Что такое свободные выборы

Свободные выборы и референдум в системе народовластия

Что такое свободные выборы. Смотреть фото Что такое свободные выборы. Смотреть картинку Что такое свободные выборы. Картинка про Что такое свободные выборы. Фото Что такое свободные выборы Что такое свободные выборы. Смотреть фото Что такое свободные выборы. Смотреть картинку Что такое свободные выборы. Картинка про Что такое свободные выборы. Фото Что такое свободные выборы Что такое свободные выборы. Смотреть фото Что такое свободные выборы. Смотреть картинку Что такое свободные выборы. Картинка про Что такое свободные выборы. Фото Что такое свободные выборы Что такое свободные выборы. Смотреть фото Что такое свободные выборы. Смотреть картинку Что такое свободные выборы. Картинка про Что такое свободные выборы. Фото Что такое свободные выборы

Что такое свободные выборы. Смотреть фото Что такое свободные выборы. Смотреть картинку Что такое свободные выборы. Картинка про Что такое свободные выборы. Фото Что такое свободные выборы

Что такое свободные выборы. Смотреть фото Что такое свободные выборы. Смотреть картинку Что такое свободные выборы. Картинка про Что такое свободные выборы. Фото Что такое свободные выборы

В соответствии с действующей Конституцией РФ свободные выборы признаются одним из основополагающих принципов конституционного строя России. Свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (ч. 3 ст. 3). Путем выборов формируются все представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Только путем выборов избираются глава Российского государства, главы администраций (президенты республик) субъектов Федерации. Таким образом, свободные выборы обеспечивают активное фактическое и постоянное политическое и юридическое участие населения (граждан) в решении всех важнейших вопросов жизни страны.

Что такое свободные выборы. Смотреть фото Что такое свободные выборы. Смотреть картинку Что такое свободные выборы. Картинка про Что такое свободные выборы. Фото Что такое свободные выборы

Референдум в системе народовластия. Референдум есть непосредственное выражение власти народа, обеспечивающее принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении референдум представляет собой голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме «да» или «нет», «за» или «против». Соответственно, назначение референдума в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе большинства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов референдум выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Социально-политическая сущность референдума заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящий корнями в историю, во времена непосредственного народоправства. На народных собраниях, вече, гора и т.п. путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю как правовую основу принимаемого решения единогласно при отсутствии возражающих.

В современном толковании референдум представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт референдума имеет сходство со всеобщими выборами.

По своей юридической силе референдумы могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными). По территории действия различают:

1) общероссийский референдум (референдум Российской Федерации), представляющий всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения;

Действующее законодательство ограничивает круг вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум запрещается выносить следующие вопросы: изменение статуса субъекта РФ; досрочное прекращение или продление срока полномочий Президента, Совета Федерации и Государственной Думы, а также о досрочном проведении выборов этих органов; принятие и изменение федерального бюджета; амнистия и помилование; принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности граждан.

Законом запрещено проведение референдума в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение 3 месяцев после отмены этого положения.

Порядок проведения референдума определяется законодательством. В частности, инициатива проведения общероссийского референдума может принадлежать не менее чем 2 млн граждан РФ при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них. Кроме того, с инициативой о проведении референдума может выступить Конституционное Собрание по поводу принятия новой Конституции (ст. 135 Конституции). Решение, принятое на референдуме, обретает юридическую силу с момента опубликования его итогов и не требует подтверждения со стороны какого-либо органа или должностного лица. Вопросы, рассмотренные на референдуме, могут быть вынесены на повторный референдум спустя год.

Глава 11. Государственный суверенитет Российской Федерации
48. § 1. Понятие государственного суверенитета и его свойства
49. § 2. Теории соотношения суверенитета Федерации и ее субъектов
50. § 3. Государственная территория Российской Федерации и ее состав
51. § 4. Государственные символы как атрибут государственного суверенитета. Иные элементы государственного суверенитета Российской Федерации

Источник

Статья 8. Свободные выборы

Статья 8
Свободные выборы

1. Верховенство конституции является основой для проведения свободных выборов и обеспечения гражданам и иным участникам избирательного процесса возможности без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного воздействия сделать свой выбор относительно своего участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами, не опасаясь наказания либо воздействия, какими бы ни были итоги голосования и результаты выборов, а также правовых и иных гарантий неукоснительного соблюдения принципа свободных выборов в течение всего избирательного процесса.

2. Участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не может принудить его голосовать «за» или «против» какого-либо определенного кандидата (кандидатов), определенного списка кандидатов, никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Ни один избиратель не может быть принужден кем бы то ни было объявить, как он намерен голосовать или как он голосовал за кандидата (кандидатов), списки кандидатов.

3. Кандидат, политическая партия (коалиция) и другие участники избирательного процесса несут ответственность перед обществом и государством в соответствии с конституцией и законом. Ни один кандидат, ни одна политическая партия (коалиция), ни одно иное общественное объединение или общественная организация не имеет права использовать методы психического, физического, религиозного принуждения или призывы к насилию, или угрозы применения насилия, или любые иные формы принуждения.

Источник

Процедура выборов и характеристика избирательного права граждан государства. Составляющие, функции свободных выборов и их основные стадии в общественно-политической жизни страны. Процессы политической социализации и понятие гражданской ответственности.

РубрикаСоциология и обществознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления16.06.2016
Размер файла26,0 K

Что такое свободные выборы. Смотреть фото Что такое свободные выборы. Смотреть картинку Что такое свободные выборы. Картинка про Что такое свободные выборы. Фото Что такое свободные выборы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образование и науки Республики Татарстан

ГБПОУ «Зеленодольский механический колледж»

по дисциплине: «Обществознание»

1. Что такое выборы?

2. Избирательное право

3. Тайное голосование

4. Составляющие свободных выборов

5. Стадии избирательного процесса

7. Избирательный процесс в России

9. Свободные выборы утопия

Цель: Выяснить что такое выборы, избирательное право, составляющие выборов.

Выяснить бывают ли выборы реальными или утопией.

Актуальность: В Российской Федерации многое сделано на пути демократизации избирательной системы. Однако российскому государству и его регионам, чтобы попасть в список свободных стран, необходимо четко внедрить важнейшие принципы свободных выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления.

Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Свободные выборы представляют собой институт непосредственной демократии, обеспечивающий участие народа, граждан в формировании представительных органов государственной власти и местного самоуправления и замещение некоторых должностей в государстве. Выборы остаются наиболее распространенным институтом прямого народовластия, они представляют собой акт волеизъявления (самоуправления) народа, посредством которого формируются коллегиальные органы публичной власти государственные институции (парламент, глава государства, высшие должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов федерации, их законодательные органы) и органы местного самоуправления (представительные, главы местного самоуправления и др.).

Поскольку волей народа осуществляется конструирование и воспроизведение органов власти (прежде всего представительных), выборы с полным основанием характеризуются как вид учредительной власти. Значение выборов в механизме народовластия заключается в том, что акт выборов является действенным инструментом осуществления народного суверенитета. Посредством выборов, избирательной, учредительной власти между обществом и государством осуществляется распределение политического властвования и управления. Поскольку в выборах принимают участие граждане различных национальностей, то акты выборов в Российской Федерации выступают одновременно и формой национального суверенитета. Акты выборов одновременно выражают и волеизъявление народа, и его настроение, симпатии, антипатии, отношение к власти в целом и отдельным властным структурам в частности.

2. Избирательное право

Прямое избирательное право означает непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. Косвенное избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии (выборщиков), которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. В России действует система прямых выборов. Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа

3. Тайное голосование

4. Составляющие свободных выборов

Традиционно под свободными выборами понимают две составляющие:

· добровольность, т.е. избиратель самостоятельно принимает решение за какого кандидата голосовать и участвовать ли ему в голосовании;

· никто не вправе оказывать давление на избирателя.

В большинстве стран участие в выборах добровольно и за неучастие не наступает юридической ответственности.

Вторая составляющая понятия «свободные выборы» запрет манипулировать волей избирателей. Влияние на решение избирателя проголосовать за того или иного кандидата как при помощи угроз, так и при помощи подкупа и посулов, преследуется по закону. Данный запрет касается всех участников избирательного процесса: кандидатов, представителей избирательных органов, представителей органов власти и пр. Разрешена лишь агитация, сроки и условия которой закреплены в избирательном законодательстве.

Основным условием свободы выступает альтернативность. Здесь свобода понимается, прежде всего, как свобода выбора между различными вариантами, альтернативами, свобода политического творчества. Важно, чтобы субъекты избирательного процесса представляли электоральные проблемы, задачи и предлагали многовариантные формы их решения. Набор альтернатив, свобода выбора между ними быстрее и эффективнее поможет найти оптимальные решения и обеспечить по ним общественный резонанс. Гражданам России гарантировано право выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность, в любой представительный орган Они свободны в своем выборе и в своем волеизъявлении. Каждый выбор требует знания ситуации, ее правильной оценки. При выборе граждане исходят из своих личных интересов и сам выбор осуществляется ради их удовлетворения. Выбор, противоречащий личному интересу, воспринимается как внешнепринудительный. Граждане так или иначе вынуждены подвергнуть свои интересы и способы их реализации внутренней оценочной деятельности, должны обладать системой ценностных ориентаций, принявшей характер внутреннего личного убеждения. В этой системе господствующее место занимают их нравственные принципы и убеждения.

Свободным является тот выбор, который сделан не только на основе познания внешней необходимости, но и преодоления ее в соответствии со своими личными убеждениями. Общество, класс, социальная страта влияют на свободу выбора граждан посредством активного участия в формировании ее убеждений. Свобода как внутренний духовный процесс есть познание внешней необходимости, сопоставление ее со своими внутренними убеждениями, выбор и принятие решения с постановкой определенных целей, изыскание средств их реализации. Практическая деятельность по реализации свободно принятого решения представляет заключительный и самый важный элемент свободы. «Свобода, указывал Т. Павлов, которая не является свободой действий, а только наших идей, не есть реальная свобода. В то же время свобода, которая является свободой только действия, не является свободой мысли, руководящей нашими действиями, также не есть реальная свобода» Свобода в выборном процессе осуществляется в рамках закона. К. Маркс по этому поводу писал: «Законы не являются репрессивными мерами против свободы. Напротив, законы это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов» Через закон люди удовлетворяют свою потребность в политической свободе Правовые нормы, предоставляя членам общества права и возлагая на них юридические обязанности, выступают видом и мерой их свободы в урегулированных правом общественных отношениях. В то же время законы Российской Федерации предусматривают возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в государственных и общественных интересах только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Прав А.А. Миголатьев, отмечая, что «в любом государстве, а в современной России, видимо, в особенности, осуществление свободного волеизъявления личности должно сочетаться с выполнением ею конституционных обязанностей и несовместимо с действиями, причиняющими ущерб государственной и общественной безопасности, ментальным основам жизни и здоровью населения, защите прав и свобод других лиц» Смысл ограничений лишь в том, чтобы действительно создать свободное политическое поле, свободное от всяких посягательств на права человека. Здесь уместно вспомнить слова неофрейдиста Э. Фромма: «Свобода означает не что иное, как способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса национальных страстей» [5]. Можно ли вести речь о таких выборах сегодня у нас в стране? В канун парламентских выборов 1999 года нами совместно с ИСПИ РАН был проведен экспертный опрос среди двух групп участников социологических чтений и госслужащих ряда министерств. На вопрос: «Считаете ли Вы, что предстоящие выборы в Госдуму будут свободными и честными?» 41,5% представителей первой группы ответили отрицательно, 31,7% затруднились ответить, 9,8% не ответили вообще и лишь 17,1 % имели положительное мнение. Среди респондентов второй группы эти цифры еще более тревожные. 75,5% не верят в свободные выборы, 20,4% затруднились ответить и только 4,1% питали надежду, что выборы будут свободными.

5. Стадии избирательного процесса

· назначение даты выборов

· образование (определение) избирательных округов

· установление избирательных участков

· создание избирательных органов

· Период выдвижения кандидатов или партийных списков.

Подсчёт голосов, определение результатов выборов избирательной комиссией. Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Роль и место института выборов определяется теми функциями, которые они выполняют в политической системе общества.

1. Представительство общественных интересов. Выборы представляют собой канал трансляции групповых интересов в обществе. В ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их коренные чаяния, запросы, ожидания.

2. Легитимация власти. Власть, избранная народом в ходе осуществления демократически организованных выборов, легитимна: ей больше доверяет и охотнее подчиняется большинство членов общества.

3. Социальный барометр политической жизни. Итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу.

5. Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан.

6. Политическая социализация. В ходе избирательной кампании граждане формируют свои политические убеждения, приобщаются к конституционным, законодательно установленным (правообоснованным) формам политического участия и взаимодействия, осознают свою гражданскую ответственность.

7. Избирательный процесс в России

В федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакциях 1999 года и 2002 года существенно обогащена система принципов. В преамбуле зафиксировано, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, а также референдум являются высшим выражением прямой демократии. Естественно, напрашивается вопрос, каким критериям должны соответствовать свободные, справедливые выборы. Основой свободных выборов является принцип свободы. «Принцип свободы, указывается в Руководстве по наблюдению за выборами, должен обеспечивать гражданам возможность сделать свой выбор без запугивания, а также сознание того, что их право на свободу самовыражения, собраний и ассоциаций будет соблюдаться в течение всего избирательного процесса»

9. Свободные выборы утопия

Самый первый и, наверное, самый простой вопрос кто обладает правом голоса. Свободные и честные выборы предполагают, что все граждане, достигшие определенного возраста (как правило, 18 лет или 21 года) имеют право голосовать. Сейчас выборы не могут считаться свободными, если правом голоса наделены не все поголовно представители обоих полов. Поскольку в большинстве стран мира это положение уже давно узаконено, лишение избирательного права обычно в ряду спорных вопросов не фигурирует. А вот во время выборов в США как раз этот и произошло. В США, где в каждом штате свои законы, проблема избирательного права осужденных стоит довольно остро. Только в двух штатах из пятидесяти одного заключенные имеют право голоса. А в некоторых штатах осужденным запрещено голосовать даже после окончания срока тюремного заключения.

У кого есть доступ к СМИ? Здесь вопрос в том, кто контролирует средства массовой информации, причем с помощью денег. В некоторых случаях в частности в Грузии, Иране и на предстоящих выборах в Ираке, СМИ подчиняются правительству, а значит, оппозиция лишена возможности воспользоваться ими для оглашения своей программы.

Но все эти вопросы относятся, скажем так, к периоду до голосования. Большинство серьезных протестов возникает, наоборот, уже во время и после голосования. Первая проблема здесь запугивание избирателей. Оно может проявляться по-разному. Например, избирателей могут насильно сгонять на участки или, наоборот, помешать им проголосовать.

Самой большой проблемой всегда был подсчет голосов. Так было в Венесуэле, в США, в Грузии, Украине, видимо то же самое предстоит Ираку и Палестине. В Венесуэле оппозиция и по сей день оспаривает результаты, но группы международных наблюдателей подтверждают, что подсчет голосов проводился честно и итоги приняты как окончательные.

Далее следует вопрос о том, можно ли в принципе провести честные и свободные выборы в ситуации политической нестабильности и массовых беспорядков.

И наконец, вопрос о вмешательстве извне.

В общем и целом, получается, что понятие свободных выборов включает определенную долю лицемерия. Предполагается, что выборы должны оказывать влияние на политику. Но зачастую вектор меняет направление. Политика определяет результаты выборов. А иногда бывает так, что при спорных выборах тайный компромисс между политическими силами определяет, принимать итоги голосования или нет.

общественный политический выборы социализация

1. Обществознание 10 класс Королькова Е.С. Методические рекомендации

3. Обществознание 10 класс Котова О.А. Тетрадь-тренажер. Базовый уровень.

4. Тоталитарная диктатура и автократия. Фридрих К., Бжезинский З.

6. Основы политологии. Под ред. В Л. Пугачева. М, 2011.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Классический период в развитии социологии, вклад К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюркгейма в исследование социологических теорий. Условия соответствия демократических выборов своему социальному назначению. Демократические принципы избирательного права.

контрольная работа [38,1 K], добавлен 27.07.2010

Социальные проблемы как основа деятельности субъектов политической системы. Уровень жизни населения. Основные субъекты политической системы региона. Выборы как индикатор регионального политического процесса. Понятие социально-политической стабильности.

контрольная работа [369,1 K], добавлен 29.10.2012

Анализ общественно-политической ситуации, сложившейся в России после выборов депутатов Государственной Думы в декабре 2011 г. Рост актуальности вопроса о легитимности власти. Исследование доверия россиян к избирательной кампании и отношения к В. Путину.

реферат [39,1 K], добавлен 25.10.2013

Сущность и законы демографии. Роль демографической политики. Сравнение и взаимосвязь электоральной и демографической статистики. Понятие выборов. Ограничения, связанные со статусом депутата. Проведение агитации в день выборов в помещении для голосования.

реферат [26,7 K], добавлен 18.01.2014

Этапы и сущность процесса социализации. Виды социального контроля. Сущность, содержание, формы и основные элементы политической жизни общества. Методы внешнего контроля. Общественные условия социализации. Функции агентов первичной социализации.

реферат [71,5 K], добавлен 27.07.2010

Источник

. Свободные выборы

Одним из важнейших конституционных принципов демократических выборов является принцип свободных выборов. Традиционно под свободными выборами понимают две составляющие: 1) добровольность, т.е.

В юридической литературе неучастие избирателя в выборах получило название «абсентеизм». Причины абсентеизма могут быть различны: аполитичность избирателя, протест против проводимых выборов, плохая погода и пр.

В большинстве стран участие в выборах добровольно и за неучастие не наступает юридической ответственности. Это так называемый свободный вотум избирателей. Встречается также и обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателя участвовать в голосовании. За нарушение этой обязанности наступают санкции, например, наложение штрафа (Турция, Бельгия и пр.). Возможны и моральные санкции, например, опубликование списков избирателей, не принявших участия в голосовании.

Для снижения процента абсентеизма в некоторых государствах предусмотрено не наказание для не явившихся, а поощрение для проголосовавших изби-рателей (например, выплата символической денежной суммы).

ствления пассивного избирательного права. Обычно для кандидатов в местные органы власти и в нижние палаты парламентов устанавливается минимальный возраст, совпадающий с совершеннолетием или незначительно его превышающий, в то время как для кандидатов в президенты, в верхние палаты парламентов он выше и равняется обычно 35 и более годам.

В-третьих, как правило, не наделены избирательным правом лица, признанные недееспособными, а также отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В некоторых государствах (например, Франция) в качестве уголовного наказания за ряд преступлений предусматривается лишение избирательного права.

Существуют и иные цензы: ценз оседлости (требование проживать на данной территории определенный срок); имущественный ценз, т.

Кроме того, даже принимая во внимание все законодательные ограничения, невозможно обеспечить стопроцентную явку на выборы.

если невозможно проведение очередных выборов, например в результате отставки президента).

По количеству голосований выборы могут проходить в один или в два тура. При однократных выборах сразу решается вопрос об избрании депутатов и иных должностных лиц. При проведении выборов в два тура (повторное голосование) решающим является именно второй тур. От повторного голосования следует отличать повторные выборы, которые назначаются, если первые выборы признаны несостоявшимися или недействительными, в этом случае проводится весь цикл избирательных действий.

По территории проведения выборы подразделяют на всеобщие (т. е. проходящие на всей территории государства) и региональные (проходящие в отдельном территориальном образовании).

Там, где законодательно закреплен обязательный вотум, процент абсентеизма обычно незначителен. В странах с тоталитарным режимом, как правило, предусматривается свободный вотум, однако явка избирателей традиционно превышает 90%.

Помимо прямых выборов применяются непрямые выборы. Традиционно принято считать, что прямые выборы более демократичны, однако при соблюдении определенных условий непрямые выборы позволяют сформировать более квалифицированный орган власти.

Существует две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые). В свою очередь, косвенные выборы бывают двух видов:

а) выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией (например, выборы президента в США, выборы сенаторов во Фран-ции);

б) выборы проводятся постоянно действующим органом (выборы парламентом президента в Турции).

Многостепенные выборы проводятся следующим образом: представительные органы низшего звена избираются непосредственно гражданами, потом эти органы из своего состава избирают депутатов в вышестоящие представительные органы. Эта процедура повторяется несколько раз, в зависимости от ко-личества звеньев в цепи представительных органов, вплоть до парламента (таким способом формируется Всекитайское собрание народных представителей).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *