Что такое спортивная карьера
Понятие и особенности спортивной карьеры.
Выделяетсятри существенных признака любой карьеры:
· это всегда многолетняя деятельность;
· деятельность нацелена на высокие достижения, успех;
· деятельность по поводу постоянного самосовершенствования субъекта в избранной области.
Спортивную карьеру можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта.
Особенности спортивной карьеры
В любой карьере традиционно выделяют четыре этапа: подготовку, старт, кульминацию и финиш (Б.Г.Ананьев):
· «Подготовка» включает выбор профессии и базовое профессиональное обучение;
· «Финиш» связан с подготовкой к уходу на пенсию и пенсионной адаптацией.
В спортивной карьере выделяются аналогичные этапы. Однако они имеют определенную специфику, связанную с особенностями спорта как вида деятельности.
Выделяются следующиеособенностиспортивной карьеры:
Данная тенденция ускоряет наступление кульминации спортивной карьеры, но и создает опасность одностороннего развития юного спортсмена.
4. Половые различия в сроках «кульминации» и «финиша». Девушки и женщины в среднем на 1-2 года раньше достигают «кульминации» и раньше завершают активные занятия спортом, чем юноши и мужчины в тех же видах.
5. Усиление влияния спортивной деятельности на развитие человека как индивида, субъекта, личности и индивидуальности. СК совпадает со стадиями детства, юности и зрелости, когда развитие идет очень интенсивно по всем линиям, и человек достигает расцвета физических и духовных сил. В этих же временных рамках находятся и практически все сензитивные периоды развития.
9.Профессиональное отношение к делу. Спортивная карьера не всегда является и становится профессией человека, его профессиональным заработком, однако всегда характеризуется данной особенностью.
11. Возможность продления спортивной карьеры за счет смены спортивного амплуа или вида спорта. Во многих профессиях аналогичные возможности весьма ограничены.
Таким образом, спортивная карьера закладывает предпосылки перехода к другой профессиональной карьере, что немаловажно, поскольку она обычно завершается в период, далекий от пенсионного возраста.
Спортивная деятельность дает возможность человеку приобрестиновую социальную функцию, или роль спортсмена, которая вводит его в особый мир спорта, ставит его в новые отношения с людьми. Эта роль часто конкурирует с другими социальными ролями личности (ученика, студента, сына, дочери, друга, музыканта, художника и т.п.), следовательно, при определенных условиях, может бытьвытеснена ими. В этом случае человек либо уходит из спорта, либо сохраняет его в качестве формы активного отдыха, хобби.
Однако если успех в спорте способствует тому, что роль спортсмена становится одной из центральных в целостном образе «Я» — это стимулирует субъекта к постановке новых целей и самосовершенствованию именно в спортивной деятельности. В этом случае мы и говорим именно о спортивной карьере.
3. Особенности психолого—педагогической готовности на этапе начальной спортивной специализации.
Задачи психолого-педагогической помощи:
а) в тренировочном процессе:
· помощь в овладении необходимыми двигательными умениями и навыками, развитии двигательной обучаемости;
· помощь в овладении правилами соревнований, основами спортивной этики и тактики вида спорта;
· формирование специальной мотивации, «закрепляющей» спортсмена в спорте;
· помощь в формулировании соревновательных целей и общей установки на выступление;
· формирование адекватного отношения к соревнованиям, успеху и неудаче;
в) в решении проблем СК:
· уточнение правильности выбора вида спорта;
· помощь юному спортсмену в налаживании контакта с тренером и товарищами по спортивной группе;
з) в решении жизненных проблем:
· помощь в подготовке или адаптации к школе и новому общему режиму жизни.
Важнейшими условиями эффективного педагогического взаимодействия являются:
· открытость тренера для общения с юными спортсменами и их родителями;
· создание благоприятной атмосферы в спортивной группе, где на данном этапе дружественность должна преобладать над конкурентностью;
· стимулирование юных спортсменов к самостоятельности в сочетании с готовностью в любой момент прийти им на помощь;
· введение справедливых групповых норм как основы дисциплины и порядка на занятиях;
· закрепление успехов и любых положительных проявлений личности спортсмена;
· осуществление обратной связи сразу после совершения ошибки вместе с корректирующими указаниями;
· оценивать усилия и старание юного спортсмена, в той же мере, как и его результаты;
Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:
· положительная самооценка и уверенность в своих силах;
· желание продолжать спортивную карьеру, основанное на интересе к спорту вообще и к избранному виду спорта, в частности;
· уверенность в правильности выбора вида спорта;
· способность юного спортсмена ориентироваться в проблемах спортивной жизни и решать их при поддержке тренера;
· положительное отношение к тренировкам и соревнованиям;
· доверительные отношения с тренером;
· дружеские отношения в спортивной группе.
Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 58 | Нарушение авторских прав
Теоретические аспекты изучения карьеры спортсмена
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНА 5
1.1. Основные понятия: спорт, спортивная деятельность, спортивный менеджмент 5
1.2. Спортивная карьера спортсмена: этапы и особенности 12
1.3. Кризисы в карьере спортсмена. Способы преодоления 16
1.4. Гендерные особенности спортивной карьеры. Ее цена и удовлетворенность ею 22
1.5. Управление карьерой спортсмена 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ СПОРТСМЕНА 35
2.1. Описание деятельности спортивного клуба «Атланта трэшерз» и вида спортивной деятельности «НХЛ» 35
2.2. Описание личности спортсмена на примере Ильи Ковальчука 40
2.3. Особенности карьеры спортсмена. Награды и звания 46
2.4. Алгоритм спортивной карьеры Ильи Ковальчука 53
2.5. Предложения по управлению спортивной карьерой спортсмена 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ВВЕДЕНИЕ
Если подходить к истории спортивного менеджмента широко, то первыми спортивными менеджерами были еще римляне-владельцы гладиаторов, а также агенты всесильной китайской якудзы, устраивавших поединки лучших бойцов Дальнего Востока.1
Однако настоящие спортивные управленцы появились лишь в конце XIX века, когда мир охватило массовое увлечение спортом и спортивными состязаниями. Уже тогда в околоспортивных кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры. Администраторы избавляли титулованных спортсменов (прежде всего боксеров или силачей) от общения с бюрократическими структурами всевозможных ассоциаций и союзов. Менеджеры же, выделившись из среды администраторов, постепенно приобретали над спортсменами власть – именно они решали, где спортсмену выступать, с каким противником соревноваться, какой газете давать или не давать интервью, инвентарем какой фирмы-производителя пользоваться. Более того, доходы менеджеров постепенно превысили гонорары спортсменов.
В условиях экономического реформирования и лавинообразного роста объема информации, необходимой для плодотворной жизнедеятельности современного общества, все большее значение приобретают умение и
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ СПОРТСМЕНА
1.1. Основные понятия: спорт, спортивная деятельность, спортивный менеджмент
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки, в сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков. Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.
Выделяют три социальные функции спорта: выход отрицательных эмоций, модель для подражания и ритуал (набор шаблонных действий, будь это ходить после работы в спортзал или на выходных на стадион). Эти функции обострились с профессионализацией спорта: матчи стали
1.2. Спортивная карьера спортсмена: этапы и особенности
Особенностями спортивной карьеры по сравнению с профессиональной карьерой являются ее раннее начало (часто еще в старшем дошкольном возрасте; это касается плавания, фигурного катания, спортивной и художественной гимнастики, прыжков в воду), ранние специализация и кульминация (в 18-30 лет в зависимости от вида спорта) и раннее окончание. В среднем длительность спортивной карьеры составляет 10,5 лет. Более длительна спортивная карьера у легкоатлетов, лыжников, спорт игроков, борцов. При этом девушки и женщины достигают кульминации и завершают спортивную карьеру на 1-2 года раньше, чем мужчины. На сроки завершения спортивной карьеры влияют полученные спортсменами травмы и ухудшение спортивных результатов.
Незадолго до Московской Олимпиады 1980 года было завершено масштабное социологическое исследование советских спортсменов-олимпийцев, выступавших за сборную команду страны на летних и зимних Олимпийских играх с 1952 по 1972 год. Исследование продолжалось несколько лет, в течение которых на вопросы ответили 1476 олимпийцев.
1.3. Кризисы в карьере спортсмена. Способы преодоления
Можно предполагать наличие аналогичных кризисов-переходов спортивной карьеры как примерно предсказуемых переходных фаз от одного этапа спортивной карьеры к другому, связанных с возникновением новых противоречий, преодоление которых имеет решающее значение для успешного продолжения спортивной карьеры в целом.
Выделяют семь кризисов-переходов спортивной карьеры:5
1) кризис начала спортивной специализации;
2) кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта;
3) кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений;
4) кризис перехода из юношеского спорта во взрослый спорт;
1.4. Гендерные особенности спортивной карьеры. Ее цена и удовлетворенность ею
1.5. Управление карьерой спортсмена
Выделяют три существенных признака любой карьеры:
1. всегда многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает;
2. нацеленность на высокие достижения, на успех;
3. совершенствование субъекта в данной области.
Можно выделить несколько принципов построения спортивной карьеры:7
— совершенствование знаний и навыков. Данный принцип связан с осознанием необходимости успешно осуществлять деятельность в интересах общества. Для этого требуется постоянное стремление к устранению имеющихся недостатков, такие качества, которые необходимы в жизни, деятельности для развития творческого потенциала;
— осознание собственной роли спортсмена в росте спортивной карьеры характеризуется представлением человека о своей роли в обществе, в спорте;
— четкое осознание своей цели. В первую очередь тренер помогает спортсмену в определении соревновательной цели, в становлении мотивов, побуждающих стремиться к ней. Это требует достаточной осторожности, знания особенностей своих учеников;
— четкая постановка задач. Вслед за выдвижением цели деятельности осознаются ее задачи, детально планируются возможные пути и средства ее достижения. Деятельность спортсмена протекает в определенных условиях и
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ СПОРТСМЕНА
2.1. Описание деятельности спортивного клуба «Атланта трэшерз» и вида спортивной деятельности «НХЛ»
Национальная хоккейная лига (англ. National Hockey League, NHL, фр. Ligue nationale de hockey, LNH) — профессиональная спортивная организация, объединяющая хоккейные команды США и Канады. НХЛ стала первой профессиональной хоккейной лигой в мире. НХЛ является одной из главных спортивных лиг Северной Америки, наряду с НФЛ, НБА и МЛБ. Лига была образована в 1917 году и объединяла в себе всего 4 команды[2]. С сезона 2000—2001 — играет уже 30 команд из 29 городов США и Канады, борющихся ежегодно за главный приз лиги — Кубок Стэнли.8
2.2. Описание личности спортсмена на примере Ильи Ковальчука
Илья Ковальчук родился в 1983 году в Калинине. Мать, Любовь, — заведующая поликлиникой. Отец, Валерий, сначала работал баскетбольным тренером, затем директором Школы высшего спортивного мастерства.
Уже в раннем возрасте Илья активно занимался спортом: занимался плаванием, акробатикой, играл во дворе в футбол. Валерий решил отдать сына в спортивную секцию и выбирал между баскетболом и хоккеем, остановив9шись в итоге на хоккее. В возрасте 5 лет и 8 месяцев он отвёл Илью к своему лучшему другу, хоккейному тренеру Виктору Жукову. Группа, в которой занимался Илья, состояла из детей 7-и лет, но уже через год он перегнал их по уровню мастерства и продолжая тренироваться в Твери, начал играть за московскую команду. Валерий каждые выходные возил сына в Москву, контролируя тренировочный процесс. Особенное внимание он уделял броску и катанию Ильи.
В 1993 году Илья ярко проявил себя на всероссийском турнире, забив 33 шайбы, и был приглашён в московское «Динамо». Силовая манера игры «Динамо», тем не менее, ни отцу, ни сыну не нравилась. В 1994 году у Ильи появился шанс поехать вместе со «Спартаком» на турнир в Миннесоту, где он забросил 22 шайбы и стал лучшим бомбардиром. В итоге Илья остался в системе «Спартака».
Во взрослом хоккее Ковальчук впервые попробовал себя в 2000 году все за тех же красно-белых. Во многом благодаря его удачной игре на протяжении сезона (42 шайбы и 22 передачи) «Спартак» вернулся в Суперлигу. Его успехи привлекли внимание скаутов NHL, и он стал первым номером на драфте. Илья оказался первым Россиянином, удостоенным этой чести.
Следующий сезон хоккеист провел в клубе «Атланта Трэшерз». Вопреки мнению скептиков, 18-летний Россиянин не потерялся в лучшей хоккейной лиге мира, а сразу начал проявлять себя. В своем первом же
2.3. Особенности карьеры спортсмена
Начало профессиональной карьеры. «Спартак». Драфт
Во взрослом хоккее Ковальчук дебютировал в 2000 году. Первым клубом Ильи стал его родной «Спартак», игравший тогда в Высшей Лиге. В сезоне 2000—2001 он помог москвичам вернуться в Суперлигу, забросив в 51-м матче 42 шайбы и отдав 22 передачи. Ковальчук, вместе с Кириллом Кольцовым, стал обладателем титула «Новичок сезона». Яркая игра хоккеиста привлекла внимание скаутов НХЛ. Руководство имеющей право выбрать лучшего новичка на драфте «Атланты» долго выбирало между Ильёй и канадцем Джейсоном Спеццей. После личной встречи с Россиянином генеральный менеджер «Трэшерз» Дон Уоделл решил остановить выбор именно на нём. Ковальчук стал первым Россиянином, выбранным на драфте под общим первым номером.10
Первые годы в НХЛ
Илья Ковальчук в составе Атланты Трэшерз в сезоне 2005/2006
После драфта Уоделл должен был решить — оставить Илью в НХЛ, или позволить ему исполнить контрактные обязательства перед «Спартаком» и провести ещё один сезон в России. В итоге было решено, что Ковальчук будет играть в «Атланте». Партнёром Ильи по звену стал другой талантливый новичок Дэни Хитли. 4 октября 2001 года Ковальчук провёл дебютную игру за «Трэшерз». К середине сезона на счету Россиянина было 32 очка. В феврале он принял участие в Матче молодых звёзд, в котором забросил 6 шайб и был признан лучшим игроком. Спустя неделю главный тренер сборной включил хоккеиста в олимпийскую сборную на игры в Солт-Лейк-Сити. Россияне взяли бронзу, а Ковальчук набрал 3 очка (гол и 2 передачи). Концовка сезона была омрачена вывихом плеча и чрезвычайно слабой игрой «Атланты», которая стала худшей командой в НХЛ. Илья закончил сезон с 51-м очком, на 16 отстав от Хитли,
2.4. Алгоритм спортивной карьеры Ильи Ковальчука
При составлении алгоритма спортивной карьеры попытка изначально ограничить спортсмена только хорошо известными и понятными задачами может привести к примитивному алгоритму действий, заранее ограничивающему проект только стандартными задачами и условиями, а следовательно, лишающими его конкурентоспособности.
В ходе оптимизации проекта спортивной карьера необходима проверка задач на логическую связанность, зависимость их друг от друга, на необходимость и достаточность имеющихся ресурсов для выполнения задач проекта, определению временных сроков для решения каждой задачи, выстраиванию порядка и последовательности конкретных шагов.
Оптимизированный план представляет собой реальную логическую последовательность задач и действий – алгоритм, с учетом имеющихся ресурсных и временных ограничений и возможностей. В тоже время, как правило, определяется критический путь проекта, то есть наименьшее время, за которое может быть осуществлен проект.
Рассмотрим алгоритм спортивной карьеры на примере Ильи Ковальчука.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения дипломной работы был рассмотрен ряд задач, а именно:
1. Изучены теоретические аспекты построения карьеры спортсмена;
2. Изучены методические аспекты построения карьеры спортсмена;
3. Разработан алгоритм спортивной карьеры и сформулированы предложения по построению карьеры Ильи Ковальчука.
Анализируя выполненные задачи можно сделать вывод, что управление, планирование спортивной карьеры имеет огромное значения для плодотворного продвижения спортсмена и складывания его успешной спортивной карьеры.
Этапы спортивной карьеры сопровождаются различными кризисами-переходами. Знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода спортивной карьеры, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь.
Грамотно составленный план представляет собой реальную логическую последовательность задач и действий – алгоритм, с учетом имеющихся ресурсных и временных ограничений и возможностей, что позволяет спортсмены достичь результатов за наименьшее время, в которое может быть осуществлен проект.
Спортивная карьера требует постоянного управления, ее можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека.
Распределение всей деятельности на серию проектов позволяет существенно уменьшить горизонт планирования, конкретизировать цели, а следовательно, увеличить точность составляемых планов и прогнозов.
Прежде всего, открывая проект по развитию спортивной карьеры, следует определиться с обозримой целью на обозримый период. Целью спортивной карьеры нельзя назвать только выполнение спортивного разряда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Ильин, спорта / СПб. : Питер, 2008.
11. Неувязка личности в психологии спорта. М., 1980.
3 Ильин, спорта / СПб. : Питер, 2008.
Спортивная карьера и проблемы социальной адаптации спортсменов после завершения карьеры
СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ КАРЬЕРЫ
Понятие и отличительные черты спортивной карьеры
[2] выделяет три существенных признака любой карьеры: а) многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает; б) высокие достижения; в) самосовершенствование субъекта в данной деятельности.
Отсюда спортивную карьеру (СК) можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие спортивные достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта.
Периодизация спортивной карьеры. Этапы любой карьеры социолог охарактеризовывал следующими этапами:
Периодизацию спортивной карьеры можно увязать, например, с этапами многолетней спортивной подготовки, которые включают:
I. Предварительную спортивную подготовку.
II. Начало спортивной специализации.
III. Углубленную тренировку в избранном виде спорта.
1V. Спортивное совершенствование. Сюда входят:
а) зона первых больших успехов;
б) зона оптимальных возможностей;
в) зона поддержания спортивных результатов [3].
Можно классифицировать этапы спортивной карьеры в зависимости от уровней спорта, которые осваивает спортсмен:
II. Спорт высших достижений.
III. Профессиональный спорт.
В основу классификации могут входить возрастные категории:
Любой кризис имеет два существенных признака, которые в Оксфордском словаре характеризуются так:
- поворотный пункт, решающий момент в развитии чего-нибудь; время, характеризующееся большой опасностью или трудностью.
Анализ представленных периодизаций СК позволил выделить семь кризисов-переходов СК:
Кризис начала спортивной специализации. Кризис перехода к углубленной спортивной специализации. Кризис перехода из массового спорта в СВД. Кризис перехода из юношеского во взрослый спорт. Кризис перехода из любительского в профессиональный спорт. Кризис перехода от кульминации к финишу СК. Кризис завершения СК и перехода к другой карьере.
Для чего нужно знать противоречия, которые приводят к кризису СК?
Основные противоречия, обусловливающие кризисы спортивной карьеры.
Проанализируем основные противоречия, характерные для каждого из этапов развития СК.
Кризис начала спортивной специализации связан с поступлением в спортивную школу или началом занятий в группе специализации у профессионального тренера. Суть данного кризиса составляет адаптация к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе. Основными противоречиями здесь оказались:
• несоответствие ожиданий юных спортсменов реальному тренировочному процессу, что нередко ведет к разочарованию, снижению мотивации. Можно выделить три аспекта «обмана ожиданий»: а) между типичным для детей представлением о спорте как празднике (почерпнутом из просмотра телепередач, посещения соревнований) и реальной «черновой работой» спортсмена; б) между представлением будущего спортсмена, заключающемся в том, что на тренировках сразу начнется освоение основных специальных упражнений вида спорта, и традиционным акцентом на общей подготовке в начале обучения; в) между привычкой детей (особенно дошкольников и младших школьников) руководствоваться в двигательной деятельности «принципом удовольствия» и реальным требованием спортивной тренировки работать «через не могу» и «не хочу»;
• необходимость весьма быстрого овладения основами техники вида спорта и приобретения соответствующего уровня физической подготовленности, т. е. демонстрации высокой обучаемости, способностей к виду спорта;
• необходимость положительно зарекомендовать себя в первых соревнованиях при полном отсутствии соревновательного опыта. Выяснилось, например, что лишь 1/3 юных спортсменов, участвуя в первых соревнованиях, имели некоторое представление о правилах соревнований, проведении предсоревновательной разминки, настройке на выступление.
Таким образом, уже на этапе начальной спортивной специализации перед юным спортсменом встают достаточно сложные задачи. Здесь впервые решается вопрос о его «перспективах» в спорте, проверяются способности, сила и устойчивость мотивации. Преодолевшие кризис переходят к углубленной тренировке в избранном виде спорта, а не справившиеся с ним обычно переориентируются на другой вид спорта или другие виды деятельности.
• необходимость адаптации к новым, более высоким физическим нагрузкам, что нередко осложняется противоречием между «страхом не выдержать нагрузку» и желанием форсировать подготовку и быстрее достичь запланированных результатов. Последнее создает предпосылки для травм, заболеваний, хронического перенапряжения (перетренировки), заставляя спортсмена «приобретать опыт лечения, реабилитации и «возвращения в строй»;
• обновление технического арсенала спортсмена, совершенствование техники уже освоенных двигательных действий, что требуется почти во всех видах спорта;
• возрастание конкуренции в соревнованиях, приобретение опыта поражений, что порождает проблему психологической подготовки к стартам;
• требование надежности и стабильности соревновательных выступлений, что психологически связано с формированием спортивно важных психических свойств и освоением приемов саморегуляции психических состояний;
• сочетание спорта и других видов деятельности (учения, хобби). О выходе из данного кризиса свидетельствует достижение первых больших успехов в соревнованиях, по сути поднимающее спортсмена на уровень спорта высших достижений. Спортсмены, не преодолевшие кризис, но сохраняющие высокую мотивацию, либо остаются в массовом спорте (продолжают тренироваться «для себя»), либо выбирают профессию, связанную со спортом, и начинают подготовку к ней. Значительная же часть спортсменов на этом этапе уходит из спорта.
Кризисы перехода из массового спорта в спорт высших достижений и из юношеского спорта во взрослый спорт тесно связаны друг с другом, так как спортсмен, вышедший на уровень спорта высших достижений, обычно как бы автоматически начинает участвовать во взрослых соревнованиях, независимо от своего паспортного возраста. На данном этапе кульминации СК спортивные цели становятся главными жизненными целями, что определяет необходимость перестройки образа жизни в целом. Более конкретно перед спортсменом встают следующие проблемы:
• необходимость согласования спортивных целей с другими жизненными целями (выбором профессии, например); соответствующая перестройка образа жизни, его подчинение целям СК;
• необходимость отказа от подражания кому-либо и переориентация на творческий поиск индивидуального пути в спорте, новых резервов повышения спортивных результатов, включая фундаментальную теоретическую подготовку, обобщение собственного опыта, формирование индивидуального стиля деятельности;
• «пресс отбора» при подготовке к главным соревновательным стартам, необходимость распределения сил на весь сезон, что связано психологически с освоением спортсменом разных стратегий выступления в соревнованиях;
• возможность кризиса взаимоотношений тренер-спортсмен, а также отношений внутри спортивной команды.
Данные кризисы являются, пожалуй, самыми тяжелыми для большинства спортсменов. Именно здесь происходит разделение на «достигнувших среднего уровня» и «спортивную элиту». Выход из них связан с обретением не только спортивной, но и личностной зрелости.
Кризис перехода из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт является относительно новым для российских спортсменов. По данным опроса 18 профессиональных спортсменов, работающих по контракту, удалось выяснить встающие перед ними следующие проблемы:
- необходимость высокой самоорганизации, новой дисциплины спортсмена, подчиненной условиям профессионального контракта; необходимость приобретения новых знаний (спортивных, юридических, экономических, иностранного языка и др.), требуемых для самостоятельной тренировочной работы и общей ориентировки в мире профессионального спорта; поиск новых выразительных средств, совершенствование исполнительского мастерства с учетом того, что профессиональный спорт в большой степени является спортом для зрителей и предъявляет высокие требования к зрелищности выступлений; поиск эффективных средств поддержания работоспособности, не связанных с применением допинга, что позволяет продлить жизнь спортсменов в профессиональном спорте; необходимость завоевания авторитета в среде профессионалов; необходимость социокультурной адаптации для тех, кто заключил контракт с зарубежным клубом.
О выходе из данного кризиса свидетельствуют стабильно высокие результаты в турнирах профессионалов, социальное признание и высокие гонорары спортсмена.
Кризис перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры (СК) наступает в связи с закономерной стабилизацией или снижением спортивных результатов после нескольких лет пребывания в спорте высших достижений, или профессиональном спорте. Здесь обычно имеет место комплекс причин, которые заставляют спортсмена задуматься о завершении СК. Однако большинство спортсменов хотят продлить этап финиша и отодвинуть момент ухода из спорта. Для этого им необходимо разрешить как минимум две проблемы:
• поиск новых резервов для повышения или поддержания высоких спортивных результатов, как правило, на основе индивидуализации всех сторон подготовки и максимального использования своих сильных сторон; • подготовка к уходу из спорта, выбор новой профессиональной карьеры, что позволяет спортсмену снизить тревожность по поводу будущего и спокойнее сосредоточиться на решении чисто спортивных задач.
Кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере связан с коренным изменением места спорта в жизни человека и влечет за собой необходимость перестройки образа «Я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена. В ходе адаптации после завершения СК перед спортсменом обычно встают следующие проблемы:
• необходимость форсирования профессиональной подготовки и начала новой профессиональной карьеры;
• формирование нового образа жизни, включая приобретение не только новой профессии, но и увлечений, интересов, круга общения;
• создание собственной семьи или перестройка отношений в семье, если она была создана во время спортивной карьеры.
К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения СК. Острота протекания данного кризиса обычно усиливается при следующих условиях: внезапности ухода, отсутствии предварительной подготовки к нему, пассивной позиции спортсмена, отсутствии материальной и психологической поддержки. Важным фактором является также разница между статусом спортсмена в спорте и статусом его после завершения СК. Чем она больше, тем при прочих равных условиях данный кризис протекает психологически тяжелее.
Подводя итог, можно отметить, что знание противоречий, типичных для каждого кризиса-перехода СК, позволяет не только подготовить к ним спортсмена, но и эффективно оказать ему психологическую помощь. В принципе каждый кризис протекает по следующей схеме:
- источники кризиса (проблемы, противоречия); симптомы (т. е. особенности субъективного отражения противоречий, которые проявляются в поведении спортсмена); возможные обстоятельства, усугубляющие протекание кризиса; возможные обстоятельства, облегчающие выход из кризиса; пути выхода из кризиса; влияние кризиса на успешность деятельности спортсмена; формы «расплаты» за невыход из кризиса; особенности психологической помощи спортсмену.
Такие полные описания кризисов-переходов СК, а также описания, учитывающие особенности СК в различных видах спорта, являются основой для прогнозирования возможных негативных ситуаций. Прогнозирование поможет спортсменам и тренерам избежать ошибок, возникающих на жизненном пути молодых и зрелых спортсменов.
Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры.
К сожалению, не всем спортсменам удается успешно преодолеть кризис завершения СК.
Острота этого кризиса возрастает при следующих условиях:
- внезапность ухода; отсутствие подготовки к нему; пассивная позиция спортсмена; отсутствие материальной и психологической поддержки.
По мнению многих ученых, спорт оказывает значительное влияние на социализацию личности. Большинство спортсменов заканчивают спортивную карьеру, имея высшее образование. Они не менее успешно, чем люди, не занимающиеся спортом, создают семью. Однако углубленные занятия спортом в подростковом и юношеском возрасте могут стать причиной дисгармоний в личностном развитии, которые затрудняют адаптацию к жизни вне спорта.
Выявлено, что адаптация спортсмена к социальной жизни вне спорта зависит от уровня достигнутых им результатов: чем выше спортивные результаты, тем сложнее социальная адаптация.
Отмечу наиболее важные факторы, которые существенно влияют на формирование стиля жизни спортсмена, закончившего спортивную карьеру:
— прекращение спортивной деятельности, спортивных тренировок и выступлений в соревнованиях;
— прекращение опеки со стороны спортивного клуба, тренеров, врачей, обслуживающего персонала;
— разрыв дружеских и профессиональных связей с командой, спортивным клубным тренером;
— психологический дискомфорт, вызванный отсутствием чувства удовлетворения от спортивной борьбы, победы, которые составляли главный смысл жизни спортсмена;
— психологический стресс, связанный с пониманием, что знания новой профессии неизмеримо ниже, чем былое спортивное мастерство;
— резкое снижение уровня доходов.
Все эти факторы смягчаются, если спортсмен уходит из спорта постепенно, поэтапно снижая уровень спортивных результатов. Спортсмены высокого класса предпочитают резко заканчивать спортивную карьеру, уходить из спорта непобежденными, считая недопустимым для себя снижение спортивных результатов, проигрыши соревнований. Как правило, в такой ситуации спортсмен в полной мере испытывает психологические стрессы, неудовлетворенность, неустроенность и требует как особой заботы со стороны спортивного коллектива, так и понимания со стороны друзей и близких.
Социальную адаптацию спортсменов облегчает:
— осознанный подход к концу спортивной карьеры, наличие реальных планов на ближайший период жизни;
— выбор профессии в сфере физической культуры и спорта;
— психологическая поддержка и помощь со стороны семьи, друзей, тренера, спортивного клуба;
— материальная поддержка со стороны отрасли «физическая культура и спорт»,
— социальная защищенность путем правового обеспечения по медицинскому, пенсионному обслуживанию;
— привлечение бывших спортсменов к соревнованиям ветеранов, участию в общественной жизни, выступлению перед молодежью.
Другой аспект адаптации после ухода из активного спорта — это здоровье спортсмена. По окончании спортивной карьеры чаще всего требуется серьезная медицинская реабилитация, лечение спортсмена, ведь тренировочные занятия и спортивные выступления нередко проходили на грани разрушения здоровья. Требуется целый комплекс мероприятий для восстановления здоровья, социальной защиты людей, которые в спортивной борьбе отстаивали честь нашей страны. К таким мероприятиям следует отнести:
— создание специальных фондов, предполагающих материальную поддержку бывших спортсменов;
— организация работы клубов ветеранов спорта;
— полноценное страхование спортсменов, пенсионное обеспечение.
1. Дайте определение спортивной карьере.
2. Основные этапы спортивной карьеры (возможно несколько вариантов).
3. Перечислите кризисы-переходы спортивной карьеры.
4. Дайте характеристику наиболее уязвимому, по вашему мнению, периоду спортивной карьеры, найдите эффективные пути выхода из этого трудного положения.
5. Какие факторы влияют на формирование стиля жизни спортсмена, закончившего спортивную карьеру?
6. Предложите наиболее эффективные меры, которые должны предпринять социальные структуры для успешной социальной адаптации спортсменов после завершения спортивной карьеры.
7. Что должен делать сам спортсмен, чтобы избежать психологического срыва после окончания спортивной карьеры