Что такое сарафан в древней руси
Русский сарафан: история и традиции
Сарафан — это вещь настолько же важная для женщин и девушек, как для мужчин кафтан. Учитывая, что в наше время кафтаны встречаются не так часто, сарафан, пожалуй, самый распространенный вид древнерусской одежды на сегодняшний день.
Ниже речь пойдет о тех видах сарафанов, которые сложились у староверов за их долгую историю. И действительно, видов сарафанов достаточно много:
По одной из версий, само слово «сарафан» происходит от персидского «serapa» — род длинной верхней одежды. Первое упоминание этого слова относится к XIV веку, как раз в связи завезенной азиатскими купцами верхней одеждой для мужчин. Уже с конца XV века он потихоньку начинает превращаться в женскую одежду. Самыми архаичными видами сарафанов являются глухие. В музеях нашей родины сохранилось немало образцов этого типа сарафанов. Часть из них имеет ложные рукава (рукава, не имеющие практического значения). Это средневековый рудимент, напоминающий о том, что некогда это была верхняя одежда.
Такой вид сарафанов исследователи называют «сарафан-ферязь» (илл. 1). На русском юге сарафаны подобного кроя назывались «шушун» (илл. 2), и зачастую их носили только девушки. Отличительной чертой этого типа сарафана являлось наличие переднего разреза, благодаря которому сарафан можно надеть как верхнюю одежду.
Илл. 1. Сарафан-«ферязь» из книги «Русский сарафан: белый, синий красный»
Илл. 2. Сарафан-«шушун»
Застегивался такой разрез на пуговицы, крепящиеся при помощи шнурочков, чуть позже к нему добавились и полоски драгоценной ткани. К XVII веку такой сарафан становится самостоятельным видом женской одежды (илл. 3).
Илл. 3. Женская одежда XVII века. ГИМ
В послераскольный период у староверов возникла внутренняя необходимость и потребность во что бы то ни стало сохранить связь с допетровской Русью, именно поэтому сарафан становится в буквальном смысле символом Святой Руси. Он получает бо́льшую популярность, и начинается этап бурного развития и эволюции сарафана. Прежде всего у него окончательно исчезают ложные рукава, а спинка становится у́же, проймы для рукавов шире. Также появляются новины в крое: добавляются клинья и складки, передний разрез становится ложным — так появились прямоклинные и косоклинные сарафаны. Также на таких сарафанах появляются лямки, в этом случае напоминает о своем предке лишь цельнокроеная спинка.
Однако глухие сарафаны (или хотя бы внешне близкие к ним) никуда не уходят. Наиболее близким к архаичному типу сарафана является сарафан уральских (яицких) казаков. Более того, в их обиходе сохранялась манера ношения нижнего (сарафанки) и верхнего сарафана, носившего название «ку́лем» или просто «сарафан». В некоторых поселках его называли «горбуном» (илл. 4). Это цельнокроеный сарафан, спинку которого укладывали в складки для уменьшения объема (илл. 5).
Илл. 4. Сарафаны уральских (яицких) казачек
Илл. 5. Спинка сарафана уральских казачек. Фонды Троицкого краеведческого музея
Шились такие сарафаны из дорогих тканей: парчи, шелка, штофа и т.д., украшались галуном (золотной лентой) и обладали шлейфом, по всей видимости, появившимся под влиянием городской моды. Сам сарафан при раскладке получал форму круга. До сих пор в некоторых населенных пунктах сарафаны являются семейной реликвией, так как в них девушки выходят замуж. Также до сих пор такой тип сарафана существует как моленный у казаков-староверов Каракалпакии (илл. 6).
Илл. 6. Староверка Нукуса в традиционном сарафане
Под таким сарафаном носили так называемую «сарафанку» — более практичную и более простую при шитье. Это сарафан с отрезной спинкой, который зачастую украшали машинной отстрочкой (илл. 7). Использовался он как домашний или рабочий сарафан, однако при переселении части уральских казаков в Сакмарский городок и включении их в оренбургское казачье войско, у оренбургских казаков он становится самостоятельным видом сарафана. И, в отличие от сарафана, его не украшали галуном (илл. 8).
Илл. 7. Спинка «сарафанки»
Илл. 8. Оренбургские казаки и казачки в «сарафанках»
Другой веткой пути глухого сарафана являлись моленные сарафаны федосеевцев и поморцев Прибалтики (илл. 9). Их особенность состояла и в том, что еще в ХVIII веке соборно запрещено ношение одежды из ярких тканей и одежды, несвойственной крестьянам. Отличающиеся одежды называли «мундиром антихристового воинства», «адской хламидой» и т.д. Также девушкам и женщинам полагалось распоясываться на молитву, чтобы скрыть фигуру. Это, безусловно, повлияло на особенности кроя. И несмотря на то, что по силуэту он всё еще напоминал глухой сарафан, в его основе лежали конструкции из клинов.
Илл. 9. Схемы кроя моленных сарафанов Прибалтики
Ткани подбирали либо домашнего изготовления, либо неброских цветов фабричного производства. К XX веку у староверов Прибалтики появляется своя разновидность круглого сарафана-«шубейки» (илл. 10), который носился как повседневный.
Илл. 10. Сарафан-«шубейка»
Говоря о круглом сарафане (илл. 11), который становится основным типом сарафана в конце XIX века, нельзя не заметить, что у семейских Забайкалья он становится еще и моленным сарафаном, почти полностью вытесняя косоклинный (илл. 12, 13).
Илл. 11. Схема кроя круглого (он же московский, он же прямой) сарафана
Илл. 12. Схема кроя косоклинного сарафана
Илл. 13. Семейские в сарафанах
В какую же еще сторону пошло развитие сарафанов? Среди староверов Нижегородья, Большого Урала и Сибири самым распространенным был косоклинный сарафан. Такие сарафаны могли иметь 16,12, 8 клинов, но самым распространенным был четырехклинный сарафан (илл. 14). Чуть позже появляется и двухклинный, как упрощенная версия четырехклинного.
Илл. 14. Раскладка четырехклинного сарафана. Верхнетагильский краеведческий музей
Все указанные территории испытали на себе влияние Русского Севера и центральных губерний, таких как Костромская и Владимирская. В связи с этим встречается довольно большое разнообразие вариантов.
Купеческое Нижегородье было близко Северу с его богатыми тканями (илл. 15), а южные районы тяготели к более бедному югу. Верхокамские староверы, подобно прибалтийским федосеевцам, имели достаточно скромный облик и носили «дубасы» из крашенины, домашнего холста, окрашенного в синий или черный цвет (илл. 16). Например, у федосеевцев Верхокамья моленным считался черный сарафан, обшитый красными полосками ткани. Подобного типа дубасы встречаются и у староверов Пермского края.
Илл. 15. Фото нижегородских крестьянок XIX века
Илл. 16. Верхокамские староверки в «дубасах». Фото из Московской археографической лаборатории
Староверы заводского Урала еще в XVIII веке соборно определили цвет моленных сарафанов как черный. Соборное постановление оказало большое влияние на предпочтение цвета, однако повседневные и праздничные сарафаны продолжали оставаться довольно яркими (илл. 17).
Илл. 17. Комплекс из Сивинского района Пермского края. «Дубас» из крашенины
Праздничный комплекс староверов Красноуфимского уезда Пермской губернии. На гуляние сарафан могли не подпоясывать
Также на Урале в начале XIX века полностью выходят из обихода глухие сарафаны-ферязи и входят в моду косоклинные сарафаны, а в конце XIX века их вытесняют круглые. Косоклинные остаются атрибутом староверов.
Однако и староверская мода претерпевает изменения. В начале XX века появляются новые виды сарафанов. Под влиянием городской моды формируется нижегородское полуплатье — сарафан с отрезной спинкой, которая кроилась по-городскому (илл. 18). А на Урале появляются сарафаны-горбачи, кроившиеся из полотна, имеющего вытачки от плечей и изготовлявшегося либо из покупной набойчатой ткани, либо из домашнего холста (илл. 19), и сарафаны-тельмошники, сарафаны на кокетке, к которой присбаривались две или более полос тканей, соединенных клинами (илл. 20). На Урале и в Сибири такие сарафаны чаще использовались как повседневные, однако в XX веке в некоторых общинах они становятся моленными.
Илл. 18. Схема нижегородского полуплатья
Илл. 19. Уральский сарафан-«горбач». Фонды СОКМ
Илл. 20. Уральский сарафан-«тельмошник». Реконструкция мастерской Елены Бойко
На севере и северо-западе появляется сарафан на лифе (илл. 21). Он представлял собой кроеный корсетообразный «лиф», к которому присбаривалась ткань. Сам «лиф» зачастую украшали машинной отстрочкой, а длина была меньше, чем у привычного круглого. Однако данный вид сарафана не прижился у староверов.
Илл. 21. Рисунок сарафана на лифе
Еще одним типом сарафана является «таличка» — это сарафан американских старообрядцев, представляющий из себя рубаху, пришитую к сарафану. То есть, по сути, это платье, но разные детали делают из разных тканей, чтобы напоминать собой комплекс «рубаха+сарафан» (илл. 22).
Илл. 22. Староверы Боливии в сарафанах-«таличках»
Мы с удивлением для себя можем обнаружить, как эволюционировали сарафаны, уйдя в долгое путешествие развития от глухого средневекового сарафана и придя, по сути, к похожему силуэту полуплатьев и тельмошников. Однако многие типы сарафанов существуют параллельно и до сих пор.
Сегодня мы лишь слегка прикоснулись к удивительному миру — миру русской традиционной одежды. Остается только надеяться, что вся эта красота не будет отчуждена для самих носителей. Ведь именно благодаря староверам, сохранившим всё это разнообразие, мы узнали об одежде наших предков. Безусловно, до сих пор продолжается и эволюция: например, с началом показательных выступлений церковных хоров РПсЦ все чаще стали появляться неподпоясанные косоклинные сарафаны и белые платки как форма для участниц хора, затем для клирошан, а затем — как моленная одежда вообще.
В этом ключе важно не думать о традиции как о чем-то закостенелом и не развивающемся. Пусть же не покроет плечи наших женщин «адская хламида»!
Русский сарафан
Сарафан – это элемент традиционного русского национального костюма, пожалуй, самая нарядная деталь повседневного и праздничного женского туалета, причем не только у русских женщин. Сарафаны пользовались популярностью у многих славянских народов, но только в России он стал национальным символом.
Сарафан является олицетворением славянской женственности, целомудренности, изящества и нежности. Именно поэтому его история получила новый виток развития. Сарафан, как тип одежды, есть в гардеробе у многих женщин по всему миру, но только русским вдохновляются самые знаменитые, признанные кутюрье, которые привели этот элемент гардероба в высокую моду.
История возникновения русского сарафана
Первые упоминания относятся к XIII веку: в одной из летописей использовалось это слово.
Интересно! Платья, похожие на сарафаны по крою, носили в самых разных странах – например, он часто встречается в национальных костюмах Скандинавских народов. Однако считается, что его изначальной родиной стала Азия – предположительно, Индия.
Существует несколько теорий происхождения слова «сарафан». Известно только, что оно точно было заимствовано из восточных или азиатских языков. Три наиболее известные версии происхождения этого слова:
Итак, становится ясно, что, ставший национальным символом, сарафан был вещью заморской, появившейся у нас благодаря налаженным торговым связям с другими государствами.
Кстати, на Руси сарафаны, хоть и были известны в 13 веке, стали носить не в эпоху раннего Средневековья: лишь в конце XV века эта одежда стала активно проникать в наш быт. Вот только носили это длинное «полу-платье» вовсе не прекрасные дамы: это был элемент исключительно мужского гардероба. Причем чаще всего сарафаны носили воеводы, а шились они из крепкой льняной ткани и имели очень простой прямой крой.
Однако в XVI веке (по некоторым источникам – в XVII веке) эта одежда перекочевала в женский гардероб. Почему так случилось – ответа нет. Однако сарафаны стали носить русские барышни и дамы любых сословий:
купеческие жены и дочери;
боярыни и великие княжны;
придворные дамы и т. д..
Интересно! Сарафан был популярен в Центральной России и в северных губерниях, на юге же была распространена поневная культура, то есть дамы облачались в юбки-поневы.
Но век сарафана был относительно недолог, ведь Петр I, борясь за европеизацию России, стремился максимально отгородиться от ее национальной самобытности. Он запретил ношение русского костюма, в том числе и сарафанов. До начала правления Екатерины II одевать его могли лишь крестьянки да купчихи с попадьями.
Однако после воцарения Екатерины II сарафан вновь вернулся в моду. Более того, на маскарадах и костюмированных балах императрица часто появлялась в традиционном русском наряде: в роскошном сарафане и расшитом драгоценными камнями кокошнике. Эта мода так полюбилась в Империи, что Николай I даже издал специальный указ в 1834 году, которым обязал придворных дам носить придворное парадное платье, созданное по образу и подобию традиционного сарафана.
Особенности русского сарафана
Итак, известно, что сарафан – не русское изобретение, одежда не исконно-славянского происхождения. Однако именно русские сарафаны имеют ряд особенностей, которые выделяют их из ряда других подобных платьев:
Вся национальная русская одежда отличается простым кроем. Однако изящество и нарядность образа получаются не за счет сложности самого наряда, а благодаря многослойности туалета. Так, например, замужняя женщина в праздник могла надевать до 20 (!) предметов одежды.
В повседневности женщины носили неяркие, неброские сарафаны, чаще всего черные, синие, коричневые или грязно-зеленые. Их не было жалко испачкать.
Праздник – это всегда время ярких тканей и роскошных красок. Праздничные одеяния не только шились из ярких, а часто цветастых тканей, но и вручную расшивались цветными нитями, причем за счет комбинации контрастных оттенков удавалось придать вышивке объем.
Разновидности русского сарафана
Русский сарафан выглядел совершенно по-разному в разных губерниях. Известно, например, что на юге России и вовсе практически не носили такой предмет одежды, а вместо этого существовала культура поневы. Различия были и в пошиве. Так, сегодня известно несколько основных кроев:
Прямой – самая простая модель с лифом, которая была особенно популярна в Московской губернии.
Туникообразный – был глухим и шился либо из двух полотен ткани, либо, чаще, из одного.
Косоклинный – имел шов или разрез спереди (то есть был распашным). Передняя часть богато декорировалась.
Полуплатье – это модель прямого кроя с лифом на кокетке. Очень нарядный и изящный вариант.
Интересно! Многие сарафаны были распашными, то есть застегивались спереди. Из-за этого вдоль шва часто располагались медные пуговицы и яркая вышивка, которая придавала одежде более нарядный и интересный вид.
В разделе «Русский сарафан» вы всегда сможете увидеть самые разные модели сарафанов. Практически все существующие виды кроя представлены на странице.
В разных губерниях совершенно иначе украшали повседневные и праздничные наряды. На юге часто использовались красные нити для очень плотной орнаментальной вышивки, в то время как в Орловской губернии, например, было распространено сочетание черной и красной нити для объемной вышивки.
Русский сарафан в современной моде
В современной моде сарафан не сдает своих позиций. Многие кутюрье вдохновляются этим элементом русского национального костюма и делают его частью своих показов. Так, среди самых известных мэтров высокой моды к образу сарафанов русских барышень обращались:
модный дом Валентино;
Ив Сен-Лоран (он и вовсе считает, что русский стиль никогда не выходит из моды);
модный дом Гуччи и т. д..
Сегодня, кстати, возникает тенденция повышенного интереса к этно-стилю, то есть люди стремятся возвратиться к своим истокам и все чаще выбирают, как основу своего стиля, одежду, близкую к национальным костюмам своего народа.
Между прочим, русский сарафан интересен не только как элемент модного и стильного гардероба. Он, как и вся русская культура, вдохновляет артистов по всему миру. Посмотрите, например, как выступают танцоры из Коста-Рики, как органично смотрится на девушке столь восхитительная вещь! (https://www.youtube.com/watch?v=RMDGVuYcd2A).
С чем носить русский сарафан
Носить русский сарафан сегодня можно в соответствии с традициями или на современный лад. Сочетать этот элемент гардероба можно с:
белой рубахой с длинным рукавом (желательно, чтобы рукава были украшены вышивкой);
блузками (желательно покроя «распашонка»);
сапожками – так выглядели дамы на гравюрах и старинных картинках;
плетеными босоножками или туфлями на небольшом каблучке или на плоской подошве, напоминающими балетки: то есть с округлым носком и желательно – с перепонкой.
В жаркое время года вполне допустимо надеть сарафан с широкими лямками на голое тело.
Интересно! Замужние женщины не имели права выходить с непокрытой головой, поэтому волосы обязательно на улице закрывались хотя бы платком, который красиво дополнял русский сарафан. Если вы хотите последовать этой традиции, не забудьте заглянуть в раздел «Русские платки» и выбрать действительно подходящий к наряду аксессуар.
Сегодня сарафан остается той одеждой, которая идет девочкам, девушкам и женщинам любых возрастов и с любыми формами. Молоденькие леди могут позволить себе приталенные модели, которые подчеркнут тонкость и изящество стана, а женщины постарше могут выбрать вариант с более многослойным верхом.
Аксессуары русского сарафана
Русский сарафан был, как сказали бы сейчас, «базовым элементом» женского гардероба. Однако известно, что женщины носили многослойные наряды и всегда сочетали его с интересными аксессуарами:
головным убором – это мог быть платок, рогатая шапочка-кичка для замужней женщины, ленты или обручи в волосах для девиц или даже расшитый самоцветами кокошник;
шнуром или широким вышитым поясом;
красиво вышитым передником, который делал образ более нарядным и интересным.
Сами сарафаны и соответствующие аксессуары всегда можно увидеть в разделе «Русский народный костюм» и создать аутентичный славянский образ!
Ткани русского сарафана
Сарафаны носили «и в пир и в мир». Это была и повседневная, и праздничная одежда, которую для разных целей шили из разных материалов и интересно украшали. Простолюдинки чаще всего использовали следующие ткани:
домотканое шерстяное полотно и т. д..
Крестьянки редко могли позволить себе шелковые одеяния, поэтому основное отличие повседневного и праздничного нарядов заключалось в его покрое и в цвете: красные сарафаны надевали только по праздникам или на свадьбу. В повседневности чаще всего использовались более простые оттенки – синий, зеленый, коричневый.
Интересно! Некоторые исследователи утверждают: чтобы повседневный сарафан лучше держал форму, у него была подкладка из жесткой пропитанной воском дешевой холстины.
Знатные же дамы могли позволить себе роскошные ткани, например:
тонкую шерстяную ткань и т. д..
Кроме того, богатые женщины декорировали свои сарафаны не только вышивкой, но часто золотыми и серебряными нитями, бисером, речным жемчугом и даже самоцветами. Крестьянки же довольствовались медными или оловянными пуговицами и цветными орнаментами.
Как украсить русский сарафан
Русские сарафаны, даже повседневные, для простой работы, всегда были богато украшены. Чаще всего элементами украшения являлись:
роскошная вышивка ручной работы с обережными символами-орнаментами;
драгоценности, жемчуг, который пришивали на сарафан;
яркие пуговицы – например, из олова, меди, бронзы и т. д..;
ленты из парчи, кружева и т. д..
Особо стоит отметить, конечно же, вышивку. Женщины и девушки вручную расшивали свои наряды яркими нитями, часто – драгоценными, из золота и серебра. Расположение рисунков, сами орнаменты, их цвета о многом говорили – от достатка семьи до положения самой девушки. Благодаря украшениям, часто можно было понять, замужем ли женщина, сколько у нее детей и т. д..
Сегодня русские сарафаны остаются невероятно востребованными не только как элемент национального достояния, как концертный наряд, но и даже как повседневная или праздничная одежда в аутентичном русском стиле.
Русский сарафан: история и выкройка сарафана
Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.
Русский сарафан в старинных народных песнях
Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях, которые можно было услышать еще в начале прошлого столетия:
Он не в шубе, не в кафтане,
В длинном белом сарафане.
Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai (одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.
Женской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Судя по письменным источникам (завещаниям, договорам, закладным, запискам путешественников и т.д.), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через голову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц.
Однако, подобная накладная одежда — шуба, шубка, сукман, ферязь, саян, шушун — в городах известна была значительно раньше. Например, в приданом волоцкой княжны конца XV века встречаются шубы красного, багряного и светло-зеленого цвета из дорогого фландрского и английского сукна.
Вероятнее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую значительно раньше, с середины или конца XIV века и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем распространившиеся под влиянием городской моды и в деревне. До петровских указов об обязательном ношении в городах европейской одежды, сарафаны носили и дворянки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.
История русского сарафана
Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный термин, обозначающий русскую традиционную длинную горничную одежду на лямках. Сарафан входил в состав женского народного костюма центральных и северных губерний России, вместе с переселенцами «переехал» в Сибирь, а на рубеже XIX и XX веков стал модным и на юге нашей Родины.
Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны (шушун, саян, ферязь, дубас). Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотнища или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей белого, красного, черного и темно-синего цветов.
Подобные черные сарафаны сохранились до начала XX века в некоторых уездах Воронежской губернии как элементы девичьего костюма — там, где женский костюм с поневой достаточно долго сохранялся и считался единственным вариантом женской одежды. Некоторые разновидности глухих сарафанов имели сзади фальшивые декоративные откидные рукава, пришивавшиеся к краю проймы.
Виды русских сарафанов
Самый модный сарафан второй половины XIX-начала XX века почти на всей территории России — прямой или круглый. На севере, в Сибири и на юге его нередко называли москвичом или москалем. Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шелковых или шерстяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Крой был самый простой — несколько (от четырех до восьми) прямых полотнищ ткани сшивали между собой и верхний край собирали в мелкие складочки. Каждый москаль, обжившись на новом месте, приобретал местный колорит, поэтому прямые сарафаны были не похожи друг на друга.
Самым «молодым» русским сарафаном стал сарафан на лифе. Пышная прямая юбка пришивалась к лифу, плотно облегающему грудь и спину. Распространение подобной одежды связывают с влиянием традиции переселенцев из западных районов России.
Косоклинный распашной сарафан
Самым популярным на протяжении XVIII—первой половины XIX века был косоклинный распашной сарафан. Косоклинник шили из трех основных полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищам пришивались несколько косых клиньев, которые значительно расширяли подол. Неширокие вверху, некоторые сарафаны по подолу достигали восьми и более метров.
Передние полотнища сарафана застегивались на металлические дутые, ажурные или литые пуговки с петлями из шелкового или шерстяного шнурка, отсюда и пословица про щеголих: «Пуговки литые, петельки витые». Пуговиц могло быть тринадцать, девятнадцать и более. В более поздние времена в некоторых костюмах застежку стали имитировать или вовсе зашивать.
Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застежки пришивали металлические галуны, серебряные и золотные кружева, узорные ленты. Праздничные косоклинники шили из самых разнообразных тканей: из холста домашнего производства с масленой или кубовой набойкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или черного цветов, кумача, нанки, китайки, но особенно ценились сарафаны, сделанные из дорогих покупных тканей: парчи, узорного шелка. тафты, штофа, бархата. Представьте, как роскошно смотрелся такой сарафан: «шупка женская холодная, атлас красный, круживо кованое золотное».
В XVII веке богатые сарафаны могли быть оторочены мехом, как, например, «кунтыш камчатный, кружево золото и серебряно, огонки бобровые». Конечно, такие наряды носились не одним поколением. И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления праздничного костюма затрачивались немалые деньги. В одной из росписей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой «шушун сукна красного с нарядом» стоимостью четыре (!) рубля и «крашенинник с нарядом», стоимостью восемь гривен. Народ подшучивал над своей любовью к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк»
В тех районах, где были распространены сарафанные комплексы, наряды с праздничными косоклинными распашными сарафанами носили мешанки, дочери и жены купцов и ремесленников в больших и уездных городах, девушки и женщины из состоятельных крестьянских семей. Несколько стилизованные «русские сарафаны», сшитые модистками, носили некоторые дворянки, шили их и специально для костюмированных балов.
Сарафаны надевали на одну или две рубахи (нижнюю и верхнюю), для создания пышной формы поддевали нижние юбки, а во второй половине XIX века и кринолины. Чаше всего сарафаны подпоясывались. Сверху на них, в зависимости от местной традиции, надевали различных фасонов душегреи, шугаи или кофты. Такие богатые костюмы обязательно венчали головные уборы: у девушек — повязки, венцы, короны, у женшин — сороки, повойники, кички, кокошники.
Завершали такие костюмы всевозможными украшениями, шалями или даже тончайшей шелковой фатой. На ноги, начиная с XVII столетия, обували искусно сделанные сапожки из яркой и тонкой кожи, а с XIX века — городские модные ботинки «полсапожки, носки лаковые».
Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:
Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.
Очень точно подмечено в этой задорной частушке 20-х годов прошлого века. Однако носить сарафаны после революции 1917 года перестали не из-за дороговизны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объявили пережитком прошлого.
Камка — тонкая шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань: характерная особенность камки — сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном).
Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью (жесткость тафты появлялась благодаря тугой скрутке нитей ткани).
Штоф — шелковая плотная ткань с одноцветным узором.
Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбеливания и прокрахмаливания миткаль получал название — коленкор, после набивки узора — ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач.
Китайка — в XIX веке под этим названием подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета.
По материалам журнала «Славянка»
Видео: Технология изготовления косоклинного сарафана. Автор Элина Глушкова
Русский сарафан. Фото
В фотогалерее представлены несколько фотографий современных девушек-старообрядок в сарафанах.
Полный учебник церковнославянского языка
Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.
Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского
Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!