Что такое слон в шахматах
Что такое слон в шахматах
Вот что нужно знать о слоне:
Слоны на своих начальных позициях.
Слон считается легкой фигурой (как и конь ) и оценивается в три балла. Он намного ценнее пешки (которая стоит один балл), примерно равен коню (по три балла), но уступает ладье (пять баллов) или ферзю (девять баллов).
Как ходит слон
Слон ходит по диагоналям!
Каждому из слонов доступна ровно половина полей доски. Слон может ходить либо по белым полям, либо по черным. Слон называется белопольным, если он ходит по белым полям и чернопольным, если он ходит по черным. Два слона взаимодействуют оптимально, когда они расположены на соседних диагоналях—вот как много полей держат под боем такие слоны!
Два слона держат под боем много полей!
Белопольный слон не может стать чернопольным, и наоборот. Слон может взять фигуру противника, заняв поле, на котором она расположена, и преодолеть сколько угодно полей в любом направлении, если они свободны от других фигур.
На этой диаграмме чернопольный слон черных не может сделать ни одного хода!
Чернопольный слон черных заблокирован!
Проверим себя
Проверим, видим ли мы, куда может пойти слон. Может ли белопольный слон белых на этой диаграмме взять пешку f7?
Может ли белопольный слон белых взять пешку f7?
Может ли белопольный слон белых взять коня c6?
Нет! Слон не может взять коня c6, потому что его закрыла собой пешка b5.
Заключение
Мы узнали, где расположены слоны в начале партии, какова их ценность, и как они ходят. Испытаем слонов в сражении с друзьями или пройдем еще больше интерактивных уроков!
Смотрим видео
Изучаем слона (часть 2)
Продолжаем изучение шахматных фигур. Следующая фигура — это слон.
Казалось бы, слон фигура которая ходит еще проще чем ладья. Но, тем не менее, при первичном изучении слона с ним связано больше проблем чем с ладьей. Дети легче воспринимают движение по горизонталям и вертикалям, чем по диагоналям. Чтобы научить ребенка ходить слоном – заходите под кат. Вас там ждут диаграммы, некоторые не самые простые (для детей).
Предыдущие части курса Вы можете прочитать здесь:
Перед тем как начать изучать слона, стоит рассказать о том, что это такое, дать следующие понятия:
1. Как ходит слон.
2. Какие бывают слоны (чернопольные и белопольные).
3. Названия остающихся в окончаниях слонов (одноцветные и разноцветные).
После того как мы изучили ладью, наши цели немного расширяются. Теперь надо не только научиться ходить слоном, но еще и понять – кто сильнее слон или ладья. Поэтому перед тем как начнем изучать слона попросим ребенка поставить сначала слона, а затем ладью в центр поля и посчитать количество полей на которые эти фигуры могут пойти (у слона 13 полей, у ладьи – 14). Затем ставим слона и ладью в угол – опять считаем количество полей, на которые могут пойти фигуры (слон – 7 полей, ладья – 14). Объясняем ребенку, что сила фигуры определяется тем, на какое количество полей она может пойти.
Нужно донести до ребенка то, что если у фигуры ходов меньше – то она слабее чем та, у которой ходов больше. Данный аспект необходимо проделывать в дальнейшем со всеми фигурами. И тогда будет очень легко объяснить силу фигур и их ценность на основании этой силы.
Понимая причинно-следственную связь между силой слона и ладьи, мы начинаем выстраивать в мозге ребенка понимание того, что все в мире взаимосвязано.
Кроме того, изучая силу фигур, надо доносить до ребенка методы борьбы с каждой конкретной фигурой. Это мы будем постепенно проходить в заданиях.
Те, кто изучал шахматы в детстве по другим методикам, прекрасно знают, как бороться с каждой конкретной фигурой. В спортивной подготовке, например при изучении слоновых окончаний, рассматриваются сильные и слабые стороны слона. Но это все потом. Что мне нравится в методике И.Г. Сухина – то что сила и слабость фигур изучаются как бы промежду прочим, в упражнениях и задачах. При этом ребенок на практике усваивает методы борьбы с фигурами.
Перейдем непосредственно к изучению слона. Типы заданий примерно такие же, но Вы скоро увидите различия по сравнению с ладьей, я на этом остановлюсь. Первые типы упражнений подобны заданиям с ладьей. К тем заданиям которые и так ясно как выполнять – я комментариев давать не буду. Общий комментарий к таким заданиям простой – следите за действиями ребенка, он будет иногда ошибаться по различным причинам. Причины – индивидуальны (опять же – вундеркиндов я не рассматриваю – программа общеобразовательная).
Упражнение №1. «Один в поле воин».
Упражнение №2. «Кратчайший путь»
В первом задании кратчайший путь — 2 хода, во втором и третьем — 3 хода.
Упражнение №3. «Лабиринт»
К этому упражнению следует сделать небольшую ремарку. Дело в том, что дети в задании №1 проходят обычно его за 9 ходов делая петлю через низ. Оптимальный режим прохода – 7 ходов. Практически все залетают в угол, поэтому я обычно торможу их и говорю что надо пройти за 7 ходов. С остальными заданиями проблем, чаще всего, не возникает.
Упражнение №4. «Перехитри часовых»
Задание №1 выполняется легко.
В задании №3 все хитрее – его решают гораздо реже, т.к. тут требуется выжидательный ход своим слоном, иначе черный слон берет контрольное поле под защиту и не уходит с него. Для решения необходимо сделать ход назад и только потом устремиться к контрольному полю.
Упражнение №6. «Ограничение подвижности».
Прежде чем давать ребенку решить эти задание – решите их сами, а то можно и проколоться. Опять же — считаем темпы (количество ходов за сколько слон дойдет до цели). А в последнем задании делаем выжидательный ход когда дойдем до конца доски — в угол не лезем, там слон ловится.
Теперь мы подошли к самому интересному в изучении слона. Дело в том, что теперь в задания вводится ладья, которую ребенок изучил раньше. На примере следующих заданий, обучаемому надо понять кто сильнее – ладья или слон. Как ладья может бороться со слоном, и как слон может бороться с ладьей.
Упражнение №7. «Атака неприятельской фигуры».
Замечание №1. Вы можете составить задание, где слон нападает двумя способами на ладью, но в реальности это скорее исключение чем правило, т.к. слон слабее. И цель этих заданий донести до ребенка что слон слабее. Ребенок должен сделать именно этот вывод и закрепить его.
Упражнение №8. «Двойной удар».
В этом задании, ребенок должен напасть на две черные фигуры одновременно первым ходом. Собственно и ладья и слон это могут сделать – в этом они похожи. И, опять же, бить черные фигуры не надо.
В этом задании все понятно – надо побить незащищенную фигуру. Интересно то, что не всегда дети видят какая фигура без защиты. Кроме того, защита может проходить и через белую фигуру. Трудности у детей иногда возникают, но не настолько часто. Хотя контроль необходим, внимательно смотрите какую фигуру дети будут бить.
Ребенок должен понять — защитить фигуру можно «через голову соперника», т.е. и нападая и защищая свою фигуру одновременно. Конечно, дети еще долго подобные защиты не видят и не умеют применять, но на этом стоит сделать упор — чтобы они знали о таком способе. В дальнейшем, в заданиях, такие способы защиты будут применяться.
Надо сделать такой ход, чтобы черным было невыгодно брать белую фигуру. Т.к. стоимость фигур еще не проходится, то проигрывает тот кто потерял все фигуры. И про этот момент необходимо напомнить ребенку перед выполнением задания.
Упражнение №11. «Выиграй фигуру»
Надо сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных, вторым ходом забрать одну из черных фигур. Не забудьте напомнить что черные фигуры в этом задании ходят.
Упражнение №12. «Перехитри часовых». Снова возвращаемся к часовым, но теперь в часовых будут еще и ладьи.
На этом упражнении я остановлюсь более подробно.
Задание №1. Здесь трудностей обычно не возникает, хотя дети так и норовят прыгнуть в начале на поле f3.
Задание №2. Это задание обычно нравится девочкам. Дело в том, что если нарисовать траекторию как идет слон – получается сердечко. Девочки – в восторге.
Задание №3. Самое мозговыносительное задание. В нем дети себя должны поломать для того чтобы его решить. Редко кто из детей может решить его сразу, и обычно это дети старше 8-ми лет. Все кто младше застревают на простом фокусе – слон должен на втором ходе отойти назад, вернуться чуть-чуть чтобы потом дойти до цели. Я подозреваю, что ход назад по диагонали, у детей связан с отходом назад вообще, они воспринимают новую траекторию как обратную — а на самом деле это ведь не так.
Постарайтесь не вмешиваться в решение этой задачи, только если ребенок совсем уж начнет психовать. И еще момент – дело в том что данная задача решается обычном перебором. С каждого поля у слона обычно два хода – один назад, второй вперед. Есть еще вариант в тупик – но они сразу бракуются. Но именно на этом задании дети сидят минут по 20 бывает. А то и больше. Хотя после того как они его решают – у них наступает бешеная радость в том что они его решили.
Это задание на самом деле достаточно сложное почему-то для начинающих детей. Так что — отнеситесь с полной серьезностью.
Упражнение №13. «Сними часовых».
Это новый вид заданий. Дело в том, что в самой ладье, мы не могли побить часовых – как только нападали на ладью – она нас тут же убивала. Теперь фигуры разные, и мы это можем сделать. Смысл заданий – надо побить черные фигуры. Черные фигуры не ходят, но стреляют как снайперы (см. задание «Перехитри часовых»).
В этом задании ребенок уже начинает сравнивать фигуры ладью и слона. У него в голове наступает разграничение вида ходов и самих фигур. Но с их силой еще не все так ясно.
Упражнение №14. «Захват контрольного поля». Теперь уже с разными фигурами.
Здесь детей уже ожидают некоторые сложности. Дело в том, что в этих заданиях надо не только захватывать контрольное поле, но и вынуждать соперника ходить туда куда надо Вам. А для этого необходимо нападать на само поле-цель. Рассмотрим подробнее.
Задание №1. Тут все достаточно просто. Для того чтобы попасть на контрольное поле, нам надо на него напасть, но так, чтобы ладья его не защитила. Сделать это можно на поле c6. Хотя дети пытаются ходить на поле c2 иногда, но в этом случае ладья сразу же защищает ходом на a8, и согнать ее с вертикали слон не сможет.
Задание №2. Здесь уже ладья вынуждает ходить слона на поле a7 нападая на контрольное поле с поля b2. Дело в том что слон может защитить поле b8 пойдя либо на a7 либо на h2. Так вот, диагональ h2-b8 длинная, и согнать оттуда слона у ладьи не полчится. Поэтому сначала b2, затем слон ходит на a7, мы делаем выжидательных ход по вертикали на любое поле (но только не под бой) – слон уходит и мы захватываем поле b8.
Задание №3. Похоже на второе. Надо определить длинную диагональ – это диагональ a3-f8. И не пускать туда слона вынуждая ходить его на поле c1. Затем слона надо согнать с диагонали a3-c1 и захватить контрольное поле. Т.е. последовательность ходов ладьей – d3 – b3 – a3.
Упражнение №15. «Ограничение подвижности».
Задание №1 достаточно простое. Слон ловится сразу же.
Задание №2 – уже есть некоторые сложности. Как и в упражнении №12 нельзя пускать слона на длинную диагональ. Т.е. решение простое – c1 – c7
Задание №3. Тут следует остановиться на том, что нам надо побить все фигуры противника. При этом мы выиграем если у нас останется хоть что-то. Т.е. надо заблокировать черную ладью слоном. Верное решение – пойти слоном на поле g1.
Упражнение №16. «Игра на уничтожение».
В этих заданиях приходит окончательное понимание как и когда можно бороться со слоном, либо ладьей. Я приведу некоторые задачи из курса И.Г. Сухина.
Задание №1 решается достаточно просто – в один ход. Слон убивается вторым ходом.
Задание №2 решается в два хода – слон убивается третьим ходом.
Задание №3. Если тут слон выберется на черную диагональ из трех клеток – то ладья его уже не поймает. Поэтому главная задача не дать ему туда выбраться. Решение простое – вправо на 2 клетки, затем влево на одну. И третьим ходом слон бьется.
Задание №4. Решение простое до жути, но дети его обычно найти не могут. Тут весь фокус в том, что нельзя пускать слона на длинную диагональ. Там 4 клетки, ладья слона на 3х то клетках ловит тяжело, а на 4х она его поймать не сможет никогда. Поэтому вся задача это сопротивление попаданию слона на большую диагональ. Дети обычно сидят над этой задачей минут по 15-20. А потом я им подсказываю.
Оптимальная подсказка — сказать что слон на диагонали сильнее и поймать там его нельзя. И попросить ребенка каждым ходом начать блокировать выход слона на диагональ. Уже на втором ходе у ребенка наступает изумление, а на 4м (когда он слона бъет) — радость. Вообще за этими процессами интересно наблюдать и именно на это задаче — все стадии налицо — трудность, удивление, изумление, радость.
Ну вот, теперь мы закончили проходить слона. Казалось бы – легкая фигура, но не такая простая. После прохождения этих заданий ребенок должен знать, как ходит слон, понимать в чем его сила. И как слон может сопротивляться ладье. А так же, он должен понимать, что ладья сильнее слона и почему. Кроме того, иметь слона вместо ладье — еще не значит проиграть. Играя в шахматы, Вы наверняка с этим не раз сталкивались. Для успешной игры в голове не должно быть никаких ограничений и недооценок слона. Слон — это тоже фигура, да — не самая сильная, но фигура. И ей можно сопротивляться. Но это надо уметь делать. Сила слона — в диагоналях. Заняв длинную диагональ слон по ней и начинает работать, там он силен. Справиться со слоном на длинной диагонали ладья не может. Именно это знание, кроме того как ходит слон, ребенок и должен уяснить в итоге.
Напишу вдогонку еще раз – ребенок все должен делать сам. Задача общеобразовательных шахмат – привить интерес к предмету. Детям интересно решать головоломки, особенно когда они знают что те им по зубам. Радости при решении вышеприведенных заданий очень много, особенно если задачки сложные на первый взгляд. Я специально даю задачи простые и немного посложнее и поинтереснее, Вам будет, чем голову поломать вместе с сыном или дочерью. Да-да, девочкам нравится решать такие задачки. Если это не из под палки.
В общем удачи. А я пойду готовить следующие части изучения шахматных правил. После слона у нас ферзь. Ну и задачки посложнее естественно.
Для недавно подключившихся к курсе, напоминаю что все задания в данной статье приведены по учебнику «Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017».
И еще, в прошлой статье я не выразил благодарность авторам программы Кветка — выражаю сейчас. Все диаграммы набранные для статей сделаны в этой программе. Удобство для меня лично — неоспоримое. Я просто перерисовал набор фигур и заменил пешки шашками, а короля — крестиком. В итоге времени на разработку диаграмм уходит минимальное количество.
Слон (шахматы)
Слон в разных странах имеет самые разные названия:
* «шут» или «сумашедший» (fou) — у французов;
* «бегун» (нем.läufer, пол.laufer, венг.futó) — у немцев, венгров и поляков;
* «офицер» — у болгар, украинцев, белорусов, других странах СНГ и, нередко, в России;
* «копье» (oda) — у эстонцев;
* «епископ» (англ.bishop; исп.afil; порт.bispo) — в англоязычных, португалоязычных и испаноязычних странах, у итальянцев;
* «гонец» (goniec) — у поляков;
* «стрелец» (střelec) — у чехов;
«охотник» (ловац) — у сербов; и так далее..Связано это во многом с тем, что в шатрандже слон («алфил») ходил на две клетки по диагонали, перепрыгивая через фигуры, как конь. Арабы, не любившие рисовать людей и животных, оставили от слона два бивня — и раздвоенная фигура кому-то показалась шутом, кому-то католическим епископом. Около XIII века слона усилили.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два соперника: один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске.
В эту игру играли в Персии в период правления Тамерлана (1336—1405). Некоторые источники сообщают, что игру изобрел сам Тамерлан, но для признания этого предположения истиной данных недостаточно. Шахматы Тамерлана представляют собой вариант игры шатрандж на большой доске.
Урок 8 Слон в шахматах
Слон ходит только по диагоналям на любое количество полей. Давайте посмотрим на диаграмму 1. На ней расположено два слона, «белопольный» и «чернопольный». Белопольный слон, ходит только по полям белого цвета (отсюда и название), а чернопольный, только по черным клеткам.
Возьмем, к примеру, слона стоящего на поле d4. С этого поля он, за один ход, может пойти на любое поле диагоналей а1-h8 или g1-a7, то есть на любое из полей. 1.Сa1, 1.Сb2, 1.Сc3, 1.Сh8, 1.Сg7, 1.Сf6, 1.Сe5, 1.Сa7, 1.Сb6, 1.Сc5, 1.Сg1, 1.Сf2, 1.Сe3.
При ходе слоном, следует помнить следующее правило: слон не может «прыгать» через свои фигуры и пешки, а также соперника. Посмотрим на диаграмму 2. белый слон с поля с3 может пойти на поля d4, d2, b2, a1, е1. На поле а5 он ступить не может, так как на его пути стоит черный конь. Также он не может ступить на поля f6, g7, h8, так как на его пути стоит черная пешка. Однако коня и пешку черных можно побить.
Бьет слон, так же как и ходит, по диагонали. Белый слон с поля d4 (Диаграмма 3) может побить любую из черных пешек f6 или b2, а слон стоящий на клетке с6 может взять (побить) коня e8. Все достаточно просто.
На этом наш шахматный урок подошел к концу. Если возникли вопросы по данному уроку, то можете их задать использую форму для комментариев, которая расположена ниже статьи.
Шахматные фигуры
Начальная шахматная расстановка фигур
На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.
На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.
Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.
У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.
Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.
Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее. 👑
Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.
Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.
Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.
Ходы шахматных фигур
Король
Король — главная фигура в шахматах. Вот он, с короной на голове и ключом от шахматного государства.
Главным я его называю не просто так. Партия заканчивается, когда король оказывается в ловушке под названием мат. Выигрывает тот, кто первым поставил мат королю соперника. Поэтому вам следует оберегать своего короля.
Фигура эта, конечно, великая, но двигается она медленно. Зато во все стороны: вперед, назад, вбок и наискосок. Но только на одну клетку за один ход. Вот такой вот вам монарх! Только не надо его ругать: свою силу и ловкость он отдал ферзю, о котором мы поговорим чуть позже.
Пешка
Пешка — самая маленькая фигура, но нельзя ее недооценивать. Это смелый боец, который первым рвется в бой. Кроме того, у пешки есть один секрет, о котором я вам сейчас расскажу.
Пешка может двигаться только вперед и только на одну клетку. Но если она стоит в своем домике (на начальной позиции), то может выбрать — сходить на одну клетку вперед или сделать стремительный рывок на две клетки вперед. После этого пешка продолжает двигаться как обычно.
А вот и главный секрет этого маленького и хитрого воина. Как только пешка дошла до противоположного края доски, она может превратиться в одну из фигур: ферзя, ладью, слона или коня.
Шахматный слон совсем не похож на слона, которого мы привыкли видеть в зоопарке, да и весит поменьше. Но бегать этот слон все же умеет, только по шахматной доске.
В партии у вас есть два слона, и они отличаются друг от друга. Один может ходить только по полям белого цвета — такой слон называется белопольным. Другой слон ходит только по полям черного цвета и называется чернопольным. Слоны перемещаются по доске в любую сторону и на любое расстояние наискосок по полям одного цвета. Линии перемещения слона еще называют диагональю.
Ладья
Ладья — это фигура, которая напоминает крепостную башню. Давным-давно ладьи были не просто фигурами на шахматной доске, а большими лодками, с помощью которых люди бороздили моря и океаны. Но шахматам больше 2000 лет, некоторые фигуры поменяли свой внешний облик и назначение, и ладья уже не похожа на лодку.
Ладья — очень мобильная фигура. Она может двигаться в любом направлении по прямым линиям: вперед, назад, вправо, влево на любое количество клеток. Прямые линии, которые идут слева направо, называются горизонталями. Прямые линии, расположенные сверху вниз, называются вертикалями.
Ферзь
Итак, мы перешли к изучению самой сильной фигуры в шахматах — ферзя.
Ферзя в некоторых странах именуют королевой (по-английски queen). Например, в названии популярного шахматного сериала «Ход королевы» (Queen’s gambit). Но к нам эта фигура пришла со своей историей и именем färz из Турции, поэтому будем называть ее просто и благородно — ферзь.
Ферзь сочетает в себе ходы двух других фигур — ладьи и слона. Это значит, что он может двигаться в любом направлении на любое расстояние по прямым линиям (вертикалям и горизонталям) и по диагоналям. Только, в отличие от слона, ферзь не привязан к диагоналям лишь одного цвета. Если ферзь стоит на черном поле — ему доступны черные диагонали, если на белом поле — белые диагонали.
Ферзь — самый сильный воин во всей шахматной армии. Эту фигуру часто используют для заключительной атаки на вражеского короля.
Конь — фигура, которая соответствует своему названию. Невозможно представить себе древнее войско без коней: они всегда участвовали в военных сражениях, вот и в шахматах тоже участвуют. Не забываем, что мы с вами ведем великую битву!
От природы коням даны мощные ноги, и они отлично справляются с прыжками через препятствия. Так вот, шахматные кони не менее удивительны. Они даже могут перепрыгивать через фигуры — почти как настоящие!
Ход коня — самый необычный из всех шахматных фигур. Конь может двигаться в любом направлении: вперед, назад, вправо, влево. Только делает он это с помощью прыжка через две клетки, а завершает свое движение поворотом на одну клетку в сторону.
Обязательно потренируйтесь с ходом этой фигуры самостоятельно! Вот вам небольшое задание. Попробуйте добраться вашим конем с поля a1 до поля h8, не наступая на препятствия. И помните — две клетки в любую сторону, прыжком вбок завершаем движение.
На этом наше путешествие по сказочному миру шахмат подошло к концу. Теперь вы знаете все про шахматные фигуры — их названия, ходы и даже немного больше. Немного тренировок — и вы с уверенностью сможете отличить пешку от ферзя. А прокачаться еще быстрее помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Запишитесь сейчас и получите до 3 уроков в подарок при первой оплате!