Что такое субординация в школе

Значение слова СУБОРДИНАЦИЯ. Что такое СУБОРДИНАЦИЯ?

Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школе

Субординация в школе

Вообще субординация – это следование принципу «младшие должны уважать старших, а подчинённые – начальство». В связи с этим совсем неудивительно, что понятие субординации в школе является весьма актуальным, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в наше время под словом «субординация» подразумевается не просто прямое подчинение, но ещё и поведение, которое демонстрирует уважение старших по званию, статусу или должности. Соблюдение субординации является обязательной частью отношений в формате «старший – младший».

Учитель должен выстраивать со всеми учениками доверительные отношения, но при этом держать с ними соответствующую дистанцию

Недопустимо обзаведение преподавателя любимчиками, как, впрочем, и не должно быть учеников-изгоев. Вообще соблюдение в школе субординации чрезвычайно важно, поскольку от этого зависит возникновение уважения между учителями и учениками, поддержание дисциплины на уроках, что напрямую влияет на качество преподавания и усвояемость детьми знаний.

Кроме того, субординация в школе должна соблюдаться и между преподавателями, так, к примеру, совершенно неприемлемо обращение одного учителя к другому с использованием уменьшительного имени – чего-то вроде «Верунчик или Валюшка». Учителя не должны в присутствии детей демонстрировать романтические отношения, даже если таковые имеют место и пр.. Субординация в школе – это, прежде всего, уважительное отношение учителей и учеников друг к другу.

Видео

Разновидности субординации

Как было сказано выше, в коллективе существуют 2 линии подчинения. Это значит, что, соответственно, выделяют 2 вида субординации в деловых отношениях:

Вертикальная субординация подразумевает собой прямые отношения между руководителем и подчиненным, то есть эта система характеризуется схемой «сверху вниз». При таком виде взаимоотношений считается, что начальство не позволит себе чересчур панибратское отношение к подчиненным, а те, в свою очередь, не будут шутить и слишком открыто себя вести с руководством. Вертикаль – это четкая и слаженная иерархия в коллективе.

Плюсы такой системы:

У вертикали есть лишь один существенный минус: излишняя субординация, с которой начальство может перегнуть. В таком случае работа в той или иной компании будет напоминать тоталитарное государство, и подчиненные просто перестанут стараться, и рабочая атмосфера будет нарушена.

От того, как подчиненный общается с руководителем, зависит его дальнейший карьерный рост. Излишнее заискивание или же, наоборот, грубый тон могут разозлить начальство.

Горизонтальная субординация подразумевает собой взаимоотношения между коллегами, занимающими равные должности: к примеру, между руководителями разных отделов, или рядовыми рабочими одного. В этом случае ключевые правила общения другие, и подразумевают собой равноправие, партнерство, взаимовыручку и обоюдное уважение.

Плюс горизонтальной субординации заключается в том, что при хорошей атмосфере в коллективе общая продуктивность возрастает. Люди, которые уважают и прислушиваются друг к другу, работают как одна команда, действительно способны на удивительные свершения.

Минус горизонтали очевиден. К сожалению, коллеги нередко используют друг друга в корыстных целях, особенно если их взаимоотношения перерастают в дружеские и выходят за пределы работы. К примеру, одни люди могут выполнить за кого-то другого его работу просто потому, что тот попросил. Следует помнить, что даже если вы равны в должности, нужно держать определенную дистанцию.

Деловое общение руководителей

Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:

Коллеги

Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:

Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школе

Фонетический разбор

Иными словами, он является разбором по буквам, звукам и слогам. Стоит начать со слогов. Будьте внимательны, слоги и переносы слова — совершенно разные вещи.

Наша «субординация» состоит из шести слогов: суб — ор — ди — на — ци — я.

В разбираемом слове 12 букв, 6 согласных и 6 гласных.

Ошибки при несоблюдении субординации

Пренебрежение к деловому этикету и внутренним трудовым распорядкам приводит к нездоровой и порой враждебной атмосфере в коллективе.

Работать в такой обстановке затруднительно, ведь это будет сказываться на настроении и трудоспособности сотрудников. Иногда чрезмерное нарушение субординации может привести к увольнению.

Источник

Воспитательная беседа на тему: «Субординация»

Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школе

Воспитательная беседа на тему: «Субординация»

Воспитатель: Минакова Ольга Сергеевна

Цель: Научить детей вести себя правильно.

1. Основная часть воспитательной беседы.

Если ученик в школе при людях обратился к завучу: «Верунчик!»,

— это нарушение субординации. Иногда это делается по глупости,

иногда по недостатку воспитания, иногда это провокация.

Не каждый, кто нарушает субординацию, делает это намеренно:

иногда люди просто увлекаются и не замечают, что и как они гово-

рят и делают. Например, сотрудник перед сотрудниками показывает на экране слайды презентации, которую он подготовил для выставки. Руководитель предложил изменить цвет цифры в слайдах презента-ции, сказав: «голубым не видно», на что сотрудник весело ответил:

Если со Старшими кто-то ведет себя неподобающе, то Старший может сразу дать инструкцию, как вести себя следует. Чем четче и спо-койнее (без крика и возмущения) дается инструкция, тем с большей вероятностью она будет понята и выполнена. Если не сработало сра-

но, внимательно глядя в глаза.

ности. Если солдаты, получая приказы командования, вместо их вы-полнения начнут приказы обсуждать и комментировать, это закон-

чится плохо: эта воинская часть будет скоро просто уничтожена,

погибнут все: и солдаты, и командование, допустившие нарушение

С другой стороны, субординация иногда может оказаться лишней и неуместной. Если руководителю нужно, чтобы его подчиненный смело обсуждал тот или иной план, критиковал его соображения, он может предложить отложить субординацию в сторону на время такого обсуждения. Когда и насколько уместна субординация, решает только руководитель, когда это будет входить в его планы. Отношения, когда субординация отсутствует напрочь, называются «панибратством».

2. Обсуждения изложенного материала с детьми.

Источник

Классный час «Субординация» (5 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель : Формирование способности адаптироваться в коллективе.

• Познакомить с понятием – субординация;

• Формировать навыки общения;

• Коррекция отрицательных черт характера – непослушания, недисциплинированности.

( Упражнение на логическое мышление ).

— Объясните, как вы понимаете пословицы?

Общее согласие укрепляет дом.

Один в поле не воин.

В коллективе чужой работы не имеется.

– Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?

– Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?

– Что дают человеку окружающие люди?

– Для чего нужен коллектив?

– Что такое коллектив?

Коллективом называют группу людей, которых объединяет общая работа или учеба, общие стремления или интересы.

– Всякая ли группа людей может быть названа коллективом?

– Что отличает коллектив от простой группы людей?

Чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, нужно всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, вы все такие разные, с разными привычками, взглядами и все же нужно учиться строить отношения, учиться договариваться между собой. Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе вырабатывают правила, и потом по этим правилам действуют.

Просмотр видео „Уроки хороших манер: Поведение в коллективе“.

Сложно прожить в коллективе без соблюдения субординации. Тема нашего занятии – субординация.

— Что означает это слово?

По – латыни субординация означает подчинение, система строгого служебного подчинения младших старшим. Давным – давно субординация подразумевала исключительно послушание воинов в армии начальнику. Но сейчас мы сталкиваемся с ней в своей жизни каждый день. Субординация есть в каждом коллективе, где работает больше двух человек.

Давайте рассмотрим систему подчинения в школе и на производстве.

Завуч Завуч Заместители директора

Учителя Воспитатели Начальник цеха

Во времена, когда основным занятием деловых людей была война, а сила считалась главным аргументом, древние римляне разработали своеобразный кодекс, суть которого сводилась к следующему: нижестоящий должен подчиняться вышестоящему только потому, что тот вышестоящий. Иначе за внутренними разборками не останется ни времени, ни сил на внешнего врага. Закон субординации не так уж сильно изменился за прошедшее тысячелетие. Старый римский принцип „Что позволено Юпитеру, не позволено быку“ работает до сих пор.

— Как вы понимаете это выражение?

Пословица говорит, что занимающие высокое положение обладают большими правами и возможностями, чем все остальные.

Несоблюдение субординации может стать причиной недопонимания, разобщения.

Например, один преуспевающий сотрудник в начале своей карьеры потерял хорошее место в хорошей компании из – за того, что позволил себе в присутствии подчиненных назвать руководителя уменьшительно – ласкательным именем.

Решение ситуативных задач. ( Работа в микрогруппах ).

• Ты отпрашивался у воспитателя в магазин, который находится за пределами школы. Воспитатель тебя не отпустил. Твои действия.

• Воспитатель из другой группы поручил тебе вымыть полы в комнате для умывания. Как ты поступишь?

• Мастер участка, где ты работаешь, приказал тебе сходить в магазин и купить спичек. Как ты поступишь?

• Ты приказал мальчику из третьего класса вымыть твои грязные туфли. Он отказался. Прокомментируй ситуацию.

Задание: Подчеркнуть то, что тебе мешает быть дисциплинированным.

Заносчивость, терпеливость, трусость, честность, равнодушие, гордость, агрессивность, аккуратность, вредность, невоспитанность.

Итог: дисциплинированному человеку мешают качества: заносчивость, трусость, агрессивность, невоспитанность. Нужно уметь разглядеть в себе эти качества и стараться избавиться от них.

— Что такое субординация?

— Что мешает человеку быть дисциплинированным?

Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении. Волгоград, 2012

Воспитание детского коллектива. Издательство „Учитель“, Волгоград, 2012.

Источник

Субординация – что это такое? Важна ли субординация на работе?

Создание на рабочем месте благоприятной атмосферы, располагающей к труду – главная цель предусмотрительного руководителя, желающего повысить производительность сотрудников предприятия. Психология манипуляции и способ иллюзорного премирования становятся нецелесообразными решениями начальника, ведь подчиненные могут затаить на него обиду, узнав истинные намерения босса. В сложившейся ситуации нарушается душевное равновесие работника, в сознании которого появляются и процветают негативные мысли. Подобные факторы отрицательно сказываются на рентабельности компании, поэтому важно вовремя провести внутреннее собрание, определив правила поведения всех участников коллектива.

Субординация на работе

Для начала выясним, что такое субординация на работе? По определению это значит деловые отношения между начальником и подчиненным, которые выстраиваются по принципу иерархической лестницы. Соблюдение субординации – обязательное условие для отношений «подчинённый – начальник» либо же «старший – младший». Такая система способствует поддерживанию рабочей атмосферы на производстве или в офисе. Более того, соблюдение субординации предупреждает возникновение и развитие конфликтов на предприятии.

Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школеСоблюдение субординации – обязательное условие для отношений «подчинённый – начальник»

Как устанавливается субординация?

Любое предприятие должно располагать документацией, которая призвана определять трудовую иерархию, так речь идёт о следующих документах:

Следует отметить, что соблюдение служебной субординации на работе обязательно для всех сотрудников любого предприятия

Различают два вида субординации: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная субординация

Вертикальная субординация является моделью взаимоотношений между начальством и подчинённым, то есть по принципу «сверху вниз». Речь идёт о том, что, к примеру, начальник отдела не должен допускать панибратских отношений со своими работниками. Сотрудники не должны позволять себе подшучивать над людьми, занимающими более высокие должности, то есть при вертикальной субординации соблюдается чёткая иерархия.

Если говорить о плюсах вертикальной субординации, то речь идёт:

Однако вертикальная субординация обладает и некоторыми минусами:

Словом, при обсуждаемом виде субординации начальники нередко «перегибают палку», а в результате проигрывают все: начальники, сотрудники и компания в целом, – в связи с чем субординировать нужно, что называется, с умом.

Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школеВертикальная субординация является моделью взаимоотношений между начальством и подчинённым

Горизонтальная субординация

О горизонтальной субординации говорят, когда имеют в виду общение между собой людей, занимающих равные должности. Это могут быть руководители разных отделов или работники одного структурного подразделения предприятия или компании.

При горизонтальной субординации на первый план выходят другие правила общения, при которых приветствуется взаимоуважение, равноправие, взаимовыгодное партнёрство. Преимущества такой модели отношений в любом коллективе очевидны, поскольку при должном отношении к работе совместное сотрудничество будет плодотворным и долгосрочным.

Только при наличии уважения сотрудников к идеям друг друга создаются реальные предпосылки для возможности долгой совместной работы, результатом которой может стать создание чего-то поистине стоящего.

Однако и горизонтальная субординация имеет свои минусы, связанные с необходимостью:

Как поддерживать субординацию на работе?

Возможно ли наказание сотрудника за нарушение правил субординации на работе? Возможно, а потому все члены рабочего коллектива должны соблюдать ряд правил, которые будут способствовать поддержанию субординации на работе.

Особенности субординации на рабочем месте

Субординация на работе предполагает наличие определённого языка жестов, с которым должны быть ознакомлены сотрудники и руководство компании

Деловое общение становится более обстоятельным, а иерархическое положение человека можно без труда определить по ряду поведенческих признаков.

Что делать, если подчиненный не соблюдает субординацию в коллективе?

Субординация должна соблюдаться, иначе на работе порядка не будет. Однако что делать, если подчиненный не соблюдает субординацию в коллективе? Вообще такое поведение подчинённого работника свидетельствует о том, что начальнику не удалось выстроить в коллективе правильные отношения. Иногда неуважительное отношение сотрудников к своему боссу обусловлено его некомпетентностью.

Кроме того, следует отметить, что подчинённый должен уважительно относиться к начальнику, однако и боссу не стоит пренебрегать правилами хорошего тона, поскольку «начальственное положение» не даёт ему права повышать голос на подчинённых, а уж тем более оскорблять их. По большому счёту, начальник просто обязан быть для подчинённых примером для подражания, в том числе и в вопросе соблюдения субординации и уважительного отношения к сотрудникам.

Что же делать в случае конфликта с коллегой? Кто кому должен уступить? Кто кого должен слушать? Здесь всё зависит от ваших человеческих качеств. Когда люди понимают, что в офис они ходят чтобы работать, а не выяснять отношения, тогда и работа клеится куда лучше. Кстати, несоблюдение субординации на работе по статье 192 ТК РФ «Комплекс взыскательных мер за нарушение субординации на рабочем месте» предполагает следующие виды наказаний:

Основные составляющие субординации в условиях работы – тактичность и уважительное отношение, их должны придерживаться все сотрудники предприятия, включая руководителя

О принципе субординации в семье

А теперь поговорим о том, что такое принцип субординации в семье. Понятие субординации в семейных взаимоотношениях опирается на критерии «старший – младший». В традиционных семьях главой семьи является муж. Укрепление лидерства мужчины произошло ещё в эпоху патриархата, отголоски этого можно увидеть во многих семьях, в которых чтут принципы домостроя и большое значение придают христианской морали.

Субординация в семье строится на двух основных принципах, так речь идёт:

Однако следует констатировать, что в современных семьях роли часто перепутываются: женщина зарабатывает больше мужчины, трудится за двоих и т.п.. В связи с этим понятие семейной субординации как бы размывается. Мужчины в таких семьях уже не чувствуют себя авторитетом, чему в немалой степени способствуют женщины, перманентно подчёркивающие своё превосходство. В семьях, где царит уважение, субординация соблюдается независимо от того, кто сколько зарабатывает.

Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школеВ традиционных семьях главой семьи является муж

Субординация в школе

Вообще субординация – это следование принципу «младшие должны уважать старших, а подчинённые – начальство». В связи с этим совсем неудивительно, что понятие субординации в школе является весьма актуальным, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в наше время под словом «субординация» подразумевается не просто прямое подчинение, но ещё и поведение, которое демонстрирует уважение старших по званию, статусу или должности. Соблюдение субординации является обязательной частью отношений в формате «старший – младший».

Учитель должен выстраивать со всеми учениками доверительные отношения, но при этом держать с ними соответствующую дистанцию

Недопустимо обзаведение преподавателя любимчиками, как, впрочем, и не должно быть учеников-изгоев. Вообще соблюдение в школе субординации чрезвычайно важно, поскольку от этого зависит возникновение уважения между учителями и учениками, поддержание дисциплины на уроках, что напрямую влияет на качество преподавания и усвояемость детьми знаний.

Кроме того, субординация в школе должна соблюдаться и между преподавателями, так, к примеру, совершенно неприемлемо обращение одного учителя к другому с использованием уменьшительного имени – чего-то вроде «Верунчик или Валюшка». Учителя не должны в присутствии детей демонстрировать романтические отношения, даже если таковые имеют место и пр.. Субординация в школе – это, прежде всего, уважительное отношение учителей и учеников друг к другу.

Источник

«Родители оправдывают грубость и ханжество педагога, чтобы не подрывать авторитет»

Традиция. Иерархия. Субординация. Не думать, но слушаться. Уважение, основанное на подчинении. Уважаешь, потому что так сказано, иначе — наказание. Стой прямо, сиди ровно, смотри в глаза, отвечай подробно, изображай внимание, лови каждое слово, не спорь, считывай мысли и восхищайся ими, будь хорошим и получишь награду. Это не про армию и не про тюрьму. Это про школу.

Ведь надзирателя ты обязан слушаться, но можешь тихо ненавидеть. Имеешь право. К учителю нужно испытывать если не любовь, то симпатию. Учитель всегда Марья Ивановна, ты — Иванов или Сидоров. Если звенит звонок на урок — он «для тебя», с урока — «для учителя». Учитель может в твоём аккуратном дневнике или тетради писать на полстраницы «не сделал!», «не готов», «не удовлетворяет». Ты должен удовлетворять, стараться, а учитель — «удовлетворяет» по иерархическому принципу. Последние пару десятилетий у учителя ещё может «болеть голова», могут быть «неприятности дома», он часто устаёт. Мы всё знаем: начало года, тяжёлый осенний сезон, конец года, а там уже и межсезонье, плавно переходящее в конец учебного года. Уставать не положено, хотя это тебе 7, 8, 9 лет, а взрослому человеку — 30, 40, 50 лет.

Нужно признать, и учителю не сладко: он человек подневольный, ему нужно отчитываться, на него тоже могут кричать, жаловаться, увольнять, оценивать. Те, кто стоит над ним. Отсюда — страх. Страх за свою работу, за своё будущее, за свою личность. И он спускает этот страх ниже — детям.

Откуда такая парадигма взялась и продолжает жить в современной школе? Из церковно-приходских заведений XIX века, когда учитель был, действительно, человеком «особым», образованным? Из наших сословных представлений?

Сословные отношения, казалось бы, давно ушли в прошлое, но нет. Так и живут с нами и тянутся: всё начинается со школьной скамьи и часто остаётся с нами на всю жизнь

В крупных государственных (а иногда и частных) российских компаниях, на совещаниях у большого босса взрослые дяди и тёти так и тянут руки, так и заглядывают в глаза, так и норовят «удовлетворить», а потом приходят в «своё маленькое королевство» и кричат на секретарш. Вы можете возразить, что так не везде. Да, в том-то и дело, что сейчас у нас всё больше педагогов, альтернативных образовательных пространств и проектов, где учителя уверены, что уважение не прилагается к диплому, его нужно заслужить. Уважение — чувство взаимное. И его маркеры — не подобострастные взгляды и послушание. Оказывается, обращаться к учителю можно так, как ему удобно: и Вера Сергеевна, и Дима или Паша. И что сидеть можно под столом и на столе, на полу и на подоконнике, что можно спорить и честно говорить, что нравится, а что нет, можно задавать неудобные вопросы или давать глупые ответы. При таком столкновении различных парадигм: когда в частном садике и дома вполне либеральничают, а потом приходишь в школу и попадаешь в жёсткую систему ограничений и условностей, ребёнку ещё сложнее понять, что от него хотят и как с этим жить дальше. Особенно когда родители, наслушавшись советов окружающих, видят откровенное ханжество и грубость педагога, но всё равно оправдывают его, «чтобы не подрывать авторитет». И забывают, что нельзя подорвать то, чего нет.

Почему в школах по-прежнему авторитарный подход

Сегодня всё больше людей признаёт, что авторитарный подход к обучению чаще всего деструктивен в начальной школе и точно неприемлем для многих подростков: тёплые, уважительные, близкие отношения между учителем и детьми служат дополнительной мотивацией к учёбе. Почему он до сих пор распространён в школе? Что хорошего в жёстких формальных отношениях?

Их просто установить. Границы жёсткие. Протокол взаимоотношений понятный, чёткий и не подразумевающий никакой гибкости. Не нужно работать над отношениями, тратить на это время, специально учиться этому. Просто перечисляем правила поведения, наказания за неподчинение и вперёд — грызть гранит науки.

Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школе

Тут вы скажете, что ребёнок должен уважать взрослого, иначе «на шею сядет и ножки свесит»! Да, сядет и свесит, если сможет. Но именно потому, что ему с детства показывают, кто сильный — тот и прав. Другой модели ребёнок не видит. Как только летят границы или просто слегка раздвигаются — уважение может исчезнуть полностью. Это очень заметно, когда работаешь с группами детей из разных учебных заведений. Когда, например, на экскурсию приходят дети из альтернативных школ: ты запросто можешь представиться по имени, шутить над собой, давать пять и придуриваться. И дети воспринимают это нормально. Они не пытаются проверить тебя на прочность и продолжают признавать авторитет взрослого. Со многими учениками начальных классов такой номер не пройдёт: стоит тебе сделать что-то «неположенное для учителя» (как они видят), и дети превращаются в лошадей, которым вдруг сняли шоры с глаз — внутренних границ нет.

Мало того, при таких вот формальных отношениях очень сложно создать атмосферу доверия и принятия, а значит, скорее всего, вы не сможете помочь ребёнку, даже если видите, что помощь нужна, в том числе и в учёбе. Нельзя помочь тому, кто вам не доверяет, от кого вы зависите. Способность и мотивация к учёбе падает, ведь чаще всего мотивация основана на привязанности: если я люблю человека, я начинаю разделять и его интересы.

Понятно, любить всех невозможно, но уважать нужно. И именно учитель должен демонстрировать такое уважение первым, не дожидаясь детей. Это он взрослая, зрелая личность (а иначе что он делает в классе?), а значит, он ни в коем случае не может кричать. Чего не скажешь про детей — они-то только учатся, доли лобные не сформированы, гормоны, опять же, подростковые, опыта и терпения мало. Простой пример: кто должен первым здороваться? Младший со старшим? Но ведь этому нужно учиться, и желательно на положительных примерах лучших из людей (учителей). Так, может, иногда стоит не возмущаться детской грубостью, а проявить вежливость первым? Что в этом такого страшно неприличного?

Вы способны на большее, чем дети. Только в школах почему-то всё наоборот: от детей ждут больше, чем от педагогов

В старшем школьном возрасте появляются другие последствия таких отношений. Только вчера обращался на «вы», затаив дыхание, и не мог оспорить ни слова педагога, а сегодня — пожалуйста, он сидит с тобой у костра и поёт песни, такой же смертный, как все. Он не такой же, может, это ты изменился? Учитель — мессия, избранная лично и вознесённая на Олимп, нас, смертных, во много раз превышающая. Это отношение, усиленное харизмой талантливого педагога, даёт ему невероятную власть над умами, а иногда и телами подопечных. Потому что за право «приблизиться к мессии», за переход в неформальные отношения многие подростки готовы отдать многое. И тут ответственный взрослый должен чётко понимать, что это не его или её волшебная личность настолько притягательна, а скорее социальная роль, власть и иерархическая позиция.

У педагога и ученика должны быть равные права

На самом деле вопрос не в том, как называть учителя — «Марья Ивановна» или «Маша» и даже не в том, сидит ли учитель на столе, позволяет ли себе шутить над собой и вами, делится ли подробностями своей жизни. Вопрос — в чём разница ваших прав. Если вы требуете величать себя по имени и отчеству, на «вы» и предельно вежливо, не позволяйте себе при этом уничижительно обращаться к детям, сколько бы лет им ни было. Как личности — мы все равны.

Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школе

Ваш стиль более демократичен? Отлично, разрешите детям общаться с вами в таком же стиле. Если вы сидите на парте, то почему они должны сидеть на стульчиках ровно, сложив ручки перед собой?

Расскажите о себе, своей семье, увлечениях, слабостях и желаниях, о том, что вы пока не умеете делать и чему могли бы поучиться у детей. Никогда не бойтесь, что таким образом потеряете авторитет. Во-первых, он всегда будет поддерживаться вашей позицией взрослого и педагога, а, во-вторых, настоящий авторитет не потерять, если расскажешь о себе правду. Даже наоборот — когда мы раскрываемся, то становимся сильнее.

А если пойти дальше, спросить, можно ли спорить с учителем? Можно ли открыто высказывать свою точку зрения? Можно ли критиковать? Может ли учитель допустить, что его предмет просто скучен и неинтересен для детей, и, если по-честному, когда не можешь сделать предмет интереснее, просто разрешить детям не демонстрировать энтузиазм. Кстати, подростки не такие злые, как принято думать. И если обсуждать с ними, что им нравится, а что нет, и какие есть предложения, они всегда рады пойти навстречу.

Сейчас принято оценивать различные сервисы: три рожицы — зелёная, жёлтая и красная. Вы нажимаете кнопку и так выражаете степень своей удовлетворённости. А если оценивать урок или предмет? Например, складывать камешки разного цвета в сосуд на выходе из класса или ставить смайлики, плюсики, что угодно. Но не для проверки начальством, а для самого учителя. Чтобы потом он мог спросить детей, а как бы сделали они. Страшно? Не то слово. Но оно того стоит, нужно просто спросить, а что я собственно хочу: быть хорошим специалистом или чтобы все мне рассказывали, что я такой. Кроме смелости, нужно время, а где его взять, когда столько отчётов не заполнено и тетрадей не проверено.

Что такое субординация в школе. Смотреть фото Что такое субординация в школе. Смотреть картинку Что такое субординация в школе. Картинка про Что такое субординация в школе. Фото Что такое субординация в школе

Что нужно знать об учениках молодому учителю, чтобы не сбежать из школы

«Моё дело учить, а не воспитывать и решать их проблемы» — фраза, которую мы слышим, к сожалению, довольно часто. Вроде бы правильный тезис. Но есть вещи, которые не позволяют работать. Ну, например, зима и разбитые стёкла или вой сирены под окном. Так вот: как только мы признаём, что отношения, построенные на взаимном уважении, — это как раз первичные условия, базовые вещи в образовательном процессе, и когда мы создадим позитивные, честные, уважительные отношения, можно продвинуться и в преподавании, уровень нашего образования серьёзно изменится, а возможно, и общий уровень жизни. Как только мы это поймём, наша учительская сила и авторитет возрастут в разы, а дети станут чуть более счастливыми и успешными.

Иллюстрации: фрагмент картины Лукониной-Овчинниковой «Трудная задачка», Иван Тихий «Экзамен».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *