Что такое служба irc
История ретранслируемого интернет-чата (IRC)
Рассказ о зарождении и становлении одного из популярнейших сегментов интернета — сетевых чатов. Предлагаем кому-то вспомнить, а кому-то узнать о том, что двигало прогрессом на этом пути, какие у разработчиков возникали разногласия, и как на почве всего этого проихсодило развитие различных сетей.
Я очень старательно подошел к сбору информации со всех возможных ресурсов, чтобы проверить факты, истории и даты. Если у вас будет что дополнить, или вы найдете в тексте ошибки, обязательно напишите в комментариях. Собирать и уточнять исторические данные, связанные с событиями интернета, весьма непросто.
Начало
IRC зародился летом 1988 года, когда Яркко “Wiz” Оикаринен написал первый IRC-клиент и сервер в университете Оулу, Финляндия, где он трудился в научном отделе по обработке информации.
Яркко намеревался расширить возможности BBS (электронной доски объявлений), которую он администрировал на tolsun.oulu.fi, чтобы добавить в нее новости в формате Usenet, диалоги в реальном времени и прочие возможности. Первым делом он реализовал чат, для чего использовал код, написанный его друзьями Юрки Куоппала и Юккой Пихль. Изначально эта разработка была протестирована на одной машине. Яркко об этом первом пуске позже говорил так: «День рождения IRC пришелся на август 1988. Точная дата неизвестна, но где-то в конце месяца». Первый IRC-сервер получил имя tolsun.oulu.fi.
Юрки Куоппала подтолкнул Яркко обратиться к университету Оулу с просьбой разрешить использовать код IRC за его пределами. Руководство университета не возражало, и после итогового релиза Юрки сразу же настроил сервер, который позже получил адрес irc.cs.hut.fi. Так родилась первая «сеть IRC».
Ари Леммке впоследствии вспоминал: «Когда Юрки устанавливал ircd, я находился в том же помещении. Мне как раз нечем было заняться, поэтому я решил взломать tolsun (Sun машина irc-сервера в Оулу) и, естественно проник через новую дыру в sendmail. Хотя все же в то время Юрки был лучшим известным мне взломщиком…»
У Яркко были кое-какие друзья в университетах Тампере и Хельсинки, которые помогли запустить дополнительные IRC-сервера, когда число пользователей начало расти.
Вскоре за ними последовали и другие ВУЗы. Маркку Ярвинен помог с доработкой клиента, и в тот момент Яркко понял, что остальная часть функционала BBS в его программу может не войти.
Он связался с ребятами из Университета Денвера и Университета штата Орегон. У них также функционировала IRC-сеть (программу они получили от одного из друзей Яркко, Виджая Субраманьям – первого не финна, использовавшего IRC), и они хотели подключиться к основной финской ветке. Рост IRC продолжился, и использовать его начали уже по всей национальной сети Финляндии, Funet, после чего произошло дальнейшее расширение и подключение к скандинавской Nordunet. В ноябре 1988 года IRC распространился уже по всей мировой паутине.
EFnet
В августе 1990 года в мире IRC произошел первый серьезный раскол. Сеть Anarchy (A-net) подключила сервер с адресом eris.berkeley.edu. Он был полностью открыт, не требовал паролей и не устанавливал ограничений на количество подключений. Как пояснял Грег “Wumpus” Линдхаль: «Эта сеть использовала линию общей маской подключений (wildcard server line), в результате чего люди подключали серверы, и возникали повсеместные коллизии никнеймов».
В результате путем установки карантина для eris.berkley.edu была организована EFnet (сеть без Eris), о чем Wumpus рассказывал так: «Администраторы Eris отказались удалять эту линию, и в ответ я сформировал EFnet. Особой борьбы не было. Я просто объединил хабы, и практически все подключились ко мне». В итоге ANet включала в свой состав серверы Eris, а EFNet представляла оставшуюся часть сети. Как показывает история, большинство серверов и пользователей предпочли лагерь EFnet. Тем не менее вскоре ANet распалась, и EFnet стала вновь единой IRC-сетью.
Одним из наиболее обсуждаемых в истории IRC событий стала война в Персидском заливе, о событиях которой сообщалось в реальном времени. В начале 1991 года в сети публиковались прямые репортажи, и впервые за все время существования чата им одновременно пользовалось около 300 человек.
Undernet
Еще одно ответвление, которое первым внесло существенные и долгосрочные изменения, было инициировано “Wildthang” в США в октябре 1992 года (он создал ответвление от EFnet ircd v. 2.8.10). Изначально эта сеть отделялась как тестовая и предназначалась для разработки ботов, но очень быстро переросла в сеть «для друзей и их друзей». Попутно с этим в Европе и Канаде над новой сетью работали “_dl” и “WIZZARD”. В итоге в декабре французские серверы подключились к канадским, и в конце месяца эта сеть объединилась с сетью “Wildthang” в США. Позже эта новая сетевая коалиция получила имя “The Undernet”.
Ее пользователи хотели продолжить развитие ircd, желая избавить сеть от проблем с пропускной способностью и разобраться с беспорядком в работе каналов (постоянными отключениями и захватами), от которого начинала страдать EFnet. Для решения проблемы с каналами в Undernet реализовали временные метки, новый вид маршрутизации и предложили CService – программу, которая позволяла пользователям регистрировать каналы и в последствии защищала их от злоумышленников. (В некоторой степени это был глобальный защитный бот). В самый первый список серверов, объявленный 15 февраля 1993 года, вошли серверы из США, Канады, Хорватии и Японии. Спустя полгода, 15 августа было зарегистрировано новое рекордное число пользователей, составившее 57 человек.
В мае 1993 года для протокола IRC выходит документ RFC (Request for Comments) под номером 1459. В дальнейшем его спецификация неоднократно нарушалась и дополнялась. Стоит отметить, что части CTCP (протокол Client-to-Client) и другие составляющие, такие как цвета и форматы, в спецификацию включены не были, равно как и кодировка символов.
Dalnet
Летом 1994 года (в некоторых источниках отмечается июль) ответвление происходит уже от самой Undernet. На этот раз новая сеть получает имя Dalnet в честь своего основателя, dalvenjah. Новая сеть предлагала повышенное качество сервиса и еще более улучшенную защиту каналов и пользователей. Одно из основных начальных изменений Dalnet состояло в использовании более длинных никнеймов (в оригинальном ircd длина ограничивалась 9 символами). Все соответствующие модификации были внесены Алексеем “Lefler” Косутом.
Эта сеть почти сразу предложила глобальные WallOps (сообщения IRCop, доступные для просмотра пользователями +w ( /mode NickName +w )), более длинные никнеймы, недопустимые (q-lined) никнеймы (например, ChanServ, IRCorp, NickServ и т.п.), глобальные k-line (бан человека или всего домена на сервере или по всей сети), коммуникации только в IRCorp: GlobOps, режим +H, показывающий, что IRCorp является “helpop” и т.д.
Многие из новых функций Dalnet были написаны в начале 1995 года Брайаном “Morpher” Смитом. Они позволяли пользователям владеть никнеймами и каналами, отправлять памятки, а также предоставляли ряд других возможностей.
oz.org
Очередное ответвление произошло в марте 1996 года, когда одинокий австралийский сервер отключился от Undernet из-за сложностей со связью через транс-тихоокеанское подключение между США и Австралией. Первые несколько месяцев существования oz.org были пробной попыткой отключения от Undernet из-за невозможности поддержки соединения в пиковые часы нагрузок. Один из двух разработчиков (chaos и seks) изначального chanserv (сервиса каналов) X и W в Undernet был австралийцем, поэтому для создания Z (название chanserv) в Oz.org использовался тот же код. В июне 2001 года пиковое количество пользователей oz.org достигло 4 000.
IRCnet
В июле 1996 года, спустя месяцы пламенных сражений и обсуждений в списках рассылки, произошло еще одно отделение, вызванное несогласием в стратегии развития ircd. В частности, «европейская» сторона, позже назвавшая себя IRCnet, отстаивала задержку ников и каналов, в то время как сторона EFnet выступала за использование временных меток. Большая часть серверов IRCnet находились в Европе, а большинство серверов EFnet базировались в США. Во многих IRC-сообществах это событие еще назвали «The Great Split» (великим разделением). С тех пор (август 1998 года) EFnet продолжала расширяться, и ее размер превысил показатели до ответвления IRCnet. А осенью 2000 года число пользователей в EFnet было уже выше 50 000, а в IRCnet даже перевалило за 70 000.
Freenode — Open Projects Network
Еще одна IRC-сеть была запущена в 1998 году под названием Open Projects Network (сеть открытых проектов). В том году число ее пользователей приблизилось к 100, а количество каналов к 20. В конце 2001 года населенность сети составила уже около 4 000 человек и более 1 300 каналов. Первые пару лет OPN работала на ircu, после чего перешла на IRCD-сервер Dancer.
Позже сеть была переименована во Freenode.
В 2011 году ее рост достиг 65 000 пользователей и 40 000 каналов.
Другие сети
Конечно же, с ростом популярности интернета рос и спрос на IRC. В 2010-е годы существовали сотни независимых IRC-сетей, включая amiganet, linuxnet, galaxynet, bestnet, NewNet, AnotherNet, ChatNet, UpperNet, ZAnet, X-Net, GammaNet, SuperChat, IceNet и др. Однако среди огромного их числа явно выделялись всего четыре основных, продолжавшие развивать собственную версию программного обеспечения ircd-сервера.
Дальнейшие шаги по стандартизации
В январе 1998 года возникла инициатива IETF-IRCUP для сбора всех специфических особенностей IRC и документирования нового RFC с последующей установкой стандарта, которому бы следовали все сети. Реализация этой инициативы так и не состоялась.
Годом ранее Бьорн Рииз начал другой проект, CTCP/2, желая разработать и стандартизировать протокол Client-to-Client, который никогда не был частью RFC. Было известно, что клиенты расширяли и изменяли изначальный протокол CTC, не позволяя несоответствующим ему клиентам фильтровать новые коды. CTCP/2 же должен был определять способ ввода кодов, в особенности новых, которые бы позволили старым клиентам продолжать функционировать. Он также должен был решать проблемы с IPv6, которые отмечались в последовательности инициирования DCC. Финальной стадии этот проект тоже так и не достиг.
Популярность IRC
Согласно данным irc.netsplit.de, начиная с 2004/05 годов IRC, количество пользователей IRC начало постепенно убывать. В те годы каждой из 4 крупнейших сетей, а именно Quakenet, Undernet, IRCnet и EFnet, ежедневно пользовались более 100 000 человек. Лидировала в этом списке Quakenet, состоявшая из более, чем 200 000 пользователей.
Примечание ред.: сложно сказать, существуют ли еще активные интернет-чаты в 2021 году. Большинство людей перешли к использованию более удобных мессенджеров, таких как Telegram, WhatsApp и др.
Что такое служба irc
Что такое IRC, почему это круто и зачем это нужно.
Данный материал был опубликован в телеконференции mtu.inform
Я думаю, что не помешало бы рассказать здесь что такое IRC, ведь не все об этом знают. А то мы тут уже записываться начали, а многие недоуменно на нас смотрят.
Зайти (присоединится) к каналу можно командой
после этого вы можете выбрать любую команду IRC и получить на нее HELP
Чтобы индтифицировать себя в IRC надо выбрать себе псевдоним (nick) делается это командой
. например я себе взял nick baron, другие берут себе nick составляют из первых букв имени, фамилии, отчества. ну вобщем выбирайте. После этого вы можете присоединяться к каналам.
Что может оператор?
1.Выбросить Вас с канала, если вы будете плохо себя вести ( команда /kick)
2.Поставить на Вас banned (запретить вход на канал) эта мера применяется если Вы и дальше продолжаете себя плохо вести.
4.Менять MODE (Свойства) канала
5.Забирать и давать оператора @ (OPA)
В общем вы на канал попали. Вот тут и начинается для вас настоящая жизнь. Во первых вы должны поздороваться. ну и если надо и познакомится. В общем выбирайте. как вы будете себя. это жизнь, компьютерная жизнь. Вы можете набирать на клавиатуре текст сообщения ( единственная пока проблемма на IRC это то что нельзя набирать текст русскими буквами т.е. если вы хотите написать: «Привет всем, сегодня прекрасная погода.» то это буде выгладить так: «Privet vsem, segodnia prekrasnaia pogoda.» ну я думаю привыкните, тем более появится стимул выучить английский язык и разговаривать в IRC на нем) и при нажатии Enter ваше сообщение моментально отразится на всех компьютерах присоединенных к этому каналу, а на вашем экране появится:
>Privet vsem, segodnia prekrasnaia pogoda
А если кто-то написал простое сообщение, например, пользователь c nickom Dull то на ваше экране появится: Nu kak skazat’. mne holodno.
Ну а если вы хотите чтобы ваше сообщение увидел только один человек например MAX, то вы можете набрать такую команду
. и это сообщение увидит только MAX. Ну а если Вы увидели на экране сообщение такого типа
это значит, что вы получили от Denvera личное сообщение.
Теперь можно вводить сообщения двух типов
Также вы можете пользоваться командой /DCC (Direcr Client Connection) Это специальный протокол который минует все сервера IRC и на него не влияют разрывы в сети и тысячи других неполадок которыми славится INTERNET. DCC просто незаменима при срочной передачи файлов по всей планете.
Вот некоторые возможности этой команды:
Команды рассматриваются от пользователя SK
*** Send DCC request to EOV
на экране у EOV появится сообщение:
*** DCC (rar.exe 111152) request received from BSK
Затем EOV вводит следующую команду:
Просмотр всех DCC соединений осуществляется простой командой /DCC
*** VIS is vis@iron.tenet.odessa.ua (2:467/37)
*** on channels: #odessa #beer
*** on IRC via server irc.te.net.ua (UT’s «I repeat class» server)
Есть еще пару полезных команд которые помогут вам в общении:
/away Seichas budu. 5 minut. beer zahotelos’.
То потом если кто-то захочет послать Вам сообщение увидит следующее.
*away* Seichas budu. 5 minut. beer zahotelos’.
Пользователь с nickom Raver
То есть Raver за компьютером и готов к разговору.
Ну а если Вы решили уйти с канала (например с канала #hotsex) то можно набрать команду
А если вы решили сменить сервер то можно набрать:
или совсем покинуть:
и у вас на экране должно появиться
=Severin=time 14:12:30 23 Mart 1996
Бот Severin ответил вам который час. А вообще по всем командам бота и функциям можно набрать /msg Severin help и вы получите от бота Severin полную инструкцию по командам. Да иногда боты выдают кое-какую информацию, и можно подумать что за маской бота скрывается человек. Например бот Duke:
Privet druz’ia. kak dela?
Так что усаживайтесь поудобнее и вперед в бушующие страсти IRC.
Что такое служба irc
Internet Relay Chat
Доступ к чат-серверам
IRC (англ. Internet Relay Chat ) — протокол прикладного уровня для обмена сообщениями в режиме реального времени.
Разработан в основном для группового общения, также позволяет общаться через личные сообщения и обмениваться данными, в том числе файлами.
IRC использует транспортный протокол TCP и криптографический TLS (опционально).
IRC начало завоевывать особенную популярность после операции «Буря в пустыне» (1991), когда сообщения со всего мира собирались в одном месте и в режиме «on-line» транслировались в IRC. [1]
Ввиду технической простоты реализации протокол IRC в последнее время стал использоваться при организации ботнетов в качестве средства передачи управляющих команд компьютерам-участникам ботнета от владельца.
Содержание
История и спецификации
IRC был разработан в 1988 в качестве замены программы MultiUser Talk. Основная спецификация — RFC 1459 (1993). Ее дополняют несколько спецификаций 2000 года:
IRC-сеть
Согласно спецификациям протокола, IRC-сеть — это группа серверов, соединенных между собой. Простейшей сетью является одиночный сервер.
Сеть должна иметь вид связного дерева, в котором каждый сервер является центральным узлом для остальной части сети.
Клиентом называется все, что подключено к серверу, кроме других серверов. Различают два типа клиентов:
Пример IRC-сети (буквами обозначены серверы, цифрами — клиенты)
Пересылка сообщений в IRC-сети
IRC предоставляет возможность как группового, так и приватного общения. Для группового общения существует несколько возможностей. Пользователь может отправить сообщение списку пользователей, при этом серверу отправляется список, сервер выделяет из него отдельных пользователей и отправляет копию сообщения каждому из них. Более эффективным является использование каналов. В этом случае сообщение отправляется непосредственно серверу, а сервер отправляет его всем пользователям в канале. Как при групповом, так и при приватном общении сообщения отправляются клиентам по кратчайшему пути и видимы только отправителю, получателю и входящим в кратчайший путь серверам.
Например, если клиенты 1, 2 и 3 (в примере) находятся в одном канале, то сообщение от клиента 1 будет отправлено на сервер A, затем клиенту 2 и на сервер B, который отправит его клиенту 3. Серверы C, D и E этого сообщения не увидят.
Кроме того, возможна отправка широковещательного сообщения. Сообщения клиентов, касающиеся изменения состояния сети (например, режима канала или статуса пользователя) должны отправляться всем серверам, входящим в сеть. Все сообщения, исходящие от сервера, также должны быть отправлены всем остальным серверам.
Пользовательские режимы
Состояния каналов
Оператор канала может менять его состояние с помощью команды, добавляя/удаляя различные флаги как каналу, так и отдельным пользователям в канале.
Пользовательские флаги
Флаги канала
Команды
Регистрация и подключение
Устанавливает пароль соединения.
Возможные отклики сервера:
Возможные отклики сервера:
SERVICE
Регистрация нового клиента-сервиса.
Возможные отклики сервера:
Используется в начале соединения для определения нового пользователя.
Возможные отклики сервера:
Получение статуса оператора.
Возможные отклики сервера:
Изменение состояния пользователя — добавление/удаление флагов; команда доступна только операторам.
Возможные отклики сервера:
Выход пользователя из сети.
Возможные отклики сервера: отсутствуют.
SQUIT
Выход сервера из сети; команда доступна только оператору сервера либо серверу при возникновении ошибки.
Возможные отклики сервера:
Работа с каналами
Возможные отклики сервера:
Возможные отклики сервера:
Изменение режима канала; в команде допускается не более трех режимов с параметрами.
Возможные отклики сервера:
TOPIC
Изменение или просмотр темы канала.
Возможные отклики сервера:
NAMES
Просмотреть список имен пользователей, подключенных к серверу target и присутствующих в канале channel.
Возможные отклики сервера:
Просмотр списка каналов/статуса указанных каналов.
Возможные отклики сервера:
INVITE
Пригласить пользователя в канал.
Возможные отклики сервера:
Удаление пользователя из канала.
Возможные отклики сервера:
Отправка сообщений
PRIVMSG
Отправка личного (приватного) сообщения.
Возможные отклики сервера:
NOTICE
Команда используется аналогично PRIVMSG, но без получения автоматического ответа.
Работа с серверами
Установка т.наз. «сообщения дня».
Возможные отклики сервера:
LUSERS
Сведения о пользователях, подключенных к сети/подсети, соответствующей указанной маске/серверу.
Возможные отклики сервера:
VERSION
Возможные отклики сервера:
STATS
Статистика по серверу.
Возможные отклики сервера:
LINKS
Имена серверов, подключенных к указанному/текущему.
Возможные отклики сервера:
Локальное время сервера.
Возможные отклики сервера:
CONNECT
Попытка подключить текущий сервер к указанному через указанный порт.
Возможные отклики сервера:
TRACE
Путь к указанному серверу.
ADMIN
Информация об администраторе указанного/текущего сервера.
Возможные отклики сервера:
Информация о сервере.
Возможные отклики сервера:
Работа с клиентами-сервисами
SERVLIST
Список доступных сервисов.
Возможные отклики сервера:
SQUERY
Работа с данными пользователей
Данные пользователей, ники которых соответствуют указанной маске.
Возможные отклики сервера:
WHOIS
Данные об определенном пользователе.
Возможные отклики сервера:
WHOWAS
Данные пользователя, отсутствующего в сети, то есть уже не существующего.
Возможные отклики сервера:
Прочие команды
Разрыв соединения с указанным пользователем со стороны сервера.
Возможные отклики сервера:
Проверка активности клиента/сервера на другой стороне соединения.
Ответ на сообщение PING от сервера server серверу server2.
ERROR
Используется сервером для сообщения об ошибке.
Клиентские приложения для IRC-сетей
Наиболее популярные приложения для различных ОС:
AmIRC, AIRcOS, WookieChat, BenderIRC, BitchX, BlackIRC
androIRC, Andchat, DaraIRC, fIRC chat, IRC radio, Yaaic, AiCiA, Droid-Life IRC
Специфика русскоязычного IRC
Использование русского языка в IRC не опирается ни на какой стандарт. Однако, имеется ряд обычаев и соглашений, возникших в процессе эволюции различных русскоязычных IRC-сообществ.
История вопроса
Первые русскоговорящие каналы возникли ещё в 1990-х годах в международных сетях, таких как DALnet и IRCNet. Первоначально, под влиянием UNIX-культуры, было принято кодировать буквы русского алфавита в KOI-8. Примерно с 1995 года начался приток пользователей Windows, которые зачастую вообще не имели понятия, что такое кодовая страница и не делали различия между кириллицей и Windows-1251. Данное противоречие вызвало много конфликтов.
Стихийно возникшее в те времена соглашение помещало вопрос о кодировках в ве́дение конкретных каналов. Это было очень неудобно для пользователей, однако на тот момент иного выхода не было. Отчасти именно эта проблема стимулировала примерно с 2000 года усиленное формирование отдельных русскоязычных сетей, где вопросы кодировки могли бы решаться централизованно.
Обычаи современных русскоязычных сетей
Традиционно, в международных IRC-сетях клиенты посылают и принимают сообщения, состоящие из байтов; при этом вопрос об интерпретации не ASCII-байтов оставляется на усмотрение клиентов. Все сколь-нибудь развитые русскоязычные сети, при всех их различиях, придерживаются иного принципа: клиенты посылают и принимают сообщения, состоящие из символов. То есть, если правильно настроенный клиент отправляет на канал букву «Ы», то все подключенные к каналу правильно настроенные клиенты будут принимать тоже букву «Ы», независимо от того, как каждый из них предпочитает её кодировать.
На практике это обычно реализуется наличием на сервере нескольких TCP-портов, на каждом из которых используется определённая кодировка. Список этих портов принято помещать в MOTD (приветствие сервера). Таким образом, вопрос о «правильной настройке» клиента сохраняется, однако для пользователя выбрать порт подключения несравненно проще, нежели заниматься установкой таблиц перекодировок символов, возможность чего, кстати, и не во всяком клиенте предусмотрена. Иногда (хотя и не обязательно), серверное ПО позволяет переключить кодировку без отсоединения от сервера — хотя по ряду причин такое изменение кодировки работает неаккуратно.
Как правило, каждая сеть использует свою внутреннюю кодировку (чаще всего это Windows-1251 и почти никогда UTF-8; почему — см. ниже), при этом данные, передаваемые или принимаемые клиентами, с кодировками отличными от внутренней, подвергаются перекодировке (немедленной при приёме, проводимой в момент формирования входящего сообщения — при передаче).
Исторически использование букв кириллицы в никах было невозможно. Однако самая большая рускоязычная IRC-сеть RusNet позволяет пользоваться и регистрировать кириллические ники.
UTF-8 — за и против
Сторонники интернационализации обычно считают UTF-8 перспективной кодировкой для всех языков, включая русский. Следует однако отметить, что одна буква кириллицы в UTF-8 занимает два байта, что создаёт некоторую дополнительную нагрузку на сети и ограничивает максимальную длину одного сообщения. По стандарту, сообщение IRC не может иметь длину больше 510 байтов, из которых собственно на текст приходится никак не больше 499 (по нереалистично завышенной оценке). Следовательно, отправить в одном сообщении больше 249 русских букв оказывается невозможно. Ограничение размера сообщений вызывает ещё одну неприятность: при попытке превысить установленный предел сервер обрезает сообщения. Если срез пройдёт посередине русской буквы (то есть будет передан первый её байт, но отброшен второй), то получившаяся последовательность байтов перестанет, с точки зрения UTF-8, быть правильной строкой. Ряд клиентов (например, Xchat или mIRC) отобразят такое сообщение как 8-битное (например, в Latin-1 или Windows-1251), что сделает его полностью нечитаемым и занимающим к тому же много места на экране.
Единственным несомненным преимуществом использования UTF-8 для кодировки русского языка является возможность свободно цитировать тексты на других языках, а также использовать экзотические символы наподобие «→» и «☺». К тому же, являясь клиентом IRC-сети, в которой UTF-8 принят повсеместно, можно будет общаться сразу на многих языках, не заботясь о техническом представлении букв. Пока, однако, неизвестны многоязычные сети, явно оговаривающие необходимость использования только UTF-8, использующие UTF-8 в качестве внутренней кодировки, или каким-либо иным образом упорядочивающие кодировку символов клиентами.