Что такое стилизация в литературе
Стилизация
Полезное
Смотреть что такое «Стилизация» в других словарях:
Стилизация — (франц. stylisation, от style стиль), намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. От стилизации следует отличать такие явления художественной… … Художественная энциклопедия
Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным образом, в словесном искусстве, определяется, как стилизация. Сама проблема стилизации восходит… … Словарь литературных терминов
стилизация — и, ж. stylisation f. 1. Приданию произведению искусства характерных черт какого л. стиля, подражание, с целью воспроизведения форм какого л. стиля. Стилизация под русские народные песни. БАС 1. Правда, Мир искусства явно тяготел к графике и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СТИЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Современная энциклопедия
СТИЛИЗАЦИЯ — 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания,… … Большой Энциклопедический словарь
СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, стилизации, жен. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого нибудь определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого нибудь стиля. Заниматься стилизацией. 2. Произведение, представляющее… … Толковый словарь Ушакова
Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Википедия
стилизация — стилизаторство, имитация, обобщение, подражание Словарь русских синонимов. стилизация сущ., кол во синонимов: 5 • имитация (21) • … Словарь синонимов
Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Стилизация
Стилизация это литературный стилистический прием умышленной имитации характерных особенностей чужой речевой манеры для достижения определенной художественной цели; Стилизация также родовая общность «двуплановых» (термин Ю.Н.Тынянова) художественных произведений, в которых, при полной самостоятельности и самоценности «плана содержания», «план выражения» представляет собой систему последовательных аллюзий на стиль чужого текста или группы текстов; Стилизация еще это литературный жанр некомических «двуплановых» произведений, в которых используются языковые приметы, характеризующие речевую манеру целого ряда стилистически однородных произведений (относящихся к отдельному жанру, к творчеству одного автора или представителей определенного литературного течения, к определенной историко-литературной эпохе).
Стилизация как прием воспроизводит основные черты какого-либо литературного стиля или позволяет писателю в целях создания речевого портрета персонажа отразить особенности речи, характерные для лиц определенной социальной группы или национальности. Ее сущность — в копировании таких синтаксических конструкций, в заимствовании таких грамматических форм и отборе таких лексических элементов, которые в пределах взятого за образец стиля выглядят его нейтральными элементами, но при воспроизведении в новом тексте теряют стилистическую нейтральность и выделяются на фоне примет нового стиля (таким стилем является либо индивидуальная речевая манера стилизатора, либо общий стиль современной ему литературы). По стилистической окраске стилизации делятся на комические и некомические. В «двуплановом» комическом сочинении планы между собой контрастируют (это чаще всего и создает комический эффект, а в остальных случаях усиливает его), они максимально удалены один от другого, а в «двуплановом» некомическом — гармонируют и потому почти совпадают. Группу комических стилизаций составляют пародии и разнообразные пародические произведения. Те и другие предполагают использование чужого стиля в комических целях, но только в пародиях осмеивается и оспаривается идейно-тематическая сфера литературного источника. Группу «двуплановых» произведений некомического типа составляют два жанра: стилизация (в узком смысле) и вариация. В вариации, как и в пародии, автор, использующий чужой материал, преднамеренно апеллирует к содержанию, к идейно-тематической сфере источника («Безумие», 1830, Ф.И.Тютчева, варьирующее смысл пушкинского «Пророка», 1826).
Автор вариации либо расширяет содержание собственного произведения аллюзиями, заставляющими читателя присовокупить смысл нового текста к смыслу текста-источника, как бы «уточняя» мысли писателя-предшественника, либо стремится к нарочитому смысловому противопоставлению своего произведения чужому, которое предоставит возможность по-новому трактовать известную тему, выразить иной взгляд на поставленную предшественником проблему. И пародия, и вариация всегда соотносятся с единственным источником. А пародические и непародические Стилизации могут соотноситься как с одним, так и с несколькими произведениями. Группу пародических стилизаций составляют — перепев и бурлеск. Вместе с вариациями, переосмысляющими содержание имитируемых текстов, группу некомических стилизаций составляют «подражания» и образцы стилизации как обособленного жанра. К числу Стилизаций (в узком смысле) относятся произведения, создатели которых имитируют стиль, выходящий за рамки отдельного сочинения (индивидуальный авторский стиль в целом, стиль литературной школы или художественной эпохи, наконец, стиль всех образцов единой жанровой формы). Иногда аллюзии на чужое слово используются лишь в качестве украшения, в таком случае отмечают «орнаментальную» функцию стилизации (в малых эпических формах у А.М.Ремизова и Е.И.Замятина).
Стилизация как литературный прием
Вы будете перенаправлены на Автор24
Стилизация в общем виде – это воссоздание чужого стиля или его отдельных элементов через узнаваемые внешние черты.
Понятие стилизации и подражания
Стилизация – это намеренная, явная ориентация автора на стиль, ранее бытовавший в художественной словесности, имитация этого стиля, воспроизведение его свойств и черт. Например, в эпоху романтизма нередко писатели создавали произведения в манере каких-либо фольклорных жанров («Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова, сказки А.С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова, баллады А.К. Толстого, ориентированные на былинный стиль).
Стилизации, которые воспроизводят литературные манеры, удаленные от современности, характерны для русских писателей начала 20 века. Например, В.Я. Брюсов в «Огненном ангеле» имитирует средневековую повесть, Н.Н. Евреинов в предреволюционных пьесах возрождает давние традиции западноевропейского театра.
Стилизации в эпоху символизма часто расценивались как центр и доминанта современного искусства. Традиция в одной из статей этого периода была названа «старушкой», в то время как стилизация была охарактеризована как «молодая, прекрасная сестра» традиции.
В 1910-е годы культ стилизации был жестко раскритикован. Главным отличием между символизмом и акмеизмом, как отмечала А. А. Ахматова, является вопрос о стилизации. Акмеисты ее категорически отвергали. Ахматова утверждала, что преобладание в творчестве стилизации превращает его в игрушку, и приводила в пример литературную деятельность М.А. Кузьмина. У Н.С. Гумилева, отмечает Ахматова, «все было всерьез».
Родственны стилизациям и соприкасаются с ними подражания.
Подражание – это воспроизведение какого-то литературного образца.
Подражания могут быть:
Готовые работы на аналогичную тему
Подражания одновременно оказываются и стилизациями. Антологические стихи являются распространенной формой поэзии допушкинской и пушкинской эпохи.
Дистанция между собственным стилем автора и стилизуемым подчеркнуто акцентируется, в отличие от стилевой мистификации. Маркеры «чужого» могут быть даже несколько укрупнены, однако, в отличие от пародии, не комически гиперболизированы. Представление о стилизации как о чем-то неглубоком, поверхностном часто связывается именно с воссозданием наиболее репрезентативных внешних черт стиля. Вяч. Иванов, например, говорил, что писатель, еще не определивший себя, создает стилизацию, а не стиль, а стилизация, по его мнению, к стилю относится так же, как «маниеризм к манере».
Негативное восприятие стилизации может возникнуть в том случае, если образ стиля, который был воссоздан через формальные признаки, не отражает понимания стилевого стержня стилизуемого объекта, так как формальные принципы построения стилей подвижны и могут переходить из одного в другой. Но для того, чтобы стиль как таковой возник, повторяемость элементов должна сочетаться с новотворчеством стилевого синтеза. Художник-стилизатор, в то же время, может преднамеренно изменять стилевой стержень согласно с собственной художественной задачей, сохраняя при этом внешние признаки стиля.
При нетворческом подражании этого стержня нет, есть только оболочка.
Другими словами, воплощение стилизации связано с художественными задачами автора, а воссоздание внешних элементов стиля не всегда указывает на поверхностность.
Стилизация в русской литературе
Первая треть 19 века – это период появления стилизаторских опытов русских прозаиков. В этот период стилизация стала в первую очередь способом восприятия и трансформации на русской почве традиций западноевропейской литературы. Доминирующим при этом было творческое подражание и ученичество. В качестве объектов стилизации выступали как индивидуально-авторские стили известных мастеров слова, таких как Гофман, Скотт, Байрон, Гете и т.д., так и в целом иноземный колорит.
Важным направлением стилизаторских устремлений русских прозаиков начала 19 века было воссоздание национального фольклора, отечественной старины, запечатленной в слове. А причины интереса к этим сферами были обусловлены и историческими событиями, такими, как Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, и объективной логикой историко-литературного развития. Устное народное творчество было свежим истоком, способным обогатить и тематическую, и стилевую палитру русской словесности.
60-70-е годы 19 столетия – время взлета интереса к стилизации устной речи, обусловленный ориентацией литературы этого периода на изображение реального факта, создание образа достоверности. Этому успешно способствовало повествование от лица очевидца. Также интерес к устному слову представителей среднего класса обусловливался выходом на литературную авансцену авторов-разночинцев. В частности, в русле устремлений эпохи оказались Н.С. Лесков и П.И. Мельников-Печерский. Оба писателя по-разному синтезировали в своем творчестве такие явления, как:
Художественные открытия этих писателей, в том числе и в сфере стилизации, оказались весьма востребованными на новом культурном витке, в начале 20 века.
На рубеже 19-20 столетий стилизация обретает особые черты, не востребованные до этого. Обновление стилизации происходило не только по линии способа обращения с объектом, но также и по линии расширения спектра объектов. При этом особо популярной стала не стилизация не индивидуально-авторских стилей, а стилей определенных эпох, обычно, давно минувших. Художники, устремляясь мысленно в прошлое, воспринимали и воссоздавали эпоху с позиции стилизации, через внешние атрибуты, но при этом стремились в отдаленных эпохах найти ответы на волнующие вопросы современности.
Стилизация (в лит-ре и искусстве)
С. как намеренное использование в новых целях стилистических особенностей искусства какой-либо исторической эпохи или народного творчества возникает в пластических искусствах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы более или менее отдалённых культур. С. часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым, недовольства традиционными идеологическими и художественными нормами. С. бывает связана со свободным истолкованием содержания и стиля искусства, послужившего прототипом: таковы, например, С. древнерусской архитектуры в предреволюционных постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского, С. изысканного искусства 17‒18 вв. в живописи и графике А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, С. Ю. Судейкина, в балете «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина либо, напротив, обращение к «грубому», «варварскому» началу, к фольклорной стихии в картинах М. Ф. Ларионова, «Скифской сюите» С. С. Прокофьева, балете «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к прошлому оказывается органичным обновлением образной системы («Классическая симфония» С. С. Прокофьева, «Одиссей и Навзикая» В. А. Серова); во многих случаях С. является важным приёмом книжной графики, театрально-декорационного искусства, мультипликационного кино и т.д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора разных народов. Декоративно-прикладное искусство часто обращается к С. старинных или экзотических образцов мебели, фарфора.
Особую роль сыграла С. в театральной режиссуре начала 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность буржуазного театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органической «театральности» народного и старинного театра (балаган и комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы стилизуемых театральных систем и побудило режиссёров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Коно, Ш. Дюллен во Франции) к преодолению прямой С. и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения наследия.
Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, «Учёные записки ЛГПИ им. Герцена», 1958, т. 127; Троицкий В. Ю., Стилизация, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Мейерхольд В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891‒1917, М., 1968.
═ С. М. Александров (литература), Т. М. Родина (театр), А. М. Кантор.
Полезное
Смотреть что такое «Стилизация (в лит-ре и искусстве)» в других словарях:
Стиль (в лит-ре и искусстве) — Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия
Стилизация — I Стилизация (франц. stylisation, от style стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетической и идеологической позиции в новом художественном контексте. Применительно к С. в… … Большая советская энциклопедия
Танец в изобразительном искусстве — ТÁНЕЦ В ИЗОБРАЗИ́ТЕЛЬНОМ ИСКУ́ССТВЕ, нашёл отражение на всех этапах своего историч. развития почти у всех народов. Древнейшие изображения танца в его синкретической стадии, ещё неразрывно связанного с магич. ритуалами, можно встретить в… … Балет. Энциклопедия
Франция — (France) Французская Республика (République Française). I. Общие сведения Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… … Большая советская энциклопедия
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
НЕОКЛАССИЦИЗМ — (др. назв. неоклассика) направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 нач.20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления. В отличие от… … Энциклопедия культурологии
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ III — Литература Визант. лит ра, словесность и книжность в целом составляют труднообозримый массив духовного наследия христ. империи. Его освещение предполагает обращение ко мн. видам и жанрам лит ры, в первую очередь к святоотеческой, богословской лит … Православная энциклопедия
Польша — (Polska) Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… … Большая советская энциклопедия
Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия
стилизация
Смотреть что такое «стилизация» в других словарях:
Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Литературная энциклопедия
Стилизация — (франц. stylisation, от style стиль), намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. От стилизации следует отличать такие явления художественной… … Художественная энциклопедия
Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным образом, в словесном искусстве, определяется, как стилизация. Сама проблема стилизации восходит… … Словарь литературных терминов
стилизация — и, ж. stylisation f. 1. Приданию произведению искусства характерных черт какого л. стиля, подражание, с целью воспроизведения форм какого л. стиля. Стилизация под русские народные песни. БАС 1. Правда, Мир искусства явно тяготел к графике и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СТИЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка
СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Современная энциклопедия
СТИЛИЗАЦИЯ — 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания,… … Большой Энциклопедический словарь
СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, стилизации, жен. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого нибудь определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого нибудь стиля. Заниматься стилизацией. 2. Произведение, представляющее… … Толковый словарь Ушакова
Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Википедия
стилизация — стилизаторство, имитация, обобщение, подражание Словарь русских синонимов. стилизация сущ., кол во синонимов: 5 • имитация (21) • … Словарь синонимов
Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Иллюстрированный энциклопедический словарь