Что такое субъект учебной деятельности
Шпаргалка по педагогической психологии.
23. СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента поступления в школу.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность, представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную деятельность, является источником получаемых знаний.
Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени. Для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности: организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию. Подросток проявляет себя в учебе, выбирает одни средства и способы ее осуществления и отвергает другие, предпочитает одни учебные предметы и игнорирует другие, определенным образом ведет себя в школе, стремясь обратить на себя внимание в первую очередь сверстников, добивается более равноправной позиции в отношениях с учителями. Таким образом он утверждает себя, свою субъектную исключительность и индивидуальность, стремясь чем-то выделиться.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности специфичен тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует не только новый коллектив, возникающий при переходе в старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни. Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ори-ентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.
Старшеклассник сознательно задумывается над выбором профессии и, как правило, стремится принимать решение об этом сам. Данное жизненное обстоятельство в наибольшей степени определяет характер его учебной деятельности: она становится учебно-профессиональной.
Что такое субъект учебной деятельности
23. СУБЪЕКТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента поступления в школу.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность, представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную деятельность, является источником получаемых знаний.
Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени. Для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельности: организаторской, культурной, спортивной, трудовой, неформального общения. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли, учится строить общение в разных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений. Учебная деятельность становится для подростка одним из видов осуществляемой активности, способных обеспечить его самоутверждение и индивидуализацию. Подросток проявляет себя в учебе, выбирает одни средства и способы ее осуществления и отвергает другие, предпочитает одни учебные предметы и игнорирует другие, определенным образом ведет себя в школе, стремясь обратить на себя внимание в первую очередь сверстников, добивается более равноправной позиции в отношениях с учителями. Таким образом он утверждает себя, свою субъектную исключительность и индивидуальность, стремясь чем-то выделиться.
Старшеклассник как субъект учебной деятельности специфичен тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует не только новый коллектив, возникающий при переходе в старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни. Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ори-ентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.
Старшеклассник сознательно задумывается над выбором профессии и, как правило, стремится принимать решение об этом сам. Данное жизненное обстоятельство в наибольшей степени определяет характер его учебной деятельности: она становится учебно-профессиональной.
Субъект учебной деятельности
Особенности специализации
Учебная деятельность является своеобразным инструментом передачи накопленных научных знаний последующим поколениям. Человек не вечен, ему отведено определённое время жизни. Накапливаемый информационный опыт хранится у человека в памяти, естественно, после его смерти также знания теряются вместе с ними. Новые поколения не имеют достаточного опыта и знаний. Это является главной причиной естественной потребности передачи существующих в обществе знаний последующим поколениям. Этими образовательными процессами управляет человек, который занимается учебной деятельностью. Преподавателей условно можно поделить: по тематике научных знаний, способу обучения, квалификационному уровню, стилю изложения информации и так далее. Учебная деятельность даёт возможность получать специалистов, имеющие базовые теоретические знания в своей специализации. Охват учебной деятельности зависит от развития самой науки. То есть, наука в процессе накопления знаний постоянно расширяется и разветвляется. Каждое научное открытие порождает новые вопросы и пути изучения. Новое ответвление спустя время (если изучение развивается) снова подвергается разделению. В итоге, с расширением науки, учебная деятельность то же нуждается в своём развитии. Получаемый информационный опыт должен подтверждаться, оптимизироваться, обобщаться, обретать правильную форму последующего его изложения, после чего преподноситься человеку для усваивания. Но и тут имеются свои проблемы. Со стремительным увеличением научной информации возникает нехватка времени и ресурсов на её естественную переработку. А это также влияет на актуальность её подачи.
Психологические исследования учебной деятельности
Структура учебной деятельности
Главными компонентами учебной деятельности являются [5] :
· Учебная задача (обеспечивает усвоение обобщенного способа решения конкретного класса задач)
· Действия контроля и оценки
Учебные действия, необходимые для решения учебной задачи, включают в себя [5] :
· преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;
· моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;
· преобразование модели отношения для изучения ее свойств в чистом виде;
· выведение и построение серии частных конкретно-практических задач, решаемых общим способом;
· контроль за выполнением предыдущих действий;
· оценку усвоения общего способа решения данной учебной задачи.
Субъект учебной деятельности
Критериями того, что ученик (или класс в целом) выступают именно как субъекты учебной деятельности, а не какой-либо иной (например, общения с педагогом), являются [8] :
1. умение (или способность) отделять известное от неизвестного, определять наличие или отсутствие средств и способов действия в новой ситуации (действие оценки);
2. поиск способа решения новой задачи.
В младшем школьном возрасте субъектом учебной деятельности является класс как учебная общность, которая под руководством учителя способна ставить учебные задачи и искать способы их решения (совместно-распределенная форма учебной деятельности). К моменту перехода в среднюю школу происходит индивидуализация учебной деятельности и становление ее важнейшего новообразования — умения учиться самостоятельно
Учение | относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. (Немов) |
Обучение | предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире — жизненного опыта от учителя к учащемуся. Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения(Немов) |
Учебная деятельность | представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности.(Немов) |
Научение | Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Этимологически это понятие происходит от слова «научиться» и включает все то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения. Заметим, что обучение и учение, учебная деятельность в целом могут не иметь видимого результата, выступающего в форме научения. Это еще одно основание для разведения обсуждаемых понятий и их параллельного использования.(Немов) |
Образование | процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.(Большой энциклопедический словарь) |
Педагогическая деятельность— это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми — педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности — создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются внешние и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста включает в себя такие направления, как:
Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Умственное воспитание детей дошкольного возраста. (Обучение в детском саду)
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.
Методов воспитания чрезвычайно много. По некоторым скромным подсчетам, основных общепринятых методов не менее пятисот. До сих пор наиболее распространенным классификатором методовявляется тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы (см. табл.). Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике.
Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности.
Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе воспитания, является противоречие между примитивными представлениями детей о сущности происходящих событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания. (убеждение)
Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать — значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
Все они тесно переплетаются в каждом акте человеческого взаимодействия.
Убеждение включает в себя систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелание, предложение и т.п.
Внушение (суггестия), как и убеждение, направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям и оберегающих человека от заблуждений и ошибок. Степень внушаемости человека определяется уровнем развития его личности, его самосознания и самооценки, силой воли, а также особенностями межличностных отношений в группе, в частности отношением к внушающему. Феномен заражения чаще всего возникает в группе людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение предполагает использование невербальных средств (напр., жестов, музыки и т.п.).
Подражание— это следование примеру или образцу, которое проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинаковую роль (рис. 4). Так, если ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет просто воспроизводит внешние действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте подражание поступкам взрослого включает сложную внутреннюю переработку полученных образцовВ дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в мире предметов.
В педагогической литературе единого подхода к классификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной являетсяклассификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая-групповая и индивидуальная.
В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлениюсамовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.
Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность. Построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях. Повседневная рефлексия. Владение приемами мобилизации и расслабления.
Низкий уровень: отсутствие потребности и способности самому что-то делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя). Отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности. Отсутствие интереса к самоанализу. Напряженность и комплексы в учебной работе.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как (рис. 8):
· самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
· самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
· осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
· самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).
Самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Принципы— общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.
Принцип природосообразности воспитания. Идея зародилась в антическом обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была обоснована и разработана Я.А. Коменским (Коменский Я.А., 1982).
Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя.
Союз трех принципов воспитания придает гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.
Можно выделить следующие закономерности воспитания (Пидкасистый П.И., 1996):
· воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей.
· содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка.
· соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога.
воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
· организуемая деятельность должна сопровождаться или венчатьсяситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.
Условия создания ситуации успеха:
· воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогических нравоучений, не должны постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям.
· скрытая позиция педагога, которая обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, предоставлением ребёнку личностной свободы, уважительным и демократичным стилем общения;
· целостность личности предписывает педагогам целостность воспитательных влияний.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его Я-концепции (рис. 10), К. Роджерс назвал «значимым для человека учением» и считал, что только таким оно и может быть.
Он определял следующие условия, при которых оно может состояться:
Ученики решают в процессе учения проблемы, представляющие интерес и значимые для них.
Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно, то естьпроявляет себя таким человеком, какой он есть, выражая себя свободно.
Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как тот есть.
Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, создает психологический комфорт и свободу ученика, т. е. учение должно быть центрирование на ученике, а не на учебном предмете.
Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.
Лекция 20. Учебная деятельность и ее субъект
Содержание
7. Взрослый как субъект учебной (учебно-профессиональной) деятельности.
8. Обучаемость как характеристика субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – специфический вид деятельности, направленной на самого обучающегося как ее субъекта в плане развития, формирования, совершенствования его личности через осознанное, целенаправленное присвоение им общественного опыта в различных видах, формах общественно полезной познавательной, теоретической и практической деятельности.
Любая деятельность характеризуется определенной структурой, включающей специфические потребности, мотивы, цели и соответствующие задачи, действия, операции. Предметом является то, по отношению к чему субъект действует, результат – это то, что субъект приобретает, порождает.
Кажется, что предметом учебной деятельности является обобщенный опыт знаний, дифференцированный на отдельные науки. Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет.
Учебная деятельность – деятельность, предмет которой есть ее субъект, в ходе которой субъект преобразует самого себя как человека. Продукт учебной деятельности – опять же сам человек, научившийся чему-либо, изменившийся. Таким образом, учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Основные характеристики учебной деятельности (по Д. Б. Эльконину):
? направлена на освоение учебного материала и решение учебных задач;
? осваиваются общие способы действий и научные понятия;
? имеет предваряющий способ действия;
? ведет к изменениям в самом субъекте;
? изменения субъекта происходят в зависимости от результатов его собственных действий.
Учебная деятельность общественна (социальна) по своему характеру: во-первых, по содержанию (усвоение социокультурного опыта), во-вторых, по смыслу (общественно значима и оцениваема), в-третьих, по форме (соответствует принятым нормам общения, протекает в специальных общественных учреждениях).
Структура учебной деятельности (по Д. Б. Эльконину):
1) учебная мотивация;
3) учебные действия;
4) действие контроля (самоконтроля);
5) действие оценки (самооценки).
Мотивация выполняет смыслообразующую функцию, сообщает личностный смысл деятельности, ее целям, действиям. Деятельность человека всегда полимотивирована. Учебная мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, организацией образовательного процесса, особенностями учащегося, особенностями учителя, спецификой учебного предмета.
Характеризуя мотивацию обучения, А. А. Вербицкий выделяет две большие группы мотивов, отражающих многообразие ситуаций, в которых деятельность осуществляется: мотивы достижения и познавательные мотивы. В первую группу входят социальные мотивы, внешние мотивы, мотивы достижения, при этом познавательная или учебная деятельность выступает лишь в качестве средства достижения цели (в данном случае это может быть приобретение профессии педагога). Ко второй группе будут относиться внутренние, познавательные мотивы, порождаемые самой деятельностью, которая выступает в качестве цели (познавательная, учебно-профессиональная деятельность является самоцелью). Потребности и мотивы учебной деятельности соотносятся с ее формой и содержанием, т. е. связаны с тем, что учащийся как ее субъект совершает целенаправленные действия по собственному развитию, изменению [1].
Классификация мотивов относительно учебной деятельности (по Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагиной):
1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
а) мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;
б) мотивы, связанные с самим процессом учения, который побуждает ученика учиться, стремиться проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
а) широкие социальные мотивы:
? мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;
? мотивы самоопределения (понимания значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
б) узколичные мотивы:
? стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия);
? желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
? отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей) [5].
Потребности, побуждающие к учебной деятельности, восходят к потребности самосовершенствования: быть нужным, полезным (связана с оценкой самого себя), быть экономически эффективным, профессионально успешным и т. д., бескорыстная познавательная потребность, потребность быть лучше, чем был вчера, лучше других, лучше себя.
Мотивы учебной деятельности:
? широкие социальные: долг, совесть, ответственность, польза для других людей – чем младше обучающийся, тем менее действенны эти мотивы в учебной деятельности, они характерны для зрелой личности;
? узкие социальные – связаны с коммуникативными проблемами сегодняшнего дня: избегание неприятностей, неудач, мотив тщеславия, самоутверждения в узком социальном кругу и др. – ситуативные мотивы, неадекватные по форме и содержанию учебной деятельности, недейственны;
? учебно-процессуальные – связаны с процессом учения – действенны для маленьких обучающихся;
? познавательные – связаны с ценностным отношением к знанию, процессу познания, к себе как человеку познающему – характерны для ученых;
? собственно мотивы, связанные со стремлением к саморазвитию, самосовершенствованию.
Учебная задача направлена на достижение цели учебной деятельности – развитие личности человека и освоение им социокультурного опыта, а также на овладение общими способами действий, например, действием сложения, овладением письменной речью и др., т. е. на то, как следует действовать с предметами, на способы их изменений, а не сами предметы. В практической задаче важен и практический результат – сложить объекты, написать конкретный текст и т. п. Для решения учебной задачи необходимо решить целый ряд практических, но в практической задаче субъект действует с объектами и получает измененные объекты. В учебной задаче субъект действует с объектами, но в результате ее решения изменяется сам.
Учебные действия также направлены на достижение цели и решение учебных задач, т. е. на овладение способами действий с предметами. Учебные действия – производимые учащимся действия в соответствии с предварительным представлением о способе действия и его первоначальном воспроизведении. Важным моментом освоения способа действия является воспроизведение образца, который представлен в задаче.
Действие контроля необходимо для осуществления учебных действий и состоит в сопоставлении воспроизводимого действия и его результата с образцом. Формирование действия контроля, которое затем переходит в самоконтроль, способствует становлению учебной деятельности как произвольной, управляемой, регулируемой. В ходе овладения действием контроля учащийся прослеживает собственное движение к заданной цели, соотносит свои действия с целью решить учебную задачу и, следовательно, овладеть способом действия.
Овладевая действием оценки, учащийся определяет, насколько им решена учебная задача, действительно ли он овладел способом действия так, чтобы использовать его для решения других частных задач. Действие оценки постепенно переходит в самооценку. Учащийся оценивает развивающее влияние учебной деятельности – то, как она его изменила.
Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте (с 7-ми до 10–11-ти лет). Младший школьник, выступая субъектом учебной деятельности, одновременно осваивает ее и проявляет в ней свою субъектность. Учебная деятельность начинает формироваться, когда ребенок приходит в школу, в совместной деятельности с учителем, на всех учебных занятиях. Ее формирование выступает отдельной важнейшей задачей обучения. Учебная деятельность – это такая же предметная деятельность, но предмет ее теоретический, идеальный, поэтому совместная деятельность затруднена. Для ее осуществления нужно объекты материализовать, без материализации с ними действовать нельзя (В. В. Давыдов, Н. Г. Салмина). Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.
Деятельность, первоначально разделенная между участниками, выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции, согласно Л. С. Выготскому, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. Совместная деятельность – необходимый этап и внутренний механизм деятельности индивидуальной.
Г. А. Цукерман выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми и так же, как и сотрудничество со взрослым, является необходимым условием психического развития ребенка. В отношениях ребенка и взрослого неизбежно разделение функции: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребенка [10].
Так, любое действие ребенок совершает сначала со взрослым, постепенно мера помощи взрослого уменьшается и сходит на нет, тогда действие интериоризируется, и ребенок начинает выполнять его самостоятельно.
Возникает замкнутый круг: без взрослого ребенок не может освоить новое действие, но при участии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые компоненты действия (контроль и оценка) так и остаются за взрослым. Поэтому помощь взрослого недостаточна для интериоризации всех аспектов предметных действий. Кооперация со сверстниками воздействует на процесс интериоризации иначе, чем кооперация со взрослым. Кооперация со сверстниками выступает как опосредующее звено между началом формирования нового действия при работе со взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим концом формирования. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения дает ребенку опыт контрольно-оценочных действий и высказываний.
Готовность к школьному обучению определяется сформированностью у ребенка стремления выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность, стремления к новой социальной позиции – позиции школьника. С поступлением в школу ребенок и начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность – учебную деятельность, которая определяет все его отношения со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте определяет формирование основных психических процессов и свойств личности, характеризующих новообразования данного периода развития.
Основные новообразования младшего школьного возраста:
? память приобретает выраженный познавательный характер, ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу, идет интенсивное формирование приемов запоминания;
? происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче;
? развитие воли – в школе вся деятельность по своему характеру является произвольной;
? формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах;
? эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер;
? мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер, развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т. д.).
Таким образом, младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Что же касается самого интеллекта, то в этом возрасте, по словам Л. С. Выготского, «мы имеем дело с развитием интеллекта, который не знает самого себя».
Итак, психологические новообразования младшего школьного возраста характеризуются: а) произвольностью и осознанностью всех психических процессов (кроме интеллекта) и их интеллектуализацией, внутренним опосредованием, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; б) осознанием своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект ставит
перед собой задачи собственного изменения.
Подросток (с 10–11 до 14–15-ти лет) как субъект учебной деятельности характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, индивидуальности, стремлением чем-то выделиться. В этом возрасте главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание идеалу, устремленность в будущее. Ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Стремление к ”исключительности” может усиливать познавательную мотивацию, мотивацию достижения, если она соотносится с содержанием учебной деятельности – ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Учебная мотивация как единство познавательной и мотивации достижения связана у подростка с узколичными, значимыми и реально действующими мотивами. Социальная активность подростка направлена на усвоение норм, ценностей и способов поведения. При организации образовательного процесса младших подростков необходимо учитывать их стремление общаться со сверстниками, стремление показать свою неповторимость, занимать особое положение в социуме. Важно реализовывать активизирующие интеллектуальную деятельность подростка принципы обучения: проблематизацию, диалогизацию, индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца так же, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений. Как субъект учебной деятельности подросток является тем, кто решает, как, в какой форме продолжать образование, исходя из своего представления о ценности образования, трудовой деятельности. При ориентации на учение подросток становится старшим школьником.
Старший школьник (ранняя юность с 14–15 до 17-ти лет) как субъект учебной деятельности – это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Этот период характеризуется направленностью на будущее: на выбор профессии, образа жизни, референтных групп людей. Ведущей деятельностью в данном возрасте является учебно-профессиональная. Специфика старшеклассника как субъекта учебно-профессиональной деятельности определяется сформированной потребностью к самоопределению, построению жизненных планов, выбору профессии. Выбор будущей профессии выступает одним из главных решений в жизни молодого человека. Ему предстоит определить, кем быть и какое место занять в системе общественного разделения труда, насколько этот вид труда будет обеспечивать удовлетворение его потребностей. С выбором профессии связано определение социального статуса и принадлежности к социальной группе. Человек выбирает место работы (а часто и место жительства), с кем ему работать, стиль жизни и т. д. Это определяет характер деятельности, выбор учебного заведения (класса с углубленной подготовкой), выбор или игнорирование учебных предметов того или иного цикла. «Мне литература не нужна, я люблю математику, она мне нужна в институте», – часто говорят старшеклассники. Это, с одной стороны, выражение направленности личности, профессиональная ориентация, но с другой, – невыполнение требований общей образовательной программы учебного заведения, основа недовольства и претензий со стороны учителей, родителей, почва для конфликтов. «В целом такая установка более “взрослая”, но нередко при этом проявляется довольно примитивный практицизм и техницизм, в частности недооценка гуманитарных дисциплин, так как они “в дальнейшем не понадобятся”», – пишет И. С. Кон [4]. Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентаций, явно выраженные профессиональные интересы и профессиональную ориентацию, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. В этом возрасте формируются полная структура самосознания, личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязаний. Учебная деятельность выступает как средство для достижения целей самоопределения. При ее организации необходимо учитывать уже не только возрастные особенности старшеклассников, но и индивидуальные: личностную направленность, интересы, профессиональные ориентации. Учебная деятельность должна быть индивидуализирована, заключать в себе возможности углубленного изучения отдельных предметов, проявления самостоятельной творческой активности. При ориентации старшеклассника на дальнейшее обучение он становится студентом.
Студенчество – это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI–XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом (И. А. Зимняя).
Юность – это возраст от 17–18 до 21–25-ти лет (Г. С. Абрамова, А. В. Толстых, М. В. Гамезо, В. И. Слободчиков и др.); период, когда процесс самоопределения, построения планов заканчивается и начинается процесс их реализации через вхождение юношей и девушек в самостоятельную жизнь. Ведущей деятельностью является либо учебно-профессиональная, либо трудовая, либо то и другое вместе. Благодаря этим деятельностям молодые люди осваивают нормы отношений между людьми (деловых, личных и др.), а также профессионально-трудовых умений. Период юности является периодом профессионального образования. Для этого периода жизни характерны: становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, поиск смысла жизни – все это активизирует процессы самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии. К началу юношеского возраста большинство молодых людей уже имеет некоторое представление о том, чем они хотели бы заниматься в будущем. И с окончанием школы перед ними лежит огромное поле деятельности, где они могут проявить свои способности и силы. Вхождение в самостоятельную жизнь и начинается с реализации жизненных планов, осуществляется тем путем, который молодые люди для себя выбирают.
Для большинства молодых людей студенческая пора связана с переживанием довольно больших нагрузок: физических, умственных, нравственных, волевых. Далеко не все молодые люди на первых порах умеют рассчитывать свои силы, рационально организовывать свою работу. Процесс адаптации к вузу обычно сопровождают отрицательные переживания, связанные с образованием новых незнакомых коллективов, где необходимо заново строить отношения, добиваться определенного статуса. Отрицательные переживания вызывает неподготовленность к обучению в вузе, отсутствие психологической саморегуляции собственного поведения и деятельности, которое усугубляется отсутствием привычного, повседневного контроля педагогов. Юноши находятся в поиске оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, налаживают быт и самообслуживание. Особенно много переживаний (часто отрицательных) у тех, кто переходит из домашних условий в общежитие.
Период студенчества, который у большинства молодых людей приходится на возраст от 18-ти до 22-х лет, – важный этап развития умственных способностей: теоретического мышления, умения абстрагировать, делать обобщения. Изменяются познавательные возможности, значимым становится то, каким образом решает молодой человек задачи (нестандартный подход к уже известным проблемам; умение включать частные проблемы в более общие; умение ставить плодотворные общие вопросы даже на основе задач, сформулированных не лучшим образом и т. д.). Исследователями школы Б. Г. Ананьева получены данные, которые свидетельствуют о том, что студенческий возраст – это пора сложнейшего структурирования интеллекта, и происходит оно очень индивидуально и вариативно. Развитие интеллектуальных способностей тесно связано с проявлением интеллектуальной инициативы, с развитием творческих способностей. Необходимо учитывать эту линию развития мышления студентов при организации учебной деятельности в вузе: в преподавании лекций, при подготовке содержания заданий для самостоятельной работы, при проведении практических и лабораторных занятий, в научно-исследовательской работе студентов. Входя в профессию, молодые люди стремятся внести в нее творческое начало, преобразовать, развить, усовершенствовать ее. Со стороны преподавателя важна поддержка и предоставление возможности проявлять активность, инициативность. У молодых людей, осваивающих профессию, еще недостаточно жизненного опыта и знаний, они вынуждены вести в профессиональной сфере скромную жизнь, играть роль ученика. Задачами преподавателя является расширение знаний о профессии и ее реализации, а также возможностей студента обогатить свой опыт.
Именно в этом возрасте происходит начало проявления субъектности в определении и реализации собственного взгляда на жизнь, определении своего места в жизни и своего индивидуального способа жизни. Определяя образ себя и отделяя его от представлений окружающих, разделяя себя и свои качества, человек проявляет себя как субъекта и начинает нести ответственность за свою субъектность, «которая зачастую складывалась не по воле и без ведома ее носителя» (В. И. Слободчиков). Это в полной мере относится к процессу формирования юношами своих профессиональных качеств и характеристик личности. Существенную роль в процессе освоения профессии играет позиция, занимаемая студентом, его отношение к выполняемой деятельности, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Следовательно, преподавателю необходимо решать такую ответственную психолого-педагогическую задачу, как формирование студента как субъекта учебной деятельности.
Взрослый как субъект учебной (учебно-профессиональной) деятельности – это человек, уже имеющий опыт работы, большой жизненный опыт, имеющий, как правило, выраженные осознанные потребности, связанные с его профессиональной деятельностью. На занятиях взрослые испытывают чувство беспокойства, если их участие в работе может показать их реальную или мнимую некомпетентность, поэтому необходимо сводить к минимуму угрозу возникновения подобной ситуации. Взрослым необходимо понимать, что задания связаны с их потребностями, поэтому созданию мотивации у взрослых способствуют задачи, которые имеют для них смысл. Необходимо давать возможность как можно больше самим принимать решения и осуществлять выбор, основывать занятия на том, что взрослые уже знают, использовать их жизненный и профессиональный опыт, обеспечивать разнообразие форм работы, возможность применять полученные на занятии знания на практике, в своей профессиональной деятельности.
Важной характеристикой субъекта учебной деятельности является обучаемость. Обучаемость – показатель готовности человека к учению, к освоению знаний. Это потенциальная возможность быть обученным, овладевать новыми знаниями, новыми способами их добывания.
Обучаемость – это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития» (А. К. Маркова).
Обучаемость – это «потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе» (Б. В. Зейгарник).
Обучаемость – это «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский).
Обучаемость – это «совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.) зависит продуктивность учебной деятельности» (З. И. Калмыкова).
Обучаемость основывается на совокупности таких свойств интеллекта, как обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления, которые позволяют мышлению быть экономичным.
Основные показатели обучаемости:
? темп освоения знаний и формирования умений;
? легкость этого освоения, отсутствие напряжения, утомления;
? гибкость в переключении на новые способы работы;
? прочность сохранения освоенного;
? активность ориентировки в новых условиях;
? инициатива в выборе сложных, необязательных заданий;
? настойчивость в достижении цели, умение преодолевать препятствия;
? восприимчивость, готовность принять помощь другого человека, отсутствие сопротивления.
Обучаемость соотносится с понятием “обученность”. Обученность – совокупность всех характеристик психического развития, которые есть результат предыдущего обучения, т. е. может быть соотнесена с понятием зоны актуального развития.
Вторая характеристика субъекта учебной деятельности – это воспитуемость. Воспитуемость – потенциальная возможность быть воспитанным, овладевать и вырабатывать новые ценностные ориентации, точки зрения, мнения, взгляды, системы оценок. Это возможность выработать систему отношений к себе, другим людям, труду, миру в целом. Это открытость к дальнейшему воспитательному воздействию, готовность к самовоспитанию. Это также зона ближайшего развития.
С воспитуемостью соотносится понятие воспитанности, которая есть совокупность всех характеристик психического развития как результат предыдущего воспитания.