Что такое ступени развития общества
Презентация по обществознания «Ступени развития общества» для 8 класса
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок обществознания в 8 классе «Ступени развития общества» Синдеев Герман Анатольевич, учитель истории и обществознания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Суворова» Суворовский район
Ступени развития общества Традиционное (аграрное) Индустриальное Постиндустриальное
Составим таблицу Традиционное Индустриальное Постиндустриальное
Традиционное общества Господство сельского хозяйства Сословная иерархия Решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа Господство общинных принципов, традиций и обычаев Основная часть населения проживает в деревнях.
Индустриальное общества Преобладание промышленного производства Сословная иерархия Решающая роль в жизни общества принадлежит промышленникам, бизнесменам Использование научных достижений Массовое производство Корпорационные принципы в социальной организации Рост городского населения.
Постиндустриальное общества Производство ориентировано не на количество, а на качество продукции, на потребителя. Преобладание сферы услуг над производством товаров Особое значение приобретает квалификация, творчество, личные качества работников. Большую роль играет наука Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии Информация становится товаром
Определите как меняется жизнь людей
Определите как меняется жизнь людей
Определите как меняется жизнь людей
Обсудим мысли мудрых «Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств». В.Г. Белинский
Обсудим мысли мудрых «Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его». Т. Карлейль (1795-1881), английский историк
Развитие общества
Что движет развитием общества?
В окружающем нас мире очень мало неизменных вещей. Изменяется климат, растительный и животный мир. Изменяются очертания материков. Меняются люди и внешне, и внутренне.
Человеческое общество также изменяется со временем, развивается.
Движение во времени называют историей. Историей также называют науку, которая исследует это развитие. Одна из основных ее проблем заключается в том, чтобы понять: движется история сама или ее движут люди?
И то, и другое утверждение как будто справедливы.
С одной стороны, человек определяет для себя цели и действует для их достижения. Если бы люди не строили, не торговали, не воевали, не открывали новые земли и законы природы, то все это не произошло бы само по себе.
С другой стороны, один человек и даже организованная группа людей не могут направлять общественные события исключительно по своей воле. Можно начать войну или реформу, но это не значит, что все пойдет так, как задумали инициаторы. Общество идет своим путем, не зависящим от наших желаний.
Так чем же определяется ход событий?
На этот счет учеными выдвинуто немало теорий.
Одни считают, что история общества, как и жизнь каждого отдельного человека, развивается по предначертанному плану (божественному или логическому).
В Книге Судеб ни слова нельзя изменить.
Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить,
Можешь пить свою желчь до скончания жизни:
Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.
Так писал в одном из своих рубаи классик средневековой восточной поэзии Омар Хайям.
Другие ученые думают, что характер общества и его развитие определяется материальными факторами. Например, географическое положение и климат страны подталкивают ее население к той или иной деятельности, определяют особенности социальной организации общества и устройства государства.
Третьи выдвигают идею о том, что закономерности истории — это равнодействующая всех усилий ее участников. Все интересы и стремления как бы «варятся» в одном котле, и в результате получается событие. Кода его предпосылки созрели, всегда найдутся заинтересованные люди и подтолкнут процесс.
В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор предоставлен действующим лицам, без их участия не совершится даже очень вероятное событие.
Типология общества
Итак, общество постоянно развивается, изменяется. Ученые выделяют последовательные ступени его развития или типы общества. Но какой признак общественного развития считать главным, отличающим один тип общества от другого?
Может быть, наличие или отсутствие социальной дифференциации, то есть разделения на неравные по своему положению группы?
Тогда можно выделить общества простые, где нет элиты, бедных и богатых, и сложные, в которых существует материальное неравенство и подчинение одних групп людей другим.
Некоторые исследователи все общества делят на дописьменные и письменные.
Марксисты (последователи Карла Маркса) выделяют такие ступени развития общества как формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую. На уроках истории вы, наверняка, встречались с таким подходом.
Большое распространение в современной социологии получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий.
Первая ступень — традиционное общество. Основой экономики на этой ступени развития является земледелие и скотоводство, хозяйство имеет преимущественно натуральный характер. Темпы технического прогресса замедленны: орудия труда и способы производства передаются из поколения в поколение. Для традиционных обществ характерно деление людей на замкнутые группы с отличающимися правами и обязанностями — сословия, касты. Принадлежность к этим группам чаще всего определялась фактом рождения, и перейти в другую группу было очень сложно, а иногда и невозможно. Большую роль в духовной жизни такого общества играла религия.
Переход на следующую ступень развития — индустриальное общество — был связан с постепенным превращением промышленности в главную отрасль экономики. Увеличение производства товаров было невозможно без коренных изменений в технике и технологиях. Происходит промышленный переворот, то есть переход от ручного труда к машинному. Технический прогресс меняет роль науки в обществе. Именно она становится ядром культуры, определяет мировоззрение людей. В обществе сохраняется социальное неравенство, но оно все меньше и меньше определяется фактом рождения. Опираясь на свои способности, упорство, трудолюбие, люди могут значительно повысить свой социальный статус. Утверждается принцип формального равенства людей, то есть равенства перед законом.
На третью ступень развития — постиндустриальное (то есть, послеиндустриальное) общество высокоразвитые страны начали переходить во второй половине прошлого века. Резко возросла ценность и роль знания, информации. Новые технологии позволяют значительно сократить потребление сырья и энергия, не снижая уровень производства. Внедрение новейшей техники, автоматизированных систем, роботов приводит к сокращению рабочих мест в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Зато значительно увеличивается сфера услуг. В развитых странах в ней занято большинство трудоспособного населения. Новые требования предъявляются к работникам: уровню их образования, квалификации, готовности постоянно учиться и творчески подходить к решению поставленных задач.
Исследователи считают, что современная Россия находится на этапе индустриального общества. Некоторые говорят о переходном обществе, считают, что некоторые признаки следующей (постиндустриальной) ступеньки уже проявились в нашей стране.
Эволюция и революция
Итак, общество постоянно изменяется. На разных этапах человечество развивалось разными темпами. Рассмотрим, например, совершенствование орудий труда, техники.
Каменный век, по мнению археологов, длился более двух с половиной миллионов лет, с тех пор как древнейший человек, живший в Африке, додумался использовать каменные инструменты для решения бытовых задач и до начала использования металлов. Первый из них, медь, люди научились выплавлять в 4 тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Но орудия труда из металла оставались ручными.
Первые машины стали массово применяться в производстве с конца 18 века, и с этого времени техника начала совершенствоваться со все убыстряющейся скоростью. Энергию пара сменила электрическая, люди научились использовать в своих целях атомную энергию. Увеличив скорость своего передвижения по земле и воде, человек нашел способы перемещаться под водой и в воздухе, и даже в космическом пространстве. Конвейеры заменяются автоматизированными системами, которыми управляют компьютерные программы.
С разной скоростью изменения происходят не только в разные исторические эпохи, но и у разных народов. Даже в современных обществах, в том числе и в России, есть районы, где сохраняется традиционный (доиндустриальный) уклад жизни.
Изменения в жизни общества могут происходить не только разными темпами: медленнее или быстрее. Они могут быть постепенными, затрагивающими одну или несколько сфер социальной жизни или коренными, скачкообразными.
В первом случае мы говорим об эволюционном развитии.
Термин эволюция означает процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков.
Примером сознательного эволюционного преобразования общества являются реформы. Принято считать, что реформы — частичные усовершенствования какой-либо сферы жизни, не затрагивающие основ существующего общественного строя.
Однако истории известны реформы, существенно менявшие устои общества, или, по крайней мере, пытавшие их изменить. Изучая историю Древнего Египта, вы говорили, например, о религиозных реформах Эхнатона. И наверняка знаете, какую роль для развития России сыграли реформы Петра I.
Революция же означает радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, открытый разрыв с предыдущим состоянием.
Революции бывают кратковременными и долговременными. Самая длительная революция в истории человечества — неолитическая (переход от присваивающего хозяйства к производящему, от собирательства к земледелию) — продолжалась около 3 тысяч лет.
Какой способ развития — реформы или революция — предпочтительнее для общества? Реформы, как правило, проходят более спокойно, бескровно, безболезненно для социума. Однако бывает, что неразрешенных проблем накапливается так много, что разрубить этот гордиев узел может только революция.
Прогресс и регресс
И реформы, и революции имеют своей целью совершенствование общественной жизни, переход на более высокую стадию развития. В то случае, если цель достигается, мы говорим о социальном прогрессе.
Но общество может и деградировать, откатиться назад в своем развитии, возвратиться к более примитивным формам своей организации. Тогда мы говорим о регрессе. Например, около 50 тыс. лет тому назад люди добрались до Австралии по морю, но потомки этих древних эмигрантов утратили навыки мореплавания. Откат к более примитивным формам организации хозяйства произошел после завоевания Римской империи варварами.
Но в целом, человечество развивается прогрессивно, хотя его движение вперед может на время и задерживаться.
Подведем итог урока.
Общество постоянно изменяется, развивается.
Нет единого мнения по поводу того, какие факторы определяют ход истории.
Наибольшее распространение среди социологов получило выделение типов общества на основе уровня развития техники и технологий: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Общество может развиваться эволюционно и революционно, прогрессивно и регрессивно.
Может быть, вам показалось, что сегодняшняя тема далека от ваших насущных проблем, чисто теоретическая?
Но «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», — писал известный политический деятель России, лидер Октябрьской революции Владимир Ильич Ленин.
Каждая ступень развития общества предлагает свои условия для развития человека, их надо учитывать, определяя цели своей жизни и средства ее достижения, планируя свою профессиональную карьеру.
Ступени общественного развития
Урок 28. Обществознание 10-11 классы. Человек. Общество. Духовная культура ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Ступени общественного развития»
Но каков характер и направленность этих изменений? Все когда-либо данные на этот вопрос ответы можно разделить на 4 основные группы: 4 типа социальной динамики.
И в социальной жизни тоже всё повторяется. Одно поколение сменяет другое, чтобы уступить место третьему. Но все они живут по одним и тем же законам. Для первобытного человека было практически невозможно увидеть те сдвиги, которые выбивались из этого замкнутого круга вечно повторяющихся циклов.
На протяжении слишком большого исторического периода они происходили. И тем, кто их уже осознавал, казалось, что так было всегда.
В Средневековье стали широко распространяться теории линейного развития общества. Возьмём, например, христианское учение о мире. Было прошлое, которое уже никогда не повториться. Бог создал Землю, всё, что её окружает, и всех, кто её населяет. Было грехопадение первых людей. Вкусив плод познания добра и зла, они нарушили прямой запрет своего Творца. И были изгнаны из рая.
В прошлом осталась и искупительная жертва Христа. Его страдания на кресте избавили людей от необходимости нести на себе тяжесть ответственности за первородный грех. И это определило будущее. Которого ещё нет. Будет Второе пришествие и Страшный суд. После чего установится царство Божье на Земле. Для праведников и спасших свою душу грешников. История приобрела смысл. Появилась цель, к которой необходимо идти: и каждому отдельному человеку, и человечеству в целом.
Если эти свойства ризомы перенести на социальное развитие, то мы получим следующее. Да, общество развивается. Но никакого смысла в этом развитии нет. Оно хаотично. Поэтому выделить какие-то ступени, ведущие к цели, пусть и окольными путями, с поворотами и отступлениями, невозможно.
Одна из самых элементарных классификаций типов обществ была предложена английским философом и социологом 19 века Гербертом Спенсером. Вначале общества были простыми. То есть социально однородными. В них не было богатых и бедных, руководителей и подчинённых. Не было разделения труда, если не считать, естественного: по половозрастному признаку, по степени выраженности способностей к тому или иному виду деятельности. В сложных обществах разделение труда носит уже общественный характер. Специализация на занятии земледелием, животноводством, ремеслом приводит к росту эффективности производства, развитию обособленной собственности (семейной, частной).
Спенсер писал, что при дальнейшем развитии общества приобретают двойную и тройную сложность. Правительство становится более стабильным и более развитым: с разветвлённой системой государственных должностей. Право отделяется от традиций и религии, выражается в форме поддерживаемых силой государства законов. Отдельными сферами профессиональной деятельности людей становятся наука и искусство. Причём значение их постоянно возрастает. Обществом тройной сложности Спенсер называл то, в котором люди, граждане получают всё больше возможностей самим управлять своей жизнью, организовывать её. А государство лишь создаёт те правовые рамки, которые не дают возможности отдельным индивидам причинять вред друг другу. Среди сложных обществ английский социолог выделял также военные и промышленные. Информацию о том, чем они отличались, вы, при желании, можете найти самостоятельно. Индустриальные общества Спенсер считал более прогрессивными и справедливо устроенными. Более высокой ступенькой социальной эволюции. Но не исключал возможности регресса, возвращения назад: к тотальному контролю над гражданами и жёсткой социальной иерархии.
Принято также выделять дописьменные и письменные общества. Особый вклад в развитие этой концепции внёс канадский социолог Герберт Маршалл Маклюэн. Он выдвинул следующую идею: сознание людей и их образ жизни определяют преобладающие средства общения. Смена способов общения меняет не только мировоззрение людей, но и формы их деятельности.
В дописьменном обществе главную роль в передаче информации играла устная речь.
Усвоение письменности своего народа способствовало формированию национального сознания и национального государства. После изобретения книгопечатания всё больше людей могли приобщаться к знаниям. При этом они гораздо меньше зависели от коллективного опыта своего непосредственного социального окружения. Человек становился всё более самостоятельным в своих суждениях, взглядах на мир. Возрастала ценность отдельной личности. Более широкое распространение знаний стало одной из причин ускорения развития науки. В итоге это привело к промышленной революции.
В условиях господства электроники рождается информационная, или экранная культура. В какой-то степени она возвращает современных людей к начальной ступени развития. Осязание и слух, разумеется, не заменяют зрение в общении с другими людьми, в усвоении новой информации. Но их роль значительно возрастает. Только происходит это не в условиях общинной изоляции.
Принимая решение, люди всё больше полагаются на интуицию. Маклюэн считал, что в итоге человечество придёт к такому состоянию, когда индивидуальное сознание растворится в коллективном. То, в свою очередь, сольётся с реальностью, и разум станет излишним.
Ещё одним критерием выделения типов общества является степень его открытости. Австрийский социолог Карл Поппер закрытыми называл авторитарные общества с очень низким уровнем социальной мобильности. Силы, которые осуществляют управление ими, консервативны, не желают никаких перемен. А оппозиция, которая могла бы стать их инициатором, не допускается. Открытые общества динамичны, быстро приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Они основаны на свободной конкуренции политических элит, идей. Они более развиты и демократичны. Это более высокая ступень социального развития. Но линейного движения от закрытого к открытому обществу не происходит. Они существуют параллельно. Откат к авторитаризму возможен в любом демократическом обществе.
Широкое распространение, в первую очередь, в марксистской социологии, получил формационный подход к объяснению направления развития общества. Вспомним, что основой формации является способ производства материальных благ: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический. Некоторые исследователи выделяют ещё особый азиатский способ производства. Каждому из них присуща собственная система производственных отношений. Они последовательно и закономерно сменяют друг друга. Итогом этого процесса должен стать переход к коммунистической формации.
Наиболее распространённым в современной социологии является выделение традиционного, индустриального и постиндустриального (или информационного) общества.
Ступени развития общества
Общество прошло длительный путь, на котором наука выделяет несколько ступеней. Если рассматривать в первую очередь средства, с помощью которых люди производят необходимые им материальные блага, а также опыт, накопленный в таком производстве, то можно увидеть три ступени в развитии общества.
Для первой ступени — традиционного (аграрного) общества — характерно господство сельского натурального хозяйства, сословной иерархии, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа — жрецам либо церкви и армии.
Вспомните общества Древнего мира, а затем средневековые. В этих обществах появляются города, ремёсла, торговля, деньги, письменность. Но семья остаётся основной производственной ячейкой, господствуют общинные принципы, традиции и обычаи. Основная масса населения проживает в деревнях.
На следующей ступени — в индустриальном обществе — происходят значительные перемены.
Учёные указывают такие отличия индустриального общества от аграрного:
— преобладает не сельскохозяйственное, а промышленное производство;
— решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам;
— в центре социальной организации находятся не церковь и армия, а корпорации (объединения лиц, имеющих общие коммерческие интересы).
Это общество основано на развитии крупного машинного производства (вспомните из курса истории, как и когда оно возникло), для него характерно использование научных достижений в качестве основного фактора производства.
Меняется весь образ жизни общества: сельское хозяйство, транспорт, связь, профессиональные навыки, образование, культура человека. Сокращается доля населения, занятого в сельском хозяйстве, растёт численность городского населения.
Считается, что современная Россия — это тоже индустриальное общество. Наиболее экономически развитые страны мира (США, Япония и др.), по мнению многих учёных, переходят на третью ступень развития — вступают в постиндустриальное (информационное) общество. Такое общество, в отличие от индустриального, не рассматривает природу как «склад сырья», из которого можно бесконечно брать, поддерживая расширяющуюся экономику; производство постиндустриального общества ориентировано не на увеличение объёмов выпускаемой продукции, а на улучшение её качества (потребительских свойств). Особое значение здесь имеет не количество затраченного труда, а его качество и, следовательно, квалификация, творческий потенциал, личные качества людей, занятых в производстве. Главным фактором производства в таком обществе специалисты считают научно-технический прогресс, информационные технологии. Широкое распространение получает компьютерная обработка информации, её передача на любые расстояния в кратчайшие сроки. В постиндустриальном обществе ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки, опирающиеся на университетское (всестороннее) образование. Знания (информация) превращаются в важнейший фактор жизнедеятельности людей. В экономике сфера услуг начинает преобладать над производством товаров.
Из курса истории вы знаете, что с изменениями общества менялась жизнь людей. И на каждом этапе истории существовали общества, которые различались своим устройством и условиями жизни людей. Так, положение гражданина в республике отличается от положения подданного в абсолютной монархии. А в одном и том же обществе положение человека зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе, классу, сословию.
|
МНЕНИЯ Из наследия французского писателя А. Мюссе: «Общество, причиняющее столько зла, похоже на ту индийскую змею, которая живёт под листьями растения, излечивающего от её укуса; общество почти всегда даёт лекарство против страдания, которое оно причиняет». |
|
1. Каково значение научного понятия «общество»? 2. Что представляют собой общественные отношения? 3. Какие сферы жизнедеятельности людей включает в себя общество? 4. Чем отличаются друг от друга социальные нормы в форме дозволения, предписания и запрета? 5. Какую роль в жизни человека и общества играют социальные нормы? 6. Как изменялась жизнь людей при переходе от одной ступени развития общества к другой?
1. Как ты относишься к утверждению: «Возникновение человека и возникновение общества — процессы, неразрывно связанные друг с другом»? Приведи аргументы, подтверждающие либо опровергающие эту мысль.
2*. В курсе истории ты изучал рабовладельческое и феодальное общества. В чём состоят главные различия между ними в каждой из четырёх рассмотренных в этом параграфе сфер общества?
3. Выскажи своё мнение о следующем утверждении: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Подумай, может ли человек стать свободным, если он будет жить вне общества.
4. Аргументируй свою позицию по отношению к следующему утверждению русского публициста и литературного критика В. Г. Белинского: «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств».
«Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его».
Т. Карлейлъ (1795—1881), английский историк,
философ, писатель