Что такое расточительство в исламе

Расточительство в Исламе

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Он [Господь миров] (1) с порицанием относится к пустословию (болтовне; к тому, что человек много или бестолково говорит) [когда людьми собирается и обсуждается совсем неважная для земной и вечной перспектив информация, просто ни о чем или обо всем, без какого-либо серьезного, вписывающегося в их цели и задачи смысла — цели и задачи, благодаря которым день наполнен трудом и строгой ежедневной самодисциплиной] и [с порицанием относится] (2) к [вашей] излишней вопросительности. А также Он [Творец всего сущего] (3) [порицает ваше] расточительное[1] отношение к материальным благам [такой стиль жизни и такую форму реализации материальных возможностей, щедро предоставляемых вам Богом на время]»[2].

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а вот уже после полного созревания] передавайте[3] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось заниматься поливом, орошением угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей. [Вся земля — это также мечеть, то есть место, где можно молиться, поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.] Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте еду в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем «золотой середины»]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных. [Нелюбовь Бога может вылиться для человека в проблемы со здоровьем, в быту, на работе. Люди порой удивляются нежданно-негаданно появляющимся сложностям, хотя часто сами в этом повинны.]» (Св. Коран, 7:31).

«[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [мирских и вечных благ; а благодарность — это когда вы находитесь над тем, что даруемо вам, а не в нем и не ограничены им, когда веруете и усердны в благом вне зависимости от изменяющихся вокруг вас обстоятельств]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны, самоуверенны; забудете о Боге, а достижения и успехи припишете своей находчивости и постоянству; если будете постоянно ныть, жаловаться и выказывать недовольство], знайте — Мое наказание, воистину, сурово» (Св. Коран, 14:7).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Глагол, от которого происходит слово, употребленное в хадисе, переводится как «терять, губить, уничтожать».

[2] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 718, хадис № 2408; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 86, хадис № 2408, а также. Т. 13. С. 496–501, хадис № 5975 и пояснение к нему.

[3] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай. Подробнее о закяте читайте, например, в моей книге «Финансы Триллионера».

Источник

Что такое расточительство в исламе

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Что такое расточительство в исламе. Смотреть фото Что такое расточительство в исламе. Смотреть картинку Что такое расточительство в исламе. Картинка про Что такое расточительство в исламе. Фото Что такое расточительство в исламе

Что такое расточительство в исламе. Смотреть фото Что такое расточительство в исламе. Смотреть картинку Что такое расточительство в исламе. Картинка про Что такое расточительство в исламе. Фото Что такое расточительство в исламе

Да будет вся хвала Всевышнему Аллаху!

Дорогие братья и сестры! Верующие!

Если мы с вами внимательно изучим Священный Коран, хадисы пророка Мухаммада ﷺ, книги по исламскому праву, то еще раз убедимся, что наша религия призывает к умеренности во всех делах и поступках. В одном аяте говорится:

Всем наверняка приходилось видеть знакомых, друзей, не владеющих чувством меры. Представьте перед своими глазами палку, у нее имеются два конца, находящиеся по краям. И представьте, что с одной стороны находятся расточители, а с другой – скупые люди. И та, и другая группа находятся на пути заблуждения. Одни, тратят деньги, заработную плату на все ненужное, покупают все, что видят, и как правило влезают в большие долги. Другие же скупятся, они не желают тратить ни на себя, ни на свою семью.

Всевышний во аятах Корана предостерегает нас от «исрафа»:

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31).

Мы понимаем, что самым ценным даром, который совершенно безвозмездно подарил нам Всевышний – это жизнь. Но как многие ею распоряжаются? Недавно посетил Следственный изолятор нашего города. За совершение тяжких преступление там содержатся несколько молодых парней. При встрече, они сообщили, что до ареста ходили на джума-намазы, посещали мечети. Один из них просил меня привезти ему книги по «сунне» Пророка ﷺ, подчеркивая тем самым какие-то убеждения. Почему он не по Сунне жил и не по Сунне поступил? Как эти молодые люди, читая намаз, слушая наши проповеди, показывая себя мусульманами, совершили столь вопиющие преступления? По словам следователя, их обвиняют в грабеже, разбое, в нанесении тяжких увечий. У всех задержанных есть семьи и несовершеннолетние дети. О чем они думали, когда шли на преступление? Все, что они натворили противоречит исламу. За подобные деяния им грозит до 10 лет лишения свободы. Неужели нельзя было распорядиться жизнью по-другому, воспитать детей, работать, приносить пользу стране и мусульманам? Получается они расточители своей жизни. Пусть Аллах наставит заблудших на прямой путь!

Следующая опасная крайность, в которую впадают немало верующих – это жадность. Если первые пренебрегают милостью Аллаха и не ценят ее, то вторая категория живет под неким страхом. Когда скупым людям, живущих в достатке, задаешь вопрос, спрашиваешь о поддержке и помощи, то они находят десятки ответов, чтобы отвернутся от реальных проблем. Шайтан постоянно шепчет им: не давай, не помогай, а то сам обеднеешь! Тут хочется напомнить историю о трех, лысом, прокаженном и слепом. Когда по милости Всевышнего все они выздоровели и разбогатели и к ним с просьбой о помощи подошел ангел в виде нищего путника, то двое из троих отвергли милость Аллаха, не пожелали помочь и прогнали его. Тогда Аллах разгневался и вернул их в прежнее состояние, в котором они были. Пророк ﷺ предупредил:

«Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой» (ат-Табарани, хасан).

В другом хадисе говорится:

«Остерегайтесь жадности, ибо она погубила тех (людей), которые были до вас. Она (жадность) приказывала им быть скупыми, и они поступали так. Она приказывала им прерывать семейные узы, и они поступали так. Она предписывала им совершать грехи, и они поступали так» (Ибн Хиббан).

Выражаю еще раз огромную благодарность тем добрым людям, тем нашим прихожанам, которые оказали посильную помощь мальчику Тимуру Гейфулину. На ваши средства ему была сделана дорогостоящая операция на лице и челюсти. Альхамдулиллях, по милости Аллаха он выжил и можно сказать уже поправился. Как сказано в аяте, спасение одной человеческой жизни подобно спасению всех людей на земле.

Да упасет нас Всевышний от двух пагубных крайностей!

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов

Источник

Расточители – братья шайтанов

Что такое расточительство в исламе. Смотреть фото Что такое расточительство в исламе. Смотреть картинку Что такое расточительство в исламе. Картинка про Что такое расточительство в исламе. Фото Что такое расточительство в исламе

Вред от расточительства объясняется во многих аятах и хадисах, что указывает на важность этого вопроса. Привычка чувствовать себя счастливым, путем постоянного потребления, является процессом добровольной гибели человека. Верующему лучше расходовать ради своей будущей, вечной жизни имеющиеся у него средства. Сознательное пренебрежение этой возможностью равносильно отказу от будущей жизни в пользу этого мимолетного, бренного мира, срок которого ограничен 60-70 годами, а часто и менее того.

Смысл аята: «Не будь скупым, расходуя на доброе, будто твоя рука прикована к твоей шее железной цепью, так, что ты не можешь её протянуть. Но и не будь чрезмерно щедрым, протягивая руку и тратя деньги бесконтрольно. Тогда ты станешь либо порицаемым за скупость, либо останешься без денег, раскаиваясь и печалясь» (17:29).

Аллах не запрещает наслаждение дозволенным, чистым благом, благословляет красоту и всё, что дарует светлую радость душе мумина.

В Священном Коране сказано: «О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (7:31).

Мы получили жизнь в подарок от Всевышнего, поэтому Он наблюдает, на что мы её потратили и как при этом себя вели. Наше земное бытие является испытанием, кто какие будет совершать дела. Нечестивцы погрязнут в плохих поступках, искренние му`мины будут творить добро. Об этом тоже сказано в Священном Коране:

Мы с вами не хозяева своего имущества, мы пользователи и будем спрошены за то, как использовали его. Не зря, наверное, в хадисах рассказывается, что в Судный День человек не сойдет с места, пока не отчитается перед Аллахом за то, как провел свою молодость, как заработал и куда потратил свое имущество. Таким образом, исраф — это знак неуважения и непочтения по отношению к Истинному Хозяину и Владыке. В Священном Коране сказано (смысл):

«Вспомни, как оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то, нет сомнений, дам Я вам ещё больше (мирских и вечных благ) Но если вы будете неблагодарны (скупы, тщеславны, расточительны, самоуверенны) знайте, Мое наказание, воистину, сурово» (14:7).

Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Амр ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение. Он сказал ему: «Что это за расточительство, о Са‘д?» Тогда тот спросил: «Разве во время совершения омовения можно проявить излишество?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, даже если ты находишься на берегу реки». Поэтому учёные говорили: «Излишество или расточительность порицаемо, даже если человек находится на берегу реки». Это, конечно, касается и воды из водопровода, где вода добывается при помощи механизмов.

В Священном Коране используются понятия – расточительство «исраф» и растрачивание «табзир». Исраф – это излишняя трата средств на нужную вещь. Табзир – это растрачивание имущества на то, что человеку не нужно. Следует отметить, что исраф является греховным деянием, ведь Всевышний Аллах нам прямо говорит: «Не расточительствуйте», а греховные деяния, как мы знаем, наказуемы. То есть, совершая исраф, мы должны понимать, что будем за это спрошены и, если Аллах не проявит к нам снисхождения, будем наказаны.

Также в аятах упоминается слово «мутрафин» – высокомерные богачи, живущие в роскоши. Значение слова «тараф» – это высокомерие и заносчивость из-за роскошной жизни. Поэтому, под словом «тараф», которое порицается Кораном и запрещается Аллахом, подразумевается именно высокомерие от роскошной жизни и вызывающее поведение, а отнюдь не сама роскошь. Поэтому будет ошибкой считать, что Аллах запретил наслаждение богатством и тем, чем Он наделил.

Передает имам ат-Тирмизи от Абдуллаха ибн Умара, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах желает видеть след Своей милости на Своём рабе», то есть, Аллах любит видеть то, что Его раб наслаждается милостью Аллаха и довольствуется тем, чем одарил его Господь миров. Однако Аллах ненавидит высокомерие, распутство и вызывающее поведение. Ислам запретил именно порочное поведение богатого человека, но не само его богатство.

Также передаются слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): “Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте садака, избегая исрафа и высокомерия“ (имам аль-Бухари).

Религия Всемогущего Аллаха призывает к умеренности и быть далёким от скряжничества и расточительства. Такие понятия в поведении человека и его расходовании как «необходимость» и «полезность» должны помочь человеку избежать исрафа. Если люди будут придерживаться предписаний морали скромности, что есть в Исламе, то они защитят себя и свои семьи. Все предписания и нормы веры не одобряют чрезмерную скупость, но и чрезмерную расточительность.

Что такое расточительство в исламе. Смотреть фото Что такое расточительство в исламе. Смотреть картинку Что такое расточительство в исламе. Картинка про Что такое расточительство в исламе. Фото Что такое расточительство в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Расточительство в Исламе

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих»[1].
В другом аяте говорится:
«И давай положенное [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью»[2].
Уважаемые братья мусульмане,как мы видим, Всевышний Аллах запрещает расточительство, называя расточителей любого рода братьями шайтана. Это опасный и пагубный путь.
В предании от Абдуллаха ибн Мас’уда и Ибн Аббаса (радыйаллаху анхума) говорится, что расточительство имущества, упомянутое в аяте, это – «использование имущества не по назначению»[3].
Поэтому мусульманин не может растрачивать ни свое, ни чужое имущество. Также как ему запрещено тратить свои средства на запретное, то есть алкоголь, азартные игры и т.д., также он не может тратить их на излишне комфортную жизнь, роскошествовать и гнаться за модой.
Следует с сожалением отметить, что расточительство сегодня – вполне распространенное явление. Тот прогресс, который несет современная наука и техника, заставляет людей тратить деньги в немыслимых размерах, то же самое диктует людям современный потребительский образ жизни и мода. Расточительство, подобно гигантской волне, поглотило нас. Слепо расточается все: энергия, вода, природные ресурсы, хлеб, продукты, лекарства, лес, жизнь и время.
Жизнь и здоровье беспощадно тратятся на алкоголизм и азартные игры, на злобу и вражду. Время глупо тратится на сплетни, гонку за харамом, пустые разговоры и занятия. Средства массовой информации, пропагандирующие бесстыдство и безнравственность, растлевают молодые мозги, портя и губя их. Жизнь наша, ни минуту и даже ни мгновение из которой мы не имеем права тратить зря, беспощадно сжигается и растрачивается, подобно карманной мелочи.
Расточительством, излишеством, или исрафом, являются и те знания, которые не прибавляют людям веры, не устремляют их к поклонению, не совершенствуют их нравственность. Расточительством являются те радости, волнения и переживания, которые отдаляют человека от Аллаха. Расточительством является и пользование тем и совершение того, что Аллах сделал запретным.
Известно, что в нашей стране ежегодно выбрасывается в мусор более трехсот тысяч тонн хлеба. Кто может быть уверенным в том, что подобное безумие и расточительство не обернется наказанием Аллаха? Разве не исрафом является одежда, которая годами скапливается у нас в кладовках и в шкафах?
Или пышные свадьбы, которые организуются сегодня лишь для того, чтобы блеснуть перед людьми, шикарные платья и костюмы, купленные в Европе, чтобы быть использованными один вечер, самые дорогие рестораны, самые шикарные лимузины, которые арендуются, чтобы люди помнили и долго говорили о свадьбе такого-то, – все это уже давно перешло все рамки разумного.
Разве есть какая-то совесть у этих людей и чего ожидают они, живущие в роскоши, перебирающие изысканные и экзотические блюда, в то время, когда на земле сотни тысяч людей голодают, не имеют жилья, топлива и из последних сил борются за выживание? Неужели они смогут осознать чудовищность совершаемого ими исрафа лишь с наступлением Конца света?
Уважаемые братья мусульмане, следует помнить, что мусульманин должен во всем придерживаться умеренности, должен выбрать средний путь между исрафом и скупостью. Давая зарок не расточительствовать, нужно суметь не угодить в яму скупости. Нельзя забывать, что использовать имущество не по назначению – и есть исраф.
Исраф портит и растлевает человека и общество, в котором он живет. Скупость делает человека заложником его собственного имущества и разлагает изнутри. Поэтому, также как мусульманин не может быть расточительным, он не может быть и скупым.
Перечисляя качества истинных мусульман, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«[Рабы Милостивого] – это те, которые не расточительствуют и не скупятся, а тратят умеренно»[4].
В другом аяте говорится:
«Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться»[5].
А Пророк пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал:
«Не будь горделивым, ешь, пей, одевайся и подавай милостыню, не расточительствуя»[6].
Поэтому не запятнаем же жизнь и имущество свое запретным. Будем использовать блага, которыми наделил нас Всевышний Аллах, – есть, пить, одеваться и жить, не излишествуя и не расточительствуя. Не забудем, что, хотим мы того или нет, все будем держать перед Аллахом ответ за то, что совершали при жизни. А счастье и радость обретет тот, кто живет так, как велит религия Аллаха.

Источник

Расточительство (исраф) – 1

Расточительство, исраф, чрезмерность — это безрассудная трата того, что можно направить на благие дела. Когда говорят об исрафе, прежде всего приходит на ум расточительство материальное. Это понятие связано с деньгами и имуществом, но не ограничено только ими. Существуют расточительство духовное: переходить границы, установленные Всевышним, не прислушиваться к словам пророков, совершать скверные деяния, тратить жизнь впустую.

Давайте попытаемся разобраться и почитаем Коран. Во многих аятах употребляются слова исраф и мусриф — транжиры. Духовное расточительство намного страшнее материального, поскольку его последствия не ограничены только земным существованием, а распространяются на будущую жизнь.

Поэтому Всевышний Аллах в Коране особо отметил эти грехи. Человек пришёл на землю для того, чтобы совершать деяния, которые зачтутся в будущей жизни. Но из всего земного он сможет взять с собой в могилу только несколько метров ткани. Мирское существование со всеми его возможностями дано Всевышним как некий капитал. Мы используем это богатство, можем совершать поступки ради будущей жизни и таким образом обрести вечное блаженство. В суре «Тауба» говорится как раз об этом: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им рай. И они будут сражаться во имя Аллаха, убивая и погибая, в соответствии с истинными обещаниями от Него [, данными] в Торе, Евангелии и Коране. И кто же надёжнее в Своём обете, чем Аллах? Радуйтесь же сделке, которую вы заключили с Ним, ибо именно это и есть великий успех» (Сура «ат-Тауба», 9 / 111).

Эти испытания готовят препятствия на жизненном пути человека. Земное бытие не похоже на течение полноводной и спокойной реки. Поэтому мы и пробуем на вкус все события, радостные и горькие, узнаём, какого цвета наши часы и минуты. Иногда человек ошибается, используя сокровища своей жизни: неправильно себя ведёт, преступает установленные границы. Это несоответствие люди и называют грехом. Тогда душа чернеет, сердце мутнеет, и человек перестаёт различать доброе и злое.

Есть большие грехи и малые, но известно одно: любой проступок всё равно разрушает духовную жизнь, а мусульманин испытывает огромный убыток на пути в будущую жизнь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выразил это в хадисе: «Когда человек совершает один грех, то на его сердце появляется чёрное пятно. Когда он раскаивается в содеянном, делает тауба, то эта точка стирается. Если грехов много, то и нравственной черноты становится больше. Затем наступит момент, когда человек не сможет очиститься, и сердце полностью покроется пятнами». О таких людях говорится в аяте: «Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца» (Сура «Мутафиффин», 83 / 14; Ибн Маджа, «Зухд», 29). Поэтому Всевышний Аллах повелевает грешникам обратиться к Нему и очиститься.

Расточительство в вере

Это не означает, что человек во что-то сильно верит и тем самым расходует иман. Наоборот, данную Всевышним потребность и способность он расходует на ширк (упорство в неверии). Мусриф замкнут на своих заблуждениях и глух ко всем советам и предостережениям пророков. В суре «Та Ха» говорится: «Так Мы расплачиваемся с теми, кто излишествовал и не уверовал в знамения Господа своего. А наказание в будущей жизни, конечно, более суровое и долговечное» (Сура «Та Ха», 20 / 127). Чтобы узнать, о ком здесь идёт речь, достаточно посмотреть на содержание двух предыдущих аятов. В них говорится о наказании людям, которые не воспринимали наставления Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «[И он] воскликнет: «Господи! Почему ты воскресил меня слепым? Ведь раньше я был зрячим». [Аллах] скажет: «Подобно тому как ты забыл Мои знамения, которые явились перед тобой, ты тоже будешь предан забвению сегодня»» (Сура «Та Ха», 20 / 125—126). Понятие исраф в этом контексте подразумевает игнорирование посланий Всевышнего.

О мусрифах — расточительствующих сказано в суре «Анбия»: «Потом Мы сдержали данное им обещание, спасли [от бедствий] их и тех, кого захотели, а преступающих [пределы дозволенного] погубили» (Сура «аль-Анбия», 21 / 9). Это люди, которые не следовали за пророками и называли их лжецами. Также в суре «Ясин» упомянуты те, кто не прислушался к посланникам, направляющим на истинный путь: «Они сказали: «Дурное предзнаменование — в вас самих. Неужели, если вас увещевают, [вы будете считать это дурным предзнаменованием]? Тогда вы — люди, преступившие пределы [дозволенного]!»» (Сура «Ясин», 36 / 19). Про них так и говорится: «вы — мусрифы», те, кто тратит впустую возможность обрести истинную веру.

В суре «аз-Зухруф» говорится о Коране как об Откровении Всевышнего и Великой Книге. Эти строки обращены к мушрикам: «Он находится у Нас в «Матери Писания», он — Возвышенный, Мудрый. Неужели Мы станем лишать вас наставлений [Корана] из-за того, что вы — люди, нарушающие дозволенное?» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 4—5). Здесь мусрифы — племена, которые не вняли предостережениям Всевышнего и придают Ему сотоварищей.

Расточительство в богослужении

Это не означает, что человек усердствует в поклонениях. Расточительство и богослужении — выполнение предписаний Всевышнего с недостатками или нежеланием. В суре «Ан`ам» говорится: «Он — Тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих»(Сура «Ан`Ам», 6 / 141). Коран предупреждает: не оставляйте себя в затруднительном положении, когда даёте милостыню бедным. Хотя можно понять эти строки иначе: не расточительствуйте возможностью совершать добро, помогайте нуждающимся. Саид бин Мусейф и Мухаммад бин Кааб растолковывали этот аят следующим образом: не препятствуйте садака, не бунтуйте против Всевышнего (Ибн Кясир, «Тафсир», 2 / 182).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *