Что такое самооценка обществознание

Самопознание и самооценка

Содержание:

↑ Самопознание

На основе самопознания формируется мировоззрение человека, складываются отношения с окружающим миром. Для описания подобных процессов психологи употребляют понятие «Я-концепция».

↑ Я-концепция

Я-концепция включает в себя три компонента:

Я-концепция состоит из «реального Я» (каким я, как мне кажется, являюсь на самом деле), «идеального Я» (каким я хотел бы быть) и «зеркального Я» (каким меня видят другие). Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценки, но существенные противоречия могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.

В системе общественных отношений индивид выступает в разных ролях, является субъектом разнообразных видов деятельности, в результате чего человек осуществляет самоанализ, выявляя свои сильные и слабые стороны.

↑ Самооценка

Самооценка — это эмоциональное отношение к собственному образу, мыслям и поступкам.

Самооценка всегда субъективна, но в её основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

Самооценка личности формируется на основе следующих факторов: отношение других людей, отношение к собственным успехам и неудачам, требовательность к себе, сопоставление «идеального Я» и «реального Я».

Типы самооценки личности:

Самооценка личности зависит от уровня удовлетворенности своей жизнью, самим собой, своими поступками и влияет на эффективность деятельности личности, ее дальнейшее развитие.

Источник

Как человек оценивает себя и других: самооценка, самовоспитание, мораль

Содержание

Мы живем в социуме, то есть среди других людей. Мы наблюдаем за сверстниками, знаменитостями, родителями, учителями, и каждый известный нам их поступок мы оцениваем. То есть решаем для себя: хорошо человек поступил или плохо, приемлемо или нет, достойно или недостойно.

Также оценка проявляется в том, что мы даем некие характеристики любому поступку: был ли это жадный поступок, благородный, честный, культурный, предательский или какой-либо еще.

И точно также окружающие оценивают нас. Это нормально. Люди в обществе не существуют без оценок других.

Оценки существуют даже в животном мире, но более примитивные. Например, хищники оценивают, с какой скоростью им нужно бежать за добычей, чтобы ее догнать.

Самооценка

Однако люди оценивают не только друг друга, но и себя самих.

Самооценка – это оценивание человеком своих достоинств и недостатков, поступков и действий, определение для самого себя своей значимости в обществе.

Самооценка может быть завышенной, заниженной или реалистичной (адекватной).

Что такое самооценка обществознание. Смотреть фото Что такое самооценка обществознание. Смотреть картинку Что такое самооценка обществознание. Картинка про Что такое самооценка обществознание. Фото Что такое самооценка обществознание

Давайте рассмотрим все эти варианты на примерах.

Как мы понимаем, оба описанных выше варианта – это две крайности: и тот, и другой вариант доставляет и самому человеку, и его близким, много дискомфорта и даже неприятностей в жизни.

Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы иметь реалистичную самооценку.

Рассмотрим и другие понятия, которые связаны с самооценкой.

Способности – индивидуальные особенности человека, которые проявляются в умении что-либо делать, в склонности к определенным занятиям или профессии.
Например, художественные способности, музыкальные способности.

Самоуважение означает, что человек положительно оценивает свои достойные поступки. Например, спортсмен уважает сам себя за достигнутые результаты на соревнованиях и свою силу воли. И это нормальный процесс.

Самоуничижение предполагает, что человек критикует свои поступки, ругает себя за ошибки. Например, ученик получил двойку, и говорит сам себе: «Какой я глупый, совсем ничего не знаю и не умею». Но самоуничижение довольно бессмысленно, потому что не дает никаких результатов. Мы подобрались к понятию самовоспитание.

Самовоспитание – деятельность человека по своему самосовершенствованию («улучшению»).

Например, ученик из примера выше вместо своих рассуждений пошел учить урок, чтобы исправить плохую оценку.

Или вот другой пример. Человек постоянно со всеми ссорился. Настолько часто у него это происходило, что в конце концов он остался совсем один, без друзей. Тогда ему пришлось меняться. Он пересмотрел свои прошлые ошибки и решил впредь вести себя по-другому. Сначала у него получалось плохо, но с каждым разом все лучше и лучше. Так постепенно, со временем ему удалось наладить отношения со старыми друзьями и даже найти новых. Это пример самовоспитания.

Как влияют на оценку себя и других представления о добре и зле?

Все мы друг друга оцениваем в соответствии со своими представлениями о жизни. О том, что правильно, а что ошибочно. Но также в нашем обществе есть и «универсальные» правила оценки своего и чужого поведения. Это мораль.

Мораль – принятые в обществе нормы должного поведения, основанные на представлениях о добре и зле.

То есть в понятие морали входят правила общения между людьми и отношение к собственным поступкам. Например, «нельзя оскорблять другого человека», «нужно стараться быть добрым и справедливым» – это принципы морали.

Источник

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 11. Познание человеком мира и себя

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Знание – это результат познавательной деятельности.

Самосознание – осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей.

Самооценка – это способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любое знание не появляется само по себе. Оно является результатом особого процесса – познания. Он может протекать непроизвольно или быть специально организованным, как на уроках в школе. Начинается познание в раннем детстве и не прекращается в течение всей жизни человека. Люди научились передавать знания из поколения в поколение, т.е. накапливать их. Независимо от места, цели, эпохи процесс познания всегда имеет субъект (кто познаёт?) и объект (что познаётся?).

Например, вам задали подготовить исследовательский проект по географии на тему «Экологические проблемы родного города». Вы будете выступать в качестве субъекта исследовательской деятельности, а экологические проблемы станут объектом. Итак, познание – это один из видов деятельности человека, направленный на формирование знаний о мире.

Как же современный подросток может получить достоверные знания о себе и окружающем мире? Конечно же, основными каналами формирования знаний являются учёба в школе, общение со сверстниками и родителями.

Основы различных наук, таких как математика, география, биология, физика, химия и т.д., вы получаете на уроках в школе. Эта полезная информация, помогающая понять, как устроен мир вокруг вас. Общение с ровесниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Ты можешь обсудить с ними книги, новые фильмы, музыкальные предпочтения, события в стране, вашем городе или в мире.

Родители, обладающие неоценимым опытом, помогают вам найти выход в сложной ситуации, дают советы. Ребёнок уже в раннем детстве начинает познавать не только окружающий мир, но и самого себя. Например, малыш, не желая, чтобы его кормили с ложечки, говорит: «Я сам!», тем самым он сообщает, что ему это сделать под силу.

Подросток уже стремится разобраться в себе и ответить на такие непростые вопросы, как «Кто я?», «Что я хочу?», «Что я могу?», «Чем отличаюсь от других?».

У каждого человека есть свои достоинства, которые нужно развивать, и недостатки, с которыми необходимо бороться. Желание узнать себя, раскрыть свои способности и таланты, разобраться в своих чувствах и переживаниях является естественным. Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей учёные называют самосознанием.

Для развития самосознания немаловажную роль играет самооценка, под которой понимают способность человека оценивать свои физические качества, практические умения, поступки и моральные качества.

Вам под силу оценить свои физические качества («Я быстро бегаю»), практические умения («Я умею играть в футбол»), поступки («Я помогаю маме по дому»), моральные качества («Я всегда выполняю данное обещание»).

Психологи выделяют разные виды самооценки: правильная и ложная, завышенная и заниженная.

От самооценки зависит поведение человека в различных ситуациях. Так, человек с завышенной самооценкой склонен переоценивать свою значимость, в общении с другими он высокомерен и заносчив, не воспринимает критику, что часто ведёт к конфликтам.

Человек с заниженной самооценкой не уверен в себе, безынициативен, ему сложно сказать «нет» окружающим, он зависит от мнения других. Согласитесь, что добиться успеха в любой деятельности с ложной самооценкой нелегко.

Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Невозможно найти двух совершенно одинаковых людей. Даже близнецы отличаются друг от друга интересами, предпочтениями, вкусами. Вы, например, хорошо рисуете или быстро считаете в уме. А ваш друг сочиняет стихи и играет на гитаре. У каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. От природы вы обладаете способностями, которыми, возможно, не всегда пользуетесь или не развиваете до уровня таланта. А зря, ведь от этих качеств зависит успешность в вашей деятельности. Наивысшим уровнем развития способностей и таланта является гениальность. Учёные считают, что гениальность зависит от мозга человека и память человека способна вместить примерно столько информации, сколько хранится во всех книгах Российской государственной библиотеки. Но способности человека ещё далеко не познаны и главная задача человека превратить свои потенциальные задатки в реальные способности путём развития силы воли, целеустремлённости, настойчивости и регулярности занятий и тренировок.

Чтобы познать себя и найти своё место в жизни, каждому из вас необходимо задуматься над вопросом: «В какой деятельности я смогу реализовать свой потенциал?». Не ждите, что ответить на этот вопрос будет легко. К сожалению, на поиск себя и своего дела могут уйти годы. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, «плыть по течению», а можно активно познавать себя, искать своё место в жизни. Помните, как говорил Марк Твен? «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите признаки самооценки.

Высокомерие. Человек ставит себя выше других.

Источник

Что такое самооценка обществознание

Человек, в отличие от животных, – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самопознаниеизучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным(совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным(выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3–8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценкаэмоциональное отношение к собственному образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

– сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким личность хотела бы быть;

– оценка других людей;

– отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Как полагают психологи, существуют три мотива для обращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благоприятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: большинство хотят повысить свое самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека самим собой, своей деятельностью.

Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

Нереалистическая: завышенная (у людей, ориентированных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориентированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ «Я». У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция)относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, какрефлексия (лат. reflexio – обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т. д.

A1. Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

2) формированием отношения к своей внешности

Источник

Презентация по обществознанию «Самооценка личности «

Что такое самооценка обществознание. Смотреть фото Что такое самооценка обществознание. Смотреть картинку Что такое самооценка обществознание. Картинка про Что такое самооценка обществознание. Фото Что такое самооценка обществознание

Описание презентации по отдельным слайдам:

Самооценка Личности подростка Дегтярева Марина Львовна, учитель истории МОУ средняя школа № 89

Темперамент Эмоции Чувства Характер Способности Интеллект Психологический портрет личности

Сегодня на уроке: 1. Мы сформулируем понятие самооценки и определим ее содержание 2. Ответим на вопросы: кто и что влияет на самооценку подростка? 3. Мы определим: как подросток сам может сформировать свою самооценку?

Что такое самооценка?

Самооценка это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств, достоинств и недостатков.

Каждому человеку приходится всю жизнь, порой, не отдавая себе в том отчета, познавать самого себя, узнавать что-то новое. Французский поэт XV века Франсуа Вийона.

«А как я выгляжу в глазах окружающих?», «А что они думают про то, как я выгляжу, как я поступаю?», «Я лучше остальных или нет?».

Подбери подходящие описания слов: Заниженная самооценка, завышенная самооценка, адекватная самооценка. ___________________________ – это когда человек видит себя таким, какой он есть на самом деле. __________________________ – это когда человек превозносит свои способности, а успехи окружающих принижает. ____________________________ – это когда человек принижает свои способности. Это делает его неуверенным и тревожным. Адекватная самооценка Завышенная самооценка Заниженная самооценка

Люди с низкой самооценкой Неуверенны в себя Тревожны Безынициативны Боятся совершать ошибки Постоянно мечтают о физическом совершенстве Не умеют принимать комплименты Бывают либо болтливы и высокомерны, либо робки и унижены Пытаются командовать другими или позволяют веревки вить из себя Либо не приемлют критики, либо приходят от нее в отчаяние

Люди с адекватной самооценкой Уверенные в себе Реально оценивают свои возможности и способности Стараются не совершать ошибок Воспринимают себя такими, какие они есть Знают как можно достигнуть высоких результатов Находчивы Общительны С чувством юмора Оптимисты

Люди с высокой самооценкой Делают ошибки и учатся на них Принимают свой физический облик таким какой он есть, но могут превозносить свою внешний вид Спокойно воспринимают комплименты Заботятся о своем физическом и эмоциональном здоровье Критикуют других Переоценивают себя Обидчивы Подозрительны Агрессивны

Я-Психолог Определи самооценку и темперамент известного героя Завышенная, холерик Заниженная, меланхолик Адекватная, сангвиник Завышенная, холерик Адекватная, сангвиник

Подсчет баллов 50—38 баллов. Завышенная самооценка. Вы довольны собой и уверены в себе. Вы любите подчеркивать свое «я», выделять свое мнение. Вам безразлично то, что о вас говорят, но сами вы имеете склонность критиковать других. Чем больше у вас баллов, тем больше вам подходит определение: «Вы любите себя, но не любите других». Но у вас есть один недостаток: слишком серьезно к себе относитесь, не принимаете никакой критической информации.

Подсчет баллов 37—24 балла. Адекватная самооценка. Вы живете в согласии с собой, знаете себя и можете себе доверять. Обладаете ценным умением находить выход из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях с людьми. Формулу вашего отношения к себе и окружающим можно выразить словами: «Доволен собой, доволен другими». У вас нормальная здоровая самооценка, вы умеете быть для себя поддержкой и источником силы и, что самое главное, не за счет других.

Подсчет баллов 23—10 баллов. Заниженная самооценка. Очевидно, вы недовольны собой, вас мучают сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями, своей внешностью, возрастом и т.д. Остановитесь! Разумеется, никто не требует от вас самодовольства, но вы должны принимать себя, уважать себя, поддерживать в себе этот огонек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *