Что такое состояние среды

Народный контроль: как узнать о состоянии экологии

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

В России утверждены правила публикации сведений о состоянии экологии. Документ подписан правительством в рамках принятого в марте федерального закона о размещении информации об окружающей среде в открытом доступе. В приложении к правилам — 82 пункта данных, подлежащих размещению в различных источниках. О чем могут узнать граждане и насколько эти данные будут полными, разбирались «Известия».

Какие правила приняты

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Постановление принято в конце прошлой недели. В правительстве отмечают, что по новым нормам федеральные, региональные и местные власти должны публиковать ключевую информацию о состоянии окружающей среды. Сюда входят данные о качестве атмосферного воздуха, почвы, водных и лесных ресурсов, а также о вредных выбросах и сбросах, уровне радиационного фона. Доводить данные до людей ведомства должны на своих официальных сайтах либо с помощью государственных и муниципальных информационных систем.

В правилах подчеркивается, что данные об экологии являются «общедоступными и предоставляются бесплатно».

В перечне открытых сведений — 82 позиции. Указаны данные, которые должны содержать реестры, место, где они должны публиковаться, ответственное за размещение информации ведомство. Есть и графа о периодичности публикуемых сведений, хотя в ней не всегда легко разобраться — периодически она вместо простых слов «ежегодно», «ежеквартально», «по мере поступления информации» отсылает к другим нормативным актам.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Директор по программам «Гринписа России» Иван Блоков пояснил «Известиям», что в документе в основном перечислены сведения, которые и ранее ведомства обязаны были публиковать, однако теперь этот перечень данных собран в одном месте.

Директор экспертного департамента Российского экологического общества, аудитор-эколог НЭАП РФ Наталия Ткаченко отмечает, что ввести понятие «экологическая информация» и разработать правила доступа к ней президент поручил правительству еще в 2016 году. В марте этого года вступил в силу федеральный закон на этот счет, а для его реализации — постановление от 16 декабря 2021 года № 2314, о котором идет речь.

Выход этого нормативно-правового акта облегчил для граждан понимание в первую очередь о самом перечне доступной информации, конкретном органе и информационном ресурсе, раскрывающем эту информацию, сроках размещения и, что очень важно, обновлении такой информации, — рассказала она «Известиям». — То есть много информации было и ранее доступно, конечно, не в полном объеме, но на каких ресурсах эту информацию найти, многие граждане не знали.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Какие данные об экологии должны получать россияне

В правилах указывается, что публиковаться не может информация, отнесенная законодательством к государственной тайне.

Общедоступной должна быть информация об объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, хранилищах отходов и свалках, сведения о качестве питьевой воды, загрязнении природных объектов пестицидами, оперативные данные об изменении радиационной обстановки, лесных пожарах, угрозах возникновения опасных гидрометеорологических явлений, обзоры развития весеннего половодья. Также в списке — отчеты по мониторингу состояния загрязнения окружающей среды, доклады об особенностях изменения климата, комплексные планы по снижению загрязняющих выбросов, отчеты о состоянии озонового слоя и данные об общем содержании озона, которые обновляются ежемесячно.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Так, если говорить об объектах, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, то публиковаться должны их наименование, адрес юрлица и фактического местонахождения, сведения о производимой продукции, выполняемых работах, о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ — с указанием их местоположения. Также должны быть доступны сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы, о плате за негативное воздействие на окружающую среду, о комплексных экологических разрешениях или декларациях, программе производственного экологического контроля и т.д.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Если речь идет о недействующем объекте, то должны публиковаться данные о его консервации, ликвидации, либо изменении местонахождения. Также должна быть размещена информация об уровне негативного воздействия на окружающую среду и данные автоматического контроля выбросов и сбросов.

Размещать информацию об этих объектах в виде реестра должны Росприроднадзор и органы исполнительной власти регионов России.

Органы исполнительной власти субъектов РФ также должны размещать информацию о системе работы с отходами. Минприроды должно готовить и публиковать ежегодный доклад о состоянии окружающей среды, а региональные власти — аналитическую информацию, касающуюся конкретного субъекта РФ. Также, например, должны публиковаться сведения о проведении общественных обсуждений о планируемой хозяйственной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду.

Почти всё, касающееся состояния экологии и окружающей среды, судя по правилам, можно найти в открытом доступе — даже, например, информацию о лесопатологических исследованиях, в том числе данные о санитарной оценке насаждений, информацию о захоронениях грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Включены в перечень по раскрытию и совершенно новые данные, к примеру информация о пунктах приема отработанных ртутьсодержащих ламп, — замечает Наталия Ткаченко. — В настоящее время постоянно идет обновление и пополнение информации о состоянии окружающей среды. В связи с увеличением сети экологического мониторинга — пунктов наблюдения — экологическая информация становится более доступной, расширяется перечень контролируемых веществ в различных компонентах окружающей среды.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Полностью перечень публикуемой информации содержится в приложении к принятым правительством правилам.

Насколько полон перечень публикуемой информации

— Говорить о достаточности информации, я думаю, рано, — считает Наталия Ткаченко. — Мы идем по пути совершенствования, и это непрекращающийся процесс.

По ее словам, благодаря тому что данные становятся общедоступными, для контролирующих органов повышается вероятность выявления нарушений недобросовестными природопользователями. Оперативность реагирования, считает она, становится выше, так как появляется «больше глаз», следящих за деятельностью предприятий-природопользователей.

Однако расширять перечень данных, подлежащих сбору и публикации, говорит она, необходимо.

Что касается мониторинга воздуха, то он ведется по наиболее встречающимся загрязняющим веществам, а для расширения перечня специфичных веществ необходимо провести определенную работу по предварительным наблюдениям территории, номенклатуре выбросов предприятий-загрязнителей, выбору маркерных веществ, их вкладу и так далее, — говорит она.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Эксперт тематической площадки «Экология» ОНФ Александр Коган отмечает, что система мониторинга состояния окружающей среды сейчас в основном представлена постами Росгидромета, у которого более 600 станций по всей стране. В рамках проекта «Чистый воздух» количество постов наблюдений увеличивается, должна быть создана ФГИС мониторинга состояния воздуха, которая бы аккумулировала информацию со всех источников.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Региональные же системы наблюдения есть не больше чем в половине субъектов России, и, как правило, наблюдения носят нерегулярный характер, — говорит он. — Это могут быть передвижные станции, которые в зависимости от происшествий направляются к месту. Лучше всего ситуация обстоит в Москве — Мосэкомониторинг на своем сайте размещает информацию о текущем состоянии воздуха по данным 56 автоматических станций контроля по 16 веществам.

Александр Коган отмечает, что есть и другая проблема — публикация данных повышает прозрачность работы системы, но найти информацию зачастую не под силу ни гражданам, ни даже экспертам в этой сфере.

Как повысить доверие к данным о состоянии экологии

Иван Блоков отмечает, что наиболее адекватна информация, которую представляет Росгидромет.

— Если говорить очень просто, то их доход никак не связан с тем, каков результат их измерений, — сказал он «Известиям». — Но это всё равно некий градусник, который показывает общую температуру, а никакую специфику он измерить не может. Для этого действуют региональные системы, однако относительно приличная система действует только в Москве.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Информацию, которая базируется на данных предприятий, эксперт считает «сомнительной». И приводит пример — данные Росстата о размещении отходов и данные, которые получаются по аналогичной информации из Госреестра размещения отходов, могут отличаться до восьми-девяти раз.

— Есть и еще один элемент, впрямую с темой публикации информации не связанный, — предельно допустимые концентрации установлены не всегда адекватно, — считает Блоков.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Кроме того, подчеркивает он, принципиально важно, какая именно информация размещается о данном объекте. В том же реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду, по словам эксперта, сейчас нет оперативных данных.

Система мониторинга, по словам Когана, будет эффективнее, если появится информация не только о наличии превышений ПДК, но и об источнике загрязнения, а для этого нужно оснастить источники выбросов на самих предприятиях-загрязнителях автоматическими датчиками.

— Это планировалось сделать еще с 1 января 2019 года, но потом сроки перенесли и дали возможность устанавливать датчики в течение четырех лет со дня получения комплексного экологического разрешения, — рассказал он. — На прошлой неделе Виктория Абрамченко обратилась к президенту с предложением для 12 городов — участников проекта «Чистый воздух» сделать это до 1 января 2023 года. Это действительно важно.

Наталия Ткаченко замечает, что с этим могут возникнуть трудности, так как сейчас датчики на источниках сброса — это только единичные примеры.

— Для предприятий это перестройка в первую очередь сознания и понимания того, что вся твоя деятельность становится как на ладони, — говорит она. — Не все к этому готовы. Например, автоматизация учета воздействия выбросов/сбросов в промышленности только начинается — пока эта обязанность законодательно закреплена только у предприятий I категории.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина отметила, что тема публикации информации о состоянии окружающей среды обсуждалась в ОПРФ с участием профильных специалистов.

Что такое состояние среды. Смотреть фото Что такое состояние среды. Смотреть картинку Что такое состояние среды. Картинка про Что такое состояние среды. Фото Что такое состояние среды

Эксперты сошлись во мнении, что просто обязать публиковать данные — недостаточно, — рассказала она «Известиям». — Важно, насколько качественно и всесторонне они будут собираться.

По ее словам, комплексный экологический мониторинг должен проводиться в том числе с учетом особенностей каждого региона — например, в граничащих с морем субъектах нужен более глубокий контроль водных ресурсов, в Сибири — лесных.

— В более детальном мониторинге нуждаются отдаленные регионы, например Арктика, — сказала Шаройкина. — Именно на этих территориях расположено большое количество предприятий, способных вызвать негативные последствия для экологии.

Также, замечает она, особое внимание необходимо уделить интерпретации данных мониторинга — это позволит прогнозировать экстремальные ситуации и климатические изменения в долгосрочной перспективе. Необходимо отслеживать и анализировать состояние здоровья населения под воздействием экологических факторов, говорит Шаройкина.

— И нельзя забывать об участии общественности. Люди должны не только иметь доступ к информации, но и возможность самим сообщать о замеченных угрозах окружающей среде, — подытожила она.

Источник

Что такое состояние среды

Экологическое законодательство РФ составляют:

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государственные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерство РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодательства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологических правонарушений.

Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические правонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтожение растительного, животного мира (в том числе людей), отравление атмосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность – состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти изменения, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «наблюдающий», «предостерегающий». Существует несколько современных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практические направления:

По объектам наблюдения различают: атмосферный, воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за химическим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, выполнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ревизию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негативных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проектную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нормативно-технических документов на новую технику, технологию, материалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также применяемого законодательства. Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заключение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздействия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осуществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандартам качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасности осуществляется в рамках деятельности ряда международных организаций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *