Что такое слог слияния в русском языке

Что такое слог слияния в русском языке

Изучение букв для ребенка обычно не представляет особой сложности. А вот чтение слов дается ему с такими огромными усилиями, как будто он не читает, а поднимает тяжеленную штангу. Мы расстраиваемся
и не знаем что делать дальше, а у ребенка на глазах слезы: ”Как же так?
Вы говорили, что нужно знать буквы, чтобы научиться читать.
Я выучил все буквы, называю их слева направо, а прочитать слово
не могу. Вы меня обманули! Не хочу и не буду я больше заниматься этим ”чтением-мучением“!“

К сожалению, ребенок прав. Мы его действительно обманули,
потому что, кроме знания всех букв алфавита и направления чтения, необходимо знать еще СЛОГИ СЛИЯНИЯ.

Слоги слияния — это сочетания согласной и гласной буквы
(или мягкого знака), например: МА, ПА, КО, НО, ТЬ, ЛЬ и т.д.

Почему они так важны? Дело в том, что слова складываются из букв
и слогов слияния! Мы, взрослые, можем легко представить
любое слово в виде комбинации отдельных букв и слогов слияния.
Например: КО-Т, ЧА-Ш-КА, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н, А-КУ-ЛА.

Для ребенка такое представление недоступно, потому что он не знает слогов слияния. Вот в этом-то и заключается истинная причина
“чтения-мучения”. Таким образом, техника чтения слова
содержит четыре обязательных элемента:

Незнание или недооценка преподавателем любого элемента
техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых
дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению. Рассмотрим основные ошибки:

— малыша учат называть согласные буквы как в алфавите, например: К — “КА”, М — “ЭМ”, Н — “ЭН” и так далее.
Все идет хорошо и все довольны до тех пор, пока он учит
отдельные буквы. Но когда человечек в первый раз пытается прочитать целое слово, например: ДИВАН, то у него получается “ДЭИВЭАЭН”.
Он не может ничего понять. Тогда ему говорят, что, при чтении слов,
буквы нужно называть без “Э”. Но уже поздно — он привык к такому названию согласных и еще два-три месяца будет на этом спотыкаться.

Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого
начала обучения! Потом, когда ребенок хорошо освоит чтение,
он быстро научится алфавитному названию согласных букв.
Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К — “К”, М — “М” и так далее.

— малыша начинают учить читать, когда некоторые звуки
он вообще не умеет произносить
. Если, например, ребенок не может произнести “С” (вместо “Саша” он говорит “Шаша”), то его нельзя
учить читать! Следует либо подождать, пока правильное произношение появится само собой, либо обратиться к логопеду.

Обычно нескольких занятий бывает достаточно, чтобы ребенок научился отличать звук “С” от звука “Ш” и через два раза на третий
мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению. Но, все-таки, лучше это сделать тогда, когда ребенок научится уверенно произносить трудные звуки. Если Вам сложно посещать логопеда постоянно, возьмите у него комплекс упражнений
и занимайтесь с ребенком сами. А у логопеда можно появляться лишь изредка — для консультаций.

— малышу всего один-два раза объясняют направление чтения: слева направо. Поскольку дети 4-5 лет еще недостаточно хорошо владеют понятиями “левый” и “правый”, то беглое объяснение
не приводит к усвоению направления чтения.
Они просто не знают — где первая, а где последняя буква слова!

Поэтому, не мудрствуя лукаво, начинают читать с той буквы,
которая в тот момент им больше нравится. Иногда выбор падает
на первую букву, иногда на последнюю, а иногда и вообще
на какую-нибудь из середины слова. Один малыш придумал такую систему: если слово ближе к левому краю страницы, то он читает его слева направо, а если ближе к правому краю, то справа налево.

— малыша учат читать слоги слияния путем произнесения отдельных согласных и гласных звуков. Например,
ему говорят: “Смотри, вот М-А. Как будет вместе?” Ребенок не знает. Пробуют иначе: “Сначала потяни букву М. Вот так: М-М-М,
а потом скажи букву А.” Не получается. Тогда пытаются по-другому:
“Скажи быстро М-А, М-А, М-А. Что получается?” Получается быстрое произнесение двух разных звуков “М-А”, но слитное “МА” не выходит никак. И никогда не выйдет, потому что речевой аппарат человека
не в состоянии воспроизвести звучание слога слияния отдельным согласным и гласным звуком.

Слог слияния выговаривается как единое и неделимое целое,
при котором язык, зубы и губы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло — для гласного. Таким образом,
первичными элементами устной речи являются отдельные звуки
и слоги слияния
.

Чтобы научить малыша чтению слога слияния, нужно сообщить ему,
что “М-А” читается “МА”. Затем повторить столько раз,
сколько потребуется для твердого запоминания. Вот и все.
Это основной и единственный метод изучения слогов слияния.
Все остальные есть лишь его запутанные модификации.

