Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс

Самостоятельные и служебные части речи

Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Фото Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие части речи

Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяют слова по значениям и грамматическими свойствам.

Чтобы узнать к какой части речи относится слово, нужно определить:

семантическое или общее грамматическое значение (что называет слово);

морфологический признак (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени)

какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.

В русском языке 10 частей речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия.

Части речи можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.

Сейчас узнаем, какие части речи самостоятельные, а какие служебные.

Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи — это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение: называют предметы, признаки, действия, количество.

В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль: подлежащее, сказуемое, дополнение и другие.

К самостоятельным частям речи относятся:

Имя существительное — обозначает предмет, лицо, явление, понятие и отвечают на вопросы: кто? что?

Имя прилагательное — обозначает признак, свойство или принадлежность признака предмету и отвечает на вопросы: какой? чей?

Имя числительное — обозначает количество или порядок при счете предметов и отвечает на вопросы: сколько? который?

количественные: (сколько?) один, миллион;

собирательные: (сколько?) оба, пятеро;

порядковые: (который?) первый, десятый.

Местоимение — указывает на лицо, признак или количество, конкретно не обозначая их.

личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой;

относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько;

отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько;

определительные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, другой;

указательные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столько, столько-то.

Глагол — обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

причастие — обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию или состоянию и отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? какой? какая? какое?

деепричастие — обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Наречие — обозначает признак действия (слушать внимательно), признак другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (пальто навырост) и отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?

Категория состояния — обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды (холодно, жарко).

Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос и обладает определенным грамматическим значением. Покажем это в таблице самостоятельных частей речи.

Источник

Самостоятельные и служебные части речи

Слова рус­ско­го язы­ка делят на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи в соот­вет­ствии с их грам­ма­ти­че­ски­ми и син­так­си­че­ски­ми признаками.

Рассмотрим, какие само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи суще­ству­ют в рус­ском языке.

Что такое части речи?

Например, неко­то­рые сло­ва име­ют общее зна­че­ние пред­мет­но­сти (небо, кра­со­та). Другие сло­ва объ­еди­ня­ет спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак, каче­ство или при­над­леж­ность (синий, доб­рый, дедуш­кин). Многочисленная груп­па слов обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние (увлечь, почув­ство­вать) и т. д.

Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Фото Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс

Чтобы опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во, важ­но выяснить

В соот­вет­ствии с эти­ми основ­ны­ми кри­те­ри­я­ми все сло­ва делят­ся на само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи.

Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Фото Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс

Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи назы­ва­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия, коли­че­ство и пр. Они обла­да­ют общим зна­че­ни­ем, оди­на­ко­вым для всех слов этой части речи, и грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, харак­тер­ны­ми для них. В пред­ло­же­нии само­сто­я­тель­ные части речи выпол­ня­ют опре­де­лен­ную син­так­си­че­скую роль (под­ле­жа­щее, ска­зу­е­мое, допол­не­ние и пр.).

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие само­сто­я­тель­ные части речи:

Слово каж­дой само­сто­я­тель­ной части речи отве­ча­ет на опре­де­лен­ный вопрос. Оно обла­да­ет общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем, при­су­щим для всех слов этой части речи. Чтобы нагляд­но это про­де­мон­стри­ро­вать, соста­вим сле­ду­ю­щую таблицу.

Таблица «Самостоятельные части речи»

Части речиОбщее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ниеВопросыПримеры
Имя суще­стви­тель­ноепред­меткто? что?юно­ша, день
Имя при­ла­га­тель­ноепри­знак предметакакой? чей?храб­рый, соловьиный
Имя чис­ли­тель­ноеколи­че­ство или поря­док пред­ме­тов при счётесколь­ко?
который?
семь, двое
вто­рой, восьмой
Местоимениеука­зы­ва­ет на предмет,
при­знак или количество
кто? что?
какой? сколько?
я, ты, он, они
каж­дый, несколько
Глаголдей­ствие или состо­я­ние предметачто делать?
что сделать?
гла­дить, думать
решить, придумать
Наречиепри­знак дей­ствия, состо­я­ния или дру­го­го признакакак? где? когда? поче­му? зачем?вдво­ем, ввер­ху, навсе­гда, сгоряча
Категория состо­я­ниясосто­я­ние живых существ, средыо чём говорится?пас­мур­но, душно

Глагол име­ет осо­бые формы:

1. при­ча­стие, кото­рое обо­зна­ча­ет при­знак действия:

2. дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие при основ­ном дей­ствии, выра­жен­ным глаголом:

Служебные части речи

Служебные части речи — это груп­пы слов, кото­рые не име­ют лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Они не обо­зна­ча­ют пред­ме­ты, при­зна­ки, коли­че­ства или дей­ствия, а слу­жат для свя­зи слов, сло­во­со­че­та­ний и частей слож­ных пред­ло­же­ний или выра­жа­ют отно­ше­ния меж­ду ними.

К слу­жеб­ным частям речи принадлежат:

Предлоги

Предлоги свя­зы­ва­ют сло­ва друг с дру­гом и выра­жа­ют зави­си­мость име­ни суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го, чис­ли­тель­но­го или место­име­ния от дру­гих слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении:

Союзы

Союз слу­жит для свя­зи одно­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния, про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­го и фраг­мен­тов текста.

Весной воз­вра­ща­ют­ся в род­ные места сквор­цы. гра­чи и зяблики.

Сизая туча рас­ки­ну­ла свои кры­лья по все­му небу, но тон­кий золо­той луч про­бил­ся сквозь нее.

Частицы

Частица при­да­ет допол­ни­тель­ные смыс­ло­вые оттен­ки сло­вам или пред­ло­же­ни­ям и слу­жит для обра­зо­ва­ния неко­то­рых форм слов.

Лес как буд­то бы при­та­ил­ся и замер, при­слу­ши­ва­ясь к шагам охотников.

Не про­чтешь ли нам свои стихи?

Пусть све­тят­ся твои гла­за радостью!

К сло­вам слу­жеб­ных частей речи нель­зя задать вопрос. Служебные части речи само­сто­я­тель­но не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, одна­ко вхо­дят в состав тех слов, с кото­ры­ми упо­треб­ля­ют­ся в высказывании.

Чтобы понять отли­чие слу­жеб­ных частей речи от само­сто­я­тель­ных, рас­смот­рим таблицу.

Таблица «Отличие самостоятельных и служебных частей речи»

Самостоятельные части речиСлужебные части речи
1. име­ют лек­си­че­ское значениенет лек­си­че­ско­го значения
2. мож­но задать вопроснель­зя задать вопрос
3. име­ют грам­ма­ти­че­ские признакине изме­ня­ют­ся
4. делят­ся на морфемыне име­ют мор­фем­но­го состава
5. само­сто­я­тель­ный член предложениячлен пред­ло­же­ния толь­ко с дру­гим словом

Междометие

Междометие не при­над­ле­жит ни к само­сто­я­тель­ным, ни к слу­жеб­ным частям речи. Слова этой части речи непо­сред­ствен­но выра­жа­ют чув­ства гово­ря­ще­го или его воле­изъ­яв­ле­ние, не назы­вая их:

Из-за этой спе­ци­фич­но­сти меж­до­ме­тия выде­ля­ют­ся в отдель­ную груп­пу слов, кото­рую невоз­мож­но отне­сти ни к одной само­сто­я­тель­ной или слу­жеб­ной части речи.

Междометия — это неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. От слу­жеб­ных частей речи они отли­ча­ют­ся тем, что не выра­жа­ют отно­ше­ний меж­ду сло­ва­ми и частя­ми пред­ло­же­ний и не вно­сят в выска­зы­ва­ние допол­ни­тель­ных смыс­ло­вых оттен­ков. В соста­ве пред­ло­же­ния меж­до­ме­тия син­так­си­че­ски не свя­за­ны с дру­ги­ми сло­ва­ми и не явля­ют­ся чле­на­ми предложения.

Тьфу, что за глу­по­сти он говорит!

Видеоурок (5 класс)

Источник

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока : Самостоятельные и служебные части речи

Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку в разных видах речевой деятельности, научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи.

Расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.

Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

— Какая погода сегодня за окном?

— Какое настроение она навевает на вас?

— Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

Письмо под диктовку.

На этажи, по эскалатору, с эскимо, в Эрмитаж, перед экскава­тором, за экраном.

— Можно ли отданных слов образовать слова с приставками?

Записать отгадки так, чтобы, приписав еще одно слово, получилось словосочетание.

— Что мы называем словосочетанием?

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ

Ходит скалка по дороге,

И теперь у нас дорога

Как линейка, ровная. (Дорожный катокгрейдер)

Через поле и лесок

Он бежит по проводам,

А слышно там. (Автоматический телефон)

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Телега без коня. (Грузовой автомобиль)

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную. (Космическую ракету)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

Лишь оставили дымок. (Железнодорожные вагоны и локомотив)

То встань, растянись. (Школьный звонок)

Беседа о многообразии слов.
-Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? (нет)
-А во всех языках вместе взятых? (нет)

Представьте себе большой мешок, из которых высыпались слова. Что делать?
Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо? Будет ли порядок?

Создание проблемной ситуации.

Постановка проблемы.
— Как же классифицировать слова?
Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

— Давайте, ребята, поможем нашим частям речи.

Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Смотреть фото Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Смотреть картинку Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Картинка про Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс. Фото Что такое самостоятельная и служебная часть речи в русском языке 4 класс

— Скажите, правильно ли стали части речи?

Если ученики не смогут задать вопрос к слову «я», или, невзирая на подсказку, станут задавать такие вопросы к предлогам, как, например, где? – «под», «на», «рядом»: отсюда либо «рядом» попадет в служебные, либо «под» и «на» в самостоятельные. Чтобы избежать путаницы или распутать ее, я предложила ученикам послушать.

Здесь на помощь может прийти вопросно-ответная форма примеров. Спрашиваю ученика, который только что вытирал написанное с доски: «Кто вытирал с доски?». Он ответит: «Я». Задаю вопрос классу: «Ребята, вам понятно, что значит слово «я», кого оно называет?»

Ученики делают вывод, что части речи стали неправильно и помогают им (записывают слова по столбикам).

Ответим на вопрос стр. 62

Вывод: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

Сообщение темы и цели урока.

-Эти группы называют частями речи. Как вы понимаете это выражение – части речи? (Все слова – речь. Речь делится на части, слова каждой части отличаются вопросами. На которые они отвечают, и тем, что они обозначают.)

Источник

Урок русского языка в 4 классе «Самостоятельные и служебные части речи»

Тема: Части речи: самостоятельные и служебные.

Задачи урока: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

Цель урока: дальнейшее формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) учащихся в процессе совершенствования умения распознавать самостоятельные и служебные части речи.

1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.

2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения).

3. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

Ресурсы: : проектор, презентация «Части речи»; учебник «Русский язык» 4 класс. Доска, мел, тетрадь

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
– А девиз у нас, каков?
« Больше дела, меньше слов»

II. Актуализация знаний.

— Тема сегодняшнего урока не является для нас новой, но сегодня мы взглянем на нее под новым углом, более серьезно. Чтобы узнать о чем пойдет речь, вам придется поработать в группе. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах. Найдите первое задание. Как вы думаете, что надо сделать? (составить предложения)

Бабушка, любить, свои, внуки.
Она, рассказывать, они, русские, сказки.

в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как )

— Прочитайте получившийся текст.
— Из каких частей речи состоят данные предложения?
— Что общего между всеми этими частями речи?
— Надпишите названия частей речи над словами.

— А теперь ознакомьтесь с заданием № 2. Я вам предлагаю сделать то же самое.

— Молодцы. А теперь посмотрите на экран.( слайд 3 )

— Скажите, вы согласны с тем, что видите на экране. (Есть лишнее слово – в – в первом столбике, и он – во втором столбике. ) А можете эти группы вы назвать? (Самостоятельные и служебные)

— А я еще добавлю: Узнать, чем отличаются служебные и самостоятельные части речи?
Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?
Какие части речи важнее?
Можно ли обойтись без служебных частей речи?

— На какие из этих вопросов вы можете ответить сейчас? Сможем ли мы дать ответ на все эти вопросы на одном уроке? Конечно, нет.

III. Усвоение учебных знаний

1. Учебник страница 62, работа над таблицей

Далее выступление каждой группы.

2. Работа в паре – с. 63 упр. 129 «Поэтическая минутка»

3. Работа в группах ( листочки А4) – с. 63 упр. 130, выступление групп

С. 64 упр. 131, 132 (письм.) – сам.работа, проверка

С. 64 упр. 134 (устно) – работа в паре
Детям предлагается вновь поработать в группах.
1 уровень. Распределить слова по частям речи.
Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы,

открытый, с, наш, а, кто-то, мальчик, пишут, кот.
2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные и глаголы.

Дополнительно запиши по три предлога и союза.
Веселье –
Холод –
Мороз –
Зелень –
— Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу.

— Встаньте та группа, которая справилась с работой на отлично и хорошо.

— Ребята, давайте попробуем проанализировать, насколько хорошо мы поработали на уроке.

Кто считает, что он справился со всеми задачами нашего урока?

Кто считает, что ему еще надо поработать дома, чтобы хорошо усвоить тему?

— Достигли цели урока?

— На следующем уроке мы продолжим работу с частями речи. А сегодня вы все молодцы.

Учитель оценивает работу групп. Выставляет отметки за урок. Домашнее задание: с. 64 упр. 133

Источник

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Электронные ресурсы по теме урока:

Прочитайте стихотворение О. Высотской.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы ― местоименье.

Бьёт числительное семь ―

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем!

Мы наречием отлично

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

А потом у тёплой печи

Повторяем части речи.

Как вы думаете, почему автор О. Высотская назвала своё стихотворение «Веселая грамматика»?

Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).

Сегодня мы будем говорить о частях речи.

Тема: Какие бывают части речи?

Я вспомню: изученные части речи

определять по изученным признакам слова различных частей речи;

распознавать изученные части речи;

находить изученные части речи в тексте;

подбирать примеры слов изученных частей речи

1. Работа с правилом.

Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.

На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)

Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)

Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.

Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.

Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.

Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.

Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.

Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.

Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);

одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);

женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).

Имена существительные изменяются по числам и падежам.

И.п. что? земля кто? собака

Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки

Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке

В.п. (вижу) что? землю кого? собаку

Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой

П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке

Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),

в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).

Имена числительные могут быть количественными (один, два, . десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).

Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).

Произносите слова правильно:

восемь [м’] восемнадцать [м]

Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.

Личные местоимения указывают на лицо.

Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.

Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.

Личные местоимения изменяются по числам:

Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).

Глаголы изменяются по числам.

Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.

Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;

Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;

Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.

Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.

Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.

Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.

Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.

Вспомните, глаголы с частицей «не» пишутся раздельно.

Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.

предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие

На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.

Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.

мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.

Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.

Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.

Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.

4. Тренировочный модуль.

Пропишите буквы безударных гласных в корне.

Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» слова с орфограммой «безударные гласные в корне слова». Напиши проверочные слова.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Выпишите числительное и глагол.

2. Словарная работа.

ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.

3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18

4. Спишите наречия в алфавитном порядке.

Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.

5. Определите, к каким частям речи относятся данные слова. Распределите слова на 3 группы. Обозначьте орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне».

Существительное прилагательное глагол

Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.

6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.

Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.

Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.

С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.

7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.

8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.

лес, зардел, солнце, на, тёмный

9. Определите число и род имён прилагательных.

О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,

на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.

10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.

тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)

долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)

11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.

Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.

12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.

Три морковь хорошо

Ты возьми для супа три больших моркови.

Бабушка поставила пирожки в печь.

Сестра блины стала печь.

Цветное покрывало всю кровать покрывало.

Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.

13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.

Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.

14. Решите кроссворд.

6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *