Что такое социальная реабилитация

Социальная реабилитация

Социальная реабилитация — это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Содержание

Социальная реабилитация как технология социальной работы

Социальная реабилитация как технология социальной работы — это восстановление социального статуса человека, группы людей, утраченного или сниженного из-за проблем, создавших в их жизни трудную ситуацию. К таким проблемам можно отнести инвалидность, миграцию, безработицу, отбывание наказания в тюрьме и т. д.

Цели и средства социальной реабилитации

В процессе организации социальной реабилитации необходимо предоставить возможность человеку или группе людей активной жизнедеятельности, гарантировать определённый уровень социальной стабильности, продемонстрировать возможные перспективы внутри нового социального статуса и сформировать ощущение собственной значимости и нужности и чувство ответственности за свою последующую жизнедеятельность. Именно этим определяются цели и средства процесса социальной реабилитации. К средствам социальной реабилитации можно отнести следующие системы:

К основным целям социальной реабилитации относятся: восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.

Виды социальной реабилитации

В зависимости социальных или личностных проблем людей, которые необходимо решить, применяются следующие основные виды социальной реабилитации:

вых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

последствии его трудоустройство.

Принципы социальной реабилитации

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

Медико-социальная реабилитация

Медико-социальная реабилитация — это процесс, цель которого профилактика инвалидности в течение лечения заболевания и помощь больным в достижении физического, психического, профессионального, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания.

Источник

Социальная реабилитация: кто ей занимается и в чем суть работы

Социальная реабилитация — процесс восстановления статуса человека в обществе. Из-за безработицы, инвалидности, миграции, ареста он может оказаться в непростой ситуации, без денег и возможности заработка, поддержки и понимания. Задача специалиста по социальной реабилитации — помочь людям вернуться к нормальной жизни.

Что такое социальная реабилитация

Специалист соцслужбы работает с людьми разного возраста: детьми, взрослыми, пожилыми. Работа с каждой группой требует своей специфики:

— с несовершеннолетними: социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация;

— со взрослыми и пожилыми: социально-психологическая и трудовая реабилитация;

— с семьями или коллективом: составление и реализация индивидуальной программы.

Кроме того, специалист проводит консультации коллег из частных и государственных учреждений социальной сферы, проводит тренинги, занимается развитием направления.

Социальная реабилитация может быть как групповой: мастер-классы, клубные занятия, кружки, беседы, развивающие занятия, так и индивидуальной: консультации, диагностика, психотерапевтические мероприятия.

Что входит в обязанности специалиста

Процесс реабилитации состоит из пяти этапов:

Диагностико-прогностический — определение потенциала человека, диагностика его состояния, составление программы. Специалист анализирует поступившую в соцслужбу информацию, общается с родственниками и ближайшим окружением подопечного, проводит экспертизы с врачами.

Выбор оптимальных технологий, форм и методов работы, составление плана реабилитации. Как правило, на этом этапе специалист использует полученную на первом этапе информацию и привлекает других специалистов.

Подготовка к непосредственной работе с подопечными.

Работа с подопечными, коррекция программы, мониторинг прогресса.

Экспертно-оценочный — научно-методический контроль реабилитации.

Немаловажной частью работы специалиста можно считать ведение документации: отчетов, актов, программ, поэтому умение пользоваться компьютером, знание офисных программ и грамотная речь будут преимуществом для сотрудника.

Виды социальной реабилитации

Есть несколько видов социальной реабилитации. Выбор того или иного зависит от проблемы, с которой столкнулся человек.

Социально-психологическая — восстановление психологического и психического здоровья, улучшение отношений с родственниками и ближайшим окружением, выявление потенциальных возможностей человека, психотерапия в разных формах.

Социально-медицинская — восстановление или формирование новых навыков полноценной жизни, помощь в организации быта, ведения домашнего хозяйства с новыми обстоятельствами. Часто перекликается с психологической реабилитацией, потому что человеку, например, ставшему инвалидом, трудно смириться с новой действительностью.

Социально-педагогическая — организация педагогической помощи при нарушениях способности человека к обучению, разработка и использование подходящих методик и образовательных программ.

Профессиональная и трудовая — восстановление утраченных или формирование новых трудовых навыков у человека, помощь в поиске подходящей работы, привитие новых увлечений.

Социально-средовая — помощь человеку, оказавшемуся в новой для него социальной среде, составление распорядка дня.

Специфика работы специалиста по реабилитации в том, чтобы подопечный и его близкие были всегда чем-то заняты, могли обслуживать себя и у них был четкий план действий как на ближайшее, так и на далекое будущее. Цель соцработника — научить людей самостоятельно принимать решения в новых обстоятельствах.

Кому подойдет эта профессия

Если говорить о профессиональных компетенциях, то специалист по реабилитации должен:

знать законы гражданского, трудового, семейного кодексов, закон о защите персональных данных и уметь ими пользоваться;

понимать и применять разные методы и технологии реабилитационной работы, правила оказания паллиативной помощи;

уметь разрешать конфликты и этично общаться с людьми с ограниченными возможностями здоровья;

изучать и обновлять знания в сфере профессиональной диагностики, теории и практики трудовой и социально-психологической реабилитации.

По профстандарту специалист по реабилитационной работе в социальной сфере должен иметь высшее образование (психология, социальная работа, дефектологическое и психолого-педагогическое образование) и не реже чем раз в пять лет повышать квалификацию по программам дополнительного профессионального образования.

Работа подойдет социальному работнику, который хочет повысить свой доход и квалификацию, заниматься результативным трудом, мотивировать и вдохновлять людей, оказавшихся в сложной ситуации.

Как стать специалистом по социальной реабилитации

Если вы уже занимаетесь соцработой, то знаете, что эта отрасль развивается, постоянно появляются новые методики работы, обновляется законодательство, поэтому нужно вовремя проходить курсы повышения квалификации. Профстандарт рекомендует делать это минимум раз в пять лет. Повысить квалификацию в АБиУС по программе «Социальная реабилитация и абилитация» можно за три недели. За это время вы освежите свои знания и умения, освоите новое направление в работе. А после итоговой аттестации получите удостоверение о повышении квалификации государственного образца.

Источник

Понятие социальной реабилитации

Согласно этимологическому значению, реабилитация имеет значение (от позднелатинского – восстановление).

Данное понятие широко применялся в психологии и медицине, в социальной работе данный термин начал использоваться с 1991 года. Различными исследователями представленная категория трактуется по-разному. Также существуют термины, как «комплексная реабилитация» и «социальная реабилитация», которые как правило используются при работе с инвалидами.

С точки зрения теории, смысловое содержание данных категорий претерпевает развитие, вследствие чего его можно трактовать в различных значениях и не использовать в контексте восстановительных процессов по отношению к иным слоям населения: детям, оставшимся без попечения родителей, сиротам, пожилым людям, осужденным, индивидам с девиантными формами поведения и прочим.

В различных подходах встречается трактовка данного понятия в контексте восстановительного процесса личностью определенных утраченных возможностей организма, совместно с отношениями и ролями в социальном функционировании, профессиональными навыками, а также умениями и способностями эффективного взаимодействия с окружающим социумом.
Вследствие представленных трактовок, можно выделить определенные виды реабилитации, а именно: медицинская, социальная, профессиональная, психологическая, бытовая.

Интерпретация социальной реабилитации

Социальная реабилитация может рассматриваться в контексте широкой и узкой интерпретации.
В широком смысле, социальная реабилитация представляет собой определенный набор условий, созданных для возможности индивида восстанавливать и развивать свои навыки и способности самостоятельного функционирования в социуме.
В узком смысле, социальную реабилитацию можно трактовать в качестве совокупности методов, средств и систем, способствующих восстановлению личностью утерянных, либо не развитых функций в ходе процесса социализации, которые относятся преимущественно к отношениям и ролям социального функционирования.

В качестве методологического основания данного подхода выступают исследования систем и способов выражения личностной индивидуальности индивида, совместно с его социальными ролями и социальным статусом, которые были проведены Х. Перлманом, С. Бриаром и Г. Миллером. Согласно их позиции, социальные роли – это «двигатель» личностного социального благополучия.

Социальное функционирование принято трактовать в качестве способности человека к самостоятельному осуществлению взаимодействия с окружающим социумом, совместно с обеспечением собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своей семьи, а также в качестве его соответствия с установленными и общепринятыми нравственными и моральными нормами.

В качестве утраченных, либо не приобретенных в ходе процесса социализации навыков и умений к выстраиванию социальных отношений и функций, которые необходимо осваивать, создавать либо восстанавливать принято относить следующие: трудовые, семейные, дружеские, образовательные, укрепляющие здоровье, повышающие культурный уровень и бытовую жизнедеятельность.

В качестве утраченных, либо не приобретенных в ходе социализации социальных ролей, нуждающихся в развитии, восстановлении, либо освоении принято относить следующие роли: мужа, жены, родительские роли, роли бабушек и дедушек, роль дочери, сына, покупателя, соседа, гражданина страны, работника, друга, ученика и прочих.

Уровни социальной реабилитации

К уровням социальной реабилитации принято относить следующие:

Первый уровень социальной реабилитации – федеральный, региональный и местный, представляет собой комплексную систему мер, включающую организационные, правовые, экономические, информационные и образовательные компоненты, которые принимаются органами управления для создания условий и работы реабилитационных социальных служб, которые находятся в подчинении различных ведомств и различных форм собственности.

Данный уровень способствует:

В свою очередь, уровень индивидуальной работы и групповой работы в социальной реабилитации представляет собой систему технологий и средств, методов и способов, которые применяются в социальных службах и других учреждениях с целью восстановления потерянных, либо отсутствующих у человека умений и навыков, которые необходимы для реализации определенных социальных ролей и функций, а также установлению необходимых социальных отношений.

Объекты и субъекты социальной реабилитации

В качестве объектов социальной реабилитации выступают:

Субъектами социальной реабилитации являются:

Средой социальной реабилитации является социальная обстановка проживания и функционирования личности, которое выражается в его трудовой деятельности, а также отдыхе, учебе, занятиям творчеством и получением информации.
В качестве институтов социальной реабилитации выступают: государственные службы медико-социальных экспертиз, службы и учреждения социального обслуживания, социальные приюты, центры семейной помощи, центры постинтернатной адаптации, социальные гостиницы, центры социального обслуживания и прочие. Помимо этого следует выделить:

Поскольку технологии социальной реабилитации подразумевают восстановление потерянных, либо отсутствующих навыков реализации социальных ролей и отношений, необходимых для процесса социализации личности, они объективно связаны определенными социальными технологиями, среди которых: социальная диагностика, социальная адаптация, социализация, опека, попечительство, усыновление либо удочерение, коррекция, профилактика, социальное обслуживание, социальная экспертиза.

Источник

Лекция № Социальная реабилитация.

Социальная реабилитация— комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидов общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по­жилые люди, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантным поведением лично­сти (несовершенно летние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения).

Социальная реабилитация— комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности.

Цель социальной реабилитации— восстановление социального статуса личности, обеспече­ние социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иж­дивенца, довольствующегося социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприя­тий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъ­екта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. Люди с нару­шенными функциями являются не только объектом реабилитационного процесса, они должны быть полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации.

Содержание социальной реабилитациирассматривается как процесс и система медицин­ских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на

устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Основные принципы социальной реабилитации:

как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;

непрерывность и поэтапность их проведения;

системность и комплексность;

доступность и преимущественная бесплатность для наиболее нуждающихся. Непрерывностьпредполагает организационное и методическое обеспечение неразрывности единого процесса реализации различных реабилитационных мероприятий. В противном случае про­исходит резкое снижение их эффективности.

Последовательностьв проведении реабилитации диктуется особенностями течения заболе­вания инвалида, возможностями его социально-средового окружения, организационными аспектами реабилитационного процесса.

Преемственностьэтапов реабилитации заключается в учете конечной цели последующего этапа при проведении мероприятий предыдущего. В основном различают следующие этапы реаби­литации: экспертная диагностика и прогнозирование, формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации, динамический контроль за отдельными результатами реабилитации.

Комплексностьреабилитационного процесса означает необходимость учета на всех его эта­пах многочисленных аспектов реабилитации: медицинских, психофизиологических, профессиональ­ных, санитарно-гигиенических, социально-средовых, правовых, учебно-производственных.

Индивидуальностьреабилитации означает необходимость учета конкретных условий воз­никновения, развития и возможностей исхода инвалидности у данного индивидуума. Уровни социально-реабилитационной деятельности:медико-социальный; профессионально-трудовой; социально-психологический; социально-ролевой; социально-бытовой; социально-правовой; Направления реабилитационной деятельности:

социальная реабилитация инвалидов и детей с ограниченными возможностями; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитация лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и т.д. I. Реабилитация инвалидов.Основные виды реабилитации инвалидов:

1 Медицинская реабилитация — представляет собой комплекс мер, направленных на восста­новление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных ор­ганов, приостановление прогрессирования заболеваний. Это такие меры как восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирова­ние и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия. Медицин­ская реабилитация инвалида должна осуществляться пожизненно, т.к. для предотвращения негатив­ной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.

2 Психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительно­стью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной, деятель-

ной личностной позиции. Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптиро­ваться в окружающей среде и в обществе в целом.

Основные методы психологической реабилитации:психологическая консультация; психологический тренинг;

психокоррекция и психотерапия;

Психодиагностика— определение особенностей актуального психологического состояния и потенциальных возможностей психического развития индивида.

Психологическая консультация— это ориентация детей и их родителей в широком круге проблем подготовки к труду, взаимоотношений, общения и т.д., позволяющая конструктивно разре­шать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации и развитию лич­ности.

Психотерапия— это комплексное лечение психических, нервных и психосоматических рас­стройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности. Направления психотерапии: рацио­нальная психотерапия, гештальттерапия, гипнотерапия, трудотерапия, арттерапия, эстетотерапия, семейная терапия.

Психокоррекция— это коррекция отдельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, учебной, про­фессиональной) для возможности успешной и эффективной самореализации в различных социаль­ных условиях.

Психологический тренинг— это целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психологических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или «ослаб­ленных» в силу заболевания или особенностей воспитания, несформированность которых препятст­вует самореализации личности.

Виды тренингов:аутотренинг, тренинг отдельных интеллектуальных и моторных функций, коммуникативный, игровой и т.д.

Схема психологической реабилитации:

1)оценка психологического реабилитационного потенциала;

2) оценка условий и определение организационных особенностей проведения реабилитацион­ных мероприятий (Например, условия поликлиники или стационара, необходимость исполь­зования технических средств. );

3) определение целевых установок и задач психологической реабилитации;

4) определение средств и методов реабилитации;

5) составление плана проведения реабилитационных мероприятий с указанием срока и места их реализации, а также используемых при этом методик и методических приемов;

6) оценка эффективности реабилитационных мероприятий и проведение ее итогов.

3 Педагогическая реабилитация включает в себя мероприятия воспитательного и обучающего
характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребе­
нок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного повиде-
ния, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного
образования.

В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ори­ентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и уме­ниям.

Инвалид может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, про­стых, интимных потребностей. Поэтому должны проводиться 2 параллельных процесса:

1) организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий;

2) обучение инвалида пользованию этими приспособлениями.

Инвалидам с интеллектуальными и психологическими ограничениями, проживающим само­стоятельно, должны создаваться условия, исключающие причинение или вреда собственной лично­сти или другим людям. Система достаточно информативных пиктограмм может подсказать или по­рядок действий и способ их совершения. Такая категория нуждается, кроме того, в патронажной по­мощи социального работника в силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.

5 Социально-трудовая адаптация инвалидов включает в себя приспособление производст­венной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства. Подход к месту работы и сами рабочие места инвалидов нуждаются в специальной организации или переоборудовании; вспомогательные помещения (пункт питания, гардероб, туалет) должны быть ор­ганизованны так, чтобы ими смогли воспользоваться лица с различными видами патологий.

Одним из направлений является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по преж­ней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.

Под проф. ориентацией понимается комплекс научно-обоснованных социально-экономических, социально-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на формиро­вание профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества.

Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение являются: искажение представления о собственных возможностях, завышенная или заниженная са­мооценка;

недостаточная и искаженная информированность о различных профессиях, условиях тру­да; несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности.

8 Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельно­сти, т.к. удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении соци­ально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого мате­риального вознаграждения.

Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приоб­щая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

8 качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реа­билитациюинвалидов. Только общего оздоравливающего воздействия, занятие спортом и участие в специальныз соревнованиях для инвалидов повышают степень координации движений, развивают общение, воспитывают командные навыки.

9 Коммуникативная реабилитация нацелена на восстановление социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инва­лида навыка общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. Воспитывается потреб­ность в личностных коммуникациях, которая может быть нарушена в период посттравматического

стресса или болезни. Полезными являются тренинги коммуникативных умений, которые проводятся с инвалидом с целью формирования у него социальных навыков. Службы социальной защиты насе­ления должны прилагать усилия для создания организационных условий и инфраструктуры комму­никации: открывать отделение дневного пребывания в центрах социального обслуживания, клубы инвалидов, места встреч и общения в микрорайонах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *