Что такое социальная грамотность
Обучаем функциональной грамотности: работа с информацией и значимые социальные навыки
В продолжение беседы педагогов младшей школы с научными сотрудниками ИСРО РАО — разбор таких интегративных компонентов функциональной грамотности, как информационная и социальная грамотность.
Информационная грамотность
Ее уровень определяется, во-первых, готовностью искать информацию, в том числе и в своем привычном учебнике, а во-вторых — в умении отбирать нужные данные в огромном поле информации. Кроме того, в начальной школе каждый ребенок должен овладеть базовыми умениями обращения с информацией: сравнение, обобщение, классификация, анализ.
Хотя работа с информацией является метапредметным навыком, чаще всего его освоение бывает связано с математикой. В настоящий момент необходимость научить ребенка работать с таблицами и диаграммами заявлена на уровне предметного требования, поэтому в некоторых учебниках математики для начальной школы уже появился специальный раздел — «Работа с информацией». Он призван обучить школьников правильно читать таблицы и диаграммы, работать с утверждениями, представлять одну и ту же информацию в разных формах.
Начав с математики, очень важно перенести полученные навыки и на другие предметы: представление информации в виде табличных данных актуально на уроках и литературного чтения, и ОРКСЭ, и окружающего мира.
Важно отметить, что информационная грамотность ребенка напрямую связана с уровнем его читательской функциональной грамотности. Без навыка осмысленного чтения невозможно вычленить нужную информацию, крайне сложно оценить, какие данные из текста действительно важны, а какие являются лишними.
«Математические задачи на выбор условий, на определение вопроса — это чистое смысловое чтение. Мы до сих пор недооцениваем значение смыслового чтения на других уроках!»
Как помочь ребенку стать информационно грамотным?
В каких ситуациях дети чаще ошибаются при работе с информацией? Опыт экспертов гласит, что младшие школьники демонстрируют лучшие результаты при анализе информации, если в задаче им дается непротиворечивая информация: последовательность событий не нарушена, нет противоречий в табличных и текстовых данных и т.д. Если же в задаче есть нарушение тривиального течения событий, данные разнятся — результативность выполнения таких заданий снижается на 30%. Следовательно, и здесь уместна небольшая провокация: пусть данные в таблице и в тексте будут немного разными, пусть ход событий будет не таким очевидно достоверным.
Что труднее — прочитать таблицу или заполнить таблицу? Теоретически, эти два типа работы с информацией должны быть примерно одинаково затруднительны. Главное — знать устройство таблицы, понимать, по какому принципу представляются данные. Важно тренировать работу в обоих направлениях, они друг друга дополняют. Между тем, заполнять пустые таблицы наши ученики умеют немного лучше, чем добывать необходимую информацию из заполненной таблицы. Обратите на это внимание: при большом массиве информации ученик может и растеряться.
«Двоечник отличается от отличника тем, что у него какие-то звенья цепи, какие-то части алгоритма выпали из поля зрения. Вы подсказываете ему, он выполняет — на том и построена зона ближайшего развития. Помогите ребенку! Поможете сегодня, завтра, а послезавтра он сделает сам.»
Социальная грамотность
Согласно Примерной программе воспитания и социализации обучающихся очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов.
Буквально на днях был утвержден новый федеральный государственный стандарт начального общего образования. По словам экспертов ИСРО РАО, в нем очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов.
Из чего складывается социальная функциональная грамотность школьника?
ФГОС заставляют по-новому посмотреть на поведенческую модель человека. Путь от знаний к поведению, ценностям и смыслам лежит только через мотивацию. Если не сформирован мотив последующего действия, если ученик не понимает, зачем что-либо делать, что будет, если сделать или не сделать, в чем опасность — от него пока рано ждать осмысленной деятельности как таковой.
Еще одно важное наблюдение: знания не определяют характера поведения. Наша задача — сформировать для них реально действующие мотивы.
В вопросе социальной грамотности никуда не уйти от нравственных вопросов, а нравственный закон проверяется только в условиях конфликта, провокации. Полезно создавать учебные ситуации, в которых ребенок учился бы применять свой опыт, оценивать реальные ситуации. Здесь очень ценен вопрос — а как бы ты поступил, если. Пусть ученики тренируются анализировать воображаемую ситуацию. Затем можно поработать в парах, группах и составить памятки для всего класса и всем классом о том, как себя вести в той или иной ситуации? Какие модели поведения приемлемы, а какие нет?
В процессе формирования социальной грамотности младших школьников большую роль играет организация форм совместной деятельности. К сожалению, сейчас дошкольники не слишком хорошо умеют сотрудничать: чаще всего их бросает из крайности в крайность, от полного подчинения до активного лидерства.
Умение договариваться, уступать, оценивать общую работу формируется в парах, в группах — и, по возможности, без слишком активного участия педагога. Часто школьники не умеют строить совместную деятельность, потому что все их действия регулируются и контролируются наставником: кто будет главным, как фиксировать результаты, кто в споре прав и т.д.для всех педагогов задание «на вырост» — позволить детям воспользоваться ситуацией, когда им придется договориться по поводу совместной деятельности самостоятельно.
Социальная грамотность обучающихся как готовность успешно социализироваться в обществе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-интернат»
«Социальная грамотность обучающихся, как готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе»
Подготовила: Фетисова Е.В.
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа-интернат»
«Социальная грамотность обучающихся, как готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе»
Подготовила: Фетисова Е.В.
учитель начальных классов
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!
А.П.Чехов.
Как правильно воспитать ребёнка, какое влияние оказывает школа и родители на развитие ребёнка, какую роль в формировании личности играет семья и школа?
Основные задачи современной школы это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Начальная школа является наиболее ответственным периодом в развитии личности, поскольку позволяет ученику не только овладеть учебной деятельностью, но и активно включиться в процесс социализации. Важно, что внешкольная и учебная деятельность современных школьников реализуется в условиях информатизации жизни общества и образования.
Социальная грамотность Согласно Примерной программе воспитания и социализации обучающихся очень много внимания уделяется задачам воспитания. Воспитательные результаты не проверяются, не оцениваются, отметки за патриотизм не ставятся — но задачи это не умаляет. Поэтому социальную функциональную грамотность следует рассматривать как обязательный минимум планируемых результатов. Из чего складывается социальная функциональная грамотность школьника? Готовность успешно социализироваться, существовать в разных ситуациях. Бывает, что ребенок, открытый и контактный, вдруг в первом классе попадает в петлю прилюдного одиночества. В чем причина? Возможно, он просто не может приспособиться. Тогда ему особенно нужна помощь и поддержка педагога. Способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность скорректировать ситуацию. Навык предвидеть, думать на шаг вперед крайне важен для социализации. Почаще задавайте детям вопросы — а что будет, если? Придумаем разные варианты? Как могут развиваться события? Формировать предвидение — значит во многом обеспечить правильную реакцию ребенка на ситуацию. Наличие у ребенка определенных личностных качеств — ответственности, целеустремленности, дисциплинированности. Без определенного уровня личностной зрелости, действительно, не может существовать социально грамотная личность. ФГОС заставляют по-новому посмотреть на поведенческую модель человека. Путь от знаний к поведению, ценностям и смыслам лежит только через мотивацию. Если не сформирован мотив последующего действия, если ученик не понимает, зачем что-либо делать, что будет, если сделать или не сделать, в чем опасность — от него пока рано ждать осмысленной деятельности как таковой. Еще одно важное наблюдение: знания не определяют характера поведения. Наша задача — сформировать для них реально действующие мотивы. В вопросе социальной грамотности никуда не уйти от нравственных вопросов, а нравственный закон проверяется только в условиях конфликта, провокации. Полезно создавать учебные ситуации, в которых ребенок учился бы применять свой опыт, оценивать реальные ситуации. Здесь очень ценен вопрос — а как бы ты поступил, если. Пусть ученики тренируются анализировать воображаемую ситуацию. Затем можно поработать в парах, группах и составить памятки для всего класса и всем классом о том, как себя вести в той или иной ситуации? Какие модели поведения приемлемы, а какие нет? В процессе формирования социальной грамотности младших школьников большую роль играет организация форм совместной деятельности. К сожалению, сейчас дошкольники не слишком хорошо умеют сотрудничать: чаще всего их бросает из крайности в крайность, от полного подчинения до активного лидерства. Умение договариваться, уступать, оценивать общую работу формируется в парах, в группах — и, по возможности, без слишком активного участия педагога. Часто школьники не умеют строить совместную деятельность, потому что все их действия регулируются и контролируются наставником: кто будет главным, как фиксировать результаты, кто в споре прав и т.д.для всех педагогов задание «на вырост» — позволить детям воспользоваться ситуацией, когда им придется договориться по поводу совместной деятельности самостоятельно.
Цель деятельности классного руководителя по ФГОС – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Социализация – это процесс воздействия общества на личность, в результате которого она приобретает знания, умения, социальный опыт, усваивает новые социальные роли.
Перефразируя классика, я скажу так: «Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».
Классный руководитель самый необходимый человек для ребёнка в школе. Главное его предназначение – проследить за становлением личности ребёнка, входящего в современный мир, воспитать человека способного достойно занять своё место в мире.
Социализация ученика реализуется только в единстве обучающейся, развевающейся и воспитывающей деятельности классного руководителя.
Направления развития ребенка в школе:
— устойчивости к стрессам,
— уверенности в себе,
— позитивного отношения к миру и принятия других,
Отношения со своим классом я строю на основе сотрудничества преподавателей, учащихся и родителей.
На разных этапах нашей совместной деятельности менялись задачи, стоящие перед нашим классным коллективом.
Например, в самом начале работы в центре нашего внимания были изучение психологических особенностей личности, создание коллектива, развитие творческой активности каждого ученика, укрепление связи семьи и школы.
Затем определились задачи: создание в классе позитивных межличностных отношений, сплочение класса, воспитание сознательного отношения к учению, повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся.
На сегодняшнем этапе в центре внимания стоят вопросы самоопределения учащегося и формирования активной жизненной позиции взрослеющего человека, помощи в социализации.
