Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга

Сензитивные периоды

Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Смотреть фото Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Смотреть картинку Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Картинка про Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Фото Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга

Один лишь раз.

Значимость сензитивных периодов в развитии ребенка.

Развитие мозга ребенка можно сравнить с постройкой дома, в которой все этапы происходят строго по порядку. Нельзя начать воздвигать стены пока нет фундамента. Если на каком-то из этапов произошла неудача, то это станет препятствием для нового этапа, и он будет отложен или весь процесс вообще остановится.

Понятие сензитивный период впервые введено Х. Де Фризом. Вслед за ним М. Монтессори выделила в качестве сензитивных периодов важные периоды детского развития, в течение которых ребёнок особенно чувствителен к определённым видам раздражителей или взаимодействий и может легко приобретать определённые способности (речь, различение сенсорных стимулов, моделирование окружающей среды и т. п.). После того, как «чувствительный период» для конкретной способности прошёл, усвоение её потребует от ребёнка гораздо бо́льших усилий. Согласно утверждениям М. Монтессори, сензитивные периоды свойственны всем детям в любой стране, и в то же время они индивидуализированы, т. к. у каждого ребёнка свой темп развития.

Знать особенности этих периодов развития особенно важно, поскольку преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным, затруднительным и даже в отдельных случаях может неблагоприятно сказаться на развитии психики ребенка. Такие периоды имеют определенную продолжительность и уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить. Напротив, понимание сензитивности поможет родителям и специалистам построить процесс обучения и развития таким образом, чтобы малыши с удовольствием и легкостью постигали материал.
На данный момент выделяются следующие сензитивные периоды дошкольного возраста.

Сензитивные периодыВозрастОсобенности сензитивного периода
Период восприятия порядкаот 0 до 3 летЭто лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии со взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях).

Родителям в этот период важно разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.
Также от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте. Важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно (возраст пока не позволяет ему помогать родителям). Для малыша важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, родителям необходимо создать все условия для подобной упорядоченности и предсказуемости. Кроме того, ребенок в этом возрасте должен четко понимать, что именно от него хотят взрослые, потому все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь и нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у ребенка могут быть проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.

До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.

Примерно в год ребенок произносит первое слово.

В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не коверкать слова, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.

В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем научиться говорить ему будет крайне сложно, а порой уже и невозможно.

3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме или педагогу следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах и пр. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова, расширяя свой словарный запас. После трех лет ребенка можно начать понемногу обучать буквам (точнее, формировать образ буквы). Для этой цели можно лепить буквы из пластилина, складывать их из проволоки или веревки, писать на рассыпанной по тарелке манке, доставать из мешочка, угадывая букву.

В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые понемногу помогут подготовиться к начальной школе. Очень важно делать все это в игровой форме.

5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Развитие социальных навыковОт 2,5 до 6В это время ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу: как надо здороваться и прощаться; как обратиться за помощью; как можно вежливо попросить другого ребенка не мешать, как благодарить за помощь и пр.

Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, т.к. дает возможность родителям действовать «заодно» с самой природой, обучая малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Источник

Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга

Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.

Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д. То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период. Главная задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.

Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Смотреть фото Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Смотреть картинку Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Картинка про Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Фото Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года: Дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года: Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет: Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Что это значит?

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Смотреть фото Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Смотреть картинку Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Картинка про Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Фото Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга

Сензитивный период восприятия порядка.

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.

В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.

Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей. Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие. Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.

Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Смотреть фото Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Смотреть картинку Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Картинка про Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга. Фото Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет.

Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.

Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.

Источник

Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга

Развитие мозга ребенка можно сравнить с постройкой дома, в которой все этапы происходят строго по порядку. Нельзя начать воздвигать стены пока нет фундамента. Если на каком-то из этапов произошла неудача, то это станет препятствием для нового этапа, и он будет отложен или весь процесс вообще остановится.

Понятие сензитивный период впервые введено Х. Де Фризом. Вслед за ним М. Монтессори выделила в качестве сензитивных периодов важные периоды детского развития, в течение которых ребёнок особенно чувствителен к определённым видам раздражителей или взаимодействий и может легко приобретать определённые способности (речь, различение сенсорных стимулов, моделирование окружающей среды и т. п.). После того, как «чувствительный период» для конкретной способности прошёл, усвоение её потребует от ребёнка гораздо бо́льших усилий. Согласно утверждениям М. Монтессори, сензитивные периоды свойственны всем детям в любой стране, и в то же время они индивидуализированы, т. к. у каждого ребёнка свой темп развития.

Знать особенности этих периодов развития особенно важно, поскольку преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным, затруднительным и даже в отдельных случаях может неблагоприятно сказаться на развитии психики ребенка. Такие периоды имеют определенную продолжительность и уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить. Напротив, понимание сензитивности поможет родителям и специалистам построить процесс обучения и развития таким образом, чтобы малыши с удовольствием и легкостью постигали материал.
На данный момент выделяются следующие сензитивные периоды дошкольного возраста.

Сензитивные периодыВозрастОсобенности сензитивного периода
Период восприятия порядкаот 0 до 3 летЭто лучшее время приучить ребенка к порядку. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий (запускаются “внутренние часы” ребенка); во взаимодействии со взрослыми. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Значение порядка не переоценить – внешний порядок обуславливает появление внутреннего (порядок в мыслях, чувствах, движениях).

Родителям в этот период важно разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.
Также от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте. Важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно (возраст пока не позволяет ему помогать родителям). Для малыша важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, родителям необходимо создать все условия для подобной упорядоченности и предсказуемости. Кроме того, ребенок в этом возрасте должен четко понимать, что именно от него хотят взрослые, потому все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь и нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у ребенка могут быть проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.

До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.

Примерно в год ребенок произносит первое слово.

В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не коверкать слова, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.

В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем научиться говорить ему будет крайне сложно, а порой уже и невозможно.

3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме или педагогу следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах и пр. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова, расширяя свой словарный запас. После трех лет ребенка можно начать понемногу обучать буквам (точнее, формировать образ буквы). Для этой цели можно лепить буквы из пластилина, складывать их из проволоки или веревки, писать на рассыпанной по тарелке манке, доставать из мешочка, угадывая букву.

В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые понемногу помогут подготовиться к начальной школе. Очень важно делать все это в игровой форме.

5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Развитие социальных навыковОт 2,5 до 6В это время ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу: как надо здороваться и прощаться; как обратиться за помощью; как можно вежливо попросить другого ребенка не мешать, как благодарить за помощь и пр.

Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, т.к. дает возможность родителям действовать «заодно» с самой природой, обучая малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Источник

Что такое сенситивный период с точки зрения формирования мозга

Воспитание ребенка – процесс ответственный, поэтому родителям стоит обращаться к опыту отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали различные процессы личностного развития. Наиболее интересна и применима на практике теория сензитивных периодов, которую ввела Мария Монессори. Согласно этой концепции, каждый конкретный возраст, начиная с раннего, оптимален для занятия определенным видом деятельности.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».

Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить.

Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.

Несмотря на то, что существуют четко выделенные универсальные периоды, развитие каждого малыша индивидуально, поэтому родителям стоит ориентироваться прежде всего на собственного ребенка, а не на общие рекомендации.

В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.

О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:

Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.

Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.

Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:

Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.

Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Монтессори выделила ряд периодов, информация о которых представлена в форме таблицы.

Это наиболее общая периодизация, предложенная Монтессори. Далее будут рассмотрены основные сензитивные периоды дошкольного возраста.

Советский психолог Лев Выготский, который и предложил сам термин, придерживался несколько иного подхода к выделению сензитивных периодов. Например, в развитии речи малыша их выделялось 5:

По Выготскому, сензитивным периодом для развития чтения и письма является дошкольный возраст – 5-6 лет. Сами периоды психолог считал результатом психических функций процессов.

ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

ВОСПРИЯТИЕ ПОРЯДКА

В трудах Марии Монтессори подробно рассмотрен сензитивный период восприятия порядка, который продолжается от появления на свет до 3 лет, а наиболее интенсивно проявляется в 2–2,5 года. Родителям важно понимать это и разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.

Для детей в 2,5 года очень важен порядок сразу в трех сферах:

Именно поэтому от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте – ребенок будет испытывать удовольствие, обнаруживая привычные ему предметы в отведенных для них местах. Поэтому очень важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно, – возраст пока не позволяет ему полноценно помогать родителям. В 2-2,5 года ребенка лучше не подвергать такому сильному стрессу, как смена места жительства или посещение детского сада, это негативным образом скажется на его психике.

Для малыша крайне важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, мамам и папам необходимо создать все условия для подобной упорядоченности, предсказуемости. Если же ребенок не имеет конкретного распорядка, то он становится капризным, плаксивым, поэтому очень важно четко придерживаться определенного режима.

Кроме того, ребенок данного возраста должен четко понимать, чего именно от него хотят взрослые, все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Продолжительность периода – с рождения до 5,5 лет, и в каждом возрасте для ребенка характерно развитие определенных чувств, это должны знать и понимать родители. По Монтессори, в этот период следует выполнять с малышами различные упражнения, тренирующие органы чувств: определять размеры, запахи, различать вкусы.

Именно этот период сензитивен для мышления, поэтому родителям надо сделать так, чтобы в жизни ребенка этого возраста было как можно больше сенсорных впечатлений.

Самый простой способ добиться необходимого развития – игра «Волшебный мешок»: в непрозрачный мешок помещаются разнообразные предметы. Задача ребенка – погрузить в него руку, на ощупь найти предмет и понять, что это такое, не подглядывая. Постепенно задача усложняется, в мешок складывают однородные предметы, например небольшие куски различных тканей: лен, шелк, хлопок. Ребенок учится определять и их.

ВОСПРИЯТИЕ НЕБОЛЬШИХ ПРЕДМЕТОВ

Продолжительность – от 1,5 до 2,5 лет, именно в это время малыш стремится «исследовать» всевозможные мелочи – пуговицы, горошины, бусины. Наступает самое благоприятное время для развития мелкой моторики: нанизывание пуговиц либо бусин на нитки, работа с элементами конструктора.

Занятия с бусинами, фасолинами, крупами должны проводиться строго под контролем родителей, чтобы любопытный малыш не засунул предмет в ухо или нос.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЙ И ДВИЖЕНИЙ

Период продолжается от 1 до 4 лет, в это время малыш особенно подвижен, не может усидеть на месте, и от взрослых требуется помочь ему реализовать данную потребность, поскольку нехватка движения может вызвать отставание в развитии.

Чем важно движение для дошкольника?

Поэтому можно сказать, что двигательная активность напрямую связана с познавательной и эмоциональной сферами. В это время не следует заставлять ребенка проводить много времени за столом, играя в настольные игры или складывая головоломки, для его нормального полноценного развития сейчас необходимы активные игры: бег, прыжки.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В промежуток от 2,5 до 6 лет ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу:

Все это пригодится ребенку в его дальнейшей жизни.

КАК ПРИМЕНЯТЬ СВОИ ЗНАНИЯ?

Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать.

Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *