Что такое стиль речи 5 класс русский
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Стили речи (функциональные разновидности языка)
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения или обращения к самому себе (устная речь, внутренняя речь, письменная речь).
Стили речи – это виды речи для общения с учётом языковой ситуации.
Язык художественной литературы – 1) язык, на котором создаются художественные произведения. 2) поэтический язык – система правил, лежащих в основе художественных текстов, их создания и прочтения (интерпретации). Эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного (повседневного) языка. Язык художественной литературы выражает эстетическую функцию национального языка.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Представьте, что на улице слышен разговор двух ребят:
– Ты опять тренировку пропустил? Как в соревнованиях будешь участвовать? Выгонят тебя из спортшколы, если ходить не будешь.
– Да ладно, до соревнований далеко ещё.
Такой непринуждённый диалог на улице между сверстниками вполне допустим. Это разговорный стиль речи.
Но если вы увидите официальное уведомление тренера родителям, где говорится: «Уважаемые родители! Ваш ребёнок опять тренировку пропустил. Как он будет в соревнованиях участвовать? Пусть тренировки не пропускает, а то я выгоню его из спортшколы!» – вы решите, что тренер, по меньшей мере, странный человек.
В различных условиях жизни мы говорим по-разному, в зависимости от того, с кем, где и зачем говорим: с друзьями и близкими мы говорим иначе, чем с малознакомыми людьми; дома разговариваем не так, как в школе; речь, обращённая к одному человеку, не будет похожа на речь, адресованную многим (например, в книгах, на собраниях, на уроке). Нам приходится приспосабливаться к ситуации общения, то есть пользоваться различными стилями речи.
Речь разговорная и книжная.
Разговорную речь мы обычно используем в непринуждённых беседах со знакомыми людьми в домашней и неофициальной обстановке. Книжная речь используется для обращения к людям в официальной обстановке: например, в учебниках, газетах, официальных выступлениях и документах.
В разговорной речи мы употребляем разговорные слова и выражения. Кроме того, в ней часто встречаются обращение, диалог, прямая речь, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения. Существует и монологическая разговорная речь. Прочитаем отрывок из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», в котором Витя на уроке географии размышляет о Земле: «География – это наука о Земле, на которой мы все живём; про то, какие на Земле горы и реки, какие моря и океаны. Раньше я думал, что Земля наша плоская, как будто блин, но Ольга Николаевна сказала, что Земля вовсе не плоская, а круглая, как шар. Я уже и раньше слыхал об этом, но думал, что это, может быть, сказки или какие-нибудь выдумки. Но теперь уже точно известно, что это не сказки. Наука установила, что Земля наша – это огромнейший-преогромнейший шар, а на этом шаре вокруг живут люди».
В размышлениях Вити используются разговорные слова и выражения (огромнейший-преогромнейший, слыхал, как будто блин), речь внутренняя, обращенная к самому себе. Следовательно, перед нами разговорный стиль речи.
В книжной речи выделяют несколько стилей: научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Художественная речь должна не только сообщить читателю какие-либо сведения о предмете, но и заставить его «увидеть», представить себе этот предмет. Поэтому художественное описание всегда конкретно. Образность – характерный признак стиля художественной литературы. Ещё одна отличительная черта художественного стиля речи – эмоциональность. Например, когда мы читаем произведение, мы смеёмся вместе с персонажем, переживаем за него. При чтении стихотворения о природе мы восхищаемся её красотой, чувствуем связь природы и человека:
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
Росинки светлые на них
Сверкают ярко, точно блёстки.
Целуют пчёлы их и пьют
(И. Суриков. На свободе.)
Поэт нарисовал живую картину: мы можем представить себе зеленый благоухающий луг, утреннюю росу, которая сверкает. Роса похожа на благоухающие слёзки, которые целуют и пьют пчёлы. Поэт любуется утренней красотой зелёного луга и передает своё отношение нам. Описание конкретное (автор показывает нам определенный пейзаж), эмоциональное.
Научный стиль в противоположность художественному отражает не образное, а логическое мышление. Задача этого стиля речи – сообщить знания об окружающем мире. Это речь точная, необразная, бесстрастная, без эмоций: «Луг – пространство земли, покрытое травянистой растительностью; сенокосное, пастбищное угодье». Такое описание отражает общие признаки этого пространства, подходит к любому лугу.
Официально-деловой стиль – язык документов (законов, приказов, объявлений и так далее). Это речь точная и невыразительная.
Публицистический стиль – это язык СМИ (средств массовой информации). Этот стиль используется в написании статей, репортажей, заметок, интервью и т.п. Публицистический стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.
Публицистический стиль обладает эмоциональностью и образностью речи. В нём есть оценка действительности. Чтобы придать речи достоверность, автор использует различные неопровержимые факты. Публицистический стиль общедоступен, призывает читателей или слушателей к действию.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выберите черты художественного стиля речи.
А) отсутствие образности;
Разбор задания: вспоминаем, что черты художественного стиля – эмоциональность, конкретность, образность. Ответ: В, Г, Е.
Выберите, в какой строке указаны стили речи.
А) художественный; научный
Б) описание; рассуждение
В) повествование, описание
Вспоминаем, что стили речи – это виды речи для общения с учётом языковой ситуации. Стиль бывает научным, художественным, официально-деловым, публицистическим, разговорным. Ответ: А.
Стили речи в русском языке
Стили речи — это разновидности русского литературного языка, для которых характерна определенная сфера применения и особые языковые средства и жанры.
Что такое стиль?
В русском языке слова, обороты речи, фразеологические единицы характеризуют как нейтральные, торжественные и сниженные.
Большинство языковых единиц принадлежат к нейтральным, общеупотребительным. Они являются базой для всех стилей русского языка. Стиль создается на основе сочетания нейтральных и специфичных языковых средств, характерных только для этого стиля речи. Практика употребления русского языка в процессе его использования в разных сферах общественной жизни отобрала определённый набор языковых средств и форм их реализации (жанров) в соответствии с функциями языка:
В результате функционирования языка постепенно сложились его разновидности, принадлежащие к определенной сфере общественной жизни: политике, науке, культуре, деловым и бытовым отношениям и пр. Каждой разновидности присущи особые черты, языковые средства и жанры. С этой точки зрения определим, что такое стиль:
В русском литературном языке различают следующие стили речи:
Каждому стилю речи принадлежат отличительные признаки:
С этой точки зрения рассмотрим каждый стиль речи русского литературного языка.
Научный стиль
Название этого стиля четко указывает на его сферу применения в общественной жизни. Если открыть любой учебник, справочник, энциклопедию или научный труд (монографию, диссертацию, доклад, реферат, аннотацию и пр.), то выясним, что текст изложен научным стилем литературного языка.
С помощью научного стиля речи реализуется цель — сообщить сведения. Для этого стиля характерна подчёркнутая логичность. Важные стилевые черты — это точность и доказательность в сообщении сведений о предмете исследований или размышлений.
В текстах научного стиля невозможна неопределённость или двусмысленность. Для научного стиля присуще обилие терминов как слов, не обладающих многозначностью. Наряду с терминами широко используются абстрактные имена существительные, а также востребованы сложные предложения. Научные тексты лишены эмоциональности или экспрессивности.
Убедимся в этом, прочитав пример теста научного стиля:
Процесс слияния нескольких народов или отдельных значительных групп в один крупный народ и его дальнейшее этническое сплочение по мере экономического и культурного развития носит название консолидации. Другим очень распространенным в настоящее время этническим процессом является ассимиляция, заключающаяся в поглощении одним народом небольших, обычно разобщённых групп других народов; процессы ассимиляции наиболее характерны для развитых многонациональных стран массового оседания иммигрантов (США, Канада и другие страны Америки, Австралия, Франция и т. д.)
Справочник «Население земного шара»
Публицистический стиль
Публицистический стиль — это разновидность литературного языка, которая используется средствами массовой информации (телевидение, радио, газеты, журналы и пр.) с целью сообщения важных сведений в мире политики, народного хозяйства, культуры, а также воздействия на читателей и слушателей с целью формирования у них определенной точки зрения.
Этот стиль применяется в периодической печати, общественно-политической литературе, в выступлениях и речах на митингах, предвыборных кампаниях, съездах и пр. Укажем его характерные стилевые черты:
В текстах публицистического стиля наряду с нейтральной широко используется общественно-политическая лексика, речевые публицистические стереотипы, риторические вопросы, обращения, побудительные предложения.
Пример
По итогам последнего голосования на парламентских выборах претендентом в бундестаг стала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая с небольшим перевесом обошла партию Ангелы Меркель ХДС/ХСС. Главным кандидатом на пост канцлера считают Олафа Шольца (из партии СДПГ).
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль востребован в письменном оформлении различных документов. Основная его задача — сообщить информацию. Этот стиль речи используется при написании законов, указов, приказов, справок, отчетов, заявлений, объявлений, инструкций, протоколов, доверенностей и пр.
Для официально-делового стиля характерен предварительный отбор языковых средств, который состоит в использовании готовых стандартных выражений, клише, отглагольных существительных (предписание, постановление, нарушение, действие), слов со значением долженствования (необходимо, нужно, обязательно, следует, обязан и пр.).
В написании документов не используются экспрессивные языковые средства. В оформлении документации широко употребляются безличные или неопределенно-личные предложения. Это стиль речи довольно консервативен. Он характеризуется исторически сложившимися жанрами и оборотами речи, которые почти не меняются с течением времени.
Пример
выполнять требования санитарного закона, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
(Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Художественный стиль
Художественный стиль реализуется в творчестве писателей и поэтов. Цель художественного стиля — воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью ярких образов, созданных мастером слова.
Так же, как и другие стили речи, он базируется на нейтральной лексике и вместе с тем сочетает языковые средства других стилей, и не только. Чтобы сделать восприятие читателя многоплановым и ярким, художник слова использует эмоционально окрашенную лексику, а также слова ограниченной сферы использования (диалектизмы, профессионализмы) и даже просторечия.
Образность и выразительность художественного стиля речи создают тропы и стилистические фигуры речи: метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, сравнения, аллегории, анафоры, эпифоры и пр. Эти языковые средства увеличивают возможность объективного отображения действительности, усиливают эмоциональный фон произведения и в то же время помогают образно и лаконично передать суть персонажа, явления, события.
Художественный стиль востребован в прозе, поэзии и драматургии, где существуют определенные жанры:
Проиллюстрируем художественный стиль отрывком из произведения писателя А. Куприна:
В воздухе разлит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, аромат увядающих клёнов. Под ногами шуршат жёлтые, мертвые листья, покрывающие густым слоем дорожку. Деревья убрались пёстро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся кое-где местами зелёные ветки причудливо перемешаны с осенними тонами, то светло-лимонными, то палевыми, то оранжевыми, то розовыми и кровавыми, переходящими изредка в цвета лиловый и пурпуровый. Небо пустое, холодное, но его безоблачная синева приятно ласкает взор.
Разговорный стиль
Разговорный стиль — это язык непринужденного общения. Он используется как средство коммуникации, установления непосредственного контакта между говорящими или пишущими.
Разговорный стиль в основном принадлежит устной речи. Он используется в бытовых и непринужденных профессиональных отношениях.
Для этого стиля речи характерны неофициальность, отсутствие предварительного выбора языковых средств, а также широкое использование внеязыковых способов общения, как жесты и мимика.
Основным языковым средством является разговорная лексика, существительные с оценочными суффиксами (тётенька, малышка), слова со сниженной окраской (вляпаться, офигеть).
Для разговорного стиля характерно обилие вопросительных, побудительных и восклицательных предложений, усеченных оборотов речи, неполных предложений.
Разговорный стиль речи реализуется в неофициальной беседе, приватном разговоре, в общении по телефону, личной переписке, в дневниковых записях.
Пример
Приветик, милая подружка Светочка!
Спешу сообщить, что я быстро добралась к тётке в деревню. Здесь так классно! Наконец-то могу дрыхнуть, сколько хочется. Свежий воздух просто пьётся глотками, и рядом речка. В такую духотищу это просто спасение. Не представляю, как ты там живешь в этих каменных джунглях! Собирай свои манатки и приезжай отдохнуть в выходной день. Не пожалеешь!
Хотя в разговорной речи допускается свобода выбора языковых средств, тем не менее этот стиль речи является несомненной составляющей русского литературного языка.
Видео «Стили речи. Научный стиль, разговорный, официально-деловой, художественный, публицистический»
Конспект урока по теме «Стили речи» (5 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспекта урока русского языка
Тема: Урок развития речи. Стили речи: разговорный, научный, официально-деловой стиль речи.
Цель: создать условия для знакомства со стилями речи, подробно рассмотреть официально-деловой стиль речи;
образовательная: закрепить понятие «стили речи»; • познакомить с понятием «официально-деловой стиль речи» • научить работать с текстами разных стилей речи.;
развивающая: сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки.
воспитательная: воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-заполнение таблицы
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
Термины и понятия: официально-деловой стиль
Оборудование : раздаточные карточки
(деятельность учителя и учащихся)
Ι. Актуализация знаний
— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
Улыбнитесь всем друзьям.
И тихонечко садитесь.
Мотивация к началу урока.
Поэтическая минутка. Послушайте стихотворение и определите, в чём заключается его основная тема?
Сформулируйте теперь тему урока.
Запишите в тетради дату, тему.
Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию, формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре.
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: умение осуществлять экспериментальную деятельность по трансформации текстов
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Я просила к этому уроку поработать вас с толковым словарём и этимологическим.
