Что такое социальное отношение в истории

Что такое социальное отношение в истории. Смотреть фото Что такое социальное отношение в истории. Смотреть картинку Что такое социальное отношение в истории. Картинка про Что такое социальное отношение в истории. Фото Что такое социальное отношение в истории

Структура

Система социальных отношений включает в себя диалог между личностями и группами, их совместную деятельность, осуществляемую за счет неравномерно распределенных социальных ценностей. Благодаря неравномерному распределению образуются социальные связи, к примеру такие как: любовь, дружба, власть, экономические отношения. В зависимости от личностных качеств каждого индивидуума складываются определенные взаимодействия, из которых в дальнейшем создается близкое окружение людей.

Позитивные отношения

К связям, несущим положительные эмоции и полное (частичное) удовлетворение потребностей нескольких индивидуумов, относятся: семейные (брачные, родственные) узы, любовь (взаимная), дружеские отношения, основанные на полном доверии и взаимопомощи, партнерство.

Негативные отношения

К связям, разрушающе воздействующим на психику человека, его чувство собственного достоинства, личность и самооценку, а также здоровье социума относят: тотальную (скрытую или явную) зависимость от человека или группы людей, фанатизм, преклонение перед лидером.

Хотя психологи отмечают, что такая зависимость может быть не только негативной, но и позитивной. К примеру, маленький ребенок полностью зависим от своих родителей, а они в свою очередь также являются зависимыми в той или иной степени от своего малыша.

Что такое социальное отношение в истории. Смотреть фото Что такое социальное отношение в истории. Смотреть картинку Что такое социальное отношение в истории. Картинка про Что такое социальное отношение в истории. Фото Что такое социальное отношение в истории

Признаки

Признаками социальных отношений в обществе считаются установившиеся, слаженные связи с кем-либо из окружения человека. Это могут быть переговоры на работе, встречи с компаньонами или коллегами, друзьями, семейные «посиделки». При этом даже кратковременное общение в виде стандартного «здравствуйте», сказанного знакомому, уже является признаком общественных взаимоотношений.

Что такое социальное отношение в истории. Смотреть фото Что такое социальное отношение в истории. Смотреть картинку Что такое социальное отношение в истории. Картинка про Что такое социальное отношение в истории. Фото Что такое социальное отношение в истории

Что такое социальное отношение в истории. Смотреть фото Что такое социальное отношение в истории. Смотреть картинку Что такое социальное отношение в истории. Картинка про Что такое социальное отношение в истории. Фото Что такое социальное отношение в истории

На выбор поведения человека в тех или иных отношениях значительно влияет его физическое и психическое здоровье, а также ряд факторов: уровень образования, семья, сфера деятельности. Иногда встречается двойственность взаимоотношений, так как многие из них связаны между собой.

Самые распространенные типы

Социальное общественное отношение в социуме может развиваться только благодаря полной взаимности, однако оно необязательно является взаимовыгодным для обеих сторон. К примеру, один человек желает «привязать» к себе другого посредством принуждения и навязывания ненужной совместной деятельности, а второй отталкивает первого, не нуждаясь в нем, провоцируя ссору. В социологии определяются четыре типа часто встречающихся взаимоотношений: конфликт, соперничество и сотрудничество, полная или частичная зависимость.

Что такое социальное отношение в истории. Смотреть фото Что такое социальное отношение в истории. Смотреть картинку Что такое социальное отношение в истории. Картинка про Что такое социальное отношение в истории. Фото Что такое социальное отношение в истории

Конфликт

Зависимость

Социальная зависимость представляет собой доминирование одной из сторон отношений, ее действия и указания влекут за собой действия другой, более слабой стороны. В основном встречаются взаимозависимые связи, такие как: родители-дети, учитель-ученик, государство-соседние страны. Также социальная зависимость наблюдается в группах, состоящих из людей, занимающих низкую позицию, и лиц, имеющих более высокий статус. К примеру, подчиненные полностью зависят от своих руководителей, а в политике народ в правовом и конституционном плане зависит от правящих лиц.

Соперничество

Сотрудничество

Что такое социальное отношение в истории. Смотреть фото Что такое социальное отношение в истории. Смотреть картинку Что такое социальное отношение в истории. Картинка про Что такое социальное отношение в истории. Фото Что такое социальное отношение в истории

Какие отношения в управлении социумом являются наиболее предпочтительными

Для нормального функционирования управления прерогативой считаются социальные отношения людей, основанные на каким-либо воздействии на человека. В демократическом обществе на первое место выходят правовые связи, уважение личности и свобод человека, воспитание любви к родине.

Источник

Социальные отношения: понятие, примеры, классификация, типы

Что такое социальное отношение в истории. Смотреть фото Что такое социальное отношение в истории. Смотреть картинку Что такое социальное отношение в истории. Картинка про Что такое социальное отношение в истории. Фото Что такое социальное отношение в истории

Социальные отношению пронизывают все сферы жизнедеятельности человека. Социальное взаимодействие с другими является неотъемлемой частью жизни любого человека вне зависимости от области его деятельности. Из этой статьи вы узнаете, что такое социальные отношения, рассмотрим примеры и виды социальных отношений.

Что такое социальные отношения?

Социальные отношения — это относительно устойчивые связи, которые формируются между индивидами и социальными группами. Социальные отношения обеспечивают взаимодействие людей, обмен информацией и опытом в рамках одной социальной группы.

Взаимодействие людей друг с другом не носит случайный характер. Они выступают в качестве представителей определенных социальных групп, занимают определенное место в сложившейся иерархии. На основании этого осуществляется подбор людей для налаживания коммуникации. Социальные отношения воспроизводятся в рамках функционирования социума, являются его продуктом. Изменение социального статуса человека приводит к тому, что изменениям подвергаются и характер его отношений с другими людьми. Изменения социального характера подразумевают изменение всей системы взаимоотношений.

Важно отметить, что коммуникация между людьми осуществляется не на основании их чистых «Я», а как между индивидами, которые находятся на определенной ступени развития производственных сил и потребностей. В связи с этим их личное, индивидуальное отношение друг к другу, взаимно обусловленная коммуникация двух людей как индивидов на основе разделяемых или неразделяемых ими норм и ценностей конкретной социальной группы создало, и каждый день воспроизводит социальные отношения. В рамках взаимодействия людей не только проявляются уж сформированные социальные отношения, но и складываются новые, которые соответствую новым экономическим отношениям.

Структура социальных отношений

В структуру социальных отношений составляют 3 основных элемента:

На современном этапе существует широкий спектр социальных отношений, отдельного внимания заслуживают те, которые имеются во всех остальных отношениях и представляют собой основу. Речь идет об отношениях социальной зависимости и власти.

В качестве примера можно рассмотреть романтические отношения между двумя людьми, которые подразумевают взаимные обязательства и зависимость одного партнера от другого. Такой формат распространяется на дружбу, уважение, управление и руководство, где отношения зависимости и власти проявляются больше всего.

Виды социальных отношений, примеры

Социальные отношения – это комплексное понятие, в содержании которого представлено несколько видов взаимодействий, разделенных по следующим признакам:

Важно отметить, что некоторых из видов социальных отношений могут состоять из подвидов.

Существует еще одна классификация социальных отношений — по степени регулярности, в рамках которой выделяют следующие виды:

Типы социальных отношений

В качестве основного фундамента для возникновения и развития социальных отношений между людьми выступает наличие полной взаимности, при этом оно не всегда является выгодным для всех заинтересованных сторон. К примеру, один человек хочет, чтобы другой человек был рядом с ним и для достижения этой цели используется все способы, в том числе принуждение и навязывание ненужной совместной деятельности. При этом второй человек не разделяет его стремлений и отталкивает, в результате возникает конфликт интересов.

Принято выделять четыре типа социальных отношений:

Заключение

Социальные отношения выступают в качестве обязательного элемента жизнедеятельности любого человека. Их можно рассматривать в качестве инструмента, с помощью которого человек можно вступать в коммуникацию с другими людьми на основании общих интересов, целей и потребностей.

В условиях развитого гражданского общества на первый план выдвигаются социальные связи с правовым подтекстом, отдается предпочтение уважению личности и свобод человека, реализацию и защиту его прав. Социальные отношения проявляются в различных формах, позитивных и негативных, способствуют развитию человека в рамках одной социальной группы, определяют его место в иерархии.

Источник

История развития социальных отношений в России

1.2 История развития социальных отношений в России

История свидетельствует, что в России существует почти тысячелетняя традиция социальной поддержки. Известный ученый С.М. Соловьев отмечал, что, в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии определенного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей»[6].

В основе модели отечественного социального обеспечения лежит идея соборности, которая в литературе трактуется как «социальность, как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как-то, в жертву чему должно быть принесено решительно все[7].

Начиная с князя Владимира Святого, т.е. с принятием в 988 году христианства, на Руси было глубоко воспринято учение Христа, обращенное к душе человека и призывающее человека заботится о ближнем, быть милосердными.

В 996 году князь Владимир издает устав (закон), по которому общественное призрение поручалось попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур. Этот законодательный акт придал благотворительной деятельности сравнительно организованный характер.

Кроме этого князь Владимир учреждает училища для детей знатных, среднего состояния и убогих людей, создает богадельни, странноприимные дома, учреждает народные празднества, заботясь при этом прежде всего о «прокормлении» убогих, странных, сирот и вдовиц, раздавая им всякую милостыню. Есть косвенные свидетельства о том, что при Владимире Святом были учреждены первые на Руси больницы[8]. Эта деятельность постепенно становится постоянной для княжеской власти и духовенства и принимала все более целенаправленный и организованный характер.

В Х веке происходит возникновение института нищелюбия, отождествлявшегося с человеколюбием и довольно длительное время просуществовавшего. «…Нищенство считалось на Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви практическим институтом общественного благонравия. Как в клинике необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитать умение и навык любить человека[9].

Князь Ярослав своей «Русской Правдой» стал автором первого славянского закона, включавшего в себя подобие социальной программы. «Русская Правда» стала основой всех последующих сводов законов, что с самого начала утвердило в российской юридической практике основы социальной политики.

После Владимира Святого больше других нищелюбием прославился Владимир Мономах.

Необходимо отметить, что « никогда впоследствии, в течении все остальной нашей истории, на дела благотворения не уделялось такой значительной части общих доходов, как в древний период княжеской власти»[10]. Довольно активно развивавшаяся в Киевской Руси практика общественного призрения была прервана татаро-монгольским нашествием. И хотя в этот период удельное княжение вырабатывает свои виды помощи и поддержки[11], в новых исторических условиях на первый план выдвигается Русская Православная Церковь, ставшая единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей – убогих, престарелых и нищих. С тех пор она сохраняет эти традиции и в разные периоды нашей истории оказывает социальную помощь обездоленным[12]. В эти и последующие века формируются такие понятия, как «презрение», «милование», «милостыня», «милосердие». «Милость, – пишет Св. Тихон Задонский, – есть плод любви неотлучной всегда с нею сопряженной, как теплота с огнем, и как огнь в теплоту, так любовь милость издает».

В царствовании Ивана Грозного идея развитой государственной системы общественного призрения получила практическую реализацию: в указе «О милостыне» ставилась задача выявить во всех городах «престарелых и прокаженных», построить для них богадельни, обеспечить питанием и одеждой.

Борис Годунов поддерживал и расширял систему общественного призрения. Во время неурожая он повелел привезти много хлеба из сопредельных государств и окрестностей Волги, все архиереи, монастыри, бояре должны были продать царю излишки хлеба за полцены для раздачи бедным.

Сосредоточение дела призрения в государственных учреждениях началось после воцарения Романовых в 1613 году. Был учрежден Аптекарский Приказ, а с 1670 года при царе Алексее Михайловиче (1645 – 1676) – Приказ строения богаделен. Впрочем, мера эта, была, скорее лишь благотворительным актом самого царя и ближайших к нему лиц[13].

Большой вклад в общественное призрение внес царь Федор Алексеевич. Именно в его царствование наметился определенный прелом в борьбе с нищенством – в нее включилось государство. По его указу от 1682 года в Москве было построено два госпиталя, в Указе также обращалось внимание на то, что среди действительно нищенствующих и убогих много таких, которые могут работать, поэтому такие «нищие» должны будут хлеб свой наживать работой или ремеслом на общественную пользу.

По-своему стремился искоренить нищенство Петр I – прежде всего, прямо запретив подавать милостыню приносящим подаяние. Петр небезосновательно считал нищенство и нищелюбие одной из причин роста тунеядства и паразитизма в стране и поэтому энергично и последовательно боролся с ним. В Указе от 30 ноября 1691 г. «О забирании нищих, притворяющимися увечными, и о наказании их» сказано, что «известно им Великим государям, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, также и ноги, а иные глаза завеся и жмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы».

Эти и другие меры Петра I в области призрения носили в основном характер «вразумляющего принуждения», но была и позитивная программа в социальной сфере, которая претворялась в жизнь. В первой четверти XVIII века значительно расширилось так называемое закрытое презрение (т.е. содержание в различных и заведениях благотворительного толка) новых для России категорий населения: незаконнорожденных, или «зазорных» младенцев, «неспособных вовсе к продолжению службы из престарелых, раненых и увечных офицеров, урядников и солдат», инвалидов из матросов и солдат, душевнобольных и «дураков» (безумных от рождения) и др.

По Указу Петра I от 3 мая 1720года все офицеры и нижние чины по удостоверению Военной коллегии оказавшиеся неспособными к службе из-за ран, увечий или старости, определялись на жительство в монастыри богадельни, им выдавалось пожизненное содержание. Впрочем, через четыре года, вследствие многочисленности инвалидов, Указом от 6 февраля 1724 года из этого перечня были изъяты женатые инвалиды (их уже не могли поселять в монастыри)[14].

При Петре введены были пенсии, кормовые деньги, обеспечение землей и промыслами – так называемое «открытое презрение». Главное же начинание Петра Алексеевича – ограничение роли церкви в социальной политике России и, соответственно, устройство призрения на новых государственных началах – с помощью светских структур (городские и светские магистраты, финансовые ведомства, старосты и сотские).

История социальной помощи в России показывает, что в ней сосуществовали и, в известной мере, конкурировали две тенденции: государственная система презрения и благотворительность. «Идея общественного презрения, кА отрасли государственного управления, едва зародившаяся в начале царского периода нашей истории, назрела к концу его и требовала по условиям времени практического применения[15]. Важно выяснить, в каком отношении находилась она к благотворительности, этой древнейшей форме общественного попечения.

В России общественное призрение – отрасль государственного управления – не отрицало благотворительность как проявление известного религиозного или морального настроения. Больше того, государство признавало ее законность и видело в ней важнейший источник финансирования презрения. Новая политика в общественном попечении о бедных стремится регулировать и направлять благотворительность, упорядочить ее и в определенной степени подчинить государственным интересам.

Во второй половине XVIII века складываются условия в России реорганизации всей социальной сферы. Екатерина II стремилась превратить империю в великую передовую страну, в том числе и в культурном развитии. В 60 – 70-е годы с помощью личного секретаря Екатерины И.И. Бецкого создаются специализированные учреждения для воспитания и образования детей: воспитательные дома в Москве и Петербурге для подкидышей, незаконнорожденных, «законных детей, оставляемых родителями по бедности»; Училище для девиц благородного происхождения и мещанского звания (будущий Смольный институт); шляхетский кадетский корпус; Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей и др. Все они были благотворительными и существовали на средства государства.

Социально-экономическая ситуация в стране вынуждала императрицу на создание госпиталей для бедных рожениц с анонимным отделением, где можно было рожать в масках, ссудных и вдовьих касс, пунктов для оспопрививания, домов для «пристройства безумных» в каждой из епархий.

Екатерина II облегчила участь арестантов и каторжников, подтвердила отмену смертной казни в России, провозглашенную еще императрицей Елизаветой.

При участии Екатерины II в 1765 году была создана в России первая общественная организация – Вольное экономическое общество, проводившее большую благотворительную работу.

В 1775 году впервые в истории России законодательным путем устанавливалась система общественного призрения «для всех гражданских сословий». На губернские органы возлагалось обязанность организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, дома для умалишенных, работные смирительные дома. Поначалу эти учреждения финансировались из государственной казны. Позднее было принято решение об отчислении на их содержание части средств из доходов городов. Города, селения, общества и частные лица наделялись правом устраивать по своей инициативе дома призрения на общее благо.

В 1797 году Павел I подписал указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап развития отечественного благотворения.

Середина XIX века отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов для нашей страны организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 году по инициативе князя В.Ф. Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой стороны – обращаясь к чувству общего долга. Вторая половина 1860-х годов связанна с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, несогласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединяющие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие масс.

До 1912 года государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых на фабрично-заводской и горной промышленности.

В октябре 1917 года был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 года в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. В октябре 1918 года был принят Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2,5%.

В 1927 году в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости. В 1946 году образованно министерство социального обеспечения РСФСР[16].

Глава 2. Развитие социальных отношений в настоящее время

Источник

Что такое социальное отношение в истории

Человек как биосоциальное существо неотделим от общества. В соответствии с этим он должен уметь налаживать связи с различными общественными группами.

Социальные отношения — совокупность общественных связей между людьми и группами людей, которые протекают согласно существующим в социуме законам.

ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Поскольку социальные отношения действуют по установленным в обществе порядкам, их внутреннее содержание неизменно. Сохранение стабильности социальных отношений регулируется социальным контролем (лишение свободы за нарушение порядка).

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ

Исходя из того, что социальные отношения осуществляются при участии непосредственно человека или групп людей, возникло определение «социальная общность».

Социальная общность — реальная группа людей, которая обладает определёнными признаками:

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Поскольку существуют различные социальные общности, социальные отношения также могут различными способами взаимодействовать друг с другом.

Контакт — вид отношений между двумя объектами или субъектами, без установления глубокой связи между людьми. Каждый индивид может быть легко заменён другим. Контакты бывают:

Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность.

Немецким социологом Максом Вебером были выделены четыре типа социального действия:

Согласно теории Макса Вебера, действие получает статус социального только в том случае, когда оно:

Взаимодействия — регулярно повторяющиеся действия людей по отношению друг к другу. Глубокая взаимосвязь между участниками. Взаимодействие бывает:

СФЕРЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Социальное взаимодействие осуществляется во всех наиболее важных сферах человеческой жизни:

Люди и группы людей могут взаимодействовать друг с другом посредством четырёх способов:

Только после налаживания регулярного взаимодействия между субъектами можно говорить о возникновении социальных отношений.

Вы смотрели конспект «Социальные отношения (характеристика)».

Источник

Социальные отношения

Смотреть что такое «Социальные отношения» в других словарях:

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ — – отношения социальных субъектов (людей, групп, классов, государственных институтов) по поводу условий существования и положения в процессе общественной жизнедеятельности. Социальные отношения в существенной мере определяются разделением труда в… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

Социальные отношения — отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др.) … Социология: словарь

Социальные отношения — … Википедия

Личностные социальные отношения — относительно долгосрочные связи между двумя или более человек, которые могут быть основаны на эмоциях, как любовь и симпатия, регулярных деловых взаимодействиях и регулируются законами, обычаями, или взаимной договоренностью, и лежат в основе… … Википедия

Теневые социальные отношения — социальная «модель» рынка должностей, мандатов народных депутатов, ученых званий и степеней, наград, где за взятку или холопскую лояльность повышается социальный статус физического лица, а культура, наука и образование становятся объектом… … Геоэкономический словарь-справочник

ОБЩЕСТВЕННЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ — – совокупность отношений между различными социальными субъектами (индивидами как членами общества, социальными группами, классами, государствами, нациями), По значимости, роли в организации, функционировании и развитии общества выделяются… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ — ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий,… … Философская энциклопедия

Социальные взаимодействия и обучение — [лат. socialis общественный] направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий. Основано на понимании социальной ситуации как ситуации развития,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Отношения социальные — относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни. Понятия «социальные отношения» и «общественные… … Социологический справочник

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ БИБЛИИ — подход к Библии с т.зр. различных социально–экономич. концепций, а также анализ обществ. и хозяйств. аспектов ПИСАНИЯ. 1. Социальные мотивы в ВЗ. Ветхозав. учение рассматривает социальную жизнь как неотъемлемую часть жизни религиознонравственной … Библиологический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *