Что такое смена в лагере
Что такое смена
Смена – она есть всего лишь промежуток времени между «Здравствуйте дети!» и «До свидания, дети!». Этот отрезок времени заполнен определенными делами и событиями. Человеку, не работавшему в лагере, так и кажется. Для него вообще ВСЁ в лагере или странно и непонятно или просто и весело… К счастью, это не так. Для того чтобы смена получилась, чтобы стала маленьким шедевром нужна огромная работа многих людей (и не обязательно только педагогов) до смены, во время смены и после смены (да-да – именно после смены, чтобы понять что и как происходило). Нужны идеи, нужны мечты, нужны соратники (они же сообщники, подельники). Нужны, в конце концов, дети – они двигатель всего, что в лагере происходит. Маленькие вечные двигатели… О них и поговорим. Но не в этой статье. А здесь поговорим о смене в летнем лагере.
Основой деятельности лагеря является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.
Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, на которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.
Упрощенно структура смены выглядит из 3 периодов: Организационный (14% смены), Основной (80% смены) и Заключительный (6% смены).
1. Организационный (адаптационный).
Это короткий по времени и насыщенный по содержанию, начальный этап лагерной смены. Задачи:
разнообразной творческой, интеллектуальной, физической деятельности.
В этот период наряду с многочисленными отрядными делами, спортивными соревнованиями, походами, занятиями в кружках, проводятся большие обще лагерные мероприятия. В обще лагерные мероприятия должны быть включены все дети без исключения. Здесь необходимо помнить один из главных законов воспитательной работы: воспитывает не только и не столько само мероприятие, сколько отношение при подготовке к нему. Именно в ходе подготовки распределяются те или иные, поручения, которые вовлекут ребят в деятельность, именно здесь создается простор для инициативы, творчества детей.
3. Заключительный (или итоговый).
По насыщенности финальные дни можно сравнить с оргпериодом, а по эмоциональному подъему им почти нет равных в смене. Происходит эмоциональное сплочение коллектива, взлет его деятельности. И главная задача вожатого — усилить эмоциональный фон последних дней пребывания детей в лагере.
К концу смены становится заметно, что изменилось поведение детей. Они стали чуть более возбужденными, чуть более болтливыми, чуть более раскованными и гораздо больше неуправляемыми. В эти дни, как во все другие есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и они должны иметь он должны определенную направленность. Прежде всего, это подведение итогов. Например, игры: «Все о смене, все о себе», прощальный огонек «Расскажи мне обо мне», где можно написать наказ или пожелания ребятам следующей смены.
В полной структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.
Во время ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.
Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношения взрослых и детей. Для этого необходимо:
Взаимодействие отрядной программы с общелагерной можно условно представить следующей схемой:
Сфера взаимодействия: соблюдение общелагерных законов; участие отряда в делах лагеря; общение с другими отрядами, межотрядные дела; личное «неформальное» общение детей и т. д.
Что должно произойти в организационный период? | Как это сделать? |
---|---|
1. Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми. Для этого необходимо: Для этого необходимо: Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения. | |
3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности. Для этого необходимо: | Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер орлятских легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены. |
4. Формирование представлений о перспективах деятельности. Для этого необходимо: Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми. Итак, организационный период это период предъявления четких требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнение этих требований для ребенка становится интересным и необходимым. Вожатый в этот период является ведущим, организатором, лидером. Для появления общности в группе ребят, для того чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего неспособны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети активные участники дел, помощники. Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается обшей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку или подростку. На 1 этапе (учебно-демонстративном, 5-12 день смены) решаются задачи: На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи: Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода. Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы: Таким образом можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные. Значение педагога как главного организатора снова усиливается. Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное. Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены: Дела, которые помогут эти задачи решить: итоговый сбор отряда, прощальный огонек, деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»). Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-рефлексивную (внутриотрядный уровень). ПОСТЛАГЕРНЫЙ ПЕРИОД (срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств). Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни. Основным участником смены в детском лагере является отряд – временный детский коллектив, позволяющий, в силу своих характерных особенностей, решать многие вопросы эффективней, чем в более стабильных, более постоянных детских коллективах (школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и т. д.). Каковы же ПРИЗНАКИ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (ВДК)? Обычно называют достаточно широкий круг признаков. Укажем наиболее характерные, оказывающие значительное влияние на организацию и ведение педагогической деятельности. Во-первых, кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (в среднем от 21 до 30 дней). Во-вторых, сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята из разных мест жительства, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга. В-третьих, автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей и т.д. Здесь важно упомянуть еще об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая бы для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие ВДК. В-четвертых, публичный (коллективный) характер деятельности, общения, всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности». В-пятых, завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования. Сформировать за короткий период смены дружный и сплоченный коллектив из ребят своего отряда – одна из основных задач, которую ставит перед собой каждый вожатый. Отряд детского лагеря обладает двойственной природой. Во-первых, он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых. Во-вторых, отряд – это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям. Рассмотрим специфику каждого из этих процессов в наших условиях. В рассматриваемых нами ситуациях адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определённую позицию, обрести желаемый общественный статус в группе сверстников. Уверенному и безболезненному протеканию процесса адаптации детей к условиям нового коллектива способствует своевременное определение законов отряда и основных норм общения. Эти простые правила регламентируют условия жизнедеятельности ребят в детской группе, ставят их в равные, одинаковые условия по отношению друг к другу, что позволяет им легче взаимодействовать, чувствовать личную и коллективную ответственность, проще устанавливать дружеские связи. Идентификация оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом. Для обеспечения оптимального управления процессом межличностного общения детей вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия. При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ». При формировании коллектива начинать нужно с создания духа непринужденности, добросердечности, взаимопонимания и доверия. С первых дней вожатый должен обозначить для детей общественно значимую перспективу. Сделать это можно во время беседы с ребятами, на вечернем огоньке, на сборе отряда, предварительно определив их интересы, возможности и эмоциональный настрой. Последующие действия вожатого могут быть такими: вовлечение ребят в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей, планирование и проведение ключевых дел); формирование детского самоуправления; использование игры и других форм деятельности, привлекательных для ребят; создание традиций отряда и следование им; включение отряда во взаимодействие с другими отрядами лагеря. Но как сразу дойти до каждого ребенка, если в среднем отряд насчитывает 25-30 человек? Как всех сразу включить в совместную деятельность? Как правило, с целью повышения уровня управляемости отрядом его подразделяют на более мелкие группы. Наиболее устойчивое, оптимальное группообразование состоит из 7-9 человек. Это то количество людей, которые могут одновременно поддерживать как вербальное, так и визуальное (зрительное) общение. При делении отряда на группы хорошо бы учитывать эту особенность. Деление отряда на группы облегчает управление им, но одновременно следует позаботиться о том, чтобы у групп было бы преимущественно больше совместных дел. Это условие крайне важно соблюдать при проведении различных конкурсов и соревнований. Итак, настоящий, сплочённый коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему в первую очередь способствует, как уже отмечалось ранее, совместная деятельность. Положение ребёнка в отряде определяется не только его индивидуальными особенностями. Оно может меняться в зависимости от уровня сработанности, сплоченности коллектива, интенсивности смены ролей ребят в процессе общения и взаимной деятельности, динамики развития системы коллективных и личных ценностей, внутренних норм отряда, наличия побед или неудач, серьезных позитивных результатов, достигнутых как им самим, так и группой в целом. Обобщая содержание данного раздела, рассмотрим таблицу, отражающую зависимость этапов формирования и развития временного детского коллектива в лагере и этапы смены: Что такое смена в лагере Помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, опыт разнообразной самостоятельной творческой деятельности и общения с интересными людьми, развить свои способности, научиться понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются при проведении профильных смен. Ведь именно во время летних каникул можно создать комфортное социально-образовательное пространство для взаимодействия и творчества детей. “Профильная смена” – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями. По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство детского оздоровительного лагеря является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов. Пребывание в летнем оздоровительном лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Летние профильные смены подразумевают: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЦЕНТРЕМоделью называют формальное выражение существенных элементов проблемы в образной или математической форме. Мы постоянно имеем дело с моделями, создаем их для исследования собственных проблем, хотя и не называем их именно так. Мы просто окружены ими: выкройки, планы, договоренности, картины, музыка и многое другое представляют собой физические, знаковые, житейские, художественные модели. Если мы говорим о профильной смене, то уже понимаем, что в процессе пребывания в детском лагере ребенок не только отдыхает и оздоравливается, но и получает знания, опыт, непосредственно того профиля (содержания), на котором основывается вся воспитательная и учебная работа в данном лагере. Перед реализацией программы (проекта смены) организатору необходимо проработать и учесть не только цели, содержание, но и те факторы, которые могут оказывать воздействие на воспитательный процесс в ДОЛ. Подобный подход позволит минимизировать риск от непреднамеренных отрицательных воздействий воспитателей и воспитанников, в целом, создавая условия компенсации и комфорта воспитанников, позволяя решать более сложные воспитательные задачи. Итак, говоря о моделировании, мы выделяем рад существенных этапов в осуществлении данного процесса. Концептуальная модель сменыКонцептуальная модель смены – это обоснование общих подходов, лежащих в основе воспитательной системы лагерной смены. Воспитательная система включает содержательный компонент (комплекс воспитательных целей и задач, характер и содержание деятельности, направленной на реализацию целей, сеть отношений, складывающаяся между участниками деятельности) и технологический (арсенал средств и приемов организующего, развивающего и воспитывающего характера). В связи с этим принципы организации жизнедеятельности можно рассматривать как содержательные и организационные. К первой группе мы относим принципы: Ко второй группе относятся организационные принципы, определяющие методы, приемы, и средства взаимодействия с детьми и детей друг с другом. Целеопределяющая модель сменыОсновная цель воспитателя создать условия для реализации потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе. Анализируя предшествующий опыт, накопленный педагогикой, мы утвердились во мнении, что воспитание возможно только через ту деятельность, которая присуща данному возрасту. Цель воспитательного процесса мы сформулировали так: формирование деятельностного отношения воспитанника к себе, к людям, которые его окружают, к миру, в котором он живет. Формирование отношения к себе решается в процессе воспитания через ряд задач: Формирование отношения к людям – осуществление трех задач: Формирование отношения к миру возможно через его познание во всем многообразии форм и через организацию познавательной деятельности воспитанника. Воспитательный процесс включает в себя различные виды деятельности: Структурная модель сменыСтруктурная модель летней профильной смены – это представление о содержании дней и этапов смены в соответствии с целым рядом факторов: логикой развития лагерной смены, логикой эмоционального развития, соотношения отрядных и общелагерных дел в разные периоды смены, особенностями воспитательной системы детского центра, особенностями контингента воспитанников. В любой смене в независимости от ее продолжительности, специфики выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, итоговый, постлагерный. Подготовительный период неограничен во времени. Это период подготовки воспитателей к проведению смены, формированию содержания и способности воспитателей реализовать его. Это период, в котором мотивируется участие воспитанника в профильной смене. Организационный период – первые 3 дня, если смена 18-21 день; 1 день, если смена 10 дней. Организационным он является, потому что происходит адаптация ребенка к новым условиям быта, окружению, особенностям питания, санитарно-гигиеническим условиям и т.п. Главное условие успешной адаптации ребенка – это формирование доброжелательных отношений внутри коллектива. Важно создать условия для самораскрытия ребенка, реализации его потребностей и интересов. Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Необходимо педагогу сделать так, чтобы правила были не навязаны сверху, а разработаны и приняты самим детским коллективом. Опыт показывает, что многие педагоги используют в своей практике “Орлятские законы”, совершенно не объясняя, зачем они нужны. Педагог должен помнить, что любое правило (Закон) должно приниматься коллективно и работать. Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей. Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа: На первом этапе происходит: На втором этапе происходит: Заключительный период – время подведения итогов, определения степени результативности проведенной программы. Итоговый период в большей степени настроен не на прощание, а на ожидание дальнейшей реализации программы, новой радостной перспективы. Постлагерный период – это период реализации задуманного в течение смены. Это встреча с отрядом, коллективом всей смены, для реализации программы последействия, формирование детских коллективов, базирующихся на профильном интересе к смене и подготовке вместе с ними следующей смены. Эмоциальные ритмы лагерной смены Разработка структурной модели смены осуществляется с учетом закономерностей эмоционального развития временного коллектива, определенных в работах А.Н. Лутошкина. В эмоциональном развитии коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний. Это явление получило название “маятникового эффекта”. Раскачивание эмоционального маятника происходит с определенной периодичностью, создавая эмоциональный ритм жизни коллектива. Эмоциональные подъемы большой силы не задерживаются долго в крайней точке, за ними следует спад настроения. Попытки удержать состояние подъема за счет эмоционально насыщенных дел приводят к самопроизвольному включению механизма “маятника”. В свою очередь задержка эмоциональных состояний в положении “спад” вызывает симптомы “эмоционального голода”. В течение смены имеет место общий эмоциональный ритм, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами (подъем – спад – подъем). Первая и третья фазы характеризуются высокой тональностью и большой динамичностью эмоциональных состояний; вторая фаза характеризуется снижением частоты эмоциональных состояний. Преобладает уравновешенный спокойный тон настроения. Лагерная смена. Логика развития смены.Лагерная смена. Логика развития смены. смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач. В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. · организационный (Знакомство детей с педагогами и друг с другом. Знакомство с жизнедеятельностью лагеря. Определение структуры коллектива, формирование основ коллективной деятельности. Адаптация), · основной (Включение детей в активную деятельность; Создание благоприятных условий для самореализации детей) · и заключительный (Подведение общих итогов реализации программы смены. Выявление результатов индивидуальных и коллективных достижений. Награждение организаторов и активных участников смены). Сложилось и содержание этих периодов. Основные задачи и ключевые дела организационного периода смены Задачи: · Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями. · Создать условия для раскрытия способностей каждого. · Создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива. · Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд. · Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность. Основное содержание: игры на знакомство; костры и «огоньки»; спортивные дружеские встречи; КТД на раскрытие творческих способностей и интересов; творческое представление вожатского отряда. Основные итоги. К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно. Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены. Позиция вожатого. Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора. Стили руководства временным детским коллективом. Стиль общения в летних оздоровительных лагерях между воспитанниками и педагогами может быть определен, как «согласительный», или «конвенционный» (установленный на основании конвенции – договора, соглашения).Возникающие в летних лагеряхмежличностные отношения имеют в своей основе свободу мнений, настрой на отдых, юмор, игру, позитивные эмоции. Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят – участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива используются различные стили руководства им. Приказание: • оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят; • ставится цель без уточнения способов достижения; • оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней; Билет №5. Билет № 7 Организационный сбор. Цели, задачи, проведение Одно из ключевых дел организационного периода, решающее целый комплекс задач, – организационный сбор отряда. На организационном сборе решаются очень важные дела: определяются законы совместной жизни и деятельности в лагере, выбираются детские органы самоуправления, утверждаются планы. Организационный сбор должен стать стартом новых дел. Его задачи должны быть ясны и понятны ребятам. В подготовке и проведении этого дела должны активно участвовать все ребята. Организация и методика проведения организационного сбора предполагает три этапа: Подготовка к сбору ребят и роль вожатого в этом: Подготовка к сбору. Для успешного проведения организационного сбора, нужно заранее подготовиться к нему: учесть все направления, течения разговора, определить цели и задачи, то, как их будете решать. Нужно определиться с распределением времени на каждый вопрос, чтобы сбор не оказался слишком долгим, т.к. все вопросы, которые на нем решаются, очень важны, нельзя обсуждать их в «нерабочем» состоянии. – предварительные беседы с ребятами по вопросам, которые будут решаться на сборе; дела отряда, которые помогут ребятам разобраться в сути каждого из вопросов (например, чтобы утвердить планы, должно заранее пройти перспективное планирование – комплекс дел; чтоб были приняты общие нормы коллектива, нужно показать на деле действенность, ценность и значимость законов и традиций лагеря, чтобы выбрать органы самоуправления, нужно запустить саму систему самоуправления – разбиться на микрогруппы, попробовать работать в них и т. д.); – игры, конкурсы для выявления лидеров среди ребят, подготовка самого вожатого к сбору; – эмоциональный настрой: продумать игровой момент, форму проведения, художественное оформление места (художественное оформление зависит от содержания разговора на сборе, в него вкладывается особый смысл, оно настраивает ребят на серьезный разговор). 2. Примерный ход сбора (один из возможных вариантов). Торжественная часть. Обозначаются задачи, которые предстоит решить отряду сегодня; уместен будет торжественный ритуал, может быть зачитан наказ предыдущей смены. Интересно жить – а как? Вы предлагаете ребятам на выбор или жизнь отрядом, со строгой взаимной дисциплиной, подчинением всему коллективу, командиру, или жизнь «организованной толпой» – «никому не подчиняюсь, что хочу, то и делаю». При этом можно не показывать своей позиции, позволить ребятам поспорить, определиться самостоятельно. СБОР ПЛАНИРОВАНИЕ Цель: Определение перспектив жизнедеятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний возможностей детей, определение каждым ребенком индивидуальной цели на смену. 1. Совместно с детьми спланировать отрядную деятельность; § Игра-путешествие по смене; § Лента достижений и др. План сбора планирования: 1. Разбивка на микрогруппы; 2. Получение заданий по выбору направлений (3 от каждой группы) 3. Презентация направлений работы 4. Выбор 3-х направлений 5. Разработка 3-4 мероприятий по каждому направлению 6. Презентация и утверждение дел – составление план-сетки. 7. Напутственное слово вожатого с вручением талисмана отряда. Диагностика. Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, включая состояние здоровья (здоровье, медикаменты). Изучение способностей; интересов детей; привычки и др. Тесты, анкеты, личные дневнички, индивидуальные беседы, встречи с психологом. Познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой; предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине; Узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе; познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят. В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков. Задача вожатого: Приучить детей соблюдать режим дня лагеря, поддерживать чистоту в столовой и в палатах, чтить традиции, законы лагеря. Для этого, чтобы дети начали ориентироваться во времени, можно придумать вместе с ними какие-нибудь смешные наказания за опоздания на сбор отряда. Вполне подойдут для этой цели какие-либо творческие задания на 5 минут, которые опоздавшие детки должны будут выполнить в центре круга. Следить за документацией. В первые дни нужно будет написать несколько списков отряда: администрации, в медпункт, для себя… Могут быть и ещё документы, заполнение которых не следует запускать. Законы и традиции лагеря. 2. Закон точного времени (пунктуальности). Старайся всегда и везде быть во время, без опозданий. Цени свое и чужое время. 3. Закон вежливого поведения. Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость. 4. Закон улыбки. Будь доброжелателен ко всем, чаще улыбайся. Хорошее настроение залог здоровья и успеха. 6. Закон вредных привычек. Детство и оздоровление не совместимо с вредными привычкам. 7. Закон информации. Вожатый всегда должен быть информирован о месте нахождении и занятиях, вверенных ему детей. 9. Закон взаимности. Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. 10. Закон сеяния и жатвы. Что «сеет» человек, то и «жать» будет, только многократно больше. 11. Закон любви и добра. Каждое живое существо, особенно человек, нуждается в любви и хорошем отношении, Задачи итогового периода: Ø Повести совместный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений Ø Оценить самому – и помочь всем членам детского коллектива самим оценить результаты их участия в деятельности лагеря Ø Помочь каждому преодолеть кризис расставания и возвращения домой Ø Создать эмоционально приподнятую атмосферу успешного завершения смены Ø Поощрить активистов самоуправления и участников основных дел смены Ø Стимулировать и отметить положительные изменения в личности каждого ребёнка (эта важная работа может помочь реадаптации детей по возвращении домой и поддержать «последствие» детского лагеря). Игра — это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир. Виды игр: · Игры на знакомство · критерий «количество участников», т.к. некоторые игры требуют количество участников не менее 20 человек, а другие не рекомендуется проводить в группах более 14 участников; · критерий «время игры», т.к. есть игры, которые могут затянуться по времени (15-20 минут). В этом случае группа начинает терять динамику, и потребуются дополнительные усилия для исправления создавшейся ситуации; · критерий «успешность». Группа обязательно должна успешно пройти игру, т.к. для только что создающегося коллектива важно быстрое получение положительных результатов, а обратный процесс может навести участников на мысль совместной не состоятельности и попыток найти виновного в общих неудачах · Игры на выявление лидера · Игры на командообразование Игровые упражнения и задания позволяют развить: § доверие (к лидеру, к друг другу), § навыки согласованных действий друг с другом, § умение делегировать полномочия, § умение анализировать и оценивать ситуацию, принимать решение исходя из сложившихся обстоятельств, § умение совместно решать задачи в рамках ограниченного времени и средств. § Игры с залом (Данный вид игр служит для поднятия настроения у аудитории и создания определенного настроя перед мероприятием. Игры с залом позволяют сконцентрировать внимание ребят, создать необходимый эмоциональный фон. Οʜᴎ подходят для ребят разного возраста͵ но некоторые игры более подходят для ребят ʼʼпомладшеʼʼ, а другие более подойдут старшим школьникам. Играть в них крайне важно во все периоды смены. Подобные игры не требуют предварительной подготовки, но правила игры, некоторые шутки и движения лучше ʼʼотработатьʼʼ заранее) § Игры минутки § Игры в автобусе Техника безопасности при проведении игр и спорт.занятий: 1. При использовании игровых и спортивно-оздоровительных площадок необходимо соблюдать следующие правила: на спортивные площадки дети допускаются только в спортивной одежде и обуви; движущиеся спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены; проводить мероприятия и пользоваться спортивным инвентарем, снарядами на сырой площадке не допускается; дети должны быть обучены правильному и безопасному пользованию спортивным оборудованием, спортинвентарем. 2. Ответственность за подготовку мест спортивных мероприятий возлагается на инструктора по физкультуре (плаванию). 3. При проведении спортивно-массовых мероприятий инструктор по физкультуре (плаванию) обязан обеспечить полную исправность спортивного инвентаря, оборудования, страховку при занятиях на гимнастических снарядах. 4. Во время проведения спортивных мероприятий дети должны находиться вместе с вожатыми, воспитателями. 5. Врач лагеря обязан присутствовать на всех спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в лагере. 6. Детские спортивные команды направляются на соревнования только в сопровождении вожатых, воспитателей, инструктора по физкультуре (плаванию). 7. Во время массовых мероприятий (спартакиад, костров, фестивалей, водных праздников, аттракционов, концертов, кинофильмов и др.) с детьми находится директор лагеря, вожатые, воспитатели отрядов, инструкторы по физкультуре (плаванию), медицинские работники. 8. Занятия детей в спортивных секциях согласовываются с врачом лагеря. Если конфликт между детьми Дать детям задание, развести, изолировать друг от друга. Сначала поговорить (не ругать) инливидуально с каждым участником конфликта, настроить на доброжелательный лад, потом свести. В разговоре использовать речевые стратегии. Разрешив конфликт, нужно помочь ребенку его забыть. Ответственность вожатого При заключении трудового договора работодатель возлагает на вожатого ответственность, указанную в должностной инструкции вожатого, а также прямо предусмотренная Трудовым кодексом РФ. Меру ответственности вожатого определяют 3 кодекса: Уголовный кодекс, Трудовой кодекс, Кодекс об административных правонарушениях. По факту нарушения вожатым условий трудового договора он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. В этом случае к вожатому могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение. В случае порчи имущества вожатому может быть предъявлена материальная ответственность в виде возмещения стоимости испорченного, поломанного или утраченного имущества. Административные правонарушения наказываются административным штрафом. Уголовные преступления наказываются штрафом, лишением права заниматься определенной деятельностью, обязательными работами, исправительными работами, ограничением свободы и лишением свободы на неопределенный срок. Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей. Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц. Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря. Права вожатого: Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей. Правила пребывания в лагере 1. Выход за территорию лагеря категорически запрещен. 2. Каждый ребенок обязан бережно относиться к личному имуществу, имуществу других детей и имуществу лагеря. За сохранность личных вещей несет ответственность самостоятельно. 3. Каждый ребенок обязан соблюдать правила поведения в общественных местах (сквернословие, моральное и физическое оскорбление личности, разжигание национальной розни не допускается). 4. Каждый ребенок (подросток) должен бережно относиться к окружающей природе (зеленым насаждениям на территории лагеря, соблюдать чистоту). 5. Уходя из помещений выключать свет, электроприборы, закрывать водопроводные краны. Для вожатого важно § Подведение итогов смены с детьми § Анализ смены с напарником § Настрой детей на лирический, но оптимистический лад
|