Что такое систематичность в педагогике
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении
принцип обучения. Систематичность в обучении предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логич. связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему. Благодаря выделению и постоянному привлечению внимания в ходе урока к наиб. существенным моментам изучаемого материала у учащихся формируется база для более широкой системы знаний, они учатся отделять вопросы действительно важные от второстепенных или даже несущественных.
Последовательность в обучении связана с необходимостью такого изучения уч материала, когда последующее опирается на предыдущее и, в свою очередь, логически определяет дальнейшую ступень в познават работе.
Последовательность изложения частных тем, тесно связанных с основной, совпадающей с содержательным центром урока, позволяет учащимся понять структуру рассматриваемой проблемы.
Принцип Сип обусловливается логикой науки, закономерностями психич. и физич. развития учащихся и реализуется при составлении уч программ и учебников, при руководстве учителей познават деятельностью учащихся, в его требованиях к ним К Д Ушинский подчеркивал, что «истинная педагогика дает ученикам прежде материал и по мере накопления этого материала приводит его в систему Чем более и разнообразнее накопляется материал, тем выше становится система и, наконец, достигает до отвлеченности логических и философских положений».
Приучение учащихся к С. и п. в их уч. деятельности начинается с соблюдения ими определённой логики изложения в устных и письменных ответах об отд. объектах и событиях, в несложных по структуре описаниях и рассказах, в рассуждениях о плане решения задачи, выполнения трудового задания и т. д. Затем школьники овладевают умением распознавать систему в структуре изучаемой темы и предмета в целом, включая тео-ретич. знания и практич. умения. Изучаемые факты группируются вокруг осн. понятий, отобранных в уч. программу. Усваивая систему знаний по данному предмету, учащиеся, вместе с тем, познают связь его с др. предметами, к-рые изучают те же объекты в др. аспектах или исследуют др. объекты, знания о к-рых нужны для более ясного понимания явлений, изучаемых в данном уч. предмете. Осознание этих связей имеет большое значение для формирования науч. мировоззрения учащихся.
Необходимо, чтобы учащиеся овладели определённой совокупностью приёмов или операций при усвоении каждого навыка, умения, осмыслили целесообразную последовательность в расположении изучаемого материала, в усложнении заданий, в выполнении действий и приёмов. Объединение частей в целое даёт лучшее познание и целого, и его частей. С этой целью необходимо прибегать к кратким и обобщающим повторам не только в начале урока, когда, как правило, обобщают ранее изученный материал, но и после изложения отд. частных вопросов. Такое распределение повторов во времени, особенно когда они связаны с осн. проблемами, содействует закреплению изучаемого материала прежде всего благодаря тому, что при этом обеспечиваются возможности формирования ассоциаций, происходит активизация ранее приобретённых знаний, умений и навыков.
Лит.: Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, M., 19822; Куписевич Ч., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986.
Полезное
Смотреть что такое «СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении» в других словарях:
Систематичность и последовательность( в обучении) — принцип обучения. Предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определённой логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное образование, систему … Педагогический терминологический словарь
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения, опора на базовые общеобразовательные знания и умения, упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний, соблюдение… … Профессиональное образование. Словарь
Систематичность и последовательность — соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в… … Педагогический словарь
Комплексность в обучении — (лат. complexus связь, объединение, сочетание) составная часть принципа обучения воинов (комплексность, систематичность, последовательность обучения). Требует системного объединения учебного материала, взаимосвязи и взаимообусловленности знаний,… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характервзаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ — один из принципов обучения. Результатом прочного усвоения знаний является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике… … Российская педагогическая энциклопедия
Прочность усвоения знаний — один из принципов обучения. Результатом П.у.з. является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике обучения ещё… … Педагогический терминологический словарь
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… … Российская педагогическая энциклопедия
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия
Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия
Системный подход в педагогике
Системный подход в педагогике нуждается в педагогике как в целостной системе, то есть в совокупности структурированных взаимосвязанных частей.
Он отличается качественностью и современным подходом в сравнении с традиционным предметным. Он приходит на смену функциональному и аналитическому подходам, в которых части целого рассматривались отдельными или самостоятельными компонентами.
Любой системный подход в педагогике может быть определен основными принципами:
Принцип системности в педагогике – это объединяющий все остальные принципы, а каждый объект обладает признаками системы.
Современная концепция педагогического системного подхода в воспитании – это сильно отличающаяся от концепции прошлых веков, но с заложенной в это время основой.
Принцип целостности характеризуется единством отдельных элементов и подчинением общим принципам, задачам и целям.
Иерархичность – это совокупность всех элементов системы. Каждый из них обладает определенным значением, подчиняется другим элементам или подчиняет определенные составляющие компоненты данной системы.
Структуризация – объединение разных элементов в подсистемы по соответствующим признакам. Любая из подсистем связывается с другими.
Множественность – это использование различных моделей для описания конкретных элементов системы в целом.
Элементы педагогики в рамках системного подхода
Если рассматривать педагогику в качестве системы, то следует обратить внимание на элементы, которые направлены на формирование педагогики как научной дисциплины.
Основные компоненты педагогики – это обучение и воспитание, связанные с другими составляющими.
Воспитание и обучение – это не просто элементы, а направления педагогики для ориентирования всех ее компонентов. Воспитание включает в себя элементы:
Обучение включает в себя множество различных компонентов, создающих определенную целостную систему.
Синтез и анализ
При изучении педагогики с позиции системного подхода предполагается использование двух базовых методов: анализа и синтеза.
Синтез – это деление объекта на составляющие компоненты для их изучения отдельными блоками.
Анализ – сравнение элементов и их объединение в единую систему, используя идентичные признаки.
Системный подход в педагогике способен помочь в определении и тщательном изучении каждой части системы в отдельности, анализе, сопоставлении элементов с другими, объединяя их в целостную структуру. Данный процесс содействует в выявлении сходства и различия элементов, связывающих характеристики и противоречия, приоритетность элементов, динамику развития для определенного элемента или системы в целом.
В рамках системного подхода рассматривается построение функциональных и структурных моделей, позволяющих производить изучение процессов и объектов в качестве целостной системы и получения знания о закономерностях их организации и функционирования.
Системный подход в педагогике предусмотрен в категориях:
Целостный подход в педагогике рассматривается как развитие системного. Он предполагает при изучении уделить особое внимание педагогическому процессу в качестве целостной системы, имеющей определенную структуру, где каждый элемент выполняет свою функцию для решения задач, а движение элемента подчинено закономерности движения целого. Именно этот подход указывает на неразрывность обучения и воспитания, то есть обучение и развитие личности происходит неделимо.
А.С. Макаренко говорил о невозможности формирования личности по частям. Поэтому целостность подхода является обязательной необходимостью, так как его идея выражена в том, что свойства целого не являются порождением свойств его элементов.
Систематичность и последовательность( в обучении)
Смотреть что такое «Систематичность и последовательность( в обучении)» в других словарях:
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ в обучении — принцип обучения. Систематичность в обучении предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логич. связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого и когда оно, взятое в совокупности, представляет собой целостное… … Российская педагогическая энциклопедия
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — планирование процесса профессионального обучения в соответствии с периодами производственного обучения, опора на базовые общеобразовательные знания и умения, упорядочение учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний, соблюдение… … Профессиональное образование. Словарь
Систематичность и последовательность — соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно. С. и п. позволяют за меньшее время достичь больших результатов. Реализуются в различных формах планирования и в… … Педагогический словарь
Комплексность в обучении — (лат. complexus связь, объединение, сочетание) составная часть принципа обучения воинов (комплексность, систематичность, последовательность обучения). Требует системного объединения учебного материала, взаимосвязи и взаимообусловленности знаний,… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Принципы целостного педагогического процесса — исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характервзаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм,… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ПРОЧНОСТЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ — один из принципов обучения. Результатом прочного усвоения знаний является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике… … Российская педагогическая энциклопедия
Прочность усвоения знаний — один из принципов обучения. Результатом П.у.з. является образование у учащихся устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. В практике обучения ещё… … Педагогический терминологический словарь
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. п.… … Российская педагогическая энциклопедия
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ — основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П. в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания,… … Российская педагогическая энциклопедия
Воспитание — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия
Что такое систематичность в педагогике
Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования. |
Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.
Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов.
Реализация этого принципа требует от преподавателя…
— исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;
— применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;
— быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;
— поощрять исследовательские работы школьников;
— находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.
Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала.
Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:
— использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;
— разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
— не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
— изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.
Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.
Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.
Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным.
Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:
— добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;
— ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;
— обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;
— изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.
Урок 2. Основные принципы дидактики
В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.
Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.
Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.
Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.
Основные принципы дидактики
Итак, к основным дидактическим принципам относятся:
Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.
Принцип научности
Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.
Требования принципа научности:
Принцип доступности
Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.
Требования принципа доступности:
Принцип целенаправленности
Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.
Требования принципа целенаправленности:
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.
Требования принципа систематичности и последовательности:
Принцип наглядности
Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.
Требования принципа наглядности:
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.
Требования принципа связи обучения с жизнью:
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.
Требования принципа сознательности и активности:
Принцип прочности
Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.
Требования принципа прочности:
Принцип воспитания и развития
Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».
Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:
Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.
В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».
Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»
Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).
Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)
Первое основоположение гласит:
Второе основоположение гласит:
Четвёртое основоположение гласит:
Шестое основоположение гласит:
Седьмое основоположение гласит:
Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)
Первое основоположение гласит:
Второе основоположение гласит:
Третье основоположение гласит:
Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)
Основные положения главы таковы:
Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.
В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.