Что такое социальная реабилитация
Социальная реабилитация
Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Содержание
Социальная реабилитация как технология социальной работы
Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.
Цели и средства социальной реабилитации
В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:
К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
Виды социальной реабилитации
В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:
вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
последствии его трудоустройство.
Принципы социальной реабилитации
Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:
Медико-социальная реабилитация
Медико-социальная реабилитация — это процесс, цель которого профилактика инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.
Социальная реабилитация: кто ей занимается и в чем суть работы
Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.
Что такое социальная реабилитация
Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:
— с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;
— со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;
— с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.
Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.
Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.
Что входит в обязанности специалиста
Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:
Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.
Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.
Подготовка к непосредственной работе с подопечными.
Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.
Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.
Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ, поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.
Виды социальной реабилитации
Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.
Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.
Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.
Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.
Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.
Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.
Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.
Кому подойдет эта профессия
Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:
знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;
понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;
уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;
изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.
По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.
Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.
Как стать специалистом по социальной реабилитации
Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет. Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе. А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.
Понятие социальной реабилитации
Согласно этимологическому значению, реабилитация имеет значение (от позднелатинского – восстановление).
Данное понятие широко применялся в психологии и медицине, в социальной работе данный термин начал использоваться с 1991 года. Различными исследователями представленная категория трактуется по-разному. Также существуют термины, как «комплексная реабилитация» и «социальная реабилитация», которые как правило используются при работе с инвалидами.
С точки зрения теории, смысловое содержание данных категорий претерпевает развитие, вследствие чего его можно трактовать в различных значениях и не использовать в контексте восстановительных процессов по отношению к иным слоям населения: детям, оставшимся без попечения родителей, сиротам, пожилым людям, осужденным, индивидам с девиантными формами поведения и прочим.
В различных подходах встречается трактовка данного понятия в контексте восстановительного процесса личностью определенных утраченных возможностей организма, совместно с отношениями и ролями в социальном функционировании, профессиональными навыками, а также умениями и способностями эффективного взаимодействия с окружающим социумом.
Вследствие представленных трактовок, можно выделить определенные виды реабилитации, а именно: медицинская, социальная, профессиональная, психологическая, бытовая.
Интерпретация социальной реабилитации
Социальная реабилитация может рассматриваться в контексте широкой и узкой интерпретации.
В широком смысле, социальная реабилитация представляет собой определенный набор условий, созданных для возможности индивида восстанавливать и развивать свои навыки и способности самостоятельного функционирования в социуме.
В узком смысле, социальную реабилитацию можно трактовать в качестве совокупности методов, средств и систем, способствующих восстановлению личностью утерянных, либо не развитых функций в ходе процесса социализации, которые относятся преимущественно к отношениям и ролям социального функционирования.
В качестве методологического основания данного подхода выступают исследования систем и способов выражения личностной индивидуальности индивида, совместно с его социальными ролями и социальным статусом, которые были проведены Х. Перлманом, С. Бриаром и Г. Миллером. Согласно их позиции, социальные роли – это «двигатель» личностного социального благополучия.
Социальное функционирование принято трактовать в качестве способности человека к самостоятельному осуществлению взаимодействия с окружающим социумом, совместно с обеспечением собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своей семьи, а также в качестве его соответствия с установленными и общепринятыми нравственными и моральными нормами.
В качестве утраченных, либо не приобретенных в ходе процесса социализации навыков и умений к выстраиванию социальных отношений и функций, которые необходимо осваивать, создавать либо восстанавливать принято относить следующие: трудовые, семейные, дружеские, образовательные, укрепляющие здоровье, повышающие культурный уровень и бытовую жизнедеятельность.
В качестве утраченных, либо не приобретенных в ходе социализации социальных ролей, нуждающихся в развитии, восстановлении, либо освоении принято относить следующие роли: мужа, жены, родительские роли, роли бабушек и дедушек, роль дочери, сына, покупателя, соседа, гражданина страны, работника, друга, ученика и прочих.
Уровни социальной реабилитации
К уровням социальной реабилитации принято относить следующие:
Первый уровень социальной реабилитации – федеральный, региональный и местный, представляет собой комплексную систему мер, включающую организационные, правовые, экономические, информационные и образовательные компоненты, которые принимаются органами управления для создания условий и работы реабилитационных социальных служб, которые находятся в подчинении различных ведомств и различных форм собственности.
Данный уровень способствует:
В свою очередь, уровень индивидуальной работы и групповой работы в социальной реабилитации представляет собой систему технологий и средств, методов и способов, которые применяются в социальных службах и других учреждениях с целью восстановления потерянных, либо отсутствующих у человека умений и навыков, которые необходимы для реализации определенных социальных ролей и функций, а также установлению необходимых социальных отношений.
Объекты и субъекты социальной реабилитации
В качестве объектов социальной реабилитации выступают:
Субъектами социальной реабилитации являются:
Средой социальной реабилитации является социальная обстановка проживания и функционирования личности, которое выражается в его трудовой деятельности, а также отдыхе, учебе, занятиям творчеством и получением информации.
В качестве институтов социальной реабилитации выступают: государственные службы медико-социальных экспертиз, службы и учреждения социального обслуживания, социальные приюты, центры семейной помощи, центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы, центры социального обслуживания и прочие. Помимо этого следует выделить:
Поскольку технологии социальной реабилитации подразумевают восстановление потерянных, либо отсутствующих навыков реализации социальных ролей и отношений, необходимых для процесса социализации личности, они объективно связаны определенными социальными технологиями, среди которых: социальная диагностика, социальная адаптация, социализация, опека, попечительство, усыновление либо удочерение, коррекция, профилактика, социальное обслуживание, социальная экспертиза.
Лекция № Социальная реабилитация.
Социальная реабилитация— комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (пожилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением личности (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).
Социальная реабилитация— комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.
Цель социальной реабилитации— восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Люди с нарушенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.
Содержание социальной реабилитациирассматривается как процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на
устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Основные принципы социальной реабилитации:
как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;
непрерывность и поэтапность их проведения;
системность и комплексность;
доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывностьпредполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае происходит резкое снижение их эффективности.
Последовательностьв проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболевания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.
Преемственностьэтапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реабилитации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.
Комплексностьреабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его этапах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.
Индивидуальностьреабилитации означает необходимость учета конкретных условий возникновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Уровни социально-реабилитационной деятельности:медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:
социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов.Основные виды реабилитации инвалидов:
1 Медицинская реабилитация — представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицинская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к. для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.
2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной, деятель-
ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.
Основные методы психологической реабилитации:психологическая консультация; психологический тренинг;
психокоррекция и психотерапия;
Психодиагностика— определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.
Психологическая консультация— это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию личности.
Психотерапия— это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рациональная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.
Психокоррекция— это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, профессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социальных условиях.
Психологический тренинг— это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или «ослабленных» в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятствует самореализации личности.
Виды тренингов:аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.
Схема психологической реабилитации:
1)оценка психологического реабилитационного потенциала;
2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитационных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость использования технических средств. );
3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;
4) определение средств и методов реабилитации;
5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;
6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.
3 Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего
характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе
нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде-
ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного
образования.
В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, простых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:
1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;
2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.
Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим самостоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной личности или другим людям. Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или порядок действий и способ их совершения. Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной помощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.
5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства. Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть организованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.
Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.
Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.
Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная самооценка;
недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях труда; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.
8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.
Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.
8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитациюинвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.
9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инвалида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потребность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического
стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков. Службы социальной защиты населения должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры коммуникации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.