Что вы узнали об истории этого слова?
Слово стиль происходит от греческого stilos и означает «палочка». В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.
Что можете рассказать о лексическом значении слова?
В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле(он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль.
2. Постановка учебной задачи
Какое определение подходит для нашего урока?
А что такое цель высказывания?
-объяснение нового материала
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
2. Постановка учебной задачи
— В зависимости от устной или письменной речевой ситуации мы можем разделить стили речи на два основных стиля. Каких? (Разговорный и книжный)
Вы видите схему «Стили речи», которую мы будем заполнять на протяжении всего урока.
Название стиля речи
Где употребляется данный стиль
С какой целью употребляется данный стиль речи
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи
люди делятся своими мыслями и чувствами
разговорная лексика, эмоциональная речь
научные статьи, тексты в учебниках
Используется в документах, объявлениях, заявлениях, рекламе
Общение граждан с учреждениями
Слова в прямом значений
Работа с текстами (читает учитель)
Определите стиль речи (разговорный стиль).
Где употребляется данный стиль?
С какой целью употребляется данный стиль речи?
Особые слова, которые присущи только этому стилю речи…
В основном разговорный стиль – это устная речь, но мы можем общаться при помощи писем, в современном мире мы всё чаще посылаем электронные письма, но любое письмо должно быть грамотно написано.
Пришло письмишко мне.
написано в письмишке.
«Лук лижет?! Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут…»
КРАСИВЫЙ ДЛИННЫЙ ПРУТ.
НА ДНЯХ В ЛЕСУ НАШЕЛ Я ГРУСТЬ
И ОЧЕНЬ БЫЛ ДОВОЛЕН…»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
мой друг серьезно болен.
Вернется — надо полечить:
заставить правила учить
Почему автор стихотворения Шибаев назвал стихотворение «Грустные вести», а письмо «письмишко». Найдите слова с ошибками, запишите правильно эти слова, объясните.
Чудный, луг, лежу, леса, пруд, груздь
Стиль логичный, объективный,
В нём – прямое слов значенье.
Применять нам эффективно
В описании явленья.
Ученики: Научный! Заполняют таблицу
Стиль – это сложившаяся система речевых средств.
— Может ли это предложение использоваться в научном тексте?
(в учебнике по русскому языку)
— Назовите слова, которые относятся к научным терминам.
— Выполните синтаксический разбор предложения.
Официально – деловой стиль.
Документ в законную силу вступает.
В установленном порядке оформлен кредит.
Банк гарантию предоставляет.
Приговор обжалованию не подлежит.
Выпишите из данных предложений 2 любых словосочетания и разберите их.
— Занесем этот стиль и в ваши опорные схемы.
Учитель: Для этого стиля характерны полные наименование государственных учреждений, имен людей, точное обозначение дат, употребление слов только в их прямом значении, ребята, а где мы можем встретить такой стиль?
Учащиеся: В организации, деловое письмо, справка.
Учитель: А для чего нам нужен такой стиль? (Точная передача информации)
25 ноября в 14.00 на площади возле школы состоится собрание участников спортивной олимпиады.
15 ноября 2015 год Учитель физкультуры
ΙΙΙ. Применение знаний
Мы попробуем перевести разговорный стиль в официально-деловой (работа в парах)
Вам будет дана речевая ситуация, некий набор информации, который вам предстоит преобразовать в Объявление. Обсуждаем в паре, записываем, проверяем друг у друга, зачитываем классу.
— Слышь, прикинь, завтра у нас в школе клевое мероприятие будет!
— Вроде в актовом зале, праздник какой-то, пойдешь?
— Не знаю, а во сколько?
— Вроде в три дня. Так мне наша классная сказала.
2 Сказка о курочке Рябе – реклама. ( пишут все)
Внимание! Только на этой неделе! Каждому деду с бабкой по яйцу! Да не золотому, а простому, чтобы жить-поживать да курочку Рябу беречь.
ΙV. Домашнее задание
Подобрать небольшие тексты разных стилей, оформить на альбомном листе.
Молодцы, ребята! Итак, наша схема «Стили речи» заполнена! Давайте подведем итог нашему уроку:
— Почему так важно знать стили речи и уметь их правильно использовать?
Учащиеся: для того, чтобы правильно действовать в любой речевой ситуации, уметь передать информацию, написать сочинение и т.д.
— Что нового вы сегодня узнали?
Учащиеся: Новый стиль – официально-деловой, его характерные признаки.
Учитель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали.
Предлагаю вам оценить свою работу.
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию