Что такое специальное природопользование

Право специального природопользования. Основания возникновения и прекращения

Право специального природопользования

Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Формы специального природопользования:

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ (в федеральном законодательстве они отсутствуют). К примеру, данные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон «О комплексном природопользовании в городе Москве».

Особой разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Основания возникновения и прекращения права специального природопользования

Для получения права специального природополь­зования необходимо получение разрешения соответствую­щего государственного органа в форме лицензии или иного документа либо вынесение органом государственной власти решения о предоставлении природопользователю природно­го ресурса (участка лесного фонда, горного отвода, участка акватории) и заключение предусмотренного законодатель­ством договора.

Решение органа государственной власти, за­ключение договора, предоставление лицензии не требуется для осуществления общего природопользования.

Общие основания возникновения права природопользования:

Основания прекращения права природопользования:

Законодательством о природных ресурсах предусмотрены и иные основания прекращения права природопользования.

Источник

Что такое специальное природопользование

Статья 1. Основные понятия

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

вывезены из Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

Источник

Специальное и комплексное природопользование

Что такое специальное природопользование. Смотреть фото Что такое специальное природопользование. Смотреть картинку Что такое специальное природопользование. Картинка про Что такое специальное природопользование. Фото Что такое специальное природопользование Что такое специальное природопользование. Смотреть фото Что такое специальное природопользование. Смотреть картинку Что такое специальное природопользование. Картинка про Что такое специальное природопользование. Фото Что такое специальное природопользование Что такое специальное природопользование. Смотреть фото Что такое специальное природопользование. Смотреть картинку Что такое специальное природопользование. Картинка про Что такое специальное природопользование. Фото Что такое специальное природопользование Что такое специальное природопользование. Смотреть фото Что такое специальное природопользование. Смотреть картинку Что такое специальное природопользование. Картинка про Что такое специальное природопользование. Фото Что такое специальное природопользование

Что такое специальное природопользование. Смотреть фото Что такое специальное природопользование. Смотреть картинку Что такое специальное природопользование. Картинка про Что такое специальное природопользование. Фото Что такое специальное природопользование

Что такое специальное природопользование. Смотреть фото Что такое специальное природопользование. Смотреть картинку Что такое специальное природопользование. Картинка про Что такое специальное природопользование. Фото Что такое специальное природопользование

Теоретические сведения

Классификация природопользования в зависимости от необходимости разрешения на использование природных ресурсов

Общее и специальное природопользование

Объектом права природопользования признается индивидуально определенная часть природного ресурса (например, земельный участок, водный объект, участок лесного фонда), обособленная физически (путем установления ее границ на местности, «в натуре»), а также юридически (в документе, оформляющем приобретение права природопользования, например, свидетельстве о праве собственности на земельный участок, договоре аренды участка лесного фонда и др.).

В большинстве случаев в законодательстве они конкретизированы применительно к определенному виду природопользования – землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно, объектом права землепользования являются земля (земельный участок), водопользования – воды (водный объект), пользования недрами – недра (участок недр) и т.д.

Разделение производится в зависимости от значимости объектов использования для общества, от влияния процесса использования на состояние природной среды, от порядка и условий пользования и т. п.

1.1. Общее природопользование

Общее природопользование является общедоступным и правона него возникает у граждан с момента рождения в силу их бытия, их естественных и неотъемлемых прав.

Правообщего природопользования как гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой предполагает использование природы в качестве места, условия и средства жизни каждого человека. Оно непосредственно вытекает из Конституции РФ и конкретизируется в нормах текущего законодательства (лесного, водного и т.д.).

Осуществляется данное право без каких-либо специальных разрешений. Тем не менее, нормативные акты содержат положения, закрепляющие и конкретизирующие право общего природопользования (например, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Закон «О животном мире» и т. д.) и устанавливают пределы, условия и ограничения общего природопользования.

Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством.

Например, пользование атмосферным воздухом; водопользование без применения технических устройств, влияющих на состояние вод (для питья и культурно-бытовых нужд), не требует специального разрешение; нахождение на территории природных объектов (леса, лесопарки, водоемы и др.); пользование государственными и муниципальными землями для отдыха, лесами – для сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, для наблюдения и фотосъемке животных и т. д.

1. В земельном законодательстве право общего землепользованияпрямо не предусматривается. Однако в составе населенных пунктов (п. 12 статья 85 «Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий» Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019) в состав различных территориальных зон могут включаться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами. В составе земель населенных пунктов выделяются также рекреационные зоны, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма.

2. Право общего водопользования установлено статьей 6 «Водные объекты общего пользования»Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ(ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020).

3. Право общего пользованияресурсами недрзакрепляет статья 19 «Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод»закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2019) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.02.2020).

Что такое специальное природопользование. Смотреть фото Что такое специальное природопользование. Смотреть картинку Что такое специальное природопользование. Картинка про Что такое специальное природопользование. Фото Что такое специальное природопользование

4. Право общего лесопользования устанавливает пункт 1 Статьи 11 «Пребывание граждан в лесах» Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018). Статья 11 «Пребывание граждан в лесах».

Специальное и комплексное природопользование

Под специальным природопользованиемв науке экологического права понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Выделяют две формы специального природопользования: комплексное природопользование и собственно специальное пользование природными ресурсами(землей, недрами и т. п.).

Под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т. д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Виды специального природопользования: пользование недрами, рубка леса, промышленный забор природной воды, сброс сточных вод и др.

Специальное водопользованиепредставляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Право специального недропользованиянашло отражение в ст. 6-9 Закона РФ «О недрах». Указанный Закон четко выделяет виды пользования недрами, права на которые субъекты предпринимательской деятельности (в том числе юридические лица и граждане других государств) приобретают с момента получения лицензии на пользование недрами.

Право специального пользования объектами животного мирапредусмотрено статьёй 36 «Предоставление животного мира в пользование»Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О животном мире».

Разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление прав соответствующим хозяйствующим субъектам на удаление отходов производства и потребления в окружающую среду. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. Водного кодекса РФ, атмосферой – для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками – статьями Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

2. Классификация природопользования в зависимости от вида используемого природного объекта, природного ресурса

Землепользование

Землепользование (пользование землями) устанавливают статьи 78, 83, 88-10, 105 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 27.12.2019).

2.2. Недропользование (пользование недрами)устанавливает статья 6 «Виды пользования недрами» закона РФ «О недрах»от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.02.2020)

Водопользование

Водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

Виды водопользования устанавливает статья 38 «Виды водопользования» Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

Лесопользование

Виды использования лесов устанавливает статья 25 «Виды использования лесов» Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

2.5. Пользование объектами животного мира (в частности водными биологическими ресурсами) устанавливает статья 34 «Виды и способы пользования животным миром» Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О животном мире».

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

– рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

– добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам;

– изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

– получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового

2.5.1. Отношения в областиохоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 12 «Виды охоты») и Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О животном мире».

2.5.2. Отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральным законом «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 18.02.2020)«О животном мире».

2.7. Пользование воздушным пространством (использование атмосферного воздуха) устанавливаетстатья 11 «Использование воздушного пространства»Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 18.02.2020).

Источник

Что такое природопользование

Что такое специальное природопользование. Смотреть фото Что такое специальное природопользование. Смотреть картинку Что такое специальное природопользование. Картинка про Что такое специальное природопользование. Фото Что такое специальное природопользование

Чуть больше года назад в МГИМО была создана кафедра международных комплексных проблем природопользования и экологии. В своем экспертном комментарии доцент кафедры мировой экономики Владимир Горбанев объясняет суть понятия «природопользование».

Одной из серьезнейших глобальных проблем современности является усиленный рост потребления и использования как самих природных ресурсов, так и экосистемных услуг. Это объясняется, с одной стороны, увеличением численности населения планеты, а с другой — ростом экономики и технической вооруженности человечества. Одновременно с увеличением потребления усиливается глобальная деградация окружающей среды. В то же время темпы роста количества мероприятий по охране окружающей среды явно отстают от этого процесса.

Изучением проблем, связанных с возникшим противоречием, занимается наука о природопользовании — геоэкология. В отличии от экологии — биологической науки — геоэкология является частной географической наукой о взаимодействии человека с окружающей его средой. Непосредственно природопользование не может рассматриваться как научное направление. Природопользование — это, прежде всего, деятельность. Это комплекс практических мер, направленных наиспользование природных ресурсов и экосистем.

Природопользование может носить двоякий характер. Оно может быть нерациональным — экологически опасным, истощительным. И наоборот, рациональным — экологически безопасным, неистощительным, обеспечивающим потребности общества в природных ресурсах и экологических услугах для развития, без вреда окружающей среде.

Концепция рационального природопользования впервые была разработана советскими географами, в том числе Д.Л. Армандом, который еще в 60-х годах прошлого века писал: «Моральный долг каждого поколения — оставить следующему поколению природные богатства в лучшем состоянии и в большем количестве, чем оно получило от предыдущего». В дальнейшем эта концепция была развита в работах советских и российских ученых: В.А. Анучина, В.С. Преображенского, Н.Ф. Реймерса, Э.В. Гирусова, С.Н. Бобылева, Н.Н. Клюева, И.Н. Волковой и других. Значительно позже идеи рационального природопользования получили свое продолжение за рубежом в виде концепции устойчивого развития.

По В.А. Анучину рациональное природопользование, включающее в себя воспроизводство и охрану природы, подразумевает «качественный и количественный учет природной среды и природных ресурсов с прогнозированием возможностей их общественного, а не только производственного использования».

Наиболее характерная черта современности — экологизация экономического развития. Экономика индустриальной эпохи нацелена на экономический рост в условиях увеличения потребления, а значит на разрушение окружающей среды и в особенности экосистем, которые являются, прежде всего, фундаментом жизни, и только во вторую и третью очередь — природным ресурсом.

Наступающая эпоха постиндустриализации коренным образом меняет суть природопользования. Если раньше речь шла о состоянии отдельных видов природных ресурсов, то в настоящее время человечество сталкивается с глобальной геоэкологической проблемой, где все компоненты окружающей среды — природные, техногенные, социальные — переплетаются в единый узел.

В постиндустриальных, развитых странах в последние 20-30 лет наблюдается резкое сокращение потребления сырья и материалов. «Экономика знаний» способствует смягчению проблем окружающей среды. В то же время в индустриальных и уж тем более в доиндустриальных странах сохраняется бедность, усиливается деградация окружающей среды, учащаются геоэкологические катастрофы. В странах Евросоюза на природоохранные проекты выделяется 4-9% ВВП, в США меньше — около 2,5% ВВП, причем этот показатель растет. В результате природоохранных мероприятий в этих странах удалось снизить нагрузку на окружающую среду при одновременном росте объемов производства.

Развитые страны, обеспечивающие более 80% мирового ВВП, производят менее 65% мировых отходов и 50% выбросов углекислого газа. Хотя, конечно, следует заметить, что на эти же страны приходится менее 20% мирового населения. По оценкам МВФ потребление природных ресурсов в развитых странах на единицу готовой продукции сокращается ежегодно на 1,23%. Расширяется использование вторсырья: в ФРГ сельскохозяйственные отходы, отработанные масла утилизируются на 90%, корпуса автомобилей — на 98%. Одновременно рациональное природопользование достигается за счет географических сдвигов в структуре экономики: энерго- и материалоемкие производства заменяются наукоемкими, причем первые все чаще перемещаются в развивающиеся страны.

Конечно, объективности ради следует подчеркнуть, что постиндустриальные функции в развитых странах сложно переплетаются с индустриальными, что характерно в первую очередь для средних и малых предприятий и компаний. Потребности населения на Западе отнюдь не уменьшились, наоборот — они все время растут. Сегодня один житель развитых стран потребляет столько же ресурсов, сколько 20 человек в развивающихся, а потребление энергии одним американцем эквивалентно её потреблению 14 китайцами или 531 эфиопом. В целом развитые страны потребляют 50% общемировой энергии и 80% сырьевых ресурсов.

И, тем не менее, интенсивная экономика постиндустриальных государств демонстрирует гибкость и способность адаптироваться к меняющимся условиям природопользования. В результате внедрения ресурсосберегающих технологий им удалось за 10-20 лет в 1,5-2 раза снизить ресурсоемкость своего ВВП.

В то же время постсоциалистические и развивающиеся страны продолжают двигаться экстенсивным путем: объемы потребления ресурсов у них меняются параллельно (или даже более высокими темпами) с ростом экономики.

Как уже отмечалось выше, на состояние природопользования решающую роль оказывает рост населения, ведущий к росту потребления. Впервые на эту связь указал англичанин Т. Мальтус. Суть его модели заключается в том, что население по его подсчетам возрастает в геометрической прогрессии (удваивается через каждые 25 лет). А средства существования возрастают в арифметической прогрессии. Отсюда он делает вывод, что прирост населения будет превышать прирост средств существования, что приведет к голоду и другим отрицательным последствиям.

Модель 26-летнего ассистента Массачусетсского технологического института Д. Медоуза, изложенная им с соавторами в 1972 г., приводила к выводу, что примерно к 2020-2025 гг. наступит «предел роста», после чего, если не будут приняты адекватные меры, случится глобальная экологическая катастрофа, упадок экономики и резкое снижение численности населения до уровня, который сможет выдержать окружающая среда.

Однако в дальнейшем Д. Медоуз с соавторами пришли к выводу, что к 1990 г. человечество уже вышло «за пределы роста», т.е. за пределы самоподдержания геоэкосистемы «Земля», причем примерно на 20%. При этом авторы модели придерживаются оптимистического сценария, показывая, что последствия выхода за пределы роста поправимы, но для этого необходима политическая воля.

Помимо ресурсных ограничений роста мировой экономики и соответственно природопользования существуют геоэкологические ограничения, к которым можно отнести негативные изменения качества окружающей среды. На него оказывают влияние такие процессы, как глобальное изменение климата, сокращение биоразнообразия, обезлесивание, опустынивание, деградация почв, загрязнение морской среды, пресных вод, почв, атмосферы, дефицит водных ресурсов и другие негативные процессы и явления.

Видимо, правы те ученые, которые полагают, что в эпоху постиндустриализации экономика должна стать экоэкономикой и перейти от парадигмы роста к парадигме развития. Только в этом случае мы сможем обеспечить рациональное природопользование.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *