Что такое саунд дизайн

Саунд дизайнер (Sound designer)

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Саунд дизайнер (Sound designer) — это специалист, который способен определять, управлять и создавать аудио-элементы. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Данные навыки активно используются в различных видах искусства (театр, кино и т.д.), а также при создании коммерческих проектов (индустрия рекламы, производство компьютерных игр и прочее). Это профессия является частью звукорежиссерской работы.

Задача, которую преследует саунд дизайн заключается в формировании конкретного настроения и атмосферы.

Особенности профессии

Как и любая специальность, саунд дизайн имеет ряд характерных особенностей и ключевых характеристик, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии. К их числу относятся следующие.

На основе специфика данной профессии складываются определенные ее преимущества и недостатки.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

Минусы:

Важные качества

Будущему специалисту, который планирует развиваться в данной области в обязательном порядке требуется набор следующих обязательных качеств:

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Обучение на Саунд дизайнера

На данный момент, многие специалисты данной области признают, что система образования в этой сфере значительно устарела. Однако, есть ряд ВУЗов и коммерческих школ, которые готовят профильных специалистов по дизайну звука.

В Санкт-Петербурге данная дисциплина появилась впервые в 2003 году в Гуманитарном университете Профсоюзов. Она преподавалась в рамках специальности “Режиссура”. ввел такую дисциплину профессор Н.И Дворко. В том же 2003 году он выпустил несколько методических пособий по преподаванию дисциплины “Звуковой дизайн”.

В ВУЗах Москвы преподавание этой специальности началось с 2008 года. Эту дисциплину преподают в следующих столичных университетах.

Современные реалии таковы, что образования в ВУЗе по делу такого рода недостаточно. Из-за устаревшего подхода и технологий, высшие учебные заведения выпускают специалистов с существенными пробелами в важных областях. Поэтому помимо профильного образования в институте или университете профессионалы данной области рекомендуют окончить специализированные профильные курсы и заниматься самоподготовкой.

Также полезным окажется прохождение практики в постпродакшн-студии в качестве стажера. Здесь можно получить опыт, а также профессиональную оценку специалистов и советы в отношении тех областей, которые необходимо подтянуть.

Кроме того, научиться профессии, помимо перечисленных образовательных учреждений можно и в таких, как:

Источник

Профессия саунд-дизайнер: как зарабатывать на озвучивании пространства

Любовь Карась

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Василий Филатов

Основатель Института звукового дизайна и агентства SoundDesigner.PRO, композитор, саунд-дизайнер.

Направления саунд-дизайна

Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Мир саунд-дизайна многократно увеличился за последние 10 лет и стал одним из самых перспективных направлений

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Интерактивный sound design

Возьмем самый простой пример. У вас в мобильном телефоне несколько приложений для общения. Скажем, пусть это будут Вконтакте, WhatsApp, Telegram. Каждый раз, когда приходит сообщение, вы понимаете, какое приложение открыть. Звук упрощает коммуникацию с устройством.

Если говорить об окружающем пространстве, звук помогает и тут: вы знаете, что замок открыт, автомобиль завел двигатель без ошибок или что чайник вскипятился. На уровне ощущений вы сразу же понимаете, что дверь открылась.

Звуковой дизайн выходит за пределы компьютерных игр и кино, он становится частью нашего быта

Я выступаю за концептуальный саунд-дизайн. Возьмем, например, проект для «СИЛЫ света» — презентацию Porsche Macan. Вводных со стороны агентства было немного, пришлось самому полюбопытствовать, «а что же такое Macan»?

Sound design в музыке

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Классический пример — если наложить 4 разных звука, сыгранных на одной ноте вместе, и найти баланс между ними, то мы создаем новый звук. Это и есть синтез, только в данном случае, на основе микширования. Новый, интересный, узнаваемый и захватывающий звук становится ключом к музыкальному произведению.

Музыкальный синтез помогает раскрывать историю по-новому, потому что визуальные формы требуют нового решения. Например, мы видим на экране фантастический мир роботов. Если мы просто возьмем музыку Джона Уильямса или Прокофьева, наверное, это будет работать немножко странно. Но стоит найти новые тембры, и даже музыка Бетховена начинает открываться совершенно по-другому.

Sound design в кино

Сейчас подрастают молодые, талантливые режиссеры. Российские студии уже более 10 лет работают над международными проектами, включая Голливуд. Отечественные сериалы начинают осваивать платформы Netflix, а о «Маше и Медведе» знают теперь по всему миру. Выходя на мировой рынок с гигантской аудиторией, мы должны также быть более ответственны к звуку. И — это ведь не только фантастика и «бластеры».

Sound design в пространстве

Создавать звуковой дизайн безумно интересно. Вот вы берете в руки лист бумаги, надрываете его и можете попробовать переосмыслить звук: ведь почти так же звучит короткое замыкание в электрической цепи.

Саунд-дизайнер берет звуки из повседневной жизни и переосмысливает их

Перспективы для саунд-дизайнеров

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Активно развивается генеративная музыка — это музыка, которая сгенерирована на основе алгоритмов. Мы скоро услышим совершенно новые интересные тембры, созданные компьютером. Звук дает возможность снять напряжение со зрения: если вы пилот самолета или космического корабля, вам нужно учитывать сотни параметров. И звук способен сообщить вам информацию быстрее, не переключая фокус внимания.

Источник

Профессия саунд-дизайнер: кто это, с чего начать и где работать?

Саунд-дизайн — творческая сфера деятельности, основой которой является работа со звуком. Как стать саунд-дизайнером? Чем саунд-дизайнер отличается от композитора? И где может работать специалист этой индустрии? Ответы на все эти вопросы вы можете узнать на Sound Safari, буткемпе образовательной платформы Skillbox, который пройдет с 27 августа по 5 сентября.

К запуску проекта приглашенные преподаватели буткемпа Василий “Bvoice” Константиновский и Андрей Попеску, основатели музыкального стартапа, лейбла и агентства Svoboda Zvuka, рассказали о тонкостях работы и возможностях трудоустройства для саунд-дизайнеров.

Кто такой саунд-дизайнер?

Сегодня есть много вариантов получения навыков: от обучающих видео на YouTube до высшего образования. Например, во ВГИК и Институте Телевидения и Радиовещания специалистов готовят уже более 15 лет. Минус такого формата — продолжительность обучения. К моменту окончания университета знания, полученные на первом курсе, могут потерять свою актуальность. Дело в том, что профессия саунд-дизайнера напрямую связана с технологиями, которые постоянно меняются и совершенствуются. Кроме того, существуют образовательные курсы разной длительности, где ученики получают концентрированные знания.

Для саунд-дизайнера главное — практика. Есть много профессионалов-самоучек, которые достигли успеха без академического образования. Еще один вариант для новичков — нетворкинг. Знакомьтесь на тематических мероприятиях, общайтесь со специалистами, проходите стажировки или просто наблюдайте за работами столпов индустрии — все это поможет вам развить вкус, преодолеть страх перед экспериментами, получить понимание того, что сегодня актуально. Форс-мажоры, работа с жесткими дедлайнами и опыт — лучшие учителя, которые дадут реальное понимание того, как устроена индустрия.

Навыки саунд-дизайнера: что сделает вас востребованным специалистом?

Помимо основы, то есть набора непосредственных профессиональных навыков, например, работы со звукозаписывающим оборудованием и софтами, поиска локации для записи звука, создания синхронных шумов, для любого специалиста творческой профессии важно обладать софт-скиллами. Ключевые — музыкальный слух, знание основ строения музыки, умение коммуницировать и воспринимать критику. Адекватная реакция на критику необходима в этой индустрии: правок к вашей работе может быть много. К ним надо относиться спокойно и не воспринимать близко к сердцу — у каждого человека свое видение творчества, у вашего заказчика в том числе. Грамотная коммуникация помогает выстраивать хорошие и надежные взаимоотношения с заказчиками, искать индивидуальный подход к ним и заранее понимать, чего от вас хотят получить в итоге. И, конечно, никуда без музыкального слуха. Для работы в этой сфере надо понимать, а точнее слышать, какие звуки сочетаются, как органично вписать тот или иной звук в общую канву, как работать с тональностями и гармониями.

Где саунд-дизайнер может работать?

У саунд-дизайнера, как и у представителя практически любой другой творческой профессии, есть несколько опций для работы: фриланс, инхаус или в агентстве. В целом, обязанности саунд-дизайнера одинаковы во всех трех вариантах, но имеют небольшую специфику. С фрилансом все знакомы: человек принадлежит сам себе, сам выбирает проекты и получает за них сдельную оплату от заказчика за проделанную работу. Инхаус — вариант занятости, при котором специалист работает в конкретном музыкальном продакшне или студии производства кино. Еще один вариант — работа в агентстве, то есть в продакшн-студии. Это нечто среднее между работой инхаус и на фрилансе. Обычно продакшн-студии — небольшие объединения специалистов, которые также выбирают проекты и получают оплату от заказчика, которая делится между лицами, задействованными в проектах.

Если говорить о сферах применения навыков, то вы точно найдете что-то по душе. Саунд-дизайнер может работать в кино, в театре, в индустрии рекламы, в веб-форматах, в индустрии спортивных событий, создавая звуковое сопровождение различных соревнований и чемпионатов. Или в индустрии благоустройства города, где надо создавать композиции для общественного транспорта и для общественных мест. А также на радио, в музеях и на выставках — везде, где есть звуки.

Цикл работы саунд-дизайнера от поступления заказа до готового проекта

Первым делом саунд-дизайнеру поступает заказ — это этап брифования и обсуждения задач. А далее процесс во многом зависит от самого проекта. Например, если речь идет о звуковом сопровождении офлайн-мероприятия или проекта, то необходим выезд на площадку. Саунд-дизайнеру надо понять, какая акустика в пространстве, уровень посторонних шумов. Если это онлайн-проект, допустим, видеоролик или звуковые эффекты в мобильном приложении, то после получения брифа можно сразу приступать к основной части. Она заключается в том, что звук надо найти. Есть два способа: покупка в библиотеке звуков с последующей переработкой или самостоятельная запись. Первый вариант порой может быть проще в реализации, но менее интересен с художественной точки зрения. Второй же — авторский, уникальный. Вы сами берете рекордер и записываете звук, который именно в таком звучании будет только у вас. Полная эксклюзивность исполнения. Следующий шаг — презентация данной стадии проекта заказчику. Если она согласована — можно переходить к финальному этапу: сведению и мастерингу. Некоторые саунд-дизайнеры делают это самостоятельно, а некоторые обращаются к подрядчикам: звукорежиссерам или специализированным студиям.

На этапе заключения договора с заказчиком надо проявить максимум осторожности: обязательно следите за сохранением ваших авторских прав и сроках лицензирования. Возможно, ваш проект начнет транслироваться по всему миру, но вы не получите за это ни копейки, если откажетесь от авторства в пользу заказчика. В то время как в большинстве случаев сам заказчик не будет собирать данные отчисления.

Для новичка индустрии: с чего начать и как стать заметным специалистом

Главный совет начинающему саунд-дизайнеру — не бояться проявлять себя. Возможно, поначалу вам будут поступать не самые высокооплачиваемые запросы. Но вы будете зарабатывать себе репутацию, собирать кейсы и опыт, сработает эффект сарафанного радио. Клиенты начнут выходить на вас самостоятельно.

Кроме этого, вы можете сами предлагать свои услуги. Писать продакшнам, киностудиям или артистам с предложением сотрудничества. К этому моменту у вас уже должно быть портфолио с работами или шоурил, чтобы потенциальный заказчик мог оценить вас как профессионала.

Кстати, медийность порой тоже играет немаловажную роль. Например, вы можете делать работы сами для себя и размещать их в социальных сетях. Не стоит недооценивать роль Instagram или TikTok сегодня — это полноценные платформы с широким спектром инструментов, позволяющих презентовать себя специалисту любой индустрии.

Всем молодым специалистам хочется пожелать не стесняться экспериментировать, выходить за рамки обыденного и доверять внутренним ощущениям. Именно за это, как показывает мировая практика, вручают Оскары и Грэмми.

Источник

Работа мечты: как стать саунд-дизайнером?

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Так уж исторически повелось, что на постсоветском пространстве звукорежиссер – это на все руки мастер. От него требуется и знание схемотехники, и умение паять, знание соответствующего софта, железа, физики волн. Обязательно наличие чувства стиля. А иногда нужно еще и поработать грузчиком. Утрируем, конечно, но в целом, это правда – нужно обладать рядом разносторонних навыков.

Можно сказать, что профессия саунд-дизайнера вышла из профессии звукорежиссера совсем недавно, с развитием киноиндустрии и компьютерных игр. Sound Design пришел к нам всместе с применением западных технологий создания аудиовизуального продукта. Это достаточно узкая специализация звукорежиссуры, и там, где она родилась, разделение профессий в области обработки звука более ярко выражено. Вместо одного звукорежиссера, там есть и концертный звукорежиссер, и специалист записи звука на съемочной площадке, и специалист по записи синхронных шумов.

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Что такое саунд-дизайн, или дизайн звука? Где используется саунд-дизайн?

Это создание аудиоэлементов, соответствующих определенным целям и поставленным задачам, будь-то использование звуков в фильме, компьютерной игре, в записи оркестра или группы. Дизайн звука – это особенная работа со звуком, создание определенной “атмосферы», и, как следствие, управление вниманием зрителя при помощи звукового ряда.

Саунд-дизайн важен и необходим. Ведь звук может влиять на настроение, привлекать внимание, или, наоборот, отталкивать. Саунд-дизайн применяется в создании музыки, кинематографе, мультипликации, на телефидении, в компьютерных играх, в озвучке аудиокниг, в рекламе.

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Каковы необходимые и достаточные условия для того, чтобы стать саунд-дизайнером?

Профессия, безусловно, специфическая, и для того, чтобы быть саунд-дизайнером, необходимо иметь ряд навыков и быть человеком, так сказать, предрасположенным к аудиальному вуосприятию мира. Иными словами – любить звуки. Собственно, профессия настолько специфическая, что вероятность попадания в нее «не своего» человека крайне мала. Помимо любви к звукам, необходимо:

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Советы. С чего начать?

Если Вы чувствуете, что работа со звуком – это прям Ваше кредо, то начинать следует с азов.

Наши современные реалии таковы, что базового образования в ВУЗах по соответствующим специальностям бывает недостаточно. И профессия саунд-дизайнера – яркий тому пример. В отечественных ВУЗах готовят звукорежиссеров, но из-за несовершенства и устаревания программы, молодой специалист выходит из своего учебного заведения заведомо с пробелами в важных областях знаний. В такой ситуации без самообразования и самостоятельного штудирования материала не обойтись.

Учится всегда легче и приятнее, если кто-то опытный помогает разбираться в незнакомых вопросах. Подробнее о льготах для студентов заочной формы обучения вы можете узнать в нашей статье. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам нашей компании. Мы поможем Вам стать настоящим профессионалом своего дела!

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Источник

Звук в геймдеве: чем занимается саунд-дизайнер

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайн

Звук в игре работает на вовлечение и фан так же, как арт и визуальные эффекты, но говорят про него намного реже. Спешим исправить эту несправедливость и подробнее рассказать о музыкальных специальностях в разрезе игровой разработки.

В этой статье отвечаем на вопросы, чем отличается саунд-дизайнер от композитора, как прийти в профессию, попасть в геймдев, составить хорошее портфолио и многое другое.

Саунд-дизайнер и композитор

Сразу расставим все точки над «i» между саунд-дизайнером и композитором.

Саунд-дизайнер в геймдеве — специалист, который сопровождает игровые события соответствующим звуковым сэмплом. Он должен хорошо разбираться в немелодических особенностях звучания (шумовых, фактурных и так далее). Знать игровые движки и audio middleware, уметь имплементировать и настраивать звук внутри игрового билда. Такой специалист подбирает звуки несуществующих фактур. Он знает, как звучит магия, монстры, лазеры и космос. При этом может не уметь писать музыку и мелодически мыслить.

Есть еще музыкальный саунд-дизайнер — человек, который создает новые тембры на синтезаторах (читай: крутит ручки по-всякому), но не обязательно сможет написать музыку.

Композитор — собственно тот, который пишет музыку, используя музыкальные инструменты и свои навыки. Должен обладать мелодическим и гармоническим мышлением, знать музыкальные формы, но может ничего не понимать в звуке в шумовом плане.

Попробую провести аналогию.

Саунд-дизайнер — он как дизайнер шрифтов. Вычерчивает кривые, подгоняет кернинг, он легко отличит Гельветику от Ариала по кончику у буквы «R», мгновенно замечает недотянутые линии, а от разной оптической плотности букв у него может начаться несварение. Но написать ему нужно максимум «Съешь ещё этих французских булок, да выпей же чаю» или «Lorem ipsum». Такой специалист оперирует формами.

Композитор в данном случае будет писателем, поэтом или копирайтером. Такой специалист оперирует смыслами. Он имеет право не отличить Импакт от Колибри и вообще ничего не понимать в визуале, главное — чтобы он написал хороший текст (а по праздникам и рифмованный).

Это довольно разные профессии в ААА-играх, при этом они часто совмещаются в одном человеке на мобильных и казуальных проектах. Можно подумать, что из экономии (и раньше это тоже имело место), но на деле в кэжуале гораздо сильнее взаимосвязь звука и музыки:

И звуки часто музыкальные, где помимо шумовых вещей есть какая-то мелодия. Например, звуки совмещения фишек в матч-3, получения предметов, победы в раунде и так далее. Здесь самая неприятная ошибка — сделать звуки, которые мелодически конфликтуют с музыкой и плохо звучат.

И в музыке не помешает саунд-дизайнерский подход. Это комплекс мероприятий для придания музыке этакого аккуратненького, уютного, сладкого звучания за счет манипуляций с тембрами и их подбора.

В какой геймдев попасть

Саунд-дизайнеру попасть в геймдев-студию сложнее, чем 2D-художнику, 3D-шнику или, тем более, аниматору, которых отрывают с руками. Проблема проста — очень маленький спрос на штатных специалистов.

У композитора еще и требования к рабочему месту нестандартные: там, где художнику достаточно стола, компьютера, графического планшета и откалиброванного дисплея, композитору понадобятся еще MIDI-клавиатура, пара студийных аудио-мониторов (а в продвинутых случаях и 5.1–7.1 наборы), худо-бедно акустически подготовленное помещение, микрофоны и акустические инструменты, продвинутый аудиоинтерфейс, синтезаторы, приборы обработки и так далее. Все это — деньги и время, поэтому не все хотят заморачиваться. В конце концов музыку и звуки можно покупать на аудиостоках.

Гораздо больше шансов устроиться в аутсорс-студию, которая выполняет заказы геймдев-компаний. Либо — фриланс со своими традиционными плюсами и минусами.

Чтобы попасть в индустрию нужно заявить о себе, как и в иной другой специальности. Тут помогут различные группы и паблики по геймдеву, а также безвозмездная работа над маленькими проектами, чтобы получить опыт и наработать портфолио (об этом мы поговорим ниже).

Команда, которая делает музыку в геймдеве, может быть сильно разной. Опять же, тут все зависит от масштабов проекта. Если говорить, о том, куда можно пойти работать саунд-дизайнеру, который хочет в геймдев, то варианты примерно следующие:

штат в игровой компании;

Теперь подробнее о каждом.

Штат в игровой компании

В ААА целые саунд-отделы. Ты должен быть крутым специалистом узкого профиля: саунд-дизайнер, композитор, аудио-программер или технический саунд-дизайнер. Но нужно понимать, что ты возможно будешь работать над одним типов звука, если проект большой.

В кэжуале или гиперкэжуале ценится человек-оркестр, который и звуки, и музыку делает. Проекты проще, легче, но надо уметь всего по чуть-чуть.

Аутсорс-студия

Состав компании, которая делает звуки и музыку в геймдев на аутсорсе, примерно такой:

несколько универсалистов, которые для кэжуала могут и музыку сделать, и звуков добавить;

один-два композитора с высшим музыкальным образованием (консерватория) для оркестровок;

пара саунд-дизайнеров, которые занимаются только звуком и/или диалогами;

технический саунд-дизайнер, который решает проблемы интеграции, настройки, и так далее.

Это скорее архетипы. Бывает, что все перемешано в одном человеке в разных пропорциях (за исключением оркестровщиков, которые редко занимаются неоркестровой музыкой, а уж звуком и подавно).

Фриланс

Фриланс в одиночку — штука муторная. Надо как-то искать клиентов, очаровывать их, уметь продавать себя. А еще согласовывать бюджеты, в которые обычно сразу входит до трех итераций правок, а они, поверьте, будут (оплачено!). С некоторых клиентов придется потом и кровью выбивать деньги. Другие станут постоянными и будут с радостью нести к вам новые заказы. Третьи станут отдельной головной болью — всем фрилансерам знакомы ночные имейлы и звонки с умоляюще-напористым «выручай, вот это и это нам надо уже вчера, сделай до десяти утра, ну, или край до двух дня».

Впрочем, за последние лет десять появились и продолжают появляться специальные биржи — Upwork, Fiverr и другие. Вполне удобные: на них можно искать заказы, а заодно и исполнителей на те роли, которые не можешь сам — записать виолончель для заглавной темы, спеть, съездить в заповедник на другом конце земного шара и записать брачные крики уссурийских тигров. Конкуренция, правда, большая.

Аудиостоки

Схема работы тут простая. Делать в неделю N звуков, заливать на стоки, раскручивать в соцсетях свой профиль и надеяться на продажи. Но конкуренция огромная, качество… ну… соответствующее стокам.

Ассет-сторы

Создавать бандлы звуковых эффектов, как и для аудиостоков, но уже для сторов игровых движков типа Unreal, Unity. А также и для аудиодвижков.

Академическое образование или самоучка

Музыкальное образование не обязательно. При этом в кэжуал-игровой музыке оно совсем не вредит и часто помогает. Но период адаптации все же будет — в геймдеве свои рамки и стандарты.

Главнее в профессии — чувство вкуса, знание азов звукорежиссуры и умение работать с софтом, плагинами и инструментами.

Для композитора

Классическое или джазовое музыкальное с высокой вероятностью пригодится, но и оно не панацея. Даже с академическим образованием можно писать скучную музыку, тем более, что требования к ней с точки зрения классической теории совсем не так строги, как раньше. Исключение, возможно, оркестровки (музыкальное произведение для оркестра) — с ними без консерваторской базы может быть тяжело.

При этом консерватория — это не курсы, а серьезный этап становления как специалиста, который требует подготовки около 7–8 лет. Туда нужно идти, если хочешь писать музыку для крупных и дорогих проектов и метишь к уровню Инона Зура, Джереми Соула и Пола Ромеро. Но если планируешь создавать музыку и звуки для инди, казуальных или мобильных проектов, то затраты и время на такое образование могут перевесить итоговый профит. Хотя, повторюсь, штука полезная.

Для саунд-дизайнера

А вот в саунд-дизайне классическое музыкальное образование мало применимо, тут есть смысл пройти платные курсы. В России есть несколько достойных — например, у Sound Design Institute и XSSR Academy. Я учился у вторых на курсе технического саунд-дизайна у Александра Хилько. Еще есть курсы музыкальной звукорежиссуры, но их основы часто преподают в больших программах по саунд-дизайну.

Также существуют полноценные программы по игровому саунд-дизайну:

Среди других полезных обучающих программ можно рекомендовать:

Game Audio Implementation — книга по техническому саунд-дизайну на движке Unreal 4.

Wwise Certification — технический саунд-дизайн на аудиодвижке Wwise.

Learn FMOD — технический саунд-дизайн на аудиодвижке FMOD Studio.

Cujo Sound — плейлист с туториалом по Unity.

Важный момент: есть игровой саунд-дизайн, а есть музыкальный. В первом случае учат пониманию интерактивного аудио. Там объясняют, что звук в играх не линейный, он меняется от события к событию. Тут на первом месте информативная составляющая, чтобы сориентировать пользователя. Например, часто повторяющиеся звуки не должны быть раздражительными. Зато, когда у персонажа заканчивается ХП, вполне уместно использовать какой-то назойливый джингл для привлечения внимания.

В музыкальном саунд-дизайне — покажут, как крутить всякие ручки на синтезаторах и прочее. Это скорее разные направления, но с похожими принципами, а курсы при этом бывают и по первому, и по второму.

Самообразование

Крутых специалистов, которые учились музыке в качестве хобби, по курсам или урокам на YouTube много, а может даже и большинство.

Самостоятельно проходите платные и бесплатные курсы, онлайн-уроки, разборы, участвуйте в челленджах и конкурсах — сейчас этого предостаточно, нужно лишь поискать.

Проводите анализ понравившихся игр и копайтесь во внутриигровых аудио ресурсах и ассетах, если такая возможность есть. Важнейшее и самое трудозатратное упражнение как в музыке, так и в саунд-дизайне — на слух сделать «как у них», используя свой набор инструментов.

Также помогут различные группы и паблики по геймдеву, где можно безвозмездно поработать над маленькими проектами, чтобы получить опыт и наработать базу проектов. Вот форум для примера.

С большой вероятностью диплом с музыкальным образованием в геймдеве вряд ли кого-то заинтересует, а вот на что точно будут смотреть — это портфолио.

Портфолио саунд-дизайнера

Это самое главное. Нельзя объяснить на пальцах, какой вы крутой спец в звуке. Если у человека академическое образование, куча пройденных курсов и сертификатов, но в портфолио сплошной мусор, то сами понимаете — то ли лыжи не едут, то ли *закончите сами*.

Как и у художников, о которых мы писали в этой статье, портфолио саунд-дизайнера должно придерживаться правила — качество важнее количества. Лучше иметь десяток отличных работ, чем сотню средних.

Если в портфолио половина проектов звучит хорошо, а другая половина сильно так себе, потому что болели, делали в цейтноте, кот сгрыз наушники, сосед сверлил, заказчик не разбирался в звуке, но заставил сделать по-своему — смело ее выкидывайте. Да, какие-то проекты в портфолио должны быть более яркие, а какие-то менее, но соседство хорошей и посредственной работы сразу ставит вопросы.

Портфолио — это четкий ответ на вопрос заказчика «что именно ты можешь?». Не должно быть, чтобы получалось «тут могу, тут не могу, а тут рыбу заворачивали».

Как оформлять портфолио

Портфолио лучше всего разделить на два типа: звуки и музыка. Если вы целитесь на вакансию саунд-дизайнера, то не нужно давать деморил с музыкой на фоне — сделайте только SFX. А если вы человек-оркестр, то предоставьте и то, и другое.

Важный момент: не нужно давать портфолио из 20 саундтреков и 100500 видеороликов с вашими работами. Все должно уместиться в двухминутный сжатый деморил, где все лаконично и сдержанно — работодатель не будет тратить свое время на прослушивание всех работ, таких кандидатов у него сотня. Приятным бонусом будет видео или текстовый файл с пояснением, что и как вы сделали и почему. Например показать скриншоты из вашего аудио редактора, парочку кадров рабочего момента из студии, или как вы рычите в микрофон озвучивая огра.

Портфолио саунд-дизайнера, как коллаж у художника. Деморил — это смиксованый видео-ролик с самыми яркими и разнообразными (если, конечно, автор не творец в узкой стилистике) моментами из игры с работой саунд-дизайнера. Помимо экономии времени, такой формат удобен еще и тем, что заказчик смотрит всего один файл, и не нужно переходить по разным ссылкам.

Правильно составить интересный деморил — задача точь-в-точь как у диджея, которому надо превратить набор пластинок в зажигательный вечер. Надо понимать, где можно вставить что-то яркое, интенсивное, а где показать что-то расслабленное и красивое. Важно поддержать интерес прослушивающего. В качестве совета по обучению такой комбинаторике можно предложить только слушать чужие деморилы и делать лучше. Несколько примеров:

Не надо бояться выкидывать неудачные проекты из портфолио. Качество важнее количества. Если совсем плохо с количеством готовых проектов, лучше добавить выдуманных (переозвучка существующей игры, самодельной игры-прототипа, мультфильма или что-то другое), чем набивать портфолио трешовыми проектами, которые не пошли или где мешал своими советами заказчик. Иначе сразу падает впечатление.

Куда выкладывать портфолио

Есть специальные сервисы, которые позволяют шерить свои сэмплы. Например, Soundcloud. К сожалению, он не идеален: бывает, жмет чересчур сурово, качество страдает. Зато удобен тем, что это социальная сеть — и комментов напишут с маркером на понравившемся месте, и полайкают.

Часто набор звуков/музыку выкладывают на YouTube или Vimeo — либо с картинкой вместо видео, либо используют сопровождающий видеоряд.

Подойдет и облачное хранилище, тем более, что большинство из них поддерживают предпрослушивание без скачивания. Тут без ограничений кому что нравится — Google Drive, Яндекс.Диск, Облако Mail.ru, Dropbox и т.д.

Вариантов много, кто-то даже на Vocaroo загружает. Гораздо важнее, что именно выложить, чем куда.

Наполнение портфолио

У начинающего саунд-дизайнера, понятное дело, в портфолио шаром покати. На предложение «у меня нет готовых проектов, но дайте мне тестовое, и я сделаю круто», соглашается, к сожалению, лишь малая часть заказчиков.

Самый простой путь по наполнению — участвовать в бесплатных проектах. Среди плюсов (помимо опыта и закалки воли) — скорее всего никто не будет вмешиваться в работу, можно делать на свой вкус и страх, пробовать разное, экспериментировать, и сроки будут щадящие. Риски тоже есть: можно попасть на профессиональных искателей бесплатной рабочей силы, проект может быть слишком далеким от вашей основной специализации, или, наконец, проект может никогда не превратиться во что-то играбельное.

Другой момент — игра может выглядеть откровенно плохо. А это важно, ведь звук и визуал в восприятии настолько тесно связаны, что если второе подкачало, то первое скорее всего будет оценено не по достоинству. В этом случае игровой звук можно показывать не под видео геймплея, а под статичную промо-картинку или скриншот посимпатичнее. С музыкой проще: ее обычно легче оценить без контекста игры.

Второй путь — ресаунд. Когда берется видео геймплея на 2-3 минуты из подходящей игры и все звуки с музыкой заменяются на самодельные. Особенно удобно, если игра опенсорсная и позволяет заменять звуковые ассеты.

Саунд-дизайнер должен знать свою основную рабочую среду, то есть DAW (Digital Audio Workstation). Тут каждый сам выбирает удобный инструмент. Правда, в больших проектах могут быть требования работать всем в какой-то конкретной программе, на западе это часто Avid Pro Tools, но сейчас растет популярность Cockos Reaper. Я лично предпочитаю второй. Reaper часто используют именно в игровом саунд-дизайне, так как он хорошо интегрируется с игровыми движками. Также используют Nuendo. Но по сути, это только инструмент, который помогает творить.

Дальше неплохо бы разбираться в плагинах обработки для саунд-дизайна. В DAW, в отличие от программ для 3D, практически вся обработка идет через подключаемые модули — плагины. Тут тоже у всех разные предпочтения, хотя есть и общепризнанные рекомендации. Например, пакет плагинов SoundToys или KiloHearts.

Вообще плагинов очень много, и часто они перекрывают способности друг друга. Бывает, что бесплатные плагины оказываются качественнее платных, причем — дорогих. Чтобы сделать правильный выбор, важно знать основные принципы и типы обработки и уметь определять их на слух — динамическая (компрессия, транзиент дизайн), тембральная (эквализация), нелинейная обработка (сатурация, дисторшн), реверберация, хорус и так далее.

Неплохо хотя бы на базовом уровне разбираться в каком-нибудь популярном игровом движке. Обычно это Unity. Unreal Engine в этом плане не очень отличается, но в нашей области — кэжуал/мобайл — гораздо более редкий зверь.

Знание стороннего аудиодвижка типа Wwise или FMOD тоже плюс. Они позволяют настраивать и создавать сложные аудио подсистемы, типа динамической погоды, двигателей транспорта, окклюзию, реверберацию, интерактивную музыку и тд. Если это делать через программиста, то обойдется дорого и долго по времени. Это заново писать код под нужды саунд дизайнера. Тем более программист это не звукорежиссер, он не знает, что тут можно применить Low Pass Filter, а тут Delay, или как отстроить реверберацию в комнате и так далее. В игровой индустрии этим должен заниматься саунд-дизайнер. Аудио middleware хорошо дружит с популярными игровыми движками Unreal и Unity, и интегрируется просто и без костылей.

Как это работает: мы создаем сложную систему в аудиодвижке, днями и ночами настраиваем ее внутри Wwise или FMOD Studio, проверяем внутри движка, а программисту остается только запускать с кода наши триггер-ивенты. Все остальное — работа аудиодвижка.

Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайнWwise Что такое саунд дизайн. Смотреть фото Что такое саунд дизайн. Смотреть картинку Что такое саунд дизайн. Картинка про Что такое саунд дизайн. Фото Что такое саунд дизайнFMOD Studio

И даже если умение работать с аудио-движками окажется невостребованным, вы поймете, как можно организовывать и настраивать аудио в проекте.

Железо

Из железа саунд-дизайнеру нужно иметь (полу)профессиональный рекордер и небольшой набор микрофонов. Совсем не обязательно сразу копить на дорогой Sound Devices, для начала можно пользоваться бюджетным Zoom или Tascam. Возможность записывать свои звуки — бесценна, да и практика отличная, несмотря на гигантский выбор современных звуковых библиотек.

Вот пример, где я с помощью старой гладильной доски сделал звуки для «Трансформеров»:

Студийные мониторы и подготовленное помещение желательны, хотя в последнее время набирает силу тренд микширования в наушниках. Но надо помнить, что разница в ощущениях очень сильная, и учиться микшировать в наушниках тяжелее.

Наушники для работы должны быть «студийные», с ровной АЧХ без украшательств, хотя проверять сделанное придется и на бытовых, и на динамике телефона. Золотой стандарт студийных наушников — Sennheiser HD650, но перед покупкой нужно обязательно слушать и сравнивать разные. Из личных предпочтений — Audio Technica ATH-R70x и Beyerdynamic DT 770/990.

Композитору обязательно понадобится MIDI-клавиатура. Для саунд-дизайна это тоже полезная вещь, но не обязательная.

К приборам обработки особых требований нет. Владеете какими-то железками — прекрасно, не владеете — тоже ничего плохого, софтовая обработка сейчас на высоте. Да и по скорости работы круче.

Вместо заключения

Как в любой профессии на стыке творчества и технологий, чтобы стать саунд-дизайнером нужно развивать вкус и технические скиллы. К счастью, сейчас есть огромное количество обучающих ресурсов для специалистов разного уровня. Геймдев — это всегда специфика, надеемся, удалось раскрыть, как именно прийти в профессию и чем занимаются профи по звуку в индустрии. Если остались вопросы, будем рады ответить в комментариях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *