Что такое свод гражданских прав
Свод гражданского права
«Corpus juris civilis» — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529—534 при византийском императоре Юстиниане. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».
Первоначально свод состоял из 3 частей:
Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса)
Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке Дионисием Готофредом.
Содержание
Содержание
Кодекс Юстиниана
Ко́декс Юстиниа́на (лат. Codex Iustiniani ) — часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.
Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Комиссия, назначенная в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.
Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16 апреля вступил в действие. С изданием Дигест и Институций возникла необходимость в переработке кодекса, которая была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда. Итогом работы стало издание в в 534 году нового кодекса, названного Codex repetitae praelectionis («Кодекс второго издания»).
Кодекс состоит из 12 книг, книги из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones ), а они, в свою очередь, на параграфы.
Кодекс Юстиниана сохранился лишь в изданиях Corpus juris civilis, то есть не в полном оригинальном виде. Веронский палимпсест начала VII века, содержавший в себе полный текст Кодекса, сохранился не целиком. Остальные древнейшие рукописи Кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг Кодекса. Они начинают пополняться с XI века. В конце XII века появились рукописи и последних 3 книг. Но и после этого кодексом считались только первые 9 книг, а три последние составляли особый отрывок, известный под названием tres libri.
Греческие конституции, содержащиеся в Кодексе, которые всегда выпускались западными рукописями (лат. Graeca non leguntur ), были прибавлены только к печатному изданию XVI века по источникам церковного и светского права Византийской империи.
Дигесты
Дигесты или Пандекты, основная часть компиляции Юстиниана I состоящая из 50 книг. Дигесты или Пандекты содержат в себе высказывания (мнения) ведущих римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох около 96-533 года новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала рецепции римского права на Западе
Институции
Новеллы
Corpus juris civilis и рецепция римского права
Практическое значение кодекса Юстиниана и других частей Corpus juris civilis на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции римского права (XII век) — и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия, так как к нему приурочилось применение и изучение римского права.
§ 16.5. Свод гражданского права
I. Свод гражданского права (corpus iuris civilis, корпус юрис цивилис) – кодекс права, созданный в 528–534 гг. по приказу Юстиниана (527–565) – императора Восточной Римской империи.
Название «Свод гражданского права» появилось только в 1583 г. Автором его является крупнейший специалист римского права – Дионисий Готофред (Дени Годефруа). Помимо данного названия (официального) возможны также следующие наименования: Кодекс Юстиниана, Право Юстиниана, Кодификация Юстиниана, Свод цивильного права.
II. Свод гражданского права, без преувеличения, венец всей римской юриспруденции и цивилизации, а также величайший за всю историю мировой юриспруденции кодекс права. Это гигантский труд, повторить который, даже при использовании современных технических средств и знаний, чрезвычайно сложно.
Создателями Свода является комиссия из 16 человек под руководством юриста и квестора императорского двора Трибониана.
Свод состоял из четырех частей: Кодекса Юстиниана, Дигест, Институций и Новелл Юстиниана.
III. Кодекс Юстиниана (Codex Iustinianus) – первая часть Свода, вступил в силу 7 апреля 529 г.[44], но спустя пять лет (16 ноября 534 г.) появилась новая редакция (С. repetitae praelectionis), в результате чего прежняя редакция утратила силу.
Кодекс содержит около 4600 законов, начиная со II в., разделенных на 12 книг. С его появлением все законы, не вошедшие в Кодекс, утратили юридическую силу и, наоборот, все законы, помещенные в Кодексе, были обязательны в исполнении.
IV. Дигесты (Digesta)[45] – вторая часть Свода. Возможно, самая грандиозная его часть. Включает в себя выдержки и мнения (извлечения) 38 римских юристов из 275 сочинений по наиболее важным вопросам римского права. Наибольшее количество извлечений принадлежит Ульпиану (2462), Павлу (2083), Папиниану (595), Помпонию (585), Гаю (535), Юлиану (457), Модестину (345)[46].
Работа над Дигестами была начата 15 декабря 530 г., закончена – 30 декабря 533 г.
Дигесты состоят из 50 книг, 432 титулов, 9123 фрагментов, параграфов.
Общепринятым является деление всех книг Дигест по содержанию на семь частей. Книги 1–4 – общая характеристика права (ta prota), 5—11 – исковое производство (de iudiciis), 12–19 – обязательственное право (de rebus), 20–27 содержат различные институты: залоговое право, проценты, судебные доказательства, порядок заключения брака и в целом семейные отношения (umblicus), 28–36 – наследственное право (de testamentis), 37–44 – наследственное право (pars sexta), 45–50 – различные институты права, а также военные преступления (pars septima).
Интересный факт: Юстиниан строго запретил любые комментарии Дигест и написание трудов, носящих критический характер.
V. Институции Юстиниана – третья часть Свода, представляющая собой учебное пособие для обучения в юристов. Работа над Институциями была закончена одновременно с составлением Дигест, поэтому Институции вступили в силу в тот же день, что и Дигесты.
Состоит из четырех книг, поделенных на титулы и параграфы. Группировка материала по книгам соответствует Институциям Гая. Содержание Институций Юстиниана основывается на наиболее известных на момент составления институциях, которые были слиты «из всех загрязненных источников в единое чистое озеро» (Конституция Отпет).
VI. Новеллы Юстиниана (novellae (leges) Iustiniani)[47] – четвертая часть Свода, содержащая законы, принятые после составления первой части (Кодекса Юстиниана).
Новеллы вмещали в себя законы, изданные в период с 535 по 556 г.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Кодекс Юстиниана
«Corpus juris civilis» — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529—534 при византийском императоре Юстиниане. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».
Первоначально свод состоял из 3 частей:
Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса)
Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан в XVI веке Дионисием Готофредом.
Содержание
Содержание
Кодекс Юстиниана
Ко́декс Юстиниа́на (лат. Codex Iustiniani ) — часть законодательной компиляции Юстиниана; содержит в себе императорские конституции, вошедшие в кодексы Грегориана, Гермогениана и Феодосия и сохранившие силу до Юстиниана, дополненные позднейшими новеллами и видоизменённые согласно потребностям времени.
Необходимость в подготовке Кодекса была связана с большим числом старых предписаний, потерявших всякую практическую цену, но включённых в старые Кодексы. Комиссия, назначенная в феврале 528 г., должна была выработать новый Кодекс, имея в виду лишь современные ей практические нужды. Комиссии было предоставлено право не только делать сокращения (вычеркивать введения, обращения, заключительные слова и т. д.) в конституциях, но и выбрасывать все отжившее или отменённое позднейшими узаконениями; не только исправлять текст, но и уточнять его, изменять и дополнять, соединять многие конституции в одну и т. д.
Работа продолжалась около 14 месяцев. 7 апреля 529 г. Кодекс был обнародован и с 16 апреля вступил в действие. С изданием Дигест и Институций возникла необходимость в переработке кодекса, которая была совершена Феофилом, Трибонианом и тремя адвокатами высшего суда. Итогом работы стало издание в в 534 году нового кодекса, названного Codex repetitae praelectionis («Кодекс второго издания»).
Кодекс состоит из 12 книг, книги из титулов, титулы разделяются на отдельные императорские постановления (лат. leges или constitutiones ), а они, в свою очередь, на параграфы.
Кодекс Юстиниана сохранился лишь в изданиях Corpus juris civilis, то есть не в полном оригинальном виде. Веронский палимпсест начала VII века, содержавший в себе полный текст Кодекса, сохранился не целиком. Остальные древнейшие рукописи Кодекса представляют собой извлечения, передающие в сокращении только первые 9 книг Кодекса. Они начинают пополняться с XI века. В конце XII века появились рукописи и последних 3 книг. Но и после этого кодексом считались только первые 9 книг, а три последние составляли особый отрывок, известный под названием tres libri.
Греческие конституции, содержащиеся в Кодексе, которые всегда выпускались западными рукописями (лат. Graeca non leguntur ), были прибавлены только к печатному изданию XVI века по источникам церковного и светского права Византийской империи.
Дигесты
Дигесты или Пандекты, основная часть компиляции Юстиниана I состоящая из 50 книг. Дигесты или Пандекты содержат в себе высказывания (мнения) ведущих римских юристов классической, позднеклассической и послеклассической эпох около 96-533 года новой эры по самым разным вопросам частного, уголовного и международного права. Именно Дигесты послужили исходным пунктом для начала рецепции римского права на Западе
Институции
Новеллы
Corpus juris civilis и рецепция римского права
Практическое значение кодекса Юстиниана и других частей Corpus juris civilis на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции римского права (XII век) — и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия, так как к нему приурочилось применение и изучение римского права.
Свод гражданского права Юстиниана
Всеобъемлющая же систематизация развернулась после падения Западной Римской империи по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства.
Кодификационные работы были выполнены в небывало короткий срок – за пять лет, с 529 по 534 года.
Руководителем кодификационных работ был избран юрист Трибониан, занимавший один из важнейших постов в государстве (начальник столицы), которому помогали 15 сотрудников. Через три года после начала работ были готовы две основные части кодификации – «Дигесты» и «Институции».
«Дигесты», или «Пандекты» (переводится как «собранное», «содержащее в себе все»), содержат извлечения из сочинений выдающихся римских юристов (Ульпиана, Павла, Юлиана, Модестина и др.). «Дигесты» – самая объемная и ценная для нас книга кодификации – около 1600 страниц. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведены по-гречески. Первоначальный текст документа не сохранился, а самая ранняя, дошедшая до нас копия относится к концу VI века. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному праву. Кроме того, здесь содержались рассуждения юристов относительно общих вопросов правосудия, деления права на частное и публичное, понимания закона, международного права. Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранения многих формальностей последнего (например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов.
«Институциями» был назван учебник для студентов византийских юридических учебных заведений. В империи имелись три высшие юридические школы: в Константинополе, Риме и Бейруте. Обучение продолжалось пять лет. Программа утверждалась государством. «Институции» были кратким учебником по общим началам юриспруденции, составленным на основе более старого (II в.) учебника римского юриста Гая.
Третья и последняя часть «Свода» – «Кодекс» Юстиниана – это собрание собственных императорских постановлений.
Наконец, все дополнения и изменения, вносимые в «Свод» последующим законодательством, составили особую часть – «Новеллы».В широком смысле изменений и дополнений к законам вообще это название сохраняет свое значение и в настоящее время. От новелл отличались интерполяции, которыми стали называть всякие «скрытые», неоговоренные изменения текста, внесенные в «Дигесты».
Однако массивный, состоявший из четырех частей – Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, – Свод был очень труден для применения в судейской практике. Поэтому в 726 году по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклогапредставляла собой сокращенный, исправленный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии. Эклога состояла из 18–ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального и канонического права. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право.
В конце 20-х годов VIII века параллельно с Эклогой был создан Земледельческийзакон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм обычного славянского права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.
Морскойзакон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военныйзакон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеевзакон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.
Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI век в Византии интенсивно составлялись номоканоны– сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны Вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания власти как светской, так и церковной. Важнейшим источником византийского церковного права были постановления Вселенских церковных соборов. Наибольшее значение имели номоканон «Схоластика» VI века и номоканон VII века, переработанный патриархом Фотием в 883 году.
Когда в IX веке к власти в Византии пришла династия василевсов – иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I Эклога была осуждена как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составили свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана. В 879 году был издан Прохирон– краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.
По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 годом от имени Василия I и его сыновей-соправителей – Льва и Александра – была издана Эпанагога(«переработанное повторение»). По сути, это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии. В 888–889 годах Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.
Частные нормативные источники права Византии – это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X веке и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV веке, являлось частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX века.
Отметим, что под безусловным влиянием римского права развивалось обязательственное правоВизантии. Все обязательства, как и в римском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.
В семейно-брачныхотношениях господствовали нормы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юношами 14-летнего возраста, а девушками – 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: согласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз. Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.
Уголовное правоВизантии носило сословный характер. Важнейшими факторами, определившими тенденции его развития, стали правовая доктрина христианства, библейские тексты, новое представление о государстве и статусе императора. Преступление рассматривалось как проявление греховной природы человека. Исходя из их доктрины «предустановленной греховности» наказание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи. Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного наказания и неумышленные преступления, а также совершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание.
Основными видами преступленийявлялись: государственные (наказывались смертной казнью); религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством); имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже – смертной казнью); против семьи и нравственности (наказывались смертной казнью или телесными наказаниями); против личности (спектр наказаний – от штрафов до смертной казни). По мере развития в Византии феодальных отношений усиливается репрессивный характер уголовного права: сокращается доля штрафов и возрастает значение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания не упоминается в византийских источниках.
В мировых хрониках того времени много говорилось о судебном произволе, который царил в период неограниченных монархий, о потоках крови, которые проливались в угоду той или иной политике. Но то, что происходило в этом смысле в Византии, ни с чем несравнимо.
При императоре Фоке (602–610 гг.) на множестве невинных людей были испытаны все способы казни: разрезание на части, старинные римские зашивания в мешок с последующим выбрасыванием в море и т.д. Вот как, например, казнили сановника Елпидия: выкололи глаза (делалось это обыкновенно раскаленным металлом), вырезали язык, отрезали ноги и руки, затем, еще живого, бросили в лодку и сожгли.
Императору Андронику (XII в.) принадлежала идея одновременного массового избиения всех заключенных, а также и всех их родственников. Мотивировалась эта мера государственными интересами и, разумеется, «повелением Божьим». Спасло заключенных народное восстание (воздавшее, кстати, полной мерой и самому Андронику).
Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и демонстрировало преемственность с традициями античного права.
В 529 году все римские законы были собраны в единый кодекс. Их прокомментировали выдающиеся юристы того времени. Тем самым император Юстиниан Первый положил начало истории европейского права.
Император Юстиниан Великий
Однако прославился Юстиниан не своими попытками восстановления былого величия империи, а тем, что по его распоряжению были собраны и систематизированы все римские законы. По всей стране юристы письменно фиксировали действующие законы, и через пять лет был готов так называемый «Кодекс Юстиниана», вошедший в «Свод гражданского права» и ставший первым систематическим изложением римского и византийского права.
Джованни Доменико Тьеполо. Законодатель Юстиниан
Но Юстиниан не считал работу завершенной. Он поручил Флавию Трибониану (умер около 545 г.), одному из самых выдающихся юристов того времени, найти правоведов, которые смогли бы прокомментировать собранные законы. Занимая должность квестора, Трибониан был в Византии, так сказать, министром юстиции. Поэтому у него была возможность поспособствовать скорейшему завершению работ по кодификации права. Окончательный вариант «Свода гражданского права», получивший силу закона в 534 году, состоял из трех частей. Это «Кодекс Юстиниана», то есть сами законы, «Дигесты», то есть толкования законов выдающимися юристами, и «Институции» («Основы»), учебник права для студентов-юристов. Таким образом, первая попытка систематизированного изложения права оказалась весьма удачной.
Юстиниан Первый оставался у власти добрые сорок лет. При этом и в личной жизни, и в политической деятельности он получал активную поддержку со стороны своей жены Феодоры Первой (умерла в 548 году). Летом 527 года на церемонии коронации Юстиниан официально объявил Феодору «августой», что теперь выгодно отличало ее от прошлых императриц. Сам император считал, что Феодора была ниспослана ему богом. Влияние Феодоры на политику Юстиниана было весьма заметным.
Предотвратить гибель «четвертого царства»
Corpus iuris civilis – основа европейского права
Долгое время «Свод гражданского права» оставался забытым. И лишь на рубеже XIV и XV веков древние тексты были обнаружены профессорами-юристами Болонского университета. Почти сразу же «Свод гражданского права» был интегрирован в современное законодательство.
С тех пор в течение многих веков он остается принципиальной основой правовых систем большинства европейских государств. Правовая традиция, начало которой было положено в VI веке, прослеживается в Общем Земском Уложении, принятом в Пруссии в 1794 году, во Французском гражданском кодексе 1804 года и в австрийском Общем гражданском уложении 1811 года. В Германии принципы «Свода гражданского права» сохраняли свое значение вплоть до 1900 года, когда в стране вступило в силу Германское Гражданское уложение.
Таким образом, «Свод гражданского права», составленный по распоряжению императора Юстиниана в VI веке, является наглядным примером тесной связи античности и современной Европы.
Автор: Маттиас фон Хельфельд
Редактор: Вячеслав Юрин
Архив
Морское сражение при Саламине
В 480 году до н.э. греческий флот атаковал военные корабли персов и одержал победу в крупнейшем в истории Древнего мира морском бою. Это создало предпосылки для процветания как Греции, так и всей Европы. (30.03.2009)
Контекст
Римский плебисцит: Прообраз европейской конституции
Как христианство стало государственной религией
Эдикт римского императора Феодосия I Великого имел для Европы далеко идущие последствия: этот манифест о вере послужил основой для слияния иудейско-христианской религии с греческо-римской культурой. (13.04.2009)
Аудио- и видеофайлы по теме
Аудио: В 529 году все римские законы были собраны в единый кодекс
Также по теме
Оружие из Украины для европейской мафии? Детали исследования 18.12.2021
Секретные штрафные меры ЕС против Кремля (17.12.2021) 17.12.2021
Без телефонов в комнате. Так на саммите в Брюсселе лидеры ЕС обсуждали свои действия на случай военной агрессии России против Украины. В совместном заявлении затем Евросоюз пригрозил Кремлю мощными санкциями в случае эскалации. Однако никаких конкретных мер не назвал.
Пять сценариев ЕС: какой будет реакция, если РФ нападет на Украину 17.12.2021
На саммите ЕС единогласно пригрозили РФ мощными санкциями в случае дальнейшей агрессии против Украины. Но какими они будут, озвучивать не стали, выражая надежду, что до этого дело все же не дойдет.