Что такое стилистическая парадигма

Понятие стилистической парадигмы

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Особенности лексического состава

Стилистические смыслы лексического уровня.

1. Особенности лексического состава.

2. Понятие стилистической парадигмы.

3. Типология лексических парадигм.

4. Стилистические парадигмы в соотнесении с частями речи.

Разные уровни значительно отличаются между собой.

— Во-первых, имеет значение объем денотата, т.е. численность единиц, которые вовлечены в передачу норм, а главное – стилистических смыслов.

— Затем, это – мощность (имеется в виду, качество, характер стилистических смыслов; архаичность, новизна).

— Затем, это – вопрос о мобильности денотата.

— И, конечно, это вопрос о том, какие системные связи устанавливают коннотаторы разных уровней, т.е. идёт ли речь об оппозиции, можно ли говорить о парадигме. Вот такие признаки.

Говоря о лексических денотатах, можно охарактеризовать их таким образом.

— Во-первых, лексический уровень является самым мощным в языке по объему слов, вовлеченных в передачу стилистических смыслов.

— Можно сказать, что лексические денотаты отличаются наибольшей мощностью не только по объему, но и по качеству, потому что здесь представлена связь лексических пластов, т. е. и книжность/некнижность, разговорность, просторечие и т.д. И практически представлены все виды стилистических формант. Здесь очень активно соблюдаются стилистические смыслы и выражение эмоции и оценки. В состав стилистических парадигм входят единицы, маркированные по признаку архаичности/новизны. Лексика дает языковую картину мира. Дальше надо сказать, что лексические денотаты самые мобильные в том смысле, что культурная ситуация, развитие науки, появление новых электронных, аудиовизуальный средств – всё это отражается в языке. И, соответственно, сам охват денотата оказывается гораздо более динамичным, чем, например, грамматика. И при этом, мы имеем дело с соотношением языка как конструкта и узуса. Потому что, с одной стороны, есть пометы в словарях, а с другой, – сам язык постоянно меняется. И, наконец, важнейшая черта лексических денотатов – наличие многочленных стилистических оппозиций. Это такие цепочки, которые и позволяют ввести понятие стилистической парадигмы.

Правило 1.Слова окрашенных стилей должны иметь синоним в нейтральном стиле. Слово нейтрального стиля может иметь синоним в окрашенном стиле.

Правило 2.Большая часть слов имеет соответствия либо в высоком, либо в сниженном ярусе, но не в обоих вместе.

Стиль высокий и разговорный не соотносятся друг с другом непосредственно, а лишь через связи в нейтральном.

Русская стилистическая система имеет типологические особенности сравнительно, например, с западными языками. Причина заключается в контекстуальности русского и церковнославянского. Это создало максимальное различие в видении мира: с одной стороны – очень высокое, с другой – очень низкое. Они очень сильно противопоставлены. И то, что попадает по действие оператора ‘высокое’ очень часто не попадает под действие оператора ‘низкое’. У нас нет соответствий в низком ярусе для свободы, тоски и проч.

Правило 3.Стилистические единицы высокого и сниженного яруса различаются по объему, внутренней семантической дифференциации и интенсивности стилистической окраски.

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Другие важные замечания Панова.

Для высокого яруса характерна стилистическая яркость, небольшой объем.

Если лексический коннотаты имеют сильное стилистическое значении, то в тексте они создают то, что мы называем высокая разность стилистических потенциалов. Как, скажем, у Цветаевой: «Уж не глазами, а в вечность дырами/Очи, котлом ведёрным!»

А для коннотата со слабым стилистическим значением важно непосредственное соседство.

Существенно, что различие по стилистическому смыслу сопровождаются структурными различиями. Во-первых, это могут быть различия по составу грамматических форм (глаз – глаза/око – очи/ но только гляделки). Во-вторых, это могут быть различия в конструкции (у субстантивов: определительные конструкции, возможность иметь приложение; у глаголов: управление, состав валентностей). В-третьих, это различие в сочетаемости.

Примеры(из «Словаря синонимов русского языка» под ред. Евгеньевой).

Дева, девица, барышня, девушка, девка, девчонка, дивчина, деваха. А дальше можете приписать герла, тёлка. Это очень активно используется, но вы в словаре не найдете. Или только в словаре русского жаргона.

