Что такое стрибог в слове о полку игореве
Что такое стрибог в слове о полку игореве
СТРИБОГ — языч. божество вост. славян. В С. употреблено не имя, а притяж. прил. от него: «Се в ѣ три, Стрибожи внуци, в ѣ ютъ съ моря стр ѣ лами на храбрыя плъкы Игоревы» (С. 12). Кроме С. этот бог упоминался в ПВЛ под 980 и в проложном житии Владимира в числе богов, кумиры которых были поставлены Владимиром в Киеве. Известны слав. геогр. названия, образов. от имени Стрибога: Стрибожь в Новгородской губ., Стрибоже озеро, р. Стрибожская на Киевщине, с. Стрибож на Житомирщине, польск. местечко Strzyboga близ Скерневиц (см. у А. Погодина, Е. Ф. Карского, Я. Е. Боровского, М. Фасмера). То, что имя Стрибога известно в польск. топонимике, дает основание предполагать, что Стрибог — общеслав. бог.
Функции Стрибога в слав. языч. пантеоне не установлены. Первые издатели, исходя из контекста С., отождествили его с греч. Эолом, пояснив имя Стрибога так: «славянский Эол, кумир, во время язычества
в Киеве боготворимый; ему приписывали власть над ветрами». М. Касторский в 1841 предложил этимологич. подтверждение такого толкования. Он сообщил, что stri на морав. наречии значит «воздух», «а посему Стрибог есть бог воздуха; его внучата были ветры». Эту этимологию приняли П. Строев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, С. Гедеонов, В. И. Петр и др.
Вероятно, исходя из «злой» сущности Стрибога, отраж. в С. (его внуки-ветры губят полки Игоря), некоторые исследователи предлагали видеть в нем не просто бога ветра, а грозного и сурового бога стихии, бога холодных ветров, бури, вихря, вьюги, стремит. ветра (П. Г. Бутков, С. В. Руссов, Е. В. Барсов, Е. Г. Кагаров).
И. В. Сребрянский предложил видеть в Стрибоге мрачную силу «в ее исконной борьбе с началом светлым». Д. К. Зеленин развил эту точку зрения. Он указал на праслав. глагол «стрити» (*sъtьri) — «уничтожать», охарактеризовав Стрибога как «уничтожающего, истребляющего бога». Зеленин отождествил Стрибога с богом войны. Его поддержали А. С. Орлов, Боровский. Богом войны считал Стрибога и Погодин, но исходил при этом из др. этимологии (он возводил имя Стрибог к древневерхненем. strît — спор).
Др. исследователи, напротив, считают, что Стрибог — благое божество: «возвышенный бог» (от древнеиран. Stribaγ a); «бог отец» (от индоевроп. *petēr bhagos); «сеющий бог» (от праслав. *ster, ср. простереть); «устроитель добра» (сближая со *strojiti); «бог, оживляющий природу» (сближая с *strib-recreace, стрьблъ = fortis, стрибати = saltare) (см.: Фасмер М. Этимологический словарь. М., 1987. Т. 3. С. 777; Вей. К этимологии древнерусского «Стрибог»).
Особую точку зрения высказал Е. В. Аничков. Предполагая у автора С. эвгемерич. взгляд на языч. богов, он считал, что Стрибог — не божество, а предок тех, к кому обращается в С. автор, называя их «внуками Стрибога».
Характеристика Стрибога как злого, разрушающего начала хорошо вписывается в контекст С.: ветры, несущие смертоносные стрелы на полки Игоря, выступают как силы, подчиненные злому, губительному божеству. Это вполне соответствует языч. представлению о том, что ветры находятся в ведении бога зла, разрушения. О бытовании такого представления на Руси косвенно может свидетельствовать образ святого Касьяна (возможна нар. этимология имени от «косить», сходного по значению со «стричь»), который, по всей видимости, является христ. заместителем Стрибога. Известны нар. представления о Касьяне как источнике злой, вредоносной и умерщвляющей силы: Касьян на что ни взглянет — все вянет (см. о нем: Мендельсон Н. М. К поверьям о св. Касьяне // Этногр. обозрение. 1897. № 1. С. 1—21; Чичеров В. И. Из истории народных поверий и обрядов: («Нечистая сила» и Касьян) // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 529—534). Живет Касьян, по поверьям, в аду — он сторож ада. Внеш. облик Касьяна (черный лик, неподнимающиеся веки) соответствует его деяниям. По поверью, Касьян спускает ветры на землю и насылает мор на людей и скот.
Лит.: Руссов С. Опыт об идолах, Владимиром в Киеве поставленных. // СО. 1824. Ч. 98, № 50. С. 147—151; Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841. С. 59; Срезневский И. Об обожании солнца у древних славян // ЖМНП. 1846. Ч. 51. Отд. 2. С. 43; Костомаров Н. И. Славянская мифология. Киев, 1847. С. 110—111; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т. 1. С. 320; Барсов Е. В. Критические заметки об историческом и художественном значении «Слова о полку Игореве» // ВЕ. 1878. № 10. С. 809—810; Шеппинг Д. О. Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии. Воронеж, 1889; Сребрянский И. В. Мифология «Слова о полку Игореве» // Изв. ист.-филол. ин-та Безбородко в Нежине. 1895. Т. 15. С. 28; Зеленин Д. К. Этимологические заметки // ИОРЯС. 1903. Кн. 4. С. 268; Петр В. И. Об этимологическом значении слова «Стрибог» в связи с индийским Сарамеем и греческим Гермесом // Изборник Киевский. Киев, 1904. С. 106—118; Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 340—341; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. § 10 («Стрибог»). С. 30—31; Перетц. Слово. С. 79—80; Вей М. К этимологии древнерусского «Стрибог» // ВЯ. 1958. № 3. С. 96—99; Иванов В. В., Топоров В. Н. 1) Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 15—16; 2) Стрибог // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 2. С. 471; Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982. С. 20.
СТРИБОГ
Функции Стрибога в слав. языч. пантеоне не установлены. Первые издатели, исходя из контекста С., отождествили его с греч. Эолом, пояснив имя Стрибога так: «славянский Эол, кумир, во время язычества
в Киеве боготворимый; ему приписывали власть над ветрами». М. Касторский в 1841 предложил этимологич. подтверждение такого толкования. Он сообщил, что stri на морав. наречии значит «воздух», «а посему Стрибог есть бог воздуха; его внучата были ветры». Эту этимологию приняли П. Строев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, С. Гедеонов, В. И. Петр и др.
Вероятно, исходя из «злой» сущности Стрибога, отраж. в С. (его внуки-ветры губят полки Игоря), некоторые исследователи предлагали видеть в нем не просто бога ветра, а грозного и сурового бога стихии, бога холодных ветров, бури, вихря, вьюги, стремит. ветра (П. Г. Бутков, С. В. Руссов, Е. В. Барсов, Е. Г. Кагаров).
И. В. Сребрянский предложил видеть в Стрибоге мрачную силу «в ее исконной борьбе с началом светлым». Д. К. Зеленин развил эту точку зрения. Он указал на праслав. глагол «стрити» (*sъtьri) — «уничтожать», охарактеризовав Стрибога как «уничтожающего, истребляющего бога». Зеленин отождествил Стрибога с богом войны. Его поддержали А. С. Орлов, Боровский. Богом войны считал Стрибога и Погодин, но исходил при этом из др. этимологии (он возводил имя Стрибог к древневерхненем. strît — спор).
Др. исследователи, напротив, считают, что Стрибог — благое божество: «возвышенный бог» (от древнеиран. Stribaγa); «бог отец» (от индоевроп. *petēr bhagos); «сеющий бог» (от праслав. *ster, ср. простереть); «устроитель добра» (сближая со *strojiti); «бог, оживляющий природу» (сближая с *strib-recreace, стрьблъ = fortis, стрибати = saltare) (см.: Фасмер М. Этимологический словарь. М., 1987. Т. 3. С. 777; Вей. К этимологии древнерусского «Стрибог»).
Особую точку зрения высказал Е. В. Аничков. Предполагая у автора С. эвгемерич. взгляд на языч. богов, он считал, что Стрибог — не божество, а предок тех, к кому обращается в С. автор, называя их «внуками Стрибога».
Характеристика Стрибога как злого, разрушающего начала хорошо вписывается в контекст С.: ветры, несущие смертоносные стрелы на полки Игоря, выступают как силы, подчиненные злому, губительному божеству. Это вполне соответствует языч. представлению о том, что ветры находятся в ведении бога зла, разрушения. О бытовании такого представления на Руси косвенно может свидетельствовать образ святого Касьяна (возможна нар. этимология имени от «косить», сходного по значению со «стричь»), который, по всей видимости, является христ. заместителем Стрибога. Известны нар. представления о Касьяне как источнике злой, вредоносной и умерщвляющей силы: Касьян на что ни взглянет — все вянет (см. о нем: Мендельсон Н. М. К поверьям о св. Касьяне // Этногр. обозрение. 1897. № 1. С. 1—21; Чичеров В. И. Из истории народных поверий и обрядов: («Нечистая сила» и Касьян) // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 529—534). Живет Касьян, по поверьям, в аду — он сторож ада. Внеш. облик Касьяна (черный лик, неподнимающиеся веки) соответствует его деяниям. По поверью, Касьян спускает ветры на землю и насылает мор на людей и скот.
Лит.: Руссов С. Опыт об идолах, Владимиром в Киеве поставленных. // СО. 1824. Ч. 98, № 50. С. 147—151; Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841. С. 59; Срезневский И. Об обожании солнца у древних славян // ЖМНП. 1846. Ч. 51. Отд. 2. С. 43; Костомаров Н. И. Славянская мифология. Киев, 1847. С. 110—111; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т. 1. С. 320; Барсов Е. В. Критические заметки об историческом и художественном значении «Слова о полку Игореве» // ВЕ. 1878. № 10. С. 809—810; Шеппинг Д. О. Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии. Воронеж, 1889; Сребрянский И. В. Мифология «Слова о полку Игореве» // Изв. ист.-филол. ин-та Безбородко в Нежине. 1895. Т. 15. С. 28; Зеленин Д. К. Этимологические заметки // ИОРЯС. 1903. Кн. 4. С. 268; Петр В. И. Об этимологическом значении слова «Стрибог» в связи с индийским Сарамеем и греческим Гермесом // Изборник Киевский. Киев, 1904. С. 106—118; Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 340—341; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. § 10 («Стрибог»). С. 30—31; Перетц. Слово. С. 79—80; Вей М. К этимологии древнерусского «Стрибог» // ВЯ. 1958. № 3. С. 96—99; Иванов В. В., Топоров В. Н. 1) Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 15—16; 2) Стрибог // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 2. С. 471; Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982. С. 20.
Славянские боги: Стрибог.
Долго не выкладывал статью, так как защищал диплом, потом отмечал. В общем только сейчас вышел из состояния неадеквата и добрался до компьютера
Итак, в предыдущих статьях были рассмотрены Род и Сварог, теперь настал черед Сварожичей — детей сварога. Начать я решил со Стрибога.
Стрибог является одним из сварожичей. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками».
У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист — старший ветер, считается богом бури;
Подага — жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода — теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер — имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Северный ветер — несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Западный ветер — настоящий европеец, немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый;
Восточный ветер — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Стрибог может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.
Вот как упоминается Стрибог в литературе:
И славили мы. Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.
«Книга Велеса», Род 1, 2:7
. Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.
«Книга велеса», Трели IV, 5:3
Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.
«Слово о полку Игореве»
Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.
Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств.
Характеристика Стрибога как злого, разрушающего начала описывается в «Слово о полку Игореве», ветры, несущие смертоносные стрелы на полки Игоря, выступают силы, подчиненные злому, губительному божеству. Это вполне соответствует языческому представлению о том, что ветры находятся в ведении бога зла, разрушения. О бытовании такого представления на Руси косвенно может свидетельствовать образ святого Касьяна (возможна народная этимология имени от «косить», сходного по значению со «стричь»), который, по всей видимости, является христианским заместителем Стрибога. Известны народные представления о Касьяне как источнике злой, вредоносной и умерщвляющей силы: Касьян на что ни взглянет — все вянет. Живет Касьян, по поверьям, в аду — он сторож ада. Внешний облик Касьяна (черный лик, неподнимающиеся веки) соответствует его деяниям. По поверью, Касьян спускает ветры на землю и насылает мор на людей и скот.
Еще в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней-молитвой:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Проходило совсем немного времени — налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.
Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».
Русские Боги. Стрибог
21 августа (серпеня), по новому стилю, русские отмечали День Стрибога (Стрыя). Современные культурологи, почему то убеждены в том, что наши предки были наивно-дремучими, и поклонялись силам стихии и духам, словно туземцы, пребывающие на уровне родоплеменного строя, не развившиеся выше звериного мифологического сознания. Между тем, дело обстоит ровно наоборот.
Это нынешние учёные наивны и невежественны, не могут постичь то, что для наших предков было ясно как день. Не деревянным идолам они поклонялись, а знали об истинном устройстве мира куда больше современных академиков. При чём, с самого раннего детства. Те малочисленные осколки знаний о мировоззрении славян, которые дошли до нас, это всего лишь ответы взрослых на вопросы, заданные им детьми.
Ну что вы, например, ответите четырёхлетнему ребёнку, услышав его вопрос о том, что такое интерференция световых волн? Примерно такая история приключилась, на мой взгляд, и со всем тем огромным массивом знаний, который ныне зовётся «мифологией». Осознав это, совершенно иначе начинаешь осмысливать «верования тёмных язычников древней Руси». Вот, что нам говорят учёные о том, кто такой Стрибогъ:
«Стрибог (др.-рус. Стрибогъ) — в древнерусском язычестве божество с не вполне ясными функциями — возможно бог ветров или связан с атмосферой.
Согласно «Повести временных лет», идол Стрибога был установлен в Киеве в 980 году князем Владимиром в числе прочих богов. Стрибог как дед ветров упомянут в «Слове о Полку Игореве» («Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы»), что, вероятно, указывает на атмосферные функции Стрибога. Стрибог упоминается также в древнерусских поучениях против язычества».
Честно говоря, подобные толкования более походят на попытку оскорбить моих родителей и их родителей. Немного мягче говорят о Стрибоге этнографы и культурологи:
«Стрибог (Стрый, Ветрыла) – один из верховных богов в древнеславянской культуре. Был рожден из дыхания Рода. Брат Сварога и дядя Семаргла, Даждьбога и Перуна.
Стрибог вместе со Сварогом и Семарглом одолел Чернобога в Изначальной войне. Он бился с Перуном плечом к плечу против ужасного Скипера. Также Стрибог помогал Хорсу в борьбе с Месяцем. Таким образом, Стрый является достаточно воинственным богом, не пропустившим ни одного более-менее крупного сражения между обитателями Ирия и их врагами.
Наши предки считали Стрибога богом ветра, иногда называя его Рассеивателем богатства (по причине крутого нрава). Стрибог фактически являлся безраздельным правителем воздушного пространства (как Паральда у Парацельса и розенкрейцеров). Ему подчинялись все птицы и эфирные духи-ветра. Изображался седовласым могучим стариком в лазурных одеждах с золотым луком в руках. Жил он на краю Прави и редко общался с другими богами, приходя лишь тогда, когда была необходима его помощь в битве с силами тьмы.
Ветры, в особенности те, что вызывают смерчи, всегда были явлением таинственным и несколько пугающим. Славяне заклинали смерчи, призывали на помощь Перуна, бросали в них ножи, камни, били палками. Все ветры, тихие ли, сильные ли, ласковые ли — все они дети и внуки Стрибога. Имена их: Посвист, Сиверко, Подага, Полуденник и Полуночник».
Уйти от догматизма о том, что язычество это многобожие, не получается, практически, ни у кого. Между тем, можно же предположить, что слово «бог» для наших предков было наполнено совершенно иным смыслом, далёким от религиозного мировоззрения, пронизанного мистицизмом и верой в чудеса. А русские ни в какие чудеса не верили, и точно знали, что они потомки Бога Рода.
Упоминание о Боге Слове.
Упоминание о Боге Слове.
Упоминание о Боге Слове.
А изображался он так:
Боевое знамя Царя Смарагда (Ивана Грозного) с изображением Спаса Нерукотворного.
Туринская плащаница.
Считается, что это оригинал Спаса Нерукотворного, который хранился в московском кремле, а на знамёнах полков и на иконах, были списки именно с этого изображения. Исследователи предполагают, что из кремля плащаница была похищена польскими солдатами во время интервенции 1612г. и передана в дар Папе, главе католической церкви. Некоторые исследователи идут в своих версиях ещё дальше. Они утверждают, что все крестовые походы на Россию совершались именно ради добычи этого артефакта.
Сегодня уже почти никто не знает о том, что вплоть до двадцатого века в России ещё прекрасно помнили о том, что Иисус был вовсе не Иисусом, а воплощением бога Слова на Земле, посланным к потомкам Исраэля, чтобы вразумить их, и убедить в том, что нарушать все установленные нормы морали, это нехорошо.
Отцом он был и для Сварога с Макошью. И тут, похоже, мы снова сталкиваемся с тем самым случаем, когда не понимаем изначального смысла некоторых слов. Говоря сегодня, «Богородица», у нас мгновенно срабатывает вложенный в наши головы стереотип о том, что слово богородица означает «та, кто родила бога». Но мне думается, что ранее это слово было наполнено иным смыслом. Святая Мария тут абсолютно ни при чём. Богородица, это та, которую создал бог Род. А учитывая, что Стрибог это дыхание Рода, то складывается уже знакомая нам по христианскому учению, Святая троица:
— Род это Бог – отец,
— Сварог это Бог – сын,
— Стрибог это Святой дух.
Вот вам и «Во имя Отца и Сына, и Святага духа». Как говориться, Аминь!
Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых. А наши предки не верили, а знали, что Святой дух, или Стрибог, это дыхание Бога-отца Рода. Энергия, которая делает человека практически равным Создателю, нашему общему отцу богу Роду (Слову/Спасу).
Стрибог вовсе не старик с раздутыми щеками, и не деревяшка покрытая резьбой, и не дух ветров и ураганов, но это то, что помогает человеку совершать невозможное, с точки зрения для тех, кто предпочитает верить и не сомневаться. Это озарения и открытия, знания, трудовые и ратные подвиги. Ведь большинство из нас, пользуясь понятием «сила духа», даже не пытаются вникнуть в его смысл. А ведь, сильными духом называют тех, кого заслуженно считают героями.
А теперь стоит задуматься над происхождением некоторых русских слов, ежедневно используемых в обиходе, которые связаны с понятием Стрибога, или Стрыя:
— Быстрый (Бывший Стрыем, который словно ветер),
— Шустрый – то же, что и предыдущее, только в значении «убегать», «улепётывать»,
— Вострый/острый (Находящийся во Стрые),
— Пёстрый – возможно, что в прошлом «пострый». Означает «после», или «поверх» Стрыя. Понятно, что там, где бушевал ураган, всё становится пёстрым.
Разумеется, это мои собственные предположения, и я не настаиваю на том, что всё написанное, претендует на истину. Но в одном я твёрдо убеждён: язычество, это не религия, и не многобожие. Это наука об устройстве мира, в которой вместо языка формул, используется язык доступных пониманию образов. Такую науку нет нужды зубрить. Знания о всех естественных науках, с молоком матери, каждый ребёнок в каждом славянском племени и роде получал в виде сказок, и былин. Вот это и есть подлинное ОБРАЗОвание, а вовсе не то, что этим словом принято именовать сейчас.
Знания, это не информация, которую человеку вкладывают в голову другие люди. Как известно, любая мысль изречённая, уже есть ложь. Знания, это азы, точнее асы, которые есть образы, стимулирующие ребёнка к самостоятельному познанию устройства мира. Они не навязывают чужие заблуждения и ложные представления о сути вещей и процессов. Асы дают возможность познать мир таким, каков он есть на самом деле. А выдуманные, невежественным безо́бразным умом человека науки, лишь запутывают и уводят от истины.
Конечно, это не означает, что не нужно изучать математику, химию и физику. Но приступать к их изучению можно только тогда, когда для этого уже имеется подготовленная почва. Когда человек уже в состоянии самостоятельно мыслить, а не запоминать и зубрить. Для этого и необходимо было образное описание процессов, происходящих в природе. Пренебрежительное отношение к язычеству, подобно критике сопромата первоклассником.
Однако и для взрослых и образованных людей никогда не поздно изучить мифологию наших предков, и осмыслить значение процессов и явлений, которые зашифрованы в ней.
Учиться никогда не поздно!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Бог Рода и Стрибог в Слове о полку
Если уважаемый Читатель до сих не уверен в оригинальной этимологии слова половец, и представляет его себе этаким лихим степняком из чума, то в СЛОВЕ есть строка, которая заставит задуматься не только о половце, но и о себе, кочующем во времени. Вот она: «О, Руская земле, уже не Шеломянемъ еси! — се ветри, Стрибожи внуци, въютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы».
И тут Вы задаётесь вопросом, как же так? Ну как он может, наш славянский Бог Стрибог, а не половецкий, как он может воевать против своих? И ставите не один вопросительный знак, а штуки три с восклицанием и горечью о продажности богов вообще, и Стрибога в частности. Да чтоб у него лук треснул и тетива лопнула! Чтоб его стрелы обратно ветер повернул! Супостат ты этакий, предатель Родины и враг народа (от слова род). Задаётесь и не отвечаете на него, отчего же это он в своих-де стрелы из-за моря веет. Но как можно усомниться в Боге? Нельзя, берём слова обратно и пусть стрелы летят как писано тут. В таком случае вопрос можно поставить проще, может с половцами что не так?
Следующий эпизод повести сообщает: «Поганый половчине Гзакъ бежитъ серымъ влъкомъ, — Кончакъ ему следъ править къ Дону великому». Против Игоря и Всеволода воевали эти два хана, а хана Кобяка «успокоил» Святослав Киевский, их дядя, на то будет следующий эпизод в рассказе. Отчего и ругают Игоря, дескать, только-только угомонились, зачем опять было зло будить?
«Ту Игорь Князь выседе изъ седла злата, а въ седло Кощiево уныша бог Радомъ забрал ы, а веселiе пониче». Эту строку я уже расшифровывал и пояснял не один раз, она была спрятана под «бо градомъ забралы». Сравните:
Что за вид у Святовита?
https://stihi.ru/2021/12/24/6053
Аркучи по золоту и серебру.
https://stihi.ru/2021/12/24/6020
Варяги и русь, кто они и зачем в греки?
http://proza.ru/2021/12/27/701
Аркучи, прости Господи.
http://proza.ru/2021/12/25/580
Половец. Значение и происхождение ловец.
http://proza.ru/2021/11/29/1507
Русь и варяги из История Государства Российского
http://proza.ru/2021/12/15/675
Фото: Поклонение Стрибогу
(гравюра из книги Г. А. Шлейзинга «Древняя и новая религия московитов», 1698)