Что такое структурность восприятия каков ее механизм
СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ
Смотреть что такое «СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ» в других словарях:
ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность … Психомоторика: cловарь-справочник
структурность — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия, выражающееся в том, что восприятие в значительной мере не отвечает мгновенным ощущениям и не является простой их суммой, воспринимается фактически абстрагированная из этих ощущений обоб щенная структура, которая формируется в … Психомоторика: cловарь-справочник
Ошибки восприятия — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние … Википедия
БРЕНТАНО — (Brentano) Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838 1917) австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и… … История Философии: Энциклопедия
БРЕНТАНО Франц Клеменс Гоноратус Герман (1838-1917) — австрийский философ и психолог. Родился в Германии. Племянник немецкого поэта романтика К.Брентано. Брат известного экономиста Л.Брентано. Род Б. известен (предположительно) с 12 в. и происходит из Италии; с 18 в. предки Б. обосновались в… … История Философии: Энциклопедия
Информация — (Information) Информация это сведения о чем либо Понятие и виды информации, передача и обработка, поиск и хранение информации Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Восприятие — Для улучшения этой статьи по психологии желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Восприятие, пер … Википедия
Перцепция — Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Содержание 1 Свойства восприятия 2 Факторы восприятия 2.1 Внешние … Википедия
Восприятие
Вопросы для самостоятельной работы:
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какой психический процесс называется «восприятием»?
2. В чем заключается единство и отличие между восприятием и ощущением?
3. Каковы общие законы восприятия?
4. Что такое структурность восприятия, каков ее механизм?
5. Что такое константность восприятия, каков ее механизм?
Восприятие ― это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на наши органы чувств.
Восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире, является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений.
По сравнению с ощущениями восприятие ― более сложный процесс отражения действительности предполагает выделение из комплекса, воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, предмета или явления. Например, взяв предмет в руки, мы получаем от него одновременно несколько ощущений: зрительное, тактильное, температурное, ощущение тяжести и пр.
Восприятие ― активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком. Важной составной частью восприятия являются движения: движения глаз, рассматривающих предмет; движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей им; движения гортани, воспроизводящие звук и т. д.
. Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится в основном к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Много полезного в понимание связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, их глубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все это продукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающей мышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях, становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.
Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.
Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делает следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено. Со времени английского философа и психолога ДжЛокка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.
3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.
4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.
Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оно изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.
Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мелодия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире.
Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Константность восприятия цвета состоит в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
Явление константности восприятия цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, в том числе адаптацией к общему уровню яркости зрительного поля светлостным контрастом, а также представлениями о действительном цвете предметов (основанными на прошлом опыте) и условиях их освещенности.
Константность восприятия величины предметов состоит в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности от наблюдателя. Если от нас отошел человек, нам не кажется, что он стал меньше ростом, хотя его образ на сетчатке глаза и стал меньше. На константность восприятия величины оказывает влияние как физиология глаза, так и жизненный опыт. На расстояниях до 10-15 метров мы в состоянии довольно точно определить расстояние до оцениваемого объекта, сделать на это коррекцию и определить объективный размер. На больших расстояниях мы не можем точно оценить размер объекта, но жизненный опыт нам подсказывает, что подавляющее большинство объектов просто так не меняют свою величину. Поэтому, если от нас отошел человек или отъехала машина на 50-100 метров, нам не кажется, что они стали меньше.
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав
Целостность, структурность и детальность восприятия.
Целостность восприятия— формирование целостного образа объекта в совокупности его свойств. Это качество восприятия связано с механизмами памяти (сукцессивное или симультанное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа-синтеза, конкретизации). Целостность трактуется, как нерасчлененный образ, в котором не вычленяются элементы и взаимоотношения между ними. Комплекс взаимосвязанных признаков первого уровня составляет отличительный признак объекта, относящегося к определенному классу. Этот интегральный отличительный признак используется в процессе опознания знакомого объекта.
Структурность и легальность обусловлены способностью индивида использовать знания общих свойств данного класса объектов в процессе восприятия одного из них.
При нормальном зрении целостностьвосприятия формируется эмпирически. У детей с низким зрением нарушение механизмов целостности определяет фрагментарность восприятия, неполное и неточное отражение в сознании внешнего мира. Кроме того, существенно изменяется структурность и детальность восприятия, что обусловлено нарушением механизмов различения сенсорных признаков.
В ходе обучения формируются качественно иные целостные опознавательные эталоны, которые используются как «неделимые, неразла-гаемые на отдельные компоненты единицы». Стратегия перцептивного обучения, состоит из трех этапов. Па первом этапе рекомендуется восприятие целого объекта в первом приближении (недифференцированная целостность). На втором этапе производится анализ объекта, выделение его элементов и их взаимоотношений, что обеспечивает восприятие объекта во всех его свойствах. В результате на третьем этапе формируется более точный совершенный целостный образ. Плохое различение признаков на втором этапе оказывает отрицательное влияние на точность целостного образа. Установлено, что если какой-либо признак объекта опознается медленнее, чем другие, то это разрушает целостность восприятия.
Стратегии и приемы работы с наглядным материалом. При глубоких нарушениях зрения, когда эмпирическое формирование перцептивной целостности затруднено, восприятие в большинстве случаев должно быть аналитическим.
Далее педагог обучает ребенка восприятию не только контура, но и внутренней структуры изображения. С этой целью проводится зрительный анализ, т.е. последовательное, развернутое в пространстве и во времени изучение предъявленного изображения. Отсутствие при обучении стадии анализа изображений приводит к недостаточно точному целостному и структурному восприятию объектов при низком трении.
Обучение приемам анализа изображения сочетается с обучением синтезу его частей в единое целое. Высокий уровень развития этих операций у детей с низким зрением может способствовать компенсаторному облегчению опознания сенсорно обедненных зрительных образов.
Таким образом, формирование качеств целостности и структурности восприятия в процессе перцептивного обучения включает три этапа: первоначальное восприятие изображения как единого целого; восприятие в целом его структуры и свойств; более полное и совершенное восприятие целого с его структурой и деталями.
В ходе коррекцнониых занятий следует формировать целостные образы, которые приобретают значения эталонов. Для реализации этой цели можно рекомендовать выполнение детьми следующих заданий:
— Составление целого изображения из его частей.
— Зрительный поиск по образцу и по памяти целевого (заданного) изображения в наборах, состоящих из трех, пяти, семи и десяти изображений.
— Воспроизведение цветовой гаммы простых и сложных гетерохромных рисунков по образцу и по образу-представлению.
Константность восприятия.
У слабовидящих и частичновндящнх детей диапазон константного восприятия в разной степени сужается.
С помощью специальных приемов и длительной тренировки в ходе коррекционных занятий зона константного восприятия может быть расширена.
Используются контурные, силуэтные, плоскостные и объемные сложные изображения с широкой вариативностью признаков (формы, цвета, размера, ориентации и т.д.).
Приемы работы с наглядным материалом. Используется стратегия опознания изображений при изменяющихся условиях их предъявления.
— Определяется максимальное расстояние от глаз, на котором изображения разного размера опознаются правильно. Затем это расстояние постепенно увеличивается, закрепляются навыки опознания изображений на больших расстояниях от глаз. Для достижения этой цели используются следующие задания.
— Опознание предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль и т.п.
— Сравнение размеров изображений, находящихся на различных расстояниях от глаз. Один и тот же зрительный угол может быть при разных расстояниях у объектов с разными размерами. Ребенок обучается учитывать информацию о размере объектов ирасстояниях до них в процессе сравнения.
— Зрительный поиск целевого изображения, отличающегося цветом, размером, ориентацией, местоположением от других похожих изображений в перцептивном поле.
— Сравнение и определение идентичности формы двух объемных (трехмерных) объектов, один из которых изображен фронтально, а другой повернут под определенным утлом к зрительной оси (20. 40 или 60 градусов).
— Сравнение рисунков, изображающих одну иту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения: ребенок устанавливает, с какого места ведется наблюдение.
Подробный и многократный разбор рисунков в разных условиях демонстрации позволит сформировать у детей константность восприятия форм и окрасок сложных изображений.
Апперцепция и антиципация
Апперцепция— опосредованность восприятия прошлым опытом ребенка, запасом его представлений, знаний, интересами, потребностями, отношением к воспринимаемому ит.п. Накопленный зрительный опыт, хранящиеся в памяти образы-эталоны оказывают влияние на восприятие.
Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют качество антиципации. Опосредованное восприятие как полноценный акт осуществляется только при наличии в памяти образов-эталонов, соответствующих реальным объектам. В процессе восприятия происходит актуализация этих образов, что необходимо для интерпретации покупающей в мозг информации. Актуализация мнемонических образов, предвосхищая реальное появление зрительных сигналов, подготавливает антиципирующее представление о них.
Антиципации— качество восприятия, обеспечивающее опережающее опознание объекта еще до того, как он полностью будет воспринят. Опережающее опознание основано на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным упреждением. Реальному восприятию объекта предшествует антиципирующее представление о нем, т.е. заранее извлекается из памяти соответствующий эталон.
Антиципация имеет несколько уровней: субсенсорпый (подсознательный), перцептивный, уровень представлении, речемыслительный (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980). На сенсомоторном уровне осуществляется прослеживание движения объекта, обусловленное предвидением хода развития процесса. Перцептивный уровень включает процессы оперативной и долговременной памяти, синтез прошлого опыта и формирование установки на конечный результат. На уровне представлений антиципация проявляется в виде возникновения визуальных схем панорамных образов. На речемыслительном уровне антиципация связана с обобщением, формированием гипотезы об объекте, событии. Таким образом, антиципация обеспечивает неразрывную связь между ощущениями, восприятием, памятью и мышлением, т.е. является важнейшим механизмом регуляции восприятия. Она обеспечивает преднастройку сенсорной системы к восприятию «слитной» картины мира, быструю ориентировку в зрительной среде, преемственность актов восприятия, его континуальность, т.е. пространственно-временную слитность (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, 1980;).
У слабовидящих и частичновидящих детей сужение сферы чувственного опыта ухудшает апперцепцию. Дефицит предыдущего зрительного опыта затрудняет опознание объектов. При нарушениях механизмов антиципации на разных ее уровнях восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.
В исследованиях детей раннего возраста показано, что имеются врожденные механизмы антиципации, которые обеспечивают отбор и организацию новой сенсорной информации. В перцептивном поведении младенцев самого раннего возраста уже представлены элементарные формы антиципации. Начатые в раннем детском возрасте и систематически проводимые в течение длительного времени коррекциоппые занятия могут существенно расширить сферу зрительного опыта и тем самым в определенной мере компенсировать нарушения апперцепции и антиципации.
Наборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: «Предметы быта и жизнедеятельности человека»; ‘Растительный и животный мир» и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображеиия; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое (предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним). Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображении и их частей с разной информативной значимостью. Контурные изображения, «зашумлеиные» другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.
— Ознакомление детей с большим набором изображений по темам, указанным выше. Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.
— Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного инезаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.
— Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные круг, овал, треугольник, другой прямоугольник). Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.
— Опознание изображении по неполному контуру.
— Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают изапоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Можно применять простои способ перекрытия с помощью вырезанного из листа плотной бумаги «окошечка», которое последовательно накладывается на те или
|
иные части изображений.
Азбука для слепых (рельефный шрифт Брайля)
— Зрительный поиск контурных изображений, «зашумленных» другими контурами.
— Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.
— Опознание символических, стилизованных изображений.
Целостность и структурность, антиципация развиваются на основе механизмов трансформации и реинтеграции мнемонических образов.
Вовлечение в процесс восприятия детей с низким зрением таких мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, обобщение), которые не всегда присутствуют в нормальном акте восприятия, требуется для компенсации нарушении осмысленности и обобщенности.
Приемы работы с наглядным материалом по формированию обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным). Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.
— Группировка изображении по одному отдельному признаку. Например, перед ребенком на столе в случайном порядке разбросаны двадцать геометрических фигур. От него требуется расположить фигуры так, чтобы они подходили друг другу либо по цвету, либо по форме. Если ребенок затрудняется выполнить это задание по словесной инструкции, то он выполняет его по образцу. Педагог последовательно дает ребенку образцы цвета и формы, в соответствии с которыми группируются фигуры.
— Группировка изображений по двум и более признакам.
— Сравнить два изображения одного класса, Найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.
— Сравнить два и более изображений разных классов. Выделить и обозначить словом свойства, характерные для каждого класса объектов. Отнесение изображений к разным классам.
— Формирование понятийных обобщений группировка изображений по комплексу видовых признаков, группировка изображений по комплексу родовых признаков.
— Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки, однородных изображений, имеющих классовые различия, определение особенностей, характеризующих объект как отличающийся от всех других объектов.
— Группировка изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребенок запомнил) и по словесному заданию без образца.
— Обобщение нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений, относящихся к разным классам
— Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).
Свойства восприятия
К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.
4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.
7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:
— На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
— На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.
— На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
— На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фона. Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.
Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.
Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и совсем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителем теми же чернилами, которыми пишет ученик.
Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Например, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.
Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.
Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.
Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий предмет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.
В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.
Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.