Что такое вокальный кружок

Программа вокального кружка «Развитие творческой личности дошкольников средством певческого навыка»

Что такое вокальный кружок. Смотреть фото Что такое вокальный кружок. Смотреть картинку Что такое вокальный кружок. Картинка про Что такое вокальный кружок. Фото Что такое вокальный кружок Платонова Екатерина Климовна
Программа вокального кружка «Развитие творческой личности дошкольников средством певческого навыка»

Программа вокального кружка «Развитие творческой личности дошкольников средством певческого навыка» ансамбль » Веселые нотки»

Рабочая программа вокального кружка «Веселые нотки»

Для детей 4 – 7 лет на 2018-2020 учебный год.

Автор: Музыкальный руководитель Платонова Екатерина Климовна

1. Пояснительная записка…. 3

2. Структура программы…. 5

3. Структура занятия…. …. 7

4. Перспективный план….…. 8

5. Содержание дополнительной образовательной программы

и предполагаемый результат….13

6. Список литературы …14

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок. В. Сухомлинский

Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов, оно объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.

Наблюдая за детьми в ДОУ я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, для развития вокально-творческих способностей.

Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские программы: по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева, программы Э. П. Костиной «Камертон»,музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е. Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М. Опришко.

Дополнительная программасоответствует требованиям:

— Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

— Конвенции о правах ребенка;

— Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Работа вокально-хорового кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия кружкапроводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.

Цель данной программы

– формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции.

— Формирование интереса к вокальному искусству.

Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.

Развитие умений различать звуки по высоте;

Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания, артикуляции.

Развитие умений петь, выразительно передавая характер песни.

— Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения,

— Совершенствование вокально-хоровых навыков

— Формирование красивой осанки, правильной походки

— Совершенствование чувства ритма, музыкальности

— Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры

поведения во время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.

Программа рассчитана на три года. На занятии имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа. Занятие в вокальном кружке проводится 2 раза в неделю, в музыкальном зале. Продолжительность занятий соответствует возрастным нормам детей. В течение учебного года планируется ряд творческих показов: участие в концертных выступлениях

Структура программы:

Группа Продолжительность Количество в неделю Количество в год

Средняя группа 20 мин 2 72

Старшая группа 25 мин 2 72

Подготовительная группа 30 мин 2 72

Основные направления обучения детей пению.

1. Певческая установка и дыхание.

Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы, не разрывать слова.

2. Звуковедение, дикция.

Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений, короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование дикционных упражнений, скороговорок.

3. Вокальные упражнения-распевания.

Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно, чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности музыкального произведения.

4. Строй и ансамбль.

5. Формирование исполнительских навыков.

Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения, понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.

6. Работа над исполнением хорового произведения.

Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.

Формы реализации задач вокального кружка

— концертные выступления не реже 1 раз в квартал;

— участие в творческих конкурсах;

Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений.Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Выученные детьми песни через некоторое время забываются,если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Приемы обучения пению

1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Средства, необходимые для реализации программы:

Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.

Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.

Формы и методы реализации программы:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.

Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени прохождения материала.

2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1- 2 минуты (физминутка).

3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением

Примерное распределение материала по программе вокального кружка «Веселые нотки»

Первый год обучения

Репертуар Количество часов

Народные песни (с музыкальным сопровождением) 5

Попевки (без музыкального сопровождения) 8

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 5

Детские эстрадные песни (под фонограмму) 47

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 4

Песни из мультфильмов (под фонограмму) 10

Упражнения и попевки 33

Второй год обучения

Репертуар Количество часов

Народные песни (с музыкальным сопровождением) 8

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 5

Детские эстрадные песни (под фонограмму) 10

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 4

Песни из мультфильмов (под фонограмму) 7

Упражнения и попевки 33

Третий год обучения

Репертуар Количество часов

Народные песни (с музыкальным сопровождением) 5

Народные песни (без музыкального сопровождения) 5

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) 5

Детские эстрадные песни (под фонограмму) 14

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) 4

Песни из мультфильмов (под фонограмму) 7

Упражнения и попевки 32

Перспективный план работы вокального ансамбля «Веселые нотки»

Первый год обучения

Виды деятельности Программные задачи Содержание задачи Музыкальный материал Часы

Распевание Научить слушать свой голос; научить распевать слова Упражнение на подачу голоса и распевание гласных звуков Различные распевки на слоги 40

Разучивание и исполнение песен Учить правильно интонировать мелодию в диапазоне ре-ля 1 октавы; узнавать вступление голоса после вступления и проигрыша Знакомство с различными песнями и разбор их содержания; выучивание наизусть «Аргыьым мацан хаар», «Кораблик», «Мы рисуем музыку», «Калыбельная умки», «Котенок», «Мамочка моя», «Не отнимайте солнце у детей», «Вальс» 40

Музыкальная грамота Различать материал по двум понятиям: «где петь, а где не петь», ноты и дом «Капельки», «Вот иду я верх, вот иду я вниз», «Выше всех Жираф растет» 40

Ритмические и рече-ритмические игры и упражнения Развивать чувство метро-ритма, ритмический слух Картотека игр и упражнений 40

Исполнение песен Развивать музыкальную память (учить наизусть); групповое пение; включение минимальных движений Исполнение выученных песен «Аргыьым мацан хаар», «Кораблик», «Мы рисуем музыку», «Калыбельная умки», «Котенок», «Мамочка моя», «Не отнимайте солнце у детей», «Вальс» 40

Второй год обучения

Виды деятельности Программные задачи Содержание задачи Музыкальный материал Часы

Ритмический и рече-ритмический слух Развивать чувство метро-ритма; развивать ритмический слух Картотека игр и упражнений 40

Исполнение песен Развивать муз. память, учить сольному пению, учить петь выразительно в разных темпах, меняя динамические оттенки Пение ранее выученных песен подгруппой и по одному, пение в движением, инсценрование песен «Паучок» К. Костин, «Цветные огоньки» М. Карминский, «Манная каша» Г. Абелян, «Хомячок» Г. Абелян, «Гномик» О. Юдахина, «Новогодняя песенка» Германовска, «Тугутчаан» Н 40

Виды деятельности Программные задачи Содержание занятий Музыкальный материал Часы

Распевание Развивать диапазон голоса; учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами; Упражнения на развитие слуха и голоса; «Вот такая чепуха», «На птичьем дворе» Рыбкина, «Пляшут зайцы», «Дождик» Френкель 40

Разучивание и исполнение песен Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне «ре»1 октавы, до «До»2; учить вместе начинать и заканчивать песню; петь с муз. сопровождением и без него; выразительно исполнять песни с разным эмоционально-образным содержанием Знакомство с новой песней, беседа по содержанию, разучивание мелодии и текста. Пение по руке, пение по фразам, пение по руке, мелодии на фразы, на гласные слоги. «С нами друг» Г. Струве, «Гномики» К. Костина, «Почемучки» Л. Туркина, «Я рисую море» Н. Тимофеева, «Кэти и Петя» О. Поляковой, «Мурлыка» А. Морозова, «Зелёные ботинки» С. Гаврилова. 40

Ритмические и рече-ритмические игры, упражнения Развивать чувство ритма; развивать ритмический слух Картотека упражнений 40

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Беседа о музыке, о музыкальных инструментах. Различать музыкальные инструменты по тембру. Дать детям понятие, что такое вокальная и инструментальная музыка, о выразительных средствах ее передачи. Используется беседа, рассматривание музыкальных инструментов.

Прослушивание аудиокассеты с записями музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Понятие о высоких и низких звуках. Нетрадиционное занятие «Путешествие в сказочную страну».

Песенно-игровое творчество. Музыкально-дидактические игры.

Обучение игре на музыкальных инструментах. Использовать ознакомление, восприятие музыкальных произведений для игры.

Работа с родителями.

Консультации на темы:

1. «Как охранять детский голос»

2. «О колыбельных песнях и их необходимости»

3. «Как развивать музыкальный слух у ребенка»

4. «Музыка и дети, музыкатерапия»

1. Проявление интереса к вокальному искусству

2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен разного характера

3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.

5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн. : «Лексис», 2005 г. – 48 с.

10. Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт –Петербург: «Композитор», 2003 г. –

11. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт –Петербург: «Невская нота», 2011 г. – 106 с.

12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота»,, 2010 г. – 45 с.

15. Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. : Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.

16. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев.Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Детский сад № 30 «Малышок»

Кружковая работа

по вокалу на 2018-19уч. год

Источник

Программа вокального кружка «Сольное пение»

вокального кружка «Сольное пение»

Программа рассчитана на 2 года

учитель музыкального искусства

администрации Новоазовского района

Донецкой Народной Республики,

учитель высшей категории

Утверждена на методсовете

Программа кружка «Сольное пение» по художественно-эстетическому

направлению рассчитана на детей 7-15 лет. Данная программа занятий сольным пением рассчитана на четыре года обучения, 68 часов (1 час 2 раз в неделю во внеурочное время). Программа обучает детей основам музыкальной грамотности, помогает сформировать навыки вокального мастерства, развивает музыкально-эстетический вкус, музыкальные способности, творческую активность детей.

В кружке « Сольное пение » могут заниматься дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением.

При зачислении в кружок ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон, точность интонации.

Музыкальные данные учащихся фиксируются в «Таблице роста» ребёнка и на их основе составляется в дальнейшем индивидуальная работа каждого обучающегося.

Занятие в кружке «Сольное пение» проводится 2 раза в неделю по 1 часу. Если состав кружка неоднороден по возрасту и уровню развития голоса, целесообразно заниматься отдельно с каждым ребёнком.

Весь педагогический процесс должен быть проникнут не только целями вокального и музыкального развития детей, но и общим воспитательным задачам школы. Педагогу необходимо следить за успеваемостью учащихся в школе, поддерживать тесную связь с родителями и классными руководителями.

Большое значение в работе педагога имеют беседы, направленные на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся (беседы о музыке, композиторах, анализ музыкальных и литературных текстов, сведения о поэтах, прослушивание звукозаписей профессиональных певцов ).

Необходимо знать специфику и природу развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии ребёнка. Голоса школьников в процессе развития можно разделить на 3 основные группы:

1. голоса чисто детские (1-й год обучения )

2. голоса формирующиеся (2 – й год обучения)

В процессе занятий формируются основные вокальные навыки, искореняются дефекты речи, развивается звуковысотной слух, интонация, чувство ритма.

При обучении пению значительная роль принадлежит репертуару. Правильно подобранный репертуар не только успешно развивает музыкально певческие способности детей, но и содействует их эстетическому развитию, а так же высоких нравственных качеств.

Весь репертуар должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся кружка «Сольное пение». Нужно разумно сочетать произведения различной сложности.

При подборе репертуара важно придерживаться и жанрового разнообразия: героика, романтика, лирика, патриотизм и др.

Группа 1-го года обучения комплектуется из учащихся 7-10 летнего возраста, занятия для них проводятся 1 раз в неделю индивидуально до 20 минут.

Программа так же предполагает включение детей в многообразную внеурочную деятельность: конкурсы, фестивали, праздники, смотры, выпуски музыкальных газет, игры и т.д.

Принципы образовательной деятельности.

Это принцип восходит к идеям гуманистической психологии и педагогики. Направлен на человека как полноценно функционирующую личность, которая видится как развивающаяся личность, а не застывший результат.

3. Принцип природоспособности.

— создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребёнка;

— определение методов обучения не содержанием образования, а врождёнными способностями детей;

— информирование полезных привычек;

— установление количества изучаемого материала, сроков обучения на основе индивидуальных особенностей ребёнка;

— стимулирование у каждого ребёнка индивидуального своеобразия;

— постоянная направленность на достижение конечной цели образования, т.е. на творческое развитие личности.

Этой же цели способствует определение мотивации познавательной деятельности каждого ребёнка.

5. Принцип поисковой, творческой и исследовательской направленности.

6. Принцип ценностной и целевой направленности.

Ориентируется на результаты. Например: формирование профессионального певческого голоса.

Цель и задачи программы.

Развивать у детей качества, значимые для занятий сольным пением эстетический вкус, творческую самостоятельность, нравственные качества, интерес и любовь к музыке и пению.

• Формирование у детей основных вокальных навыков;

• Развивать звуковой слух, чистоту интонирования, чувство ритма, научить каждого обучающегося правильно и грамотно петь;

• Создавать условия для гармоничного развития личности каждого ребёнка, раскрытие всех его способностей к художественному творчеству;

Способствовать формированию умения самостоятельно выбирать репертуар;

• Привлечь детей к регулярному посещению занятий и формированию коллектива.

Для младшего школьного возраста характерны следующие мотивы деятельности:

— потребность, стремление приобрести знания;

— потребность в общении.

Ведущие виды деятельности:

Средний и старший школьный возраст отличают следующие мотивы познавательной деятельности:

— потребность занять своё место в коллективе;

— потребность личной самооценки;

— стремление приобщаться к жизни и деятельности взрослых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *