Что такое субъект конфликта
Субъекты и участники конфликта
Субъекты и участники конфликта – стороны конфликта, не всегда тождественны:
r Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
r Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.
Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта:
Косвенные участники представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы. Они могут:
Ø Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
Ø Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению.
Ø Поддерживать ту или иную сторону, или обе стороны одновременно.
Выделяют косвенных участников: провокаторов, консультантов, сочувствующих, примирителей. Нередко в зону конфликта вовлекаются и «невинные жертвы»: «Когда паны дерутся – у хлопцев чубы трещат».
Субъекты и участники социального конфликта характеризуются:
· обладают определенной силой;
· действуют в различном окружении.
Объект конфликта
Объект конфликта – конкретная потребность (причина), мотивация, движущая сила.
Все объекты конфликта подразделяются на три вида:
1. Объекты, которые не могут быть разделены на части; владеть ими совместно с кем-либо невозможно.
2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.
3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».
Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять истинные мотивы. Побудившие их к противоборству.
Например: В политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной деятельности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.
Основные виды социальных конфликтов
В зависимости от мотивации конфликта, выделяют три блока социальных конфликтов:
1. Возникающие в связи с распределением властных полномочий и позиций;
2. По поводу материальных ресурсов;
3. По поводу ценностей важнейших жизненных установок.
Конфликт. Структура конфликта
Анализ конфликта как социального феномена включает рассмотрение его структуры и функций. Не зная того и другого, трудно управлять конфликтными отношениями и вообще осмысленно подходить к этому явлению. Мы не случайно рассматриваем в связи вопрос о структуре и вопрос о функциях конфликта. В любом конфликте функции зависят от структуры, а последняя, в особенности ее субъекты, могут видоизменяться под влиянием доминирующей функции. Чем прежде всего характеризуется всякий конфликт? Конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Рассмотрим отмеченные структурные элементы конфликтного взаимодействия.
Субъекты конфликта
Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества. Ключевым моментом в анализе конфликта, считает А.Турен, является четкое определение социальных оппонентов и их ценностных ориентации. Будет правильным уточнить тезис французского социолога: определение интересов социальных оппонентов и соответствующих ценностных ориентации.
В чем здесь проблема? Да в том, что в реальном конфликте действительные оппоненты (субъекты) далеко не всегда выявляют себя, а зачастую скрываются за второстепенными соучастниками противоборства, или же стремятся представить в качестве субъектов конфликта такие группы и организации, которые лишь косвенно связаны с предметом конфликта. Например, в настоящее время в России постоянно возникают трудовые конфликты из-за задолженности администрации рабочим по зарплате. Нередко виновником конфликта является администрация; последняя же, как правило, пытается направить протест рабочих против государственных органов, выставляя их стороной, провоцирующей конфликт.
Чаще всего такая подмена субъекта имеет место в политических конфликтах. Ведущая сторона конфликта (инициатор конфликта) может выдавать себя за какую-то иную политическую силу или стремится вообще замаскировать свое участие в конфликте, либо представить себя в качестве второстепенного субъекта. После второй мировой войны не прекращались локальные военные конфликты то в одном, то в другом районе мира. Инициаторы конфликтов нередко выдавали себя за силы, борющиеся за мир, за свободу и демократию, преследуя в действительности агрессивные цели. Так было во Вьетнаме, где вели войну сначала Франция, стремясь удержать прежние колониальные владения, затем США — в поддержку диктаторского режима.
Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта судят по степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов. Динамика конфликта прямо связана с развитием его субъектов, и наоборот. Если конфликт перерастает в иное качественное состояние, соответственно качественно изменяются противоборствующие стороны. В случае развития экономического конфликта в политический ведущую роль начинают играть политическая организация наемных рабочих, с одной стороны, и институты политической власти, с другой.
В такой ситуации возможны два варианта преобразования инициатора конфликта: подключение к организации экономической борьбы политических партий и движений или превращение организации, созданной для защиты экономических интересов определенной социальной группы, в политическую организацию, ведущую борьбу за власть. Подобная метаморфоза, как известно, произошла с польским профсоюзным объединением «Солидарность» и ее лидерами. Маскировка подливного субъекта конфликта — частое явление во внутригрупповых столкновениях. Например, провоцирующий напряженность в трудовом коллективе или в каком-то подразделении госуправления стремится скрыться за действиями других, недовольных поведением управляющего лица, официального лидера.
Наконец, еще вопрос. Каждая из сторон конфликта может состоять из совокупности элементов: коалиций партий, ассоциаций производителей, союзов общественных объединений, коллективов, индивидов и т.д. Для понимания характера конфликта и его направленности следует учитывать единство и имеющиеся различия во взглядах и позициях агентов, составляющих один субъект. Внутренние противоречия данного субъекта могут ослабить его позицию или усилить, в зависимости от того, как они регулируются или разрешаются. Распад субъекта и неминуемое в этом случае его поражение — крайний вариант функционирования многосоставного субъекта. Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние общественного сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотивацию активности.
Предмет конфликта
Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни.
В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази-предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени. В экономическом конфликте капиталиста и наемного работника предметом противоборства являются условия труда и его оплата. Капиталист же стремится представить в качестве объекта столкновения с рабочими условия жизнеспособности предприятия, доказать, что удовлетворение требований работников подорвет основу предприятия и тем самым ударит по интересам всех конфликтующих. Военная агрессия, как правило, обосновывается агрессором с помощью мнимого предмета конфликта: угрозы его границам со стороны жертвы, защиты демократических свобод и т.п.
Козер Л. обозначил в качестве переменных (предмета) конфликта власть, статус, перераспределение ценностей и доходов. Дарендорф Р. назвал предметом современного социального конфликта право на включение в «большинство» общества, добившегося нормальных для себя условий жизни. Парсонс Т. и его сторонники считают предметом общественного конфликта сохранение стабильности системы, ее нормативно-ценностной основы. Марксисты на первый план классового конфликта выдвигают отношения собственности на средства производства и определяемое ими политическое господство владельцев собственности.
Как следует из сказанного, понимание предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию механизма социального процесса в целом. Предмет конфликта — это его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Скажем, Парсонс Т. ограничивается объяснением большинства конфликтов отклоняющимся поведением людей. «Одним из источников изменения, — пишет он, — служит распространение отклоняющегося поведения, равно как и разрастание различного вида конфликтов, причем большинство конфликтов содержит в качестве существенных ингредиентов то, что может быть с полным основанием названо отклоняющимся поведением»8. Отсюда, естественно, вывод о конфликте как временном, патологическом явлении.
Уже говорилось об определении Л.Козера, считающего общими основаниями конфликтов власть, статус, ценности. Это определение также недостаточно глубоко выясняет предмет конфликта — отношения господства, в первую очередь социально-экономического, что предопределяет типологию статусов, характер власти и ценности. Ограниченным представляется марксистский подход, поскольку им признаются в качестве основы конфликта, его предмета лишь классовые отношения господства. В обществе же, как известно, существуют и иные виды господства, порождающие противоположность интересов, позиций, взглядов и т.п.
Политические структуры как самодостаточные реальности, различного рода социальные институты, представляющие собой независимые образования, господствующие системы ценностей — все эти элементы общества оказывают обратное воздействие на классовые отношения и служат постоянным источником разнообразных конфликтов. Возьмем институт права. Он легитимирует организацию и распределение государственной власти, узаконивает определенный порядок в обществе. И, разумеется, отношение к этому институту, признание его справедливости или несправедливости — весьма существенное основание общественного конфликта.
Предметом многих конфликтов служит уровень эффективности экономики, политического руководства и организации общественной жизни в различных ее областях. Так, конфликт между системой государственного социализма в нашей стране и обществом начался главным образом из-за низкой эффективности советской экономики, а затем он распространился на политическую сферу, хотя противоречие между политическим режимом и некоторыми социальными группами существовало еще в 20-е годы. Каждому типу общества присущи свои конфликты, соответственно и возникают они на характерной для этого общества основе. В советской системе такой основой была государственная собственность и авторитарно-партийный режим политического устройства.
Предмет конфликта — это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы ни были конфликтные отношения. Конфликтное действие и поведение, его средства и методы образуют сам процесс конфликта, а также составляют один из главных его структурных элементов. В литературе выделяются некоторые типы конфликтного взаимодействия: разногласие и доминирование, которые выливаются в следующие формы конфликтного поведения: конфронтацию, соперничество, конкуренцию. В политических конфликтах это выражается в таких формах противоборства, как бунт, мятеж, революция, война.
Конфликтное действие и поведение
Доминирование
Конфронтация
Конфронтация — это скрытая или открытая борьба сторон со взаимоисключающими интересами. Стороны стремятся разорвать связи, делающие их элементами данного единства, взаимодействия. Такова, например, конфронтация классов общества и отвергаемых им маргинальных слоев. Соперничество или соревнование — более мягкая форма борьбы, в том смысле, что она предполагает наличие у сторон определенной общности; интересов и целей. Это — борьба за достижение более высоких, по сравнению с другими, результатов в общественной деятельности (труде, спорте, науке и т.п.), за признание обществом (коллективом) новых результатов. Стремление одних коллективов, групп, индивидов превзойти результаты деятельности других в различных областях активности и заслужить поощрение от общества — таков смысл соперничества — соревнования. Итог соревнования в конечном счете — общий выигрыш, общее продвижение вперед. Каким бы ни было жестким спортивное соперничество, его; результаты постоянно способствуют совершенствованию физической культуры человека. Подлинное спортивное состязание не разобщает спортсменов, а укрепляет единство в масштабах страны и даже мира.
Конечно, бывает иное; складываются враждебные отношения, постоянная конфронтация между отдельными выдающимися мастерами и организациями. К примеру, такие отношения сложились между двумя ныне существующими шахматными международными организациями: ФИДЕ и Ассоциацией шахматистов-профессионалов. Причина конфронтации в данном случае — не разногласия по поводу достижений шахматистов, а личные амбиции лидеров, коммерческие притязания, и частично — политические взгляды. Соревнование, независимо от того, в какие формы оно выливается — конфликтные или неконфликтные, порождается общественным контактом между людьми, включенными в коллективную деятельность, вызывающую своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличение эффективности труда.
Конкуренция
Конкуренция — тоже соперничество между общественными субъектами, но такое, результатом которого является победа одного за счет подавления другого. У конкурентов нет каких-либо общих целей; они ведут жестокую борьбу за реализацию противоположных целей и интересов. Вытеснение конкурента с рынка, подавление его как активного экономического субъекта, разгром политического противника, обеспечение монополии (экономической или политической), словом, победа одного за счет гибели другого, включая физическое уничтожение, — вот принцип конкурентной борьбы в ее крайней форме выражения. Такая борьба свойственна сторонам, находящимся в антагонистическом конфликте.
Вернемся к конфликтным действиям в рамках неантагонистических отношений, т.е. при наличии у сторон не только противоположности каких-то интересов, но также и общности более значимых для этих сторон интересов и целей. Например, противоположности текущих и общности перспективных, взаимоисключения экономических и единства политических интересов и целей. Борьба между конфликтными сторонами и здесь имеет место. Она даже может перерасти в непримиримое противоборство, как это произошло внутри бывшей КПСС между сторонниками так называемой демократической платформы и остальной частью партии. Тем не менее в рамках неантагонистических отношений складываются конструктивные формы борьбы. К ним, в частности, относятся: борьба, направленная на преобразование условий, породивших противоречие между взаимодействующими сторонами.
Критика российских властей, доходящая до конфликта, со стороны партий, поддерживающих курс на капитализацию страны, по вопросам вывода общества из кризиса — это тоже борьба, но иного рода, нежели конфронтация правительства с коммунистической и социалистической оппозицией. Взаимное прогрессивное (с точки зрения реализации общих интересов и ценностей) воздействие сторон — еще один вид борьбы, обеспечивающий модель конфликта по типу «взаимное удовлетворение интересов обеих сторон» (например, соревнование). К такой же модели конфликтного действия относится борьба за выбор лучших путей, средств и методов решения общих проблем.
Напомним читателю пример из политической истории России: вековой конфликт между сторонниками и противниками ликвидации крепостного права в России. Тот конфликт был двойственным: а) между крепостным крестьянством и помещиками, а также защищающим интересы последних самодержавием (антагонистическое противостояние); б) между сторонниками освобождения крестьянства и противниками освобождения — в среде помещиков и окружения царя. Последний означал противоречие по поводу выбора путей дальнейшего развития самодержавной России. Это противоречие было достаточно острым. Не случайно реформа готовилась вначале секретно, и лишь затем были созданы губернские комитеты по подготовке предложений с мест. На заключительном этапе, когда были обобщены все поступившие в правительство проекты, соответствующая комиссия сформулировала три подхода к решению проблемы. Один был против всякого освобождения крестьян; другой — допускал освобождение, но без выкупа крестьянами земли; третий настаивал на освобождении крестьян с землею. За каждым из проектов стояли различные губернские комитеты (московский, петербургский, тверской), представлявшие большие группы дворянства.
Поле конфликта
Итак, борьба сторон за реализацию взаимоисключающих интересов, позиций и целей; борьба за противоречивые интересы, позиции и цели при наличии превалирующего над противоречием единства, более существенных интересов; борьба, связанная с выбором путей, средств и методов достижения общих интересов и целей, — таковы некоторые модели конфликтного действия общественных субъектов. Взаимодействие конфликтующих субъектов развертывается в определенном времени. Имеется в виду продолжительность конфликта, последовательность его этапов, темпы протекания противоборства. Конфликт также характеризуется своим полем, что входит в состав элементов его структуры.
Социальное поле, по мнению французского социолога П.Бурдье, — это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в конфликте или в альянсе, в конкуренции или кооперации, определяемыми в большей степени факторами, не зависящими от субъектов — носителей позиций. Структура поля есть состояние соотношения сил между агентами (действующими субъектами), вовлеченными в борьбу.Поле есть одновременно место соотношения сил и борьбы, направленной на трансформацию этих отношений. Поле нельзя рассматривать как нечто раз навсегда данное, независимое от субъектов. С точки зрения П.Бурдье, социальное поле, в частности, политическое, является условием и постоянно производящимся и институирующимся результатом практики.» Поле составляют агенты, позиции институты, документы, используемые в борьбе, правила игры (если они есть), т.е. все то, что фигурирует и с чем связаны конфликтные действия, образует содержательные границы его. Например, полем конкурентной борьбы является рынок; полем соперничества политических партий — выборная кампания, осуществляемая на определенной территории страны.
Понятие «поле» конфликта включает в себя предмет конфликта, но не сводится к последнему. Предмет, как отмечалось, есть источник и объект противоречия-конфликта, а поле — все, что составляет сферу конфликтных действий. Элементы поля, например, правила игры, могут стать предметом конфликта, если по их поводу возникает противоборство. Главная линия конфликта или ядро конфликта — это сектор поля, характеризующий тот элемент взаимодействия, который определяет противоположность позиций сторон. Иными словами, это конфликтогенный фактор, прежде всего противопоставляющий оппонентов. Скажем, нынешний российский режим и социалистическую оппозицию разделяет многое, но ядром конфликта является неприятие оппозицией проводимого курса на принудительную капитализацию страны.
Конфликтная ситуация
Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя — неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры. Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе ротивоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д. Словом, как по Ленину, одни не могут управлять по-старому, а другие (массы) не хотят больше жить по-прежнему.
Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе — это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являются фоном, на котором развертываются конфликты. Нынешняя ситуация в России характеризуется наличием всех составляющих конфликтной ситуации, связанной с глубоким системным кризисом общества.
Источник: Зеркин Д.П. Основы конфликтологии
Теоретические и методологические основы конфликтологии
Оглавление
1. Структура и функции конфликта
Сопоставление и обобщение различных конфликтологических концепций, предложенных зарубежными и отечественными учеными, показывает, что к основным структурным составляющим любого социального конфликта, как правило, относят: субъектов конфликта, взаимоотношения между ними (или социальное поле конфликта), предмет (или спорный вопрос, проблему), по поводу которого он складывается, состояние окружающей среды, в которой конфликт возникает и развивается.
Рассмотрим характеристики каждого из этих компонентов.
В любом конфликте есть конфликтанты как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся отдельные индивиды и группы. Конфликты могут быть и многосторонними, когда во взаимодействии участвуют более двух сторон. Конфликтантов можно различать по нескольким объективным характеристикам.
Во-первых, роли, которые они играют в конфликте. Роль — некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. По включенности в конфликт роль может быть прямой и активной (субъект конфликта), или косвенной и вспомогательной (косвенный участник конфликта).
Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Субъекты составляют основные структурные элементы любого конфликта, поскольку, выступая его противоборствующими сторонами, они своими действиями порождают сам конфликт, придают ему те или иные содержание и остроту, определяют его течение и изменение. Отчетливая идентификация субъектов конфликта помогает прояснить его предмет, спрогнозировать его динамику и возможные варианты разрешения.
Особым видом конфликта, с этой точки зрения, можно считать и внутриличностный конфликт, в котором индивид как бы “раздваивается” на противостоящих в нем субъектов и испытывает внутреннюю борьбу с самим собой за то, каким ему быть, как поступить, что выбрать. Косвенный участник конфликта – это пассивная сторона, оказывающая субъекту конфликта определенную помощь. Косвенные участники конфликта также характеризуются
ролевым поведением, т.е. косвенные участники конфликта могут:
содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта – это
посредник, медиатор, судья;
поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно – это пособник, союзник или группа поддержки;
Во-вторых, рангом — позицией, занимаемой одной из сторон по отношению к противоборствующей стороне:
оппонент 1 ранга человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;
оппонент 2 ранга отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;
оппонент 3 ранга структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп;
оппонент 4 ранга государственные структуры, выступающие от имени закона.
В-третьих, социальным статусом — общим положением личности или группы в обществе, связанным с определенной совокупностью прав или обязанностей.
В-четвертых, потенциалом (силой) — возможностью и способностью сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента.
Для более организованных групп характерны следующие признаки: выраженная идентичность, приверженность общим интересам, наличие определенной групповой структуры, члены которой играют различные роли в процессе функционирования организации. Важная роль в таких группах принадлежит ее лидерам, которые уполномочены определять стратегию и тактику защиты групповых интересов в конфликтных ситуациях.
Менее организованные группы характеризуются частичным и зачастую лишь временным включением членов в свою структуру, а также различным уровнем приверженности этих членов групповым интересам.
Ресурсный потенциал, находящийся в распоряжении его субъектов, — важный показатель перспективности и результативности любого социального конфликта. Он во многом определяет их решимость участвовать в конфликтном противоборстве и характер их требований по изменению сложившейся ситуации в нужном для себя направлении, а также их готовность нести издержки ради достижения поставленных целей. Различают внешний и внутренний потенциал.
К внешнему ресурсному потенциалу относятся право, средства массовой информации, возможные союзники и т.д. К внутреннему ресурсному потенциалу конфликтующих субъектов можно отнести их социальные, материальные, физические, интеллектуальные возможности и навыки, а также находящиеся в их распоряжении ресурсы времени.
Современные конфликтологи определяют силу участвующих в конфликте сторон по следующим показателям: способность каждой из них причинить ущерб противоположной стороне; способность и готовность наладить работающее на их интересы сотрудничество; возможность использовать на своей стороне официальные органы власти; обладание знаниями, содействующими решению вызвавшей конфликт проблемы.
Проанализировав субъектов конфликта, прейдем к рассмотрению объекта и предмета конфликта, которые характеризуют его содержательную сторону.
Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им. Существует 3 типа объектов конфликта: объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно; объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях; объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).
Характеристики объекта конфликта: объект конфликта:не существует сам по себе, он становится таковым при наличии интереса к нему со стороны взаимодействующих субъектов (когда появляется желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить и т.д.);
имеет признак дефицитности и необходимости его использования со стороны обеих сторон;
имеет конкретно исторический характер (вторая мировая война происходила за землю, следующая в качестве объекта может иметь, например, воду);
имеет релятивистский характер, связанный с разными субъективными оценками его значимости для разных субъектов;
Практика показывает, что основными объектами возникающих между социальными субъектами конфликтов выступают ресурсы, статус и ценности.
Ресурсы в качестве объекта конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее часто, главным образом, в предметном плане обладания ими или стремления к их обретению субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно использовано, то есть с пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его интересов и целей. Отсюда ясно, что речь идет об определенных средствах обеспечения потребностей, вытекающих из них интересов и целей.
Однако типичность ресурсов как объекта конфликтных противоборств вовсе не означает их единственность в качестве такого объекта. В отличие от них, статус, также, будучи объектом борьбы между определенными социальными субъектами, выступает для них главным образом не как средство, а как условие обеспечения своей нормальной жизнедеятельности, за которое также стоит побороться, если к тому принуждает сложившееся положение вещей.
Различия между объектом и предметом конфликта.
Окружающая среда – это совокупность объективных условий конфликта, оказывающих существенное влияние на причины его возникновения и его динамику.
По природе составляющих компонентов можно выделить физическую (гео, климатические, экологические и пр.) и социальную (социальными условиями, в которых развивается конфликт, включая его косвенных участников) окружающую среду. Поэтому можно говорить о том, что каждый конфликт имеет следующие характеристики:
пространственные: географические границы, сферы возникновения и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта;
временные: длительность, частота, повторяемость, продолжительность участия каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов;
социально-пространственные: количество и интересы людей, втянутых в конфликт.
Кроме микро,- и макросреды на социальный конфликт оказывает влияние и внешняя социальная среда. Это влияние сказывается, во-первых, на формировании целей и стратегии конфликтного поведения (к факторам внешней среды, оказывающим существенное воздействие на состояние и динамику конфликта, относятся: средства массовой информации, общественное мнение, вовлечение в конфликтный процесс третьей стороны и т.д.).
Во-вторых, степени институционализации социального конфликта (институционализация конфликта представляет собой создание постоянных или временных форм отношений, в которых происходит взаимодействие сторон и которые способствуют его предупреждению, урегулированию и разрешению; она предполагает наличие или разработку определенных правил, на которых строится процесс поиска совместного решения и урегулирования на его основе возникшего конфликта).
И в заключение первого вопроса о функциях конфликта. Функция конфликта – это роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: индивидам, социальным группам, организациям. Функции конфликта можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне. Как уже отмечалось, согласно теории Л.Козера, конфликт несет в себе две группы функций: положительную и отрицательную.
Общие положительные функции конфликта: устранение противоречия в функционировании коллектива; создание и поддержание баланса сил; социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей; создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих; установление неформальной иерархии в группе или обществе; более глубокое познание участниками конфликта друг друга; снятие синдрома покорности у подчиненных и т.д.
Положительные функции конфликта на личностном уровне: познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие; сапопознание и коррекция самооценки; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; адаптация и социализация индивидов в группе; способ самоутверждения и самореализации; возможность избавиться от проблем; развитие личности и др.
Отрицательные функции на личностном уровне: ухудшение качества индивидуальной деятельности; разочарование в своих способностях, снижение самооценки; способствование социальной пассивности личности; потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.
Таким образом, конфликт как общественное явление имеет как положительные, так и отрицательные функции и по своей структуре содержит субъектов и предмет конфликта, а также конфликтное взаимодействие и окружающую среду.
2. Причины возникновения конфликта
В общефилософском плане понятие “причина” означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием.
Следует также отметить, что необходимо отличать причину возникновения конфликта от его повода. Поводом конфликта служит явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться совершенно искусственно, как говорят, “на пустом месте”. Причина же отражает закономерную связь вещей.
Длительное время считалось, что существует одна причина возникновения социальных конфликтов: Маркс считал, что такой причиной является частная собственность и порождаемые ею отношения социального неравенства; Зиммель все относил на счет конфликтной природы человека; Дарендорф видел причину конфликта в отношениях господства и подчинения; Козер считал универсальным источником конфликтов борьбу за ресурсы.
Для более детального анализа причин конфликта, на основе которого в дальнейшем строится стратегия по разрешению конфликта, конфликтологи выделили так называемые
«области конфликта», представляющие его потенциальные причины или движущие факторы.
Всего можно выделить шесть областей конфликта, каждая из которых представляет его потенциальную причину или движущий фактор: «ценности», «отношения», «настроения»,
«информация», «структура» и «интересы». Реальной причиной конфликта может быть только одна область или две и более взаимосвязанных области.
Ценности. Относятся к системе убеждений человека: что правильно и ложно, что хорошо и плохо, справедливо и несправедливо. Различия в ценностях играют роль в каждодневных торговых, потребительских и трудовых конфликтах. В любой ситуации, когда один из участников предконфликтной ситуации говорит, например: «Мы хорошие ребята, а они плохие», мы видим пример того, как ценности приводят к конфликту.
Отношения. Здесь идет речь о взаимоотношениях сторон в прошлом. В ходе многих конфликтов текущая предконфликтная ситуация является лишь выражением проблем во взаимоотношениях в прошлом. В любом случае суть движущего фактора взаимоотношений находится в прошлом, которое существенно влияет на будущее и препятствует движению сторон вперед.
Настроения. Существуют факторы, не связанные с конфликтом, но которые могут породить тот или иной конфликт. Это может быть как небольшая семейная ссора, так и серьезная проблема, связанная, например, со здоровьем.
Информация. Проблемы с информацией могут стать серьезным движущим фактором конфликта. Эти проблемы имеют множество форм: слишком мало информации; слишком много информации; неадекватная информация; недоверие к методам сбора информации; недоверие к методам оценки информации; различия в экспертных оценках и т.д.
Структура. Некоторые конфликты обусловлены структурой или средой, в которой они возникают. Зачастую структурные проблемы возникают вследствие недостатка ресурсов: нехватка денег, времени, людей. Другие примеры структурных проблем включают ограничения в сфере
общения и вопросы организационного управления. Суть этого движущего фактора состоит в том, что в структуре ситуации имеется что-то, что влечет за собой конфликт.
Интересы. Под интересами понимаются желания и потребности вовлеченных в конфликт сторон. Можно разделить интересы на три категории: материальные, процедурные и психологические.
Материальные интересы представляют собой суть вопроса, который рассматривается в ходе конфликта. Например, в споре по контракту материальным интересом различных сторон обычно являются деньги. Одна сторона хочет получить больше, а другая сторона хочет меньше заплатить (или, еще лучше, ничего не платить).
Процедурные интересы связаны с процессом, при помощи которого будет разрешен конфликт. Зачастую существует совместный процедурный интерес по скорейшему и наименее дорогостоящему разрешению конфликта. Фактически, этот простой интерес является одной из мотиваций для людей, вовлеченных в посредничество. В случаях, когда стороны поддерживают отношения, зачастую существует единый процедурный интерес гармоничного развития этих отношений.
Психологические интересы связаны с потребностью людей в уважении и наличии чувства собственного достоинства. Например, людям чрезвычайно трудно признать свою неправоту. Часто они заинтересованы в том, чтобы им не пришлось признаваться в своей неправоте, т.е. в нахождении иных путей разрешения конфликта без потери своего престижа. В других случаях извинения от чистого сердца могут значительно помочь в разрешении конфликта, т.к. они учитывают психологический интерес (признание) стороны, которая принимает извинения.
Таким образом, то или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность.
Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества. Именно она является внутренним побудителем активности субъекта.
Согласно теории потребностей А.Маслоу их можно сгруппировать и выделить пять иерархически связанных уровней: физиологические, в безопасности и защищенности, социальные, потребности в уважении, потребности самовыражения. Жизнь показывает, что в случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.
Есть и другая классификация потребностей, краткая, но наиболее обобщающая и рассматривающая потребности личности с точки зрения функционального подхода, т.е. какую основную функцию в жизни человека они выполняют: биологические потребности, социальные потребности, высшие потребности.
Если первых два вида потребностей присущи практически всем биологическим сообществам живой природы, то третий вид принадлежит только представителям человеческого сообщества. Именно наличие высших потребностей (если такую категорию, как потребности взять для анализа различий между живыми существами) является видовым признаком человека. Наличие и реализация этих потребностей выполняет функцию «очеловечивания» человека.
Но наличие потребности хотя и является необходимым, но еще недостаточным условием возникновения конфликта. Если удовлетворение потребности не затрагивает интересы, ценности и чувства других людей, то никакого конфликта не происходит.
Однако конфликт не наступит, если потребность породила простой интерес. Субъект может объективно испытывать в чем-то нужду, но субъективно не осознавать то или иное явление как потребность. И в этом случае оно тоже не становится причиной конфликта. Другими словами, неосознанная потребность не выступает причиной конфликта. Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес.
Множество причин конфликта можно сгруппировать в две группы причин: объективные и
Объективными причинами являются причины, которые находятся вне сознания и воли людей, социальных общностей, институтов, организаций. Их не перечислить. Подчеркнем лишь то, что все эти причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов, а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.).
Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми, и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.
К числу наиболее частых объективных причин можно отнести следующие: естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности; слабая разработанность правовых норм, регулирующих бесконфликтное решение проблем (например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению); недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
Субъективные причины конфликтов представляют собой выражение объективных причин и их интерпретаций субъектами. Наиболее часто встречаются следующие субъективные причины: противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе; противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет; противоположные интересы разных субъектов; непонимание интересов, намерений, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе.
Изучая социально-психологический характер конфликта, остановимся на группе субъективных причин, имеющих именно социально-психологический характер.
Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может передать без искажения в процессе общения информацию.
Второй типичной социально-психологической причиной конфликтов является
несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей.
Конфликтологи выделяют три основных группы ролей ребенок, родитель и взрослый: ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины…), подчиняется, шалит, проявляет
беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания; родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует; взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию,
разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике.
Когда руководитель общается с подчиненным, то он ведет себя как старший по отношению к младшему. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей, т.е. считает себя младшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколь угодно долго. Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. При таком разбалансе возможен ролевой конфликт.
Третьей типичной социально-психологической причиной конфликтов является непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть вызвано не действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а подходом к проблеме с различных сторон.
Четвертой социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии людей является выбор ими различных способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. В основе любой оценки лежит сравнение. Существует несколько возможных способов оценки: сравнение с идеалом, с нормой, с достижениями других людей, с исходным положением дел.
Существуют и другие социально-психологические причины конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и т.д.
Одной из основных социально-психологических причин современного мира является так называемая «социальная напряженность». В отечественной литературе термин «социальная напряженность» стал использоваться в начале 90-х годов XX века. Несмотря на простоту термина,
речь идет о новом социальном явлении, отражающим состояние социальных отношений в период кризисного развития общества.
Следовательно, в самом общем виде социальная напряженность возникает в силу
социальной дезадаптации, которая подразделяется на:
физиологическую дезадаптацию определенных слоев населения к трудностям, т.е. невозможность нормально приспособиться к повышению цен без снижения уровня жизни, что объясняет ухудшение социально-демографической ситуации, в частности, увеличению смертности, рецидивирование ряда тяжелых болезней и т.д.;
психофизиологическую дезадаптацию населения, выражающуюся в виде не осознаваемых массовых психических состояний (тревожности, компенсаторных реакциях: агрессии, апатии) при приспособлении населения к трудностям и социальным изменениям;
социально-психологическую дезадаптацию, отражающую осознанные конфликтные отношения некоторых слоев населения к трудностям и социальным изменениям, проявляющуюся в повышенной политизации, забастовках, недовольстве, пессимизме, миграции, эмиграции, разгуле преступности и т.п.
Практика показывает, что функционально социальная напряженность выполняет двоякую роль: деструктивную (в этом случае имеется в виду социальная напряженность, которая разрушительным образом влияет на государство, экономику, власть и личность); конструктивную (в данной связи подразумевается необходимость мобилизации на преодоление трудностей, фрустрации).
Критериями каждого уровня социальной напряженности выступают следующие характеристики:
степень недовольства населения, его направленность и форма проявления (в эмоциональных оценках, экономических и политических требованиях);
эффективность власти, ее авторитетность, лояльность силовых структур к ней;
влияние средств массовой информации, криминальных структур на состояние социальной напряженности;
степень консолидации оппозиции (наличие общей программы действий, объединений пар- тий и движений, выдвижение единого лидера).
Сложение «векторов» поведения населения, власти, оппозиции, средств массовой информации, криминальных структур определяют состояние социальной напряженности, ее уровень. Для количественного измерения степени социальной напряженности разработан ряд индексов, характеризующих в числовом выражении отдельные стороны социальной напряженности, что позволяет свести их в интегральный показатель социальной напряженности.
Интегральный индекс социальной напряженности меняется от 0% до 100%. В этом диапазоне выделяют три уровня в зависимости от величины данного интегрального показателя:
В качестве общих причин социальной напряженности выступает кризис в области экономики, власти и общества. При этом социальная напряженность имеет внешний и внутренний контуры.
Внешний контур социальной напряженности связан с влиянием внешних условий: состоянием мировой экономики, экологии, международной безопасности.
Внутренний контур сопряжен с ситуацией, которая сложилась в сфере национальной экономики, власти и общества.
Выделены следующие виды очагов высокой социальной напряженности: предприятия, на которых ожидается значительное сокращение рабочей силы (данную группу предприятий в основном образуют конвертируемые и убыточные предприятия); организации, где несвоевременно производится выплата зарплаты; организации, на которых происходит приватизация вразрез с мнением и интересами коллектива; различного рода очереди (на остановках общественного транспорта, неудовлетворенные «очередники» на получение жилья, приобретение садовых участков и т.д.); социально-уязвимые категории населения (инвалиды, пенсионеры, студенты, работники госбюджетных организаций и учебных заведений); жители домов, улиц, районов, где складывается аварийная обстановка; криминогенные зоны (улицы, районы); экологически неблагополучные зоны.
Следует подчеркнуть, что социальная напряженность имеет во многом очаговую природу. Напряженность, возникнув на одном из предприятий, легко распространяется на всю отрасль (забастовка на предприятии может привести к напряженности во всем городе, а с одной шахты перекинуться на все остальные). В связи с этим следует иметь в виду, что очаги социальной напряженности имеют динамичный характер. Они возникают и исчезают. Продолжительность существования очагов социальной напряженности зависит от причин, их породивших, от стихийного или преднамеренного характера возникновения, от позиции и эффективности действия властей и других обстоятельств.
Еще одной из социально-психологических причин конфликта является депривация, которая определяется как неравенство доступа к социальным благам в различных областях общественной жизни (доход, образование, жилье, здоровье и т.д.). Депривация – это расхождение между интересами – ожиданиями (состоянием сознания) субъекта и реальными возможностями их реализации (удовлетворения) на практике.
Отдельные индивиды и социальные группы испытывают состояние депривации главным образом на основании сравнения, соотнесения своих социальных условий с социальными условиями других индивидов или групп в негативном для себя свете.
И в заключение о социально-психологическом влиянии, которое социальный конфликт может оказывать на его участников и социальное окружение. Это влияние может быть двух видов: конструктивное и деконструктивное.
На участников конфликта оказывает следующее:
Конструктивное воздействие: устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, высвечивает
«узкие места» (65% устранение противоречий); позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем (в 10-15% случаев улучшаются взаимоотношения); может улучшить качество индивидуальной деятельности (на 28% повышается качество индивидуальной деятельности руководителя); позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию; служит источником развития личности, межличностных отношений.
Деконструктивное воздействие: отрицательно влияет на развитие личности – формирует неверие в торжество справедливости; негативно отражается на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов (после завершения конфликта по вертикали качество деятельности руководителя ухудшается на 17%); закрепляет в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем; является деструкцией системы межличностных отношений, которые сложились до его начала; сопровождается стрессом, психологическим и физическим насилием; формирует негативный образ другого – «образ врага».
На социальное окружение конфликт оказывает следующее:
Конструктивное воздействие: высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы; межличностные конфликты в организациях влияют на эффективность совместной деятельности почти в 3 раза чаще положительно, чем отрицательно; зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки; способствует созданию новых, более благоприятных условий; создает интеллектуально-эмоциональную напряженность; оптимизирует межличностные отношения.
Деконструктивное воздействие: отрицательно влияет на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат (в результате деструктивного разрешения конфликта взаимоотношения ухудшаются на 19-30%); ухудшает качество совместной деятельности коллектива, после завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16% ситуаций в случаях когда: конфликт не разрешился и постепенно затухает; своих целей добился оппонент, который был не прав; «пиррова» победа правового оппонента; неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе, организации; ослабляет ценностно-ориентационное единство группы, что ведет к снижению групповой сплоченности.
Таким образом, источники зарождения социальных конфликтов следует всегда искать в главных противоречиях между противостоящими друг другу сторонами, именно в главных противоречиях, которые возникают на базе несовпадения коренных интересов субъектов этих отношений. При этом причина конфликта – есть стремление его субъектов отстоять свои интересы любой ценой.