Что такое реквием в жизни

Реквием. Что это такое?

В мире все прибавляется памятных горестных дней и памятных дат. Возможно, то, что прибавляется — только кажется, потому что человечество научилось хотя бы формально фиксировать памятные трагические даты. И все же — слишком часто мы слышим о произошедших где-то трагедиях (и это «где-то» — недалеко). И невозможно сейчас обойтись без трагических тем.

Невозможно было и раньше. Для трагических событий, касались ли они только одного человека, или целого народа, существовала своя заупокойная служба. Сформировалась она внутри католической церкви довольно давно — прошли многие столетия, но не только не потеряла своего значения, а еще и вышла из рамок церковной службы, утратила свой обрядовый характер. Но не утратила глубокого смысла.

В православной церкви существует своя традиция заупокойной службы — панихида. В католической и лютеранской церкви эта служба называется реквием («Requiem aeternam» — «вечный покой»). Православная церковь ограничивалась строгими линиями человеческих голосов и не привлекала звучания музыкальных инструментов, в рамках католических служб мог звучать и орган, и целый симфонический оркестр. Это вопрос культурной традиции. Но в рамках именно католического храма с его потрясающей акустикой и совместным звучанием человеческого голоса и инструментов были созданы первые величественные музыкальные шедевры.

В результате — реквием «вышел» из церкви и стал самостоятельным жанром (если можно так выразиться). Поменял он и язык. Изначально написание музыки реквиема было возможно только на канонический латинский текст в достаточно строгом соответствии частей.

Что такое реквием в жизни. Смотреть фото Что такое реквием в жизни. Смотреть картинку Что такое реквием в жизни. Картинка про Что такое реквием в жизни. Фото Что такое реквием в жизниСамые известные части реквиема — Kyrie eleison («Господи, помилуй!»), Dies Irae («День гнева», или «Судный день»), Agnus Dei («Агнец божий»). Но впоследствии тексты брались композиторами «родные» — то есть те же библейские, но на своем языке — немецком, английском. Есть уже Реквием на русском языке, на православные тексты, но об этом чуть попозже.

Многие столетия реквиемы представляли собой григорианские хоралы, названные так в честь папы Григория I, которому традиционно приписывается авторство большей части песнопений (Григорий I, или Григорий Двоеслов, почитается и в православной, и в католической церкви). Первые реквиемы, написанные профессиональными композиторами относятся к 16 веку. К настоящему времени написано не менее 2000 реквиемов — и среди них есть мировые шедевры: реквием Верди, Немецкий реквием И. Брамса, «Военный Реквием» Бенджамина Бриттена, «Польский реквием» Кшиштофа Пендерецкого. Но среди тысяч реквиемов самый известный принадлежит перу Моцарта.

Загадка Реквиема Моцарта

Даже далекий от музыки человек имеет представление о некоей тайне, окружавшей историю создания этого реквиема. Кто был этот «Черный человек», который заказал композитору заупокойную службу и был ли он вообще? Почему Моцарт умер, не закончив свое гениальное произведение? Какую роль сыграл Сальери?

Мифы продолжают жить, споры тоже продолжаются. А музыка Моцарта просто звучит и будет звучать всегда — столько, сколько жить человечеству.

К 20 веку слово «реквием» перестало принадлежать только музыке. Оно вошло в поэзию, литературу, кинематограф, живопись.

Реквием Анны Ахматовой

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был
.
(Анна Ахматова. Реквием)

Реквием Анны Ахматовой — грандиозное стихотворение, по размаху напоминающее многочастную музыкальную поэму. Посвящено оно жертвам репрессий, в том числе — близким людям.

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть
.

Величие этой поэмы-реквиема в том, что здесь Ахматова через личное горе постигает всем известную трагедию целого народа.

К концу 20 века все больше и больше авторов обращается к реквиему. Возможно, многие помнят роман В. Пикуля «Реквием каравану PQ-17», который посвящен мужеству моряков антигитлеровской коалиции. В конце прошлого века вышел фильм, который сразу назвали «культовым» — «Реквием по мечте» американского режиссера Даррена Аронофски. Тогда же выходит сборник американского фантаста Дэвида Зинделла — «Реквием по Homo Sapiens». Хотелось бы верить, что заупокойная месса по Хомо Сапиенсу никогда не прозвучит на этой планете…

Реквием никуда не уходит и из музыки. Уже в 21 веке написаны несколько десятков реквиемов. Есть и «Русский реквием». Автором его является американская пианистка и русская поэтесса, уроженка Челябинска (1973 год) и жительница США Валерия (Лера) Авербах. Этот реквием написан в 2007 году, в основу его легли канонические православные тексты, а также стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Ахматовой, И. Бродского, Г. Иванова, З. Гиппиус, А. Блока, Б. Пастернака и других поэтов. Звучит этот реквием, соответственно, на русском языке, исполнен был уже во многих странах, в России — еще нет…

Никто из нас не застрахован от личного горя. Но хотелось бы, чтобы сводки новостей не напоминали военные — в виде списка потерь. Не хочется чувствовать себя жителем Африки южнее Сахары — именно там чаще всего тонут паромы и падают самолеты.

А реквием — он все равно останется в человеческой культуре. Как остается человеческая память и человеческая способность сопереживать трагедии.

Источник

Реквием

Содержание

История

Реквием — многочастное траурное хоровое произведение, нередко с участием солистов и в сопровождении оркестра. Возникло как заупокойное католическое богослужение с музыкальными частями на латинский текст. Основа католического реквиема — секвенция «Dies Irae», написанная францисканским монахом Томмазо да Челано в XIII веке; позже к ней были добавлены Introitus, Kyrie, Offertorium и Sanctus.

Со второй половины XVIII века реквием был наиболее востребованным из традиционных жанров духовной музыки; легче назвать композиторов, никогда не обращавшихся к этому жанру, — это в первую очередь Л. ван Бетховен. Однако многие сочинения не принадлежат к числу часто исполняемых, — например, реквиемы Ф. Листа, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, А. Брукнера, не говоря уже о менее известных композиторах.

В этот период реквиемы сочиняли уже не для церкви, нередко по заказу — как частных лиц (например, Реквием В. А. Моцарта), так и государственных мужей (в частности, до-минорный Реквием Л. Керубини — памяти Людовика XVI). Многие сочинения своим рождением были обязаны личным утратам композиторов, как например Реквием Дж. Верди и Немецкий реквием И. Брамса; Антонио Сальери свой Маленький реквием и Луиджи Керубини Реквием ре-минор написали для самих себя.

В России в то время был известен только один «Реквием», написанный на канонический латинский текст, — он принадлежит Осипу Козловскому.

К жанру реквиема композиторы обращались и в XX веке, при этом всё чаще используя неканонические тексты.

В советской музыке название «Реквием» носят некоторые вокально-симфонические произведения с русским текстом, посвященные памяти народных героев (напр., Реквием Д. Кабалевского на слова Р. Рождественского).

Структура канонического реквиема

I. INTROITUS — Requiem aeternam dona eis, Domine (Вечный покой даруй им, Господи)

II. KYRIE — Kyrie eleison (Господи, помилуй; как и в обычной мессе, единственная часть на греческом языке).

1. Dies irae (День гнева) 2. Tuba mirum — Tuba mirum spargens sonum (Трубы удивительный звук пронесется) 3. Rex — Rex tremendae majestatis (Царь ужасающего величия) 4. Recordare — Recordare, Jesu pie (Вспомни, Иисусе милосердный) 5. Confutatis — Confutatis maledictis (Посрамив нечестивых) 6. Lacrimosa — Lacrimosa dies illa (Полон слез тот день)

1. Domine — Jesu Domine Jesu Christe, Rex gloriae (Господи Иисус Христос, Царь славы) 2. Hostias — Hostias et preces tibi, Domine (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)

1. Sanctus — Sanctus, Sanctus, Sanctus, Dominus Deus Sabaoth! (Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф) 2. Benedictus — Benedictus, qui venit in nomine Domini (Благословен, грядущий во имя Господня)

VI. AGNUS DEI — Agnus Dei, qui tollis peccata mundi (Агнец Божий, кто принял на себя грехи мира)

1. Lux aeterna — Lux aeterna luceat eis, Domine (Да светит им вечный свет, Господи) 2. Libera me — Libera me, Domine, de morte aeterna in die (Избавь меня, Господи, от вечной смерти)

Кроме того, оригинальный текст включал в себя Graduale: Requiem aeternam (частично повторяющий первую часть), Tractus, Pie Jesu (повторяющий последние строки Lacrimosa) и в качестве заключительной части — In Paradismus (В раю).

Композиторы, писавшие реквиемы на канонический текст, обычно опускали те или иные его части. Например, в Реквиеме до минор Керубини присутствуют Graduale и Pie Jesu, опущенные Моцартом и Верди, но отсутствует (как и у Моцарта) Libera me, венчающая Реквием Верди. Во всех перечисленных сочинениях, как и во многих других, отсутствует часть In Paradismus, — Габриэль Форе, напротив, полностью опустил Секвенцию (за Kyrie eleison у него сразу следует Offertorium), но включил Pie Jesu, Libera me и In Paradismus.

Наиболее известные Реквиемы

Реквиемы в других видах искусства

Источник

Значение слова «реквием»

Что такое реквием в жизни. Смотреть фото Что такое реквием в жизни. Смотреть картинку Что такое реквием в жизни. Картинка про Что такое реквием в жизни. Фото Что такое реквием в жизни

1. Заупокойное католическое богослужение.

2. Музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера. Реквием Моцарта. Реквием Берлиоза.

[От первого слова латинского текста реквиема: requiem aeternam dona eis — покой вечный дай им]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РЕ’КВИЕМ, а, м. В католической церкви — заупокойная служба по умершем. || Музыкальное произведение траурного характера. Р. Моцарта. Р. Берлиоза. [По первому слову латин. церковного песнопения: requiem aeternam вечный покой].

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ре́квием

2. многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром для такого богослужения

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое реквием в жизни. Смотреть фото Что такое реквием в жизни. Смотреть картинку Что такое реквием в жизни. Картинка про Что такое реквием в жизни. Фото Что такое реквием в жизниПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вдумчивый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Реквием

Слово «реквием» имеет как минимум два понятия.

Во-первых, реквиемом называется заупокойная служба в католической церкви, которая отправляется сразу после смерти человека. Она сопровождается распеванием религиозных текстов на латинском языке а капелла или позднее в сопровождении органа или оркестра. Во время службы поминали жизнь усопшего и выражали надежду на воскресение и вечную жизнь.

Во-вторых, реквием – это траурное музыкальное произведение, которое имеет установленное количество частей. Сам порядок частей реквиема определился примерно в XIV веке:

Коммунио и респонсорий представляют собой завершающую часть реквиема.

Сотни лет реквием представлял собой григорианский хорал, названный в честь Папы Григория I, или Григория Двоеслова, который считался автором основной массы религиозных католических песнопений.

Позднее мелодии церковного хорала, исполнявшиеся в унисон, стали обрабатываться композиторами для многоголосья и музыкального сопровождения.

Впервые реквием был создан композитором Гийомом Дюфаи, но, к сожалению, он не дошел до наших времен. Поэтому первым автором записанного реквиема считается Иоанн Окегем (приблизительно 1450 г.). Однако, произведение Окегема не совсем строго придерживается традиционной структуры реквиема, поскольку содержит и принадлежащую обычной мессе часть – «Credo».

Очень многие композиторы стали писать драматическую музыку уже не для исполнения в церкви, а для звучания в концертных залах. Всем известно творчество Вольфганга Амадея Моцарта, Луиджи Керубини, Джованни Пьерлуиджи Палестрины, Гектора Берлиоза, Роберта Шумана, Иоганнеса Брамса, Джузеппе Верди, Габриэля Урбена Форе, Антонина Дворжака, Ференца Листа, Михаэля Гайдна, Генриха Шютца и многих других композиторов разных времен, писавших реквием.

Первый отечественный реквием был написан Осипом Козловским на религиозный латинский текст. Произведение Козовского исполнялось на похоронах польского короля в 1798 году в католической церкви Петербурга.

Кантата-реквием советского композитора Александра Дмитриевича Кастальского под названием «Братское поминовение героев, павших в великую войну» посвящено жертвам Великой Отечественной войны и содержит песнопения народов, пострадавших от фашистской Германии. Произведение Кастальского стало известно во всем мире и получило название «Русский реквием».

Таким образом, с течением времени реквием перестал обозначать только траурные религиозные песнопения, сопровождающие поминальную католическую службу. Он преобразовался в большое самостоятельное произведение драматического характера.

Традиционные части реквиема использовались вариативно: некоторые опускались или заменялись музыкальными частями из других религиозных обрядов. Сначала использовались только оригинальные религиозные тексты (на латинском языке), а затем стали использовать переводы на родной язык композитора или же вовсе отходили от религиозных текстов и включали в свои произведения стихи и поэмы известных поэтов.

Происхождение слова

Слово «реквием» в переводе с латинского языка означает «покой», «упокоение». Поминальный обряд сопровождался многоголосым хоровым пением на латинском языке. Литургическая месса открывалась интроитом, первая фраза которого начиналась со слов «Requiem aeternam dona eis, Domine». Затем реквиемом стали называть музыкальные и художественные сочинения траурного характера.

Когда, в каких случаях, и кем оно употребляется

В настоящее время помимо заупокойной католической мессы и музыкального произведения траурного характера реквиемом называются очень много произведений самых различных жанров: это художественные фильмы (советская психологическая драма о военной Эстонии, снятая на студии «Таллинфильм»; фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмидта об изгнании дьявола), поэтические произведения Анны Ахматовой, Марины Цветаевой; роман Александры Марининой; религиозный Санкт-Петербургский журнал; картина-триптих Валерия Балабанова; альбомы различных музыкальных групп («Тhe Autumn Offering» (2009), «Bathory» (1994), «Killing Joke» (2009) и др.) и альбомы и песни певцов-исполнителей (Джона 5, Карла Дженкинса, Аллы Пугачевой и др.).

Этот перечень можно продолжать и продолжать. Пока есть сама жизнь, в ней присутствует трагедия одного человека или целого народа. Реквием – это язык скорби, траура и горя.

Синонимы

В связи с тем, что слово «реквием» имеет два значения, то и их слова-синонимы также различны.

Так, у реквиема в значении «заупокойная служба» существуют синонимы «месса» и «поминальная служба». Кроме того, близкими по смыслу можно назвать следующие слова: богослужение, всенощная, бдение, священнодействие, богомолье, литургия, панихида, обряд, молебен.

У реквиема в значении «музыкальное произведение» синонимами можно назвать такое словосочетание, как «церковное песнопение».

Примеры употребления

Примерами употребления слова «реквием» могут служить следующие предложения:

Источник

Что такое реквием?

Что такое реквием в жизни. Смотреть фото Что такое реквием в жизни. Смотреть картинку Что такое реквием в жизни. Картинка про Что такое реквием в жизни. Фото Что такое реквием в жизни

Что такое реквием

Реквием — одно это слово звучит торжественно и трагично. Изначально реквиемом называли заупокойную мессу в католической Церкви латинского обряда. Слово «реквием» происходит от латинского requies «покой», «упокоение». Реквием действительно звучит спокойно и печально.

Реквием в музыке

Реквием звучит не только на заупокойных мессах.

Сегодня это — многочастное сочинение для хора (часто также солистов и оркестра), зачастую оно не связано с богослужением и звучит в светских музыкальных учреждениях. Композиторы, которые писали музыка для реквиема брали за основу распеваемые тексты, в то время как на заупокойной службе некоторые молитвы декламируют или просто читают.

В богослужении реквием традиционно был сложен из мелодий григорианского хорала. Это хоровое сочинение даже не сопровождалось музыкой.

Эпоха позднего Возрождения внесла свои коррективы: параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы, например, знаменитый реквием Моцарта, которые предназначался не для церемонии погребения, а для публичныз концертных выступлений. Тем не менее, каждый реквием был приурочен к трагическому событию (война, природные катаклизмы, массовая гибель людей).

Структура реквиема для богослужения:

Композиторский реквием мог также содержать:

Реквием в других видах искусства

Слово «Реквием» мы часто можем встретить в названии поэтических произведений. Все они посвящены памяти почивших. Анна Ахматова писала свой «Реквием» о жертвах политических репрессий, а худохник Павел Корин написал картину «Реквием (Русь уходящая)», известен также кинофильм «Реквием по мечте» (воспоминания о мечте). Фильм посвящен трагедии наркотической зависимости.

Реквием Моцарта. Слушать

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *