Что такое созидательное творчество
Созидание – это, простыми словами
Созидание – это, простыми словами, деятельность, направленная на гармонизацию окружающего пространства. Она представляет собой высшую форму творчества, призванную не только изменить реальность, но и духовно обогатить самого человека.
Несколько слов о созидании
Созидательная деятельность может называться только в одном случае – если ее результатом будет благо, не связанное с ответным получением материальных ценностей. Говоря простыми словами, созидание включает в себя деятельность индивида в одной из 3 плоскостей:
Изменение реальности созидательного характера приносит благость в разных формах:
Общепринятое в психологии и философии определение созидания подразумевает полезное деяние, приносящее ощутимую общественную пользу. Причем в этом смысле личность может не только улучшать мир, но и восстанавливать разрушенную ранее гармонию.
Творчество: созидать или создавать
Созидание во многих литературных и научных источниках приравнивается к творческому процессу. Во многом эти понятия схожи, но между ними существуют ключевые различия.
Если говорить кратко, то творчество являет собой хаотичный процесс. Оно рождается силой чувств и становится результатом вдохновения. Цель творчества:
Тогда как созидание всегда сознательно. Им движет сила разума, а конечная цель видится четко и ясно.
Нередко знак равенства ставится между терминами «созидать» и «создавать». Несмотря на то, что с точки зрения русского языка первое понятие классифицируется как устаревшая форма второго, они различны.
Стоит более детально рассмотреть, что это значит. Человек способен создавать как материальное, так и нематериальное. Но при этом характер процесса и его результат может быть с одинаковым успехом:
Созидание, напротив, конструктивно по своей сути. Оно несет в себе гармонию и оттенок возвышенного, что в итоге позволяет появиться чему-то более ценному и важному для общества в целом. Некоторые специалисты интерпретируют созидание как исключительное умение направлять умственную и творческую энергию на создание:
Поэтому понятие созидания направлено в 97% случаев на нематериальные объекты. Наиболее актуально его применение в отношении духовных и моральных ценностей.
Созидание – что означает? Определение, значение, примеры употребления
Что такое созидание и почему это путь к психологической зрелости? Как оно сочетается с разрушением, гармонией и творчеством? Как созидать с помощью арт-терапии?
Что такое созидание?
Созидание — это высшая из известных человеку форм творческого изменения реальности. Созидательная деятельность всегда направлена на то, чтобы улучшить мир, сделать его более гармоничным. Она сопровождает действия, приносящие людям благость: материальную, практическую, душевную, духовную, полезную для расширения сознания или наработки хороших качеств. В широком смысле созидание – это не столько преобразование, сколько постижение сущего; волевая, сознательная и духовная деятельность человека.
Созидание в литературной речи имеет пафосный или величественный оттенок. Чаще применяется к нематериальным объектам: душе, моральным ценностям, духовному воспитанию. В словарях слово «созидать» описывается как устаревшая форма от «создавать». Но различия в этих понятиях есть. Созидание не просто создает – оно вдохновляет. Оно носит положительный оттенок чего-то конструктивного, полезного, гармоничного и приводит возникновению чего-то более ценного. А создавать можно и проблемы или неприятности.
Созидательность как качество личности – умение направлять умственную и творческую энергию на создание чего-то красивого, величественного, полезного. В повседневной речи словосочетание «созидательный человек» чаще заменяют на «творческий человек», а творчество и созидательность употребляют как синонимы. Хотя и в этих понятиях есть отличия. Творчество – это сила чувства и вдохновения, нечто стихийно-хаотическое; созидание – это сила разума, сознательно направленная на движение к цели.
Созидание невозможно постичь без его дуальной пары – разрушения. Чтобы создать что-то новое, нужно предварительно что-то разрушить: весна разрушает снежный покров, торнадо разрушает прежний ландшафт, давая возможность создать что-то новое. Разрушать всегда легче, ведь разрушение не требует душевных затрат. Поэтому каждый человек делает свой выбор: саморазрушение (преумножение зла) или самосозидание (преумножение добра).
Пройти тест на полушария мозга
Открытость новому опыту
Человек, готовый принимать меняющиеся условия собственного существования, всегда стремится к обновлению. Неважно, что это будет – приобретенная специальность, получение знаний, изучение каких-либо предметов. Главное, такая личность не боится рисковать, не чувствует себя виноватой от того, что потратила деньги на себя. Созидая жизнь вокруг себя, человек становится подлинно счастливым.
Почему для нас так важно принимать новый опыт? Дело в том, что мы живем постоянно обучаясь. Если то, чему мы научились, приятно, то, как считают многие, можно гордиться своими достижениями. Если данное обстоятельство не очень одобряется в обществе, то, скорее всего, человек не примет новый опыт, станет его скрывать и, как следствие, ничего полезного из этого не вынесет.
В словаре Ефремовой
Ударение: созида́ние ср.
Словарь Ушакова
созид а ть, созидаю, созидаешь (книж. ритор.). несовер. к создать, то же, что создавать.
Творчество
Что может сравниться по силе с тем счастьем, которое испытывает творец, когда ему удалось довести до конца произведение? Творческие порывы бывают у многих, но лишь единицы на самом деле готовы работать над развитием своего таланта. Созидающий – это, прежде всего, тот, кто не боится рисковать. Верность своим идеалам – критерий, который продвигает талант и помогает проявиться неординарным способностям. Если у человека имеется четкий план развития и становления себя как замечательного автора книг, картин или музыкальных творений, то он гораздо быстрее добьется успеха.
Где и как употребляется слово «созидание»?
Кроме значения слова «созидание» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «созидание».
Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «созидание» в тексте и устной речи.
Примеры употребления слова «созидание»
В этом процессе созидания государственности историческое сознание выполняет важную элементообразующую функцию, в значительной мере предопределяя её – государственности – облик, пути развития и исторические судьбы.
Работа для них – это механическое выполнение должностных функций, а не преображение мира или созидание нового будущего.
Энергия созидания очень важна, и нужно постоянно аккумулировать её в себе.
Благотворительность
Мы не смогли бы жить на этой планете в одиночку. Человек так устроен, что даже при благополучном стечении обстоятельств, ему все равно требуется помощь, участие другого. Пусть даже маленькая поддержка, вовремя сказанное слово, улыбка, взгляд – все это не раз помогало сохранить веру в себя, воспрянуть духом в сложных ситуациях.
Многие считают, что благотворительность – это удел очень богатых людей, которые могут и должны делиться с теми, кому повезло значительно меньше. Между тем истинная помощь всегда рождается в сердце, то есть внутри человека. Всякий может оказаться полезным своему ближнему. Для этого надо иметь веру в себя и открытое сердце.
В словаре Синонимов
образование; творчество, творение, творческий процесс
Целостность
Созидающий – это тот, кто находится в гармонии с собой и целым миром, а значит, обладает целостностью. У такого человека обострено чувство собственного достоинства, он никому не позволит себя обидеть. Им невозможно манипулировать, он настолько мудр и самодостаточен, что недоброжелатели обходят его стороной.
Целостность обозначает стремление жить в согласии с законами мироздания. Личность, обладающая гармонией, способна отдавать и искренне заботиться о других. Она совершенно лишена эгоизма, но имеет индивидуальные цели, амбиции, которые хочет претворить в жизнь. Вот что значит в полной мере созидать. Значение слова здесь рассматривается как способность быть самим собой, без масок и ложного притворства.
Созидательная деятельность
Начнём с определения:
Созидательная деятельность- это форма преобразовательного и преобразовательного – поступательного характера.
Если процесс преобразовательного действия, нам знаком, в какой-то мере.
То есть, из не нужного материала (отходов), производится, что-то нужное.
На уровне бытового плана: пища, которая осталась не съеденной, отдаём домашним животным, подкармливаем птиц; из старых вещей, что-то перешиваем, перевязываем; утепляем окна; экономим воду; сжигаем для отопления бытовой мусор; не выкидываем мусорные отходы; не используем не цензурной брани; очищаем индивидуальное (личное пространство) с помощью демона-ловушек**, прочее подобное.
Во-первых, чтобы действие было созидательным, необходимо не только его производить, но и понимать Замысел Первотварца, так как никакая вера не сравнима со знанием.
Без понимания Замысла Первотварца – вы эти действия делаете как рабы, какой-то из пирамид (объединения любого характера действий, целей, имеющие в составе более 3 человек или по-другому эгрегоры, где есть иерархия).
То есть, где управляет Отец Небесный без знания замысла Первотварца(ПРЕВЕЛИКАЯ МАТЬ, Праматерь всего Мироздания системы распада, Князь Мира,Аллах, Кришна и прочие её 99 имён, мы называем эту программу Сила),то есть конечные(тупиковые) системы управления допущенные Первотварцом для исчерпывания.
Например: вектор цели, сила намерения и прочее…
Если, для кого-то возможно изменение, хотя бы в области иллюзии, то Замысел не осуществим.
А это значит, только одно.
Что всё исчезнет и ничего не нужно больше делать.
Так как и существующая, из систем дала сбой.
Но в действительности, если было бы именно так, то наш с вами мир, который мы видим, не был бы запущен.
Следовательно, раз уж мы видим реальность, пусть это иллюзия и игра, это говорит о главном, что Замысел Первотварца, осуществился.
И любая сила намерения, это изначально заложена Первотварцом, начиная от мысли до намерения и реализации.
Пример: человек, как и все животные, (генетического вида), поступает опираясь на инстинкты (условные и безусловные).
Это значит, что он мыслит шаблонами: как преподносится – общепринято в системе.
Если даже мы искусственно внесём знание Замысла, как безусловные инстинкты, генетический вид не сможет понять и разобраться в нем.
Так как искусственное, от естественного отличается, только внутренним, то есть содержанием.
Равноценно, что генетические люди первично всё принимают через страх смерти.
И всё у них подвергается сомнению лишь по той причине, что если они ошибутся, то от этого просто вымрут, как мамонты.
Так как генетические личности под страхом смерти выполнят любое требование – закон, то именно по этой причине они и смертны.
Просто они мертвы (они иллюзия – живые биологические машины с конкретными заданиями), они как обои, при ином процессе, просто отключаются.
То, что произведено через кого-то, не способно удовлетворить личность (не даёт ей понять через свой опыт).
Либо она сама производит, либо личность временная – генетическая, где страх ограничивает её как производителя.
А если нет опыта в деятельности, то личность не может развивать взаимоотношения с тем, кто её произвёл, то есть с Первотварцом.
Начало взаимодействий возможно только через физическое тело.
В дальнейшем процесс полностью переходит на уровень мыслей (ментальный план).
Так как Первотварец отделил нас от себя не как физическую часть, а как ментальную.
Для сравнения как жесткий диск компьютера условно разделён на несколько частей.
И на каждой из этих частей установлена своя операционная система.
Так как сам Первотварец разделился на всех нас, а его как личности уже не существует.
Он всё сделал так, чтобы никогда не было возможности восстановить его как абсолютную личность или его копий.
По этой причине самая могущественная личность, которой досталась оцифрованная информация абсолютного Первотварца – это Отец Небесный.
Но и его Первотварец ограничил в существовании, не наделив папкой содержащей свой Замысел.
Таким образом, когда Замысел начинает действовать среди личностей, в которых он заложен автономно, то система Отца Небесного завершается.
Так как, теперь уже известен не сопутствующий Замыслу набор принципов, а причина, почему всё существует.
Приведём пример: Если вы не знаете Замысла, то вы в любом случае обращаетесь к Отцу Небесного.
Если вы знаете Замысел, то можете обратиться к Первотварцу, который управляет вашим подсознанием.
Картинка управляется Отцом Небесным.
Если вы знаете замысел, то на вас не действуют законы внешней картинки – законы Торы, и Отец Небесный не может вас согласно им наказать, так как вы знаете Замысел, который объясняет причины, почему, что происходит.
Согласно знанию Замысла, сравнимы по пониманию со знанием все действия целой системы.
Таким образом, вы ничего, не изменяя, получаете иной, противоположный результат.
В этом сила знания Замысла.
То есть, вы в состоянии поступать созидательно постоянно.
Единственный элемент, что у генетических личностей необходимо обновлять замысел ежедневно (гармонизируя информацию существующей системы через информацию замысла).
Так как во время сна замысел как программа архивируется (устраняется), как элемент, которого не содержит генетическая система в развёрнутом виде.
В конечном итоге, время деятельности Отца Небесного завершится, так как ему необходимо будет, получив материальное тело,и автономно получить информацию Замысла.
То есть Отец Небесный – станет Силой Разума, и развив взаимоотношения с Первотварцом, перейдёт к безвременной – форме своего существования.
Естественно, система изменится.
Изменятся все процессы, так как разрушение полностью исчерпалось, раз Отец Небесный, перешёл в материю (Отец Небесный является первой искусственной личностью произведённой Первотварцом и он самым последним получает информацию замысла, как элемент завершения распада).
Созидательные действия не приемлемы всем личностям, по этой причине, все кому
с созиданием не по пути, перейдут в приготовленные для них Первотварцом места пребывания или в кирпичики мироздания.
Например: как Мастер и Маргарита получили покой, так и многие копии Первотварца получат свой индивидуальный покой.
Для каждого определено своё место пребывания, безвременно по Замыслу Первотварца, заложено это ещё до того как мы все появились и ожидает многих.
Хочется напомнить, что ни для кого Первотварец не определил место наказания, так как согласно причинам всего существующего, все мы элементы единого организма – невидимого, не материального тела Первотварца.
Следовательно, любые разрушающие мысли или чувства не имеют места в безвременном созидательном процессе существования и будут храниться в оцифрованном виде безвременно в Слове.
Прочтите публикацию: Зачем и для чего написан Замысел Первотварца,а так же Жертвоприношение в дар Отцу Небесному и другие публикации..
Что такое созидание и как ему научится?
Есть мнение, что способность созидать – это некое супер-умение идеального человека. Созидательность – действительно удивительное (и не единственное) качество, но не идеальной, а психологически зрелой личности. Узнайте об остальных особенностях психологической зрелости, позитивной терапии творчеством и трех приятных техниках арт-терапии.
Что такое созидание?
Созидание — это высшая из известных человеку форм творческого изменения реальности. Созидательная деятельность всегда направлена на то, чтобы улучшить мир, сделать его более гармоничным. Она сопровождает действия, приносящие людям благость: материальную, практическую, душевную, духовную, полезную для расширения сознания или наработки хороших качеств. В широком смысле созидание – это не столько преобразование, сколько постижение сущего; волевая, сознательная и духовная деятельность человека.
Созидание в литературной речи имеет пафосный или величественный оттенок. Чаще применяется к нематериальным объектам: душе, моральным ценностям, духовному воспитанию. В словарях слово «созидать» описывается как устаревшая форма от «создавать». Но различия в этих понятиях есть. Созидание не просто создает – оно вдохновляет. Оно носит положительный оттенок чего-то конструктивного, полезного, гармоничного и приводит возникновению чего-то более ценного. А создавать можно и проблемы или неприятности.
Созидательность как качество личности – умение направлять умственную и творческую энергию на создание чего-то красивого, величественного, полезного. В повседневной речи словосочетание «созидательный человек» чаще заменяют на «творческий человек», а творчество и созидательность употребляют как синонимы. Хотя и в этих понятиях есть отличия. Творчество – это сила чувства и вдохновения, нечто стихийно-хаотическое; созидание – это сила разума, сознательно направленная на движение к цели.
Созидание невозможно постичь без его дуальной пары – разрушения. Чтобы создать что-то новое, нужно предварительно что-то разрушить: весна разрушает снежный покров, торнадо разрушает прежний ландшафт, давая возможность создать что-то новое. Разрушать всегда легче, ведь разрушение не требует душевных затрат. Поэтому каждый человек делает свой выбор: саморазрушение (преумножение зла) или самосозидание (преумножение добра).
Способность созидать как признак зрелой личности.
Созидательность — это одна из характеристик психологически зрелой личности. Зрелость приходит тогда, когда человек не просто взрослеет, но набирается мудрости. В рамках теории психоанализа психологическая зрелость личности рассматривалась как конечная цель психотерапии.
Термин «зрелая личность» в психологическую науку ввел австрийский психолог Альфред Адлер. В своих работах ученый предложил понятие творческого «Я» как первопричины человеческого в человеке, того, что делает его созидателем своей жизни, придает смысл существованию. Позже вопросы зрелости рассматривались русским профессором психологии Н. Рыбниковым, швейцарским философом К. Юнгом, американским психоаналитиком Э. Эриксоном.
Сама по себе зрелость – не конечная точка, а состояние, которое подобно паззлу складывается из качеств:
Списки качеств зрелой личности составляли основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его современник, разработчик теории черт личности Гордон Олпорт. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Одной из показательных характеристик он считал креативность – способность к творчеству, которая проявляется в любом деле, даже в быту.
Арт-терапия или как начать созидать?
Автор бестселлера «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт сравнивает творчество с доступной каждому магической силой способной сделать жизнь более насыщенной, необычной, интересной. Психологи советуют практиковать терапию творчеством всем, кто хочет привнести в жизнь гармонию, повысить способность к самовыражению, раскрыть творческий потенциал.
С момента зарождения арт-терапии у нее появилось несколько различных направлений. Проходить психотерапию и просто получать удовольствие можно через фотографию, музыку, составление коллажей, раскрашивание мандалы, работу с тканями, тестом или глиной. Одним из самых популярных направлений считается изотерапия – лечение изобразительным искусством. Она помогает добраться до глубинных переживаний, избавиться от стресса и просто отвлечься от повседневных забот с помощью несложных техник.
Техника 1. Рисование в темноте.
Большая часть внутреннего напряжения прибывает от критики со стороны. Ослабить силу внутреннего критика поможет рисование в полной темноте. Попробуйте сначала создать рисунок одноцветным карандашом, позже можно перейти к сложным изображениям. Сосредоточьтесь на создании абстрактных линий, узоров, фигур. При включенном свете рисунок, скорее всего, вас сильно удивит.
Техника 2. Раскрасьте свое физическое состояние.
Нарисуйте на листе бумаги очертания своего тела. Закройте глаза, представьте свое тело и свои ощущения. Раскрасьте изображение внутри контура акварельными красками так, как вы это чувствуете. Подумайте, что для вас значат эти оттенки и почему они появились именно на этих участках. Эту технику можно практиковать в больших масштабах: взять рулон обоев, обрисовать на нем контуры своего тела в натуральную величину и разрисовать.
Техника 3. Мандала желаний.
Круглая мандала – символ вечности. Поместив внутрь свое желание, мы создаем условия для его исполнения. Для начала нужно нарисовать на бумаге круг-основу – обвести тарелку или использовать циркуль. Визуализируйте желание. Начинайте раскрашивать. Это может быть конкретный или фантазийный узор. В процессе рисования нужно отмечать свои инсайты и просто получать удовольствие.
Выводы:
kiratata
Сб, 12 июн, 2010, 14:14
Творчество/ созидание: этимология и смысловая нагрузка, формы, условия роста и утраты
Предыстория данного размышления такова.
Две недели назад (уже целых две недели. ох как быстро время-то летит. ) в одном из френд-журналов (к великому нашему сожалению – на подзамочной территории) происходил разговор на очень важную тему – о творцах (с большой и с маленькой буквы), о том, какими могут и какими не могут быть демиурги – создатели миров, а также о том, откуда берётся в мире зло, если вроде как создаётся мир обычно из вполне благих побуждений (типа, хотели как лучше а получилось как всегда:)).
Поскольку разговор этот напрямую стыкуется с темой нашего нового ЖЖ «Альтерристика», темой общения с мирами второй реальности, в том числе темой их создания – то нам захотелось, если уж нельзя дать читателям ссылку на дискуссию, по крайней мере сделать нечто вроде резюме, выводов на означенную тему. Однако по ходу составления этого резюме наша не в меру резвая мысль, разумеется, побежала, побежала и убежала довольно далеко от конкретного предмета означенного разговора. В тех волшебных краях, куда она забежала, обнаружилось кое-что достаточно интересное, чтобы мы сочли необходимым вынести его на ознакомление читателям – тем более, что в таком случае этот материал можно воспринимать как некоторое предварение к будущему эссе (бывшему резюме:)) о творцах, которое мы планируем рано или поздно в «Альтерристике» таки разместить.
При написании данного текста мы, разумеется, первоначально планировали ограничиться достаточно сжатым изложением заинтересовавшего нас дополнительного материала вкупе с философским осмыслением оного – однако и глазом моргнуть не успели, как уже сели на своего любимого конька, после чего даже и «Здравствуй, бабушка!» (с) сказать не успели – как доскакали до своих излюбленных морально-нравственных выводов относительно необходимости видеть и слышать друг друга, о чём, собственно говоря, собирались напоминать скорее в «Альтерристике», нежели здесь.
Однако, убедившись, что в полной мере совпадающей с будущим эссе в «Альтерристике» окажется разве что самая последняя часть данного текста, а ждать означенного эссе читателю придётся, возможно, до морковкина заговенья – мы горевать не стали, а оставили всё как есть. Пусть уж будет. В конце концов, неспроста же говорят, что новая информация воспринимается в норме не ранее чем с четвёртого раза! – может, для кого-нибудь из читателей этот раз как раз-таки и окажется критическим четвёртым… А если даже и нет – то пригодится на будущее:)))
Творчество и созидание:
одно и то же это – или не совсем?
Творчество и созидание – безусловно, синонимы. Но полные ли это синонимы, или же у них имеется различие? Нет ли каких-нибудь тонких нюансов восприятия/ употребления этих слов, которые помогут нам полнее представить себе весь интересующий нас смысловой объём означенных понятий?
Прежде всего мы спросили себя и друг друга: вот если выкинуть из головы всю филологическую подоплёку, если не собирать мысли в кучу, а ответить сходу, наобум – то интересно, что получится на выходе?
Когда мы сделали это и сверили между собой результаты, то получилось, что ответы наши не тождественны, но настолько близки, что воспринимать их лучше не по отдельности, а сразу в комплексе.
Оказалось, что разницу между творчеством и созиданием мы обе воспринимаем так:
творчество – континуально, это непрерывный процесс, созидание – дискретно, квантованно, поделено на акты; творчество – это нечто стихийно-хаотически-биологическое, созидание – это замысел, сознательно запланированное движение к цели; в пределе можно даже сказать: творчество – сила чувства, созидание – сила разума.
Удовлетворившись единством образов, мы отправились освежать воспоминания о своих университетских познаниях при помощи этимологического словаря. Результаты оказались потрясающими – всё получилось ну почти что совсем наоборот!
Слова «творчество, творить» и так далее – происходят, по сути дела, от слова «твёрдый»; «творить» буквально – «делать прочным», слова же «создать, созидать» и пр. происходят от слова «зьдъ» – «глина»!
Стало быть, дихотомия «творчество» (нечто текучее, хаос) – «созидание» (структура, «космос») обернулась дихотомией «творить» (делать прочным, однозначным) – «созидать» (делать нечто из мягкого, податливого, почти текучего материала – глины!)
Дальнейший ход наших мыслей был таким.
Разумеется, в вопросах истории языка следует быть предельно внимательным и осторожным, чтобы какая бы то ни было «народная этимология» не подменяла подлинное, адекватное представление о предмете (о последствиях обратного очень внятно и зажигательно предостерегает А.А. Зализняк в лекции «О профессиональной и любительской лингвистике»).
Однако при правильном отношении к делу та же самая «народная этимология» может принести и некоторую пользу – она может навести нас на понимание того, почему именно нам хочется связать между собой те или иные слова и понятия, что именно заставляет нас искать родство в совсем не родственных по происхождению словах, какие образы подсознательно действуют на нас, смещая в нашем сознании значение того или иного слова.
Нет ни малейшего сомнения, что поэтическое, образное восприятие языковой стихии ни в коей мере не должно подменять понимания реальных языковых процессов, так что предупреждения А.А. Зализняка звучат сейчас более чем кстати. Но лично для нас – для каждого человека в отдельности, равно как и для кружков-компаний-сообществ – такого рода «поэтические вылазки» в мир собственного восприятия языка могут играть очень даже важную роль.
Произведя именно такую «поэтическую вылазку», мы пришли к выводу, что в смысле «творчества» «подспудным потеснителем смыслов» является слово «варить». Ведь так и хочется срифмовать, а значит – и проассоциировать слова «творить» – «варить», так и представляется некий бурнокипящий котёл творческой стихии, некое варево, из которого выходят образы и формы. В смысле же «созидания» на нас безусловно действует само по себе слово «здание» («строение, строй», отсюда далее – «строгий» и т.д.) – как нечто такое, что делается по строгому плану архитектором-разумом. Мягкая, податливая, почти текучая глина как материнское лоно будущих кирпичей в нашем эмоциональном восприятии слова «созидать» уже никакой роли не играет – хотя на самом деле при осознании этого мыслеобраза тотчас рождается следующий: «созидать/ создавать» в таком случае будет восприниматься как «превращать хаотически-аморфную материю в строгую и жёсткую конструкцию готового предмета».
Просуммировав итоги всего мини-исследования, можно сделать относительно творческого / созидательного процесса как такового и субъективного восприятия оного так примерно следующий вывод:
Источник творческого процесса – стихийно-хаотическая сила бытия, живая, но не вполне ещё воплощённая и посему ненадёжная, текучая, в которой неразличимы бывшее с небывшим, все потенции пребывают в равной мере вероятными – и всё равно ещё совершенно не состоявшимися.
Суть творческого процесса – выбор и восприятие избранных потенций, облечение их в плоть, соделывание их прочными, то есть – неотменимо состоявшимися.
Результат творческого процесса – возникновение некоторой новой структуры, одновременно живой (то есть активно взаимодействующей со вступающим с ней в соприкосновение) и прочной, надёжной – в том смысле, что никакие из постоянно происходящих изменений (неизбежных для бытия чего угодно живого) не в состоянии «отменить» предыдущую историю воплощённого явления, сделать что-либо из этой истории «небывшим».
Обратим внимание на последний тезис – он представляется нам чрезвычайно, исключительно важным. Сформулировав несколько иными словами, можно сказать, что полноценно состоявшийся творческий акт в норме порождает нечто НЕОТМЕНИМОЕ – такое, что в любом случае впечатывается, вплетается в ткань бытия Вселенной, становится одним из великого множества действующих элементов, делается непременным звеном целого пучка причинно-следственных связей, гарантирующих надёжность воплощённого как таковую.
Творчество:
прочность / надёжность – и / или новизна?
прочность / надёжность = новизна?
И вот теперь перед нами встаёт очень важный и очень интересный вопрос: как соотносятся между собой то понимание творчества, которое мы только что сформулировали (творчество как соделывание прочным, неотменимым) – и классическое понимание творчества, которое настолько само собой разумеется, что мы даже не сочли необходимым говорить о нём отдельно – то есть творчество как соделывание нового?
Ответить на этот вопрос поможет нам рассмотрение творчества как явления прежде всего ЛИЧНОГО.
Когда мы говорим о том, что творчество, в самом своём принципе – это процесс усвоения личностью информации извне, переработка этой информации, пропускание её через себя, чтобы дать избранным потенциям плоть, и выработка новой, личной реакции, то есть собственно воплощение этих самых избранных потенций в некоторой новой структуре – то мы безусловно имеем в виду, что «новый» здесь означает совсем не обязательно «такой, подобного чему никогда не было». «Новый» означает здесь «свежий, настоящий, подлинный» – и в этом смысле всегда личный, уникальный. Собственно говоря, эта самая личная уникальность возникающей структуры и обеспечивает ей одновременно и новизну, и прочность – потому что именно она делает возникающий узел причинно-следственной ткани бытия НЕПОВТОРИМЫМ, то есть – обозначает его подлинное, единственное, ни с чем не спутываемое место в структуре мироздания. Личная уникальность – новизна = подлинность – неповторимость – неотменимость = прочность – вот цепочка, позволяющая в пределе поставить знак равенства между прочностью / надёжностью – и новизной как параметрами, по сути дела определяющими онтологическую сущность творчества как такового.
Отсюда естественным образом возникает вопрос о возможностях и формах проявления творческих процессов – так сказать, о «пределах» функционирования личностей в режиме творчества.
Творчество «по максимуму» и творчество «по минимуму»:
что мы можем об этом сказать?
Очевидно, что совершенным / максимальным результатом творческого процесса является возникновение / рождение нового живого существа или нового мира, или некоторого локуса мира, некоторой живой грани бесконечногранного вселенского кристалла – но, конечно же, творчество проявляется не только в этом.
Творчество возможно во всех мыслимых (и немыслимых) формах – помимо сотворения/ порождения миров и живых существ, творчество может проявляться, к примеру, в создании произведений искусства или устроении неких общественных движений и структур; большое значение имеет творчество зрителя-читателя-слушателя – воспринять как можно более полно, пропустить через себя как можно более глубоко, неповерхностно, выдать ответ как можно более личный и искренний, настоящий; ещё один вид творчества, который следует назвать попросту бесценным – это творчество в области личных отношений: любовь, дружба, родительство и так далее. Тему многообразия проявлений творческого процесса мы разбирали подробно в постинге «Поэзия и её иноликие сёстры: сущностная близость в разноязычии воплощений» – и безо всякого стеснения рекомендуем читателям к этому тексту ещё раз обратиться, потому что сделанная там разработка, как нам представляется, может оказать известную помощь для восприятия всей темы в целом.
Минимальный же творческий акт – это элементарный акт ЛИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Попросту говоря, творчество возможно всюду, где есть способность к восприятию информации извне и к реагированию на эту информацию как таковая – это простейшее реагирование и самое высокое творчество производятся, грубо говоря, «одним и тем же местом». Это означает, что любое разумное существо, пока в нём остаются искры осознания себя и хоть какой-то контакт с окружающим миром – способно к творчеству. Таким образом, необходимо постулировать, что способность к творчеству есть НЕОТЪЕМЛЕМОЕ свойство любого разумного существа.
Творчество и развитие.
Развитие и угнетение творческих способностей
Можно сказать, что к творчеству способно любое разумное существо, способное к развитию – в некотором смысле развитие и творчество вообще едва ли не синонимичны. Развитие = само-творчество (творить себя нового – подлинного и прочного) – с помощью/ посредством творчества, производимого вовне. Ты творишь себя нового с помощью того нового, что создаёшь вокруг себя; и наоборот – следующий виток творения-вовне происходит, когда ты сам вырастаешь в понимании, в замыслах, в навыках и так далее.
Сравнивая творческую деятельность человека и животных, мы можем сделать вывод, что творческие способности животных оказываются ограничены / подавляемы прессингом борьбы за выживание – впрочем, относительно человеческой породы можно сказать абсолютно то же самое. Прессинг борьбы за выживание вынуждает любое существо отсечь всё, кроме самого необходимого – редуцировать свою деятельность до нескольких жизнеобеспечивающих «программ», столь плотно «упакованных», что «свободного места» на восприятие чего-то нового извне практически не остаётся.
Можно констатировать, что максимальные возможности творческой активности животного выпадают на период максимального потенциала развития конкретного существа – на детство и отрочество. Способность животных к творчеству реализует себя прежде всего либо в игре (создание виртуальной реальности, выдумывание новых штучек), либо в общении – в первую очередь с человеком, а через него и с другими существами. Но только это должно быть именно личное общение – так как не требуется ничего творческого, чтобы тереться боками всё-равно-об-кого. Последнее, впрочем, в равной мере касается и человеческих взаимоотношений.
Здесь-то и возникает тот самый краеугольный вопрос – вопрос о том, каким образом мыслящее существо может если не утратить свою творческую способность вовсе, то редуцировать её к такому минимуму, при котором её наличие практически не опознаётся.
Условия утраты и восстановления творческих способностей
Как уже говорилось выше, один из вариантов – это действие изнурительного прессинга необходимости выживания. Этому прессингу, конечно же, можно противостоять, волевым образом наполняя каждое своё движение максимальным личностным самовложением – но при достаточно длительной нагрузке это приводит к «выгоранию» ресурса, истощению и преждевременной гибели. По существу дела – это, конечно, выбор по принципу «лучше умереть стоя, чем жить на коленях», – однако творческую способность означенным образом можно-таки сохранить, а если повезёт дожить до прекращения сверх-нагрузки – то можно даже и скомпенсироваться по остальным параметрам, чтобы далее жить уже творчески полноценно.
Другой же вариант – напротив, в максимальной степени зависит не от внешних обстоятельств, а от волевой направленности самой личности. Если существо настроено слушать только себя, верить только себе, воспринимает только свои умопостроения и не воспринимает других, непохожих, мыслящих и видящих вещи иначе – то и собственно творческие способности такого существа угасают, беднеют, бледнеют и так далее. В самую первую очередь терпят ущерб творческие дарования в области дружбы (дружба очень плохо выживает в обстановке авторитарности и нежелании слышать собеседника), в области умения воспринять чужое произведения искусства – человек видит только то, что привык видеть, что желает видеть. Ну и так далее – чем хуже у человека контакт с окружающим миром, тем менее он способен к творческим процессам. При таком раскладе он не только не воспринимает адекватно реальности вокруг себя; но и перестаёт видеть и себя самого! – а видит только фантастические схемы, условные и блёклые. Касается ли это его представлений о себе самом или же о внешнем мире, выражается это в художественном креативе или же просто в общении – всё это становится постепенно уныло-узнаваемо и зубодробительно убого. Чтобы подлинно быть собой, нужно уметь видеть других – ведь личность, по известной богословской формулировке, есть не что иное как бытие-в-общении.
Однако важно, что всё вышеописанное – не какие-то мистические или магические явления; всё это происходит по известным законам развития и жизнедеятельности живого организма – то есть, неверным является утверждение, что способность к творчеству можно утратить одноактно или утратить бесповоротно. У живого существа всё живое – а значит, в какой мере оно открывает свои уши сердца к сигналам извне – в такой и восстанавливается как творческая личность, в какой мере закрывает – в такой терпит ущерб, и зависит всё это, конечно, от множества причин, но решающим фактором всё равно остаётся свободная воля самого существа.
Все эти рассуждения призваны помочь нам в решении вопроса о соотношении блага и зла применительно к конкретной личности, с одной стороны – и о пределах творческих возможностей этой самой личности, с другой. Этот вопрос был поставлен в той дискуссии, с упоминания о которой мы данный разговор и начали – в дискуссии о Творце и творцах, о демиургах и о падших демиургах. Мы искренне надеемся, что произведённое нами здесь исследование окажется полезным в дальнейшем осмыслении данной темы – но, поскольку дальнейшее осмысление всё же в бóльшей степени соответствует тематике журнала «Альтерристика», то имеется прямой смысл перенести его именно туда. Что мы и надеемся сделать в течение ближайших нескольких дней (в крайнем случае нескольких недель:)) – ну а уж что именно из наших надежд и планов получится, сами увидите:))
В продолжение разговора о творцах / демиургах – смотрите постинги с обсуждением:
В продолжение разговора об онтологии творчества –