Что такое видение бизнеса

Стратегия, миссия и видение компании: где вы сейчас и где окажетесь завтра

Раздел: Стратегия
Автор(ы): Оксана Гафаити, консультант по развитию бизнеса
Источник: MindSpace.ru
размещено: 08.02.2012
обращений: 146630

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса
Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса
Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнесаВ характере каждой компании есть что-то от ее основателя. И чем меньше бизнес, тем заметнее сходство. Эмерсон верно подметил: «Организация — это удлиненная тень одного-единственного человека». Но унаследовав взгляды своего владельца, бизнес часто меняет их, повзрослев.

Меняется все: идеи, клиенты, сотрудники, рынок, но неизменным должно быть одно — четкое видение и ясные цели. Стратегия, миссия, цели — беспечно не брать их в расчет, считая уделом маститых компаний.

Миссия и видение компании

Хорст Шульце, президент сети отелей The Ritz-Carlton как-то сказал: «Безнравственно просить людей работать без цели. И наша обязанность помочь им ее найти».

Миссия компании — это как раз то, что наделяет ее работу смыслом и делает сотрудников более целеустремленными. Главным образом, миссия отвечает на вопрос: «Что, как и для кого делает компания?» и в доходчивой форме объясняет то, ради чего существует организация.

Например, миссия компании SAS звучит как «лучшая авиакомпания для бизнесмена». Такое послание понятно всем: и клиентам, и сотрудникам, и акционерам.

Кроме фактической составляющей миссия может передавать философию компании, подчеркивая ценности, которых организация придерживается в своей работе.

Миссия, видение и ценности компании Kodak
Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

В корпоративных ценностях отражаются руководящие принципы компании. В дальнейшем то, насколько организация следует заявленным убеждениям, определяет уровень доверия к ней со стороны клиентов и сотрудников.

Ключевые ценности The Walt Disney Company — воображение и благотворное влияние.

У Sony — возвышенность японской культуры, «быть первопроходцем, а не последователем», стремление к невозможному.

А для IKEA — инновации, скромность, простота, учет интересов большинства.

В миссии Вы сообщаете о том, где Ваша компания находится сейчас. То, где Вы хотите оказаться завтра, передает Ваше видение — оно формирует будущий образ Вашего бизнеса.

Важно, чтобы видение компании не только обращалось к коммерции, но и вдохновляло сотрудников. Для этого оно должно создаваться в неразрывной связи с миссией компании, быть амбициозным и реалистичным одновременно. Например, видение Тэда Тернера из CNN состояло в том, чтобы «стать мировым лидером новостей».

Миссия и видение часто подменяют друг друга, но видение, в отличие от миссии, всегда задает вектор движения и закрепляет намерения компании.

Стратегия компании

На основании видения компании формируется стратегия бизнеса, которая распределяет ресурсы бизнеса и фиксирует долгосрочные и краткосрочные цели.

Стратегия исходит из миссии, видения и ценностей компании
Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Ответить на эти вопросы оказывается не так просто, но просто необходимо, если Вы решили прийти на рынок всерьез и надолго.

Что общего между стратегией и спагетти

Миссия, ценности и стратегия компании становятся главными ориентирами, позволяющими вести бизнес в соответствии с выбранным курсом. Именно они являются мерилом для новых идей и концепций.

«Говорят, итальянцы для того, чтобы проверить готовность спагетти, бросают их небольшую часть об стену. Если спагетти прилипнут, значит, они готовы. Между идеей, миссией, стратегией и спагетти существует прямая связь.

Когда у члена команды возникает новая идея или подход, прежде всего их исследуют на соответствие миссии и стратегии. Если идея прилипла к модели миссии и стратегии, можно продолжать».
Джеймс Хейдема, Кэрол МакКензи «Как создать команду, увлеченную своим делом».

От тезисов к действиям

Миссия и видение компании должны быть осязаемы каждым сотрудником в виде конкретных действий. Иначе они будут восприниматься не более, чем формальность, а в худшем случае вызывать раздражение.

Миссии, созданные для галочки и рекламных буклетов, не имеют ничего общего с философией бизнеса. Для того, чтобы миссия вовлекала сотрудников, важно донести до них то, как они могут ей следовать, выполняя свою работу.

Например, сеть отелей The Ritz-Carlton предлагает сотрудникам 20 принципов ( кодекс поведения при выполнении миссии ) и внимательно следит за тем, чтобы миссия компании воспринималась не только на всех уровнях организации, но и на личностном уровне. В итоге каждый сотрудник знает, какой вклад в общее дело он может внести.

Принцип работы миссии на всех уровнях в The Ritz-Carlton
Миссия компании — неустанная забота и
обеспечение максимального комфорта каждому гостю
Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Ян Карлзон, решивший сделать из SAS «лучшую в мире авиакомпанию для пассажиров бизнес-класса», регулярно рассылал своим служащим листовки-обращения, где простым языком излагал свои идеи. Кроме этого, каждый работник получал «маленькую красную книжку» — руководство о том, как следовать миссии.

А в косметической фирме The Body Shop есть специально обученные сотрудники, обязанности которых заключаются в том, чтобы доносить принципы и ценности компании до других работников.

Но самое главное в миссии компании, чтобы она что-то значила для Вас и Ваших сотрудников, а не была набором дежурных фраз.

«Философия предприятия действует только в том случае, если она, действительно, хотя бы приблизительно соответствует тому, что вы пишете на своем знамени. Не все, но от 90 до 92% идеи должно соответствовать истине, иначе это свалится вам на голову, как бумеранг. Лучше совсем от этого отказаться, чем поставить рядом с собой такую мерную рейку, о которую сам автор будет постоянно спотыкаться, так как не захочет ее перепрыгнуть».
Клаус Кобьелл «Мотивация в стиле экшн».

В качестве примера — несколько формулировок миссии и видения успешных компаний.

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Миссия компании Intel — сохранение за собой роли ключевого поставщика в Internet-экономике и содействие любым усилиям по повышению эффективности Internet. Сегодня главное в компьютерах — это Internet. Мы расширяем возможности ПК и Internet.

Видение Intel — миллиарды компьютеров с подключением к Internet, миллионы серверов, триллионы долларов прибыли от электронной коммерции.

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Философия Canon строится на принципе Kyosei, что в переводе с японского означает «жить и работать вместе во имя общего блага». Он формирует наши цели и ценности, наш стиль общения и способ ведения бизнеса.

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Миссия Nokia — соединяя людей, мы помогаем удовлетворению фундаментальной человеческой потребности в связи и социальном контакте. Nokia возводит мосты между людьми — находятся они врозь или лицом к лицу — и помогает людям получать необходимую информацию.

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Миссия Mary Kay — украшать жизнь женщин во всем мире, предлагая клиентам качественную продукцию, открывая новые горизонты для независимых консультантов по красоте и предоставляя им неограниченные возможности карьерного роста, делая все, чтобы женщины, соприкоснувшиеся с компанией Mary Kay смогли реализовать себя.

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Миссия и видение компании Starbucks — стать ведущим поставщиком лучших сортов кофе в мире, соблюдая в ходе роста компании наши непоколебимые принципы (место работы, где уважают сотрудников; культурное разнообразие; высшие стандарты работы с кофе, удовлетворение клиентов; вклад в местное сообщество; прибыльность).

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Миссия Avis rent-a-car — наш бизнес — сдача автомобилей в аренду. Наша миссия — абсолютное удовлетворение клиента.

Источник

Миссия, видение и цели компании

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

У каждого руководителя периодически возникает потребность остановиться и оглядеться вокруг, переосмыслить происходящее, проанализировать результаты деятельности, спланировать будущее.

Как правило, это происходит, когда цели, стоящие перед компанией, или методы управления, использовавшиеся ранее, становятся неактуальными в новых условиях. Возникает потребность в осуществлении изменений.

Многие думают, что начинать изменения необходимо с определения желаемого будущего. Но, двигаясь этим путём, можно «нарисовать» лишь красивую мечту, а не реалистичные цели. Цели, разработанные в отрыве от реальности подобны замкам, построенным на песке.

«Видение без действия – это мечта. Действие без видения – это кошмар.»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА

Для того, чтобы сформулировать амбициозные, но реалистичные долгосрочные цели и план их достижения, необходимо прежде всего оценить «состояние здоровья» организации.

Всесторонний анализ всех стоящих перед организацией проблем, и имеющихся возможностей для улучшений является критически важным для долгосрочного успеха усилий высшего руководства, направленных на развитие компании.

Данные, собранные в процессе диагностики, дают возможность определить те аспекты в работе компании, которые требуют улучшения, а также позволяют разработать план действий, устраняющий не только симптомы, но и глубинные причины выявленных проблем.

РАЗРАБОТКА МИССИИ И ВИДЕНИЯ

Миссия разъясняет главную цель существования предприятия. Видение также определяет цель организации, но сосредотачивается на задачах и устремлениях. Оно разработано, чтобы вдохновлять. Видение бессрочно: даже если организация перестроит свою стратегию, видение должно остаться неизменным.

Миссия – это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только «настоящее» организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях.

Миссия – то, ради чего существует компания, а видение – будущий образ компании. Без определения направления развития бизнеса невозможно объяснить суть деятельности.

Как правило, люди формулируют миссию и видение ещё на этапе создания организации. Однако это не мешает вам создать отдельную миссию для каждого проекта, подразделения или инициативы.

Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления:

Формулировка миссии содержит описание трёх элементов:

Как сформулировать миссию?

Шаг 1: Найдите идею, которая приведёт вас к победе.

Во-первых, определите стратегию победы и уникальное торговое предложение. Если говорить в целом, это подход к работе, который выделяет вашу компанию среди конкурентов, причина по которой клиенты будут обращаться именно к вам.

Шаг 2: Уточните цель.

Далее, вам необходимо составить список задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели. Например, если ваша стратегия победы заключается в создании инновационных продуктов в конкретной отрасли, определите набор шагов для ее реализации. Если ваша идея заключается в предоставлении высокого уровня обслуживания клиентов, то определите ключевые показатели удовлетворенности клиентов. Не стоит рассматривать конкретные цифры, важно иметь общее представление о критериях успеха.

Далее, объедините выигрышные идеи и решения в общую, но измеримую цель. Кратко изложите миссию, которая выражает ваши идеи, задачи и желаемый результат. Убедитесь, что она короткая, простая, ясная, и в ней не используется профессиональный жаргон, язык должен быть вдохновляющим, не стоит увлекаться сложными оборотами.

Видение организации – это образное представление смысла деятельности и перспектив (будущего) организации. Оно объясняет и демонстрирует всем сотрудникам и общественности, что представляет собой организация, какой она должна стать и к чему она стремится.

Формирование видения – это одна из задач высшего руководства. Горизонт видения, т.е. период отдалённости во времени формируемого образа предприятия, может быть различным, от нескольких месяцев до нескольких лет.

Видение относится лишь к будущему: оно теряет свою актуальность при достижении желаемого состояния организации и должно быть сформулировано вновь.

Формулировка видения должна быть лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отвечать следующим требованиям: вдохновлять, быть простой, как воспоминание или образ, заслуживать доверие и содержать ориентиры, которые могут служить основой для разработки стратегии.

Формирование стратегического видения начинается с создания трёх основных её компонентов:

Как сформулировать видение?

Шаг 1: Найдите ценность для людей.

Вам необходимо раскрыть реальную ценность для людей. Например, как ваша организация улучшит жизни людей? Как вы сможете улучшить весь мир?

Шаг 2: Рассмотрите преимущества.

Далее, определите желания всех заинтересованных сторон: от сотрудников до клиентов, и постарайтесь найти оптимальные пути удовлетворения этих желаний.

Затем, рассмотрите эти желания в разрезе преимуществ, которые можно извлечь из их удовлетворения.

Примеры ценностей: превосходство, целостность, работа в команде, оригинальность, равенство, честность, свобода, обслуживание и сила.

Шаг 3: Объедините миссию и ценность.

Объедините все полученные мысли в одну грамотную формулировку. Возможно, на это уйдет много времени, но необходимо тщательно отточить предложение, ведь это вопрос получения клиентов, а значит и прибыли.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цели – конечный результат, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Цели должны быть реально достижимыми и отвечать на вопросы: что мы хотим добиться? Кто это будет делать? Когда мы получим результат? Зачем нам это надо?

Постановка целей переводит теоретическую часть – выработку стратегического видения и направления развития компании – в плоскость практического применения.

Ориентирами в деятельности компании служат лишь цели, определяемые в количественных или измеримых показателях и содержащие конкретные значения, которых необходимо достичь.

Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определённое место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации.

Семь ключевых пространств, в рамках которых организация определяет долгосрочные цели:

Цели организации должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей.

Основные характеристики (критерии) цели:

Недостаточное же внимание к процессу установления целей или, наоборот, выдвижение недостижимых целей наносит ущерб организации.

Достижение стратегических целей необходимо для укрепления конкурентоспособности и положения компании на рынке в долгосрочной перспективе.

В заключение отметим, что для формирования миссии, видения и целей компании используйте формат совместной работы, при котором все решения вырабатываются при активном участии, полном понимании и поддержке ключевых менеджеров, которым предстоит эти решения реализовывать, что позволит произвести требуемые изменения быстрее и эффективнее.

Обращайтесь в «Академию продаж» и мы проведём для вас стратегическую сессию, где вместе с вами сформулируем миссию и видение, разработаем эффективную стратегию вашей компании.

Следите за нашими публикациями и будьте в курсе актуальных вопросов.

По материалам: STPLAN.RU, Школа бизнеса Альфа.

Команда «Академия продаж»

Источник

Видение бизнеса

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Видение бизнесаможет играть сразу несколько ролей, причем в неко­торых случаях — на протяжении многих десятилетий. Во-первых, оно задает направление стратегии, определяет стратегические пути разви­тия компании. Во-вторых, оно помогает сохранять стержень, основу бизнеса и стержневые компетенции. В-третьих, и это самое главное, видение воодушевляет работников организации, способствует воспри­ятию ими своей деятельности как целесообразной, важной и благород­ной (чего нельзя сказать о такой цели, как максимизация доходов ак­ционеров).

Анализируя результаты исследования компаний с развитым виде­нием, Джеймс Коллинз и Джерри Поррас высказали мнение о том, что видение должно включать в себя три составляющие: стержневые цен­ности, основные намерения и одну или несколько БАЦ (больших ам­бициозных целей) (см. рис. 2.2). 1

Стержневые ценности,которых обычно бывает от трех до пяти, это «вечные», непреложные принципы организации. В компании Procter

Часть I. Введение и обзор

& Gamble стержневыми ценностями являются создание ценности для покупателя, технические достижения и инновации, а также создание сильных торговых марок. Базовыми ценностями компании Walt Disney можно считать воображение и нравственность, сети универмагов Nord-storm — высокое качество обслуживания, доверие покупателей и стиль­ные товары. Стержневые ценности рождаются в самой организации, они отражают ее существо (в отличие от того, какой она хочет стать).

Что такое видение бизнеса. Смотреть фото Что такое видение бизнеса. Смотреть картинку Что такое видение бизнеса. Картинка про Что такое видение бизнеса. Фото Что такое видение бизнеса

Рис. 2.2. Видение бизнеса

Основные намерения,охватывающие период не меньше ста лет, — это причины существования организации, причем, как правило, не име­ющие прямого отношения к ее современным товарам и услугам. Ос­новные намерения компании ЗМ заключаются в «инновационном ре­шении нерешенных проблем», Hewlett-Packard — в «технологическом вкладе в совершенствование и благосостояние человечества». Консал­тинговая компания McKinsey формулирует свои намерения как «по­мощь ведущим корпорациями и компаниям в достижении еще боль­ших успехов», Merck — как «сохранение и улучшение человеческой жизни», a Walt Disney Company существует для того, чтобы «делать лю­дей счастливыми». Один из способов определения основных намере­ний предполагает ответ на пять вопросов «почему?». Попробуйте кратко описать свой бизнес и пять раз спросить себя: «Почему это важно?» После нескольких ответов вы дойдете до самой сути.

Глава 2. Стратегическое рыночное управление: обзор темы

Большие амбициозные целистимулируют однозначное и непре­одолимое стремление, ставят перед компанией проблему, которую она должна решать. Она может принимать множество форм — например, следующие:

• Задача. На протяжении всей истории своего существования ком­пания Wal-Mart ставила перед собой в высшей степени специфи­ческие амбициозные цели в области продаж.

Общий враг.Вся организация Adidas была сконцентрирована и заряжена энергией на борьбу с общим врагом — компанией Nike.

Образец для подражания.Watkins-Johnson намеревалась добить­ся такой же славы и почета, какими сегодня пользуется компа­ния Hewlett-Packard.

Внутренняя трансформация.Компания Rockwell планировала превратиться в самую диверсифицированную высокотехноло­гичную компанию в мире.

Задача состоит в том, чтобы отличить те БАЦ, которые являются простой бравадой или принятием желаемого за действительное, и те, которые действительно эффективны. Джеймс Коллинз определил один­надцать компаний (которые он назвал компаниями «good to great» — «от хорошего к великому»), которые достигли уровня доходов, превы­шающего этот уровень для фондового рынка за пятнадцать лет. 2

Он пришел к выводу, что в сравнении с контрольными компаниями фирмы «good to great» обладали БАЦ, которые соответствовали трем критериям:

БАЦ включали в себя те моменты, в которых организация облада­ла превосходством. Для Wells Fargo это было управление банками на западе Соединенных Штатов в противоположность глобальной деятельности по оказанию финансовых услуг. Для Abbott Labora­tories — разработка диетологических продуктов и диагностиче­ского оборудования для больниц, а не ограничение своей деятель­ности рамками фармацевтической компании.

БАЦ приводили к созданию экономической ценности благодаря изменению подхода к ключевым экономическим показателям. Для Wells Fargo и Abbott Laboratories основным показателем стала «прибыль на сотрудника» (в противоположность, например, «при­были на заем»).

БАЦ были тем, чего компания страстно желала. Они выходили
за рамки краткосрочных финансовых показателей, заставляли

Часть I. Введение и обзор

сотрудников компании почувствовать свою значимость и обес­печивали значимое предложение ценности для потребителей.

Идентификация и выбор стратегии

Внешний и внутренний анализ служат двум целям: помочь в иденти­фикации стратегических вариантов и определении критериев выбора лучших из них.

На рис. 2.3 представлено четыре аспекта бизнес-стратегии. Первый заключается в выборе товарных рынков, которые будет обслуживать фирма, и в решении об объеме инвестиций для каждого из них; второй предполагает определение предложения потребительской ценности; третий состоит в выявлении активов и компетенций, обеспечивающих устойчивое конкурентное преимущество; четвертый связан с разработ­кой функциональных стратегий.

Родовые потребности потребителей —

В своей классической статье «Маркетинговая миопия» Теодор Левитт пишет, что фирмы, придерживающиеся слишком узкого подхода к определению биз­неса (на основе выпускаемой продукции), могут столкнуться с проблемами в реализации товаров, даже несмотря на то, что потребности, которые они удов­летворяют, возрастают. 3

Такого рода близорукая производственная ориентация означает, что они упускают возникающие возможности развития, чем не преминут воспользо­ваться конкуренты. Таким образом, шансы фирмы, которая считает, что она занимается не железнодорожными перевозками, а транспортным бизнесом, поставками не бензина, а энергии, не предоставлением телефонных услуг, а связью, воспользоваться возникающими рыночными возможностями суще­ственно возрастают.

Идея проста. К определению бизнеса необходимо подходить с позиций родовых (генерических) потребностей покупателей, а не с позиции товара. Самоопределение Xerox как компании, «работающей с документами», озна­чало отказ от ее традиционной ориентации на копировальные аппараты. Visa определила свой бизнес как предоставление клиентам возможности для обмена ценностями — любыми активами, включая денежные средства на счетах, денежную стоимость страхования жизни, стоимость дома, — прак­тически всем и по всему миру. Как правило, редефиниция бизнеса предпо­лагает переоценку конкурентов и имеющихся рыночных возможностей. Visa, например, установила, что при новом определении она раскрыла свой по­тенциал всего на 5%.

Определение бизнеса на основе родовых потребностей может быть чрез­вычайно полезно для стимулирования творчества, генерации вариантов стра­тегии и отказа от внутренней ориентации (на товар или производство).

Глава 2. Стратегическое рыночное управление: обзор темы

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *