверхности Чёрного моря проходит граница между Европой и Азией.Много столетий назад море называлось Скифским. И действительно, археологи на берегах Чёрного моря находят до сих пор сокровища из культуры древних скифов, особенно много — в Крыму.Море сказок и загадок море Чёрное хранит! Аромат легенд так сладок, волшебство легенд – магнит!Море истин, откровений, море выдумок и тайн,море тысяч поколений, море сотен тысяч стран! Были турки, персы, греки, и татарская орда совершала здесь набеги на посты и города.За миллионы лет Чёрное море неоднократно меняло свой облик: становилось то озером, то морем.Последнее изменение моря произошло примерно 8 тысяч лет назад и носило катастрофический характер. Сильнейшее землетрясение раскололо сушу.Огромные массы солёной средиземноморской воды устремились в котловину Чёрного моря, вызывая гибель огромного количества пресноводных обитателей. Так возникли современные проливы Босфор и Дарданеллы.
Найди2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначь круглыми(1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.
Определи тему и основную мысль каждого текста.
Раздели1 текст на абзацы, определимикротемы.
Определи способы связи предложений в текстах. Укажи средства связи предложений.
Определи стиль речи каждого текста. Обоснуй свою точку зрения.
Выпиши из текста термины (если есть) и средства выразительности (если есть).
О каких морях России ты узнал на уроках географии? Назови их.
Как ты думаешь, чем привлекает туристов черноморское побережье?
Пример псевдотекста для работы с обучающимися7-х классов
Архитектура — это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, площади, улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания, перед которыми захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть. Также вы стояли бы перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что дома и улицы, площади и парки тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран.Покровский собор возвели на Красной площади в 1555–1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы русских воинов над Казанским ханством. Сперва царь приказал ставить вокруг Троицкой церкви деревянные храмы, а затем решил соединить их в один каменный собор. Так появился храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который затем приобрел более известное название — собор Василия Блаженного. Возведение кирпичного храма велось исключительно в теплое время года. Фундамент, цоколь и элементы декора выполнили из белого камня. Вокруг центральной девятой церкви зодчие поставили восемь приделов, затем перекрыли их сводами и увенчали куполами. Роспись появилась в 1670-е годы. Сегодня в убранстве Покровского собора — фрески XVI века, темперная роспись XVII века, монументальная масляная живопись XVIII–XIX веков и редкие экземпляры русской иконописи.
Найди 2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначь круглыми (1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.
Определи тему и основную мысль каждого текста.
Раздели тексты на абзацы и запиши ключевые слова2 текста.
Определи тип и стиль речи каждого текста.
Выпиши из 2 текста 3-4 термина, объясни их.
Какие архитектурные памятники России известны? Назови их.
Как ты думаешь, почему количество туристов, посещающих архитектурные памятники, не уменьшается, несмотря на онлайн- экскурсии?
Пример псевдотекста для работы с обучающимися8-х классов
Среди различных видов искусства – музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры и других – особое место занимает искусство слова, или словесность. Словесность – это творчество, выражающееся в устном и письменном слове. Существует два вида словесности: устная словесность, то есть совокупность устных словесных произведений, созданных народом (носит название фольклор), и письменная словесность – рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю своего существования – это литература. Летописи – это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории – являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской ветви, тому или иному княжескому дому. Тем самым объективность и честность летописца вступали в противоречие с тем, что мы называем «социальным заказом». Если летописец не удовлетворял вкусам своего заказчика, с ним расставались и передавали составление летописи другому, более надежному, более послушному автору. Увы, работа на потребу власти зарождалась уже на заре письменности и не только на Руси, но и в других странах.
1. Найдите 2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначь круглыми (1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.
2. Определите стиль и тип речи каждого текста. Обоснуйте свою точку зрения.
3. Определите тему и основную мысль каждого текста.
4. Разделите тексты на абзацы и запишитемикротемы.
5. Составьте схему по материалу 1 текста.
6. Что вам известно о летописцах и летописях Руси?
7. Как вы понимаете выражение «социальный заказ»? Приведите примеры этого явления.
Пример псевдотекста для работы с обучающимися9-х классов
Возникновение письменности у славянских народов тесно связано с историческими условиями жизни славян в IX веке, в частности с их борьбой за независимость. В это время западные славяне были вынуждены противостоять стремлению немецких феодалов захватить их земли и утвердить христианство по католическому обряду. Моравский князь Ростислав хорошо понимал, какое значение имеет для независимости его княжества распространение просвещения на доступном для населения языке. Поэтому он обратился к византийскому правительству с просьбой прислать в Моравию епископа и учителей, которые могли бы распространять христианское вероучение на славянском языке. В результате в Моравию была направлена миссия, во главе которой стояли братья Константин (Кирилл) и Мефодий. Этим и было положено начало славянской письменности, славянской книжности и литературы. Для закрепления своей религии в моравийских землях греки намеревались донести до народа мировоззрение не только устно, но и в виде письменности и книг. В этой целью с учётом греческих букв было создано две азбуки: на кириллице и на глаголице. В самом начале своего создания обе эти азбуки были практически одинаковыми, а отличались лишь начертанием нескольких букв. Вот эти азбуки и повлияли на возникновение славянской письменности. Что значило для народной жизни слово как таковое? Подобный вопрос даже жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим слово утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года. Умение хорошо, то есть умно и тактично, образно, говорить в какой- то степени было мерилом даже социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности.
1. Найдите 2 текста, «спрятанных» в псевдотексте. Границы текстов обозначьте круглыми (1 текст) и квадратными (2 текст) скобками.
2. Определите стиль и тип речи каждого текста. Обоснуйте свою точку зрения.
3. Определите тему и основную мысль каждого текста.
4. Разделите тексты на абзацы и запишитемикротемы каждого текста.
5. Что вам известно о возникновении письменности и создании славянской азбуки?
6. Как вы понимаете фразу из текста «слово приравнивалось нашими предками к самой жизни»?
Русский язык.Сборник заданий. 8-9 классы: пособие для школ и классов с углубл.изучением русского языка к учебнику В.В.Бабайцевой«Русский язык. Теория 5-9 классы»/В.В.бабайцева, Л.Д.Беднарская.-5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005 – 271с.