— малыша учат чтению обратных слогов, то есть,
сочетанию гласной и согласной буквы, например: “АК”, “АМ”, “ОК”.
Выше уже говорилось, что первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния. Соответственно,
в письменной речи первичными элементами должны быть также
отдельные буквы и слоги слияния.

Изучение же обратных слогов, не являющихся первичными
элементами, есть вредное и никому не нужное занятие.
Возьмем, например, слово ЗАМОК. Если ребенок знает слоги слияния “ЗА” и “МО”, то он разложит его на первичные элементы (ЗА-МО-К)
и без труда прочтет. Если же, кроме “ЗА” и “МО”, он знает еще
“АМ” и “ОК”, то разбить это слово ему будет значительно труднее.

Действительно, как правильно: З-АМ-ОК, ЗА-МО-К или ЗА-М-ОК? Возникает несколько вариантов, каждый из которых малыш вынужден проверять. Вот и получается, что полезное, на первый взгляд,
изучение обратных слогов, многократно усложняет процесс чтения.

Таковы основные ошибки, которых следует избегать при обучении
ребенка чтению.

Должен сказать, что слоги слияния придумал не я, к сожалению 🙂
Это современное название того, что раньше называли «складами».
До двадцатого века дети учили склады наизусть: «Буки» «Аз» есть «БА»,
«Веди» «Аз» есть «ВА». Но методика их изучения была столь тяжелой,
что в конце девятнадцатого века от складов вообще отказались.
А зря! Нужно было менять методику, а не выбрасывать склады.
Лишь во второй половине двадцатого века нашелся человек,
который по достоинству оценил склады и разработал собственную
методику, целиком и полностью на них основанную.

Зовут этого человека Зайцев Николай Александрович. В чем суть его
методики? Он взял самые обычные детские кубики и нарисовал
на каждой грани по одной букве или одному складу. Ребенок просто
складывает из них различные слова.Это была гениальная идея!
Поскольку с самого начала обучения человечек оперирует буквами
и складами, то некоторые из вышеперечисленных ошибок чтения
невозможно сделать принципиально! Кроме того, напрочь
отсутствуют так называемые «муки слияния», когда ребенок
с трудами превеликими пытается из двух отдельных звуков
произнести один склад. Безусловно, в методике Зайцева есть свои
минусы, но плюсов гораздо больше и все они жирные 🙂
Подробнее о методике Зайцева — на сайте Лены Даниловой.

В русском алфавите 33 буквы, которые образуют около двухсот слогов слияния. В какой последовательности их изучать? Может быть,
сначала следует выучить все буквы, затем все слоги слияния,
а уж потом приступать к чтению целых слов?

Нет, этот метод неприемлем. Он легкий для преподавателя,
но для ученика чрезвычайно тяжелый. Ребенок вынужден несколько месяцев зубрить буквы и слоги слияния, причем, совершенно
не понимая — для чего это нужно! В результате такого учения,
у него вырабатывается совершенно искреннее желание спрятать, выбросить или порвать букварь на мелкие кусочки.

Мне удалось придумать другой, более комфортный для ребенка метод, который полностью реализован в данном букваре.
Его идея заключается в том, чтобы сначала выучить лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся в русском языке,
буквы и слоги слияния. Затем следует сразу начать чтение целых слов,
составленных из уже известных ребенку букв и слогов слияния.

Когда ребенок научится уверенно читать эти слова, можно переходить
к изучению других букв и слогов слияния. Для него это будет достаточно легким занятием, потому что он сможет осваивать их
по аналогии с уже изученными.

Если провести аналогию между обучением чтению и изучением улиц
города, то мы сначала показываем ребенку главные улицы
и проспекты. А когда он их запомнит, показываем маленькие улочки
и переулки, которые малыш осваивает уже значительно легче
и быстрее.

Практическая проверка метода показала, что первые недели обучения проходят несколько тяжеловато, потому что ребенок изучает новые
для него буквы, слоги слияния, направление чтения.
Зато потом происходит чудо: у малыша появляется умение,
которое я назвал бы «слоговидением».

Он видит слоги слияния в составе слова и сразу их называет.
С этого момента он воспринимает слово не как последовательность одних только букв, а как последовательность букв и слогов слияния. Ребенок начинает читать по слогам! Радость, которую при этом испытывают родители, можно сравнить разве что с той, когда малыш впервые научился ходить.

Последующие занятия проходят уже легко и свободно.
С вашей стороны требуется лишь соблюдать их регулярность.

Кстати говоря, кроме устной и письменной речи, существуют
и другие способы общения между людьми. Например, дактиль,
азбука Брайля, азбука Морзе и другие.
В них отдельные буквы и слоги слияния также являются
первичными элементами. Поэтому, данная методика может с успехом
применяться для изучения этих азбук.

Родители часто задают вопрос — в каком возрасте начинать
обучение детей чтению? Ответ — в том возрасте, когда ребенок
к этому готов. Если он умеет хорошо разговаривать и произносить
все звуки русского языка, то с ним уже можно начинать занятия.

Если ребенок плохо говорит, это означает, что у него недостаточный
словарный запас. То есть, он не знает еще многих слов родного языка.
Обучение чтению в этом случае проводить нельзя, потому что малышу
приходится выполнять двойную работу: сначала прочитать
само слово
, а затем еще запомнить его значение. Это настолько тяжело и утомительно, что желание учиться пропадает у ребенка
сразу и навсегда.

Если ребенок не умеет произносить некоторые звуки, то это также
создает дополнительные сложности. Эти “Р“ и “С“, которые у него
не получаются, почему-то имеют противное свойство встречаться
почти в каждом слове! Начинать обучение с таким произношением
также нельзя! Необходимо либо подождать, пока ребенок
сам научится, либо обратиться к логопеду.

Чтобы малыш занимался легко и с удовольствием, он должен уметь
хорошо говорить и произносить все звуки. Вот главные признаки,
по которым вы можете определить готовность вашего ребенка
к обучению чтению. Большинство детей достигают этих умений
в возрасте от четырех до шести лет.

Существуют методики, авторы которых рекомендуют начинать
обучение в возрасте одного-двух лет. Совершенно с ними не согласен.
Дело в том, что у ребенка в этом возрасте есть гораздо более важные
занятия, чем учиться чтению. Он должен научиться разговаривать,
играть, общаться, бегать, прыгать, плавать, смеяться и радоваться
жизни. Другими словами, он должен осваивать окружающий мир.

Кроме того, занятия чтением в таком возрасте просто не эффективны.
То, чему его научат за два года занятий, в возрасте пяти лет он легко
осилит всего за одну-две недели! Спрашивается — зачем два года
мучить малыша и мучиться при этом самим? Гораздо лучше
и правильнее будет направить свои усилия на физическое и духовное
развитие ребенка. А когда он подрастет, сможет хорошо говорить
и произносить все звуки — тогда можно будет и чтением заняться.

Не следует бояться того, что вы не успеете научить малыша до школы.
При регулярных занятиях по данной методике дети проходят путь
от полного незнания основ чтения до умения самостоятельно
читать детские книжки за шесть месяцев.

Источник

Урок-путешествие по обучению грамоте: «Слияние согласного звука с гласным. Алфавит». 1 класс

Тема. Слияние согласного звука с гласным.

Знакомство с алфавитом.

Цели урока. Закрепить знания детей о слиянии согласного звука с гласным;

продолжить учить составлять звуковые схемы предложений;

развивать фонетический слух, речь детей, любознательность;

воспитывать интерес к учебе, стремление учиться, узнавать новое.

Оборудование. Картинки с изображением льва, школьного автобуса, школы Зверей, слоненка;

схемы предложений, предметные рисунки, карточки для обозначения звуков;

наборное полотно; магнитные буквы; листы бархатной бумаги и нитка;

учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости в город Зверей к таким же школьникам как вы. Но школа эта необыкновенная и ученики в ней тоже необычные. А гидом для нас будет их учитель – Лев.

Отгадайте на чем мы поедем в гости:
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.

Учитель. Итак, поехали. Чтобы веселее было ехать, давайте расскажем Льву, как мы учимся в школе. (Дети составляют рассказ о школе).

Вот мы и приехали. Посмотрим на рисунок. Что вы можете рассказать о школе зверей?

Учитель. Составте предложение, соответствующее схеме.

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Дети. – Зверята любят учится.

Учитель. Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сколько слов может быть в предложении? (Ответы детей).

(Учитель обращает внимание детей на иллюстрации).

Лев нам дал еще одно задание: назовите предметы, изображенные на рисунке. С какого звука начинается их название? (Даны рисунки: лось, кот, лев, осёл, улитка, орёл. Учащиеся называют предметы и звуки).

Учитель.Чем отличается произношение одних звуков от других? (Ответы детей).

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

С-с-с – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж – шмели в лесу жужжат,
Р-р-р – моторы тарахтят.

Учитель. А что такое слог?

Дружат гласная с согласной
Образуя вместе слог.
“Ло” и “си”, а вмести “лоси”
К нам явились на урок.

Учитель. Следующее задание учителя Льва : по предметным картинкам составить схемы к словам.

(Выставляется на наборном полотне две карточки с изображением слияния). Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Ученик. – Кот. В слове один слог; в нем три звука. Два первых звука согласный [к] и гласный [о ], слились и образовали слияние. Третий звук [т ] – согласный, находится за пределами слияния.

(Выставляет на наборном полотне одну карточку с изображением слияния и одну с изображением согласного звука)

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Третий ученик аналогично проводит работу со словом “лев”.

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Учитель. – Сравните схемы. Что заметили?

Дети. – Схемы к словам “лев” и “кот” одинаковы.

Учитель. – Какой вывод можно из этого сделать?

Дети. – Одна и та же схема может относиться к разным словам.

Учитель. – Кто сможет написать эти слова?

(На доске записывают дети слова кот и лев печатными буквами).

Упражнения на дыхание.

Учитель. – Автобус сломался, спустило колесо. Давайте его накачаем.

Учитель. – Для того, чтобы написать слово, используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть буквы, что это такое, где они “живут”.

Пусть отгадают первоклассники:

Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это …

Учитель. Да, это звуки.

Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки – невидимки!
Таинственные гости!
Их можно лишь услышать!
Произнести их просим.

Произнесите звуки, которые вам нравятся.

(Дети называют звуки).

Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки. Для этого нужно построить для них домики. У людей есть квартиры, у зверей норки, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. Квартиры у них особенные, их строят карандашом, ручкой, фломастерами, мелом, красками, чем угодно. И называют эти дома буквами.

Учитель. – Ребята, Слоненок в Лесной школе шалил на перемене и рассыпал рисунки и звуковые схемы. Все они перепутались, и теперь он не может понять, какому слову какая соответствует схема.. (У детей на партах лежит рисунок и несколько схем).

— А теперь на листике напишите букву, с которой начинается слово, изображенное у вас на рисунке. Если кто-то знает все буквы и умеет их писать, то напишите это слово.

Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал,
И на месте пошагал,
А потом опять прилег.
Но уже на левый бок.

Учитель. – А сейчас, ребята, Буквы вам расскажут о себе, а вы поможете им построить домики и расставить их по порядку на магнитной доске. Будьте внимательны!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С нами подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж-
Прикатили на еже.

-У кого на парте буквы, которые я назвала, расставьте их на магнитной доске в том же порядке.

(Учитель готовит буквы для детей с учетом их готовности к школе. Дети выходят к доске и выставляют буквы, о которых только что услышали, по порядку.)

Учитель. – З, И, Й, К, Л, М. Н, О –

Дружно вылезли в окно.

(Дети выходят и выставляют буквы).

— П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Оседлали петуха.

(Дети выходят и выставляют буквы).

— Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья.

(Дети выходят и выставляют буквы).

-Ъ, Ы, Ь.
Три сестренки опоздали
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

— Где нужно поставить эти буквы? (Дети выставляют буквы, сравнивая свою работу с алфавитом, который дан в книге).

— Познакомьтесь с ними, дети,-
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.

Учитель. – Пора прощаться с лесом и его гостеприимными хозяевами. Понравилось вам в гостях в Лесной школе? А на память зверятам давайте сделаем подарки. На бархатной бумаге нитью выложим первую букву алфавита. А возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы с вами сегодня побывали?

Дети. – Мы были в городе Зверей, в Лесной школе.

Учитель. – А что мы там делали?

Дети. – Составляли предложения.

— Составляли звуковые схемы.

— Помогли Слоненку подобрать нужную схему.

— Подарили буквы зверятам.

Учитель. – Молодцы, ребята. Я думаю, что эта встреча понравилась и вам, и зверятам.

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

Кудыкина Н.В. Дидактические и занимательные задания для 1 класса. – К.: Радянська школа.,1989.

Парамонова Л.Г. Русский язык. Правила в стихах. СПб. : Дельта,1999.

Источник

Как образуется слог?

Слог обра­зу­ет­ся глас­ным зву­ком само­сто­я­тель­но либо в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми согласными.

Что такое слог?

Чтобы о чём-то сооб­щить или спро­сить, мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, кото­рые оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль — пред­ло­же­ние. При раз­го­во­ре сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Струя выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха выхо­дит изо рта не вся сра­зу, а неболь­ши­ми толч­ка­ми. Поднесём ладо­шку ко рту и убе­дим­ся, как это про­ис­хо­дит. Произнесём слова:

При про­из­но­ше­нии каж­дое сло­во мож­но раз­де­лить на неболь­шие зву­ко­вые части- сло­ги, каж­дый из кото­рых про­из­но­сит­ся на выдо­хе одним толчком.

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Как же обра­зу­ют­ся сло­ги в сло­ве? Из чего они состо­ят? Выясним это.

Образование слогов

Слово состо­ит из зву­ков, при­чём эти зву­ки все раз­ные. Самыми звуч­ны­ми явля­ют­ся глас­ные, кото­рые на пись­ме обо­зна­ча­ют­ся буквами:

Каждый глас­ный звук мож­но про­из­не­сти на выдо­хе одним толч­ком воз­ду­ха. В силу сво­ей звуч­но­сти глас­ные явля­ют­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щи­ми. Они обла­да­ют спо­соб­но­стью обра­зо­вать слог в оди­ноч­ку, напри­мер в нача­ле мно­гих слов:

Согласные зву­ки менее звуч­ные. Они состо­ят из шума или из мини­маль­ной доли голо­са и шума. Согласные при­со­еди­ня­ют­ся к глас­ным и вме­сте с ними обра­зу­ют зву­ко­вой отре­зок сло­ва, кото­рый про­из­но­сит­ся на одном выдо­хе, — слог.

Произнесём сло­ва по слогам:

Сколько слогов в слове?

В неко­то­рых сло­вах толь­ко один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных обра­зу­ет слог, например:

Односложные сло­ва пишут­ся на одной стро­ке. Их нель­зя раз­де­лить на сло­ги, что­бы пере­не­сти с одной стро­ки на другую.

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Чтобы раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нём долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков. Это дву­слож­ные слова:

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

При деле­нии сло­ва на сло­ги нуж­но учи­ты­вать откры­тые и закры­тые сло­ги.

Открытый и закрытый слог

В рус­ском язы­ке боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми, так как они закан­чи­ва­ют­ся глас­ны­ми. Слогораздел про­хо­дит после пер­во­го глас­но­го, а сле­ду­ю­щий слог начи­на­ет­ся с одно­го или двух соглас­ных и закан­чи­ва­ет­ся сно­ва гласным.

Но в неко­то­рых сло­вах име­ют­ся закры­тые сло­ги. В кон­це слов слог закры­ва­ет один или несколь­ко согласных:

В сере­дине сло­ва слог могут закрыть толь­ко звон­кие соглас­ные, обо­зна­чен­ные на пись­ме бук­ва­ми «й», «л», «м», «н», «р»:

Видеоурок

Источник

Деление слов на слоги

Деление слов на сло­ги выпол­ня­ем в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, а так­же учи­ты­вая осо­бен­но­сти зву­ко­во­го соста­ва слов.

В этой ста­тье речь пой­дет о фоне­ти­че­ском сло­ге, о том, как пра­виль­но делить сло­ва на сло­ги. Учтем, что фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги не все­гда сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов.

Что такое слог?

В речи все сло­ва рус­ско­го язы­ка состо­ят из мини­маль­ных зву­ча­щих еди­ниц — сло­гов. Определим, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Гласный звук обра­зу­ет слог. В сло­ге все­гда име­ет­ся толь­ко один глас­ный. Он может само­сто­я­тель­но создать фоне­ти­че­ский слог, а так­же в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми. Согласные груп­пи­ру­ют­ся вокруг одно­го глас­но­го зву­ка. В свя­зи с этим по зву­ко­во­му соста­ву раз­ли­ча­ют три вида слогов:

1. слог состав­ля­ет один глас­ный звук:

2. слог состав­ля­ет глас­ный с согласным:

3. слог обра­зу­ет глас­ный с несколь­ки­ми согласными:

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Открытые и закрытые слоги

Слоги быва­ют откры­тые и закры­тые. В сло­вах рус­ско­го язы­ка боль­шин­ство сло­гов явля­ют­ся откры­ты­ми. Открытые сло­ги орга­ни­зу­ют все глас­ные в оди­ноч­ку или в соче­та­нии с соглас­ным звуком:

Закрытые сло­ги обра­зу­ют все соглас­ные в кон­це слов:

Непарные звон­кие соглас­ные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут обра­зо­вать закры­тый слог в любой фоне­ти­че­ской пози­ции: в нача­ле, в сере­дине и в кон­це слов:

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Как правильно делить слова на слоги?

Слова делят на фоне­ти­че­ские сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков. В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. Один глас­ный звук в окру­же­нии соглас­ных созда­ет одно­слож­ное сло­во, кото­рое не делит­ся на слоги:

Чтобы мож­но было раз­де­лить сло­во на сло­ги, в нем долж­но быть не менее двух глас­ных зву­ков, кото­рые обра­зу­ют дву­слож­ные сло­ва:

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Если сонор­ный соглас­ный нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми, то он отхо­дит к сле­ду­ю­ще­му слогу:

При деле­нии на сло­ги учи­ты­ва­ем, что слог закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, а груп­па после­ду­ю­щих шум­ных соглас­ных в соче­та­нии с сонор­ным зву­ком или без него отхо­дит на гра­ни­це сло­го­раз­де­ла к сле­ду­ю­ще­му фоне­ти­че­ско­му слогу:

Только непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог:

Если в сло­ве име­ют­ся оди­на­ко­вые соглас­ные, то они начи­на­ют сле­ду­ю­щий фоне­ти­че­ский слог:

Это деле­ние на сло­ги фоне­ти­че­ское, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом слов с двой­ны­ми согласными.

Буквы «й», «ь», «ъ» при­над­ле­жат сло­гу, после кото­ро­го пишутся:

Укажем поря­док деле­ния слов на сло­ги с помо­щью сле­ду­ю­ще­го алгоритма.

Алгоритм деления слов на слоги

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Примеры

В этом сло­ве име­ет­ся 4 глас­ных зву­ка, кото­рые обра­зу­ют столь­ко же сло­гов. В сере­дине пишет­ся мяг­кий раз­де­ли­тель­ный знак. Разделим сло­во на четы­ре фоне­ти­че­ских сло­га. Мягкий знак оста­вим после соглас­но­го, обо­зна­чен­но­го бук­вой «в»:

В этом сло­ве два сло­га откры­тые, а тре­тий и чет­вер­тый слог закры­ва­ют соот­вет­ствен­но звон­кий соглас­ный «в» и непар­ный звон­кий соглас­ный, обо­зна­чен­ный бук­вой «й».

В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую тре­мя способами:

В этом сло­ве ука­жем 4 глас­ных зву­ка, кото­рые орга­ни­зу­ют четы­ре фоне­ти­че­ских слога:

Все сло­ги откры­тые. Первый и послед­ний слог обра­зу­ют глас­ные само­сто­я­тель­но. Третий слог состав­ля­ет глас­ный с шум­ны­ми согласными.

В соот­вет­ствии с этим фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем сло­во пере­не­сти нель­зя, так как одна бук­ва, даже состав­ля­ю­щая слог, не оста­ет­ся на стро­ке и не пере­но­сит­ся на сле­ду­ю­щую. Присоединим их к после­ду­ю­ще­му и преды­ду­ще­му сло­гу и полу­чим пра­виль­ный вари­ант пере­но­са сло­ва по слогам:

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть фото Что такое слог слияния в русском языке. Смотреть картинку Что такое слог слияния в русском языке. Картинка про Что такое слог слияния в русском языке. Фото Что такое слог слияния в русском языке

ВСЁ ПОНЯТНО ВСЁ ПРОЧИТАЛ ВСЁ ОК!

Всегда двой­ные соглас­ные раз­де­ля­ли кас-са. Сейчас поме­ня­лись требования?

Кас-са — это орфо­гра­фи­че­ское деле­ние на сло­ги, кото­рое при­ме­ня­ет­ся для пере­но­са сло­ва в школь­ной программе.
Ка-сса [ка-са] — это фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги, кото­рое не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом. Такое сло­го­вое деле­ние при­ня­то в про­грам­ме с углуб­лен­ным изу­че­ни­ем фоне­ти­ки рус­ско­го языка.

Замечательная статья:коротко,четко,ясно.Спасибо автору✊

Хорошая ста­тья — очень помог­ла (мне как раз потре­бо­ва­лось фоне­ти­че­ское деле­ние). Вот толь­ко вопрос: в послед­них при­ме­рах «соло­вьи­ный», соглас­но пра­ви­лам долж­но бы поде­лить­ся на «со-ловь-и-ный». Или это при­ме­ры орфо­гра­фи­че­ско­го деле­ния? Иначе полу­ча­ет­ся, что деле­ние про­ти­во­ре­чит дру­го­му при­ме­ру «хло­пья». Или же име­ет­ся допол­ни­тель­ное пра­ви­ло (исклю­че­ние), как со слу­ча­ем гла­го­лов типа «играть­ся» — «и-гра-ться».

В школь­ной про­грам­ме сло­во «соло­вьи­ный» делит­ся на сло­ги в соот­вет­ствии с нали­чи­ем мяг­ко­го раз­де­ли­тель­но­го зна­ка после согласного:

Слово «играть­ся» делят на сло­ги в школь­ной про­грам­ме иг-рать-ся, а фоне­ти­че­ское деле­ние иное:

Сначала в ста­тье гово­рит­ся о том, что фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги не все­гда соот­вет­ству­ет пра­ви­лам пере­но­са, а потом, как гово­рить­ся «ничто­же сум­ня­ше­ся», в ЭТОЙ ЖЕ СТАТЬЕ пишет­ся «В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую тре­мя спо­со­ба­ми:». Так о чем эта ста­тья? О пра­ви­лах пере­но­са или о пра­ви­лах деле­ния на фоне­ти­че­ские сло­ги? Предлагаю бренд-слоган для рус­ско­го язы­ка: «Сложно, глу­по, бесполезно!»

Да, в рус­ском язы­ке суще­ству­ют сло­ва, в кото­рых фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние не сов­па­да­ет с орфо­гра­фи­че­ским пере­но­сом, напри­мер в сло­вах с началь­ны­ми гласными:

Перенос сло­ва может сов­па­дать с фоне­ти­че­ским слогоделением:

Статья ори­ен­ти­ро­ва­на в первую оче­редь на школь­ни­ков. В школь­ной про­грам­ме деле­ние на сло­ги тес­но свя­за­но с пере­но­сом слов с одной стро­ки на дру­гую., поэто­му мы сочли необ­хо­ди­мым ука­зать, что сло­го­де­ле­ние и пере­нос слов могут не сов­па­дать. Умение делить сло­во на сло­ги дает воз­мож­ность избе­жать орфо­гра­фи­че­ских оши­бок, свя­зан­ных с пере­но­сом слов.

При всем ува­же­нии к огром­ной рабо­те, про­де­лан­ной авто­ром этой ста­тьи и сай­та, а так­же к осно­ва­тель­но­му под­хо­ду, исполь­зу­е­мо­му при напи­са­нии ста­тьи, хочет­ся доба­вить две вещи — и очень силь­но на них насто­ять. Во-первых, в ста­тье все-таки име­ет­ся один момент, кото­рый сби­ва­ет чита­те­ля с тол­ку. Я о нем напи­сал в пер­вом ком­мен­та­рии, и он каса­ет­ся все той же фра­зы «В соот­вет­ствии с этим деле­ни­ем на сло­ги пере­но­сим это сло­во с одной стро­ки на дру­гую тре­мя спо­со­ба­ми:». Хочу сде­лать уда­ре­ние на том, что в ста­тье недву­смыс­лен­но ука­зы­ва­ет­ся, что деле­ние на фоне­ти­че­ские сло­ги и на сло­ги для пере­но­са это НЕ одно и то же. Так что эта фра­за дела­ет в ста­тье о деле­нии сло­ва по фоне­ти­че­ским сло­гам? Почему после объ­яс­не­ний, как делить по фоне­ти­че­ским сло­гам, вдруг «всплы­ва­ет» фра­за о при­ме­не­нии этих же зна­ний для пере­но­са слов? Это нело­гич­но и сби­ва­ет с тол­ку. На сай­те есть отдель­ная ста­тья, кото­рая каса­ет­ся деле­ния слов для пере­но­са. Вот в ней этой фра­зе самое место, а не здесь. Это пер­вый момент. Также хочет­ся ска­зать несколь­ко слов об орфо­гра­фи­че­ских ошиб­ках, свя­зан­ных с пере­но­сом слов. Во-первых, в наше вре­мя пере­но­сом слов почти никто не поль­зу­ет­ся, так как пишем мы в основ­ном «на ком­пью­те­рах». Во-вторых, эти пра­ви­ла, навер­ня­ка, зна­ют и пом­нят толь­ко ака­де­ми­ки их создав­шие и про­фес­си­о­наль­ные фило­ло­ги, четыре-шесть лет изу­ча­ю­щие каж­дую «загу­гу­ли­ну» в рус­ском язы­ке. Часто при чте­нии этих пра­вил скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что эти люди про­сто сры­ва­ют на осталь­ном чело­ве­че­стве свою злость, при­ду­мы­вая и навя­зы­вая насто­я­щий линг­ви­сти­че­ский цирк. К при­ме­ру, поче­му нель­зя пере­но­сить «о-дежда», а нуж­но обя­за­тель­но пере­но­сить «одеж-да»? Настоящая и един­ствен­ная при­чи­на в том, что в линг­ви­сти­че­ском регу­ля­то­ре это соот­вет­ству­ет чьим-то пред­став­ле­ни­ям о пре­крас­ном, и теперь этот чело­век или люди решил навя­зать их 200 мил­ли­о­нам рус­ско­го­во­ря­щих людей, кото­рым, меж­ду про­чим, есть чем занять­ся и без того. Есть такое сло­во­со­че­та­ние в рус­ском язы­ке, как «выс­шая мате­ма­ти­ка». В пере­нос­ном зна­че­нии оно исполь­зу­ет­ся, как извест­но, что­бы обо­зна­чить нечто крайне слож­ное и труд­но под­да­ю­ще­е­ся пони­ма­нию. Хорошо было бы изме­нить его на «это орфо­гра­фия», так как зако­ны выс­шей мате­ма­ти­ки, в отли­чие от «зако­нов» орфо­гра­фии, все обу­слов­ле­ны необ­хо­ди­мо­стью и помо­га­ют решать насто­я­щие и слож­ные про­бле­мы: под­ни­мать само­ле­ты в воз­дух, изме­рять слож­ные фигу­ры и так далее. «Законы» же орфо­гра­фии про­бле­мы толь­ко созда­ют, и при­чем на ров­ном месте. Это как раз каса­ет­ся пра­вил пере­но­са, деле­ния на сло­ги и т. д. Можно было бы иметь лег­кие и более инту­и­тив­ные пра­ви­ла стан­дар­ти­зи­ро­ван­ной пись­мен­но­сти, в том чис­ле пере­но­са… Но нет! Это не наш путь, а наш путь — это путь ака­де­ми­че­ско­го мазо­хиз­ма для себя и для насе­ле­ния, кото­рое — упс! — все рав­но эти пра­ви­ла не зна­ет, не учит, не хочет знать и (совер­шен­но спра­вед­ли­во) не видит в них смыс­ла. Взять хотя бы пра­ви­ла исполь­зо­ва­ния на пись­ме бук­вы «ё». Ведь есть же в рус­ском язы­ке бук­ва «ё»! Ведь мог же регу­ля­тор, то есть Академия наук, поста­но­вить, что вез­де, где гово­рим ё, будем писать «ё»! Но нет! Так было бы слиш­ком про­сто, слиш­ком ясно, слиш­ком лег­ко и слиш­ком логич­но. Давайте луч­ше «ё» обыч­но не писать, а писать толь­ко там, где X, Y, Z… И давай­те объ­яс­ним это недо­воль­ным носи­те­лям язы­ка тем, что над­строч­ные зна­ки для рус­ско­го язы­ка неха­рак­тер­ны, дели­кат­но умол­чав, что пись­мен­ность и язык — это не совсем одно и то же, что для пись­мен­но­сти харак­тер­но то, что решит регу­ля­тор, и что, к сло­ву, неко­то­рые весь­ма и весь­ма раз­ви­тые стра­ны с бога­той и древ­ней линг­ви­сти­че­ской тра­ди­ци­ей имен­но так и посту­пи­ли. И ниче­го. Самолеты лета­ют, ком­пью­те­ры рабо­та­ют, людей лечат.

Замечательная ста­тья! Отличный лик­без для тех, кто дав­но закон­чил шко­лу?, толь­ко при раз­бо­ре сло­ва «соло­вьи­ный» есть пред­ло­же­ние изме­нить текст: 2 сло­га откры­тых, а вто­рой и чет­вёр­тый — закры­тые, в ста­тье «тре­тий и чет­вёр­тый закрытые»

Объясните мне, пожа­луй­ста, поче­му мы делим в сло­ве лягуш­ка на сло­ги Ля-Гуш-Ка, а не Ля-Гу-Шка? Можно про­скан­ди­ро­вать и так и так. И как это объ­яс­нить ребен­ку в 1 классе?
Заранее спасибо)

Чтобы раз­де­лить сло­во «лягуш­ка» на сло­ги, сна­ча­ла выде­лим в нем глас­ные зву­ки. Их три. Значит, вме­сте с соглас­ны­ми эти глас­ные зву­ки обра­зу­ют три фоне­ти­че­ских сло­га. При объ­яс­не­нии ребен­ку пер­во­го клас­са мож­но пред­ло­жить ему под­не­сти ладо­шку ко рту и про­скан­ди­ро­вать на выдо­хе это сло­во как

Слогоделение ля-гу-шка тоже вер­ное, но рас­смат­ри­ва­ет­ся в клас­сах с углуб­лен­ным изу­че­ни­ем рус­ско­го язы­ка (в соот­вет­ствии с про­грам­мой изу­че­ния фоне­ти­ки в инсти­ту­те). Это сло­го­де­ле­ние учи­ты­ва­ет вос­хо­дя­щую звучность.

«толь­ко непар­ные звон­кие соглас­ные в сере­дине сло­ва могут закрыть слог», тогда поче­му в при­ме­ре со-ловь-и-ный, а не со-ло-вьи-ный?

В сло­ве «соло­вьи­ный» звон­кий соглас­ный [в’] так­же закры­ва­ет слог, так как нахо­дит­ся меж­ду дву­мя глас­ны­ми зву­ка­ми. Последующий глас­ный обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, поэто­му имен­но такое слогоделение:

со-ловь-и-ный

Как делить на сло­ги сло­во рус­ский? Если на кар­тин­ке две бук­вы с раз­де­ле­ны на слог, а в пра­ви­лах долж­ны оста­вать­ся в одном слоге

Орфографической осо­бен­но­стью при­ла­га­тель­но­го «рус­ский» явля­ет­ся нали­чие двой­ных соглас­ных. Для школь­ни­ков сло­во «рус­ский» раз­де­лим на сло­ги упрощенно:

В школь­ной про­грам­ме рас­смат­ри­ва­ет­ся орфо­гра­фи­че­ское, а не фоне­ти­че­ское деле­ние сло­ва на слоги.

В про­грам­ме с углуб­лен­ным изу­че­ни­ем рус­ско­го язы­ка это сло­во раз­де­лим на сло­ги в соот­вет­ствии с зако­но­мер­но­стью, ука­зан­ной в ста­тье: двой­ные шум­ные соглас­ные в сере­дине сло­ва отхо­дят к сле­ду­ю­ще­му сло­гу в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским делением.

Это фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги, кото­рое не пута­ем с орфо­гра­фи­че­ским переносом:

Подскажите пожа­луй­ста сло­во дос­ка гло­бус шко­ла каким цве­том делать кружочки?

Каким цве­том обво­дить сло­во дос­ка гло­бус школа

Вы немно­го пута­е­те людей поня­ти­я­ми фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги и орфо­гра­фи­че­ское деление.
Мне кажет­ся, про­ще было ска­зать 1) деле­ние слов на сло­ги и 2) деле­ние слов для пере­но­са. И там, и там свои правила.

Общее поня­тие «деле­ние слов на сло­ги» включает

    фоне­ти­че­ское деле­ние на слоги;
    деле­ние на сло­ги для пере­но­са слова.

С этой точ­ки зре­ния все­гда уточ­ня­ем, что вна­ча­ле про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ское деле­ние на сло­ги в соот­вет­ствии с коли­че­ством глас­ных зву­ков, как это­го тре­бу­ет фоне­ти­ка, а вто­рой этап — деле­ние на сло­ги для орфо­гра­фи­че­ско­го пере­но­са, кото­рое часто не сов­па­да­ет с фонетическим.
Путаются те, кто не усво­ил этой раз­ни­цы. А знать её необходимо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *