Что такое психодиагностика одаренности

Психодиагностика одаренности в общеобразовательном учреждении

Психодиагностика одаренности в общеобразовательном учреждении

Специфика психолого-педагогического мониторинга одаренности школьников связана с сущностью одаренности и вытекающих из этого особых требований. В целом проблема одаренности разрабатывается в отечественной и зарубежной науке как психология способностей. В Большом психологическом словаре под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова одаренность определяется как «уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов». Другими словами, это ярко выраженные способности, благодаря которым человек превосходит других в определенной сфере. При этом одаренность имеет сложную природу, чему посвящены многочисленные специальные исследования.

Так, американский психолог Дж. Рензулли предлагает рассматривать одаренность как результат сочетания интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. Однако в настоящее время исследователи не пришли пока к единому и точному определению данного феномена.
В современной психолого-педагогической науке известны разные виды одаренности:

В школьном образовании важно исходить из идеи потенциальной одаренности каждого ребенка, поскольку именно в процессе обучения способности начинают проявляться в полной мере, развиваться и совершенствоваться, и задачей педагога, педагога-психолога и других участников образовательного процесса становится раскрытие этих способностей в ребенке.

Одаренные дети имеют достаточно характерные особенности в своем психическом развитии, на которые указывали многие исследователи данной проблемы. В обобщенном виде личность одаренного ребенка выглядит следующим образом:

Особенности познавательного развития:

Особенности психосоциального развития:

Задача выявления одаренных детей является достаточно сложной. В настоящее время общепризнано, что высокие достижения ребенка в какой-либо области не могут быть единственным показателем одаренности. В Рабочей концепции одаренности (См.: Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. 2-е изд., перераб. М., 2003.) обосновано представление об одаренности как о системном, развивающемся в течение всей жизни качестве личности, определяющем возможность выдающихся достижений в далеком или не столь далеком будущем.

В настоящее время существует три основных подхода к выявлению и развитию одаренных детей:
1. Срезовый («констатирующий»).

К «срезовому» подходу относятся все виды интеллектуальных соревнований: предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы и т. п., конкурсы проектных и исследовательских работ. Однако в данном случае практически невозможно выявить тех одаренных детей, которые характеризуются относительной неуспешностью.

Развивающий («порождающий») подход реализуется через создание особой, обогащенной образовательно-развивающей среды, стимулирующей развитие детской одаренности, создающей условия для обнаружения не только актуальной и явной, но и потенциальной, а также скрытой одаренности.

Коррекционно-развивающий подход предполагает выявление причин неуспешности одаренного ребенка с целью обеспечения высокого уровня обучения в области опережающего развития ребенка и коррекционного обучения в области имеющихся трудностей.

В целом следует помнить, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Исследователи проблем одаренности отмечают, что высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Оценить способности ребенка негативно (то есть отнести его к категории «неодаренных») либо идентифицировать ребенка как «одаренного» означает, что мы тем самым вмешиваемся в его судьбу.

Для обеспечения комплексного подхода при выявлении одаренных детей целесообразно задействовать широкий спектр разнообразных методов:

Однако, как показывает практика, возможность не выявления одаренности с помощью представленных выше средств также весьма вероятна. Требуется длительное наблюдение, которое снизит риск ошибочных суждений. Необходимо также учитывать индивидуальность конкретного ребенка, особенности его становления и проявления способностей.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ (инструментарий)

Психологический профиль одаренного ребенка.

1.​ Тест 16-PF (Р.Кеттела).

2.​ Тест «Акцентуации характера».

3.​ Характерологический тест Айзенка.

4.​ Опросник САН (Самочуввствие. Активность. Настроение.)

5.​ Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т.В.Снегиревой).

6.​ Опросник «Каков Ваш творческий потенциал?»

7.​ Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

8.​ Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

9.​ Тест «Шкала оценки потребности в достижении».

Этот раздел включает методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях.

Раздел предоставляет возможность определить психологический профиль одаренного ребенка, черты его личности, способствующие или, наоборот, препятствующие проявлению его одаренности.

Диагностика особенностей когнитивной сферы.

Диагностика восприятия:

Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля.

Интеллектуальная одаренность.

На основании данного раздела возможно составление профиля уровня интеллектуального развития ребенка, оценка его потенциальных возможностей дальнейшего развития.

Творческий потенциал одаренного ребенка.

Данные методики направлены на изучение дивергентной продуктивности на образном, символическом и семантическом материале. Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей.

Социальные условия реализации одаренности.

Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации.

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

Источник

Что такое психодиагностика одаренности

Инструментарий

Программы обучения

Вторичная выгода клиента, или Как преодолеть сопротивление изменениям в процессе психотерапии

ВЕБИНАР: Психологическая коррекция нарушений пищевого поведения (избыточной массы тела)

Скоро

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

«Рахимовские чтения — 2021. 20 лет факультету психологии БГПУ им. М. Акмуллы: преемственность поколений»

Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция «Социальная психология личности и группы в трансформирующейся России»

Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: Век XIX – Век XXI»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Психодиагностика одаренности школьников

Многочисленные психологические исследования изменили первоначальны е представления о высоком IQ (коэффициенте интеллектуальности) как единственном критерии выдающихся достижений, продемонстрировали важнейшую роль творческого потенциала и личностной сферы, интересов и специальны х способностей, а также социальных условий в развитии одаренности. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность.

Креативность может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Она может характеризовать личность в целом и (или) ее отдельные способности.

Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с е го способностью к обучению и далеко не всегда отражаются в тестах на интеллект. Большинство психодиагностических тестов креативности ориентировано на выявление способностей к дивергентному (альтернативному, отступающему от логики) мышлению. В этих тестах нет правильных и неправильных решений, поощряется и стимулируется порождение нетривиальных, необы чных и неожиданных решений.

Тесты творческого мышления Торренса предназначеныдля использования в следующих целях: для исследования развития одаренности учащихся; для индивидуализации обучения в соответствии с потребностями творческих детей; для разработки коррекционных и психотерапевтических программ для о даренных детей, имеющих проблемы с обучением; для оценки эффективности п рограмм и способов обучения; для поиска и выявления детей со скрытым тво рческим потенциалом.

Для каждой формы тестов разработаны подробные руководства по проведен ию тестирования, количественной обработке данных и их интерпретации. Фи гурные формы А и В теста Торренса были адаптированы и апробированы нами в научных исследованиях (Вопросы психологии, N- 1, 1991). Однако применен ие батарей тестов требует значительных затрат времени, что не всегда воз можно в практической работе школьного психолога. Кроме того, часто бывае т необходимо провести промежуточное обследование в течение того или ин ого курса занятий или предъявить творческие задания в комплексе с други ми психодиагностическими методами.

Диагностика одаренности детей требует тщательного и всестороннего пси хологического анализа. В то же время в работе школьного психолога часты ситуации, когда требуется ориентировочно оценить интеллектуальное раз витие детей, не овладевших чтением, письмом или счетом. Для таких случаев также следует использовать методику, которая позволила бы соблюсти ряд необходимых для диагностики условий. Среди них в первую очередь следует указать стандартизацию испытаний, позволяющую в определенной мере изб ежать субъективности в подборе заданий и обеспечить разнообразие видо в деятельности и равные условия для всех детей. Методика должна быть дос таточно надежной и валидной.

В связи со сказанным нами была разработана и апробирована методика эксп ресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей шести-сем и лет, поступающих в школу или обучающихся в 1 классе. Разработка МЭДИС осу ществлялась на основе известных зарубежных тестов, предварительно ада птированных на московских школьниках (Вопросы психологии, N- 5, 1991 и N- 4, 1994). МЭДИС была разработана в двух эквивалентных по сложности и содержан ию формах А и В. Каждая форма состоит из 4 субтестов по 5 заданий, представле нных в виде рисунков. Первый субтест направлен на выявление общей осведо мленности, словарного запаса; второй позволяет оценить понимание колич ественных и качественных отношений; третий выявляет уровень логичес кого мышления; четвертый направлен на диагностику математических сп особностей. МЭДИС может использоваться индивидуально и в группах.

Тест дает хорошую ориентировочную информацию о способности к обучению в начальной школе и об индивидуальной структуре интеллекта ребенка, поэ тому может использоваться в качестве основной батареи методик для опре деления готовности детей к обучению в школе, особенно это относится к шк олам с программами обучения повышенной трудности.

При интерпретации результатов указанных тестов следует учитывать, что любой тест не может служить единственным критерием для принятия решени я об уровне одаренности ребенка. Результаты тестирования должны рассма триваться в комплексе с другими показателями.

И. С. АВЕРИНА, кандидат психол. наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО

Е. И. ШЕБЛАНОВА, кандидат психол. наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО

Источник

Психодиагностика одаренности в общеобразовательном учреждении

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Психологическая диагностика одаренности в образовательном учреждении. Балашова Н.В. МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры»

1. Особенности развития одаренного ребенка

Специфика психолого-педагогического мониторинга одаренности школьников связана с сущностью одаренности и вытекающих из этого особых требований. В целом проблема одаренности разрабатывается в отечественной и зарубежной науке как психология способностей. В Большом психологическом словаре под ред. В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова одаренность определяется как «уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов». Другими словами, это ярко выраженные способности, благодаря которым человек превосходит других в определенной сфере. При этом одаренность имеет сложную природу, чему посвящены многочисленные специальные исследования.

Так, американский психолог Дж. Рензулли предлагает рассматривать одаренность как результат сочетания интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости. Однако в настоящее время исследователи не пришли пока к единому и точному определению данного феномена.
В современной психолого-педагогической науке известны разные виды одаренности:

академическая (способность учиться),

интеллектуальная (умение анализировать, мыслить),

творческая (нешаблонное оригинальное мышление),

художественная (проявляющаяся в занятиях искусством),

психомоторная (проявляющаяся, например, в спорте).

В школьном образовании важно исходить из идеи потенциальной одаренности каждого ребенка, поскольку именно в процессе обучения способности начинают проявляться в полной мере, развиваться и совершенствоваться, и задачей педагога, педагога-психолога и других участников образовательного процесса становится раскрытие этих способностей в ребенке.

Одаренные дети имеют достаточно характерные особенности в своем психическом развитии, на которые указывали многие исследователи данной проблемы. В обобщенном виде личность одаренного ребенка выглядит следующим образом:

Особенности познавательного развития:

любознательность (любовь к познанию, любопытство, жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в «умственных впечатлениях», удовольствие от умственного напряжения);
сверхчувствительность к проблемам (способность к «удивлению», умение видеть новое в очевидном, проблематизировать, выявлять противоречия, что становится импульсом к дальнейшему поиску);

надситуативная активность (познавательная самодеятельность, детерминируемая внутриличностными факторами. Склонность к постоянному поиску, углублению в проблему, задачу, не связанному с ситуативными влияниями);

высокий уровень развития логического мышления (необходим для творчества, высокой продуктивности, но не является их единственным условием и не коррелирует напрямую с выраженностью способностей и одаренностью);

повышенный интерес к дивергентным задачам (способность решать проблемы в ситуации неопределенности, когда не все условия даны или очевидны, а задача имеет множество решений. Невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения (инсайта));

оригинальность мышления (порождение принципиально новых, нестандартных идей, выдвижение оригинальных гипотез и решений); гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию);

легкость генерирования идей (высокая продуктивность мышления, свобода от прошлого опыта и порождение новых идей);

легкость ассоциирования (способность устанавливать аналогии, улавливать связи между, казалось бы, никак не сочетающимися явлениями, в том числе неожиданные и нетрадиционные);

способность к прогнозированию (высокая интуитивность мышления, воображение, глубокий анализ проблемы, способность предвидения, которая проявляется по отношению как к интеллектуальным задачам, так и в повседневных ситуациях);

высокая концентрация внимания (рано проявляющаяся у одаренных детей способность к поглощенности интересующим занятием, высокая степень погруженности в задачу, возможность успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Эти особенности позволяют сосредоточиваться на сложных и сравнительно долговременных заданиях);

отличная память (часто даже феноменальная. Является основой для классификации, систематизации информации, опыта, идей);

способность к оценке (критическое мышление, возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Эти качества являются основой развития самодостаточности, самоконтроля, уверенности одаренного, творческого ребенка в самом себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и многие другие интеллектуальные и личностные качества);

склонности и интересы (часто очень широки и при этом устойчивы и осознанны, что проявляется в особом упорстве в достижении цели).

Особенности психосоциального развития:

стремление к самоактуализации (желание постоянно воплощать, реализовывать себя, свои способности, свою сущность, находить радость в создании нового, раскрывать свой творческий потенциал);

перфекционизм (стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Уже в раннем возрасте заметно, что ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (интеллектуального, эстетического, нравственного). Часто перфекционизм связан с чувством постоянного недовольства собой, которое отражается на самооценке, а порой становится причиной неврозов и депрессий);

самостоятельность (независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; ответственность за свои поступки и их последствия; внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно);

социальная автономность (независимость от группы, следование собственным стандартам поведения, нонконформизм, свобода от общепринятых ограничений в поведении);

эгоцентризм (неспособность встать на позицию другого человека — часто это возрастное явление, свойственное не только одаренному ребенку), в том числе познавательный эгоцентризм (неспособны понять, как то, что просто и понятно им, не могут постичь окружающие);

лидерство (лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера. Основная причина склонности одаренного ребенка к командованию сверстниками — его интеллектуальное превосходство над ними, гибкость и беглость его мышления);

соревновательность (склонность к конкурентным формам взаимодействия со сверстниками, склонность к риску, к приобретению опыта побед и поражений в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний, что позволяет сформировать собственное представление о своих возможностях);

особенности эмоционального развития (повышенная уязвимость, очень тонко ощущают многие нюансы, что также связано со сверхчувствительностью — особенностью интеллектуального развития);

творческое восприятие случайностей (способность «оказаться в нужном месте в нужное время», умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоятельств);

юмор (способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях, что имеет прямую корреляцию с IQ) (по А. И. Савенкову).

2. Принципы и методы выявления одаренных детей

Задача выявления одаренных детей является достаточно сложной. В настоящее время общепризнано, что высокие достижения ребенка в какой-либо области не могут быть единственным показателем одаренности. В Рабочей концепции одаренности (См.: Рабочая концепция одаренности / под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. 2-е изд., перераб. М., 2003.) обосновано представление об одаренности как о системном, развивающемся в течение всей жизни качестве личности, определяющем возможность выдающихся достижений в далеком или не столь далеком будущем.

В настоящее время существует три основных подхода к выявлению и развитию одаренных детей:
1. Срезовый («констатирующий»).

2. Развивающий («порождающий»).

К «срезовому» подходу относятся все виды интеллектуальных соревнований: предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы и т. п., конкурсы проектных и исследовательских работ. Однако в данном случае практически невозможно выявить тех одаренных детей, которые характеризуются относительной неуспешностью.

Развивающий («порождающий») подход реализуется через создание особой, обогащенной образовательно-развивающей среды, стимулирующей развитие детской одаренности, создающей условия для обнаружения не только актуальной и явной, но и потенциальной, а также скрытой одаренности.

Коррекционно-развивающий подход предполагает выявление причин неуспешности одаренного ребенка с целью обеспечения высокого уровня обучения в области опережающего развития ребенка и коррекционного обучения в области имеющихся трудностей.

В целом следует помнить, что выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Исследователи проблем одаренности отмечают, что высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Оценить способности ребенка негативно (то есть отнести его к категории «неодаренных») либо идентифицировать ребенка как «одаренного» означает, что мы тем самым вмешиваемся в его судьбу.

Для обеспечения комплексного подхода при выявлении одаренных детей целесообразно задействовать широкий спектр разнообразных методов:

различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности и т. п.);

специальные психодиагностические тренинги;

экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;

проведение «пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;

организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;

проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности

Однако, как показывает практика, возможность не выявления одаренности с помощью представленных выше средств также весьма вероятна. Требуется длительное наблюдение, которое снизит риск ошибочных суждений. Необходимо также учитывать индивидуальность конкретного ребенка, особенности его становления и проявления способностей.

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *