Что такое сопоставление в литературе
Сопоставление
Смотреть что такое «Сопоставление» в других словарях:
сопоставление — См … Словарь синонимов
СОПОСТАВЛЕНИЕ — СОПОСТАВЛЕНИЕ, сопоставления, ср. (книжн.). Действие по гл. сопоставить сопоставлять. Сопоставление различных мнений. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
сопоставление — СОПОСТАВИТЬ, влю, вишь; вленный; сов., кого что с кем чем. Сравнивая, соотнести друг с другом для получения какого н. вывода. С. показания свидетелей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
СОПОСТАВЛЕНИЕ — СОПОСТАВЛЕНИЕ. Способ семантизации лексики через сравнение лексической единицы с выученной ранее на основе близости их значений (т. е. через синонимы) или на основе противоположности значений (т. е. через антонимы) … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
сопоставление — ▲ определение (неявного) ↑ соответствие (между) сопоставление определение соответствия. сопоставлять приводить в соответствие. сопоставительный. соотнесение. соотнести. соотносимый. параллель (проводить #). чем (лучше поздно, чем никогда). нежели … Идеографический словарь русского языка
сопоставление — palyginimas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. comparison; congruence; equality matching; matching vok. Gegenüberstellung, f; Kongruenz, f; Vergleich, m rus. сопоставление, n; сравнение, n pranc. comparaison, f … Automatikos terminų žodynas
Сопоставление — ср. процесс действия по гл. сопоставлять, сопоставить Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
сопоставление — сопоставление, сопоставления, сопоставления, сопоставлений, сопоставлению, сопоставлениям, сопоставление, сопоставления, сопоставлением, сопоставлениями, сопоставлении, сопоставлениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
Сопоставление — 1) технический прием, используемый при сравнительном исследовании объектов экспертизы. Заключается в помещении сравниваемых объектов (их отображений) в одно поле зрения или на возможно близком расстоянии друг от друга. Визуальное сравнение… … Криминалистическая энциклопедия
сопоставление — сопоставл ение, я … Русский орфографический словарь
Сопоставления и противопоставления в художественном произведении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сопоставление – это образное выражение, основанное на сравнении двух понятий, предметов и состояний, которые обладают общим признаком, за счет чего усиливается художественное значение первого предмета.
Сопоставления в художественном произведении
Определяющую роль в построении произведений играют сопоставления предметно-речевых единиц. По словам Л. Н. Толстого, «сущность искусства состоит в бесконечном лабиринте сцеплений». У начала композиционных аналогий, контрастов и сближений является обратный параллелизм, который, прежде всего, характерен для песенной поэзии разных эпох и стран. Такой прием построения тщательно изучался А. Н. Веселовским, который изучал многочисленные сопоставлениями между разными явлениями внутренней жизни человека и природы в поэзии раннего исторического периода, главным образом народной. По мысли ученого простейшей, первоначальной формой сравнений и аналогий в литературном творчестве является двучленный параллелизм, который осуществляет сопоставление человеческой жизни и природы. Двучленный параллелизм может выполнять и другие функции, например, он может сближать разные явления природы.
В первоначальном виде двучленный параллелизм, по мнению Веселовского, связан с анимизмом раннеисторического мышления, которое сопрягает природные явления с человеческой действительностью. Также ученый утверждает, что именно из подобного рода двучленного параллелизма выросли и метафоры, и символы, и иносказательность образов в баснях о животных. По утверждению Веселовского, приверженности поэзии параллелизму была предопределена двухголосой манерой исполнения песенных произведений, когда второй исполнитель дополнял первого.
Наряду с параллелизмом синтаксических конструкций в литературно-художественных произведениях укоренены сопоставления, как по сходству, так и по контрасту, более крупных текстовых единиц – персонажей и событий.
Целью литературного сопоставления является максимально полное раскрытие образа через общие признаки. В сопоставлении (сравнении) всегда упоминаются сопоставляемых предмета, хоть сам общий признак и может опускаться.
В некоторых случаях достаточно одного сравнения, чтобы дать явлению или персонажу четкую, емкую характеристику.
Готовые работы на аналогичную тему
Различают следующие виды литературных сравнений:
Самым значимым признаком художественного сравнения является элемент новизны, неожиданности, изобретательности. Художественное сопоставление не обязательно должно быть строго логичным. В качестве материала для художественного сопоставления могут выступать самые разнообразные явления и предметы. Важно – какое новое качество может возникнуть, какой образ может родится.
И контраст, и сходство имеют одинаковую ценность как источник новых чувств и смыслов. Таким образом, обычно сравнение служит для того, чтобы с помощью одного факта объяснить другой. Любая отвлеченная мысль становится более понятной, если для сопоставления привлекается что-то зримое, осязаемое, очевидное.
Противопоставления в художественном произведении
Без ярких и ясных образных и персонажных противопоставлений – антитез, без противопоставления благоприятных и неблагоприятных для персонажей событий и обстоятельств, без «поляризации» воссоздаваемого, как правило, в произведении не обходится.
Антитеза – это стилистическая фигура контраста в ораторской и художественной речи, резкое противопоставление положений, понятий, состояний, образов, связанных между собой внутренним смыслом или общей конструкцией.
Антитеза отличается от контраста тем, что антитеза всегда демонстрируется открыто, часто при помощи слов-антонимов. Антитеза применялась в средневековой литературе, затем развивалась в культуре барокко, а в классицистической литературе использовалась как философский и эстетический принцип изображения полярности природы человека в широком смысле этого слова.
В персонажной организации произведения и его сюжетном построении преобладают противоположности и несовместимости (например, антипод Золушки – злая мачеха).
Однако, принцип противопоставления в литературе не царит безраздельно. С течением времени наряду с персонажными и событийными антитезами упрочивались более гибкие, диалектичные сопоставления явлений и фактов как одновременно сходных и различных. Например, в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегн» главные герои – Татьяна, Онегин и Ленский – противопоставлены друг другу и одновременно подобны друг другу своим возвышенными стремлениями, неудовлетворенностью окружающей реальностью и невписываемостью в нее.
На сопоставлениях сходного многое основано, например, в «Мастере и Маргарите», «Войне и мире», «Братьях Карамазовых». Особенно ярко этот тип художественного построения произведения заметен в пьесах А. П. Чехова, в которых противопоставления уступили место раскрытию разнообразных проявлений одной и той же жизненной драмы изображаемой среды, где отсутствуют и полностью правые, и полностью виноватые.
Таким образом, компоненты изображаемого в произведении всегда соотнесены друг с другом. Литературное творение является средоточием весьма многочисленных, разнообразных и богатых «перекличек», которые активизируют читателя, направляют его реакции.
Реферат «Сопоставление как прием анализа художественного произведения»
С опоставление как прием анализа художественного произведения в школе
1. Методические принципы примене ния при ема сравнения на уроках литературы.
2. Сопоставление как методический и общедидактический метод и его функция в литературном образовании.
3. Прием сравнения в методической традиции.
4. Классификация сопоставлени й и методика их применения на уроках литературы.
2. Сопоставление как методический и общедидактический метод и его функция в литературном образовании.
Сопоставление, наряду с авторской позицией, становится костяком для читательской оценки, поскольку б ез сопоставления героев произведения нет, и не может быть их оценки. Оценка выступает не только завершающей, но и отправной точкой анализа. Сопоставление на этапе осмысления становится инструментом анализа. При восприятии сравнение тяготеет к содержанию, в анализе – к художественной форме. Если при восприятии сравнение направлено на героев, на внешние черты художественного мира, то аналитическое сравнение идет по линиям, не затрагивавшимся ранее: сопоставляются скрытые уровни структуры произведения, расширяется круг объектов сравнения, сопоставление выходит за границы текста.
Т еорию применения приема сопоставления разработал Н. Соболев (1976), которая и на сегодня шний день является актуальной и помогает методистам и учителям более целенаправленно строить работу по изучению литературы [8]. Ученый выделил несколько обязательных условий успешного и эффективного использования сравнения: 1) его целенаправленность; 2) проведение сопоставления по существенным признакам; 3) соблюдение логической последовательности при сопоставлении; 4) объяснение сходств и различий, выявленных в процессе сравнения.
Определяющими принципами методики сопоставления литературных явлений и фактов, являются следующие: 1) четкое определение цели сравнения в зависимости от задачи. Нельзя проводить «сравнение ради сравнения»; 2) проведение сравнения по существенным признакам, которые нередко являются внутренними чертами, не лежащими на поверхности, только тогда сравнение позволяет глубоко проникнуть в сущность сравниваемых явлений и предметов; 3. Прием сравнения в методической традиции.
метод сопоставления имеет смысл, если рассматриваются явления и предметы, м ежду которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни.
4. Классификация сопоставлени й и методика их применения на уроках литературы.
С учетом разработок В.Маранцмана и других методистов существует классификация сопоставлений на уроках литературы.
1) С опоставление частей и различных элементов художественного текста,
выявление сюжета и сопоставление образов героев, рассмотрение связей пейзажа и портрета с общим течением текста – это основные приемы освоения композиции. Эти виды сопоставления регулярно используются при анализе произведения. Необходимым условием совершенного восприятия литературного произведения, считает О.И. Никифорова, является умение читателя «сопоставить и установить взаимоотношение между всеми элементами текста». Цели проводимого сопоставления:
— осмысление характеров героев произведения;
— выявление авторской позиции;
— раскрытие художественного метода писателя;
— обнаружение единства формы и содержания литературного произведения;
— усиление эмоциональной реакции школьников.
Данный способ сопоставления обнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил» писатель жизненный материал. Цели проводимого сопоставления:
— выявление связи произведения с жизнью;
— обнаруживание авторских намерений, постижение авторского замысла.
Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию: обнаруживается, что искусство — отражение жизни, вместе с тем отражение это не зеркально. Художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.
3) Сопоставление разных редакций, вариантов текста.
— выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения;
— развивают художественный вкус, требовательность к собственному стилю, воспитывают внимание к слову.
И зучение творческой истории романа помогает ученикам приблизиться к глубинной мысли автора. Но существуют и другие приемы, способствующие концепционному восприятию произведения.
4) Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя.
Этот прием может быть применен в различных целях:
— концепционное восприятие произведения;
— открытие общих основ миросозерцания и художественного метода, способно показать как менялось художественное освещение мира.
5) Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов.
В средних классах обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев произведения и их различия. При этом редко (лирические произведения) сопоставляются в целом. Сопоставление однотемных произведений разных авторов, а также произведений, близких в идейно-художественном отношении, становится одним из основных приемов на уроках в старших классах. Цели проводимого сопоставления:
— усвоение идейного содержания;
— подчеркивание общности нравственной коллизии, художественной ситуации;
— помогает увидеть «портрет» эпохи и понять своеобразие художественного мира каждого писателя;
— выяснение закономерностей литературного процесса.
6) Сопоставление критических статей.
Эта форма работы представляет б ольшие возможности для развития синтезирующих навыков, умения соотносить идейно-эстетическую позицию критика с представленной им интерпретацией произведений. Столкновение оценок, различных точек зрения при привлечении критических работ неизбежно: нередко сам критик провоцирует читателя, иногда время вносит поправки в высказанные критиком прошлой эпохи суждения. Цели проводимого сопоставления:
— умени е соотносить идейно-эстетическую позицию критика с представленной им интерпретацией произведений;
— стимулируют вторичное эмоциональное восприятие и интеллектуальную деятельность.
7) Сопоставление литературных произведений с произведениями другого виды искусства.
Включение смежных искусств в изучении литературного произведения помогает управлять потоком ассоциаций, стимулирует возникновение определенных представлений в сознании читателя. Иногда включение в урок музыки помогает читательскому воображению прояснить, уточнить «образы чувства», возникающие в ходе повествования. Цели:
— развитие воображения, ассоциативных связей;
— усиление сопереживания субъективной стороны разбора;
— подчеркивание своеобразие позиции, мироощущения писателя;
— постижение объективного смысла произведения.
Сравнение художественных произведений и произведений других видов искусства создает проблемную ситуацию, разрешение которой вызывает интерес учащихся, активизирует их внимание и придает работе творческий характер. По наблюдениям методистов и учителей, самым распространенным способом создания проблемной ситуации на уроке литературы является сопоставление оценки критиков и иллюстраций произведения в других видах искусства, в том числе – сценические интерпретации.
Сфера применения сопоставления как приема широка. Закономерности структурной организации и бытования текста заставляют учителей в практике преподавания то и дело прибегать к сопоставлению, хотя оно может и не осознаваться специфически литературным приемом. Следует отметить, что применение этого приема значительно повышает активность школьников, так как вносит в обучение элемент исследования и делает сам процесс познания живым, творческим.
Раскрывая связи, сравнение позволяет изучать предметы и явления в их изменении и развитии. Этот прием требует не простого пересказа, а анализа, выделения главного, оценки сравниваемых объектов, выявления причин сходства и различия. Всем этим достигается сознательность в обучении.
2. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методолог. очерки о методике. – М.; Л.,1966.
3. Соболев Н.А. Методика сравнительного анализа художественных произведений в школе. Учеб. Пособие для студентов им учителей-словесников. – Смоленск, 1976
Сравнение — это прием украшающий образ (примеры из литературы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверняка вы не раз слышали выражения СМЕЛЫЙ КАК ЛЕВ или ХИТРЫЙ КАК ЛИСА?! Подобные словосочетания относятся к одному из самых выразительных лексических приемов, который называется сравнение.
Чаще всего такое можно встретить в литературе, а некоторые сравнения уже перекочевали и в нашу повседневную речь. Благодаря им автор многократно усиливает образ.
Ведь согласитесь – одно дело прийти домой и сказать «Я хочу есть», и совсем другое «Я ГОЛОДНЫЙ КАК ВОЛК!». Второй вариант более сильный, и главное, всем сразу понятно, что с ужином тянуть не стоит ни секунды.
Что такое сравнение
Сравнение – это изобразительный прием, в котором сопоставляются два предмета (действия или явления) с целью усилить характеристики одного из них. Причем в отличие от метафор в сравнениях всегда упоминаются два элемента – то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО, КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
В этом четверостишье Михаил Лермонтов сравнивает свет от пожаров с небесным телом, тем самым акцентируя внимание на том, насколько он яркий.
Еще один пример из литературы (поэзии):
Безумных лет угасшее ВЕСЕЛЬЕ
Мне тяжело, КАК СМУТНОЕ ПОХМЕЛЬЕ.
Но, КАК ВИНО, ПЕЧАЛЬ минувших дней
В моей душе чем старше, тем сильней.
А это уже Пушкин Александр Сергеевич. У него в этом четверостишье сразу два сравнения и оба связаны с алкогольной тематикой (понятной многим в нашей стране).
Во-первых, по словосочетанию «веселье – похмелье», мы понимаем, что радость осталась в прошлом, а на смену ей пришла тоска. А во-вторых, яркий образ «печаль – вино» создает ощущение безысходности.
Способы создания сравнений на примерах
Есть несколько базовых способов для создания сравнений:
А теперь приведем примеры для каждого из типов сравнений.
Сравнительные предлоги
Существительные в творительном падеже
Прилагательные и наречия в сравнительной форме
Слова «похожий» и подобный»
Примеры развернутых сравнений
Иногда в качестве сравнений писатели и поэты используют не одно-два слова, а целые предложения. Это позволяет создать весьма яркий образ и более точно передать настроение всего произведения.
Вот один из ярких примеров – стихотворение Константина Заболоцкого «Голос в телефоне».
Раньше был он звонкий, ТОЧНО ПТИЦА,
КАК РОДНИК, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
А потом, КАК ДАЛЬНЕЕ РЫДАНЬЕ,
КАК ПРОЩАНЬЕ с радостью души,
Стал звучать он, полный покаянья,
И пропал в неведомой глуши.
В самом стихотворении нет предмета, который сравнивают. Он спрятан в названии. А все четверостишья — это сплошное сравнение в совокупности с метафорами. И используя эти приемы, Заболоцкий очень красочно описывает прошедшую любовь. Ведь именно о ней, как вы могли догадаться, идет речь.
Огромные сравнения встречаются и в прозе. Вот, например, отрывок из знаменитой «Илиады» Гомера.
Бросился АЯКС на ВРАГОВ, СЛОВНО ОГОЛОДАВШИЙ ЛЕВ на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха ОВЕЦ, которые остались без охраны беззащитными, КАК ДЕТИ без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…
Здесь и вовсе сразу два сравнения. Одно «Аякс – лев», а другое получилось даже двойным «враги – овцы – дети». Причем заметьте, что основные слова звучат только в самом начале, а весь остальной и достаточно массивный кусок текста посвящен сравнению. И это очень поэтично описывает характер битвы.
Примеры устойчивых сравнений
А сейчас хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали. Некоторые сравнения уже прочно вошли в наш лексикон. Три из них мы уже упомянули, вот еще:
И еще немного примеров:
Кстати, подобные устойчивые выражения в русском языке называются фразеологизмами. То есть это уже следующая ступень после сравнений. Но об этом можете прочитать в другой статье на нашем сайте.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
«Стихотворение Константина Заболоцкого». Константина ли? Не Николая Алекссевича Заболоцкого случайно?
Человеку свойственно сопоставлять, мы регулярно сравниваем и делаем это не задумываясь)
Сравнение
Сравнение (в литературе) — это сопоставление двух предметов/явлений, зачастую с помощью союзов («как», «будто», других сравнительных союзов); это стилистический приём, троп, т.е. сравнение считается лексическим средством выразительности.
Примеры:
Примеры из литературы:
«И, погнувшись, изба,
Как старушка стоит».
«Что ты спишь, мужичок?», А. В. Кольцов
«В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы, —
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй».
«В весенний день мальчишка злой…», Ф. К. Сологуб
«И легкокрылы, длинноноги,
и невесомы, словно дух,
бесстрашные, как полубоги,
и тонкие, как певчий слух«.
«Молитва», Т. Ю. Кибиров
Способы образования сравнения
Сравнение в русском языке образуется:
Какие существуют виды сравнения?
Некоторые лингвисты выделяют два вида сравнений (прямое / косвенное). Однако возможно это не так, существует несколько различных мнений.
Прямое сравнение (либо «с союзами«) образовывается при помощи сравнительных союзов (например: как, словно, будто). Например:
Косвенное сравнение (либо «без союзов«) — образование при помощи творительного падежа. Например: улепётывал зайцем.
Развёрнутое сравнение
Развёрнутое сравнение — автор указывает на несколько общих признаков, и сравнивая, он развивает свою мысль в целые предложения. Таким образом создаётся и передаётся более яркий образ.
«Как над горячею золой
Дымится свиток и сгорает
И огнь сокрытый и глухой
Слова и строки пожирает –
Так грустно тлится жизнь моя
И с каждым днем уходит дымом,
Так постепенно гасну я
В однообразье нестерпимом.
О Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле –
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы – и погас!»
«Как над горячею золой. «. Ф. И. Тютчев