Юноша, молодец, молодой человек, юнец, парень, парубок, малый, малой и др. Панов отмечает такую особенность русского языка, что нет у нас такого слово, которое называло молодого человека одним словом. С одной стороны – девушка, а с другой – молодой человек.

Может быть парадигма существительных, но в неё включаются слова, возникшие в результате транспозиции.

Парадигму могут образовывать слова однозначные. Ну, скажем, богач, богатей, богатый человек, толстосум. А могут такие слова как: выдумщик, затейник, придумщик, изобретатель, где такие слова, как затейник и изобретатель, входят сюда одним из своих ЛСВ. Может быть и так: драка, потасовка, баталия, побоище. Только драка в прямом значении, а всё остальное – в переносном. Может быть и так что все слова, образующие парадигму, имеют несколько ЛСВ.

А может быть так, чтобы все были многозначны и во всех своих значениях создавали стилистическую парадигму? Наверное, да. Например, автомат, машина. Или: змея, ехидна, гадюка.

Не бывает тождественности значений у стилистических синонимов! Так как есть какой-то добавочный стилистический смысл, будет и какое-то отличие.

Могут ли вообще быть синонимические дублеты с точки зрения значения? Могут. Когда это наблюдается? Например: запад – вест, восток – ист. Они не отличаются по сигнификату и коннотату, но употребляются в разных сферах. Ещё такое наблюдается в названиях растений (научный термин – народные названия).

Когда в тексте парадигма как бы разворачивается, когда сам автор предлагает нам прочесть ее, увидеть, тогда структурные различия между членами парадигмы нейтрализуются.

Пример.А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:

Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш. («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова).

Когда мы рассматриваем этот отрывок, мы видим, что главный стилистический смысл – деструктивность, которая вступает в семантическое взаимодействие с лексикой. Не вбежал, а выскочил; не известил, а рявкнул. Дальше идет цепочка глаголов: не заиграл, не грянул, не хватил, а урезал. Мы видим, что они все поставлены в конструкцию двусоставного личного предложения.

В синтагматике стилистическая парадигма может строиться по восходящей, когда каждое следующее слово по стилистическому смыслу оказывается сильнее предыдущего, или по нисходящей. Это вот риторическая фигура, которая называется …иман?.

Пример.Они все ели жевали и жевали. Завтракали, ужинали. Перехватывли, перкусывали, лопали, жрали. В сторону сниженности и деструктивности. Вкушать, жрать, кушать, есть, лопать, трескать, уписывать, уплетать, наворачивать, уничтожать, пожирать, проглатывать, глотать и проч. Каждый раз добавляется компонент семантики. Чем отличается есть от жрать? Есть эстетический компонент оценки. Чем отличается есть от кушать? Есть стилистическое отличие, но оно не связано с разговорностью/просторечием и т.д. Кушать несёт социальный коннотат (кушать подано).

Источник

Понятие стилистической парадигмы

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Правило 1.Слова окрашенных стилей должны иметь синоним в нейтральном стиле. Слово нейтрального стиля может иметь синоним в окрашенном стиле.

Правило 2.Большая часть слов имеет соответствия либо в высоком, либо в сниженном ярусе, но не в обоих вместе.

Стиль высокий и разговорный не соотносятся друг с другом непосредственно, а лишь через связи в нейтральном.

Русская стилистическая система имеет типологические особенности сравнительно, например, с западными языками. Причина заключается в контекстуальности русского и церковнославянского. Это создало максимальное различие в видении мира: с одной стороны – очень высокое, с другой – очень низкое. Они очень сильно противопоставлены. И то, что попадает по действие оператора ‘высокое’ очень часто не попадает под действие оператора ‘низкое’. У нас нет соответствий в низком ярусе для свободы, тоски и проч.

Правило 3.Стилистические единицы высокого и сниженного яруса различаются по объему, внутренней семантической дифференциации и интенсивности стилистической окраски.

Другие важные замечания Панова.

Для высокого яруса характерна стилистическая яркость, небольшой объем.

Если лексический коннотаты имеют сильное стилистическое значении, то в тексте они создают то, что мы называем высокая разность стилистических потенциалов. Как, скажем, у Цветаевой: «Уж не глазами, а в вечность дырами/Очи, котлом ведёрным!»

А для коннотата со слабым стилистическим значением важно непосредственное соседство.

Существенно, что различие по стилистическому смыслу сопровождаются структурными различиями. Во-первых, это могут быть различия по составу грамматических форм (глаз – глаза/око – очи/ но только гляделки). Во-вторых, это могут быть различия в конструкции (у субстантивов: определительные конструкции, возможность иметь приложение; у глаголов: управление, состав валентностей). В-третьих, это различие в сочетаемости.

Примеры(из «Словаря синонимов русского языка» под ред. Евгеньевой).

Дева, девица, барышня, девушка, девка, девчонка, дивчина, деваха. А дальше можете приписать герла, тёлка. Это очень активно используется, но вы в словаре не найдете. Или только в словаре русского жаргона.

Юноша, молодец, молодой человек, юнец, парень, парубок, малый, малой и др. Панов отмечает такую особенность русского языка, что нет у нас такого слово, которое называло молодого человека одним словом. С одной стороны – девушка, а с другой – молодой человек.

Может быть парадигма существительных, но в неё включаются слова, возникшие в результате транспозиции.

Парадигму могут образовывать слова однозначные. Ну, скажем, богач, богатей, богатый человек, толстосум. А могут такие слова как: выдумщик, затейник, придумщик, изобретатель, где такие слова, как затейник и изобретатель, входят сюда одним из своих ЛСВ. Может быть и так: драка, потасовка, баталия, побоище. Только драка в прямом значении, а всё остальное – в переносном. Может быть и так что все слова, образующие парадигму, имеют несколько ЛСВ.

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

А может быть так, чтобы все были многозначны и во всех своих значениях создавали стилистическую парадигму? Наверное, да. Например, автомат, машина. Или: змея, ехидна, гадюка.

Не бывает тождественности значений у стилистических синонимов! Так как есть какой-то добавочный стилистический смысл, будет и какое-то отличие.

Могут ли вообще быть синонимические дублеты с точки зрения значения? Могут. Когда это наблюдается? Например: запад – вест, восток – ист. Они не отличаются по сигнификату и коннотату, но употребляются в разных сферах. Ещё такое наблюдается в названиях растений (научный термин – народные названия).

Когда в тексте парадигма как бы разворачивается, когда сам автор предлагает нам прочесть ее, увидеть, тогда структурные различия между членами парадигмы нейтрализуются.

Пример.А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:

Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш. («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова).

Когда мы рассматриваем этот отрывок, мы видим, что главный стилистический смысл – деструктивность, которая вступает в семантическое взаимодействие с лексикой. Не вбежал, а выскочил; не известил, а рявкнул. Дальше идет цепочка глаголов: не заиграл, не грянул, не хватил, а урезал. Мы видим, что они все поставлены в конструкцию двусоставного личного предложения.

В синтагматике стилистическая парадигма может строиться по восходящей, когда каждое следующее слово по стилистическому смыслу оказывается сильнее предыдущего, или по нисходящей. Это вот риторическая фигура, которая называется энналага.

Пример. Они все ели жевали и жевали. Завтракали, ужинали. Перехватывли, перкусывали, лопали, жрали. В сторону сниженности и деструктивности. Вкушать, жрать, кушать, есть, лопать, трескать, уписывать, уплетать, наворачивать, уничтожать, пожирать, проглатывать, глотать и проч. Каждый раз добавляется компонент семантики. Чем отличается есть от жрать? Есть эстетический компонент оценки. Чем отличается есть от кушать? Есть стилистическое отличие, но оно не связано с разговорностью/просторечием и т.д. Кушать несёт социальный коннотат (кушать подано).

Источник

Стилистические ресурсы русского языка

Нестерова И.А. Стилистические ресурсы русского языка // Энциклопедия Нестеровых

Стилистическая структура языка

Русский язык принято считать одним из самых сложных в мире. И это неспроста. Русский язык обладает богатыми стилистическими ресурсами, которые позволяют ему быть одновременно прекрасным и трудным в изучении языком.

Стилистические ресурсы современного языка составляют основу для функционирования стилистических конструкций.

Стилистическая структура языка включает в себе его единицы такие как: звуки, слова, словоформы и предложения. Данные единицы по-своему схожи.

Стилистическая структура языка, образует языковой стиль.

Языковой стиль, как элемент стилистической структуры являет собой определенную сложившуюся в историческом пространстве внутренне организованную систему таких языковых форм, которое формируют свои значения и функции с опорой на синтез двух основных функций литературного и народно-разговорного языка.

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Функции литературного и народно-разговорного языка

В стилистической структуре языка следует рассмотреть языковые единицы, которые образуют стилистические парадигмы. Данный термин представляет особую важность для восприятия особенностей стилистических ресурсов русского языка.

Термин «стилистическая парадигма» появился благодаря М. В. Панову. Однако он сам данное понятие не использовал. В научный словарь стилистическая парадигма вошла несколько позже [1].

Стилистическая парадигма – это совокупность лексем и лексико-семантических вариантов, принадлежащих одной части речи, близких по сигнификативному и денотативному компонентам значения, и различающихся по стилистическому слою, другими словами по прагматическому компоненту [2].

Языковые единицы образуют стилистические парадигмы. Рассмотрим следующий пример: грамматические формы «куплю» и «покупаю» в предложениях: «Ладно, я куплю тебе платье» и «Я покупаю тебе платье» входят в одну стилистическую парадигму. Данные слова совпадают по грамматическому значению, но они различаются по стилистической окраске.

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Значение членов стилистической парадигмы

Дифференциальным признаком выступает стилистическое значение, придающее языковой единице выразительные качества и определяющее сферу ее употребления. Членами стилистической парадигмы являются стилистические синонимы или варианты.

Стилистическая парадигма в лексике

Стилистическая парадигма в лексике выражается наиболее отчетливо, т.к. в слове четко отграничены 2 стороны: собственно-смысловая и стилистическая. В собственно-смысловом значении отражается, по словам В.В. Виноградова, «кусочек действительности», т.е. содержится основная информация. В стилистическом значении содержится дополнительная информация:

Рассмотрим следующий пример: Слово «понимать» имеет нейтральная, стилистическую окраску, а у слов «смекать, догонять» – просторечная.

У представленных в примере синонимов очень близкое собственно-смысловое значение, в то время как стилистическое значение совершенно разное. Стилистическое значение слов второй группы распадается на 2 компонента: стилистическую окраску и эмоционально-оценочные оттенки. Стилистическая просторечная окраска придает речи непринужденный, иногда грубоватый характер, эмоционально-оценочная окраска выражает одобрительное или неодобрительное отношение говорящего к объекту речи.

Фразеология как стилистический ресурс русского языка

Фразеология являет собой один из ключевых разделов языкознания. Она выступает как отдельная наука, которая обладает своей методологией и научным потенциалом. Однако фразеология относится к числу источников стилистических ресурсов русского языка.

Фразеология русского языка богата средствами речевой выразительности. Она позволяет сделать язык более звучным и усложняет его изучение для иностранцев.

Фразеологическая единица языка – это устойчивые, воспроизводимые единицы языка, обладающие целостным единым значением. К фразеологическим единицам относят идиомы и фразеологизмы.

Фразеологические единицы в русском языке обладают различной стилистической окраской.

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Виды фразеологизмов в русском языке

В русском языке стилистически окрашенные фразеологические единицы широко используются в устной и письменной речи. В научном и официально-деловом стилях экспрессивно окрашенные фразеологизмы являются редким явлением. Использование просторечной лексики и фразеологизмов недопустимо в официально-деловом стиле.

Морфология как стилистический ресурс языка

Морфологические средства, в отличие от фразеологических, дают значительно меньше эмоционально-экспрессивных окрасок и больше функциональных, связанных с традицией употребления тех или иных форм в устно-разговорной либо в письменно-книжной сфере, преимущественно в научном или деловом стиле.

Важным компонентом морфологии как стилистического ресурса русского языка является морфема.

Морфемы – это значимые единицы языка [3].

Морфемы бывают разных видов. Сначала обратимся к служебным морфемам, которые в составе словоформы несут либо словообразовательное, либо грамматическое значение. Морфемы могут быть стилистически значимы. Их существует две разновидности:

При близости морфологического значения образуются морфолого-стилистические парадигмы:

Существуют функционально-речевые морфологические средства, т.е. типичные для определенного функционального стиля языка. В качестве примера можно рассмотреть следующее предложение: Земля вращается вокруг Солнца.

С точки зрения отнесения морфологии к стилистическим ресурсам языка, следует отдельно выделить её полную независимость и многогранность. Проблему стилистических ресурсов морфологии нельзя ограничивать только изучением особенностей стилистической синонимии. Причиной этого является тот факт, что средства морфологии общеупотребительны во всех стилях, жанрах и формах речи.

Синтаксис как стилистический ресурс русского языка

Синтаксис можно смело отнести к важнейшему стилистическому ресурсу русского языка, так как синтаксико-стилистическая парадигма отличается особой сложностью. По мнению А.М. Пешковского, «стилистические возможности в синтаксисе гораздо многообразнее и значительнее, чем в морфологии» [4].

Стилистическими средствами в синтаксисе являются функционально ограниченные и тем самым стилистически окрашенные синтаксические единицы [5].

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Стилистические средства семантики в русском языке

Отдельные синтаксические конструкции приобретают определенную функционально-стилевую окраску, т.е. употребляются в текстах того или иного стиля.

Соотношения по языковой стилистической окраске, проявляются в синтаксисе менее отчетливо, чем в лексике. При этом особенно ярко они выражены в прямой речи.

Источник

Общелингвистические основы стилистики: стилистическая парадигма и выразительные средства языка

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Стилистическая парадигматика – это совокупность разноуровневых единиц, составляющих стилистические ресурсы языка и обеспечивающих говорящему возможность выбора для осуществления акта коммуникации в соответствии с целями общения и всем комплексом экстралингвистических факторов речи. С. п. лежит в основе стилистики ресурсов и составляет стилистику языка.

Стилистическая парадигма — это совокупность лексем и лексико-семантических вариантов, принадлежащих одной части речи, близких по сигнификативному и денотативному компонентам значения, и различающихся по стилистическому слою, т.е. по прагматическому компоненту.

Стилистические парадигмы пронизывают все уровни языка – фонетический, морфологический, лексический, синтаксический.

В области фонетики стилистическую парадигму образуют варианты фонем или собственно стилевые реализации фонем. Напр., использование в речи фрикативного г вместо г взрывного несет очевидную стилистическую информацию о том, что говорящий является носителем одного из южнорусских диалектов; употребление нередуцированного о в безударной позиции – признак северного говора; ударения в словах искрá, кáучук, компáс, свидетельствуют о профессиональном жаргоне; просторечию принадлежат формы «чё» вместо чего или «што», «тока» вместо только.

В парадигматической морфологии стилистической значимостью обладают синонимия и вариантность в употреблении морфологических категориальных форм. Напр., разг. стиль маркируется вариантами падежных окончаний существительных (двести грамм), употреблением форм 1 л. глаголов и местоимений в значении 2 л. (Ну, как мысебя чувствуем?), использованием наст. времени глаголов в функции прош. и буд. времени (Прихожу я вчера домой и узнаю: уезжает через неделю); для науч. стиля характерно употребление ед. числа сущ. в значении мн. числа (Дуб – порода светолюбивая), 2 л. местоимений и глаголов в значении 1 л. (в результате… мы приходим к выводу).

Важнейшим источником стилистических ресурсов языка являются стилистические парадигмы слов, т.е. парадигматическая лексика. Лексика подразделяется на стилистически нейтральную и стилистически окрашенную; в свою очередь, стилистически окрашенная лексика в зависимости от типа окраски дифференцируется далее на эмоционально-экспрессивно окрашенную и функционально-стилистически окрашенную.

Экспрессивные и эмоциональные слова имеют постоянную стилистическую окраску и дифференцируются – с учетом положительной или отрицательной коннотации – на высокие – нейтральные – низкие.

Существуют и более дробные классификации стилистических пластов лексики в зависимости от характера ее эмоционально-экспрессивной окраски. Скребнев выделяет 3 степени повышения и понижения эстетической ценности слова сравнительно с нейтральной. Минимально повышенной ценностью обладают книжно-литературные слова, употребляемые в офиц. речи без каких-либо «стилистических претензий» (лекция, доклад). Средняя степень повышенной стилистической ценности свойственна словам, употребляемым говорящим с целью придания высказыванию окраски торжественности, принадлежности к высоким эстетическим сферам глобальный, тотальный, монументальный. К максимальной степени повышения относится поэтическая лексика – архаическая (ланиты, длань), традиционно трафаретная (тишь, синь, гладь) и некоторые авторские новообразования. Стилистическая градация лексики, лежащей ниже нейтрального пласта, включает минимально сниженные, так наз. разг. слова (сгущенка, декрет, диплом). Значительной степенью снижения обладают арготизмы, выражающие неодобрительное, юмористическое или небрежное отношение к предмету речи (железно в значении обязательно). Максимально сниженными являются чрезмерно грубые по своим коннотациям арготизмы.

К области с. п. относится также лексическая синонимия. Стилистические окраски синонимов становятся очевидными на фоне нейтрального в стилистическом отношении слова. Традиционно различаются синонимы с повышением и с понижением стиля относительно нейтральной доминанты, напр.: взирать (высок.) – смотреть (нейтр.) – глазеть (низк.). Стилистические различия синонимов определяются также сферой их употребления, напр.: просить (нейтр.) – ходатайствовать (офиц.-дел.) – взывать (худож.) – клянчить (разг.).

Что такое стилистическая парадигма. Смотреть фото Что такое стилистическая парадигма. Смотреть картинку Что такое стилистическая парадигма. Картинка про Что такое стилистическая парадигма. Фото Что такое стилистическая парадигма

Использование синонимов в различных функц. стилях неодинаково, что обусловлено задачами общения в той или иной сфере и другими экстралингвистическими факторами. Так, для офиц.-дел. речи характерно стремление к предельной точности выражения (недопустимости инотолкования), что приводит к ограничению использования синонимов и даже отказу от них.

К лексике функц.-стилистически окрашенной относятся слова, наиболее или исключительно употребительные в том или ином функц. стиле. Прикрепленность к определенной речевой сфере приводит к появлению у этих слов функц.-стилевой окраски. Для науч. стиля характерны термины, напр.: окись, полимер (хим.), вектор, гипотенуза (матем.). Лексика офиц.-дел. стиля отличается «сухостью» и антиэмоциональностью. Прежде всего это офиц.-дел. терминология (прокурор), канцеляризмы (нижеподписавшийся), ярким стилистическим средством являются также отыменные предлоги (в соответствии с уставом). Вопрос о функц.-стилистической окраске лексики худож. стиля сложен, так как в худож. текстах представлено все многообразие словаря. Следует учесть, что лексика, типичная для иных функц. стилей, используется в худож. речи в измененной стилистической функции – как средство создания худож. образа.

Разг. стиль характеризуется использованием так наз. разг. лексики – литературными словами, придающими речи разг. характер (ахнуть, всплакнуть), а также просторечной лексики (белиберда, ляпнуть), жаргонизмов, диалектизмов и др. нелитературных лексических единиц.

К стилистическим ресурсам лексики относятся также слова ограниченного употребления (в т.ч. и нелитературные): диалектизмы, просторечные слова, арготизмы, профессионализмы, варваризмы, а также архаизмы, неологизмы и т.п.

К числу стилистических ресурсов синтаксиса относятся различные типы предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные), обращения, разные формы передачи чужой речи, вводные слова и предложения, экспрессивные синтаксические конструкции (парцелляция, эллипсис, усечение).

В синтаксическую парадигматику включают средства поэтического синтаксиса – особые синтаксические приемы и поэтические фигуры, которые широко используются в худож. литературе и публицистике: анафору, эпифору, параллелизм, антитезу, градацию.

Языковые и речевые механизмы осуществления переносов названий, именуемых в стилистике тропами, также являются выразительными средствами языка. К тропам относятся метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, эпитет и др.

Поскольку стилистические отношения охватывают весь лит. язык, то изменения в стилистике влияют на лексическую, грамматическую, фонетическую системы. Овладение стилистической парадигматикой необходимо говорящему для того, чтобы его речь отвечала основным стилистическим требованиям – выразительности, точности, стилистической мотивированности, а используемые в ней средства были бы наиболее целесообразными для выражения данного содержания и уместными в данном контексте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *