Что такое воспитательная система основные компоненты
Что такое воспитательная система основные компоненты
Понятие, структура и развитие воспитательной системы.
Понятие воспитательной системы
Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.
Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом.
Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.
Структура воспитательной системы
В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).
— диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;
— обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);
— организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;
— организация сотрудничества школы, семьи и общественности;
— гуманизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание воспитательной системы включает два аспекта:
— совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;
— различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.
Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.
Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей.
Общение как обязательный компонент воспитательной системы представляет собой единство трёх элементов: информационного (обмен информацией), перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание) и интерактивного (взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их взаимное влияние друг на друга).
Развитие воспитательной системы
Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспитанников. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой воспитательной системе.
Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконечно, поскольку в системе происходят изменения, обусловленные тем, что периодически обновляется контингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, прекращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы и дезинреграции её элементов. (Напомним: ещё А.С. Макаренко указывал, что коллектив должен постоянно развиваться, остановка в развитии означает «смерть коллектива»).
Поэтому на последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Выходом из кризисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д.
Воспитательная система и ее компоненты.
Воспитательная система как социально-педагогическое явление имеет следующие черты:
Ø Воспитательная система-это система социальная, ее функционирование осуществляется в соответствии с законами общественного развития.
Ø Воспитательная система-это система педагогическая, ее содержание направлено на реализацию учебно-воспитательных задач.
Ø Воспитательная система-это система целостная, характеризующаяся упорядоченностью структуры связей и элементов.
Ø Воспитательная система-это система открытая. Она имеет множество связей с социальной и природной средой, которые обеспечивают функционирование и развитие системы.
Ø Воспитательная система-это система целенаправленная. Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы. Цель играет системообразующую роль.
Ø Воспитательная система-это система саморазвивающаяся. Способность системы к преодолению противоречий своего развития участниками педагогического процесса.
Воспитательная система, как неоднократно подчеркивалось, есть развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы – процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции, и этапы этого процесса. Значительный вклад в изучение процесса развития воспитательной системы внесли В.А. Караковский и А.М. Сидоркин. Ими установлено, что этому сложному, противоречивому, нелинейному процессу свойственны следующие закономерности:
Ø Преобладание внутренней детерминации процесса над внешней;
Ø Наличие и разрешение противоречий между хаосом и упорядоченностью, новациями и традициями в жизнедеятельности системы;
Ø Опережение развития структуры по сравнению с функциями;
Ø Возникновение кризисов, обусловленных рассогласованием структуры и функций и выражающихся в усилении дезинтегрирующих тенденций;
Ø Смена основной системообразующей деятельности или изменение ее смысла в результате преодоления кризиса;
Ø Сохранение в жизнедеятельности школы «зон неупорядоченности».
Любая воспитательная система проходит в своем развитии четыре стадии, такие как: 1) этап становления; 2) этап стабильного развития; 3) этап завершающий; 4) этап обновления и перестройки системы. Для каждого этапа характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи.
Л.И.Новикова, А.В.Караковский, Н.Л.Селиванова выделяют следующие ее компоненты:
Ø Цели, выраженные в исходной концепции;
Ø Деятельность, обеспечивающую достижение целевых ориентиров;
Ø Субъект, ее организующий и в ней участвующий;
Ø Рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект и некую общность.
Ø Среду системы, освоенную субъектом.
Ø Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Петербургские исследователи И.А.Колесникова и Е.Н.Барышников выделяют три компонента несколько составляющих частей:
Ø Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы: цели воспитания, принципы, содержание жизнедеятельности воспитательной системы, методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы.
Ø Пространственно-временную структуру, состоящую из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся.
Ø Координационно-педагогический компонент, который включает в себя:
1. Совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе.
2. Воспитательные функции педагогического коллектива.
3. Систему повышения профессиональной компетентности педагогов.
4. Систему педагогического просвещения родителей и взаимодействия с ними.
5. Управление развитием воспитательной системы
Воспитательная система, как полагает В И. Беспалько, представляет собой взаимосвязанную совокупность таких инвариантных:
Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.
Школа как сложная целостная система.
Воспитательная система школы.
Подсистемы воспитательной системы.
Три слоя воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы.
В современных условиях, руководствуясь Законом «Об образовании», мы рассматриваем школу как общеобразовательное учреждение, объединяющее под общим управлением и финансированием несколько воспитательно-образовательных учреждений для обеспечения на основе преемственности реализации различных образовательных программ на уровнях (ступенях) начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Это дает возможность создать целостную воспитательную систему образовательного учреждения, сконцентрировать педагогические и управленческие кадры, финансы и материально- техническую базу, а также учесть запросы родителей и обучающихся.
Любая школа является сложной целостной системой, активно взаимодействующей с внешней средой. Модель открытого типа отражает взаимосвязь трех компонентов системы: «вход» —> «процесс преобразования» —> «выход».
Воспитательную систему школы можно рассматривать как непрерывно развивающуюся во времени и пространстве целостную совокупность детей и воспитателей, объединенных духовно и социально-значимыми целями и ценностями, нравственными нормами и воспитательными отношениями, совместной деятельностью, направленной на преобразование всего общеобразовательного учреждения в воспитательную среду их жизнедеятельности и личностное самовоспитание и самосовершенствование. Следовательно, воспитательная система школы характеризуется наличием воспитательного процесса во всем его многообразии.
Воспитательная система общеобразовательного учреждения охватывает весь образовательный процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы-комплекса, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Исходя из этой характеристики, в составе воспитательной системы школы можно выделить следующие подсистемы:
2. Личностная подсистема (формирование личностных качеств ребенка);
3. Дидактическая подсистема (образовательный процесс);
4. Система воспитательной работы (совокупность мероприятий, имеющих воспитательную направленность) и дополнительного образования;
5. Социально-природная подсистема (внешняя среда);
6. Досуговая подсистема.
Системный подход к построению воспитательного процесса в школе предполагает выделение трех слоев воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.
Основные компоненты и элементы воспитательной системы школы.
Ценностно-ориентационный компонент: 1. Методологическая ориентация в воспитании детей. 2. Ключевые (основные) идеи (теории) воспитания детей. 3. Понятие «воспитание» в школе. 4. Тип воспитательной системы школы по доминирующей ориентации. 5. Цели и задачи воспитания в школе. 6. Перспективы жизнедеятельности сообщества школы. 7. Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности школы. 8.Содержание воспитания в школе.
Функциональнодеятельностный компонент: 1. Системообразующие виды деятельности. 2. Формы и методы организации совместной деятельности и общения в школе. 3. Основные функции и роли воспитательной системы школы. 4. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школы.
Пространственно-временной компонент: 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметноматериальная среда. 2. Связи и отношения сообщества школы с другими общностями детей и взрослых. 3. Место и роль школы в воспитательном пространстве района и города. 4. Этапы становления и развития воспитательной системы школы.
Диагностико-аналитический компонент: 1. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы. 2. Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы школы. 3. Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов диагностического исследования.
Воспитательное пространство, наряду с воспитательной системой, является необходимым и эффективным механизмом личностного развития ребенка. Под воспитательным пространством образовательных областей и учебных предметов понимается педагогически целесообразно организованная среда, в которой осуществляется совместная деятельность педагогов и обучающихся, и которая является интегрированным условием их личностного развития.
Таким образом, модель воспитательной системы школы имеет сложную структуру, она состоит из подсистем, компонентов и слоев, скрепленных системными связями. Соединение частей системы в единое целое обеспечивается её управленческим блоком – администрацмей во главе с директором школы.
Статья «Компоненты воспитательной системы»
Компоненты воспитательной системы
Изучив научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (Е.Н. Степанов, Л.И. Новикова, Дереклеева Н.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л., Колесникова И.А. и др.), также ознакомившись с технологией коллективного воспитания, моделью индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г.Щедровицкий); моделью психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С.Газман); позиции которых я принимаю и стараюсь внедрять в свою работу, а также с методической литературой и системами воспитательной работы других педагогов, я убедилась в том, что в современных условиях выполнение задач воспитания нравственных ценностей может быть успешным при психологической установке классного руководителя на системно-смысловой, деятельностный, проблемноцелевой и личностный подходы к воспитанию. Уровень должен соответствовать педагогической культуре классного руководителя, родителей, использованию специального педагогического инструментария для диагностики уровня сформированности нравственных ценностей учащихся, определению уровня воспитанности школьников.
Следует отметить, что в процессе моделирования и построения воспитательной системы необходимо определить основные компоненты.
Таким образом, к основным компонентам воспитательной системы следует отнести:
Реализация 5 компонентов воспитательной системы.
Этот компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, развитии и управлении воспитательной системы класса.
Главную роль здесь играет классный руководитель, который отвечает за результативность воспитательного процесса в классе. Учащиеся класса являются полноправными субъектами жизнедеятельности данного классного сообщества. Планирование КТД в классе, участие в классном самоуправлении происходит с учетом желания и возможностей каждого ребенка.
Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, КТД, участвуют в спортивных соревнованиях, их личный пример, родительское слово имеют большую значимость в формировании личности их ребенка.
Это совокупность целей, задач, принципов построения, нравственных ориентиров и жизнедеятельности классного коллектива.
Системообразующий вид деятельности и методы организации совместной деятельности и общения классного сообщества и классного руководителя.
Систематизация воспитательной деятельности по направлениям, формирование годового круга традиционных дел в классе. Воспитательная работа в классе ведется по следующим направлениям:
— организационная работа с ученическим коллективом, в ходе которой решаются вопросы по организации дежурства в классе, питания, обеспечение учебниками, организация учебного труда и т.д.;
— создание атмосферы познавательного комфорта, формирование культа знаний.
3. Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества, от которого прежде всего зависит успешность реализации воспитательных задач, в свою очередь зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
Пространственно-временной компонент складывается из:
Эмоционально-психологической, духовно-нравственной и предметно-материальной среды (каждая воспитательная система имеет свою среду, свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются деловые и личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации).
Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых. Воспитательная система класса не должна быть закрытой. Учащиеся классного коллектива принимают активное участие в совместных делах с представителями других классов.
Диагностико – аналитический компонент включает в себя:
Критерии эффективности воспитательной системы.
Несмотря на то, что в педагогической науке еще существует проблема исследования эффективности учебно-воспитательной работы, тем не менее, мерилом эффективности функционирования воспитательной системы признают следующие критерии: воспитанность учащихся, защищенность и комфортность, удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью в классе, уровень сформированности классного коллектива.
Аналитико-диагностическая деятельность в классе проводится совместно с психологом школы Евдокимовой О.С. Для диагностики воспитательного процесса в классе как классным руководителем, так и психологом, используются следующие методики: М.И.Шилова «Изучение воспитанности учащихся»; Б.П.Битиносс «Диагностика ценностных отношений школьника», тест А.А.Андреевой «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»; Анкета «Я и моя семья», методики «Тусовка» и «Мишень» и другие.
Модель воспитательной системы: понятие, структура, основные компоненты.
1. Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.
Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом.
Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.
2. В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение
Управление воспитательной системой, по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». К основным функциям управления воспитательной системой относятся:
— диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;
— обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);
— организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;
— организация сотрудничества школы, семьи и общественности;
— гуманизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание воспитательной системы включает два аспекта:
— совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;
— различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.
Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.
3. Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты:
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:
· 1. администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;
· 3. родители учащихся;
· 4. другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения.
Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:
· · ценности сообщества детей и взрослых;
· · принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.
Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:
· · системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;
· · основных функций воспитательной системы;
· · управления и самоуправления воспитательной системой.
Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:
Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:
· · отношений в обществе детей и взрослых;
· · внутренних и внешних связей воспитательной системы