в центр своей системы воспитания я поставила ребенка и определила для себя такие способы влияния на его личность, которые помогли бы ему действовать в следующих направлениях:
«Учение»
Личность обучается в течение всей жизни. Я развиваюсь, пока мне всё интересно.
Деятельность направлена на координацию работы всех педагогов с учащимися класса, поскольку на процесс социализации влияет целостный образовательный процесс. Учитывая вышесказанное, индивидуальные особенности учащихся в классе создаются условия для развития индивидуальных способностей, их самоопределения и самоутверждения в социокультурном пространстве, что способствует социализации подрастающего поколения. При этом я как классный руководитель принимаю на себя социальные роли контролера, обеспечивающего включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением уроков, наблюдение за поведением детей, за их питанием; индивидуальная работа с учащимися) и проводника – педагога, создающего условия для развития у учащихся познавательного интереса (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях; организация учебно-воспитательных мероприятий; помощь учащимся в самообразовании; объединение и координация усилий всех учителей, работающих в классе).
Учащиеся со своей стороны получают возможность реализовать свои способности, участвуя в проведении предметных недель, в школьных и районных предметных олимпиадах. Так мои учащиеся Арефьева Анна, Михова Анастасия, Демида Кристина занимали призовые места по математике, русскому языку.
«Я гражданин»
Одним из методов формирования социальной компетенции является социальный проект. В основе проектной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся через умения самостоятельно конструировать свое знание. А умения ориентироваться в информационном пространстве позволяют развивать критическое мышление, творчество, самостоятельность, активность.
Участие в субботниках, различных акциях не только сплачивает детей, но и формирует их гражданскую позицию.
«Досуг»
То, как человек организует своё свободное время, определяет одно из ведущих направлений социализации школьников.
Изучение потребностей, склонностей и интересов детей шло в процессе общения, при анкетировании и участии детей в общих творческих делах (творческие конкурсы, совместные экскурсии, поездки, посещение музеев). В классе есть свои традиции: поздравление именинников, классные праздники, в подготовке которых каждый может проявить свои организаторские способности, классные часы «Расскажите мне обо мне», «Мой вклад в классную копилку». Особо активно мои дети участвуют в проведении общешкольных мероприятий: День Матери, День Учителя, День Победы и т.д
«Мои нравственные ориентиры»
Высоконравственные личности – признак высоко духовной социальной среды, сложившегося общества.
Сотрудничая с библиотекарем, я расширяю круг чтения каждого обучающегося, формирую соответствующее отношение к нравственным идеалам, этическим нормам, к осознанию собственной личности. Мы участвуем в акциях Добрых дел. За нашим классом закреплена подшефная пожилая женщина, которой мы помогаем. Очень нравятся моим учащимся классные часы-притчи, которые предполагают обмен мнением (хочется отметить свободу в высказывании своего мнения, открытость, не всегда умение выслушать другого, прислушаться к чужому мнению, но мы над этим работаем).
«Здоровье»
В современном обществе на первое место выходит физическое здоровье человека. Забота о своём здоровье – признак сознательной личности. Преодоление этой ступеньки социализации в большей степени зависит от самой личности.
Освоение знаний в массовой школе нередко дается немалой ценой – ценой здоровья подрастающего поколения. Особое место в моей работе занимает сохранение физического, психического, нравственного здоровья учащихся. Пропаганде здорового образа жизни способствуют индивидуальные беседы с учащимися, классные часы, лекции о здоровом образе жизни (с привлечением родителей), участие моих учеников в традиционных спортивных соревнованиях и победы в них.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья.
Первый опыт социализации учащиеся получают в семье. Я считаю, что мне с родителями класса повезло, так как наша работа строится на принципах сотрудничества. Сотрудничество в интересах ребенка, формирование общих подходов к его воспитанию, совместное изучение личности ребенка, помощь ему в обучении, физическом и духовном развитии – главные составляющие моей работы с родителями. Они посещают родительские собрания, проводимые в классе и в школе, встречаются с психологами, медиками. Родители – мои надежные партнеры в работе по социализации школьников.
Целенаправленная воспитательная работа с учащимися дает им возможность приобрести физическое и нравственное здоровье, получить полноценные знания, реализовать свои возможности. И, конечно, главную и безошибочную оценку школьной программе социализации учащихся даст степень социальной адаптации моих учеников во взрослой жизни.
Это своего рода мини-проект, такая работа требует комплексного обоснования, привлекаются знания из физической и экономической географии. Географическое образование является надежной основой для социализации и воспитания хозяина своей страны и земли как общего дома человечества. Воспитывать у учащихся таких качеств помогает постановка проблемных ситуаций.
Интересным уроком считаю деловую игру по продаже отечественных автомобилей, где нужно показать качество различных марок, обосновать цену. Одна группа учащихся представляет различные регионы страны, другая – представляет компании разных стран.
При изучении экономико-географического положения РФ особенно останавливаюсь на значении для нашей страны Северного морского пути и провожу деловую игру в виде заседания круглого стола «Арктика близкая и далекая».
Исследовательская деятельность учащихся может быть прослежена и на уроке-дискуссии.
Разнообразное содержание позволяет на уроках использовать игровые технологии, а именно технологию деловой игры и различные ее модификации. Деловая игра как форма проведения урока географии и формы организации учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная и т.д.) вызывают интерес школьников, активизируют их получению социально значимых знаний.
Игровая деятельность выполняет такие функции:
-коммуникативную: освоение диалектики общения;
-саморегуляции в игре как полигоне человеческой практики;
-диагностическую: выявление от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;
-функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-межнациональной коммуникацией: усвоение единых для всех людей социально –культурных ценностей;
Следовательно я считаю использование деловых игр способствует получению учащимися всех навыков необходимых для формирования социальной компетенции.
Планируя уроки и внеклассные мероприятия, я стараюсь, чтобы используемые формы обучения и воспитания сочетались со всеми остальными компонентами образовательного процесса. Именно это сочетание позволяет мне добиваться положительных результатов при развитии социальной компетентности учащихся. Деловая игра предполагает групповую форму работы, поскольку она позволяет:
— обеспечивать режим наибольшего благоприятствования для проявления индивидуальных качеств каждого учащегося в системе межличностных отношений;
— исключить пассивную позицию ребенка;
— самостоятельно добывать теоретические знания и формировать практические навыки;
Следующим компонентом представленной системы работы является социальное взаимодействие, которому я придаю большое значение на своих уроках, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет мне создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. Основными принцами, которыми я руководствуюсь, являются:
— принятие ребенка таким, какой он уже есть
— справедливость, тактичность, уважение к личности ученика;
— естественное и свободное поведение учеников и учителя;
— снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, снижение уровня тревожности учащихся;
— спокойное отношение к ошибкам детей;
— стремление поддержать, одобрить, проявить внимание ко всем детям;
создание ситуации успеха.
Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно,
но ребенок должен быть еще и
подготовлен к жизни.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Формирование социальной грамотности молодёжи как педагогическая проблема
Термин «грамотность», как показывает анализ историко- педагогической, философской и энциклопедической литературы, широко использовался в различных гуманитарных науках, имеет многозначную трактовку.
Первоначально его связывали со «знанием законов и правил родного языка в сочетании с твердыми навыками пользования ими в устной и письменной речи». Уже на этом этапе указывалось на наличие зависимости между уровнем грамотности населения и достигнутым уровнем развития (экономического, культурного, политического и т. п.) общества, характером общественного строя.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова грамотность рассматривается как умение читать и писать; умение делать это правильно, без ошибок; как обладание человеком необходимым объемом знаний, сведениями из какой-нибудь области; выполнение дела без ошибок, со знанием дела.
Более развернутую характеристику понятия «грамотность» мы находим в «Большом энциклопедическом словаре», где она определяется как «степень владения человеком навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка», как один из базовых показателей уровня социально-культурного развития населения. При этом подчеркивается, что конкретное содержание анализируемой категории «грамотность» исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению своих понятийных границ с ростом общественных требований к развитию индивида, к владению им некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах.
В педагогических словарях, уже применительно к школе, грамотность рассматривается как одно из важнейших условий и одновременно показателей качества обучения; как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями применять их.
В-третьих, в многочисленных источниках по данному вопросу указывается на сложность структуры грамотности, так как с разных позиций может быть выделено довольно большое число компонентов: умение читать тексты разной степени трудности; умение делового письма; владение правилами безопасности жизнедеятельности и т.д.
Анализ социально-философской, юридической, лингвистической и психолого-педагогической литературы и исследований убедил нас в том, что со второй половины восьмидесятых годов прошлого века усилился интерес к вопросам различных аспектов грамотности. Наряду с языковой грамотностью стали употреблять словосочетания: техническая грамотность (умение читать инструкции, владение бытовой техникой, хорошее знание технических процессов и умение управлять ими); экологическая грамотность, как ориентация в среде проживания, знание законов природы, умение выстраивать отношения с ее живыми и неживыми объектами в соответствии с этими законами; экономическая грамотность (ориентация в экономических вопросах и процессах) и некоторые другие.
В последние десятилетия ряд исследований посвящены компьютерной грамотности, под которой понимается часть технологического образования. В структуру такой грамотности включается: знание основных понятий из курса информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения; владение их функциями; текстовым редактором; первоначальными представлениями об алгоритмах, языках и пакетах программирования; наличие первоначального опыта использования прикладных программ утилитарного назначения.
В кандидатской диссертации А.А. Пасковой рассмотрено содержание понятия «компьютерная грамотность», а также встречающихся в научной литературе таких терминов, как «технологическая грамотность», «информационная грамотность», «медиаграмотность».
— элементарной компьютерной грамотности, предполагающей овладение минимальным набором знаний, навыков и приемов работы на персональном компьютере в качестве пользователя (включая навигацию при поиске информационных ресурсов в Интернете);
— функциональной компьютерной грамотности, предусматривающей овладение человеком необходимыми и достаточными знаниями в области информационных технологий и наиболее общими способами деятельности, направленными на преобразование тех или иных объектов действительности с их применением;
— системной профессиональной компьютерной грамотности, на котором уже используются информационные технологии, связанные с формированием таких профессионально значимых качеств в этой области, которые позволяют реализовать себя в конкретных видах профессиональной деятельности и современной информационной среде.
В работе проанализированы также различия в представлениях о «компьютерно грамотном подростке» у владеющих компьютером и не владеющих им.
Исследование позволило сделать вывод о том, что различия представлений владеющих компьютером и не владеющих компьютером школьников о «компьютерно продвинутом подростке» связаны с двумя основными факторами.
Таким образом, и в этом исследовании подтверждается, что независимо от вида грамотности она носит многоуровневый характер, по-разному оценивается ее содержание разными людьми, является нормативным признаком социализированное™, а условиями эффективности ее формирования могут быть:
— наличие специально организованной социально-педагогической среды, обладающей положительным эмоциональным климатом, эффективное создание которой возможно только в условиях образовательного учреждения;
— реализация индивидуальной образовательной программы для каждого воспитанника, основанной на мониторинге его уровня развития и субъектном опыте;
— осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса формирования компьютерной грамотности;
— перевод подростка в субъектную позицию процесса овладения компьютерной грамотностью, когда развитие представлений о компьютере и его информационных возможностях обретает у него самостоятельную ценность.
Рассматривая компьютерную грамотность в качестве системной составляющей аналогичной компетентности, П.В. Беспалов подчеркивает, что такого рода информационно-технологическая грамотность представляет собой сложное образование, не сводится к разрозненным знаниям и умениям и должна оцениваться как один из показателей личностной зрелости.
Компьютерная грамотность автором подразделяется на несколько уровней:
а) осведомленности о предмете, которая обусловлена внешними мотивами освоения компьютера, побуждаемыми ситуацией (одно из требований при приеме на работу) или средствами массовой информации, общением со сверстниками. Здесь отмечается присутствие разрозненных и чаще всего донаучных представлений о вычислительной технике и тяга к взаимодействию с компьютером в игровой деятельности;
б) элементарной грамотности, которая обычно опирается на внутренние мотивы расширения кругозора, вследствии чего человек осваивает решение достаточно большого набора задач по элементарной обработке данных, поиску доступа к источникам информации, использованию простейших прикладных программ;
в) функциональной грамотности, которая ассоциируется с компьютерной компетентностью и системной профессиональной степенью выраженности, то есть характеризуется более глубокими внутренними мотивами к расширению и углублению собственных знаний в области информатики, внутренней установкой на использование информационных технологий в учебной деятельности, для саморазвития и самореализации.
Следовательно, при данном исследовательском подходе значительно раздвигаются рамки структурных компонентов любой разновидности грамотности, усложняется характер взаимосвязи между ними.
По мере повышения интереса ученых к вопросам поликультурности и к формированию у учащихся готовности к межкультурному взаимодействию, толерантности, начинают изучаться и некоторые аспекты кросс-культурной грамотности.
В диссертационной работе Д.В. Нестерова раскрывается сущность этого вида грамотности с опорой на концепцию глобального образования и его модель в интерпретации Р. Хенви, в соответствии с чем, кросс-культурная грамотность рассматривается как понимание культуры других народов.
Сам автор под такой грамотностью предлагает понимать воспитание интереса и уважения к культурам народов нашей планеты, стремление к пониманию наиболее важных, специфических и общих характеристик этих культур, пониманию их сходства и различия. Как видно из данного понятия, кросс-культурная грамотность предполагает наличие ряда способностей и качеств личности, определяющих её этнические позиции как глобально ориентированной личности. К ним отнесены эмпатия (способность увидеть себя на месте другого), трансспекция (попытка мыслить так, как это делает другой человек, представитель другой культуры), и такие способности, как:
— способность сопоставлять различные культуры;
— способность понимать зависимость развития общества от географических и других характеристик;
— способность отличать патриотизм и шовинизм;
— компетентность в области различных сфер культуры (социокультурная компетенция);
— способность сотрудничать, а не соперничать;
— способность общаться на высоком культурном уровне (коммуникативная культура).
Далее автор предлагает выделять следующие уровни характеризуемой грамотности:
— конкретная цель деятельности: формирование кросс-культурной грамотности, а также обосновывает выбор лингвострановедения в качестве основы формирования кросс-культурной грамотности, разъясняет его воспитательные возможности.
В исследовании прослеживаются и анализируются различные подходы к выделению аспектов, отражающих культуру страны изучаемого языка, которые способствуют приобщению к национальному видению мира.
В процессе формирования кросс-культурной грамотности соискатель особое место отводит новым компьютерным технологиям, и в частности Интернет, которые предлагают мириады возможностей общения на изучаемом языке, доступ к текстовой и мультимедийной информации и позволяют печатать свою информацию, что способствует развитию общей осведомлённости о мире, формированию умений взаимодействия с различными культурами, установлению причинно-следственных связей различных социокультурных явлений и общей социализации личности, а следовательно, как нельзя лучше подходят для формирования кросс- культурной грамотности.
Опираясь на труды философов, психологов, социологов и педагогов, выделивших компоненты процесса формирования кросс-культурной грамотности (воздействие на чувства; включение в активную деятельность по овладению культурным наследием; воздействие на сознание в плане его глобализации), автор, в свою очередь, выделяет следующие структурные элементы процесса формирования кросс-культурной грамотности во внеклассной работе по английскому языку в школе: вооружение учащихся основами культурологических знаний как базы для понимания сути тех или иных явлений из области культуры; формирование общих, целостных представлений и взглядов на культурное наследие, воспитание понимания взаимозависимости разных культур; развитие глобального сознания, определяющего позитивное отношение к разным народам и их культурам, а также негативное отношение к любым проявлениям шовинизма; воспитание психологической пластичности, готовности узнавать новое и изменяться; организация социально значимого личного опыта школьников во внеклассной работе по английскому языку через включение в разнообразные формы и виды деятельности (в том числе и с использованием компьютерных технологий).
К основным структурным компонентам формирования кросс- культурной грамотности в интерпретации автора данного исследования относятся:
— информационно-культурологический (предметный) блок;
— эмоционально-ценностный (ментальный) блок;
— поведенческо-деятельный (поведенческий) блок.
Исследование Д.В. Нестерова показало, что изменения, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, фиксировались при помощи таких критериев, как:
— эмоционально-ценностный (проявление сформированности чувств, черт, качеств личности, ее отношений);
— познавательный (развитие умений сравнивать, усвоение основ знаний из области культуры);
— область коммуникативных умений (сформированность основ культуры общения);
— область умений самооценки.
В свою очередь, в целом ряде других работ, посвященных вопросам формирования информационной культуры, грамотность рассматривается как результат и показатель ее сформированности.
В отличие от выше охарактеризованных источников социальная грамотность сравнительно недавно стала предметом и объектом социально-педагогического изучения и рассматривается нередко ни как самостоятельная научная категория, а в контексте многих других социальных и социально-педагогических процессов.
Во-вторых, «повседневный мир» сегодня отличается необозримостью жизненных условий, эрозией традиционных структур и образцов анализа, плюрализацией жизненных ситуаций и индивидуализацией бытовых условий.
В-третьих, ориентация на повседневность в современных сложных жизненных условиях означает целостный подход к проблемам человека и оказанию ему необходимых услуг. Применительно к практике такая ориентация означает наличие расчлененной обозримой сети взаимосвязанных и согласованных действий со стороны всех участников взаимодействия.
В-четвертых, ориентированность на повседневность, выступает нередко и как целостная программа, которая постепенно внедряется в практику.
Резюмируя все четыре трактовки понятия «повседневный мир», Т.Ф. Яркина констатирует, что для ориентации в повседневности необходимо развитие определенного уровня грамотности, осведомленности в действиях и их адекватности конкретной ситуации, знаний об особенностях социальной среды, экономической жизни, характере требований, которые сообществом предъявляются к личности. Таким образом, через понимание различных граней повседневности происходит наполнение социальной грамотности определенным содержанием.
Кроме того, полнота и глубина социальной грамотности, как отмечает автор, зависит от умения осваивать искусство жизни, под которым понимается способность человека сочетать в своей деятельности свободу выбора, волеизлияние и строгий порядок, регулировать свои отношения с окружающими в условиях плюралистического общества, разноречивости интересов и позиций людей, группировок, объединений и сообществ. И в первом, и во втором случае, формированию социальной грамотности будет способствовать реализация специализированных или адресных воспитательных и образовательных программ.
Особую группу, как показывает проведённый нами анализ, составляют исследования, в которых социальная грамотность рассматривается в связи с ресоциализацией или реабилитацией беспризорных детей, подростков, молодых людей, социальных сирот, учащихся «группы риска».
Рассматривая социальную грамотность как достаточный объем знаний, умений и навыков, с помощью которых человек может адекватным образом выполнить задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни, для формирования такой грамотности на каждом возрастном этапе определяется тематика, способствующая правильному усвоению социальных способов поведения. В частности, для возрастной категории курсантов они находят свое выражение в следующем:
— уметь строить бесконфликтные отношения, договариваться с родителями;
— найти свое место в семье, определить свои отношения с родственниками и родителями, уметь решать проблемы без конфликтов.
— самостоятельно следить за своим весом, физическим состоянием и развитием;
— вести здоровый образ жизни, вовремя остановиться при наличии вредных привычек.
— уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствие;
— полноценно проводить свободное время.
— открытие для себя телесных изменений, сексуальности;
— половая идентификация, выбор партнера для любви и продолжения отношений с ним.
— учеба, направленная на выбор профессии;
— самостоятельный выбор учебы для приобретения профессии, самостоятельность в учебе.
— готовность к дружбе, умение показывать свои чувства и видеть, как другие реагируют на твои чувства;
— умение оценить другого, контакты с другими, умение выразить свои чувства, ухаживать за другим и т.д., постоянство чувств.
— неподчинение властям, протест против требований;
— осознание необходимости подчинения требованиям и властям.
— уметь подчиняться правилам, установленным там, где живешь;
— уметь самостоятельно строить взаимоотношения с теми, с кем живешь.
Итак, освоение умений в рамках указанного выше содержания способствует тому, что человек, сталкивающийся с аналогичными ситуациями в повседневном контакте с обществом, подготовлен к их решению.
Авторы предлагают и наиболее эффективные виды и формы работ с молодыми людьми (курсантами), которые могут лежать в основе обучающих, развивающих, корректирующих социальную грамотность программ:
— игротерапия, построенная на образах, основанных на литературных произведениях, исторических фрагментах, импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки;
— арттерапия как метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности. Его применение имеет два механизма коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение. Различают несколько видов арттерапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, библиотерапия, драмтерапия и музыкальная терапия. В качестве терапии средствами искусства могут применяться прикладные виды искусства на определенную тему с заданным материалом: рисунки, лепка, аппликация, оригами и т.д. Как один из вариантов, рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации;
— поведенческая терапия, которая распространена в индивидуальной работе с небольшими подгруппами. С этой целью используется просмотр диапозитивов, кинофильмов, видеофильмов.
Итак, формированию социальной грамотности личности может помочь, с одной стороны, ежедневное обучение необходимым социальным навыкам, развитие социальной компетенции, снятие барьеров, мешающих нормальному социальному взаимодействию и психическому развитию.
Именно это обстоятельство служит основанием для того, чтобы проводить параллели в работах многих исследователей между социальной грамотностью и социальной компетентностью, что, в свою очередь, позволяет более четко охарактеризовать особенности, раскрыть сущность первой из них. В диссертациях В.М. Басовой, Д.Б. Воронцова, И.Н. Сиротина показывается, что отсутствие необходимого возрастного объема социальных знаний и умений, не сформированность соответствующих навыков ведет к трудностям социальной адаптации, не позволяет грамотно применять систему когнитивных правил, распоряжаться ими в соответствии с требованиями конкретного социума и ситуации, улучшать уровень личностных достижений, продуктивно решать социальные проблемы, гармонизировать отношения с окружающими людьми.
Истоки современной теории социальной компетентности, как отмечают авторы, можно найти в зарубежной психологии и педагогике начала XX века. Само явление компетентности может быть целью, результатом, средством, элементом структуры, одним из условий успешного автономного существования личности.
Феномен социальной компетентности чаще всего описывается через такие ее составляющие как: сенситивность; репертуар умений, обеспечивающих взаимодействие; стимулирование просоциальных действий; равновесие как условие и результат гармонизации отношений с окружающим социумом (А. Аргайл).
Процесс формирования этого вида компетентности представляется авторам не как линейный, поступательное освоение одного за другим правил общественного поведения, а как соединение, взаимопроникновение, интеграция старого и нового, отмирающего и нарождающегося в изменившихся обстоятельствах.
Приобретая такую компетентность в условиях различных шансов, личность в состоянии осознать свои цели и цели других, принципы (моральное кредо) разных людей и на основе их анализа сформулировать собственные жизненные стратегии, отработать приемлемые формы контроля, максимально реализовывать свои жизненные ресурсы.
В известной мере продолжая эту мысль, П. Биби, К. Краймер и их сторонники считают целесообразным при формировании социальной компетентности у людей группы риска использование нескольких воспитательных программ, их комбинирование через вычленение из них тех элементов и последовательность их освоения, которые позволяют личности составить новую программу действий; апробировать ее и проанализировав происшедшее, внести коррективы и закрепить в своем опыте позитивные умения и навыки просоциального поведения.
Такая модель процесса формирования социальной компетентности, по мнению авторов, помогает человеку вырабатывать и осваивать новые поведенческие стратегии не как результат чужого опыта, а как лично выработанное достояние, осваивать субъективную позицию.
Дальнейший анализ работ отечественных и зарубежных исследователей привел нас к выводу, что в теории и практике формирования социальной компетентности у молодежи сложился ряд моделей, но в центре каждой из них находится социальная грамотность, приобретаемая разными способами.
Один из подходов базируется на идее, что не благоприятность условий жизни, экстремальность ситуации ведут к виктимизации личности. В этом случае главным средством предупреждения негативных последствий для человека является повышение уровня его социальной грамотности в процессе обучения способам развития личностных ресурсов, самоконтроля, самопомощи и приобретение опыта социального поведения за счет ценностного ориентирования, дополнения недостающего звена, когнитивного и волевого компонентов, социального научения и включения индивида в социальную практику.
Вторая модель предполагает устранение противоречия между персональной и социальной грамотностью путем их гармонизации в ходе социально-психологического тренинга.
Авторы третьей модели придерживаются мнения, что причины неадаптированности личности кроются в недостаточном знании себя и социальных процессов, протекающих в обществе, в неготовности к тому, чтобы эти знания реализовывать в конкретной среде или жизненной ситуации. Отсюда решение проблемы формирования социальной грамотности, по их мнению, должно состоять в целенаправленном социальном обучении, ведущим к увеличению социальных шансов за счет повышения социальной грамотности личности, через расширение знаний об экономике, политике, общении; активной личностной позиции молодого человека, участии в социально полезной деятельности.
Еще одна модель базируется на идее, что каждой личности присуща склонность к компетентности, поэтому создание благоприятных условий жизни, обучения, деятельности, общения будут способствовать росту социальной грамотности, нивелирования неудач в реконструкции общественного опыта, в собственном жизнеустройстве. Для этого необходимо: 1) улучшение восприятия результатов; 2) рост фактора принятия себя, других людей; 3) увеличение доли стихийности в организованности, инициирование самопроизвольности; 4) центрирование на проблемах; 5) предоставление возможности для эмоциональной независимости и удовлетворения стремления к приватности; 6) расширение границ автономности и стимулирование проявления сопротивления к субкультурному давлению; 7) развитие чувства понимания справедливости, ответственности; 8) расширение социальных контактов и границ; 9) усиление идентификации с другими людьми.
В обобщающих работах дефектологов, посвященных вопросам социального воспитания, также особое внимание уделяется процессу формирования социальной грамотности у детей, молодежи, взрослых людей, страдающих разными формами задержек психического развития и степенью умственной отсталости. В частности, в их реабилитации особое место занимает выработка социальных форм поведения, обучение умениям распознавать световые дорожные сигналы, пользоваться подземными переходами, различными видами транспорта, вести себя в разных ситуациях, например, в гостях, при посещении библиотеки, медицинского учреждения и т. п. Их учат выполнять несложные поручения: опускать письмо в почтовый ящик, относить белье в прачечную, делать мелкие покупки. Все эти практические задания направлены на возможную адаптацию этих людей в меняющемся обществе.
Во всех специальных программах основные задачи концентрируются вокруг расширения познаний об окружающем мире, развития речи, привития элементарных навыков самообслуживания, расширения социальных контактов, хозяйственно-бытового и социального ориентирования.
В своем большинстве благодаря этому люди овладевают элементарными навыками ориентировки в окружающем: они знают назначение различных помещений, могут правильно их назвать, в состоянии справиться с поручениями по дому, школе. Возрастает общий уровень их познавательной деятельности. Они могут правильно сообщить свой адрес, рассказать, с кем живут, где работают их родители, соседи, знакомые, значительно улучшается их речь. Как отмечается в работах А.Н. Малер, Н.Н. Малофеева, Я.Г. Юдиневич и других, благодаря именно социально-бытовому ориентированию и целенаправленному формированию социальной грамотности у данной категории населения достигается более высокая их адаптированность в обществе, лучшие результаты трудовой деятельности.
Со второй половины восьмидесятых годов прошлого века вопросам различных аспектов грамотности, и в первую очередь социальной, стало уделяться особое внимание со стороны представителей различных отраслей знания.
Таким образом, даже краткий экскурс в различные источники, в которых касаются отдельных аспектов процесса формирования социальной грамотности у молодежи позволяет сделать ряд выводов, которые демонстрируют исследовательскую позицию автора:
— В них социальная грамотность рассматривается как определенная степень владения социальными навыками, способность с опорой на необходимые знания, достоверные сведения выполнять социально значимые действия без ошибок.
— В большинстве научных публикаций социальная грамотность относится к одному из важнейших базовых показателей социально- культурного развития населения. Ее характерными чертами признаются: историческая изменчивость содержания, тенденция к расширению границ и объемов с ростом общественных требований к результатам социального воспитания подрастающих поколений, к усложнению действий, выполняемых самостоятельно индивидом, тесная взаимосвязь с такими феноменами, как социальная защищенность, социальная инфантильность, социальный иммунитет, социальная компетентность.
— На основании работ отечественных и зарубежных авторов можно сделать вывод о том, что структура социальной грамотности включает три составляющие: специальную (понятия, термины, закономерности, факты), логическую (операции и приемы сбора социальной информации, ее интерпретацию, использование при решении разных видов социальных задач и проблем), психологическую (умение планировать свою деятельность, контролировать ее ход, оценивать результат, его соответствие поставленной задаче и прогнозировать последствия).
— Процесс формирования социальной грамотности у молодежи предполагает продвижение личности с элементарного (минимальный уровень сложности требуемых действий) к функциональному (владение комплексом действий, позволяющих человеку сознательно участвовать в социально-профессиональной деятельности) и системному, который характеризуется его способностью к осознанному участию в социальных процессах.
— На основе анализа и теоретического обобщения публикаций отечественных и зарубежных авторов можно дать обобщенное рабочее определение социальной грамотности, которая может рассматриваться как совокупность социальных знаний, умений и навыков, необходимых выпускнику военного вуза для успешной жизнедеятельности и продуктивного решения социально-профессиональных задач. Следовательно, процесс ее формирования будет предполагать, с одной стороны, освоение определенного объема исходной социальной информации, овладение способами ее пополнения и обновления за счет самостоятельных действий, накопление опыта распоряжения ею в различных сферах деятельности, во взаимодействии, с другой стороны, все это, в свою очередь, требует такой системной организации образовательного процесса, при которой возможно многообразие вариантов как получения необходимых сведений, так и взаимодействий по их поводу.