Что такое русь подчеркни ответ 2 класс литературное чтение
Что такое русь подчеркни ответ 2 класс литературное чтение
Что обозначает само это загадочное слово — Русь?
Короткое — в один слог всего! — а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий У воды.
Есть у слова Русь и ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад. Тихо-смирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь — он и зацвёл!
— На русь, — подтвердила хозяйка.
— Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь — спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь — светлое место!
Русь — страна света.
Милая светоносная моя Русь,
Родина, Родительница моя!
1. Как автор объясняет слово Русь? Найди ответ в тексте и прочитай.
2. Чем поразила автора встреча с хозяйкой? Расскажи.
3. Какие слова вызвали радость у автора- рассказчика? Можно ли заплакать от радости? Подтверди свой ответ словами текста.
4. Найди диалог автора с хозяйкой.
Диалог — это разговор двух или нескольких лиц (героев произведения).
5*. Прочитай последние предложения выразительно. 1 Как ты понимаешь ряд слов: «Русь, Родина, Родительница моя»? Объясни.
Комплексная разноуровневая проверочная работа по чтению
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Комплексная разноуровневая проверочная работа.
Прочитай отрывок из рассказа С.Романовского «Русь». Что такое русь и Русь ? Найди и подчеркни ответ.
Моя хозяйка Анна Ивановна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
— Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл!
— Русью – светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так и зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
У меня слёзы из глаз от радости.
Русь – светлое место!
Русь – страна света.
Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя!
Какие чувства вызвал у автора разговор с хозяйкой Анной Ивановной? Найди ответ в тексте отрывка и запиши.
Вспомни произведения фольклора. Заполни схему.
Подумай, что это. Допиши предложения.
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
Землю солнце красит, а человека – труд.
Прочитай. Подумай, что это. Из какого произведения отрывок? Впиши пропущенные слова.
Домой пришёл и говорит матери:
— Я больше в школу не пойду!
— А что же ты будешь делать?
— Как что? Ну … работать буду.
А мать у Алешки врачом работала.
Это ________________________ из рассказа Сергея Алексеевича ____________________ «Как Алёшке учиться надоело».
«Самое главное» Н.Носов
Определи, из какого произведения отрывок. Подчеркни ответ.
М.Зощенко « Самое главное»
Прочитай. Кто это сказал? Подчеркни ответ.
И так, чтобы никто не слышал, про себя добавила: «Я буду зайчика лепить».
Танюша из рассказа Е.Пермяка «Смородинка»
Катя из рассказа В.Сутеева «Снежный зайчик»
Прочитай заголовки сказок и укажи авторов произведений.
«Маленькие человечки» Е.Пермяк
«Пятеро из одного стручка» братья Гримм
«Две пословицы» Х.-К. Андерсен
10*. Кроссворд «По страницам изученных произведений»
Автор стихотворения «Русь»
Автор рассказа «Заплатка»
Произведение фольклора о богатырях-героях.
Автор сказки «Кто лучше?»
Комплексная разноуровневая проверочная работа.
Прочитай произведения. Что это? Укажи ответ.
а) Сидит дед во сто шуб одет;
кто его раздевает – тот слёзы проливает. потешка
б) У Иванова двора загадка
Всем селом пожар тушили, небылица
А огонь не загасили.
Вспомни произведения фольклора. Заполни схему.
Из каких произведений отрывки? Подчеркни ответ.
Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребёнок по зоревой росе, стал богатырским конём.
Что обозначает само это загадочное слово – Русь? Короткое – в один слог всего! – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.
Е.Пермяк «Смородинка» С. Романовский «Русь»
Н.Носов «Заплатка» М.Зощенко «Самое главное»
Былина «Как Илья из Мурома богатырём стал»
Прочитай четверостишие из стихотворения Ф.Савинова «Родина».
Соедини рифмующиеся слова.
Слышу песни жаворонка, Это русская сторонка,
Прочитай названия произведений. Подумай, оком они. Укажи ответ.
С.Баруздин «Как Алёшке учиться надоело» о природе
Е.Пермяк «Смородинка» о животных
Н.Носов «Заплатка» о детях
Поклажа бы для них казалась и легка,
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет
Кто виноват из них, кто прав –
Да только воз и ныне там.
В.Сутеев «Снежный зайчик»
«У страха глаза велики»
Прочитай названия произведений. Укажи рассказы.
Л.Толстой «Страшный зверь»
М.Пришвин «Недосмотренные грибы»
Рассказы И.Суриков «Детство»
В.Даль «девочка Снегурочка»
Федотка В.Сутеев «Снежный зайчик»
Бабушка-старушка Русская сказка «У страха глаза велики»
Шульц В.Беспальков «Совушка»
Катя Братья Гримм «Семеро храбрецов»
10*. Кроссворд «Авторы изученных произведений»
Этот поэт написал: «Уж небо осенью дышало…»
Автор сказки «Две лягушки»
Автор стихотворения «Русь»
Сказочник, который рассказал о горошинах.
Фамилия ________________________ имя ________________
Тест (вид текущей проверки)
Отметь произведение фольклора.
Прочитай. Что это? Отметь ответ.
Один льёт, другой пьёт,
Третий зеленеет да растёт.
Прочитай отрывок из стихотворения. Кто автор строк? Отметь ответ.
Под большим шатром
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Нет друга – ищи, нашёл – береги.
Упадёт – поскачет, ударят – не плачет.
Отметь заголовок русской народной сказки.
Отметь имя героя рассказа Н.Носова «Заплатка».
Допиши предложение, выбрав ответ.
Сказки писали С.Я.Маршак, В.Г. Сутеев, Х.-К.Андерсен, ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какими словами начинается русская народная сказка «Снегурочка»? Отметь ответ.
В каком произведении говорится о дружбе? Отметь ответ.
М.Зощенко «Самое главное»
Е.Пермяк «Две пословицы»
Л.Пантелеев «Две лягушки»
Фамилия ____________________ имя _________________________
Тест (вид текущей проверки)
Отметь произведение фольклора.
Отметь фамилию поэта и сказочника.
Крашеное коромысло через реку повисло.
Делу – время, а потехе – час.
Шла лисичка по мосту,
Несла вязанку хворосту.
Дала сладкий пирожок.
Из какого произведения строки? Отметь ответ.
Невелики эти руки пока.
просто руки ученика.
Но сразу видно, что руки рабочие,
руки к хорошему делу охочие.
В. Сутеев «Снежный зайчик»
А.Митта «Шар в окошке»
Г.Сапгир «Рабочие руки»
5.Отметь фамилию русского писателя.
Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Кто виноват из них, кто прав –
Да только воз и ныне там.
И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
Прочитай отрывок из стихотворения. Отметь фамилию автора.
У сгнившей лесной избушки,
Меж белых стволов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Кто автор сказок «Маленькие человечки» и «Семеро храбрецов»? Отметь ответ.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-053118
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
изучение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления со стихотворением И. Никитина «Русь», сравнения этого произведения
со стихотворением Ф. Савинова «Родина»; способствовать развитию навыка осознанного беглого чтения; содействовать воспитанию любви к Родине, гордости за свою страну
Предметные : определяют тему и жанр произведения, соотносят текст и иллюстрацию; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворение; читают справочный материал о поэте; понимают литературу как явление национальной и мировой культуры
познавательные: воспринимают отношение поэта к Родине; овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строят речевое высказывание;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие;
коммуникативные: осуществляют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия
Личностные : эмоционально переживают текст, выражают свои эмоции; высказывают свою точку зрения; имеют представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, о ценности и уникальности природного мира
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Мотивирование к учебной деятельности
– Покажите выражением своего лица настроение, с которым вы пришли в школу.
– Улыбнитесь друг другу.
– Нам предстоит встреча с удивительным миром литературы. Литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы произведений – настоящие волшебники, у которых есть волшебная палочка – художественное слово. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл произведения, его идею, которую хотел донести автор. И только внимательный читатель способен разгадать и понять смысл произведения. Поэтому я желаю вам быть сегодня внимательными, вдумчивыми читателями
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей
Владеют навыками психологической
и эмоциональной настроенности на работу на уроке
II. Проверка домашнего
1. Выразительное чтение стихотворения наизусть
– Вы подготовили выразительное чтение стихотворения
Ф. Савинова «Родина». Кто выучил его наизусть?
Читают стихотворение выразительно, наизусть. Вместе с учителем оценивают чтение
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.
Осуществляют логические действия.
Владеют навыками
самооценки, самоанализа
2. Работа
с послови-
цами
– Какие пословицы о Родине вы знаете?
На доске записаны пословицы без концовок. Последние слова пословиц (сходи, защищать, пригодился, мачеха) написаны на карточках, которые в произвольном порядке расположены на доске.
С родной земли – умри, не…
Родина – мать, умей ее…
Родная сторона – мать, а чужая – …
Отвечают на вопросы
3. Выполнение заданий
в рабочей
тетради (с. 4, задание 3)
– Соедините стрелочкой части пословиц
III. Актуализация знаний.
1. Работа
по карточкам
– Вспомните, кто автор следующих строк.
– Кто автор данных строк?
– Иван Саввич Никитин
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя
2. Сообщение о И. Никитине
См. ресурсный материал
Мы похлопаем в ладоши
Наши ножки постучали
По коленочкам ударили
Наши ручки, поднимайтесь
Наши ручки закружились,
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
IV. Поста-
новка цели урока
– Сегодня познакомимся с первым стихотворением, которое принесло И. Никитину известность. Как оно назы-
вается?
– Русским читателям XIX века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо, Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека.
Наша задача сегодня на уроке – разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Формулируют ответы
на вопросы
V. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя
«Когда читаешь «Русь», особенно вслух, обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» – писал критик Олег Ласунский.
– Попробуем и мы с вами научиться выразительно читать это произведение, чтобы в нашем чтении слышался гимн родной земле
2. Первичное восприятие
– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал его. Какие чувства возникли у вас? (Читает.)
– Подумайте, почему это стихотворение принесло И. Никитину славу?
3. Словарная работа
– Понравилось ли вам стихотворение? Какие слова и выражения вам были непонятны?
Шатер – высокая крыша.
Нива – засеянное поле.
Брань – война, битва.
Мгла – непрозрачный воздух.
– Как вы понимаете фразу: «Широко… по лицу земли… развернулася»?
– Почему автор называет Русь могучей?
– Как, по-вашему, автор относится к Родине? Какие чувства испытывает, когда говорит о ней?
– Как нужно читать это стихотворение? Совет вы найдете на с. 7 учебника
– Он восхищается богатством земли и просторами Руси, гордится своей Родиной, ее героическим народом
4. Чтение
стихотворения обучаю-щимися
Самостоятельно читают стихотворение
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в 1000 раз!
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
5. Вторичное чтение
и анализ.
– Прочитайте по цепочке и подумайте, сколько картин к стихотворению вы бы нарисовали?
– Что напоминает это произведение по характеру стихосложения?
– Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию похожее на протяжную песню?
– Чтобы убедиться в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе две строки попарно и поставим ударение.
Например: Мурава лугов ковром стелется.
Виноград в садах наливается.
– На какой слог от начала строки падает ударение?
– На какой слог от конца строки падает ударение?
– Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих?
Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – это не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание.
– Начиная с четвертого четверостишия, выделите устойчивые, характерные для фольклора эпитеты вместе с определяемыми словами.
– Как удается И. Никитину описать бескрайние просторы
Руси?
– Где «горами лед ходит по морю»? Как мы называем эти ледяные горы?
– О какой непроглядной тьме говорит поэт и что он называет «пожаром небес»?
– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после южных просторов рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения его обращение к Родине.
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси?
Литературное чтение 2 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 164 (Школа России)
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 164 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Учебник 1 часть — Страница 164.
Только прыгали, скакали
по дороге,
по панели,
только пятками сверкали
и кричали:
– Ду-ду-ду!
Только пятками сверкали
по дороге,
по панели,
только шапками кидали
и кричали:
– Га-ра-рар!
(Д. Хармс)
Прочитай стихотворение в быстром темпе, подчёркивая его ритм. Подумай, почему отдельные слова повторяются несколько раз.
Некоторые слова в стихотворении повторяются несколько раз, потому что повторяются действия персонажей. Такой приём помогает передать динамичность этих действий.
Найди в тексте и прочитай выразительно диалог детей.
– Берегитесь! – крикнул Мишка.
– Сторонитесь! – крикнул Васька.
– Разойдитесь! – крикнул Петька, и корова отошла.
– Я приехал! – крикнул Петька.
– Стал на якорь! – крикнул Васька.
– Сел на землю! – крикнул Мишка.
– Кроем дальше! – крикнул Петька.
– Поплывём! – ответил Васька.
– Полетим! – воскликнул Мишка.
Почему стихотворение называется «Игра»?
Стихотворение называется «Игра», потому что мальчики играют и веселятся.
Кто был участником игры?
Принимали участие в игре трое мальчиков: Миша, Петя и Вася.
Кого изображают дети? Какие слова им в этом помогают?
Петя воображает себя машиной, Вася – пароходом, а Мишка – самолётом. Им помогают в этом такие слова: «га-ра-рар!», «ду-ду-ду!», «жу-жу-жу!».
Во что играете вы? Обсудите с другом и расскажите всему классу.
Нам с друзьями нравится играть в строителей. Возле моего дома лежит огромная куча песка. Мы берём с собой лопатки, вёдра и другие инструменты, а потом возводим башни, крепости и дворцы. Иногда мы соревнуемся, у кого получилось лучше. Также мы часто играем в прятки и салки.
Конспект урока по литературному чтению на тему: С.Романовский «Русь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок З. С. Романовский «Русь»
Цели: Формирование умения рассуждать. Понимать смысл произведения. Развитие творческой деятельности. Познакомиться с новым произведением.
1.Проверка домашнего задания. Проверка наличия выполненного творческого задания
(Литературное чтение»: стр.4 № 4). Чтение стихотворения И. Никитина наизусть.
2. Знакомство с новым материалом.
С. Романовского «Русь».
О чем это произведение?
Объясняется, откуда появилось название «Русь».
Как автор объясняет слово
«Страна, где много рек и озер».
А что такое «русь» на севере?
Отчего заплакал автор?
Что вызвало такие эмоции?
Найдите в тексте диалог
автора и Анны Ивановны.
Что такое диалог? Прочитайте об этом на странице 9.
Прочитайте диалог по ролям.
Прочитайте вслух последние сложения. Попробуйте передать выраженную в них любовь автора к своей Родине.
РТ «Литературное чтение»: стр.
РТ «Литературное чтение»: стр. 5 №2.
РТ «Литературное чтение»: стр. 5№3.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-445401
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.