Что такое валеология в школе
Валеология в начальной школе
Соболева Наталья Владимировна
Учитель начальных классов, МБОУ гимназия № 5, г. Владикавказ
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Соболева Н.В. Валеология в начальной школе // Совушка. 2020. N2 (20). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/20/ (дата обращения: 12.12.2021).
Здоровье – это подлинная ценность, которую человек ощущает и в которой испытывает потребность
По выражению академика Н.М. Амосова, «… чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».
Нужное направление «собственным усилиям» может указать валеология (от латинского valeo – здравствую) – наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
Валеологическое обеспечение жизнедеятельности человека происходит на биологическом (физическом), психологическом и социальном уровнях посредствам сохранения здоровья и повышения его резервов! Эффективность вышеизложенного зависит от многих факторов материального обеспечения, особенностей трудовой деятельности, экологической обстановки и т.д., но определяющую роль, по мнению авторитетов в области валеологии – И.И. Брехмана, Н.М. Амосова, В.Л. Леви и других психиатров и социологов играет нравственность и культурный уровень самого человека, его отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в «соучении здоровью с самого раннего возраста.» В школьных программах все больше расширяется разрыв со сложной современной жизнью, переплетением личных и государственных проблем. Все меньше уделяется времени на воспитание и приобретение учеником сознательной дисциплины. Очень трудно без этого искать свое место в жизни. Возникает педагогическая задача – формировать валеологические убеждения у школьников в образовательном процессе. И начинать это необходимо уже в начальной школе.
Возрастающее ослабление физической выносливости и душевной энергии при городской жизни без физической работы и закалки, и в то же время при значительной нервной нагрузке, расстраивает биологическую природу человека. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми в любой ситуации. Но таких немного.
Необходимо ориентировать ребят с ранних лет (т.е. еще с начальной школы) на развитие у них собственных валеологических убеждений. Если человек любит себя, мир, людей, если он владеет культурой мышления, знает, для чего он живет – он сумеет справиться со всеми своими проблемами. На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Все учителя, долго работающие в школе, видят, что состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, это вызывает обоснованную тревогу. Данные в медицинской литературе свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4-5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86% учащихся 1-го класса и 93% – старшеклассников. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. К сожалению, медицина сегодня фактически не справляется с возложенными на нее обязанностями, в связи с этим возникает необходимость активного участия педагогов в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся. На современном этапе подключение системы образования к решению проблем укрепления и сохранения здоровья учащихся является особенно актуальным. Валеологию нельзя воспринимать как сугубо медицинский или спортивный курс оздоровления. Рамки ее возможности намного широки, чем эти два, конечно, тоже необходимых направления.
Школьная валеология включает в себя преподавание знаний, которые в других специальных предметах не связывается с сохранением и укреплением здоровья. Это и анатомия, и физиология человека, и элементарные знания по гигиене, о вреде табака и алкогольных напитков, наркотиков; психология знания таких методов оздоровления, как закаливание, использование народных средств, аутогенные тренировки и т.д.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Необходимо отметить, что во многих образовательных учреждениях города ведется большая работа в направлении укрепления здоровья детей. Поэтому вновь разработанные, с учётом требований ФГОС школьные комплексные программы обучения здоровью, базируются на уже существующих в школах программах оздоровления учащихся. Сейчас многое делается, чтобы лучше проходили занятия физкультурой в школе. Каждое утро в классах начинается с физической зарядки. Введён дополнительный час физической культуры. Есть ещё физкультминутки, подвижные игры, дни здоровья, туристические походы.
Методика работы с детьми по валеологии строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий Уроки должны содержать познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание уроков по валеологии должны быть наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Необходимо использовать другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительную, театрализованную и др.) при обучении. При этом обеспечивать развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания, через них постепенно формировать у учащихся качеств, присущих школьнику.
Игры, задания, упражнения, правильно подобранные педагогом, должны способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми. Необходимо, чтобы дети научились понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Младшие школьники на этих уроках должны научиться, например – рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.
В ходе занятий по валеологии предлагаются различные типы и формы: беседа, дискуссия, практикум, размышление, праздник, встреча с интересным человеком, экскурсия, викторина, состязание, турнир и т.д.
Практический раздел занятий сводится к тому, чтобы учащиеся в ходе практических действий имел возможность пережить различные эмоциональные состояния. Только тогда произойдет постепенное принятие или непринятие ребенком конкретных действий для укрепления собственного здоровья. Формирование валеологических убеждений происходит по формуле: «логическое познание (мысль) – пережито (чувства) – принято (это мое) – сделано (моя деятельность и мое поведение)».
Теория должна закрепляться практикой или наоборот: теория может вытекать из практики. Главное – знание должно быть пережито ребенком, а новые знания чаще приобретены самостоятельно и практически.
Свободный осмысленный выбор учеником своего Здорового образа жизни происходит через развитие культур:
Действующим началом должны являться его валеологические убеждения.
Возможны и новые формы занятий:
Необходимо проводить в начальной школе «Уроки здоровья».
Учителям надо решать следующие основные задачи:
Разработка и внедрение педагогических рекомендаций, программ по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе.
Исходя из этого можно определить следующие направления работы:
Это направление опирается на профилактику возможных заболеваний. Этот путь предполагает повышение внимания медицинских работников к здоровью ребёнка, передачу учащемуся базовых знаний о здоровье, формирование умений размышлять о своём здоровье и критически оценивать те привычки, которые сложились у него с точки зрения пользы для здоровья. Кроме того, этот путь предполагает:
Здесь должны быть рассмотрены внешние факторы, которые действуют в школе и отражаются на здоровье. Сильнейшим фактором, влияющим на здоровье ребёнка, выступает негативное воздействие действующей системы обучения. Большие физические и психические нагрузки на детей, возникающие в ходе обучения, тоже становятся причиной ослабленного здоровья детей. Поэтому сегодня в школах всё популярнее становятся идеи снижения учебной нагрузки. А также изменения форм и методов ведения уроков; обучение учащихся способам и приёмам взаимодействия друг с другом и со взрослыми; создание среды сотрудничества при взаимодействии школьников в ходе учебного процесса.
Необходима разработка учителями программы валеологического воспитания и обучения для учащихся начальных классов, плана реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, внеклассных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни; планов уроков по валеологии с элементами валеологического самоконтроля.
3. Оздоровительно – восстановительное.
Основой этого направления служит создание условий для формирования здорового образа жизни, а именно создание такой системы школьного обучения, которая, во-первых, противостоит негативным влияниям на здоровье, и, во-вторых, позволяет ребёнку развивать свои собственные стремления и за счёт этого реализоваться как личность. А также:
Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать её нужно на всех уровнях общества.
Валеология в начальной школе
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Содержание уроков наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении. При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания и через них постепенно формируются у учащихся качества, присущие школьнику.
Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Младшие школьники будут рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.
Данное планирование составлено в 1-2-х классах в количестве 30 часов, (всего в двух классах 60 часов), по 1 часу в неделю в течение учебного года.
Знания и умения первого года обучения
Краткое содержание уроков первого года обучения.
Беседа о пользе воды для организма Знакомство с советами доктора Воды. Проводится анализ ситуации «Грязнуля». Обсуждение вопроса: Как надо правильно мыть руки?
«Забота о глазах» (2 ч.)
«Наши руки и ноги» (2 ч)
Проведение бесед о «рабочих инструментах» человека. Знакомство с пословицами и поговорками, в которых говорится о пользе рук и ног. Проведение практических занятий по определению плоскостопия, по срезанию ногтей. Выполнение специальных упражнений при плоскостопии.
Беседа по теме Изучение строения кожи (эпидерма, сальные железы, поры, потовые железы. ). Проведение опыта по проверке чувствительности. Знакомство с правилами ухода за кожей. Проведение оздоровительной минутки: «Солнышко», «Этюд души». Проводится практикум «Первая помощь при ранах, ожогах».
«Наши мышцы, кости и суставы» (2 ч.)
Беседа по теме Объяснение при помощи рисунков, что такое скелет, череп, грудная клетка, мышцы, суставы выполнение упражнений по укреплению мышц, по определению силы мускулов. Знакомство с оказанием первой помощи при повреждении мышц и костей.
«Как следует питаться» (2 ч.)
Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды.)
«Как сделать сон полезным?» (2 ч.)
Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.
«Вредные привычки» (4 ч.)
Беседа по теме. Проведение анализа разных ситуаций. Знакомство с помощью наглядных пособий о вреде табака, алкоголя, наркотика. Разыгрывание ситуаций.
«Случайные повреждения и несчастные случаи» (3 ч.)
Беседа о том, отчего могут возникнуть кровотечения, ожоги, мелкие раны. Знакомство с медицинскими вещами, лекарствами и т д Проведение практической работы по оказанию первой помощи при ранах, ожогах.
«Если хочешь быть здоров» (3 ч.)
Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Рисование на тему «Мы дружим с физкультурой и спортом»
Знакомство с якутской национальной и русской народной игрой. Игры могут проводиться на свежем воздухе, в зависимости от погоды, в легкой одежде. Повторение оздоровительных пауз.
Тематический план первого года обучения
2.
Советы доктора Воды. Наши друзья: Вода и Мыло.
1ч.
Гимнастика для глаз Болезни глаз. Как их предупредить.
2.
1ч.
2.
1ч.
2.
Формы рук и ног.
1ч.
Если кожа повреждена. Забота о коже.
1ч
Здоровая пища для всей семьи.
1ч.
Если нарушается сон.
1ч.
4.
1ч.
Мелкие раны. Ожоги
2ч.
2.
1ч.
2.
Русская народная игра «Городки»
Знания и умения второго года обучения.
Тематический план второго года обучения
Моя оздоровительная программа.
Трудности даются не для страданий.
1ч.
Закаляюсь в радость.
1ч.
Упражнения для глаз.
Укрепляем плечевой пояс.
1ч.
Упражнение «Доброе утро».
Упражнение «Здоровье позвоночника».
Упражнение «Гибкость позвоночника».
Упражнения для ног.
Упражнения при плоскостопии.
Какие упражнения полезны при том или ином недомогании.
1ч.
Как мы вредим своему здоровью?
Несколько слов о хлебе.
Краткое содержание уроков второго года обучения.
«Гигиена тепа и души» (4 ч )
Проведение беседы о том, что существуют два вида грязи: внешняя и «внутренняя», так называемые токсины, которые выделяются через потовые железы. Научить детей как правильно принимать душ, ванну. Знакомство с приемами закаливания, с приемом воды. Даются советы, как быть не совой, что делать, если не спится.
«Учимся правильно дышать» (2 ч.)
Беседа о дыхании, о частоте дыхания и.т.д. Знакомство с правилами выполнения дыхательных, звукодвигательных дыхательных упражнениях. Проведение игр «Летит пчела», «Снежки», «Дворник», «Дуем в дудочку», «Паровозик» и.т.д.
«Оздоровительные минутки» (4 ч.)
Повторение оздоровительных минуток изученных в первом классе. Изучение новых упражнений для глаз, лица, языка. Знакомство с новыми словами «гримаса», «кривлянье». Проведение маленьких комплексных упражнений, которые рекомендуются выполнять дома, в школе вместе с взрослыми.
«Тренируем тело, укрепляем дух» (10 ч.)
Проведение беседы о том, что сама природа подсказывает нам те или иные положения, при которых правильно формируются стопы, суставы, укрепляются мышцы, улучшается кровообращение. Учение простых приемов самомассажа, новых комплексных упражнений: «Здоровье позвоночника», «Доброе утро», «Равновесие» и т.д. Учащиеся должны знать, какие упражнения полезны при том или ином недомогании.
«Заповеди здорового питания» (5 ч.)
Знакомство с жизнью американского биохимика Казимиром Функом, который придумал слово «витамин». Беседа о том, какие витамины необходимы для нормального роста и развития, что надо есть, чтобы пополнить запас витаминов. Практическое занятие «Как можно готовить несложную, здоровую пищу».
Валеология — это здоровье через образование
Рубрика: 1. Общая педагогика
Дата публикации: 06.06.2014
Статья просмотрена: 3939 раз
Библиографическое описание:
Чумакова, И. Н. Валеология — это здоровье через образование / И. Н. Чумакова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5802/ (дата обращения: 12.12.2021).
Валеология, как наука не стала модной однодневкой, а прочно укрепилась в системе общего образования нашей страны. Хотя не ведется отдельным предметом и не нашла своего места в базе обязательных предметов школы, валеология так или иначе проявляет себя в таких курсах, как ОБЖ, природоведение, биология, экология и даже краеведения.
Уровни жизни и здоровья сегодня рассматриваются как важнейшие условия гуманитарного прогресса и его критерии. Такой подход заставляет рассматривать здоровый образ жизни как сложную динамическую систему, характеризующуюся семейно-бытовой, общественно-трудовой и коммуникативной деятельностью. Сгармонизированность системы зависит от гармонии ее субъектов. Здоровый образ жизни рассматривается как гармония сгармонизированного человека. Здоровый образ жизни не может состоять без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье индивида, его интеллектуальное развитие. Здоровый образ жизни лежит в основе предмета валеологии.
Приходится слышать мнение, что валеология — это название того, что и раньше делалось медиками под названием «санитарное просвещение», «гигиеническое просвещение», «гигиеническое воспитание» или «здоровый образ жизни». Но это мнение дилетантов или тех, кто не составил себе труда взглянуть на проблему чуть глубже поверхностного сходства. Да, валеология рассматривает проблемы здоровья, но не так как медицина, а в отличие от нее. Основной предмет медицины — не здоровье, а болезнь. Ибо когда человек не болен, он к врачу не идет. А лечить болезнь сложнее, чем ее предотвратить. Вот основная задача валеологии, как предмета.
Валеология была задумана как наука, занимающаяся здоровьем человека. В рамках ли медицины или вне ее — покажет будущее, но то, что изучать здоровье, пути возможности его сохранения и укрепления необходимо становиться с каждым днем и желательно с самого раннего возраста. Предмет валеология настолько велик и значим, что заниматься им должны многие специалисты — гигиенисты, физиологи, биологи, психологи, экологи и, конечно, педагоги совместно с родителями.
От ствола общей валеологии уже отделились две ветви. Одна — медицинская валеология, занимающаяся разработкой оздоровительных систем и методов, оценкой их эффективности, вопросами предупреждения старения, активизации резервных и адаптационных возможностей и т. п, вторая ветвь- педагогическая валеология. Находясь в тесной связи с медициной и будучи создана медиками, валеология приняла сейчас очертания педагогической дисциплины. Достаточно задаться вопросом — что же такое валеология: Валеология — это здоровье через образование.
При таком понимании все становится на свои места: заниматься здоровьем надо не только и не столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются (в детском саду, школе, в колледже, в институте), ибо заботе о здоровье надо научить. И роль учителя отводиться родителям, воспитателям и педагогам.
Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения здоровья учащихся еще до того, как они заболеют. И это не исчерпывается профилактическими мероприятиями. Здесь задача более глубокая — выявить тенденции, которые бы поддерживали и развивали стремление человека быть здоровым, реализовать себя наилучшим образом.
Задача педагога — воспитать у ребенка или взрослого потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости. Обучение человека методам восстановления своего здоровья, усилению адаптационных возможностей организма не просто гуманистическая задача. Она имеет и высокое практическое значение поскольку может применяться человеком уже непосредственно в школе, для улучшения усвоения школьного курса.
Итак, содержание предмета валеологии должно быть преимущественно позитивным, то есть в информационно-просветительской работе учителя-валеолога акцент надо делать на разъяснение того, как достичь душевного и физического здоровья, повысить жизнестойкость организма к внешним факторам.
Структура предмета педагогической валеологии.
Педагогическая валеология включает следующие составные части.
I. Теория и практика здорового образа жизни: что надо делать и, в меньшей степени, чего не надо делать, чтобы обрести более крепкого здоровье и сохранить его, максимально используя биологические и психологические возможности.
Стратегия реализации этого раздела: не заставлять человека быть здоровым, не пугать его страшными последствиями вредных привычек, а сформировать желание быть здоровым, воспитать потребность каждодневной целенаправленной деятельности в этом направлении. Если ребенок каждый день занят на тренировках в спортивной секции, на занятиях в музыкальной школе и художественной, то у него не будет времени сидеть в шумной курящей или распивающей спиртные напитки компании.
II. Психологические и педагогические аспекты валеологии. Здесь главная задача — помочь ребенку быть в мире с собой и с другими людьми — это залог и, одновременно свидетельство психического и душевного здоровья. Сейчас справедлива формула: Здоровый дух — здоровое тело. На этом направлении необходимы наиболее тесный контакт и взаимодействие педагога-валеолога и психолога.
III. Приемы и методы саморегуляции процессов и состояний. Неумение владеть организмом уподобляет человека летчику, слабо знающему, как управлять самолетом. Научитесь управлять своим организмом, как самолетом, в котором собираешься полететь: — вот лозунг для этого раздела валеологии. Достигнуть желаемых результатов в состоянии здоровья, обеспечить нужные и полезные психофизиологические реакции принципиально можно следующими способами:
1. Медикаментозно-элементарный способ: с помощью фармакологических препаратов и всего того, что мы съедам или выпиваем. Известно, какое разнообразное воздействие может оказать на человека то, что он ест и пьет. сам прием пищи оказывает на многих успокаивающее воздействие. Этот способ является распространенной причиной избыточного веса и нарушение функций органов.
2. Психорегуляционный способ. Владение способами психической саморегуляции с полным правом должно рассматриваться в качестве неотъемлемого компонента общей культуры человека.
3. Поведенческая саморегуляция. Физические нагрузки, как средство от хандры, водные процедуры замечательно влияют на настроение и общее состояние человека. Отвлечение помогает избавиться от плохого настроения, забыть о боли, провести время с хорошими и интересными людьми, работающими над общей проблемой — укреплением здоровья.
IV. Обязательный раздел педагогической валеологии — влияние обучения на здоровье. Об ухудшающемся от класса к классу состоянии здоровья школьников написано уже много. Поэтому есть необходимость проводить четкую статистику зависимости проведения педагогической валеологии на уроках и вне школы и изменения здоровья ребенка.
Образование должно способствовать укреплению здоровья, а не лишать его.
Ответственность за здоровье и жизнь учащихся в школе несет весь педагогический коллектив. Как избавить детей от информационных перегрузок, от неизбежно и стремительно формирующихся в атмосфере режима и тяжелого психологического климата многих школ, неврозов и психосоматических заболеваний — вот лишь небольшая часть проблем, ответ на которые должны знать педагоги-валеологи.
Здоровье подрастающего поколения — это проблема не только социальная, но и нравственная. Доцентом кафедры валеологии Санкт-Петербургского Государственного университета педагогического мастерства Ларисой Гавриловной Татарниковой была разработана программа курса «Валеология и Основы безопасности жизни ребенка» для школы первой ступени индивидуального развития здоровья.
В течении длительного времени состояние здоровья человека связывали с взаимодействием двух факторов — наследственности и окружающей среды. Изменение среды происходят в направлении, которое угрожает существованию не только самого человека, но и вообще всего живого. Этот вопрос рассматривается на разных уровнях, от локального до глобального.
Основной задачей валеологии в школе является создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни, и естественно, что это возможно сделать лишь с учетом принципов и методов педагогики. С другой стороны, учет валеологических подходов позволяет правильно построить сам педагогический процесс и создать необходимые внешнесредовые условия в школе и дома.
Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью валеологического воспитания является формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу валеологического воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой стороны — как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача валеологического воспитания кроется в формировании у школьника установки на здоровый образ жизни. Перед педагогом стоят очень важные задачи:
— сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам охраны собственного здоровья;
— помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни — есть здоровье человека, за которое отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном состоянии;
— сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни;
— дать детям знания по основам личной гигиены, культуры питания, движения, занятиям спорта;
— воспитать чувства ответственности за себя и свою деятельность в Ноосфере;
— включать детей в практическую деятельность, связанную с развитием эмоциональной сферы с изучением основ законов экологии.
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М., 1987.
2. Попов С. В. Валеология в школе и дома.- СПб «Союз».,1998.
3. Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеолгия в школе. — СПб., 1992.
4. Казначеев В. П. очерки теории и практики экологии человека. — М., 1993.
5. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. — Екатеринбург, 1993.
- Что такое вид связи предложений
- Что такое подокатник рукава