Что такое валеологическое воспитание
Валеологическое воспитание в семье
Юлия Кичина
Валеологическое воспитание в семье
В системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль играет общение в семье.
Еще П. Ф.Лесгафт в свое время писал: «Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его существовании».
Влияние взрослых на развитие и формирование стратегии здорового образа жизни огромно. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения.
Семья играет кардинальную роль в создании фундамента здоровья своего ребенка.
Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте,искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с семьи и детского сада. Именно это является целью валеологии.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое).
Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.
Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука.Ее цели и содержание сводятся к следующему:
-Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).
-Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.
-Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично,что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.
Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура (предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья).
Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье. (начиная с планирования семьи).
1. Голицына И. И., Карасева Т. В. Основы валеологии. 1996.
Рекомендации «Музыкальное воспитание в семье» Мир музыки прекрасен и разнообразен. Восприятие прекрасных произведений, детских песен и, просто звуков, может происходить не только в ДОУ,.
Видеоотчет «Музыкальное воспитание в семье» Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными.
Воспитание любви к родной природе в семье Цель: Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить.
Консультация «Физическое воспитание в семье» Физическое воспитание в семье Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно — ведь у детей есть право на счастливое.
Художественное воспитание ребенка в семье Зачастую родители ставят целью воспитать, «сделать» из ребенка кого-либо. Многие из них считают, что художественное воспитание нужно лишь.
Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.
Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возраста Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возрастаОт состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.
Реферат «Нравственное воспитание в семье» Содержание. 1. Введение 2 2. Основная часть 4 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания ребёнка в семье 4 1) История проблемы.
Воспитание в семье с одним родителем Воспитание ребенка в неполной семье – это обычное воспитание, только оно проходит в более сложных условиях. В полной семье мама и папа занимают.
Валеологическое воспитание детей раннего возраста
Валеологическое воспитание детей раннего возраста.
Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Главным и приоритетным направлением в развитии ребенка является охрана его жизни и укрепление здоровья. Валеологическое направление процесса обучения и воспитания дошкольников помогает формировать и осмысленно относиться к здоровью как важной жизненной ценности.
Для того чтобы у детей и их родителей выработать валеологическое мышление, направленное на укрепление и сохранения здоровья, педагогу необходимо владеть современными знаниями о культуре здоровья.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Всем нам известно, что здоровье на прямую зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Большую часть своей жизни дошкольник находиться в детском саду и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития.
С раннего возраста, когда жизненные установки детей ещё недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
«Валеология» включает в себя все стороны работы с детьми по формированию взглядов на здоровый образ жизни.
Валеология — это наука о воспитании привычки к здоровому образу жизни!
Слово «Валеология» происходит от латинских слов «вале», что означает «быть здоровым» и «логос» — «наука». Таким образом, валеология — наука о здоровье. Валеология, как наука возникла не так давно. В 1982 году русский ученый Израиль Ицкович Брехман научно обосновал необходимость здравоохранения практически здоровых людей.
Какие же существуют факторы, которые могут помочь ребенку сохранить и укрепить здоровья?
1. Соблюдение режима дня;
2. Рациональное питание и режим питания;
3. Пребывание на воздухе;
4. Закаливающие процедуры;
5. Двигательная активность;
6. Соблюдение санитарно — гигиенических норм и правил;
7. Психологическая безопасность детей в детском саду.
Главной целью для педагога работающему в валеологическом направлении является обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укреплению здоровья и привитие навыком здорового образа жизни.
Из поставленной цели могут вытекать такие задачи,как:
1. Формировать у детей культурно – гигиенические навыки.
2. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
3. Дать детям элементарные сведения о своем организме.
4. Помочь формировать у детей интерес к физической культуре и потребности в здоровом образе жизни.
5. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя.
Так как у детей в раннем возрасте развит наглядно — действенный и наглядно — образный характер мышления, материал образовательной деятельности должен строиться на методах формирования новых знаний и способов деятельности детей.
Какие методы можно использовать при работе с детьми раннего возраста при валеологическом воспитании детей?
• словесные (беседы, чтение сказок и рассказов о здоровом образе жизни,
• наглядные (рассматривание тематических иллюстраций, картин, плакатов,
• практические (дидактические упражнения, сюжетно – ролевые игры, просмотры видеоматериалов о здоровом образе жизни.
Какие мероприятия необходимо проводить в ДОУ для
укрепления здоровья детей?
Соблюдение личной гигиены.
Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика и др.
Соблюдение режима дня.
Профилактика простудных заболеваний.
Создание условий для двигательной активности.
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
Для полноценного развития детей в вопросах валеологии создание предметно-пространственной среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.
В уголке должна быть наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей.Так же располагаться спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Для организации подвижных игр в уголке можно разместить маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев. Для развития дыхания и увеличения объема легких можно использовать султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары.
Для того чтобы валеологическая программа смогла дать положительные результаты необходимо все её задачи решать в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников, при этом решая такие задачи,как:
Установление доверительно контакта с родителями;
Повышение педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления детей;
Пропаганда здорового образа жизни;
Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Для решения этих задач, можно использовать такие формы с родителями,как:
Дни открытых дверей;
Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре.
Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами доктора Комаровского: «Только здоровый ребенок может быть счастливым».
Валеология. Конспекты комплексных занятий в детском саду (от 3 до 7 лет). Н. О. Сизова. : СПб. : Паритет, 2008.
Оздоровительные игры. Младшая группа. / авт. – сост. С. Е Голомидова. –Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт. – сост. Т. В. Смирнова. –Волгоград: учитель, 2011.
Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/авт. – сост. Т. Г. Карепова. –Волгоград: Учитель, 2011.
Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.
Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.
Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.
Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.
Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.
План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.
План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.
Валеологическое просвещение родителей. Уголок здоровья. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность.
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в игре
Тимофеева Зульфия
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста в игре
1. Термин «Валеология»
Термин «валеология» означает «наука о здоровье». Несколько лет назад это слово быстро вошло в моду и широко распространилось на всех ступеньках образовательной системы.
Оставив в стороне споры, ученых и педагогов, о том, сформировалась ли в настоящие время валеология как самостоятельная наука, считают возможным использовать данное слово как собирательный термин, объединяющий такие традиционные науки, как анатомия, физиология, медицина, гигиена, профилактика болезней и др. Он отражает все стороны единого направления работы с дошкольниками по формированию взглядов на здоровый образ жизни, поскольку в детском саду неприемлемо дробление педагогического процесса на узки науки.
2. Валеологическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста
Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным условиям жизни и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижение психического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания и образа жизни.
Валеологическое воспитание тесно связанно с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знание детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, развивает логическое мышление, творческие способности и положительные эмоции к здоровому образу жизни.
В дошкольном возрасте у детей активно развиваются психологические процессы через валеологическое воспитание, формируется память произвольное внимание, воображение, появляются новые чувства; забота, бережливость, ответственность и т. д. Дети учатся управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающим, следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму. Негативно относится к вредным привычкам. Начинают бережно относится к своему здоровью, осознавая, что значит вести здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни благотворно влияет на психически и эмоциональные процессы ребенка, так, как ребенок становится более уравновешенным, рассудительным и спокойным. Положительное отношение к своему здоровью интерес к здоровому образу жизни будь то гимнастика, прогулки на свежем воздухе, или исследовательская деятельность может ребенку выплеснуть свое эмоциональное напряжение во вне, у него наступает успокоение и любознательность.
В связи с этим позволяет педагогу отследить внутренний настрой ребенка и его психическое состояние. Занятия позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья, дает детям умения выражать, собственное мнение и доказывать свою точку зрения.
2.1. Использование валеологических игр в развитии детей
Игра в жизни ребенка становится существенным компонентом развития личности, ведь игра всегда деятельность совместная, где определен всегда конечный результат.
В процессе валеологических игр, дети познают мир, исследуя его – проявляют активность в игре, становятся инициативными, начинают сами распределять между собой роли, осознанно начинают играть в игры с правилами, становятся настойчивыми в достижении результатов своей игры, появляется стремление и самовыражение.
Занимая ребенка, валеологической игрой, способствуют развитию у него, творческих способностей, формирует у него произвольное мышление, развивает зрительное внимание, память и воображение. Соединяя в игре серьезно интеллектуальные занятия и игры забавы, способствуют у детей развитию гибкости мышления, умение создавать образы и оперировать ими, рассуждать, и отстаивать свою точку зрения. Между тем, рассматривая разнообразное содержание детских валеологических игр, их свойство и характер, следует подчеркнуть, что общим во всех играх является творчество детей. Но при этом необходимо развивать таки качества, как внимание и наблюдательность, при котором невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности ребенка.
Чем больше уверенности и изобретательности у ребенка в игре, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие ребенка, с окружающим, его миром. Другим, словом, чем больше мастерства в игре, тем умнее ребенок.
Валеологические игры находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Практикой подтверждено, что уровень развития речи находится от прямой зависимости, психических и физических качеств ребенка.
В младшем возрасте, дети начинают играть, в эти игры не замечая того на – занятиях, прогулке, в играх (сюжетно ролевых, подвижных, дидактических и др., в свободной самостоятельной деятельности в течение дня. Уже в среднем возрасте дети свободно могут
— классифицировать предметы по одному признаку
— называть лекарственные и ядовитые растения (грибы)
— проводить внешние отличия человека и животных
— давать краткое описание человеческому организму
— пользоваться исследовательским материалом
— умеют доказывать свою точку зрения
Играя, в валеологические игры позволяет снять у ребенка стресс, помогает выразить свои чувства и эмоции избавится от каких либо страхов, если ребенок замкнут и необщителен, приобщить его к социальной активности.
Через валеологические игры можно определить уровень знания детей о здоровом образе жизни, что является показателем интеллектуального развития ребенка и гибкости его мышления.
Поэтому в дошкольном возрасте необходимо развивать механизмы, необходимые для понимания детей, что значит вести здоровый образ жизни, и создавать условия для накопления ребенком практического опыта.
Ведь играя, в валеологическии игры, благотворно влияет, на общие развитие ребенка, помогает стать ему более самостоятельным и уверенным в себе. Что означает, мир игры и детства – это удивительный неиссякаемый источник блестящих идей и оригинальных решений, мир не стандартного мышления, мир воображения и творчества способствующий успешному овладению умений и навыков, в желании быть здоровым и вести здоровый образ жизни.
3. Основные аспекты здорового образа жизни
Здоровый образ жизни – активность человека, направленная на сохранение здоровья.
• Научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими.
• Следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму.
• Научиться рационально питаться.
• Соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение.
• Негативно относиться к вредным привычкам.
• Уважать физическую культуру, заниматься спортом.
4. Методы и приемы, используемые при проведении занятий
1. Создание здоровье сберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка ДОУ.
2. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
3. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.
4. Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей.
Словесные 1. Беседы.
2. Чтение художественной литературы.
3. Заучивание стихотворений.
4. Дидактические игры.
4. Моделирование ситуаций.
1. Организация выставок, конкурсов.
2. Сбор фотоматериалов.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Аудиовизуальная техника.
5. Информационно-агитационные стенды.
6. Театрализованная деятельность.
7. Личный пример взрослых.
Исследовательский Самостоятельное придумывание игр, игровых сюжетов, опытов, различений.
Проблемного обучения Творческое использование готовых знаний, в игровой и повседневной жизни.
5. Рекомендации по проведению занятий
Условие 1. Формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий.
Условие 2. Специфика ознакомления дошкольников с валеологией заключается в том, что присущему детям наглядно – образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме. В виде готовых обобщений.
Условие 3. На занятиях в детском саду следует практиковать решение логических задач, провидение экспериментов, проводить праздники и конкурсы, работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работ. Которые способствуют развитию его познавательных способностей.
Условие 4. Объем знаний так интересен и велик, что не может быть полностью реализован на специально организуемых занятиях. Для этого не хватила бы никакого времени. На занятии выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведения сообщается в играх, наблюдениях, экспериментах.
Условие 5. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво. Но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны взрослого так и ребенка.
Условие 6. Занятия должны даваться детям малыми дозами.
Условие 7. Большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность ребенка по реализации принципов здорового образа жизни.