Что такое разобрать глаголы по составу
Памятка «Порядок разбора глагола по составу»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Самостоятельная работа по методике преподавания русского языка
«Памятка разбора глагола по составу»
Выполнила студентка 21 группы:
Ерёмина Алина Андреевна
Порядок разбора глагола по составу.
1. Определяем, в какой форме стоит глагол.
2. Находим и выделяем окончание и суффиксы, которые не входят в основу.
3. Выделяем основу слова.
4. В составе основы находим и выделяем корень.
5. Находим и выделяем приставку, суффикс.
Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу.
3. Если глагол в форме прошедшего или будущего времени, то перед личным окончанием стоит глагольный суффикс (-а-,
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Орфоэпический словарь для 3 класса
Орфографический словарь для 3 класса
Презентация и конспект по русскому языку «Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов».
Картинный словарь для 3 класса
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе (VIII вид)
Подготовка к ВПР по русскому языку. 5 класс
Презентация по русскому языку на тему «Причастный оборот» ( 7 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376516 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое разобрать глаголы по составу
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту
На уроке мы познакомимся с порядком выполнения разбора глагола по составу.
Что значит «разобрать глагол по составу»?
Для этого необходимо обозначить в глаголе части слова (корень, суффикс, приставку, окончание, основу), т.е. выделить морфемы.
Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2.
Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.
1.Во-первых, необходимо определить форму глагола.
Например: (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.
Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.
2.Затем необходимо выделить части слова, которые не входят в основу.
У глаголов такими морфемами являются:
§Суффикс глаголов прошедшего времени –л, так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.
§Личные окончания глаголов. Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.
Например, найдем окончание у глагола работает.
Проспрягаем данный глагол:
Следовательно, –ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.
Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.
3.Далее выделяем основу слова.
Основа слова – это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.
Суффикс глаголов –ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.
Любое слово имеет корень, без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.
Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем.
Например, найдем корень у глагола проверить. Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный. Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение
– вер. Это и будет корень слова проверить.
При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить, не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять.
На письме корень слова выделяется дугой (над словом).
5.Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) – морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.
Наиболее употребляемые приставки:
На письме приставка выделяется перевёрнутой буквой г (над словом).
6.Вслед за приставкой необходимо выделить суффикс.
Обычно он стоит после корня и служит для образования новых слов. На письме его обозначают специальным значком в виде угла с направленной вверх вершиной (над словом).
У глаголов также могут быть суффиксы:
Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить.
1.Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить. Это глагол неопределенной формы.
–ть-, который образует начальную (неопределенную) форму слова.
3.Выделим основу слова – выходи.
Для того чтобы определить корень, подберем родственные слова: заходить, переходить, поход, ходить и т.д.
Одинаковой частью этих слов является корень –ход.
Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка –вы.
6.Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом –ть-, будет являться суффиксом глагола. Иэто будет суффикс –и-.
Запись разбора глагола в тетради будет такой:
1.Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются.
2.Выделим части слова, которые не входят в основу.
В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься.
Личное окончание – ют.
3.Выделим основу слова – переглядыва___ся. Основа прерывистая.
4.Найдем корень слова.
Подбираем родственные слова: поглядывают, заглядываются, взгляд, глядеть. Корень слова – гляд.
5.Часть слова перед корнем – пере – будет являться приставкой.
У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола –ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.
Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы –ся.
Запись в тетради будет иметь такой вид:
Итак, подведём итог урока.
При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:
1.Определяем форму глагола.
3.Выделяем основу слова.
4.Подбираем родственные слова и выделяем корень слова.
5.Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
6.Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).
Морфологический разбор глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные понятия
Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.
Глагол в русском языке — это это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола, как самостоятельной части речи в русском языке.
Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.
Порядок морфологического разбора глагола
Морфологические признаки глагола:
Начальная (неопределенная) форма.
Постоянные признаки: вид, переходность, возвратность, спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, род, число.
План морфологического разбора глагола: памятка
Часть речи. Общее значение.
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
Начальная форма (инфинитив).
совершенный (что сделать?);
несовершенный (что делать?).
переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога).
возвратность (возвратный, невозвратный).
изъявительное (что делал? что делает? что сделает?);
повелительное (что делай?);
условное (что делал бы? что сделал бы?).
время (только в изъявительном наклонении);
лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения, в повелительном наклонении);
род (прошедшее время изъявительного наклонения, условное наклонение).
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения, является главным или второстепенным членом предложения).
Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.
А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.
Примеры морфологического разбора глагола
В пятом классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в седьмом классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный письменный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.
Пример 1
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?
Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.
Тип урока : урок изучения нового.
Цель: научиться разбирать глагол по составу.
ü формировать умения правильно выделять основы глаголов, «читать» графические схемы форм;
ü формировать умение устанавливать порядок разбора глагола по составу и мотивировать его логикой глагольных признаков.
ü развивать умения видеть в слове его части;
ü учить объяснять условия выбора орфограмм;
ü развивать чувство языка на основе познания знаков строения слов (форм глаголов) и понимания их внутреннего (структурного содержания);
ü обогащать словарный запас обучающихся.
ü прививать интерес к родному языку;
ü воспитывать способность преодолевания возникающих трудностей;
ü воспитывать умение слушать и понимать других;
ü воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
ü воспитание трудолюбия, способности к познанию.
Технология: деятельностного метода, информационно-коммуникационная
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль.
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Единица содержания образования : знакомство понятием алгоритм разбора глагола по составу.
Оборудование урока: Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 2, рабочие тетради, мел, ватманы, канцелярские принадлежности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.
4. Постановка проблемы.
5. Открытие новых знаний
6. Углубление и обобщение изученного
10.Организованное завершение урока
У: Доброе утро, ребята! На улице сегодня светит солнышко и у нас в классе оно приветствует вас и поможет создать комфортную обстановку в классе для плодотворной работы на уроке.
У: Начинаем урок. Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал. Откройте тетрадь, запишите число, сегодня 21 апреля, классная работа.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
У: Перед вами на доске и на листочках буквы. Зачеркните на листочках те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки и выпишите в тетрадь оставшиеся буквы.
Х Г Т Л П Ч А С Г Ф О К Л (индивидуальное задание)
У: Прочитайте слово. (Глагол)
3. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке. (работа в группах).
У: Ребята, а что мы уже знаем о глаголе? (Самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? что будет делать? и т д. и обозначает действие предмета, роль в предложении – сказуемое, может изменяться по числам, по временам (пр.в, н.в., б.в) по лицам (1л, 2л, 3л) и т.д.
У: Чтобы вспомнить всё, что мы уже знаем, я предлагаю вам поработать в команде по 4 человека и составить «карту ума».
(Коллективная проверка, одна группа зачитывает, что у них получилось, на доске все слова фиксируются, то, что не было сказано одной группой, дополняют другие.)
У: Кто из команд желает выти к доске и рассказать, что у вас получилось? (дополнение других команд)
4. Постановка проблемы.
У: Ребята, посмотрите внимательно на нашу «карту ума», как выдумаете, почему я нарисовала ещё одну стрелочку? почему там стоит знак вопроса? (что-то не хватает, мы еще не всё знаем о глаголах, чему – то должны научиться).
У: Итак, к доске выходит Юля. Записываем на доске и в тетради слово:
У: Разберите это слово по составу. (Самостоятельное выполнение)
У: Итак, ребята, посмотрите на доску, поднимите руку те, кто согласен с решением Юли. А как правильно? (высказывание своей точки зрения)
У: А почему у вас много разных мнений? (мы не знаем, как разбирать глагол по составу)
У: Так значит, чему мы должны сегодня научиться? (разбирать глаголы по составу)
— Итак, давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока? ( Разбор глаголов по составу) ( тема вывешивается на доску).
— Давайте составим примерный план урока: (учитель пишет на доске)
2).познакомиться-? ( с чем?)
— А почему в первом пункте плана я поставила знак вопроса?, что туда необходимо дописать? (ПРАВИЛО)
4.1 Игра «Форма глагола»
У: А сейчас, ребята. Мы с вами немножко поиграем.
Итак, 1ряд – неопределённая форма
2 ряд – форма прошедшего времени
3 ряд – возвратная форма
У: Правила игры таковы, когда я буду называть глагол в неопределённой форме, тогда встаёт 1 ряд, когда вы услышите глагол в форме прошедшего времени – встаёт 2 ряд, а если слово стоит в возвратной форме, то встаёт 3 ряд. Понятны правила игры? Итак, начинаем, будьте очень внимательны!
Слова: писать( 1ряд), почему вы встали? докажите, что это слово стоит в неопределённой форме: у него есть суффикс – ТЬ- и т.д.)
ПИСАТЬ (1), ПРОЧИТАЛ (2), ДУМАЕТ, УЗНАЛА (2), КУПАЕТСЯ (3), ПРИНЕСТИ (1), ПЛЫВЁТ, ИГРАЮТ, ПРИЕЛЕТЕЛ (2), ВЕСЕЛЯТСЯ (3), ПИШЕТ, РАССКАЗАЛА (2), ДУМАТЬ (1), СПАСТИ (1), МОЕТСЯ (3), РАССЫПАЛАСЬ (3).
У: Ребята, как вы думаете, чтобы правильно разобрать глагол ПО СОСТАВУ, что необходимо знать? (алгоритм)
У: Итак, действительно, необходимо знать алгоритм. Откройте, пожалуйста, учебник на с.111 и самостоятельно ознакомьтесь с памяткой, что нужно помнить и порядком разбора глагола по составу. (самостоятельное чтение)
У: Ребята, давайте теперь проверим, правильно ли мы разобрали слово, возвращаемся к нему. Юля, выйди к доске, теперь пользуясь алгоритмом из учебника, попробуй объяснить нам, как правильно разобрать это слово.
(разбор того же слова)
1) определяю, в какой форме стоит глагол: прибежал – форма прошедшего времени
2) нахожу и выделяю окончание и суффиксы, которые не входят в основу:
3) выделяю основу слова:
4) в составе основы нахожу и выделяю корень, для этого подбираю однокоренные слова:
5) нахожу и выделяю приставку, суффикс:
5. Открытие новых знаний (индивидуальное задание, взаимопроверка)
У: У вас на столах лежат листочки с произведением Алексея Плещеева. Прочитайте, о чём оно? ( о весне)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
У: Правильно о весне, найдите и выпишите все глаголы, определите время, спряжение (взаимопроверка). А теперь меняемся с соседом тетрадками, возьмите простой карандаш и оцените работу своего одноклассника. Меняемся обратно. (общая проверка).
У: Молодцы! А теперь давайте разберём слова, выписанные в тетради, по составу.
ТАЕТ, БЕГУТ, ПОВЕЯЛО, ЗАСВИЩУТ, ОДЕНЕТСЯ. (у доски с проговариванием алгоритма)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
6. Углубление и обобщение изученного
У: А сейчас найдите в учебнике упражнение 293 на с. 112. Выполним упражнение на доске и в тетради. Рома, прочитай задание.
У: Сегодня отметки получают:
— Какое задание вам показалось лёгким? Трудным? Почему?
— Как вы оцениваете свою работу в группе? Группу в целом?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
У: Откроем дневник, запишем домашнее задание:
С.111 выучить алгоритм разбора глаголов по составу
И для тех, кто желает составить 3-4 предложения с использованными глаголами на уроке по теме весна.
У: Ребята, а сейчас я предлагаю вам заполнить вот такую анкету.
У: Вижу, вам сегодня очень понравился урок и вы очень активно в нём поработали.
10. Организованное завершение урока
У: На этом наш урок закончен. Всем спасибо, всем молодцы!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.