Что такое средства наглядности
Классификация наглядных средств обучения
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Классификация наглядных средств обучения
В основе визуализации учебной информации лежит использование врожденной способности человеческого мозга эффективно работать со зрительными образами и особенностей зрительной системы. Для человека она является доминантной, причем не только потому, что выступает самым важным источником информации об окружающем мире, но и потому, что она играет роль внутреннего канала связи между всеми анализаторными системами, является функциональным органом-преобразователем сигналов. Визуализация информации позволяет переводить учебную информацию, поступающую по разным каналам восприятия, в визуальную форму, что повышает скорость обработки и усвоения материала за счет наиболее эффективных способов работы с ним. [1]
Визуализация может быть комплексной или фрагментарной, образной или графической, составной или единичной. На практике, используются более сотни методов визуального структурирования. Широкое многообразие обусловлено существенными различиями в природе, особенностях и свойствах знаний различных предметных областей. Существуют разные способы ее использования: рисунки (репродукции известных картин, комиксы, сюжетные наброски), таблицы, схемы, диаграммы, графики, гистограммы, цепочка символов и т.д. [2]
В структуре занятия наглядные образы могут использоваться в ходе мотивации, при структурировании информации, проведении рефлексии (в виде мишени), для организации занятия (визуальные образы правил работы). [3]
В процессе образования школьников долгое время применяли и будут применять самые разные виды наглядности. Безусловно, их роль в процессе обладает особенным качеством, которое проявляется очень явно. Использование наглядных средств не должно с сводится к простому иллюстрированию для того, чтобы сделать учебный процесс более понятным и легким в усвоении. Наглядные методы должны быть органичной частью познавательной деятельности учащихся. Именно с их помощью происходит формирование и развитие не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления.
Из-за многообразия визуальных методов в обучении, явной становится потребность их классификации. Наиболее распространенной является объединение средств наглядности по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит ее на три группы:
1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место
• работа с мелом и доской;
• фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
• рисунки и аппликации;
• видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
Виды и требования к наглядности
При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения.С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется система дидактических материалов.
Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.
Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения
К демонстрационным относятся:
— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;
— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =, >, Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.
Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.
Опыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.
Приём наглядности в ДОУ Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который, путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных.
Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.
Роль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.
Дидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.
Виды театров Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений.
СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ
Смотреть что такое «СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ» в других словарях:
Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения … Википедия
ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ — ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ. Дидактический принцип, относящийся к числу ведущих принципов. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с П. н. обучение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ, СРЕДСТВО НАГЛЯДНОСТИ — материальная или знаковая модель, создаваемая для выполнения учебных задач, дающая возможность учащемуся обобщенно представить те предметы и явления, которые отражены в изучаемом учебном материале. Наглядное пособие, чтобы быть таковым, должно… … Профессиональное образование. Словарь
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО) — АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (АВСО). Учебные наглядные пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации. Подразделяются на визуальные (зрительные) средства (видеограммы) – рисунки, таблицы, схемы, репродукции… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Технические средства обучения — системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению Т. с. о. обычно делят на три основных класса:… … Большая советская энциклопедия
Кулагин, Юрий Александрович — (1924 1987) Российский психолог, дефектолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССГ.Р. Окончил философский факультет МГУ им. Ломоносова, отделение психологии. Вся научная жизнь К. была связана с НИИ дефектологии АПН СССР … Кто есть кто в российской психологии
Аксенов, Николай Романович — (р. 15.12.1920) спец. в обл. науч. атеизма и методики преподавания филос.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Кирово Курганской обл. Окончил Челябинский тракторный техникум, Челябинский гос. пед. ин т. Участник Великой Отеч. войны. Работал учителем … Большая биографическая энциклопедия
ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ — система приемов обучения, направленная на развитие у учащихся нач. классов навыков сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения, их мышления и речи О.ч. предполагает также сообщение учащимся в связи с прочитанным первоначальных… … Российская педагогическая энциклопедия
МОДЕЛИРОВАНИЕ — 1) метод исследования объектов на их моделях аналогах определённого фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (орга нич. и неорганич. систем, инж. устройств,… … Российская педагогическая энциклопедия
Виды наглядных средств обучения.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Виды наглядных средств обучения.
На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Принцип наглядности находит свое отражение в многообразии видов наглядности.
В современной дидактике принято различать наглядность внутреннюю, или словесно-образную (литературные образы, примеры из жизни и т.п.) и внешнюю, или предметную (графические средства наглядности, натуральные предметы и их изображения и т.п.).
Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации, карты, схемы, таблицы); экранные и экранно-звуковые (диафильмы, кинофильмы, видеозаписи, звукозаписи); компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, графики, таблицы) средства обучения.
Выделяют наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.
К предметной наглядности относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели.
Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность. К изобразительной наглядности относятся произведения живописи, учебные карты, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Среди используемых в школе средств изобразительной наглядности различаются:
а) изображения документального характера – документальные фотоснимки, документальные кинофильмы, изображения вещественных памятников, орудий труда, памятников культуры в том виде, в каком они дошли до нас;
б) научно обоснованные реконструкции архитектурных и иных памятников, орудий труда, предметов быта или их комплексов и др.;
в) художественные композиции, созданные творческим воображением художника или иллюстратора, разумеется, на основании исторических данных; сюда относятся произведения исторической живописи, учебные картины и иллюстрации в учебниках, изображающие события и сцены прошлого;
г) технические средства обучения: диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски.
Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
Высокая степень обобщенности содержания курса обществознания выдвигает на первое место условную наглядность, прежде всего, схематическую и символическую, к которым относятся таблицы и схемы. Их применение при изучении обществознания делает трудный материал более доступным для восприятия учащимися, способствует повышению их интереса к освоению данного курса, создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности школьников. Использование таблиц и схем в образовательном процессе позволяет выявить самые существенные признаки изучаемого объекта и сознательно отвлечься от второстепенных характеристик, чтобы его главные черты могли быть изображены визуально и раскрывали, хотя и схематично, самую суть рассматриваемого объекта.
В современных условиях в школьной практике наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности.
Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины – наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Таким образом, у современного педагога на вооружении существует масса видов наглядного материала и средств его предоставления. А результативность и мастерство деятельности учителя зависит от его желания преподавать и любви к ученикам и своей профессии.
Разновидности наглядных средств обучения
Средства наглядности – это значимая составляющая системы средств обучения.
Наглядность – это универсальное средство обучения и воспитания, которое точно отражает разнообразие определенных явлений, а также предметов окружающего мира; организует восприятие и наблюдение учениками настоящей реальности; оказывает сильное влияние на сенсорную сферу учащегося, отлично развивает его наблюдательность, воображение, мышление; эффективно стимулирует познавательную и творческую активность, помогает развивать интерес к обучению; способствует обобщениям; улучшает качество усвоения и так далее.
Но, несмотря на все достоинства наглядности, неправильное ее применение способно подменить учебную цель ярким средством, а также стать очевидным препятствием на дороге к глубокому овладению нужными знаниями, познанию существенных закономерностей и связей. Принцип наглядности был сформулирован и обоснован Я.А. Коменским, который утверждал, что: «…все, что возможно представлять для последующего восприятия чувствами, а конкретно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – для восприятия слухом, запахи — для восприятия обонянием, вкусовое – для восприятия вкусом, осязательное – для восприятия с помощью осязания. Если какие-то предметы доступно воспринять не одним, а несколькими чувствами, то пускай они сразу охватываются несколькими чувствами». Данный принцип абсолютно справедлив и в настоящее время. Он отражается в разнообразии видов наглядности и их возможных классификаций.
Подходов к систематизации наглядных средств обучения существует довольно много. Рассмотрим следующие из существующих классификаций. Согласно первой, сформулированной Л.Ф. Меняевым, наглядные средства делятся на такие группы, как объемные пособия (то есть коллекции, модели, приборы, аппараты и прочее), печатные пособия (то есть плакаты, картины, графики, портреты, таблицы и так далее), проекционный материал (то есть видеофильмы, кинофильмы, слайды и прочее).
По другой классификации, представленной Г.М. Коджаспировой, наглядные средства можно поделить на предметные и изобразительные. В качестве носителей предметной наглядности выступают натуральные объекты, а также их заменители, которые образовывают ясные впечатления и представления о конкретном предмете. Изобразительная наглядность, при этом, делится на такие виды, как словесная, символическая и образная. Учитель способен сформировать яркий образ не просто с помощью видимых вещей, он имеет для этого выразительные языковые средства. Использование «словесного рисования», то есть живое и образное описание каких-либо событий с применением точных деталей обстановки, отрывков из художественных произведений с красочным и ярким изображением образов главных персонажей либо быта той либо другой эпохи, государства, крылатые фразы, емкие эпитеты – все это и есть наглядные средства, цель которых – это формирование представлений, эмоциональных впечатлений, ярчайших образов. К образным средствам причисляют муляжи, макеты, картины, модели, рисунки, иллюстрации; к символическим – чертежи, схемы, символы, карты.
В.Ф. Шаталов создал методику интенсификации обучающего процесса, которая включает в себя новейшие приемы преподавания, подготовки наглядных пособий и их последующего использования. Важнейшая составляющая в ней – это опорные сигналы. По сравнению с классической наглядностью, это не некие изображения, а своеобразные коды вещей, процессов, явлений, событий, понятий, которые располагаются в определенной последовательности и пространстве, образуют какую-то картинку, плакат либо иллюстрацию, а также способствуют более скорому и прочному запоминанию. Психологической базой этой методики называют мнемотехнику.
Классификация наглядных средств по их точному содержанию считается одной из самых распространенных. Относительно данного критерия можно выделить следующие наглядности:
Подробнее рассмотрим создание видеосредства наглядности, называющегося авторская видеозапись, которая применяется в учебном процессе высшего учебного заведения. Это такая запись обучающего назначения, которая сделана не в профессиональной студии; она предполагает соединение деятельности и аудиовизуализации, и сделана не в профессиональной студии; она предполагает соединение деятельности и аудиовизуализации, из-за которого обеспечивается непроизвольное запоминание, а также включаются слуховой и зрительный анализаторы. Это дает студентам возможность в значительной мере усвоить нужный учебный материал. Авторская видеозапись создается, чтобы решать определенные обучающие задачи для конкретной группы студентов с учетом имеющихся у них интересов, психолого-педагогических особенностей, степени подготовки на конкретном отрезке времени. Организация деятельности по изготовлению авторских видеороликов и их дальнейшего использования в обучающем процессе высшего учебного заведения состоит из двух блоков: информационного и документального.
Информативный блок в изготовлении авторских видеороликов
Информативный блок создается на таких уровнях сложности: а) создание видеосредства учителем либо учительской группой, б) создание видеосредства учениками при ведущей организаторской роли педагога. В структуру информативного блока включают: непосредственное создание видеосредства (то есть определение учебной цели, последующее написание плана, разработка сценария, видеосъемка); использование видеосредства (нахождение уровня первоначальных знаний, навыков и умений, снятие языковых, а также технических трудностей, выполнение подготовительных упражнений, просмотр получившегося видеофильма, выполнение неких условно-коммуникативных упражнений, которые включают озвучивание, выполнение коммуникативных упражнений на базе данного видеофильма, выявление полученного уровня знаний, навыков и умений, а также сравнение получившихся результатов).
Документальный блок в изготовлении авторских видеороликов
Документальный блок тоже имеет два уровня сложности, такие как: а) документализация студенческих монологов, диалогов, полилогов, в которых основными действующими лицами выступают сами обучающиеся, б) документализация проектов, которые созданы самой студенческой группой. В структуру документального блока включены: создание видеосредства (нахождение учебной цели, разработка плана, написание сценария, разучивание определенных ролей, снятие психологических и технических сложностей, съемка пробного монолога, а также основная съемка: монолог, полилог, диалог, проект); использование видеосредства (нахождение степени сформированности первичных навыков и умений, просмотр первичной видеозаписи, анализ получившихся результатов согласно схеме: студент-группа-педагог, вторичная съемка, а также анализ ее результатов, нахождение достигнутого уровня сформированности умений и навыков, а также сравнение их с первоначальными результатами).
В качестве критериев результативности использования авторской видеозаписи выступают обученность и рефлексивность.
Информационная и познавательная функции наглядных средств
В учебном процессе наглядные средства имеют информационную и познавательную функции, то есть ознакомление с процессами и явлениями, которые не поддаются воспроизведению; с внешним обликом предмета в его нынешнем виде и в его историческом развитии; наглядное представление о сравнении либо изменении характеристик явления либо процесса; касательно устройства этого предмета и принципа его действия, его управления, технике безопасности и так далее. Группируясь вокруг речи учителя и взаимодействуя, наглядные средства должны обеспечить образование некого образного представления, полноценное раскрытие учебного материала, а также проиллюстрировать одну либо другую зависимость.
К наглядным средствам, которые применяются в процессе обучения, выдвигают следующие требования: